Алиса написал(а):Может быть потому, что для того чтобы в то время женщине стать врачом, надо было очень сильно этого хотеть, вот прямо чтобы это было основной целью в жизни, а у Анны этого нет.
Мария_Валерьевна написал(а):А уж тогда, да девушке! Это правда, должен быть ЖЕЛАНИЕ. Чтобы всем ради него хотелось пожертвовать.
Это была жестокая битва за право учиться!
История высшего женского медицинского образования в XIX в.
"Она <женщина> твердо объявила свое желание участвовать в общем деле и приступила к нему не только бескорыстно, но и самоотверженно… В жажде высшего образования она проявила серьезность, терпение и представила пример величайшего мужества».
Ф.М. Достоевский, «Дневник писателя» за 1876 год.
Мы смотрим на выдачу лекарских дипломов женщинам
как на новую главу истории унижения
и оскорбления русского врачебного сословия…
Журнал «Современная медицина», декабрь 1877 года
[indent] В марте 1861 года домашняя учительница Людмила Ожигина подала в Харьковский университет прошение с просьбой разрешить посещать лекции на медицинском факультете. Прошение дошло до Александра II, который решил вообще рассмотреть вопрос о допуске женщин к высшему образованию наряду с мужчинами. Главное правление училищ запросило на этот предмет все российские университеты: Петербургский, Киевский, Казанский и Харьковский дали положительный ответ, а Московский и Дерптский – отрицательный. Некоторые университеты при отсутствии прямого запрета разрешили женщинам посещать лекции, а две дамы даже были приняты в Медико-хирургическую академию. Однако в 1864 году комиссия по составлению университетского устава выступила против высшего образования для женщин. Дамы, взятые в Медико-хирургическую академию, были отчислены.
«Еще будучи за границей, я слышал о зародившемся среди русских женщин стремлении к высшему образованию и вернулся в Россию с готовым сочувствием такому движению. Осенью 61г. я познакомился с двумя представительницами нового течения, серьезно и крепко зараженными на подвиг служения женскому вопросу. Они доказали это впоследствии, кончив курс в Цюрихе и выдержав экзамен в России на право практики. В то время они еще не готовились держать экзамен из мужского гимназического курса, на что у них уходили вечера, а по утрам ходили в доступную тогда для женщин медицинскую академию, где слушали нескольких профессоров (между прочим, и меня) и работали в анатомическом театре старого Грубера, бывшего однако очень довольного их занятиями. Как было не помочь таким достойным труженицам!».
Сеченов И.М. «Автобиографические записки», 1907г
Суслова Надежда Прокофьевна (1843-1918гг)

[indent] Первая женщина-врач России. Родилась в Нижегородской губернии, в семье крепостного крестьянина, получившего вольную от графа Шереметева и ставшего владельцем ситцебумажной фабрики. Образование получила в частных пансионах. В 1861 году была зачислена слушательницей Петербургской медико-хирургической академии. В лаборатории И.М. Сеченова выполнила в 1862 году экспериментальное исследование на тему «Изменение кожных ощущений под влиянием электрического возбуждения». После запрета на обучение в России поступила на медицинский факультет Цюрихского университета, который окончила в 1867г. Защитила докторскую диссертацию на тему: «Доклад о физиологии лимфы» и получила диплом доктора медицины, хирургии и акушерства. По возвращении в Россию вынуждена была подтвердить диплом и повторно защитить диссертацию Медико-хирургической академии». Медицинская комиссия под председательством С.П. Боткина дала Н.П. Сусловой право на врачебную практику в России. Работала акушером-гинекологом. В 1870 году была опубликована ее работа на тему о воспитании детей в первые годы жизни. Первый муж Надежды Сусловой – Фридрих (Фёдор) Эрисман – швейцарский врач, основоположник гигиены в России, изобрел школьную парту. Второй супруг – профессор гистологии Александр Голубев. Последние 25 лет Надежда Прокофьевна жила в Крыму оказывала бесплатную медицинскую помощь местным жителям, занималась благотворительностью. Она пожертвовала крупную сумму на строительство гимназии в Алуште, поддерживала пострадавших в результате русско-японской войны, устроила в своем имении школу для нуждающихся детей. Медицинские инструменты, лекарства и книги Суслова завещала больницам Крыма.
[indent] Н.П. Суслова младшая сестра Аполлинарии Сусловой. С Ф.М. Достоевским они, конечно, были знакомы, он писал о ней: «Редкая личность, благородная, честная, высокая!». Приведу отрывки из единственного сохранившегося письма Ф.М. Достоевского к Н.П. Сусловой от 19 апреля 1865г.:
Я Вас высоко ценю, Вы редкое существо из встреченных мною в жизни, я не хочу потерять Вашего сердца. Я высоко ценю Ваш взгляд на меня и Вашу память обо мне. <...>.
Опять хочу повторить Вам свой всегдашний совет и пожелание: не закупоривайте себя в исключительность, отдайтесь природе, отдайтесь внешнему миру и внешним вещам хоть немножко. Жизнь внешняя, действительная развивает нашу человеческую природу чрезвычайно, она материал дает. Впрочем, Вы не смейтесь надо мной очень <...>.
До свидания: когда-то? Прощайте. Будьте счастливы, будьте счастливы всю Вашу жизнь. Крепко жму Вам руку и очень желаю с Вами хоть когда-нибудь встретиться. Что-то мы тогда будем оба? А Вы мне всегда будете очень памятны <...>.
У Вас теперь юность, молодость, начало жизни — экое счастье! Не потеряйте жизни, берегите душу, верьте в правду. Но ищите ее пристально всю жизнь, не то ужасно легко сбиться. Но у Вас есть сердце, Вы не собьетесь. <...>
[align=right]Ваш весь Ф. Достоевский
Обручева Мария Александровна (1839-1929гг)

[indent] Первая русская женщина-офтальмолог. Родилась в Сандомирской губернии, в семье генерал-майора А.А. Обручева. Чтобы иметь возможность учиться и получить высшее медицинское образование в 1861г. вступила в фиктивный брак с врачом П.И.Боковым. В 1861-1864 годах поступила в качестве вольнослушательницы в Петербургскую Медико-хирургическую академию, работала в анатомическом театре у проф. В.Л. Губера и в физиологической лаборатории у И.М. Сеченова. Под его руководством в 1862 г. выполнила исследование «Способ искусственного воспроизведения цветовой слепоты (дальтонизма)». В 1864 году принуждена была покинуть академию вследствие запрета женщинам посещать лекции и практические занятия. В 1868-1871 гг. училась на медицинском факультете Цюрихского университета, где после защиты в 1871 году диссертации на тему «О кератите» получила диплом доктора медицины, хирургии и акушерства. Во время франко-прусской войны (1870 г.) Мария Александровна работала сестрой милосердия госпиталя г. Вердена. Возвратившись в Россию в декабре 1871 году, сдала экзамен на право врачебной практики в России. В декабре 1887г. М.А. и П.И. Боковы получили разрешение на расторжение брака по взаимному согласию. В феврале 1888г. венчание с И.М. Сеченовым (с которым фактически проживали вместе с 1875г). М.А. Бокова известна также как переводчик на русский язык сочинений Ч. Дарвина, А. Брема.
До недавнего времени существовала гипотеза, что Н.Г. Чернышевский воспроизвел в романе «Что делать?» действительно имевшую место ситуацию – номинальный, а потом и фактический брак П. И. Бокова (Лопухов) и М. А. Обручевой (Вера Павловна), спустя некоторое время ее увлечение И. М. Сеченовым (Кирсанов), женой которого она вскоре и стала. П. И. Боков, желая счастья любимой женщине и своему другу, устранился, сохранив с ними обоими на всю жизнь добрые отношения. Произведенные хронологические расчеты в исследованиях последних лет приводят к выводу, что все перипетии романа М. А. Обручевой с П. И. Боковым и И. М. Сеченовым относятся ко времени после написания "Что делать?" и, вопреки общераспространенному мнению, никакого отношения к фабуле романа не имеют.
Кашеварова-Руднева Варвара Александровна (около 1842-1899гг)

[indent] Первая женщина, получившая в России звание врача и степень доктора медицины.
Она не знала своих родителей и даже своей фамилии (предпол. Нафанова), рано оставшись круглой сиротой. Грамоту усвоила на слух от детей своего опекуна - сельского учителя в захолустном местечке Витебской губернии. Оставив опекуна, ушла в Петербург, где работала прислугой, прачкой, продолжая урывками обучаться грамоте.
Совсем юной (15 лет) вышла замуж за богатого купца Кашеварова, обещавшего ей дать возможность учиться. Обещание свое он не выполнил. Уйдя от мужа, поступила в акушерскую школу Повивального института, где в 1862г. получила диплом акушерки. Закончила годичные курсы по распознаванию и лечению сифилиса при Калинкинской венерологической больнице. С невероятными трудностями, заручившись поддержкой видных профессоров Медико-хирургической академии - С.П. Боткина, И.М. Сеченова, она была принята в 1863 году стипендиаткой в Медико-хирургическую академию. Весной 1864 году специальным приказом военного министерства посещение женщинами лекций Медицинской академии было запрещено — исключение делалось лишь для В. Кашеваровой.
В 1868 году В.А. Кашеварова окончила академию, получив диплом лекаря с отличием и золотую медаль. По приглашению С.П. Боткина начала работать в его клинике, одновременно совершенствуясь в акушерстве и занимаясь в лаборатории М.М. Руднева, за которого она вскоре вышла замуж (после мучительного развода). За короткое время произвела несколько патологоанатомических изысканий, о которых сообщила в Обществе русских врачей в Санкт-Петербурге. В 1876 году успешно защитила диссертацию на степень доктора медицины («Материалы к патологической анатомии маточного влагалища (новообразований)»). Но противники женского образования полноценно заниматься врачебной деятельностью в Спб ей не дали, распространяя слухи о ее профессиональной некомпетентности, дискредитируя перед пациентками и лишая таким образом практики.
После смерти мужа (1876г), не выдержав травли, с 1878г. В.А. Кашеварова поселилась на хуторе в Валуйском уезде Воронежской губернии, где, занимаясь медицинской практикой среди сельского населения, написала популярную брошюру по гигиене женщины и по уходу за детьми (в 1884 году). В 1886г при пожаре на хуторе сгорел весь богатейший медицинский архив В. Кашеваровой-Рудневой. в 1891 году переехала на постоянное место жительства в новгородскую Старую Руссу, где ей и довелось провести остаток жизни. В годы Великой Отечественной войны кладбище у стен Старо-Преображенского монастыря, где была похоронена В.А. Кашеварова-Руднева, было полностью уничтожено.
[indent] В мае 1872 г. при императорской Медико-хирургической академии в виде эксперимента было решено открыть четырехгодичный «курс для образования ученых акушерок». В 1876 г. женские курсы были отделены от медицинской академии и переведены в ведение Николаевского военного госпиталя, а обучение стало пятилетним. Фактически, с этого момента «курс для ученых акушерок» превращается в женские врачебные курсы. В этом же году их окончили пять женщин. Новое учебное заведение не имело государственных дотаций и существовало исключительно за счет частных пожертвований и платы за обучение. Летом 1877 г. 52 слушательницы курсов были отправлены на войну и трудились под руководством опытных профессоров. Первый настоящий выпуск состоялся в 1878 г., когда окончившим курсы было присвоено звание лекарей. В 1887 г. курсы были закрыты по инициативе военного министерства, которое в своем ведомстве признало их существование ненормальным. В свою очередь, Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения отказались принять учебное заведение под свой контроль.
[indent] В 1897 г. в Петербурге на собранные частные средства был открыт Женский медицинский институт (после 1918г-1-й Ленинградский медицинский институт) с 5-летним курсом обучения. Учиться здесь могли женщины, получившие предварительное среднее образование: кончившие гимназию с медалью или отличием (в 1900 г. конкурс был три человека на место). Формально новый институт был поставлен ниже медицинских факультетов университетов: выпускницы могли занимать врачебные должности только в женских отделениях больниц, не имели права самостоятельно проводить судебно-медицинскую экспертизу, не допускались к соисканию степени доктора медицины, вследствие чего доступ к профессуре для них закрывался. Лишь в 1904 г. институт был принят в ведение Министерства народного просвещения, и на слушательниц были распространены права студентов медицинских факультетов. В 1913–1914 гг. здесь училось более 1200 женщин.
[indent] В начале XXв. были созданы медицинские факультеты на высших женских курсах в Москве (1906 г.) (после 1918г – 2-й Московский медицинский институт), Одессе (1906), Киеве (1907), в 1910 г. возник Харьковский женский медицинский институт. В 1918 году, все перечисленные учреждения были преобразованы в институты для совместного обучения женщин и мужчин или же слиты с медицинскими факультетами университетов.
[indent] В Западной Европе проблема с высшим медицинским образованием для женщин решалась за счет их допуска в уже существовавшие университеты. Первым систематический прием начал Цюрихский университет в Швейцарии на основании отсутствия в уставе прямого запрета обучать женщин. В 1864 г. сюда поступила первая русская студентка – Н. Суслова, а в 1872/73 учебном году из 110 студенток только 14 были не из России. До 1878 г. семь русских женщин в Цюрихе получили звание доктора медицины. Допуск женщин в университеты других стран Европы: Великобритания, Франция (1876г), Австро-Венгрия (1897г), Германия (1908г), Испания (1910г).
Таким образом, в 1890-94гг Анна могла получить высшее медицинское образование на медицинских факультетах университетов Франции, Швейцарии и Великобритании.
PS: Моя прапрабабушка училась на медицинском факультете Женевского университета, закончила его в 1897г.