Напишу тоже, пожалуй, да и закрою гештальт.
Понятно, что во втором сезоне все не так. Но что конкретно не так именно для меня?
Сценарий
Есть такая тема в драматургии – трехактная структура. Это классическое построение сюжета: завязка – кульминация – развязка. При этом на протяжении действия даже внутри одного акта может быть несколько трехактных структур друг в друге. С развитием сюжета развивается герой, поставленный в начале действия в драматургическую ситуацию, не свойственную для него. Герой развивается через преодоление препятствий (тоже построенных по трехактной структуре – проблема – кульминация – преодоление). К концу действия герой меняется в соответствии с классической драматургией, становится другим. Это не означает, что из прекрасного человека он обязательно должен стать подлецом и наоборот. Он просто «вырастает» из первоначальных обстоятельств: понимает для себя что-то важное, совершает героический поступок, не совершает никакого поступка (критическое бездействие), совершает антигероический поступок – и т.д.
Есть, конечно, другие драматургические структуры, но массовые проекты, как правило, строятся именно по трехактной – она близка и понятна зрителям самого разного интеллектуального и эмоционального развития. А у нас тут вроде не «Улисс» Джойса экранизировали.
И в этом я вижу некоторое заигрывание с артхаусом, где возможны открытая концовка, нелогичность действия и поведения героев, случайность событий (в артхаусных проектах все же оправданные, вспомним того же Линча), но при этом уровень основы-то самый что ни на есть обывательский, простой, как три рубля, не многослойный по смыслу. Здесь нет апелляций к подсознанию или каким-то играм разума, нет фантасмагории, аллегорий, сюрреализма, не прочитывается постирония. Тогда зачем это все? Если только «Мы победим, но мы пойдем другим путем!». Не получилось. Потому что есть еще одно выражение: «Работает – не трогай».
«Магическая» составляющая. В первом сезоне нам показали героиню со сверхъестественными способностями. Ну а почему бы и нет? Во-первых, про человеческий мозг, восприимчивость к каким-то трансцендентным вещам и прочим запредельным материям ничего толком неизвестно. Во-вторых, про подобное мы наслышаны. Черт его знает, есть или нет на самом деле, но утверждать обратное – бессмысленно. В-третьих, в жизни всегда есть место чуду. Но если возможность общаться с духами мы можем принять как допущение в реальной жизни, то использование на полном серьезе вполне себе материальной и отделенной от сознания конкретного человека магнетической машинки, гипножабы гипнотической шкатулки РобеЗпьера вызывает только нервный смех, неуместный для патетики повествования.
Герои
Курс драматургии, который я прошла в прошлом году, нам давали действующие драматурги – Николай Коляда и Олег Богаев. Не последние люди в профессии, мягко говоря. Говорили, в том числе, о построении героя.
Драматург должен знать о своем герое все: когда родился, в какой детсад ходил и с кем там дружил, любил ли манную кашу, сколько двоек получил в первом классе, в кого в первый раз влюбился, любит кошек или собак, какие у него любимые книги и фильмы, какие ситуации переживал, и как вел себя в них. Этого может никогда не узнать зритель, но это обязан четко понимать для себя автор. Из этого понимания складываются поведение и поступки героев, его речь. Речь – тоже очень важно, потому что как раз через речь зритель/читатель знакомится с героем, начинает понимать и принимать/не принимать его для себя. Служанка 19 века не может сказать: «Вы уже провели следственные мероприятия?». Это сразу аргумент в копилку непрофессионализма автора.
Анна
Я довольно много размышляла, что я могу допустить в характере Анны 2 сезона, а чего нет. Ну и на основе собственного жизненного опыта, сформулировались примерно такие мысли.
В конце первого сезона ее любимый человек пропадает прямо на пике чувств и эйфории от осознания взаимной любви. Обстоятельства складываются таким образом, что его может не быть в живых. Какова реакция человека в таких обстоятельствах? Такая, как нам ее показали в конце первого сезона: короткий шок, потом непринятие, казалось бы, очевидного, деятельность (в характере героини), розыски, потом – отчаянье. Она перепробовала все, что могла, чтобы прояснить ситуацию на месте, и столкнулась с неизвестностью, которую разрешить не в состоянии. Безысходность. Апатия. Депрессия.
Но в характере персонажа – преодоление всех проблем во что бы то ни стало. Поэтому пройдя через уныние, она начинает искать новые пути. Не найдя выхода и во второй итерации, уезжает (вот тут странно. Если вы потерялись, логично оставаться на том же самом месте, чтобы вас быстрее нашли. Ну и поиски она по идее должна была продолжать в фоновом режиме). Но не забывает. Она абсолютно уверена, что Штольман не бросил бы ее, если бы на то не было веских объективных причин – смерть, плен. Но подтверждения смерти нет, а значит, он может быть жив. Вспомните, родители до конца жизни ждут пропавших детей, потому что, как это ни грубо, трупов не найдено. А сколько женщин после войны ждали до конца жизни своих без вести пропавших мужей?
2 сезон. Пять лет – серьезный срок. За это время многое переболело и улеглось. И тем не менее. Я верю в обморок Анны в больнице и в ее слезы, когда она говорит: «Жив!». И все же допускаю холодность в первой встрече: она просто столько об этом переживала, что оглушена этой встречей. Не с точки зрения «Я тут исстрадалась, пока вы по казематам шлялись», а с точки зрения непонимания: «Вот он приехал как будто по долгу службы, и снова занялся расследованием вместо того, чтобы сначала прийти ко мне. Дорога ли я ему, как прежде? Чувствует ли он то же, что и я?». Потом происходит история с письмом, которое от Анны скрыли, и она находит подтверждение тому, что он по-прежнему ее любит. Все. Дальше пошли нелогичные в моем понимании выверты характера персонажа. В моей картине мира после письма она приходит к нему и говорит: «Давай поговорим. Расскажи мне все». И даже если после этого герой рассказывает не все (ну там Секретные Материалы и Страшные Тайны Охранки можно и опустить), то между ними начинает восстанавливаться связь и взаимопонимание. Которые вполне могут испытываться на прочность на протяжении действия, но, конечно, не такими топорными поворотами, как скрытая жена или внебрачные дети.
В пикник я не верю. В сцену в гостинице при конюшне – верю, как в игру актеров, но не как в реальную возможность на фоне существования второй жены. Не могло такого случиться, если до этого Штольман был убежден, что имеет право на Анну лишь в законном браке. Верю в сцену в гостинице с книгой, опять же, как в игру актеров. Для меня это зеркалка 1 сезона, когда она, отчаявшись, кричит ему: «Вы измучили меня!». Но в том случае все к этому шло, а в этом сцена создана предыдущими событиями искусственно.
«Вы самый благородный человек!» - финт ушами, как он есть. Я об этом писала уже. Ну и «Придумай, как нам жить вместе» недалеко от него ушло. Досматривать не стала вообще – вся эта чушь с приемными детьми, воспитываемыми родителями, - бррр.
Штольман
Конкретно его историю я не продумывала, но по жизни привыкла исходить из осознания, что мужчины – тоже люди, а не вот это все – «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». И поскольку мы один биологический вид, то и чувства в определенных обстоятельствах испытываем сходные. Гендерная стереотипизация предписывает в проявлении этих чувств женщинам быть эмоциональными, а мужчинам сдержанными, но суть от этого не меняется: там, где больно, - больно и мужчине, и женщине одинаково. Там, где взаимная любовь, - острота ощущений, уровень взаимопроникновения и ценности партнера одинаковые.
Про остальных героев не пишу, их уже сто раз обсудили, да и не стоит внимания их «развитие» в новом сезоне.
Подытоживая свою простыню, делаю несколько выводов:
Авторы бросили вызов массовому зрителю, изменив структуру повествования, показали, что так тоже можно, и это круто? Нет.
Авторы смогли удержаться в классической драматургии? Нет.
Герои развились за время действия? Нет.
А вообще, у того же Коляды любимая фраза:
«Меня часто спрашивают, как писать пьесы? Да я не знаю, как писать! Пьесы пишутся так: кто говорит – слева, что говорит – справа. А остальное – ум и сердце».
Отредактировано StJulia (09.04.2021 12:47)