Jelizawieta, спасибо за такую интересную тему. С удовольствием поделюсь своей историей.
Ко мне Новый Завет в Синодальном переводе попал в виде подарка от бабушки, папиной мамы. Это была небольшая толстенькая книжечка в синем дермантиновом переплёте и с папиросной бумагой страниц, контрабандное издание женевского издательства "Жизнь с Богом", которым "проклятый Запад" забрасывал совграждан. Полагаю, что Книга попала к бабушке через её старшую сестру, которая во время революции эмигрировала в Польшу.
Мои и папа, и мама, оба из многодетных и нетёплых семей, буквально сбежали на учёбу, только бы не оставаться с родителями, потом у нас поселились и мамины два брата, мальчики-подростки. Отношения с дедущками-бабушками у нас были очень фрагментарные и поверхностные. Свою маму мой папа очень любил, но с трудом выносил отца... как говорится, там было всё сложно. Поэтому и приезд бабушки к нам в гости, и её подарок, за который тогда могли посадить и её, и папу, и то, что я узнал «у нас теперь есть Библия», само по себе было чудом. Мне было тогда, наверное, лет 11. Папа взял с меня слово никому-никому не рассказывать и т.д.
Я был тогда человек не просто безбожный, а безумно безбожный: сама идея наличия Бога как Устроителя всего вызывала во мне поистине сатанинский протест. Какой-то бред, чтобы угнетать трудящихся и запугивать их адом... Собственно, я вообще ничего не знал о вере и о Христе, кроме того, что это темнота, отсталость, прошлое (которое мне представлялось скоплением всех ужасов и "угнетённого народа") и путается под ногами у строителей коммунизма. Так же как бабушка, воняющая деревней, путается на кухне, и мешает моей маме нормально готовить. А крестик, с которым крестили моего отца, и который бабушка сначала хранила у себя, а потом привезла мне в подарок, я выбросил.
Моему богоборчеству не мешала память о том, что когда мне было лет пять, в садике во время тихого часа я наблюдал со своей раскладушки за проплывающими облаками и подумал, что вот так же облака будут проплывать и тогда, когда я умру (и мне сильно взгрустнулось), тут же пришла мысль — и это была точно не моя мысль, у неё был объём, звучание: "Нет, ты не умрёшь".
Мне было приятно об этом вспоминать просто как об очень сладком феномене. Если мне хотелось залезть под новогоднюю ёлку и увидеть там сказку, то почему бы, глядя на облака, не почувствовать ещё более приятное "ты не умрёшь", логично? Это моя голова, я ею владею
Это моя фантазия, я ею услаждаюсь.
А в 8 лет я посмотрел по телевизору фильм "Александр Невский" и был ещё более озадачен, что у меня, значит, плохо с головой, и владею ею я очень условно, если посреди фильма вдруг на несколько секунд увидел всё происходящее глазами немецкого магистра.
Вообще, Господь любит тех, кто бросает Ему вызов, Он с ними работает особым образом )) Одно дело спасать тонущего из бассейна-лягушатника (меня так папа вытащил, когда мне было пять), другое дело — того, кто напился и полез купаться в шторм, разные усилия для этого нужны и разные средства спасения.
Ещё одно исключительное событие произошло, когда мне было 12 лет, незадолго до рождения сестры, но тут уже у меня был товарищ-свидетель. Мы с моей будущей женой остались дежурить, поскольку сидели за одной партой. Был конец октября, канун осенних каникул — самые свинцовые дни в Питере: не сегодня-завтра выпадет снег, а пока небо низкое, страшное, как старый продавленный матрас, из которого вылезла серая вата. И вот в таком жутком небе, из которого вот-вот посыплются революционные матросы с тов. Лениным на броневичке, вдруг появился сияющий крест. Он был совершенно материального вида, как будто тучи проткнул золотой крест какой-нибудь церкви, если бы при этом на него ещё и светило яркое солнце.
Более подкованные в религиозном отношении дети как-то бы воздали славу Господу, но мы только переглянулись, и я сказал, что, наверное, это мираж, когда так хитро преломляется свет, что становятся видны вещи за много сотен километров и при другой погоде.
Крест повисел довольно долго, но мы только изредка на него поглядывали, а так занимались делом: мыли полы и парты. Помню, я даже досадовал: если бы это было что-то интересное — слоны, пальмы, корабли — про такой мираж можно было бы рассказать и дома, и друзьям, и свидетель есть, что я это не выдумал. А тут о чём расскажешь? Тоже мне, явление, какой-то крест с церкви!
Возвращаемся к Книге. В 13 лет, под влиянием видения из фильма «Александр Невский» и горячей любви к «Айвенго» я задумал написать свою книгу о немецком нашествии на северо-запад Руси. Да, параллельно со мной происходило ещё много счастливых и трагических случаев, сестра родилась и освободила меня от каторги музыкальной школы (сидение с ней по сравнению с музыкальной школой было как оброк и барщина; кроме того, сестра меня очень любила; с мамой у меня были очень сложные отношения, а вот сестра любила беззаветно, что я потихоньку научился любви, сначала от неё, а потом уже от своей жены, а до них был ну совсем с каменным сердцем).
По «Айвенго», и из истории, и из литературы, и по посещениям музеев я знал, что тогда люди верили в Бога, Он был центральной частью их мировоззрения, и я не могу обойти это явление в своём труде. Ведь немецкие крестоносцы припёрлись именно с тем идеологическим основанием, чтобы наказать русских еретиков.
Почему верят — понятно, «боялись сил природы», зачем — тоже понятно, «чтобы угнетать слабейших». Осталось только получить доступ к тексту, на котором строились основания угнетения. Почему-то же немцы не просто хотели пограбить, как их потомки в Великую Отечественную, а говорили, что это ad majorem Dei gloriam — «ради вящей славы Господней».
Я благополучно вспомнил, что у нас где-то есть Библия (тогда я не различал ВЗ и НЗ, как вы, друзья, уже поняли, я был как целина, заросшая бурьяном, на которую выслали десант лучшей пахотной техники))), поискал по дому, нашёл — и, значит, сел читать.
И так меня обратили в православие немецкие крестоносцы 
Но всё никак не мог покреститься. Уже, в принципе, имея веру с четверть горчичного зерна, я трепетал перед громоздкими ритуалами, а главное — понимал, что мне придётся измениться, а меняться совсем не хотелось, меня всё в себе устраивало. Устраивает ли Бога — это вопрос риторический.
И было ещё такое происшествие: накануне католического Рождества я оказался за границей в крайне затруднительном положении. Я зашёл в католическую церковь (православной там не было) просто чтобы погреться, попить и в тепле спокойно подумать, как без денег попасть из точки А в точку Б. В общем, «как управлять вселенной, не привлекая внимания санитаров». В храме проходила месса, все причащались. Я, не только не католик, но даже некрещёный, воспользовался этой возможностью, чтобы хоть что-нибудь поесть. Съев маленький полупрозрачный кругляшик, который был как марля и тут же растаял во рту, я обрывочно думал, что если царь Давид ел хлебы предложения, которых не имел права есть, но Божьей милостью остался жив и здоров — вот и мне хорошо бы так же 
После этого я не просто почувствовал себя сытым и бодрым, но и сообразил, с кем и как связаться, чтобы благополучно вернуться домой.
Тут уж, конечно, я не мог игнорировать Спасение и крестился.
И так же потихоньку, со многими падениями (лень моя явно родилась раньше меня), воцерковился. И чем дольше живу, тем больше понимаю, что не объять умом, и не каждому открывается, а только кому дано. Мне не дано быть проповедником, я и не лезу. А вот если надо свидетельствовать — это совсем другое дело
Очень люблю канал «Экзегет», который ведёт о. Олег Стеняев. И ритуалы мне уже не представляются чем-то страшным и невместимым: во-первых, все они строятся вокруг чтения Нового Завета и Псалтири, а во-вторых, японский иероглиф «дисциплина» — это «красота тела». Именно. Проявления незримого должны иметь красивую форму. Если нет дисциплины, моя лень сразу перехватывает инициативу.
Прекрасно понимая, что такое перевод по сравнению с оригиналом, утешаюсь тем, что русскому народу была дана азбука через святителей словенских Кирилла и Мефодия, то есть сама письменная система была заточена под донесение Откровения до нашего народа. Немногие народы имеют свою собственную письменность, а что наша была создана исключительно затем, чтобы перевести Книгу в понятные нам образы под покровительством Самого Бога, утешает.
Очень удобно, что есть каналы на Ютьюбе, где читается и толкуется Писание. Особенно сейчас, когда мои глаза ослабели, стараюсь больше слушать, чем читать.
Хотя, безусловно, с удовольствием знакомлюсь с комментариями людей, владеющих языком оригинала, и прислушиваюсь к их мнению.
Отредактировано Старый дипломат (10.09.2019 15:26)