Велосипедное. Часть 3.
«Невинность и не винность», часть 31.
А тут специальное снаряжение. Английский костюм для велосипедных прогулок.
<…>
- …И костюм надо примерить.
Она бестрепетно распотрошила другой сверток и потрясла клетчатыми штанами.
- Я это не надену! - ужаснулся Штольц, - у них же нет брючин.
- Есть, просто они короткие. Это бриджи. А вот еще пиджак, кепка и гетры.
- Агаша, смилуйся, я в этом на улицу не выйду!
Порфирий, не упрямься! Тут все по науке!
Первые велосипедисты были одеты в повседневную одежду, сообразно моде и своему социальному положению. С увеличением средней скорости езды стало очевидным неудобство шляп-котелков, суконных сюртуков, брюк со штрипками и туфель. За границей специализированные костюмы для велосипедистов появились в начале 1870-х годов, в России - десятилетием позднее. Основные требования, предъявляемые к костюму, были просты: одежда должна быть удобной, прочной, хорошо вентилируемой и не стеснять движений.
Костюм велосипедиста 1890-х годов состоял из кепи или шляпы, короткой куртки или пиджака темного оттенка, с карманами, снабженными пуговицами, коротких (чуть ниже колен) свободных брюк, чулок и низких башмаков на шнуровке. Также неотъемлемой принадлежностью костюма считался широкий пояс-кушак, призванный предохранять внутренности от чрезмерных сотрясений. На поясе обычно были карманы - для часов, цепочкой прикрепляемых к поясу, и для мелких монет. Такие костюмы предназначались для велосипедных прогулок, спортсмены использовали более облегченный вариант костюма.
Костюм следовало изготавливать из шерстяных тканей:
«Материал, из которого делается велосипедный костюм, должен легко впитывать испарину и влагу, а также легко высыхать под влиянием воздуха, причем костюм должен быть практичен и удобен. В виду этих требований, вся одежда, верхняя и нижняя должна быть обязательно из чистой шерсти или фланели без всяких примесей. Опыт указал на необходимость совершенного устранения из велосипедного костюма бумаги или полотна, так как эти материи во влажном состоянии, происходящем от испарины или дождя, сообщают телу чувствительный холод. Ездоку, одетому с головы до ног в костюм из чистой шерсти или фланели, бояться нечего. Если даже дождь его промочит насквозь, хотя бы несколько раз в продолжение одной и той же экскурсии, он вне опасности..."»
Юлий Блок. Велосипед. Его значение для здоровья, практическое применение, уход за машиной и пр. 1892 г.
Полностью рекомендации Ю.Блока читайте ниже:
Сказать свое веское слово про костюмы не забыли сказать и составители представленных выше правил езды на велосипеде в городах:
«Употребление при езде непривычных для публики, обращающих на себя внимание костюмов воспрещается» (Владимир, 1896 - Москва, 1909)
«Езда по городу в гоночных костюмах, без куртки, равно и в костюмах, обращающих на себя общее внимание публики, воспрещается» (Петербург, 1897)
В среде московских велосипедистов считалось модным одеваться «у Жака», магазин которого находился на Петровке. Месье Жак начал свое дело именно как портной, изготавливавший платье для велосипедистов, и лишь в конце 1890-х годов, расширив предприятие, стал заниматься одеждой для занятий и другими видами спорта.
В Петербурге велосипедные костюмы предлагали мастерская «Ю. Готлиб» на углу Невского и Владимирской и «Голландский магазин белья» на Владимирской, против Стремянной.
С нарастанием популярности велосипеда количество заведений, где можно было одеться с головы до ног по последней европейской моде, многократно возросло.
На первой иллюстрации велосипедный трикотажный костюм из "Мюра и Мерилиза" - комплект из фуфайки, штанов и чулок -11 рублей с копейками, примерно столько стоил аналогичный набор от "Жака", на второй иллюстрации "полный элегантный велосипедный костюм" от "Жака" - 1910г. - от 35 рублей (без обуви).
В 1890-е "Жак" предлагал полный костюм с обувью за 22.50. Членам велосипедных обществ и клубов - 10% скидка!