Эта глава настолько огромна, что мысли разбегаются: о чем сказать в первую очередь? И не в размере дело, хоть и он внушает, а в каком-то невероятном по концентрации наполнении.
Столько здесь всего... Впервые появляется наш любимый Василий Степанович. И именно в тот момент, когда находка нелепой и смешной казалось бы книжки определила его жизнь и судьбу. Нет, даже не так. СУДЬБУ. И, ах, как звучит этот осенний темный вечер у костра! Какой чудный фильм я «смотрю ушами»! Все мальчишки прекрасны. У каждого своя физиономия и яркая индивидуальность. И потрясающая атмосфера посиделок у костра под уханье совы и треск козодоя, когда на наших глазах вспоминаются давние события, из настоящих ставшие мифами и легендами Затонска, где причудливо сплетаются реальность и выдумки!
Сцены в школе не менее фактурны и прекрасны. Услышав мощный храп учителя, даже пожалела его чуток: эк притомился, бедолага! Теософско-философский диспут о промысле Божьем по поводу комара доставил))). И остро вспомнилось своё, личное: как застукали на уроке за чтением под партой, и отправили к завучу стружку снимать... Как я Ваську понимаю! На самом интересном месте прервали, великую драгоценность экспроприировали, у доски отдуваться заставили... Зато в результате до Затонска добрались перелётные тюлени!)))
О сцене на кладбище вообще можно бесконечно говорить. Настолько явственно встает перед глазами парящий в вышине крест каслинского литья, настолько пронзительно звучат слова Егора и размышления Васьки о справедливости, о том, каково это - быть героем, или даже просто делать своё дело и исполнять долг, какова порой бывает цена, если человек не изменяет себе...
И не перестает поражать и изумлять, насколько глубоко, верно и проникающе в самую душу сперва в тексте, а теперь и в звукофильме авторы выразили то, кмк, общее настроение после финала первого сезона: «Иногда так хочется, чтобы был счастливый конец . Хотя бы в книжке.» «... книжный конец вышел даже страшнее того, настоящего, о котором рассказывал учитель. Может оттого, что его – конца истории, - как бы и не было. Приходилось его додумывать самому, а додумывалось такое…» «... Ну что же вы, господин писатель? В жизни плохо всё кончилось и у вас… В жизни понятно, что ничего не изменишь, а вам-то что за корысть была?» Страшная несправедливость во всем!
И так остро это звучит, так искренне! Потому что пропущено сквозь Васино сердце. Захватывающая и веселая сказка, вдруг так страшно и трагически закончившаяся, и в жизни обернулась трагедией. Но! Как и в нашей с вами жизни, в повести вновь появляется моя любимая Лизавета Тихоновна, Муза и соавтор Алексея Егорыча. И, как наши замечательные Авторы, возвращает Василию свет, надежду, веру в жизнь и справедливость. Потому что Лиза - тоже из их отряда. Из отряда тех, от книг которых душа расправляется и хочется жить.
И вот казалось бы, самая трагичная и эмоциональная часть - именно сцена на кладбище. Ан нет! И ночные литературные чтения Лизаветы Тихоновны с духом Алексея Егоровича за душу берут не меньше! Там были острые, непосредственные переживания подростка. Здесь - состоявшейся настоящей сильной женщины, несмотря ни на что сохранившей свет в своей душе. Вот оно, истинное развитие характера! Яркий и запоминающийся образ из фильма приобрел какую-то невероятную глубину, оставшись таким же обаятельным и достоверным. Всем героям нашей любимой фильмы невероятно повезло, наши удивительные Авторы подарили им такую жизнь и судьбу... А вместе с ними повезло читателям, а теперь и слушателям!
А о нетленках в столь блистательном исполнении вообще можно бесконечно говорить. Кмк, уже говорилось о том, что истории Ребушинского чем дальше, тем больше воспринимаются, как пропущенные серии канона. И от книжки к книжке Аврора и Якоб все больше и больше становятся похожи на Анну и Якова. И смешнючие перлы в этом дивном спектакле отходят на второй план, и переживаешь за героев не на шутку, особенно когда проходит параллель с «Коринфянами». Но вот когда уже становится ясно, что ЯфШ успел, когда он, как ужас, летящий на крыльях ночи, с потрясающей Штольмановской фразой «День добрый» обрушивается злодею на голову - вот тогда уже можно выдохнуть и насладиться этой феерической комедией буфф, звуками арфы вкупе с хором лягушек, непереводимой игрой слов Татселя и Пьетро Джованни, тирольскими распевами в миноре, и конечно же, потрясающими диалогами героев, ювелирнейше составленных из фраз, произнесенных ими самими, и из цитат из нашей киноклассики!
А финальная песня - просто на злобу дня!
Потрясающая работа. Извините за сумбур и простыню, но, повторюсь, слишком много чувств и мыслей она всколыхнула...