Раз обсуждение возобновилось, добавлю свое мнение о новелле «Врачебная тайна». В серии много юмористического, но если взглянуть на то, что творится в душе героев, то веселого не так много.
Штольман, по-моему, переживает переосмысление отношения к Анне, даже находится в отчаянии.
Объявляя нейтралитет в предыдущей серии, Штольман и себе объявляет нейтралитет. Но теперь понимает, что он сам его соблюсти не может. Он не может без Анны. Не предвидел и реакцию Анны. Его нейтралитет не работает. Анна обижена предложением «просто дружбы» и из-за духа противоречия не соблюдает принятый ею «нейтралитет». Штольман, как все влюбленные, любое сомнение мультиплицирует. Это мы, зрители, видели в «Пасьянсе Коломбины», как Анна, отвернувшись от Штольмана, губами произносит: «Я люблю Вас». Штольман этого не знает. Он переживает, не оттолкнул ли он Анну, не отвернулась ли Анна от него. Он не знает, как ему вести себя с Анной. Штольман боится спорить с Анной, что-то объяснять. Он уже понимает, что объяснения у него не получаются.
В первой же сцене со Штольманом, видно, что он внутренне напряжен. И на предложение доктора Милца привлечь Анну к расследованию, отвечает так, как будто доктор Милц сейчас выйдет и приведет Анну.
Руки в карманах – это штрихи, указывающие, подтверждающие его настроение.
Штольман часто засовывает руки в карманы. Ближайшие эпизоды: стоит на крыльце, не нашел Клизубова в доме, начало разговора о «нейтралитете», обдумывает слова Ермолая о тумане. Руки в карманах у Штольмана, когда у него затруднения, трудно решаемая проблема.
И не только руки в карманах. И замечания Штольман делает едкие. Тоже указывающие штрихи. Добрейшему доктору Милцу с издевкой: «Умеете гадать по руке?». Миронову бестактно: «Ни одно дело без Вас в Затонске не обходится». Штольман явно не в себе, и когда ему больно, как уже неоднократно видели, он, закрываясь, сыпет обидчивыми саркастическим выражениями, что и происходит.
Когда Коробейников спрашивает Штольмана о том, есть ли сведения от Анны, Штольман отвечает, рассказывая об эмоциональном впечатлении, а не о фактах. «Отчего же! Побеседовала со мной основательно», и открывает папку так, что бумаги чуть не разлетаются. На отношениях Штольман сосредоточен. Штольман погружен в себя, переосмысливает, его не устраивает сложившиеся отношения с Анной.
Когда у участка Штольман говорит об Улле, говорит, но думает о другом, боится смотреть в глаза Анне, периодически отводит глаза в сторону.
После нахождения снотворного в бутылке Штольману неудобно за инцидент с Анной (отказ от участия в расследовании, горячность не позволила оценить состояние Уллы). Принося извинения Улле, Штольман таким образом извиняется и перед Анной.
Не показали, кто именно приносит извинения Коробейников или Штольман. Но у меня сложилось впечатление, что Штольман. Коробейников не считает, что нужно извиняться перед Уллой. Улла – шарлатанка, и обманывала княгиню, и этим уже недостойна («нечего было по астралам шляться»). В сцене освобождения Уллы, Улла выходит с полицейским из кабинета Штольмана. Потом идет сцена с сопровождением доктора Милца в участок, где Штольман выходит в приемную без сюртука. Вероятнее всего, Штольман не уходил из своего кабинета, и он принес извинения Улле.
Только когда Анна просит прощения, Штольман начинает приходить в себя. Он видит взгляд Анны, слышит ее слова: «По делу мне вам больше нечего сообщить». Видит, что Анна оглядывается. Но все еще не знает, что ему делать, продолжает скрывать свои чувства – прячется, чтобы Анна не увидела, что он смотрит вслед. Возвращается в кабинет и не может продолжить допрос. Смотрит в окно, кладет руку на стул, собирается. И голос его звучит неуверенно. Он не понимает, как ему вести себя с Анной. Наверно, его уже начинают посещать мысли, что "все не так" и нужно хоть что-то из своих чувств открыть перед Анной.
Словами Петра Миронова, нам говорят, как нужно правильно поступить: «На месте Штольмана я бы сразу отправил тебя домой. С городовым. Чтобы твой папенька видел, как тебя оберегают от разного рода напастей». Но Штольман так не делает. Штольман ставить Анну в положения ссоры с родными не желает. Боится, что объяснить Анне опасность не сможет, и берет всю возможную тяжесть упреков на себя.
В сцене в участке, когда Анна пришла к Улле, Штольман вначале искренне рад, но как только Анна начинает излагать свою версию событий, с которой Штольман не согласен, он тут же прекращает разговор. Переубедить он не может, ссоры боится.
Финальный вопрошающий взгляд Анны подтолкнет его на объяснения, которые Штольман попытается дать в следующий серии. Взгляд Анны так поражает Штольмана, что заставляет всем телом повернуться к Анне. Но это решение придет к нему уже в период между сериями.
Анна в обиде на Штольмана за предложение «только дружбы». Ей казалось, что ее чувство ответно, но теперь Анна в большом сомнении. После решения Штольмана арестовать Уллу, для ареста которой, по мнению Анны, нет причин, обида Анны вскипает: «У вас есть основания, позвольте полюбопытствовать?». В дальнейшей ссоре больше обиды, что, по мнению Анны, Штольман ее игнорирует. Первоначальное желание Анны защитить Уллу-феминистку, превращается в больше как оправдание для себя, а глубинная причина – Штольман сделал ей больно, предложив «только дружбу». Поэтому и Анна не следует «нейтралитету», нарушает все запреты и договоренности, так она протестует.
Увидев Анну у участка после «эксперимента», Штольман пытается пошутить, но у него, как обычно с Анной, шутка больше выглядит как насмешка. Так ее и воспринимает Анна, и огрызается. Бросает первое пришедшие в голову обвинение. Штольман обижен словами Анны и уходит, Анна обижена на себя, что опять размолвка со Штольманом из-за ее слов.
Анна вряд ли поверила гаданию Уллы, но, уже в более спокойном состоянии Анна оценила, что Штольман предлагал совместное расследование, что и дало Анне понимание в ответном чувстве. По всей видимости, Анна, расставшись с Уллой, обдумала отношение Штольмана к ней. И Анна, возбужденная, взволнованная от пришедших мыслей, приходит в участок (а может и прибегает) извиниться. Получив прощение, также на возбуждении, убегает. После встречи с Уллой наступает перелом в отношении Анны к Штольману. Анна уже уверена в ответном чувстве.
В «кулачковом» бое, на мой взгляд, когда Анна подходит к Штольману последний раз она уже хочет его поцеловать, и бьёт его еще раз, за то, что это невозможно сделать.
После разговора со Штольманом в сцене с передачей Улле, Анна опять расстроена. Когда Анна стала защищать Уллу, Штольман оборвал разговор и ушел. Это и порождает финальный взгляд - вопрос к Штольману, который можно понять, как «почему же ты отталкиваешь меня?». Анна уходит в дождь, холодный дождь не так страшен, как боль смотреть в глаза Штольману.
«Врачебная тайна» - мостик к «Фотографу» и «Демиургу». В следующей серии, не случайно, не ситуативно, а целенаправленно Штольман будет пытаться объясниться с Анной. В «Демиурге» - более открыто выражать свои чувства и даже сделает полупризнание.
В «Фотографе» Анна будет переживать и ждать ответа на свой вопрос, и не воспринимать то, что к ответу не относиться. Вспомните, как невпопад отвечает Анна Штольману у участка: «Желаю удачи» на его: «Спасибо, я учту». Но «Врачебная тайна» все же научит Анну более осторожно относиться к людям.
Отредактировано Борис (Сегодня 02:26)