Atenae, на мой взгляд, на качество письма определяющим образов влияет не пол, а зрелость личности. Если личность зрелая, и круг тем, который ею поднимается, находит отклик в душе читателя (ему те же темы интересны, потому что или ещё болят, или уже переосмыслены, и просто интересно, как это сделал другой человек), то неважно, какого пола автор.
Другое дело, что не всегда темы, в большинстве случаев интересные мужчинам, равно интересны женщинам, и наоборот.
Конечно, есть особенности мозга, и для мужчины очень важна организация пространства. То есть если предполагается, что в третьем акте ружьё будет стрелять, его надо не просто иметь в наличии на сцене в первом акте, а правильно вычистить, правильно зарядить, предусмотреть гвоздь, на котором оно будет висеть... Авторы умело используют этот приём, когда либо дают хорошую интересную и яркую экспозицию, либо предлагают читателю собрать пространственный пазл. Даже если это притча/анекдот, то есть максимально абстрагированное пространство, оно должно быть. До сих пор как лучший образец рассказа вспоминаю небольшую зарисовку по "Звёздным войнам" талантливого фанфикописца, который в начале века писал под ником "Адмирал Траун". В рассказе два солдата враждующих армий оказались в полной темноте, в замкнутом пространстве, и само оно работало на сюжет, интриговало не меньше, чем реплики героев.
У моего любимого Андрея Лазарчука пространство и вовсе определяет отношения, и все эти его n-мерности приводят в восторг. Это прекрасно работает на донесение авторских идей в мою читательскую голову. Ведь даже когда мальчики и девочки играют, девочки организуют игровое пространство, удобное для ближнего зрения, с мелкими деталями, мальчики — дальнее пространство, с панорамным зрением.
И вот, например, Урсула Ле Гуин в моей любимой "Левой руке тьмы" организует переход героев через ледник — ей женский пол никак не мешает, работает мастер. То, что герой-землянин подмечает множество мелких деталей, начиная от той, что в кархайдском языке для каждого оттенка погоды есть своё слово, тоже естественно — он лингвист и разведчик, это его профессиональная пригодность, подмечать мелочи, хотя он мужчина. Так создаётся великолепный текст.
Ещё мужчины не зацикливаются до такой степени на отношениях. Грубо говоря, даже если Штольман знает, что князь Разумовский, как египетский фараон, жив, здоров и благополучен, это не отменяет многообразия всего другого мира и множества мыслей о другом. Вражда вообще не захватывает всю мужскую душу. Всегда есть просвет между чаном с субстанцией и потолком, и там свежий воздух )) Это как раз позволяет найти адекватный ответ, даже когда перед глазами всё заплывает красным от ярости. Поэтому так по-идиотски, будто в каком-то фарсе, выглядела второсезонная сцена, когда Штольман сжимал кулаки при виде того, как Клюев увозит Анну Викторовну в своей коляске.
Вот Иван Васильевич Грозный, в неопределённой обстановке будущего вынужден униженно скрываться за занавеской. Вот он впадает в состояние аффекта по поводу Бориски на царство. Вот, прооравшись по поводу того, что Бориска лукавым заплатил за предобрейшее, он не забывает, что "там у него шведы Кемь взяли". Только что он кинорежиссёра Якина называет смердным прыщом, но и разрешает ему жениться на "боярыне". И то — это же кинематографический образ, где выпячен образ "грозного", несколько неуравновешенного человека при власти. В жизни, вы же прекрасно знаете, всё протекает гораздо спокойнее и проще. И даже потасовка с хватанием за грудки и смятием галстука, — это не катастрофа и не предмет для осмысления на ближайшие пару лет. ))
Это очень глубоко в мужской природе: не столько "контроль ситуации" (этим как раз дамы очень грешат), а наоборот, понимание, что не всё в твоей власти и что не стоит принимать близко к сердцу разнообразные отношения. Ведь для того, чтобы один сперматозоид прорвался к яйцеклетке, он, соперничая со всеми другими, одновременно вместе с ними выделяет разные вещества, размягчающие её оболочку. Один он ничего не сделает, даже самый резвый. Его победа — это труд всего коллектива
Мужчины очень укоренены в этом, в командной работе. Даже самые интровертные. Именно ею они наслаждаются, глядя, например, на командные спортивные соревнования. Даже, например, одинокий как перст герой какой-нибудь "Тёмной башни", появляясь перед глазами читателя, тут же начнёт обрастать командой. Это мужской взгляд. А вот Анна Викторовна как была при родителях, дяде и няне, так и остаётся одна, пока не прилепится к Штольману. Хотя к ней обращается множество людей, она беспокоится о судьбе Элис, приятельствует с доктором и Коробейниковым. Но центр тяжести её сердца находится при Штольмане. И это не выглядит чем-то неестественным, а наоборот, самым естественным.
А вот если бы Штольман думал только об Анне Викторовне, это было бы поэтической фигурой речи, но не правдой.
Для значительной части неопытных юных писательниц всё повествование — это "кипит наш разум возмущённый" вокруг некоего субъекта, и всё. Если речь идёт об образе Зиночки, то это правильно применительно к богатому внутреннему миру Зиночки
, но опытный автор просто обязан дать пространство и место героини в мире, чтобы что-то о ней сказать по правде.
"И пусть весь мир подождёт" — это подходящий слоган для того, чтобы ухоженная дама в кадре на фоне роскошной квартиры или знакового туристического места съела свой йогурт и заинтересовала других потребительниц. (Когда вижу рекламу подобного рода, думаю: вот он, настоящий мужской шовинизм: петух показал курице, где клевать, и она клюёт. Это самая суть рекламного зацепа — направить мысль на примитив, двинуть электрический импульс в древние отделы мозга.)
Хороший писатель любого пола работает двумя полушариями, он и пространство организует (но не так, как Бальзак, который десять страниц может описывать один угол квартиры, дома или сада), и на нужные детали наводит свет, и отношения показывает, проясняет, но не залипает в них. Тогда это всем интересно читать.
Так, "простыню" написал и повесил 
[indent]
Отредактировано Старый дипломат (22.06.2021 19:39)