Я тут, в процессе подбора цитат, осознала одну интересную вещь. Где-то о ней же вскользь писали и вы, Старый Дипломат, вспоминая "Сказку о царе Салтане". Когда подчеркнули, что Царица ни словом не упрекает мужа, хотя ей и говорят, что все ее злоключения - по царскому приказу. Что находит ему оправдание - либо клевета, либо колдовство.
Так вот, похожий сюжет есть в народных сказках почти любой страны. Когда либо жених с невестой, либо супруги расстаются. И в разлуке подвергаются самым разным несчастьям, и искушениям. Иногда этих искусов и не выдерживают - либо по слабости, либо в процессе колдовства. Очень силен мотив клеветников, которые оговаривают кого-либо из пары, а то и обоих. И чаще всего оба с честью выдерживают испытание - не верят в реальную измену, или внезапную злобу. Или понимают, что виной всему колдовство. Или просто - прощают. Правда, обычно все-таки в роли понимающих и прощающих реальный грех, выступают женщины.
Я уже дала цитату из настоящей "Рапунцель", в соседней теме. Хотя там особой вины Принца нет, но нынче ему лего приписать легкомыслие и близость с Рапунцель без брака, а значит - несерьезное отношение. Но героине сказки такое и в голову не пришло.
"Финист Ясный сокол", где по вине завистливых сестер раненный молодец покидает избранницу. Судя по всему, решив, что ножи повтыкала именно она, хотя, возможно, что-то из сказки потерялось - очень смутный момент. Марьюшка находит Финиста супругом другой красавицы, ибо он околдован и все забыл. И никаких претензий - расколдовала, разбудила. А тот уже сам все верно решил - "Которая жена настоящая - та, что обманывает, или та, что спасает?"
"Безручка", особенно люблю в пересказе Платонова. Мотив, как в "Сказке о царе Салтане" - мужу сообщается ложь о рождении уродца, а в семью летит поддельное же письмо с указом изгнать жену и ребенка. Хотя на деле муж писал еще лучше, чем Салтан, что, дескать, дитя любить и жалеть, оно не виновато, что безобразным родилось... И только через 20 лет Безручка встречает мужа - после битвы, где помогла сражаться сыну. И что для нее оказывается главным в этот миг? Сказать - "Ах ты, козел, всю жизнь мне поломал?". Нет:
"И когда подошла к нему безрукая женщина в простой солдатской одежде, полководец поглядел в ее лицо и узнал в ней свою жену, а Безручка увидела, что полководец этот - ее муж. Безручка хотела обнять своего мужа - целый век жила с ним в разлуке, да вспомнила: нет у нее рук. Они у нее опять сразу отсохли, как она сына отстояла в бою. Однако не стерпела Безручка и потянулась к мужу. Его она всегда любила и не могла забыть. И в тот же миг, словно из сердца, выросли у нее руки, такие же сильные, как прежде были, и обняла она ими своего мужа. И с тех пор навсегда руки остались при ней..."
А еще чудесная история про девицу - богатыршу-Синеглазку. Только Иванушка смог ее покорить во всех смыслах, обручились они, поехал тот на год к себе в царство. Братья его обманули, живую воду отобрали, стал Иван пьяницей. А Синеглазка позже с двумя сынками приехала, мужа вытребовала, а когда сынки спросили - "Что за пьяница такой", сказала - "тятенька ваш, его злые люди сгубили, а он ни в чем не виноват!")))
(Расскажи эту историю без имен, и про современность, скажут, что дура-гром-баба и мужик-тряпка-подкаблучник).
А еще сборнике арабских сказок была историю, не помню названия. Тот же сюжет примерно, что и выше. Только в поисках восточной "Синеглазки", герой ухитрился на другой царевне жениться. А потом таки поехал именно "Синеглазку" искать. Далее - все как в русском аналоге - братья, предательство, но не пьянство, а то ли тюрьма, то ли смерть от прорубания на куски. А когда "Синеглазка" восстанавливает справедливость, он ей честно признается, что одна жена у него уже имеется. Реакция:
- Не буду в обиде не на нее, ни на тебя. Она мне будет, как сестра!"
Восток - дело тонкое, и к многоженству - терпимое))
Но к чему я это...
Ведь в старину и правда, расставались порой очень надолго. И служба воинская - длинная, и торговые пути - долгие и опасные, и края за горизонтом - где на картах водятся драконы... Может быть, такие сюжеты и учили мужчин и женщин доверять друг другу в разлуке? Помнить о том, что злых людей хватает, и не надо слепо верить даже письмам - их так же легко подделать! Что саму верную жену могут оговорить, - или украсть. А любящего мужа "околдовать", да и памяти лишить - видимо, с амнезией наши далекие предки тоже сталкивались. И лучше все-таки верить до последнего, ждать, искать, спасать. Даже если и был проступок... Если любишь, конечно.
Да, тут уже недалеко до иной крайности, той самой, что в анекдоте - "Какие женщины у вас на работе злые, напоили, надушили, помадой разрисовали! Ой, Васенька, а женские трусы-то на тебе почему надеты? - Надь, ты у меня баба умная - придумай что-нить сама..."
Но ведь те испытания, которые в сказках имеются ввиду - они все-таки несколкьо более уважительная причина.