За примером я решила тут обратиться к Антону Павловичу Чехову. Он был человек опытный, тем более, в безденежье, бытовые подробности, да и жизнь никогда не приукрашивал, и к романтизму склонен не был.
Правда, о полицейских чиновниках он, кажется не писал. Но вот рассказ о враче, причем таком, который уж точно не Ионыч из одноименного рассказа, и за деньгами не гоняется.
Итак, "Попрыгунья", дата написания - 1891 год
"Осип Степаныч Дымов, был врачом и имел чин титулярного советника. Служил он в двух больницах: в одной сверхштатным ординатором, а в другой — прозектором. Ежедневно от 9 часов утра до полудня он принимал больных и занимался у себя в палате, а после полудня ехал на конке в другую больницу, где вскрывал умерших больных. Частная практика его была ничтожна, рублей на пятьсот в год..."
Что удалось найти по полицейскому жалованию, примерно соответствующему показанному в АДъ:
" Указом от 12 мая 1887 года вводилось новое штатное расписание Санкт-Петербургского градоначальства и Санкт-Петербургской городской полиции, которое считалось действующим с 1 января 1887 года. Теперь штат сыскной полиции составлял:
Начальник сыскной полиции: жалованья – 2000 рублей, столовых денег – 1000 рублей, квартира предоставлялась натурой, разъездных денег – 800 рублей. Классный чин по должности VI, коллежский советник...
Помощник начальника сыскной полиции: жалованья – 1000 рублей, столовых денег – 500 рублей, квартирных денег – 500 рублей, разъездных денег – 500 рублей. Классный чин по должности VII, надворный советник."
("На секретной службе Его Величества. История Сыскной полиции")
https://iknigi.net/avtor-rober-ochkur/1 … ge-11.html
Это без дополнительных выплат за успешно раскрытые дела, что тоже было в ходу. Но и без оного, получается в два-полтора раза больше нежели у героя Чехова.
Далее, в "Попрыгунье", Дымов женится на "небесном создании" с талантами и увлечениями, Ольге. И каков быт наших молодых?
"Зажили они после свадьбы превосходно. Ольга Ивановна в гостиной увешала все стены сплошь своими и чужими этюдами в рамах и без рам, а около рояля и мебели устроила красивую тесноту из китайских зонтов, мольбертов, разноцветных тряпочек, кинжалов, бюстиков, фотографий... В столовой она оклеила стены лубочными картинами, повесила лапти и серпы, поставила в углу косу и грабли, и получилась столовая в русском вкусе. В спальне она, чтобы похоже было на пещеру, задрапировала потолок и стены темным сукном, повесила над кроватями венецианский фонарь, а у дверей поставила фигуру с алебардой. И все находили, что у молодых супругов очень миленький уголок...."
А, между прочим, упоминается, что отец Ольги тоже был врачом, а не купцом, или богатым помещиком. Безусловно, какое-то приданое у девушки было, но небольшое. Ибо -
"Ежедневно, вставши с постели часов в одиннадцать, Ольга Ивановна играла на рояли или же, если было солнце, писала что-нибудь масляными красками. Потом, в первом часу, она ехала к своей портнихе. Так как у нее и Дымова денег было очень немного, в обрез, то, чтобы часто появляться в новых платьях и поражать своими нарядами, ей и ее портнихе приходилось пускаться на хитрости. Очень часто из старого перекрашенного платья, из ничего не стоящих кусочков тюля, кружев, плюша и шелка выходили просто чудеса, нечто обворожительное, не платье, а мечта. От портнихи Ольга Ивановна обыкновенно ехала к какой-нибудь знакомой актрисе, чтобы узнать театральные новости и кстати похлопотать насчет билета к первому представлению новой пьесы или к бенефису..."
Ничего себе - жизнь бедной, замученной бытом женщины, верно? Единственное, из-за чего Ольге приходится поломать голову - это как обновить наряды. Но, учитывая моду того времени, и светское правило, не являться часто в том, что уже было надевано - ничего удивительного в этом нет. За несколько десятилетий до Ольги Наталья Пушкина прибегала к таким же хитростям, чтобы предстать на балу в Аничковом дворце, как требовали ее светские обязанности.
Какие еще трудности героически преодолевает жена человека, получавшего 500 рублей в год?
"Она пела, играла на рояли, писала красками, лепила, участвовала в любительских спектаклях, но всё это не как-нибудь, а с талантом; делала ли она фонарики для иллюминации, рядилась ли, завязывала ли кому галстук — всё у нее выходило необыкновенно художественно, грациозно и мило...
... После обеда Ольга Ивановна ехала к знакомым, потом в театр или на концерт и возвращалась домой после полуночи. Так каждый день.
По средам у нее бывали вечеринки. На этих вечеринках хозяйка и гости не играли в карты и не танцевали, а развлекали себя разными художествами. Актер из драматического театра читал, певец пел, художники рисовали в альбомы, которых у Ольги Ивановны было множество, виолончелист играл, и сама хозяйка тоже рисовала, лепила, пела и аккомпанировала. В промежутках между чтением, музыкой и пением говорили и спорили о литературе, театре и живописи..."
Даже болезнь мужа (рожа) не пробивает сильной дыры в бюджете. Когда он поправляется, жизнь течет, как и прежде:
"Настоящее было прекрасно, а на смену ему приближалась весна, уже улыбавшаяся издали и обещавшая тысячу радостей. Счастью не будет конца! В апреле, в мае и в июне дача далеко за городом, прогулки, этюды, рыбная ловля, соловьи, а потом, с июля до самой осени, поездка художников на Волгу, и в этой поездке, как непременный член сосьете, будет принимать участие и Ольга Ивановна. Она уже сшила себе два дорожных костюма из холстинки, купила на дорогу красок, кистей, холста и новую палитру..."
Немного о еде)). Не бутерброд с килькой))) -
"На второй день Троицы после обеда Дымов купил закусок и конфет и поехал к жене на дачу. Он не виделся с нею уже две недели и сильно соскучился. Сидя в вагоне и потом отыскивая в большой роще свою дачу, он всё время чувствовал голод и утомление и мечтал о том, как он на свободе поужинает вместе с женой и потом завалится спать. И ему весело было смотреть на свой сверток, в котором были завернуты икра, сыр и белорыбица..."
В конечном счете, сие "небесное создание" Ольга, переутомленное непосильными трудами, заводит роман с художником. Но случается это вовсе не из-за денег, а из-за ее собственной глупой "кукольной головки", которая легко забывает о любви к Дымову. Он же "не понимает ее великих порывов и талантов, он скушный человек". А Дымов умирает, заразившись дифтеритом в больнице...
Это уже за рамками моего сравнения. С точки зрения экономики - абсолютно хорошо и комфортно жила молодая семья, урезанная, по словам автора, в средствах. И супруга не то что не готовила сама, и не прикасалась к стирке - она могла сутками бездельничать, "самосовершенствоваться", ходить на интересные встречи, и устраивать вечера у себя, посещать выставки и театры. Ну, а если с моральной - то вот оно, неземное создание, прелестное и порхающее, которое вроде и влюбилось в настоящего, хорошего, достойного человека. А вот уже полюбить - нет, не смогло. Сложно...
Так что, у семейной пары Штольманов, при тех же условиях службы сыщика, которые нам показали, с точки зрения денег все будет в порядке. А с точки зрения любви - тем более, хорошо. Потому что они оба - настоящие люди, которые не просто влюбились, но и любят и уважают друг друга.