Atenae, 31.03.2021
Как хороши, как свежи мухоморы!..
Сегодня не будет развёрнутого анализа вчерашних серий. Для этого надо их пересмотреть, а я в себе столько здоровья не нахожу. Так что буду писать по впечатлениям.
Ну, в общем. Социалистическая революция, о необходимости которой говорили большевики, свершилась! В смысле, сбылись самые жуткие и пессимистичные ожидания касательно концентрации низкопробного мыла во втором сезоне «Анны детективъ». Вопрос в том, может ли ухудшиться состояние того, кто уже умер? Судя по очередному трейлеру, у нас там на очереди: «Я жена графа Рыгайлова!» Аж оторопь берёт от нашей прозорливости. Но лучше бы без этого.
И вот когда всё сбылось, мне, как ни странно, полегчало. Единственное, на чём ещё держится мой интерес, это работа актёров, изумительно отыгрывающих даже этот непроходимый трэш и китч. Кстати, очень хорошие актёрские работы не только главных героев встречались и в двух последних новеллах. Почему мне стало легче? Да просто потому, что при нынешней концентрации этого трэша я уже не верю ни единому слову.
Понятно, что во втором сезоне нам усердно повышают ставки, заставляя сомневаться в единственной и непререкаемой истине, которая не отпускала зрителей первого сезона 4,5 года. В том, что любовь никогда не перестаёт. Но в том-то и дело, что в первом сезоне мы видели настоящую любовь реальных людей. Поступающих не всегда правильно, но всегда в соответствии со своими характерами, ни разу не перешагнув эту заданность. Во втором сезоне мы, напротив, видим, как героев немотивированно шатает от новеллы к новелле. Настроение Антона и Анны вообще, судя по всему, переключается при помощи тумблера. А тумблер – в руках у сценариста, который новеллу писал.
Но на последних кадрах 24 серии из своего характера мощно и безвозвратно выпадает Штольман. Потому что если поверить в его тайный брак, при котором он продолжает давать авансы Анне и даже фактически просит её руки у Марии Тимофеевны, то наш герой превращается в мистера Рочестера, каковым он никогда не был. Штольман кто угодно, только не трус. И как бы он ни был косноязычен, нашёл бы слова, чтобы успокоить Анну, ничего ей не объясняя из своих тайн. Настоящий Штольман предотвратил бы эту идиотскую коллизию одной фразой: «Я смогу просить вашей руки, когда устраню препятствие, которое не позволяет мне это сделать». И всё. Конфликт исчерпан, не успев зародиться. Но нет, он искусственно создан, вопреки ранее заданному характеру героя.
Реплика в сторону. В первом сезоне авторы тоже очень элегантно обыгрывали порой классические сюжеты, используя в качестве отправной точки «Яму», «Метель» или «Чайку». Во втором сезоне эту фичу доблестно превратили в баг. Потому что лично я уже устала раскланиваться со знакомыми, которых нахожу в каждой серии. Ромео и Джульетта – это хотя бы вечный сюжет, который можно обыгрывать как угодно. Но когда Ребушинский становится Сирано де Бержераком, а Штольман – Рочестером, то это уже моветон. Потому что фон может быть постмодернитстким, но герои всё же обязаны оставаться сами собой. Нельзя тырить из классики поступки героя. Это его обесценивает. Потому что сразу включается сравнение с оригиналом. А использование подобного хода мощно заявляет о дефиците у автора собственных идей для развития заданных ранее характеров. Впрочем, кто там думал о характерах?
Опять же, я понимаю, что новая глававторица пытается сделать с точки зрения драматургии. Она поступательно отнимает у Анны точки опоры, чтобы бросить её в объятия Чёрной Перчатки. Но вся незадача использования в данном случае сюжета Шарлотты Бронте заключается в том, что Джен Эйр не читала «Джен Эйр», а Анна Викторовна с её интересом к английской культуре – читала наверняка. И о том, что за ней охотится ЧП, она предупреждена. И о том, что метод ЧП – причинять жертве невыносимые моральные страдания, ей Полина поведала. И после этого Анна с кем-то там мутным идёт под венец? Да вы издеваетесь!
Кстати, я уже не сомневаюсь в том, что Полина – если не главное зло, то одна из его главных подручных. Аннушка ей слила план операции, и взамен поимки ЧП была разыграна комбинация, которая губит Анну и Штольмана. И предвкушала Полина вовсе не своё «освобождение», а именно вот этот позор своих противников и полное крушение Штольмана.
Что ещё мешает мне верить в происходящее? Серия про покушение на Антошку. Пока Штольман и Анна героически проходят заданный квест, Антон трагически умирает всю серию. При этом два на минуточку врача ни разу не говорят о том, какие именно системы отказывают у больного. В общем, умирает «от всего и сразу». А потом Штольман в последнюю минуту приносит целебный декокт «от всего и сразу». Видимо, живую воду, настоянную на молодильных яблочках, потому что утром Антон, едва не отдавший богу душу пару часов назад, уже бодро топает на службу. Да вы шутите! При остеохондрозе нерв зажмёт, потом зажим отпустит, а болеть будет ещё несколько дней. А тут типа глубокое поражение внутренних органов ядом прошло сразу, стоило вколоть целебный эликсир? Нас за кого держат?
О полной невозможности принять всерьёз серию о вурдалаках уже говорили много. Кстати, помимо Толстого оттуда торчат ещё уши «Вампиров в Суссексе» Конан Дойля. На хи-хи пробивает, стоит услышать «графиня Елеонская». Понятно, что хотели сделать приятное режиссёру, но хоть сколько-то надо бы с матчастью ознакомиться, чтобы не попадать в дурацкое положение, давая типа польской графине фамилию семинарского сироты. Запасаюсь попкорном и жду появления князей Крестовоздвиженских и маркизов Воскресенских.
А ещё я поняла, в чем лично для меня, как для детективщика, состоит одна из фундаментальных проблем второго сезона. В нём напрочь отсутствует сколько-нибудь достоверный образ зла. Если в первом сезоне это были вполне логичные, умопостижимые и уловимые полицейским способом патологические ревнивцы, алчные сумасшедшие, ловкие шарлатаны и мошенники, свихнувшиеся мстители, беспринципные шпионы, то что мы видим во втором? В большинстве новелл преступление сводится к половому вопросу. И чаще всего преступника либо нет, либо он очень своевременно умирает, чтобы не было досадной необходимости показывать его человеческую сторону, прописывать мотивации. Без ложной скромности, во всех наших сюжетах, которые были написаны по АДъ, мы начинали с того, что придумывали преступника: кто он такой, что им движет. И очень старались не повторяться. И долго искали то, что сделало бы злодея достоверным, вписанным во время и среду.
Да, нами был создан практически всемогущий гипнотизёр-медиум Зайдлиц. Но у всех его поступков всегда был чёткий, хотя и безумный мотив: ввергнуть человечество в мировую войну, чтобы приблизить рождение ницшеанского Сверхчеловека.
Есть у нас Перчатка Сатаны, граф Толстой. Совершенно инфернальная сущность, но и у него существует абсолютно чёткая мотивация всех действий, хотя и оккультная: подвергать людей дьявольскому соблазну и проводить через багровую дверь. И за Анной, и за Михаилом Кривошеиным он охотится с этой же целью. Потому что одарённые смогут заловить больше душ, служа проводниками зла.
А вот мотивы нынешнего Мирового Здла я не вижу, как ни силюсь. Какова цель всех этих многочисленных преступлений? Кстати, Ольга права: речь, которую ЧП задвигает Штольману за закрытой дверью, очень напоминает, как искушал граф Толстой молодого Мишку Чертозная. С той только разницей, что единственным мотивом ЧП называет скуку. Только из-за скуки затевать весь этот движ на всю Россию? Ребят, да не станет скучающий бездельник НАСТОЛЬКО напрягаться! Кстати, фразой про скуку нам в очередной раз подставляют Клюева. Понятно, что он там при делах. Но когда это делается столь нарочито, то уже понятно, что не он всем рулит.
И какие же ощущения от всего этого нагромождения ужасов по итогу? Да примерно как от страшных историй про Чёрную Простыню, летящую по городу. Помните, что мы рассказывали в детстве по ночам в лагере или в больничной палате? Вроде и нервы щекочет, а ни фига не страшно, потому что всё одно брехня! Так и тут. Досадно только, что историю, сильную в первом сезоне именно своей человеческой правдой, низвели до байки про Чёрную Простыню