У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

https://forumupload.ru/uploads/0012/57/91/2/355197.png

2025 - ёлка на Перекрестке

Подарки и пожелания

А теперь на ёлку!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Трактир "Три пескаря" » Территория кротости


Территория кротости

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Территория кротости

"Но если быть кроткой, когда тебя угнетают, то в награду с тобой будут обращаться еще хуже"
(К.Эстес «Бегущая с волками»)

Новогодние и рождественские дни – время обострения споров по поводу киносказок. Всем знакомых, но уже далеко не всеми любимых. Тех, где в качестве главной героини числится девушка-сирота.

Подобные истории есть у любого народа, от северных краев до жарких тропиков. Если на вечном сюжете основываются литературные произведения, то характер главной героини часто так и остается в рамках кротости, покорности, доброты и трудолюбия.

Из европейской традиции, благодаря Шарлю Перро, пришло имя для подобного типажа – «Золушка». В русских сказах чаще всего она была просто «падчерицей». Но киносказка Роу нарекла девушку «Настенькой».

И Настеньке, и Золушке, уже в современных реалиях пришлось выслушать о себе много неприятного. От простонародного «самдуравиновата», до вполне научного определения – «да у них комплекс жертвы». И, разумеется, вопрос вопросов: «Зачем современным детям такие примеры? Чтобы тоже росли покорными и безответными?!»

Я не буду говорить об историческом контексте этих образов. О языческих ритуальных корнях той самой покорности перед нелепыми приказами мачехи (ранее – матери). С этой точки зрения сюжеты «Золушки», и «Морозко» давно разобраны по косточкам, и найти подобные статьи легко.

Но мне уже много лет не дает покоя вопрос – «Почему многих нормальных людей, не злыдней, не садистов, раздражает поведение Золушки и Настеньки?»

Сразу оговорюсь, что имею ввиду Золушку классическую, представленную Яниной Жеймо в старой экранизации, или Лили Джеймс в последней. «Три орешка для Золушки» - чудесный вариант истории, но героиня там сильно отличается от фольклорного прототипа. Что, на самом деле мало меняет ее судьбу…

Итак, и Золушка, и Настенька – девушки кроткие. Добрые, ласковые, тихие. Неконфликтные совершенно. Существуют такие люди в реальной, не сказочной жизни? Да.

Бывает, что человек от рождения именно такой. Не из хитрости. Не ради достижения цели. А по-настоящему. Ему очень трудно настоять на своем, защитить свои права и границы. Никогда, даже «тихой сапой» такой человек чужую территорию занимать не будет. Но и обороняться от бойких и наглых ему тяжело. Возможно, оттого что трудно поставить себя на место противника и понять – да что же он от меня хочет, я же ничего дурного ему не делаю.

И ведь не делают. По сути, что можно Золушке и Настеньке предъявить? Они же не паразитки, которые, хлопая бездонными очами, мечтают повиснуть на чьей-то шее, и бездельничать всю оставшуюся жизнь. Как раз эти девушки хорошо понимают: чтобы что-то получить, надо что-то делать. И в работе им это удается. Судя по сказкам, и дворянка Золушка, и крестьянка Настенька, отлично справляются с возложенными на них обязанностями. Думаю, что в должности королевы Золушка проявит себя весьма рачительной и хозяйственной правительницей. Как, скажем, сирота Евдокия Стрешнева, ставшая женой царя Михаила Федоровича. Ну, а у Настеньки изба и огород будут обихожены, лучше некуда.

Но логика «я делаю хорошо – получается хорошо» не всегда работает в отношениях. Только вина тут не падчериц, на мой взгляд. И вот тут я и подхожу к ответу на вопрос – «Зачем современным детям эти образы?

Чтобы НЕ БЫТЬ.

Нет, не безответной падчерицей. Впрочем, с этой точки зрения взглянуть тоже можно. Объяснить себе, или ребенку, что не каждый оценит послушание и трудолюбие. И о себе забывать не стоит. Но наша современная культура и так ставит много примеров бойкого, воинственного, иной раз – даже жестокого женского поведения. И я сильно сомневаюсь, что девочки массово начнут подражать падчерицам, спать на золе, или мерзнуть под елкой.

И куда важнее теперь понять и взрослым, и детям, что НЕ НАДО БЫТЬ мачехой. Я имею ввиду не социальный статус, а поведение. Которое может прорезаться в любом человеке.

Года в три маленький ребенок проверяет границы, установленные взрослыми людьми. Что можно, а что нельзя. Что нельзя, но если поорать/поныть/стукнуться головой, то будет можно. Уяснив для себя эти правила – живет дальше. Но границы, иной раз уже не столь явно, мы продолжаем проверять всю свою жизнь, с каждым новым человеком. Что он нам позволит? Как далеко даст зайти? Чем будет грозить нарушение запрета?

Если маленькому ребенку все можно, и четких границ нет, это чаще всего, приводит к новым запросам и истерикам. Ибо тяжело, страшно, непонятно. Ребенок не в силах сам контролировать свои «хочу», а взрослые это делать отказываются, совершая уступку за уступкой.

Если мы, будучи уже взрослыми, так же проверяем на прочность другого человека, и не ощущаем его сопротивления, мы тоже бесимся. Что, с тобой и так можно? И это ты стерпишь? И вот это? Как и у балованного ребенка, «запросы» растут, условная «мачеха» не знает, чтобы еще выдумать, как же «достать» другого человека. Требования становятся все больше, доходят до абсурда, мол – «неужели ты и горох с чечевицей по моему капризу разберешь?!»

Общение с кроткими и незлобивыми людьми требует от нас большего контроля. Мы (если хотим считать себя порядочными, и не скатиться на уровень «мачехи») должны САМИ отслеживать не только свои границы, но и границы другого человека.

Докуда – еще можно указывать, а где начинается тирания и самодурство? «Золушка» слишком терпелива, чтобы мы поняли, что она реально устала, обиделась, больна. Надо самому быть очень внимательным и чутким человеком. Она не подаст сигнал – «хватит, тут уже шлагбаум».

Мы должны ставить такой шлагбаум сами.

Да, легче всего сказать себе – «Ничего не знаю, каждый сам за себя, молчит, значит она не против. Если допускает, чтобы так с ней обращались, - значит она того заслуживает».
Но, по честному, нравится ли нам быть в роли расходившейся «мачехи»? Орущей или холодно третирующей ни в чем не повинного человека? Втянуться в подобные игры, - значит потакать собственной распущенности. «Мачеха» утрачивает самоконтроль, и теряет достоинство.

Поэтому, современному ребенку как раз очень полезно поразмышлять над сюжетом «Золушки и «Морозко».

Несмотря на действующие закон джунглей и право сильного, мы все-таки люди. И, думаю, хотим, чтобы дети были людьми. Умели проявлять великодушие и сострадание. Могли защитить слабого. И не только от внешних агрессоров. Но и от самого себя.
И это не значит, что нужно уподобляться во всем Настеньке и Золушке, молча тянуть лямку, и не отстаивать свои прав. Но принять в свою картину мира: есть такие люди. Кроткие. Тихие. Терпеливые. Они могут быть очень верными, они – хорошие помощники, не боятся работы и трудностей. Но даже хлипким заборчикам свою территорию они не оградят.

Только ведь не так уж оно обязательно – переть на чужую территорию кротости, не глядя под ноги, топча клумбы, плюясь и гогоча. Потому что хозяин не повесил табличку «Не влезай, убьёт».

Убить нас и так готовы многие. А вот помочь?

Если есть в вашем окружении Настеньки и Золушки, любого возраста, – берегите их.

Отредактировано Мария_Валерьевна (08.01.2020 16:44)

+3

2

Правильная, очень полезная, статья. Перевести бы ее на другие языки, да выложить в Сеть. Многие бы согласились с ней, с каждым словом. Истоки физического насилия тоже лежат в этой пробе границ.

+1

3

Друзья, многие ошибочно понимают за кротость безволие и конформизм, но это совсем не так.
Для иллюстрации — притча о Сократе и осле. Однажды философ, проигравший в споре Сократу, набросился на "обидчика" с кулаками, и когда друзья спросили у Сократа, почему же он не призвал оппонента к суду, тот сказал: "Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд? Так и здесь: дурное воспитание входит в природу человека, с некоторых пор оно для него – то же, что для осла копыто. В следующий раз я не назову осла философом и тем более не буду говорить с ним человеческим языком". И невоспитанного философа исключили из общества, а это было гораздо более жёстким применением силы.
Кротким способен стать лишь тот, кому есть что укрощать. Кротость — это не телесная немощь, не «возвышенное наименование трусости», а полное владение своим духом.
Люди врут, слова не врут. Однокоренное слово "кротости" — "укрощение". Можно укротить норовистого коня, льва или медведя, но "укротить хомячка" или "укротить кролика" — даже звучит смешно. Чем страшнее зверь, тем больше силы и времени нужно на него положить.
Кротость – это управляемая энергия, до укрощения бывшая хаосом. Вот если бы Золушка убила мачеху или (по трусости) пошла и утопилась — это была бы победа хаоса. А в сказке конец другой: Золушка стала королевой, потому что умела ждать и пользоваться моментом. Эти качества до совершенства отточили в ней привычка к созидательному труду и ум. И Настенька тоже приобрела, а не потеряла. По той же причине.
В заповедях блаженства говорится "блаженны кроткие, ибо они наследуют землю". Что значит «наследовать землю»? Наследство не есть что-то захваченное на войне. Наследник вступает в права в результате естественного хода событий. Землю наследует не наиболее яростный, а самый жизнеспособный – тот, кто лучше умеет держать удар, кто последним остается стоять на ногах. Каждый, кто хоть раз вступал в физическое единоборство, знает, как важно сохранять спокойное и даже как бы отстранённое состояние. Это слегка отстранённое состояние от себя и своих быстрых псевдовыгод сохраняют и Золушка, и Настенька.
Не только в Новом Завете, но и Ветхом (в Книге притч) очень точно подмечено: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города».
А в Китае в "Книге перемен" есть такая волшебная гексаграмма "Необходимость ждать".
А в Японии — поговорка "быстро — это медленно плюс постоянно".
Территория кротости — это такая земля, с которой завоеватель бежит. Это не имеет ничего общего со стокгольмским синдромом. Безволие — это не кротость. Безволие — это потеря, истощение, смерть, а кротость — это труд, приобретение, жизнь.

Отредактировано Старый дипломат (13.01.2020 15:28)

0

4

Старый дипломат написал(а):

Золушка стала королевой, потому что умела ждать и пользоваться моментом. Эти качества до совершенства отточили в ней привычка к созидательному труду и ум. И Настенька тоже приобрела, а не потеряла. По той же причине.

Старый дипломат написал(а):

Территория кротости — это такая земля, с которой завоеватель бежит.

Вы так пишете, будто завоеватели не умеют ждать и пользоваться моментом. :)

0

5

В том-то и дело, что не умеют! Ещё пользоваться моментом и так и сяк, но ждать - с этим проблема. Поразительное слепое пятно. То начнут страшные налоги вводить, то навязывать свою веру, то ещё что-то по отъёму ресурсов, и история не учит: всякий раз, когда эксплуатация, а не принятие, потери оказываются больше, чем выгода.
Ultima maxima прозвучала буквально недавно: "Мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют".
Но это в политическом аспекте, а если взять то, о чём говорит Мария Валерьевна, то потому Золушка вошла в фольклор как стратагема выживания, что с волей к жизни у неё было всё в порядке. Это был её главный ресурс. И связи с вышестоящими, конечно (фея-крёстная).

0

6

Старый дипломат написал(а):

Территория кротости — это такая земля, с которой завоеватель бежит. Это не имеет ничего общего со стокгольмским синдромом. Безволие — это не кротость. Безволие — это потеря, истощение, смерть, а кротость — это труд, приобретение, жизнь.

Мне кажется, что обдуманно выбрать такую стратегию может человек уже поживший и опытный. У героинь наших историй их беззащитность - следствие именно характера, плюс воспитания.

(Будь Золушка побойчее, но в рамках тех же условий и законов - это как раз героиня Либуше Шафранковой из "Трех орешков". Вроде и слушается, и работает, но и рожицу может скорчить, и за платье сестрицу дернуть, и словом срезать))). Чуть-чуть, но все веселее. Но, судя по всему, эту Золушку воспитывали очень либерально, поощряли мальчишеские забавы, и сама девочка уродилась бойкой).

Нигде в тексте сказок о Золушке не говорится, что "она решила, что лучше будет не спорить, не бежать, а принять все испытания с послушанием". Ей не оставили выбора - "Бедная девочка даже не смела пожаловаться отцу, который теперь во всем слушался новую жену, и только разбранил бы дочь". Если такая ситуация накладывается на врожденное неумение спорить, бороться, на неприятие агрессии - получается именно классическая Золушка, или Настенька.

Настя, судя по всему, в отца. И что же - это было очень мудро и просветленно с его стороны смириться с бабой-ефрейтором в доме, смириться с тем, что она лупасит и его самого, и дочку? Это не мудрость. Это безропотность и неумение ставить границы. Если матушка Насти была женщиной доброй и тихой, - они были счастливы, та, может быть, судьбу благословляла, что муж не бьет, и голоса не повысит. Но такие, как мачеха подобного не понимают. Зато стоило расхрабрившемуся папе в конце ногой топнуть (Иванушка же ж теперь рядом, пособит), - и "ефрейторша":" Молчу, молчу".

А Козетта что, от великой мудрости боялась слово сказать Тенардье? Нет. Потому что была запуганной, замученной девочкой, от рождения тихой и послушной, находящейся целиком во власти эти страшных людей. И в такую же и девушку выросла бы, не отыщи ее Вольжан. А как могла сложится судьба несказочной золушки, которая привыкла слушаться и бояться всех, - даже думать не хочется.

Сонечка Мармеладова ведь не для закаливания души отправилась на улицу деньги зарабатывать, а - по своей беззащитности, и суровому велению мачехи. Это был шаг опять же, человека совершенно беззлобного, у которого нет выбора, нет сил проявить твердость. Именно слова Катерины Ивановны  решили в тот момент Сонину судьбу. Да, потом у Сони целая философия появилась, и много умного она говорит. Но тот шаг к желтому билету - какая в нем мудрость... Как ту же крупу перебирать.

Супруга мистера Бруоди, не умевшая ему возразить, тихая и послушная, в итоге помогла мужу сломать жизни их детям. Старшая дочь ушла из дому, младшая повесилась, не вынеся требований папаши, сын вырос лгуном и бездельником... И сама Маргарет от тяжелой работы и издевательств мужа рано состарилась, заболела и умерла.

Лена Бессольцева повела себя, как глупо-влюбленная, но вовсе не мудрая девочка, прощая парню откровенную подлость и трусость, ожидая, отступая, отдавая свою территорию. И только ее отчаянный взрыв, наконец-то искреннее возмущение, и высказывание СВОЕЙ боли, выплевывание всем этим "зверушкам" правды помогла хоть как-то восстановить себя. И даже "зверушки" поняли, и испугались.

Мария Александровна Романова, супруга Александра Второго, нежная и кроткая, явно очень немудро терпела "бесвребровщину" от супруга, и присутствие Катеньки Долгорукой в комнатах наверху, когда детки фаворитки и государя бегали над головой тяжело больной императрицы. Катя перла танком, Саша послушно "вышел" ("Саша, выйди!" - реальная цитата, когда Катя выслала государя из комнаты, дабы он не мешал барышне орать на министра), а Мария Александровна не могла навести границу. Шут с ней, с любовницей, не экзотика у императоров. Но вот эта дикая "коммуналка" с фактически двумя женами, откровенное неуважение к императрице - это за гранью. Вся семья была расколота, дети и внуки втянуты в это, Катенька мечтала все о большем, и тянула пока что могла... А Мария Александровна тихо страдала, от чего болезнь прогрессировала. Ничего мудрого и светлого в этом тоже нет.

Я не виню реальных и книжных Золушек. Я даже ничего не говорю о мачехе, или о госпоже Долгорукой. Ну... хищники и есть хищники. Я дивлюсь на то, что в целом нормальные люди рядом с Золушками часто выходят из берегов, и позволяют себе откровенно "наступать на газоны". И оправдываться тем, что человек же это разрешает! А самому себя проконтролировать и такт проявить - не, никак?

Почему нельзя поберечь таких людей, они же отплатят сторицей. Как про не самую типичную Золушку, Сару Кру, говорила сестра ее мучительницы:

"Сара Кру умная и хорошая девочка; она отплатила бы тебе за малейшее внимание и заботу. Но ты обращалась с ней жестоко. Она была слишком умна для тебя, и потому ты не любила ее"

+1

7

Мария_Валерьевна, я просто хотел подчеркнуть, что термин "кротость" понимается неверно. Между кротостью и робостью такая же разница, как между пауэрлифтингом и лифтингом. "Кроткий" — это однозначно не "забитый". Просто если термин употреблять неверно, возникают разночтения.
Приведённые Вами примеры того, как люди ломаются, ИМХО, не коррелируют с образами Золушки и Настеньки, именно потому что Золушка и Настенька не сломались.
Как тот или иной человек проходит сквозь страдание — это отдельный разговор, но мои возражения касались именно Золушки и Настеньки. Мы видим, что конец — делу венец в их случае очень успешный. Настенька даже отца своего спасла (а не наоборот), то есть совершила сугубый подвиг.

+1

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Трактир "Три пескаря" » Территория кротости