- Вот здесь мы видим аббатство так, как оно выглядело в XI - XII веках. Это славное время для Мон-Сен-Мишель, поскольку монастыль вел активное строительство. Он стал одним из основных центров паломничества для стран Европы. Здесь неоднократно бывали короли Франции и Англии. Правда, в самом начале XIII века Ги де Тур, союзник французского монарха Филиппа-Августа, пришел сюда отнюдь не с миром. Ему удалось захватить поселение у основания горы. Начался пожар. Деревня сгорела дотла, аббатство тоже сильно пострадало. Правда, позже король постарался не только возместить причиненный ущерб с помощью богатых даров, но и стал финансировать сооружение на северном склоне той части монастыря, которая получила название La Merveille - Чудо... Затем в течение века ничем особенным Мон-Сен-Мишель не прославился. Текла мирная, спокойная жизнь. Один аббат сменял другого, остров потихоньку застраивался, обживался...
- Господин аббат, - тонкий голосок Рауля звенит от нетерпения. Ребенок жаждет отличиться и показать свои собственные познания! - А как же Столетняя война? Разве это тоже "ничего особенного"?!
Арамис негромко смеется.
- Конечно, виконт. Столетняя война не могла обойти эти места стороной. Англичане в 1356 году осаждали Мон-Сен-Мишель, но взять его так и не сумели. Зато аббатство лишилось всех своих английских владений, приносивших немалый доход, и монахам приходилось очень туго затянуть пояса... Воспользовавшись благоприятной ситуацией, аббат Пьер Руа отдает распоряжение значительно укрепить Мон-Сен-Мишель: англичане вновь могут осадить обитель, следует быть готовыми к нападению. Первым делом возводится куда более надежный, чем прежде, вход в монастырь. Затем появляются новые башни - Perrine, Corbins и Châtelet. А вот стены для защиты города были построены уже при аббате Робере Жоливе. Виконт, вы желаете дополнить мой рассказ?
Рауль вопросительно смотрит на опекуна, получает молчаливый кивок одобрения и прежним звенящим голосом говорит:
- Сударыня, настоятели Мон-Сен-Мишель поступили очень мудро, потому что англичане вновь осадили монастырь. Осада продолжалась десять лет - с 1424 по 1434 год! Десять лет - это очень много! Однажды англичане все же сумели прорваться за стены, но это стоило им больших жертв. Они даже не смогли противостоять ответной атаке французов, которые быстро исправили положение. Монастырь устоял, но городок внизу оказался разрушенным... Ничего! В 1450 году англичан выгнали с территории Франции!
- Правильно, виконт. Отлично!
- Еще я знаю, что именно в Мон-Сен-Мишель король Людовик XI повелел основать рыцарский орден Святого Михаила! И еще монахи до этого сами назначали аббата, а теперь это мог сделать только сам король!
- Зря вы с такой гордостью говорите об этом, Рауль, - мягко замечает Арамис. - Дело в том, что короли назначали на должность аббатов людей, которые более заботились не о обители, а о себе самих. Казна монастыря быстро опустела. Монахи же один за другим покидали монастырь. Паломники потеряли всякий интерес к Мон-Сен-Мишель, на берег моря приходили уже не тысячи, а десятки людей... К концу XVI века в обители едва ли можно было насчитать полтора десятка монахов! Довершила гибель обители молния, которая в 1594 году ударила в колокольню с такой силой, что та обрушилась до основания! Я сам побывал здесь в 1632 году и видел, насколько жалко выглядело аббатство: восемь или девять монахов тщетно пытались хотя бы создавать видимость того, что здесь еще теплится жизнь! Разрушенный храм, повсюду запустение... Мы пятеро были единственными посетителями монастыря за день...
Аббат умолкает и глубоко задумывается.
Мы не мешаем ему.
Наконец, наш рассказчик вскидывает голову и продолжает грустным голосом:
- В 1662 году сюда приходят монахи-бенидиктинцы. Монашеская жизнь в Мон-Сен-Мишель несколько оживает, но усилия новых братьев оказываются тщетными: аббатов по-прежнему назначает сам король, и эта система продолжает губить монастырь... Наступает 1790 год. Великая Французская революция докатывается и до этих мест. Монастырь упраздняют, монахов выгоняют, а на острове устраивают тюрьму. Нужно сказать, что все движимое имущество Мон-Сен-Мишель было национализировано и продано за долги. Кельи занимали священники - но это были не свободные люди, а узники, числом около трехсот... Страшные времена! Вот, взгляните - этот макет позволяет оценить, как выглядел монастырь в ту эпоху!
Отредактировано Джиль из Лисса (18.05.2013 16:27)