У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

Аудиокниги и клипы по произведениям наших авторов теперь можно смотреть и слушать в ю-тубе и рутубе

Наш канал на ютубе - Ссылка

Наш канал на рутубе - Ссылка

Встроенный аудиоплеер на форуме все еще работает с перебоями, увы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Сыщикъ и медиумъ, и прочие тёмные личности » Экипируем Героического сыщика


Экипируем Героического сыщика

Сообщений 51 страница 100 из 128

51

ЕГТ
:cool:

+1

52

Марина19, Мария Валерьевна, Старый Дипломат, Наталья_О, большое спасибо!  :blush:

+3

53

Магниевая вспышка, изобретение профессора Роско. (с) Яков Семенович Ш.

https://i.imgur.com/ZflvSsAm.jpg https://i.imgur.com/8za59Ulm.jpg https://i.imgur.com/1C5IVanm.jpg

Долгое время при фотосъемке использовалось только естественное освещение. Съемка производилась при дневном рассеянном свете, проникающем в фотоателье сквозь стеклянную крышу и окна, а регулирование количества света и распределения его на освещаемом объекте производилось при помощи занавесей, штор, щитков-отражателей и т. п. Искусственное освещение для фотосъемки практически не применялось, поскольку желто-оранжевый свет большинства источников искусственного освещения (кроме электрических) не подходил для используемых фотоматериалов.
В 1852 году в Англии было разработано промышленное электрохимическое производство магния. Исследования магния, проведенные в Англии профессором Робертом Бунзеном и его учеником Генри Роско в 1859 году, показали, что при сгорании магния происходит интенсивное излучение света, близкого по спектральному составу к дневному. (Роско в этот период занимался фотохимией.) Они сообщили о возможности получить значительную освещенность при сгорании магния и предложили этот способ в качестве возможного источника света для фотосъемки.

Первые фотографии с использованием магния были сделаны в 1864 году. В качестве источника яркого света была использована тонкая (1 мм) магниевая проволока. Магниевая проволока была дорогой, зажигалась от спички, свечи или спиртовки, горела медленно (требовалось экспонирование около 50 секунд) и могла погаснуть. Затем стала использоваться плоская магниевая лента, которая горела более равномерно и полно, обеспечивая лучшее освещение, чем круглая проволока. Кроме того, по сравнению с проволокой, ее производство было проще и дешевле.

Взрывать порошок магния было довольно очевидной идеей, но реализовать ее долго не получалось. С середины 1860-х проводилось немало экспериментов по смешиванию порошка магния с другими соединениями с целью получить ярко вспыхивающую смесь, но большинство смесей не получило распространения в силу разных причин (недостаточная яркость или продолжительность вспышки, высокая стоимость, взрывоопасность, непригодность для закрытых помещений, неприятный запах, дым и т.д.).

Альтернативой магниевой ленте стал изобретенный в 1887г. в Германии порошок, который представлял собой смесь порошкообразного магния и окислителя (хлората калия – бертолетовой соли). Тогда и появилось само понятие “вспышка” (Blitzlicht). Отмеренное количество порошка (порядка 2-3 г, в зависимости от требуемой экспозиции, расстояния и т.д.) насыпалось на полку специальной коробочки-лотка и поджигалось (механически или вручную). Вспыхивая, порошок за короткое время обеспечивал мягкое, равномерное освещение большой площади и всех объектов, которые попадали в поле действия. Отполированная вертикально расположенная часть коробочки являлась отражателем.

Магниевая вспышка не синхронизировалась с камерой. Съёмка производилась методом «открытой вспышки», когда камера ставилась на штатив, открывался затвор, производилась вспышка и затвор закрывался.

Для механического поджига магниевой смеси существовало несколько типов "машинок для вспышки магния". Наиболее распространенные из них - кремневые и пистонные. Кремневые работали по принципу зажигалок, высекая искру. В пистонных машинках воспламенение магния происходило в результате воспламенения бумажного пистона, закладываемого в машинку перед каждой вспышкой. При отсутствии таких приспособлений смесь поджигалась при помощи целлулоидной ленточки длиной 10-15 см.

https://i.imgur.com/1uYi3lZm.jpg https://i.imgur.com/RZOsrKPm.jpg

При поджиге порошок быстро воспламенялся, ярко вспыхивал, громко хлопал и заполнял любое помещение огромным количеством дыма и пепла. Взрывное выделение мелких частиц оксида магния делало процесс съемки со вспышкой очень грязным. Если фотограф делал снимки на приемах и званых обедах, то старался уйти, пока пыль не успела осесть. (В 1865 г. берлинский фотограф Эрих Шредер предложил мешок для улавливания дыма, который закреплялся на специальной рамке вверх дном над порошковой вспышкой, потом предлагались и другие похожие уловители, но это не слишком прижилось).

Приготовление порошков и их дозирование было сопряжено с риском возгорания, а использование отсыревшей смеси грозило взрывом. Это делало профессию фотографа травмоопасной. Некоторые фотографы погибали или получали ожоги во время подготовки вспышки или во время съемки.

Итак, Яков Семенович использует передовое изобретение, но упоминание Роско (к тому же в то время еще не профессора), тут не очень-то к месту. Лучше бы он упомянул про «Blitzlicht» (с хорошим немецким акцентом  8-)  ). Лихо зажигая спичку о подошву и поднося ее к взрывоопасной смеси, он, конечно же, нарушает технику безопасности. Надымили славно, поэтому поверим, что перед бегством на лестничную площадку объектив камеры был закрыт  :glasses:

+4

54

ЕГТ написал(а):

Магниевая вспышка, изобретение профессора Роско. (с) Яков Семенович Ш.

Один из немногих эпизодов пилотной новеллы, который понравился и позабавил!)
  Надо сказать, что постепенно раздел превращается в очень подробный, наглядный справочник, буквально пособие для написания текстов о тех временах. ЕГТ, спасибо за Ваш труд!

+5

55

ЕГТ
Принимаем Вас в замечательное содружество киноинженеров! ЛИКИ, год основания 1918!  :flag: Всё потом было и развивалась у нас!!!

+2

56

Марина19 написал(а):

Принимаем Вас в замечательное содружество киноинженеров!

Марина19, спасибо! Надо признаться, что в свое время вариант поступления в ЛИКИ рассматривался, но меня отговорили.

+3

57

ЕГТ написал(а):

Марина19, спасибо! Надо признаться, что в свое время вариант поступления в ЛИКИ рассматривался, но меня отговорили.

Хотелось бы сказать, что зря, но не могу, не зная обстоятельств. Справедливости ради, 90-е подкосили все и всех. Может, и хорошо, что сложилось, как сложилось. Но спасибо за весточку от ЛИКИ! Я ЛИКовка и стараюсь держать марку!  :idea:

+3

58

SOlga написал(а):

А еще разное рыльно-мыльное и бритвенное!

Начинаем с бритвенного.

Итак, для того, чтобы произвести гладковыбритое впечатление, господину Ш. потребуются: бритва, ремень для правки бритв и полировальная паста к нему, кисточка-помазок, мыло (мыльный порошок), специальная мыльница для него, стаканчик.

Что касается выбора типа бритвы – тут без вариантов – классическая опасная бритва с прямым лезвием.

https://i.imgur.com/y4cHbSgl.jpg

Подобрала такую вот немецкую бритву с костяной ручкой J.A. Henckels (в каталогах - Генкель, Генкельс, марка Близнецы). Сталь Золинген, этим все сказано. Стоимость начиная от 1,5-2 рублей.

Более дешевые опасные бритвы стоили начиная от 60 копеек. (Цены более поздние, но что есть. Обратите внимание, что в некоторых каталогах цены за штуку, в других оптовые за дюжину, а иногда и те, и другие сразу).

Все остальные необходимые бритвенные принадлежности оцениваю примерно в 3 рубля. Ремень, мыльница и стакан прослужат долго, кисточки надо периодически менять, а запасы мыльного порошка  - пополнять. Умывальный таз и кувшин с горячей водой входят в стоимость проживания.

https://i.imgur.com/bcqfrvGl.jpg https://i.imgur.com/S7qpOnsl.jpg

Лезвие опасной бритвы требует тщательного ухода. Правка бритвы должна проводиться перед каждым бритьем. Для этого требуется только специальный кожаный ремень. Были варианты ремней, которые нужно было натягивать вручную, прикрепив один конец к крючку, или ремни, натянутые на держатели. Чтобы обработать микроскопические зазубрины и недостатки и выровнять лезвие, несколько раз проводят плоской стороной лезвия взад и вперед по натянутому ремню. Когда правка на чистом ремне становилась неэффективной, периодическая правка бритвы с использованием полировальной пасты была способом не отдавать бритву в заточку. Профессиональная заточка бритвам при ежедневном использовании требовалась примерно 3 раза в год. Поэтому многие приобретали сразу пару бритв.

https://i.imgur.com/rJAKIUIl.jpg

Дальше - ассортимент бритв и  бритвенных принадлежностей из разных каталогов. Не все каталоги были датированы (нет первых страниц, или оптовый поставщик пользовался одним и тем же каталогом несколько лет - цены менялись мало, а товар был часто описан так (то же самое, но лучшего качества, лучшей работы), что продать по заявленной цене можно было что угодно). Кенц - 1904 г., Феттер и Гинкель - пишут, что 1901, но это не точно, более поздние не датированы. Для меня одним из способов определить время выпуска каталога стало наличие в нем различных моделей безопасных бритв, в первую, очередь типа "Жилетт".

Безопасные бритвы появились в 1850-х, сначала делались попытки закрыть обычное опасное лезвие разнообразными ограничителями, в конце 1880-х появляется безопасная бритва Кампфе «Star» - станок с массивным съемным клиновидным лезвием. И наконец, в 1910-х появляется станок «Жиллет» с тонким выгнутым лезвием из стальной ленты. На оригиналы можно посмотреть здесь - http://www.shaveworld.org/images/Perret … rev2.html, а в каталогах можно видеть разнообразные дешевые аналоги.

Начало 1900-х

https://i.imgur.com/3rrnyvol.jpg https://i.imgur.com/RStlyMKl.jpg
https://i.imgur.com/D9RvGIxl.jpg https://i.imgur.com/rBWFmtwl.jpg
https://i.imgur.com/OrWDrrcl.jpg https://i.imgur.com/t43LwTql.jpg

https://i.imgur.com/drfhejkl.jpg

Начало 1910-х

https://i.imgur.com/LK9LWbhl.jpg https://i.imgur.com/UT537k1l.jpg

Бритвы безопасныя, французской работы помѣщаются въ разобраномъ видѣ въ жестяной коробкѣ, весьма удобны для дороги, т.-к. занимаютъ мало мѣста  - 90 копеек, запасные лезвия к ним - 35 коп. (судя по жестянке, это, видимо, тоже аналоги "Star").

Самобрейки безопасныя американской системы, отличной работы, порѣзы абсолютно невозможны, рекомендуются для начинающаго бриться - цена 75 копеек, -  это реплика безопасной бритвы «Жилетт», оригинал которой стоил 10 рублей.

В следующем каталоге – оптовые цены на принадлежности, и кроме еще одного аналога "Жилетта" можно посмотреть на безопасную бритву с прямым лезвием, на которое надевается защитная накладка.

https://i.imgur.com/uzBbp6kl.jpg https://i.imgur.com/6Ulghjdl.jpg

И последний - 1912 г., повеселило, что с "Жилетт" можно побриться без зеркала и горячей воды за 1 минуту.

https://i.imgur.com/YAw4ZySl.jpg

Бритвы с прямым лезвием продаются и по сей день, англоязычные сайты утверждают, что качество бритья при их использовании лучше, чем от всяких там кассет с тремя лезвиями, и гладковыбритое впечатление сохраняется дольше.

+6

59

Отлично!

Отредактировано Марина19 (08.07.2023 12:45)

+1

60

Спасибо!  :cool:
А у моего дедушки была опасная бритва точь-в-точь как на второй фотографии (на третьей, считая Штольмана).

+3

61

ЕГТ, спасибо за такой развёрнутый каталог  :cool:
Я начинал бриться точно таким станком, который изображён на рекламе "Жиллетт", где белым по чёрному написано. Он достался мне от дяди, и я пользовался им до тех пор, пока к нему можно было найти лезвия. И да, если было хорошее лезвие (не кошмар под маркой "Нева", а хотя бы пакистанская подделка американского Sсhick), то побриться таким станком было значительно удобнее и чище, чем современными разрекламированными кассетами.
А никелевая мыльница, как на картинке, где-то и сейчас лежит.

Отредактировано Старый дипломат (08.07.2023 19:56)

+6

62

ЕГТ написал(а):

Порфирию нужно срочно обзавестись ...  термобельем ... для безопасного проваливания в снег.

Личный опыт автора данный колонки говорит, что даже холодной августовской ночью сидеть в засаде наблюдать за метеорными потоками гораздо приятнее в термобелье. Поэтому, не дожидаясь пока выпадет снег, утепляем Героического Сыщика.

Что могла предложить покупателю легкая промышленность в конце XIX века?

Егеровское («егерское») белье – из тонкого шерстяного трикотажа. Названо по имени немецкого гигиениста Густава Йегера (Егера) (1832-1916). С 1880-х годов он упорно доказывал, что шить одежду и белье надо только из шерстяных тканей. Словообразование от слова «егерь» - это уже народная этимология, поэтому Киса Воробьянинов укладывался спать «в заштопанном егерском белье».

«В предреволюционные годы такое белье считалось предметом роскоши.» (примечание к «12 стульям»). Пожалуй, с этим можно согласиться.

Прейс-курант Англйского Магазина «Шанкс и К» (Москва, 1891 г.) предлагал Егеровскую фуфайку (в зависимости от плотности и размера) за 3-4 рубля, пару кальсон - от 4 до 6 рублей. Простые не брендовые шерстяные фуфайка и кальсоны стоили там же начиная от 1.5 рублей и 2 рублей, соответственно.

Оптовый каталог (начало XX в., Варшава) предлагал Егеровские фуфайки (различных размеров, плотности и качества) по цене от 21 до 36 рублей за дюжину и кальсоны от 24 до 37 рублей за дюжину, что соответствует отпускной цене примерно 2-3 рубля за единицу товара.

Более дешевым материалом была вигонь – полушерстяная пряжа (шерсть с хлопком). В том же оптовом каталоге цена фуфаек и кальсон от 11 до 22 рублей за дюжину, то есть дешевле шерсти на треть или почти вдвое.

Голландский магазин белья в Санкт-Петербурге в 1896 г. предлагал для господ офицеров Егеровское белье (заграничное – от 3 рублей и более дешевое от польских фабрик – от 2 рублей), и белье из сосновой шерсти. Реклама этого магазина (август того же года) сохранилась в журнале «Разведчик».

Сосновая шерсть – забытый материал, волокно, извлекаемое из сосновых иголок, которое считалось теплым и гигиеничным. Секреты производства утрачены, но их пытаются реанимировать современные энтузиасты. Вкратце технология напоминает работу с другими натуральными волокнами - сосновые иглы вымачиваются, вывариваются в щелоке, полученное волокно треплют, чешут и прядут. Полученное волокно шло на изготовление теплых вязаных вещей, одеял, ватина, перевязочных материалов, набивку подушек, матрасов, мягкой мебели.

Магазин «Шанкс и К» предлагал мужские фуфайки из сосновой шерсти по ценам начиная от 1 р. 75 коп., пару кальсон - от 2 р. 10 коп., в голландском магазине в Петербурге цены на сосновую шерсть были как на Егеровское белье – от 3 до 5 рублей. Следует отметить, что вся встретившаяся мне сосновая шерсть была импортной.

Ну и еще раз напомню про такой забытый теплый материал, как шерсть енота. В начале темы в каталоге были представлены войлочные енотовые сапоги (10 рублей), енотовые ботики (от 7 до 10 рублей) а также драповые ботики на енотовом войлоке (5.50-6.50 р.) Экипируем Героического сыщика

А что пишут о ней теперь? «Шерсть енота — материал премиального качества. Её получают путем вычесывания подшерстка енотов. Это деликатная процедура, которая не причиняет вреда животным. Енотов вычесывают в период природной линьки в апреле-мае, а качество шерсти напрямую зависит от условий содержания» - пишут на сайте, где можно приобрести джемпер из данного материала по цене хорошего кашемирового. (А рукодельницы могут сами себе связать что-нибудь из енотовой пряжи, например, https://yarn24.ru/shop/view/77.html)

Все картинки кликабельны - читабельны :)
https://i.imgur.com/hUajsNOm.jpg https://i.imgur.com/dMHSzbDm.jpg

https://i.imgur.com/4OZwNEDm.jpg https://i.imgur.com/2fUEWfam.jpg https://i.imgur.com/ioz1fqYm.jpg

+4

63

Еноты-то, оказывается, какие полезные во всех отношениях зверьки! :stupor:  Еще и шерстью поделятся без вреда для их - енотового - здоровья, зато с пользой  для здоровья окружающих :cool: Повезло Порфирию :crazy:

+5

64

ЕГТ написал(а):

Личный опыт автора данный колонки говорит, что даже холодной августовской ночью сидеть в засаде наблюдать за метеорными потоками гораздо приятнее в термобелье. Поэтому, не дожидаясь пока выпадет снег, утепляем Героического Сыщика.

Тем более, что XIX век целиком приходился на период очередного глобального похолодания. Никакой енот не будет лишним 8-)

+7

65

В «Бескровной жертве» мы видим в руках Штольмана такую незаменимую в отсутствие электрического освещения вещь, как керосиновый фонарь.

https://i.imgur.com/wMmuCYil.jpg https://i.imgur.com/2lPOFUxl.jpg

Краткая история вопроса:
В 1840-х — 1850-х годах разными исследователями было продемонстрировано, что при нагреве угля, битума или нефти и отгонке летучих продуктов может быть получена светлая малопахучая горючая жидкость. Название «керосин» в 1846 году предложил канадский физик и геолог А. Геснер, получивший осветительное масло, горевшее ярко и не дававшее копоти, нагреванием угля. В 1853 году австрийские аптекари И. Лукасевич и Ян Зех во Львове начали использовать керосин в доработанной масляной лампе. В том же году Р. Дитмар из Вены предложил конструкцию керосиновой лампы с плоским фитилем. В 1854 году была зарегистрирована торговая марка «керосин». Серийное производство керосиновых ламп с плоским фитилем начали в США в 1856 году. Керосин с каждым годом становился все более дешёвым и доступным. В 1869 году Д. Ирвин запатентовал конструкцию фонаря, в которой поток воздуха при ветре, обычно гасивший пламя, перенаправлялся, замедлялся, нагревался и шёл на горелку, помогая керосину сгорать полностью, что увеличивало яркость света и стабилизировало пламя. В России керосиновые лампы появились в 1861 г. В 1894 г. ассистент кафедры химии Горного института, инженер А.И. Степанов, впервые в мире разработал «Основы теории ламп».

Краткая теория вопроса:
В классическом керосиновом фонаре в металлический резервуар заливается керосин, опускается хлопковый фитиль, другой конец фитиля зажат поднимающим механизмом в горелке, сконструированной так, чтобы воздух подтекал снизу. Горелка в керосиновых лампах находится выше резервуара с горючим, так как керосин легко впитывается фитилем. Яркость свечения регулируется высотой поднятия фитиля. Чтобы получить ровное пламя избежать копоти, его кончик должен быть срезан полукругом, повторяя форму прорези в горелке. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло – для обеспечения тяги и для защиты пламени от ветра. Конструкция фонаря снабжается металлическим каркасом для защиты стекла, переноски и подвески лампы.
Одной из важнейших характеристик керосиновых ламп был размер фитиля, от которого зависела светимость. Чем шире фитиль, тем ярче светит лампа. Ширина фитиля традиционно измерялась в линиях (одна линия составляла 1/10 дюйма, 2,54 мм). Основными стандартными размерами фитилей были 3-, 5-, 7-, 10-, 15- и 20-линейные.
Лампа с шириной фитиля в 7 линий («семилинейка») при максимальной яркости эквивалентна лампе накаливания в 35 Вт. Керосин расходуется очень медленно, время горения лампы при одной заправке может составлять более суток.

«Летучая мышь» - самый известный ветрозащищенный фонарь.
История развития керосиновых фонарей в Европе задокументирована не так хорошо, как в США. Существовало много немецких металлообрабатывающих предприятий, начавших производство фонарей.
Торговая марка Fledermaus и символ летучей мыши были зарегистрированы в 1892 году компанией Friedich Stübgen & Co, основанной в Эрфурте в 1843 году. Первоначально компания выпускала разнообразные металлоизделия и масляные лампы (работавшие на растительном и минеральном масле). Первый известный патент компании – на конструкцию резервуара для керосина относится к 1892 году. Лампы постоянно усовершенствовались (было 23 действующих германских патента, а также международные патенты и зарегистрированные дизайны), компания выпускала различные типы комнатных и уличных ламп. Больше всего прославились их надежные ветрозащищенные (штормовые) фонари (sturmlaterne).

https://i.imgur.com/B0a6N3Hl.jpg

Символ «летучая мышь» наносился на резервуар, регулировочный винт и стекло – это был маркетинговый ход, который в то время не был широко распространен. Интересно, что позже Штюбнеры выпускали также фонари с торговой маркой «сфинкс», логотип со сфинксом был на резервуаре и стекле.

Почему Штюбнеры в качестве торговой марки выбрали именно летучую мышь, неизвестно. Можно рассмотреть версию, что подвешенная к потолку керосиновая лампа очень похожа на висящую вверх ногами летучую мышь, а при раскачивании зажженной лампы она отбрасывает на потолок тень движущуюся тень.
Но что точно, впоследствии тема мышей эффектно использовалась в рекламе на фоне прочей чертовщины.

https://i.imgur.com/mMduS4gl.jpg (1906)

К началу XX века была зарегистрирована также торговая марка «BAT», более 70% продукции компании шло на экспорт (преимущественно в северную Европу, Россию, Польшу, Великобританию и ее колонии, Японию и Китай). Во многих странах название «летучая мышь» стало синонимом штормового фонаря и вошло в обиход.

https://i.imgur.com/pUqlgiRl.jpg (1906)

После первой мировой войны из-за изменения политической ситуации, таможенной и тарифной политики, сильно сократился рынок сбыта. В связи с продолжающимся спадом продаж, вызванным растущей электрификацией и мировым экономическим кризисом, около 1925 г. была создана компания FLEDERMAUS A.G. В 1928 году компания открыла два совместных предприятия - в Данциге, обеспечивая рынок в Польше, и в Ленинграде, где производились только штормовые фонари «BAT». Компания принадлежала трем поколениям семьи Штюбген, в середине 1930-х сменила собственника, в 1945/46 году оборудование завода было конфисковано и вывезено в СССР, в 1948 году она официально прекратила свое существование.

В 1890-х и начале 1900-х выпускалась модель Fledermaus 2825/2826, при одинаковом каркасе модель 2825 имела цилиндрическое стекло, а 2826 квадратное.

https://i.imgur.com/NvuIGeVl.jpg  (модель 2825, 1894 год)

https://i.imgur.com/iCdAENCl.jpg  (стекла разных ранних лет)

Большинство семилинейных фонарей Fledermaus имело высоту 38 см (при опущенной ручке) и 49 см с поднятой, весило 1,23 кг (без керосина) и имело время горения 24 часа.

На листе первого каталога обратите внимание на две последние модели керосиновых фонарей внизу
№ 905 - Патент - "Летучая мышь",  7'", 1 руб. 60 коп. за штуку, к ней запасное стекло за 20 копеек. Это, очевидно, модель 2825.
№ 906 - Патент - квадратное стекло,  7'", 1 руб. 40 коп. за штуку, к ней запасное стекло за 10 копеек. Это, скорее всего, "Летучая мышь" модель 2826.

Во втором каталоге - безопасный керосиновый фонарь с квадратными стеклами - 1 р. 75 коп, и запасные стекла подороже.

https://i.imgur.com/NEYFFDPl.jpg https://i.imgur.com/U8R9WZMl.jpg

Фонари с цилиндрическими стеклами, как и у других производителей того времени, имели горизонтально расположенную защиту стекла, а каркас у всех фонарей был согнут из трубки.

https://i.imgur.com/rb4OAwOm.jpghttps://i.imgur.com/zvOm4PRm.jpghttps://i.imgur.com/G14Xdujm.jpg

Фонари с каркасом из сложного профиля, двумя проволочными петлями крест-накрест, удерживающими стекло (как в фильме) и размером поменьше (высота около 30 см), выпускались примерно с середины ХХ века.

https://i.imgur.com/CwDxRn0l.jpg

+6

66

Карманные часы

Благодаря Марии Валерьевне, напомнившей в Главе 168 о часах, этот пост будет о них вне очереди.

У пилотного Штольмана были карманные часы на цепочке белого металла. Правда, носил он их только с серым жилетом (у черного жилета не было карманов).
Первосезонный Штольман как-то вообще обходился без карманных часов.

https://i.imgur.com/91Yu7PZl.jpg https://i.imgur.com/vbZhPc0l.jpg

История вопроса:

В первой половине XIX века, когда часы приобрели более-менее плоскую форму и небольшой вес, их стали носить в кармане жилета, прикрепленными к часовой цепочке, и носили так вплоть до изобретения наручных часов. Идея наручных часов долго не возникала, поскольку дресс-код подразумевал обязательное ношение перчаток, а длина рукава сюртука или мундира была такой, что до запястья было просто не добраться. При этом всегда имелся кармашек для часов на цепочке. Наручные часы появились во время Второй англо-бурской войны, английские офицеры были вынуждены воевать в жарких погодных условиях и стали носить более лёгкую одежду. Новый китель не подразумевал карманов для часов, да и носить так часы становилось неудобным. Тогда к карманным часам стали припаивать ушки для ремешка или помещать их в кожаный чехол, который крепился на запястье.

Карманные часы классической конструкции заводились с помощью ключа и имели три крышки. Внутренняя крышка защищала механизм, задняя крышка закрывала отверстия для завода, передняя закрывала циферблат. Передняя крышка как правило украшалась гравировкой, в центре часто оставлялся щиток для монограммы владельца. Циферблат мог быть и открытым.
Корончатая заводка часов была запатентована в 1820 году: заводная головка перемещается на две позиции, в одной из которых заводит пружину механизма, в другой — перемещает стрелки.
Цилиндровый тип механизма часов более старый. Часы с анкерным механизмом используются по сей день.

Теория вопроса:

В подавляющем большинстве случаев часы носили в левом нижнем жилетном кармане. (Часы должны находиться в кармане жилета противоположном той руке, которой их планируется брать, т.е. это нормальное положение часов для правшей). Один конец цепочки (с продолговатым карабином) соединялся с часами, другой — крепился за одну из пуговичных петель жилета с помощью карабина побольше, крючка или Т-образной щеколды (вариант крепления за пуговицу неверный !). После карабина для крепления к петле мог еще иметься короткий сегмент цепочки для крепления брелока. Обычно петлю выбирали чуть выше уровня кармана, чтобы цепь образовывала красивый изгиб. Изобретателем этого способа считается принц Альберт.

Также можно было использовать и верхний карман жилета или протягивать цепочку через петлю для пуговицы в противоположный карман. Когда цепочка была длиннее, и второй ее конец убирался в противоположный карман, это был более претенциозный вариант. На втором конце цепочки (во втором кармане) могли располагаться брелоки, карманные перочинные ножи, печатки, медальоны.

«На цепочках висели ключики (если часы ими заводились) и различные безделушки (брелоки) самого разнообразного вида и материалов. Это были бутылочки, фигурки, головы животных. Очень распространены были крохотные слоники из слоновой кости или серебра (считалось, что они приносят счастье), модельки поясных пряжек, сердца. Распространены были комбинации из трех предметов: крест, якорь, сердце — символы веры, надежды, любви. Также были очень в ходу подковы — символ удачи. Были брелоки с миниатюрными фотографиями внутри.» (Я.Н.Ривош "Время и вещи").

Внимание, вопрос: правильно ли закреплена цепочка от часов у Штольмана?

Цена вопроса:

В каталогах представлены часы из разных металлов, с разными механизмами, разными конструкциями корпуса. Все картинки кликабельны. Я остановлюсь только на серебряных часах и серебряных цепочках.

Мюр и Мерилиз, 1904. Там, как всегда в обзорном прейскуранте, всего много и сразу.
Часы мужские серебряные, завод ключом, 9 и 13 рублей, «завод в ручке» 13.50 и 20 рублей.
Цепочка (№ 312) 84 пробы мужская бортовая панцирная (с Т-образной щеколдой) - 1.45, 2.50, 3.60 и дороже.
Брелоки – подковка, сердце, свинка, набор «крест, якорь, сердце», свисток, стремя, трилистник, разные медальоны. Мне понравился брелок № 1648 в виде почтовой марки.

https://i.imgur.com/hWmbJQ0l.jpg https://i.imgur.com/mOaNQoxl.jpg

Оптовый прейскурант Кульварского (Варшава), начало 1910-х.
Есть модели с заводом ключом и головкой (ремонтуаръ), открытые и закрытые. Цена от 7 до 11 рублей. Производители не указаны, это все товар noname. Часы известных марок имеются в ассортименте по соответствующим ценам. Хорошо представлены (и главное, нарисованы) разные цепочки.
Бортовая серебряная панцирная цепочка 84 пробы (самой распространенной), с карабином  - от 80 копеек до 4 рублей за штуку, смотря по весу.

https://i.imgur.com/ygOdqmVl.jpg https://i.imgur.com/ZY0mPFJl.jpg https://i.imgur.com/Iy7Pb3Yl.jpg

Торговый дом Ф. Винтера, Санкт-Петербург, 1910.
Есть модели с заводом ключом и головкой (ремонтуаръ), открытые и закрытые. Цена от 10 до 50 рублей, есть часы со швейцарскими механизмами.
Стоимость серебряной цепочки 84 пробы рассчитывается по 20 копеек за золотник (4.26 г) веса плюс стоимость «за фасон». Прибавка «за фасон» для бортовой панцирной цепочки – 1 рубль (потоньше) или полтора рубля (потолще, вес свыше 15 золотников). Некоторые модели имеют цену за штуку (от 3.75 р.)

https://i.imgur.com/s38XtQ0l.jpg
https://i.imgur.com/J3DcZZMl.jpg https://i.imgur.com/ZAqDWUIl.jpg

Самый подробный часовой каталог из найденных. Очень советую посмотреть целиком.
https://german242.com/books/winter-cata … alogue.htm

Серебряные карманные часы конца XIX века.
https://i.imgur.com/tcmYI28m.jpg https://i.imgur.com/zzruwpAm.jpg https://i.imgur.com/oAbUbL1m.jpg https://i.imgur.com/GPtMVK3m.jpg https://i.imgur.com/q5yJzizm.jpg

+5

67

ЕГТ написал(а):

«На цепочках висели ключики (если часы ими заводились) и различные безделушки (брелоки) самого разнообразного вида и материалов. Это были бутылочки, фигурки, головы животных. Очень распространены были крохотные слоники из слоновой кости или серебра (считалось, что они приносят счастье),

Интересно, что появилось сперва: слоники-брелоки или семь слоников - фигурок, один другого меньше?))

+4

68

Ой, часы старинные!  :cool: И секундная стрелочка на отдельном циферблате. У нас дома похожие хранятся, дедушкины. Правда, они не с девятнадцатого века, а значительно моложе.

+4

69

Наталья_О написал(а):

Интересно, что появилось сперва: слоники-брелоки или семь слоников - фигурок, один другого меньше?))

Похоже, что одиночные слоны появились все-таки раньше, но не намного. В конце XIX века и в Европе, и в России появилась мода на восточную экзотику и спрос на декоративные фигурки из кости, металла, камня, фарфора. Пишут, что фигурки слоников первоначально делала только мастерская Фаберже, и что это были только коллекционные экземпляры. https://forpost-sz.ru/museum/stone-stor … a-faberzhe

Естественно, что к произведениям ювелирного искусства внимание особое, но не стоит забывать, что мастерская Фаберже выпускала и недорогие серийные вещи. Где-то мне встречался прейскурант с их брошками стоимостью в несколько рублей. Может быть, там и слоники тоже были. А может и не было этой монополии на слонов, и модный товар, пользующийся спросом, ювелиры могли производить без ограничений. А из Польши завезти - и подавно.

А обычай дарить семь слоников разной величины «на счастье» пришел в Россию и Европу на рубеже веков из Индии. Древняя индийская традиция выражала пожелание счастья и долголетия, а на более глубоком уровне символизировала вечность и преодоление смерти. Такое ощущение, что слоники на комоде у нас прижились прочнее, чем в других странах.

Фен-шуй считает слонов по своему,
· один – помогает получить особый заряд энергии для привлечения удачи;
· два – помогут привлечь любовь в семейные отношения;
· три – станут залогом в прибавлении семейства;
· четыре – привлекут благополучие и финансовую независимость в дом;
· пять слонов полностью исключат стрессовые отношения;
· шесть слоников обязательно привлекут любовь в дом;
· семь слонов станут причиной и следствием исполнения всех желаний;
· восемь статуэток слонов обязательно принесут жизненную энергетику и помогут справиться с проблемами;
· девять фигурок будут способствовать в развитии интеллекта;
· при расположении в доме десяти слонов, можно будет рассчитывать на улучшении и изменении жизненных целей;
· одиннадцать слонов могут помочь в улучшении здоровья человека. (с)

+7

70

ЕГТ
Спасибо, только сейчас добралась до экипировки. Вы, как всегда, невероятно достоверны и точны, вот из глубин памяти всплывают "лампы трехлинейки", теперь знаю, что это такое. Очень люблю такие экскурсы в историю, но в инете не доверяю. А Вам СПАСИБИЩЕ!!!  :cool:

+3

71

Марина19, спасибо!

Самой известной "трехлинейкой", тем не менее, была трехлинейная винтовка Мосина образца 1891 года.

А с лампами дело было так: есть кадры из фильма, есть отечественные каталоги, а между ними - пропасть, которую заполнить по существу практически нечем. Блогеры и сайты условных Энских краеведческого музея и районной библиотеки копируют по кругу друг у друга один и тот же ляп, смысл которого сводится к тому, что лампу в конце 19 века назвали в честь компании, появившейся 40 лет спустя. 
В результате история компании F. Stübgen & Co, написанная одним из потомков после долгой работы в архивах, нашлась на одном англоязычном сайте, посвященном коллекционированию керосиновых ламп. На других (были не только на английском, но и на немецком, венгерском, датском - коллекционеры есть везде) понемногу нашлась информация по конструкции, модельному ряду и датировке, продукции конкурентов и т.д.

Кстати, вот еще одна керосиновая лампа в поле профессиональной деятельности Штольмана. Но электрификация Затонска идет полным ходом, в следующей новелле ее уже заменили на электрическую.

https://i.imgur.com/ttI9T4Pl.jpg https://i.imgur.com/t0nS8Oel.jpg

+5

72

ЕГТ
:cool:

А лампа-трехлинейка точно была! Ну, и про винтовку знаю...

Отредактировано Марина19 (26.10.2023 23:35)

+3

73

Марина19 написал(а):

А лампа-трехлинейка точно была!

:cool:

Была, спору нет. Но если семилинейка давала максимум 35 ватт, то сколько давала трехлинейка и что с ней можно было увидеть? (Вопрос не риторический, мне и 100 ватт часто мало.)

+3

74

ЕГТ написал(а):

Такое ощущение, что слоники на комоде у нас прижились прочнее, чем в других странах.

Вот абсолютно то же ощущение! Недаром же при чтении о фигурках слоников на часовой цепочке сразу же возникла в голове несколько иная картинка:
https://i.imgur.com/bG0t7Oyl.jpg
Вот так, на полочке над диваном, на вязаной салфеточке)). А в голове зазвучала песенка:
Мы друг друга нашли не случайно,
Счастье наше пришло не само,
Нас связала глубокая тайна,
Эта тайна стоит на трюмо -
Семь слоников!
Слоники, прелестные слоники!
Вы - наши кумиры, мы - ваши поклонники.
Ах, милые слоники, прелестные слоники!
Вы - наши кумиры, мы - ваши поклонники!(С)
Типично российское явление, кмк!))
ЕГТ, огромное спасибо за Ваш пост! И простите великодушно за оффтоп!

+4

75

"Адепты", или Героический сыщик и много охотничьего оружия

https://i.imgur.com/i8WiDDdl.jpg https://i.imgur.com/dcf7uS4l.jpg

Увидев такую красоту, захотелось разобраться, чья реклама висит в магазине оружейника.
Характерные особенности прейскуранта - альбомное расположение страниц и верхний и нижний колонтитулы. Самая легко идентифицируемая страница - в левом столбце посередине.
Такого дизайна и такой картинки в представленных ранее мною каталогах оружия (и других из собрания РГБ) не нашлось, пришлось копнуть глубже. Помог верхний колонтитул, который на скринах хоть и не читается четко, но позволил подобрать слова для загугливания.

Так нашелся искомый прейскурант, выложенный в сеть в 2010 году. https://www.comgun.ru/gun/38-katalog-ox … -veka.html
Сравниваем страницы, левый столбец:

https://i.imgur.com/Jp93fH9l.jpg https://i.imgur.com/A9dUtLCl.jpg
https://i.imgur.com/GCMQ1Qgl.jpg

Нижняя картинка из правого столбца:

https://i.imgur.com/5U4OClxl.jpg

Также следует обратить внимание на сгибы, пятна, замусоленные уголки на страницах - они совпадают.

Этот каталог сохранился без конца и без начала, поэтому какой может быть спрос с реквизиторов? - его датировка концом XIX века на совести опубликовавшего.

Но следом нашелся Прейскурант оружия фабрики И.Ф. Петрова №25 за 1913 год. https://www.avito.ru/krasnoborsk/knigi_ … _883824411
Это не он (позиции на представленных страницах не совпадают), но очень близкий по времени выпуска (тот же шаблон, шрифт).

Так что либо хозяин магазина добыл его из 1910-х с помощью черной магии, либо дело в черной затонской дыре, через которую в город попадают разнообразные анахронистичекие материальные объекты.

Отредактировано ЕГТ (01.11.2023 18:21)

+4

76

Господину Ребушинскому на заметку.

А мы просто полюбуемся прекрасным.

Серебряный браслет-змеючка, Испания, середина 19 века.

https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-03/thumbs/1269803876_1.jpg

На самом деле, это ножны с очень гибким клинком, который можно свернуть в кольцо. 

https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-03/thumbs/1269803959_5.jpg https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-03/thumbs/1269804016_4.jpg

Американский замок-пистолет калибра .38. Активируется двумя ключами.(1897 г.)

https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-05/thumbs/1275159459_gun_14.jpg https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-05/thumbs/1275159468_gun_17.jpg

6-зарядный пистолет-кольцо (США, начало XX в.)

https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-05/thumbs/1275159698_gun_98.jpg https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-05/thumbs/1275159695_gun_101.jpg

7-зарядный пистолет-кольцо "Femme fatale" калибра .06 (Англия, 1870 г.)

https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-05/thumbs/1275159949_gun_12.jpg https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-05/thumbs/1275160003_gun_10.jpg

Пистолет - карманные часы

https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-05/thumbs/1275159830_gun_112.jpg https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-05/thumbs/1275159914_gun_114.jpg https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-05/thumbs/1275159831_gun_115.jpg

Еще один пистолет в карманных часах (Англия, 80-е годы XIX в.)

https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-05/thumbs/1275160381_gun_02.jpg https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-05/thumbs/1275160398_gun_04.jpg https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-05/thumbs/1275160386_gun_08.jpg

Пистолет-ловушка. С помощью струбцины прикрепляется к столу напротив двери, дулом в проем, курок привязывается к двери. Срабатывает, когда кто-нибудь посторонний откроет дверь.

https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-06/thumbs/1275336722_gun_87.jpg

Пистолет под рукав, США, конец XIX - начало XX в. Для выстрела надо поднять кисть руки вверх, потянув за шнур.

https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-06/thumbs/1275336969_gun_94.jpg https://www.comgun.ru/uploads/posts/2010-06/thumbs/1275336975_gun_97.jpg

Еще больше фото, а также другие раритеты здесь:
https://www.comgun.ru/gun/98-nozh-zmeya.html
https://www.comgun.ru/gun/419-neobychny … -foto.html
https://topwar.ru/61867-ognestrelnoe-or … -veka.html

UPD: уточнены описания некоторых предметов

Отредактировано ЕГТ (01.11.2023 19:19)

+6

77

Вау!
Так значит, те самые пять револьверов фон Штоффа вполне могли поместиться в его карманах?  :cool:

+4

78

ЕГТ написал(а):

либо дело в черной затонской дыре, через которую в город попадают разнообразные анахронистичекие материальные объекты.

Дверные доводчики, например)))

+4

79

А браслет шикарный.

+3

80

Jelizawieta написал(а):

Так значит, те самые пять револьверов фон Штоффа вполне могли поместиться в его карманах?

Вот только хотела написать то же самое!
Другое дело, что точность стрельбы из часов и пуговиц вызывает основательные сомнения))

Jelizawieta написал(а):

А браслет шикарный.

А вот змейка-клинок несомненно в родстве с той коллекцией скобяных изделий, которую носил в сапогах Штольман!

+5

81

Jelizawieta написал(а):

Так значит, те самые пять револьверов фон Штоффа вполне могли поместиться в его карманах?

Пять револьверов фон Штоффа дружно оттопыривали ему все карманы :)

Среди оставшихся 84 не знающих промаха револьверов Якоба фон Штоффа могли быть и такие:

https://i.imgur.com/MSuVTM8l.jpg

https://i.imgur.com/mP1lUjDl.jpg

https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/023/023037ac9f49169d3975678f066c902a_cropped_666x444.webp

https://bugaga.ru/uploads/posts/2015-12/thumbs/1450965258_mnogozaryadnoe-oruzhie-3.jpg

https://bugaga.ru/uploads/posts/2015-12/thumbs/1450965193_mnogozaryadnoe-oruzhie-16.jpg

https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/ecd/ecdb4670cc6fecdc98228185512cd563_cropped_666x500.webp

http://pitert.ru/news/100-hidden-weapons-in-art-museum
https://www.techinsider.ru/weapon/9940- … proshlogo/

Но где-то могли быть припрятаны и гаджеты на случай встречи с особо изощренными злодеями - для использования при близком контакте после принудительного разоружения.

SOlga написал(а):

Другое дело, что точность стрельбы из часов и пуговиц вызывает основательные сомнения))

А также из стреляющих тростей и портсигаров.

Конечно, целиться из них можно было только наугад. Но раз близко - то и из таких мелкокалиберных устройств можно было кого-то тяжело ранить.

+5

82

Дверные доводчики

SOlga написал(а):

Дверные доводчики, например)))

Дверные доводчики имеют право на существование в кадре, но, конечно, не такие :)

Первый в мировой истории патент на устройство, помогающее закрыть дверь, был получен Фрэнсисом Ричардсом в 1873 году. Это был пружинный доводчик - металлический цилиндр с пружиной внутри, который крепился на косяке двери.

http://notedo.ru/files/303/resize/richards_914_419.jpg

В 1880 году Льюисом Нортоном (США) был запатентован пневматический дверной доводчик. Изобретение Нортона использовало сжатый воздух для закрывания двери, сам доводчик нужно было устанавливать на полотне двери и имелся винт, регулирующий скорость закрытия. В 1882 году Нортон открывает свою компанию по производству доводчиков.

http://notedo.ru/files/303/resize/norton_914_371.jpg

В 1889 Юджином Блаунтом был запатентован механо-гидравлический дверной доводчик, современный с точки зрения принципа работы. В дальнейшем лишь менялись форма и дизайн.

http://notedo.ru/files/303/resize/blount_722_504.jpg

Механо-гидравлические доводчики конца XIX - начала XX века имели Т-образную форму.

Доводчики Блаунта:

https://i.imgur.com/CqW2vbQm.jpg  4 января 1894 года, газета "The Allentown Leader", штат Пенсильвания.

https://i.imgur.com/qVvPmW8m.jpg 11 декабря 1899 года, газета "The Fort Wayne Sentinel", штат Индиана.

Поэтому такой, например, американский доводчик 1930-х годов наш взгляд бы не оскорбил:

http://notedo.ru/files/gallery/177/big/lcnbarlow1_1635259362.jpg

изображения с сайта http://notedo.ru/museum/

А это отечественная реклама:
Американские доводчики и пневматические пружины "метеор" - вещь недешевая. Но есть и дверные пружины попроще.

https://i.imgur.com/Nj7wTLjl.jpg

https://i.imgur.com/ADCl4xVl.jpg

https://i.imgur.com/MxoTOQol.jpg

https://i.imgur.com/1JoPUI4l.jpg

Отредактировано ЕГТ (02.11.2023 17:23)

+5

83

Слушайте, получается, что фэндом зря над доводчиком прикалывался столько лет?)) Кмк, вот этот https://i.imgur.com/O4FJJ9km.jpg
практически один в один с тем, что нахально висел в кадре!

+4

84

Наталья_О написал(а):

Кмк, вот этот практически один в один с тем, что нахально висел в кадре!

Проведем следственный эксперимент...

https://i.imgur.com/WY2zHAxl.jpg
https://i.imgur.com/5lqyphXl.jpg

В "Сицилианской защите" доводчик на стеклянной двери отвинтили - дырки видны, в "Драме"  - он  не главный герой, но и не прячется.

А вот, если не ошибаюсь, - самый выдающийся доводчик Затонска и окрестностей, бронзового цвета. Как и предыдущий, практически прямоугольный с характерным выступом снизу. На фото - экземпляр 1950-х годов, но моделей такого дизайна и сейчас много в продаже.

https://i.imgur.com/mVo4bCVm.jpg https://i.imgur.com/2TlBjbsm.jpg https://i.imgur.com/TD112U9m.jpg

+1

85

Ладно, доводчики простим. Но план эвакуации в дворянской усадьбе - это тоже сильно и стильно, кмк.  :D

+3

86

Atenae написал(а):

Но план эвакуации в дворянской усадьбе - это тоже сильно и стильно, кмк.  :D

Он просто необходим гостям, особенно нетрезвым, когда все таблички "выход" бумагой заклеены :)

+4

87

ЕГТ написал(а):

мастерская Фаберже выпускала и недорогие серийные вещи. Где-то мне встречался прейскурант с их брошками стоимостью в несколько рублей

https://i.imgur.com/8UrXadLl.jpg  1893 год

«Появление настоящего прейскуранта находит себе объяснение в тех многочисленных запросах касательно изделий фирмы, коими провинциальная Россия все чаще и чаще обращается к нам. Не имея возможности в простой корреспонденции дать достаточно ясное представление о различных предметах нашей торговли, и желая вместе с тем удовлетворить иногородних корреспондентов, мы предприняли настоящее издание, снабженное иллюстрациями и приблизительными ценами. Этим путем мы надеемся войти в более тесные сношения с теми из наших покупателей, которые, живя в провинции, лишены возможности лично посетить магазин и ознакомиться с нашим выбором.»

Предисловие, там на самом деле, очень длинное, в том числе, там говорится о том, что фирма быстро реагирует на веянья моды и создает новые дизайны, и о том, что некоторые дизайны специально не публикует, чтобы не было подделок, и вообще в короткий (там всего 62 страницы, из них 9 - обложки, вступление, правила заказа, фото магазина) каталог всего не включить.  Поэтому вопрос о слониках остался открытым. В качестве иллюстраций приведу броши и браслеты (те странички, где подешевле), часовые цепочки, самое простое столовое серебро.

https://i.imgur.com/Jhsx79ul.jpg  https://i.imgur.com/8Ccn4tLl.jpg
https://i.imgur.com/5ZmnmIvl.jpg  https://i.imgur.com/XhJmMk1l.jpg
https://i.imgur.com/VMK5jXol.jpg  https://i.imgur.com/TvkPYP6l.jpg
https://i.imgur.com/bbU5AIZl.jpg  https://i.imgur.com/oVIYaczl.jpg

+2

88

ЕГТ, спасибо!
Красота! Присмотрела себе брошку, первую во втором ряду  ;) Жаль, что по такой цене уже никто не продаст эту прелесть.

+2

89

https://i.imgur.com/ykkREv4l.jpg

Предмет моей лекции — плодотворная дебютная идея. Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, — это «Quasi una fantasia». А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, — это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму. (с)

Дисклеймер: В шахматы я играла последний раз в 6 классе. То, что мне тогда удалось обыграть племянника директрисы, ни о чем не говорит, он был дремучим двотроечником. Представленная информация собиралась обывателем-научным работником, который представляет, как ходят фигуры, но не разбирается в более глубоких материях. Тем не менее, надеюсь, что моя лекция будет более содержательной, чем у процитированного выше гроссмейстера.

Пособий по шахматной игре (шахматные учебники, самоучители и руководства для начинающих) в дореволюционной России выпускалось очень мало. Известный библиограф, специалист по истории изданий шахматной литературы, Н.И. Сахаров в книге «Шахматная литература России. Библиографический указатель (1775-1997)» приводит 17 изданий книг на русском языке, выпущенных с середины 1860-х по конец 1880-х гг. Из них почти половина практически ни о чем (объемом 30-100 страниц, включающих заодно правила игры в карты, шашки, домино, бильярд, бирюльки и лапту).

Из доступных руководств солидных авторов, дающих не только основные правила шахматной игры, но представления о теории игры, разбирающих партии разных типов (вспоминаем увесистый томик, который мог привезти Анне дядя за несколько лет до описываемых событий), в РГБ есть следующие:

Шахматная игра: Теорет. и практ. руководство Г.Р. Неймана: Пер. с нем.: С 95 диагр. (рис.), изображающими различ. интерес. положения партий. - Санкт-Петербург, 1869. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003582504 … heme=white

Шахматы: Руководство для начинающих Г.Р. Неймана / Пер. с нем. В. Ш. - 3-е доп. и испр. изд. А. Линде. - Санкт-Петербург, 1884. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003598097 … heme=white

Руководство к шахматной игре: С 120 различн. диагр. и 42 поясн. партиями след. шахматистов и шахмат. клубов: А. Андерсена, Александра... и др.: (Пер. с послед. берл. изд.) / [У. Цукерторт и Дюфрень]. - Санкт-Петербург, 1872. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003602723 … heme=white

Самоучитель к новооткрытому искусству в шахматной игре: Новый способ в несколько ходов обыграть самого искусного игрока: С прил. игр знаменитых игроков Европы и по приемам извест. шахматистов: Петрова, Бреда, Руссо, Гебелера и Карла ван-Тенака: С особым отделом и искусством играть в рус. и пол. шашки. - 2-е изд., весьма доп. - Москва, 1879. https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003609863 … heme=white (в сравнении с предыдущими, по-моему, малопонятная).

Начиная с 1889 г. отдельными главами (выпусками) выходила очень подробная объемная книга В.Ф. Альбрехта «Практическое руководство к изучению шахматной игры», но она не подходит по ТЗ.

Что такое сицилианская защита? - Это популярный дебют.

Если по сути, то:
Сицилианская защита относится к полуоткрытым дебютам и возникает на доске после первых классических ходов пешек е2-e4 (белые), с7-c5 (черные). После этого возможно большое число различных вариантов (так называемые Игры коня или Игры слона). И в них разбираться новичку придется очень долго.

Если лирически, то:
«В основе дальнейшего развития стоят асимметричные позиции, разносторонние рокировки, острая тактическая борьба».

«В большинстве случаев характеризуется принципиально острой игрой, в которой на успех в равных долях могут рассчитывать обе стороны».

«Сицилианская защита подойдет вам, если вы предпочитаете напористую манеру игры».

«Обычно сицилианскую защиту применяют те игроки, которые предпочитают стремительное развитие, готовы делать умелые жертвы и быстро завоевывать преимущество».

«Этот дебют часто выбирает те шахматисты, которые хотят получить неясную позицию и большие осложнения либо в миттельшпиле, либо даже в самом начале партии».

«Великий французский игрок и теоретик Андре Даникан Филидор в 1777 году сказал о сицилианской защите: "Этот способ открытия игры... абсолютно оборонительный и далеко не самый лучший... но он очень хорош для того, чтобы испытать силы противника, с мастерством которого вы не знакомы"».

История сицилианской защиты:

Сицилианская защита была впервые проанализирована в рукописи по шахматам Дж. Полерио в 1594 г., хотя он и не использовал термин "сицилианская защита". В 1813 году Дж. Сарратт стандартизировал английский перевод названия этого дебюта как "сицилианская защита", ссылаясь на старую итальянскую рукопись, в которой использовалась фраза il gioco siciliano ("сицилианская игра"). В первой половине XIX века сицилианская защита была популярна среди крупных шахматистов того времени. Дебют вышел из употребления в конце XIX века, когда от него отказались некоторые ведущие игроки мира.
Пол Морфи, лучший игрок мира конца 1850-х годов, осуждал "это пагубное увлечение сицилианской защитой... продолжавшееся примерно с 1843 по 1851 год". Смерть двух крупнейших сторонников дебюта, Стонтона и Андерссена, в 1874 и 1879 годах соответственно, также способствовала его упадку. Дж. Госсип в "Руководстве шахматиста", впервые опубликованном в 1874 году, писал: "В последние годы ... были сделаны открытия, которые значительно усилили атаку белых, и сицилианская защита теперь рассматривается большинством современных авторитетов как сравнительно слабый способ игры". https://en.wikipedia.org/wiki/Sicilian_Defence

Возвращаемся на затонскую почву.
Итак, к концу XIX века сицилианская защита считалась плохим дебютом, что косвенно отражается в представленной выше литературе.
В издании книги Неймана 1869 г. приводятся три примера «Сицилийских партий»,
https://i.imgur.com/6Twm9Vkm.jpg https://i.imgur.com/0dn2Qz8m.jpg https://i.imgur.com/va15BmPm.jpg https://i.imgur.com/dovvF8ym.jpg https://i.imgur.com/u7EfiCNm.jpg https://i.imgur.com/AIxvBeBm.jpg https://i.imgur.com/3v3LtDum.jpg https://i.imgur.com/6OPsxdpm.jpg https://i.imgur.com/hAwY87Jm.jpg https://i.imgur.com/MOeylArm.jpg

В следующем издании (1884 г.) и других книгах термин «Сицилианская защита» не используется, варианты развития партий, начинающихся с ходов е2-e4, с7-c5, нужно искать, насколько я понимаю, в недрах разделов «Игра королевского коня» (ход конем - второй ход белых) или «Игра королевского слона», а там черт ногу сломит. И этих вариантов масса.

Напрашивается вывод, что, пролистав самоучитель, сыграть партию с середины, делая единственно возможные ходы, нельзя. Господин Штольман, подключите логику, не верьте в дядины похвалы и не обижайте барышню!
Либо нужно считать, что Ферзь повторял один-в-один сицилийскую партию одного из гроссмейстеров, полностью описанную в книге.

Теперь про сами шахматы

К середине XIX века в разных европейских странах существовали свои стандарты шахматных фигур: Сент-Джордж в Великобритании, Режанс (в честь Кафе де ля Режанс) во Франции и некоторые другие. Такие фигуры были высокими и неудобными в игре, их было легко сломать или уронить. К тому же фигуры часто плохо опознавались, и шахматист мог упустить вражескую фигуру на ключевой позиции.

https://i.imgur.com/Vx9Km3gm.jpg https://i.imgur.com/uSyWGuhm.jpg https://i.imgur.com/2oHmDQ0m.jpg https://i.imgur.com/4udm1Rgm.jpg https://i.imgur.com/QIESR4Pm.jpg

Требовался новый дизайн — дешёвый, но достойно выглядящий и легко опознаваемый шахматистами из разных стран. В 1851 году в Лондоне должен был состояться первый международный шахматный турнир. В связи с этим возникла необходимость создания универсального шахматного набора. Эта задача была поручена лондонскому художнику Натаниелю Куку, который создал лаконичный и совершенный дизайн. Комплект фигурок показали знаменитому английскому шахматисту Говарду Стаунтону, считавшемуся в то время сильнейшим шахматистом в мире. Они ему так понравились, что он разрешил на коробках с этими шахматами ставить свое факсимиле. В 1849 году Натаниэль Кук запатентовал новый дизайн шахмат, затем права на дизайн были перекуплены братом жены Кука, владельцем компании John Jaques of London, специализировавшейся на спортивном инвентаре.

https://i.imgur.com/knmI95Bl.jpg Шахматы Стаунтон

У Штольмана великолепный резной набор, на вид вполне антикварный, и больно смотреть, как они рассыпаются по полу.

https://i.imgur.com/gwrTeI2l.jpg https://i.imgur.com/tnx1QV5l.jpg

У Анны - польские шахматы «Консул» (из будущего) с очень характерным дизайном ферзя.

https://i.imgur.com/vF4eNL9l.jpg https://i.imgur.com/UlPVef4l.jpg

Что по ценам:

Единственная шахматная книга, встретившаяся мне в прейскуранте одного из издательств, стоила 1 р.75 коп.

https://i.imgur.com/EMDHxtyl.jpg

Шахматы (также как шашки, домино и карты) нашлись в каталоге писчебумажных товаров, тут цены колеблются от полутора-двух с половиной рублей за доску и от рубля до трех с половиной за комплект деревянных шахмат, до 20 и более рублей за комплект из слоновой кости.

https://i.imgur.com/WBl1Pjul.jpg

Отредактировано ЕГТ (18.12.2023 20:14)

+6

90

Велосипедное. Часть 1.

«Дело утопленниц», 1888.
Петр Иванович, который, по словам Марии Тимофеевны, был «совершенно без средств», вернувшись из-за границы привез Анне велосипед.
Будучи в тот момент еще довольно редким, велосипед мог стоить как минимум 200-250 рублей (стоимость некоторых моделей достигала 400 рублей),
плюс за него требовалось еще и оплатить ввозную пошлину – 12 рублей.
https://i.imgur.com/pK84xUum.jpeg

Заграничный велосипед, выпущенный в 1888 году, мог выглядеть вот так... Каждый год появлялись новые модели, и в ходе улучшательства формы рам появлялись довольно необычные. Шины, кстати  еще были литые, а не пневматические.   

https://i.imgur.com/jhBwhFbm.jpeg https://i.imgur.com/HqiHQKIm.jpeg
https://i.imgur.com/P5ZT9mGm.jpeg https://i.imgur.com/mkr4v9hm.jpeg

1887-Singer-Cross-Frame
1888-Coventry-Machinists-SWIFT-spring-fork
1888-Ormonde-Safety-No-2
1888-Rover

Ну и самый ближайший по времени дамский велосипед - 1889 American Ideal Rambler (For Girls). Колеса 22 и 26 дюймов, вес 42 фунта, пользуется спросом у стройных дам.

https://i.imgur.com/x40OkYTm.jpeg https://i.imgur.com/9nPpqxTm.jpeg

Анна ездит на велосипеде со снятым шильдиком, по общим очертаниям напоминающем дамские модели 1910-х:
https://i.imgur.com/i045jFIm.jpeg https://i.imgur.com/dmqHl7Tm.jpeg
https://i.imgur.com/wyePL6rm.jpeg https://i.imgur.com/e3rW9zCm.jpeg
https://i.imgur.com/RkZrr3am.jpeg https://i.imgur.com/8cyIkTKm.jpeg

Хотя это скорее всего советский велосипед середины 1950-х.
https://i.imgur.com/XvrLAeCm.jpeg

Как научиться ездить на велосипеде?

Изученіе ѣзды на двухколесномъ велосипедѣ. 1893.
Слѣдующія указанія облегчатъ начинающему изученіе настолько, что онъ въ нѣсколько дней будетъ въ состояніи ѣздить.
Для этого выбираютъ лучше всего ровную, широкую, немного покатую, твердую дорогу, обхватываютъ обѣими руками руль велосипеда, ставятъ лѣвую ногу на подножку у задняго колеса, придаютъ велосипеду чуть наклонное положеніе направо, отталкиваются правой ногой, поднимаюсь тѣло при посредствѣ рукъ, и стоя такимъ образомъ, на выправленной лѣвой ногѣ, стараются спуститься съ горки. (Это упражнеиіе дѣлаютъ лучше всего, снявъ педали).
Если чувствуютъ наклонность упасть налѣво, поворачиваютъ переднее колесо немного налѣво, если направо — то же дѣлается направо. Когда этотъ пріемъ удастся на сравнительно далекомъ разстояніи, садятся на сѣдло, опущенное для начала какъ можно ниже, оттолкнувъ предварительно велосипедъ лѣвой ногой. Когда раскатъ начнетъ прекращаться, разставляютъ довольно широко ноги, нажимаютъ слегка на тормозъ и спускаются на одну или другую сторону. Этотъ способъ имѣетъ ту хорошую сторону, что учащійся сразу получаетъ уверенность, что не можетъ упасть.
Если можно имѣть ловкаго помощника, то, прикрѣпивъ педали, садятся на велосипедъ, причемъ машина должна подъ сѣдломъ поддерживаться помощникомъ, и пробуютъ ѣхать, чтобъ выучиться правильно нажимать ступней на педали. При этомъ стараются держать балансъ, какъ пояснено выше. Помощникъ долженъ до тѣхъ поръ следовать за учащимся и держать велосипедъ, пока учащійся настолько привыкнетъ балансировать и правильно нажимать на педали, что можетъ ехать безъ посторонней помощи. Это ему удастся уже после нѣсколькихъ учебныхъ часовъ.
Самое трудное - это удерживать балансъ; для этого не нужно налегать на руль, а напротивъ, какъ бы сильно притягивать его къ себе, чтобъ вполнѣ имъ владѣть. Не нужно сначала ездить черезъ-чуръ медленно, а сразу стараться развивать некоторую скорость, чрезъ что значительно облегчается равновѣсіе. Вслучаѣ полной потери баланса лучше всего отставить въ ту сторону ногу, куда машина имѣетъ упасть. Этимъ ѣздокъ избѣгнетъ паденія и сохранитъ самый велосипедъ.
Упасть головой впередъ чрезъ машину на низкомъ велосипеде невозможно. При ѣздѣ по неровной дороге, чрезъ камни и пр. нужно ноги твердо держать на педаляхъ, чтобъ не потерять ни на секунду баланса и избежать паденія. Садятся на сѣдло безъ посторонней помощи съ подножки у задняго колеса, ставъ на нее лѣвой ногой, оттолкнувъ велосипедъ правой, положивъ совершенно спокойно сначала правую, а потомъ лѣвую ногу на сѣдло; тогда, глядя впередъ, стараться поймать ногами педали и начать нажимать на нихъ. Нужно стараться сидѣть прямо и не выгибать локтей наружу.
Чтобъ слѣзть съ машины, нужно сначала замедлить ея ходъ, и въ то время, когда левая педаль находится въ самомъ низу, упереться на нее крѣпко ногой и въ тотъ же моментъ перебросить правую ногу чрезъ сѣдло на лѣвую сторону велосипеда. При этомъ нужно пускать только правую руку, левой же крѣпко держать руль, чтобъ велосипедъ не упалъ. Если слѣзаютъ на правую сторону, то дѣлаютъ тѣ же пріемы, только въ обратную сторону.
Освоившись достаточно съ этими пріемами, получаютъ полную уверенность, что больше ничего не можетъ случиться, и тогда можно смѣло ехать.

Короче, как показывает опыт героя Марка Твена, лучше всего падать на инструктора.

Потренировавшись немного возле дома, Анна, выезжает на улицу, и чуть не сбивает с ног новоиспеченного начальника сыскного отделения г. Затонска.
https://i.imgur.com/ZFSHxTim.jpeg

И, будь это в другом месте, экскюземуакнуть бы не успела, как уже имела бы привод в отделение:

1. Долгое время катание по улицам в городах было запрещено или сильно ограничено. Когда стало разрешено катание по улицам, запрещалось ездить по тротуарам и в людных местах.

2. Чтобы ездить на велосипеде по улицам, надо было сдать экзамен и получить права. Сдача специального экзамена проходила по утвержденным дням в полицейском управлении. Для этого нужно было тронуться с места на велосипеде, сделать «восьмерку», а потом резко затормозить и спрыгнуть с транспорта. Экзамен принимала комиссия из 3-х полицейских.

3. После уплаты специальной пошлины выдавались именной билет на право езды и два жестяных номерных знака (крепились на раму и под седло). Билеты и номера действовали один год и каждую весну нужно было платить пошлину, получать новые номерные знаки и документ на право езды по городу.

4. Помимо билета и номерных знаков велосипедист был обязан иметь на своей машине звуковой сигнал (звонок или клаксон), а в темное время суток - обязательно фонарь. За отсутствие любого предмета из указанного списка велосипедистов задерживали чины полиции и препровождали в полицейский участок для дачи объяснений и уплаты штрафа. В случае, если велосипедист не реагировал на окрик городового, тот свистел в штатный свисток и пускался в погоню.

Но это Затонск!

+8

91

"Потренировавшись немного возле дома, Анна, выезжает на улицу, и чуть не сбивает с ног новоиспеченного начальника сыскного отделения г. Затонска."
У Платоныча на фото вид футбольного вратаря: вот щас раскинет руки и поймает "чУдное пенальти", летящее точно в цель :D

Отредактировано Круэлла (24.03.2024 12:15)

+5

92

Круэлла написал(а):

У Платоныча на фото вид футбольного вратаря: вот щас раскинет руки и поймает "чУдное пенальти", летящее точно в цель

Надо было сразу ловить, и везти на том же лисапеде в ЗАГС церковь! Сколько бы нервов зрительских сэкономили, и второсезонных ваятелей обломали бы!

Чудное пенальти вместо чудного мгновения - прелесть)

А насчет велосипедных правил - для единственного велосипеда их то ли не подвезли, то ли потеряли в бумагах)))

+4

93

Мария_Валерьевна написал(а):

Надо было сразу ловить, и везти на том же лисапеде в ЗАГС церковь!

Дык, не сразу разглядел свое щастье :dontknow:
Оно, как хорошая бражка, должно вызреть, настояться, пройти через змеевик "нейтралитетов", отфильтроваться от фрейлин... Вот тогда на выходе мы получим чистое, незамутненное внебрачными нинками, счастье. А если сразу - прыг и руки - "Платоныч, я ваша на веки", так не интересно  :no:

+3

94

Круэлла написал(а):

Оно, как хорошая бражка, должно вызреть, настояться, пройти через змеевик "нейтралитетов", отфильтроваться от фрейлин... Вот тогда на выходе мы получим чистое, незамутненное внебрачными нинками, счастье. А если сразу - прыг и руки - "Платоныч, я ваша на веки", так не интересно

Согласна. Знаю опыты по сведению воедино этих двух элементов раньше времени. Не то ...  :no:

А все-таки жаль, что нельзя сразу всю нужную бражку в головушки вложить, чтобы поумнели экстерном! :glasses:

+3

95

Это Затонск! И Платоныч пока ещё не при исполнении. Так что в этой ситуации он мог бы стать разве что героем заметки "Попал под лошадь под Анну" Пострадавший отделался лёгким испугом и обширной прогрессирующей любовной контузией с частичной потерей речи.

+8

96

Atenae написал(а):

"Попал под лошадь под Анну" Пострадавший отделался лёгким испугом и обширной прогрессирующей любовной контузией с частичной потерей речи.

:cool:  :D  :crazyfun:

И самопроизвольным протягиванием рук по направлению к непричесанному локону))))

+5

97

Круэлла написал(а):

У Платоныча на фото вид футбольного вратаря: вот щас раскинет руки и поймает "чУдное пенальти", летящее точно в цель

Круэлла :)
Там действительно на стопкадрах видно, что он делает спортивную стойку и готовится к наезду.

Коль по городу Затонску
Мчишься на велосипеде,
А навстречу почему-то
Вышел Штольман погулять,
Не сворачивай в сторонку -
Там железная пролетка,
Тормози скорее в Яшу,
Но, смотри, не покалечь!

+7

98

ЕГТ написал(а):

Там действительно на стопкадрах видно, что он делает спортивную стойку и готовится к наезду.

Коль по городу Затонску

Мчишься на велосипеде,

А навстречу почему-то

Вышел Штольман погулять,

Не сворачивай в сторонку -

Там железная пролетка,

Тормози скорее в Яшу,

Но, смотри, не покалечь!

Какая ответственность была на Саше Никифоровой! Наехать так, чтобы в самом начале истории не покалечить главного ценного артиста!

+3

99

Мария_Валерьевна написал(а):

А насчет велосипедных правил - для единственного велосипеда их то ли не подвезли, то ли потеряли в бумагах)))

Нужно их найти или сочинить заново, а потом оформить Анне права за подписью трех экзаменаторов ;)

+1

100

ЕГТ написал(а):

Нужно их найти или сочинить заново, а потом оформить Анне права за подписью трех экзаменаторов

А ведь Аня еще несовершеннолетняя - только 19 лет. Ее вообще к вождению столь опасного транспорта допустят, если официально и по всем правилам?

+2

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Сыщикъ и медиумъ, и прочие тёмные личности » Экипируем Героического сыщика