У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » #Сундук с секретами » Российский быт 19 века


Российский быт 19 века

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

Поскольку большинство из нас собрал вместе сериал "Анна-детективъ", думаю, тема должна быть уместна и интересна. Зверь Обоснуй, как показывает печальный опыт некоего Неназываемого Автора, очень, очень нужен, даже если ты пишешь о прошлом родной страны.

Я - не историк, но любитель. Особенно с точки зрения частной жизни, и быта разных слоев общества того времени. Поэтому, когда мне в руки попадают хорошие книги, либо статьи, исследования о том времени - хочется делиться.

Сегодня через обсуждения любимого Дзеновского автора я вышла на разбор картины Иллариона Прянишникова "В ожидании шафера". Картина написана в 1890 году, то есть - она более чем современна героям нашего любимого сериала. Так что, мелкие детали, подмеченные автором разбора, могут быть интересны и информативны. Ну, а если кто-то сумеет дополнить картину, или поспорить с выводами автора, - это можно только приветствовать.

Картина:

https://i.imgur.com/PsU4VR4m.jpg

Разбор:

https://zugunder.com/index.php?topic=285129.0

+5

2

Отличный разбор. Примерно также чудесная преподавательница истории искусств в художке рассказывала нам про картину "Сватовство майора", где невеста из мещан одета как дворянка, но при этом с несоблюдением этикета (все лучшее сразу, оголенные плечи, вечерний наряд, но на самом деле так не принято), где мать хватает девушку за подол, и по ее губам можно прочитать: "Кууудааа?!". Где пожилой отец на заднем плане вообще абстрагировался от этой ситуации, а сваха заискивает и перед отцом и перед молодящимся обедневшим майором, женящемся на деньгах. Где на заднем плане сплетничают слуги. И только кошке все до фени))). Она просто сидит и намывает лапкой гостей на самом переднем плане. 30 лет прошло, до сих пор помню:)
https://i.imgur.com/eWBeAMdm.jpg

+6

3

StJulia написал(а):

Примерно также чудесная преподавательница истории искусств в художке рассказывала нам про картину "Сватовство майора"

Спасибо, что напомнили!
О нарядах с этой картины хороший разбор у того самого Дзеновского автора - "История моды с Марьяной С."

Наряд невесты -

https://zen.yandex.ru/media/eregwen/sva … 00ae0c9cac

Наряд маменьки -

https://zen.yandex.ru/media/eregwen/sva … 00ae9d8dc6

Папенька и сваха -

https://zen.yandex.ru/media/eregwen/sva … 00ae0cb2ad

+2

4

А это только в Яндексе есть? А то мне эти ссылки недоступны...((

Где-то (увы, не помню, где, а то дала бы ссылку) я читала о курьёзах этой картины: платочек вместо веера, полагающегося к такому платью, мать в платке вместо чепца, майор пришёл без букета,  шампанское тёплое, таракан, подбирающийся к просфоре... Там еще была информация, что "Сватовство майора" в своё время вызвало ажиотаж: многие приходили посмеяться над купцами, пытающимися добавить в свою жизнь светскости, и над появляющимися от этого нелепостями.

+1

5

Мария_Валерьевна написал(а):

Папенька и сваха -
https://zen.yandex.ru/media/eregwen/sva … 00ae0cb2ad

Прочитала про "платье свахи" и с примерами из Островского. Что можно отметить, так это сколько внимания публика побогаче уделяла тому, что на них надето. Столько названий для видов и сортов ткани, для обозначения оттенков цвета...(я в свое время испытала нешуточное потрясение, когда при написании "Чертозная" полезла искать, как мог иначе, на манер того времени называться простой коричневый цвет)))
И мода менялась почти так же быстро, как наша - если не быстрее; во всяком случае следили за её соблюдением в определенных кругах очень строго.  Сейчас даже проще)) С 70-х годов 20 века по наше время одеваем героя/героиню в джинсы и свитер - и вздыхаем свободно))

Вдогонку к тканям - у нашего прекрасного автора Muxmix в "Гетерохромии", глава "Сиреневый морок" невероятно красивый отрывок, посвященный шелку, именно шелку девятнадцатого века. Да и вся повесть отлично проработана с точки зрения исторических деталей, её саму можно рекомендовать в качестве пособия.

+3

6

SOlga написал(а):

Столько названий для видов и сортов ткани, для обозначения оттенков цвета...(я в свое время испытала нешуточное потрясение, когда при написании "Чертозная" полезла искать, как мог иначе, на манер того времени называться простой коричневый цвет)))

А уж какое потрясение испытала я, когда загуглила значение слова "орельдурсовый" и увидела море таких вычурных названий оттенков, что сразу и не разберёшься, а уж запомнить!..)))

+2

7

Irina G. написал(а):

А это только в Яндексе есть? А то мне эти ссылки недоступны...((

Автора зовут Марьяна Скуратовская, она ведет и ЖЖ, и другие площадки, пишет книги. Но именно этот текст, судя по всему, написан конкретно для Дзена. Поэтому, видимо в других местах его нет.

Я скопирую, и вывешу тут. Надеюсь, никаким правилам это не противоречит.

"История моды с Марьяной С", с канала на Дзене

https://zen.yandex.ru/eregwen

Наряд невесты

Ну, с кого бы начать? С маменьки или с доченьки? Давайте уж с невесты, главной героини. В своей "Рацее", стихотворном комментарии к картине, сам Федотов так описывал мысли маменьки:

Дочка в жизнь в первый раз,

Как боярышня у нас,

Ни простуды не боясь,

Ни мужчин не страшась,

Плечи выставила напоказ. —

Шейка чиста,

Да без креста.

Девушка стесняется (а заодно и жеманится). Ведь на неё в первый раз надели декольтированное платье! В пьесе Островского "Свои люди - сочтёмся" купеческая дочка Липочка про такие платья говорит свахе: "Ну и атласные тоже — как-то не того, сшиты по-бальному, открыто очень — понимаешь?" Вот и наша героиня в таком платье, покрытом прозрачным тюлем. Как сказала бы та же Липочка, "на атласном чахле".

Такое платье надевали только вечером - утром и днём демонстрировать обнажённые плечи, грудь и руки было не принято. Жених явился днём, и по-хорошему нужно было бы принять его хоть и в нарядном, но закрытом платье... Однако купеческая семья стремится показать свой молоденький симпатичный товар (увы, иначе не скажешь) лицом и не только.

Век в светличке своей я высокой

Прожила, проспала одинокой;

Кружева лишь плела к полотенцам,

И все в доме меня чтут младенцем!

Гость замолвит, чай, речь…

Ай, ай, ай! — стыд какой!..

А тут нечем скрыть плеч:

Шарф сквозистый такой —

Всё насквозь, на виду!..

Нет, в светлицу уйду!

Словом, девицу обрядили в воздушное и совершенно неуместное бальное платье. И плечи не прикрыть - воздушный шарф совсем прозрачный. На шее не крестик, а опять-таки достойное только вечера украшение - ожерелье с фермуаром, в ушах длинные жемчужные серьги, на руках браслеты... Старались, как могли!

Ну и, замечу, под платье не пожалели нижних юбок. В те времена искусственных кринолонинов, особых куполообразных каркасов, ещё не изобрели, так что пышность поддерживалась многочисленными накрахмаленными нижними юбками.

В пьесе Островского в сцене сватовства мать любуется дочкой: "Посмотри-ка, Самсон Силыч, полюбуйся, сударь ты мой, как я дочку-то вырядила! Фу ты, прочь поди! Что твой розан пионовый! (К ней.) Ах ты, моя ангелика, царевна, херуимчик ты мой! (К нему.) Что, Самсон Силыч, правда, что ли? Только бы ей в карете ездить шестерней".

Эти старания замечает и сваха.

Устинья Наумовна: Ишь ты, как вырядилась, — платьице-то на тебе какое авантажное. Уж не сама ль смастерила?

Липочка: Вот ужасно нужно самой! Что мы нищие, что ли, по-твоему? А мадамы-то на что?

"Липочка" на картине Федотова тоже в платье от "мадамы":

Остальной же наряд

У француженки взят

Лишь вечор для самой и для дочки.

Платье, конечно, от модистки, и оно соответствует текущей моде, но... и только. Неплохие ткани, однако почти нет отделки... Нет, это отнюдь не изысканный вариант по меркам того времени. Но чего мы хотим! Это же купеческая семья! Кстати, это платье художник специально заказывал ради картины.(с)

Папенька и сваха

А что же хозяин дома? Художник Павел Федотов описывает своего героя так:

А вот извольте посмотреть:
Вот сам хозяин-купец,
Денег полон ларец.

Если супруга и дочь неплохо, в целом, чувствуют себя в модных нарядах, ему приходится сложнее.

И вот извольте посмотреть,
Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком,
Он знаком больше с армяком;
Как он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит:
Нараспашку принять — неучтиво.

Армяк - длинный просторный кафтан, прямого кроя, который прихватывали на талии кушаком, как правило, цветным. Удобная старинная одежда, привычная купцу. Делали армяки из ткани домашней выделки - армячины, серой, серо-коричневой. Словом, одежда слишком уж простая, и богатый купец в ней ходит по привычке. Хочешь породниться с майором - изволь предстать перед ним в сюртуке! Это приталенная мужская одежда длиной около колен, застёгивавшаяся на пуговицы. Сюртуки должны были хорошо сидеть по фигуре, вот купец с непривычки и бьётся с пуговицами. Не то что армяк, ведь его запахнул, завязал - и всё. И поскорее - ведь сваха уже привела жениха!

А вот извольте посмотреть,
Как, справа, отставная деревенская пряха,
Панкратьевна-сваха,
Бессовестная привираха,
В парчовом шугае, толстая складом,
Пришла с докладом:
Жених, мол, изволил пожаловать.

Шугай (или душегрея) - опять-таки, старинная русская одежда, отрезная по талии, а нижняя часть собрана в сборки. У Панкратьевны шугай из яркой парчовой ткани с крупным рисунком - просто мечта! Для Панкратьевн, разумеется...

Не могу не вспомнить Устинью Наумовну из пьесы Островского "Свои люди - сочтёмся": "Известное дело, серебряная, всякий человек — живая тварь: тому невеста понадобилась, той жениха хоть роди, да подай, а там где-нибудь и вовсе свадьба. А кто сочинит — все я же. Отдувайся одна за всех Устинья Наумовна. А отчего отдувайся? Оттого, что так уж видно устроено, — от начала мира этакое колесо заведено. Точно, надо правду сказать, не обходят и нас за труды: кто на платье тебе материи, кто шаль с бахромой, кто тебе чепчик состряпает, а где и золотой, где и побольше перевалится, — известно, что чего стоит, глядя по силе возможности".

И когда героиня, купеческая дочка, выходи замуж, сваха пришла требовать обещанное за труды платье. Она тоже не чужда новых тенденций, и от платья (из какого-нибудь вида модного шёлка, "гродафрик" или "крепрашель") не откажется!

Олимпиада Самсоновна: Гродафрикового не дам, у самой только три; да оно и не сойдется на твою талию; пожалуй, коли хочешь, возьми крепрашелевое.

Устинья Наумовна: На какого мне жида трепрашельчатое-то: ну, уж видно нечего с тобой делать, помирюсь и на атласном, так и быть.

Олимпиада Самсоновна: Ну и атласные тоже — как-то не того, сшиты по-бальному, открыто очень — понимаешь? А из крепрашелевых сыщем капот, распустим складочки, и будет в самую припорцию.

Устинья Наумовна: Ну, давай трепрашельчатое! Твое взяло, бралиянтовая! Поди отпирай шкап.

Кто знает, что там обещали за труды свахе с картины..(с)

Наряд маменьки

И вот извольте посмотреть,
Как наша пташка сбирается улететь;
А умная мать
За платье ее хвать!

Застыдившейся (но не без жеманности) невесте маменька не даёт выбежать из комнаты. Куда?! Ведь жених-майор уже на пороге! И она бесцеремонно хватает дочь за тюлевый подол. Так и порвать, между прочим, недолго..

Обратите внимание, как переливается шёлк платья маменьки-купчихи. "Шанжан" - так называли этот тип ткани, которую делали сначала из шёлковых нитей, затем и из хлопковых. Основа и уток были разных цветов, что и давало переливчатый блеск. Красиво, дорого, богато - именно то, что может оценить женщина купеческого сословия.

На маменьке, в отличие от дочки, платье, относительно уместное днём. Уместное - потому что оно закрытое, с длинными рукавами, и под него надета вставочка с кружевным воротником. Относительно - потому что разряжаться в такую броскую ткань лучше бы вечером. Но понять купчиху можно - такое событие в доме! На плечи наброшена шаль, в ту пору уже не баснословно дорогой аксессуар, но уже и не такой модный, как раньше. Для солидной замужней дамы купеческого сословия - в самый раз.

Платье не подкачало - модное, ведь этот наряд...

...У француженки взят
Лишь вечор для самой и для дочки.

Но если уж быть последовательной, на голову следовало бы надеть чепчик - кружевной или отделанный кружевами, возможно, с ленточками, бантиками, цветочками, но...

А вот извольте посмотреть,
Как в параде весь дом:
Всё с иголочки в нем;
Только хозяйка купца
Не нашла, знать, по головке чепца.
По-старинному — в сизом платочке.

Не могу не вспомнить чудесную пьесу М.П. Старицкого "За двумя зайцами" (уверена, многие смотрели экранизацию (1961). Пьеса написана в 1873, и переводил её на русский, кстати, А.Н. Островский, знаток из знатоков купеческого быта. Действие экранизации происходит чуть попозже, уже в начале XX века. Главное, что там есть эпизод с чепчиком и платком!

Проня: (разрывает бумагу и вынимает чепец с красными лентами). Вот что я вам, мама, купила. (Хочет надеть матери на голову, мать уклоняется.)
Явдокия Пилиповна: Что вы это, дочка? Опомнитесь! Пристало ли мне к старости наряжаться в чепчик, да еще с красными лентами?
Проня: Так это самая мода.
Явдокия Пилиповна: Поздно уж мне, дочка, к этим модам привыкать!
Проня: Ну уж как хотите, а этот мещанский платок с рожками скиньте!

Но у героини пьесы не забалуешь, вертит родителями, как хочет, а героиня картины девица смирная. И, кстати, в авторском повторении картины купчиха более суровая. Такой-то ещё поди возрази!(с)

+3

8

Мария_Валерьевна написал(а):

Я скопирую, и вывешу тут. Надеюсь, никаким правилам это не противоречит.

Спасибо! Очень интересно!
Я нашла-таки эту ссылку, о которой писала выше. Там и полный текст стихотворного описания имеется.
Выставка одной картины

+1

9

Из своих собственных изысканий по 19 веку хочу поделиться вот это ссылкой
Дороги Российской империи
Когда писался "Чертознай", я почерпнула оттуда массу интересного о дорожном сообщении того времени. В числе прочего там хранятся сканы "Почтовых дорожников", в свое время очень меня выручивших. Ну и иной информации, уже собранной современными краеведами, там много.

+3

10

Интересный момент - правила обращения с длинной юбкой))) Как правильно и красиво поднимать.

Статью скопирую, а по ссылке можно и фото полюбоваться:

https://zen.yandex.ru/media/eregwen/kak … 71a9fa93cb

"История мода с Марьяной С".

"Столетиями женщины носили длинные юбки. Только во время Первой мировой они начали стремительно укорачиваться. А до этого длина колебалась, но максимум, что могли увидеть окружающие - это ваши щиколотки. Конечно, длинная юбка требует особого обращения, но это был навык,которым владели все. А раз так, то должны же быть тонкости? Конечно!

Можно красиво и некрасиво повязать галстук, и это многое говорило о джентльмене. И точно так же манера подбирать юбку многое говорила о даме!

Нет-нет, речь даже не о длинном шлейфе, а о самой обычной юбке, "круглой", как говорили в конце XIX, или "короткой" - то есть без шлейфа (о нём - отдельный разговор). В той, в которой вы ходите по улицам - именно там этот навык, в основном, и нужен.

В 1904 в журнале "Модный курьер" писали: "Сколько раз, говорит наш парижский собрат "Femina", мы были поражены на улице тем изящество, с которым некоторые женщины умеют подбирать платье. Но не все это делают с одинаковой грацией, потому что если с одной стороны это искусство, как и все красивые движения, то с другой - это врождённый дар". И журнал предлагал читательницам познакомиться "с одним из жестов парижанки".

Первый порыв, когда на вас длинная юбка, приподнять её обеими руками. Но дамы владели искусством делать это и одной рукой!

В идеальном варианте ткань сзади натянута потуже, из-за чего в районе пятой точки складки легли аккуратнее. И складки сбоку лежат тоже аккуратно, параллельно друг другу. Представляете, сколько тонкостей?!

Я часто бегаю по лестницам, и поскольку обычно ношу длинные юбки, то чаще всего прихватываю юбку сбоку. И, увидев это иллюстрации, поняла, что и это можно делать красивее и некрасивее. :) Стараюсь красивее! Для кого? Для себя!

А ещё обратите внимание - на даме юбка и нижние юбки. Так вот. Приподнимали только юбки платьев и костюмов! Ни в коем случае не нижние! Ноги демонстрировать немыслимо! Если вы приличная женщина, конечно"(с)

Отредактировано Мария_Валерьевна (15.05.2020 15:17)

+5

11

Мой любимый Дзен-канал написал о чтении. И мимо этого пройти, и не поделиться не могу. Ибо дух Алексея Егоровича витает в оных шедеврах:)))

"История моды с Марьяной С.": "Что читала Проня Прокоповна?"

Проня и Голохвостый прогуливаются, беседуют, и, поскольку у неё "не простой, а образованный скус", обсуждают, помимо прочего, и литературу. О-о... Это песня! В фильме герои вместо этого герои смотрят кинодраму "Коварная Матильда", которая тоже хороша. Но обсуждение в пьесе не хуже!

Проня: Вот днем так я люблю гулять в царском саду с книжкою беспременно, потому так приятно роман почитать.

Голоховостый: А вы какие читали?

Проня: "Еруслана Лазаревича", "Кровавую звезду", "Черный гроб"...

Голоховостый: Да, это занятные, но я вам рикамендую один роман... вот роман, так роман... "Битва русских с кабардинцами" - а-ах! Либо - "Матильда, или Хранцюзка гризетка", либо тоже "Безневинная девица, или Любовь исхитрится". Антиресные, доложу вам! Не выдержишь, как дочитать!

Какие названия, а?! Когда я читала пьесу в детстве, то была уверена, что они вымышленные. И уже много позже выяснила, что нет! В.Ю. Крупянская в своём исследовании пишет: "М. Милюков в статье «О том, что читает народ и откуда берет он книги» отмечает: «За сказками следуют повести и романы: Английский Милорд, Францыль, Гуак, Битва русских с кабардинцами, Черный гроб или кровавая звезда и т. д., но все эти безобразия опять-таки достояние людей более цивилизованных, чем крестьяне". Ну что ж, наши герои люди цивилизованные!

1. "Черный гроб или кровавая звезда" - роман о разбойниках (1835). Действие происходит в XVII веке. Похищение купеческой дочки Нимфодоры, любовь к ней Атамана, его ревнивая любовница Нибоя, верный Нимфодоре есаул, внезапно нашедшаяся мать Нибои - цыганка, и прочее в том же духе. Ах, да. Дело происходит под Киевом.

2. "Битва русских с кабардинцами или прекрасная магометанка, умирающая на гробе своего мужа. Русская повесть с военными маршами и хорами певчих". Популярнейшая книга, написанная Николаем Зяховым (1840). Не беспокойтесь, несмотря на название, там хэппи-энд. Приведу только одну цитату, и всё станет ясно. "Он также связывал букет из разных цветов и, толкуя Селиме символический их смысл, прикалывал оный к ее груди, и Селима, алея как роза, с томным вздохом, преклонив свою голову к груди Победоносцева, пристально смотрела на его пламенеющие щеки и страстные взоры, белой своей маленькой и полной рукой разбирала кудри на гордом челе его и улыбалась". Ах!..

3. "Матильда, или Хранцюзка гризетка" - скорее всего, "Матильда, или Записки молодой женищны" Эжена Сю, 1841. Крылатая фраза "месть - это блюдо, которое следует подавать холодным" - оттуда. В отличие от предыдущего пункта, это можно читать до сих пор!

Словом, Свирид Петрович и Проня Прокоповна обсуждают литературу ровно того плана, которую подобные им персонажи читали бы в жизни. "Ах, я такие люблю ужасти как: чтоб про такую любовь писали, как смола чтоб кипела!".(с)

+4

12

Получается, что Алексей Егорович творил в самом что ни на есть мейнстриме!

+3

13

Наталья_О написал(а):

Получается, что Алексей Егорович творил в самом что ни на есть мейнстриме!

Даже не сомневайтесь! Алексей Егорович хорошо понимал, что будут читать в уездном городе Затонске. Кстати, упомянутая в "Полёте Немезиды" серия "Русский Шерлок Холмс", на которой произрастал наш Васька до встречи с нетленками Ребушинского - это нечто, доложу я вам! Попалось мне как-то два образца. Вот именно в этом жанре.

+2

14

Уважаемые Перекрестники!

Благодаря Наталье О., и ее "Встречам в уездном городе" я загорелась прочесть роман Д.Мамина-Сибиряка "Приваловские миллионы". Разыскать оный оказалось тем еще квестом))) В книжных нашего района, и даже в центре Петербурга - не было. Нашла, и далеко не сразу в интернет-магазине, причем не самом раскрученном.

И вот что меня заинтересовало, и несколько удивило.

Ситуация - молодая девушка из приличной, патриархальной раскольничьей семьи не просто вступает в добрачную связь. Она сама отказывается выходить замуж за избранника, выбирая жить с ним вместе - но невенчанной. При том, что ждет ребенка, и дочка так и рождается незаконной. Как к этому относился ее невенчанный муж (умный и хороший человек), автор, увы, не показал. Чье было решение - только Надино, или обоюдное - неизвестно. Так во что меня удивило - отвергла девушку только семья. Надя живет сперва на приисках, где помогает мужу, потом в деревне, где всячески участвует в жизни крестьян. И те, зная ее положение, совершено не осуждают, общаются очень уважительно, присылают детей у нее учиться. Старые знакомые вроде тоже не сторонятся. В свет она не ездит, но она и раньше его не любила. Впоследствии ее младшая сестра Вера спокойно выходит замуж, и никто не поминает о сбившейся с пути старшей сестре и опороченной семейной репутации.

Работает Надя много, но как я поняла, у мужа были какие-то деньги, дело на приисках, которое худо-бедно их обеспечивало. Непонятно, получила ли что-то Надя после его смерти - ведь по закону быть наследницей не может. Овдовев, она живет в деревне, где учит и лечит, но кажется, не за плату. Все время говориться об открытии бесплатной школы.

НО меня больше интересует, почему она не стала парией? Почему и простой народ, и большинство людей из других слоев относится к этому так, как примерно сейчас))) С оговорками, но избранника ее зовут мужем, Наде доверяют детей и так далее. Скажите, такое могло быть, или автор сильно героине подыграл? Или удачно сложились факторы сильного характера, простого происхождения (семья не дворянская), провинциального городка, отдаленности Сибири? Но - разве не более жестка провинция в таких вопросах? Кажется, в столицах было бы затеряться легче с подобными взглядами, да и единомышленников больше. Это время - где-то 1870-е, молодых людей с новыми идеями много, но мне казалось, что настолько смелая жизнь без венца больше вписалась в Петербург, среди разночинце и интеллигенции.

Если вам известны каки-то истории, может быть - семейные на эту тему, поделитесь, пожалуйста! Думаю, нам всем, пытающимся так или иначе отобразить 19 век, это будет полезно.

0

15

Мария_Валерьевна написал(а):

Ситуация - молодая девушка из приличной, патриархальной раскольничьей семьи не просто вступает в добрачную связь.

Сразу оговорюсь, что "Приваловские миллионы" я так и не прочитала, но зацепилась вот за эти слова. Может, дело в том, что семья - раскольничья, т.е. старообрядческая? Институт брака у старообрядцев сильно отличался от официального.
Если общество вокруг Нади также по преимуществу состоит из старообрядцев, то на сожительство без церковного венчания они могли смотреть куда проще.

0

16

С 19 апреля 1874 года браки старообрядцев-беспоповцев можно было зарегистрировать в полицейских участках. Обязательным было венчание только для христиан из официально признанных Церквей, а разновидностей раскольников было столько, что проще было ввести для них государственную регистрацию брака, чем разбираться в случае чего, какой брак у них законный, какой не законный. Зарегистрировались - законный, не зарегистрировались - сами виноваты.

Отредактировано Jelizawieta (29.06.2021 21:59)

0

17

В том-то и дело, что Надя в разговоре с отцом так и говорит, что не хочет именно ЗАМУЖ:

"В припадке невыразимой жалости и нежности она целовала полы его платья. В кабинете на минуту воцарилось тяжелое молчание.

– Папа… я ни в чем никогда не обманывала тебя… Я молилась на тебя… И теперь я все та же. Я ничего никому не сделала дурного, кроме тебя.

– Отчего же ты не хотела выйти замуж? Или он не хочет жениться на тебе?..

– Папа, я сама не хочу выходить замуж…

– Почему?

– Если человек, которому я отдала все, хороший человек, то он и так будет любить меня всегда… Если он дурной человек, – мне же лучше: я всегда могу уйти от него, и моих детей никто не смеет отнять от меня!.. Я не хочу лжи, папа… Мне будет тяжело первое время, но потом всё это пройдет. Мы будем жить хорошо, папа… честно жить. Ты увидишь все и простишь меня.

Бахарев молчал. Мертвенная бледность покрыла его лицо, он как-то болезненно выпрямился и молча указал дочери на дверь..."

И для Надиной старообрядческой семьи поступок дочери - внебрачная беременность и невенчанное сожительство именно удар и позор. В течении практически пяти лет они не пытаются увидеться с ней, или написать. А ее письма мать отправляет в огонь.

А вот негатива от других людей как-то не ощущается. Ну, на балы Надю возможно теперь звать и не комильфо, но в остальном никакого угнетения и осуждения не ощущается.

Много ли старообрядцев в окружении - сказать трудно. Судя по всему таких крепких старыми традициями осталось очень мало. А так - и католики есть, и православные. надин гражданский муж, судя по всему, и вовсе не придерживался какого-то определенного течения религии. В деревне, где работает Надя есть поп Савел, атк что крестьяне точно не старообрядцы.

0

18

В окружении единоверцев ее бы как раз и осуждали за сожительство с мужчиной, который по их законам ей не муж. А в глазах остальных она была просто дочерю старообрядцев, которая порвала со своей семьей. И сам факт разрыва с семьей мог восприниматься, как нечто позитивное, поскольку к старообрядцам относились, мягко говоря, настороженно. А то, что невенчанная живет с мужчиной, могло восприниматься нестарообрядческим окружением как само собой разумеющееся, если было известно, что она из семьи раскольников.

Отредактировано Jelizawieta (29.06.2021 23:25)

0

19

Jelizawieta написал(а):

А то, что невенчанная живет с мужчиной, могло восприниматься нестарообрядческим окружением как само собой разумеющееся, если было известно, что она из семьи раскольников.

Интересный вариант, не задумывалась об этом. Спасибо.

Кстати, пока читала, в роли Нади упорно представлялась Александра Никифорова))))

Потом глянула кадры экранизации, а там совсем иной типаж - Галина Киндинова. Теперь и фильм смотреть не хочется((( Сашу уже не развидеть, в ее строгих платьях, и в платке.

Отредактировано Мария_Валерьевна (29.06.2021 23:36)

0

20

Нашла статейку любопытную. О полиции.
https://yandex.ru/turbo/historical-fact … 36820.html

+2

21

А тут о полиции в Тверской губернии на рубеже веков 😉
https://cyberleninka.ru/article/n/k-vop … tse/viewer

+2

22

Пост от участника Colette от 06.12.2021. Продублирован из темы "Второй сезон АД. Обсуждения и спойлеры -2"

Алиса написал(а):

(Вскрытия, правда, тоже проводит без перчаток и косынки, что меня приводит в недоумение. Правда, что ли, в конце 19го так было?)

Мария_Валерьевна написал(а):

А вот без косынки на вскрытии - это атас!

К вопросу о медицинской спецодежде

Установленная форма была только у сестер милосердия, но они относились к Обществу Красного Креста. В соответствии с Нормальным уставом общин сестер милосердия Российского Общества Красного Креста  (§54) сестры должны были носить только установленную одежду, состоящую из шерстяного или холстинкового платья коричневого или серого цвета, белого передника и белой головной косынки. На переднике сестры имели отличительный знак своего звания — нашитый на нагруднике знак Красного Креста (КК). Правилами ношения формы сестер милосердия и лицами женского санитарного персонала РОКК (1915 г.) запрещалось «носить неполную форму или искажать ее любыми аксессуарами, не соответствующими строгому облику сестры милосердия».

Согласно Врачебному Уставу 1857г, ред. 1892г к медицинским должностям относились: врачи, фельдшеры, повивальные бабки, провизоры, дантисты. Они проходили по ведомству Министерства внутренних дел (АВ и ЯП числятся по одному ведомству :flag: ). Во временном промежутке, в который происходят события сериала, не было никаких нормативных документов относительно спецодежды для медицинских должностных лиц. Первые упоминания об использовании спецодежды медработниками (без уточнения их звания) в законодательных и подзаконных актах, относятся к 1923-24 гг (циркуляры НКЗ и ВМСТ за № 186 от 10 августа 1923 г. и за № 192 от 22 сентября 1924 г).

Белый халат. С 1870 года первыми в постоянную клиническую практику белые халаты ввели немцы в период франко-прусской войны.  В России впервые халат в качестве медицинской формы предложил в 1869 году Карл Андреевич Раухфаус — русский врач-педиатр. Есть мнение, что русские врачи переняли эту форму у зороастрийских целителей, которых увидели во время Русско-турецкой компании в 1877-1878 годах. Есть данные, что белые халаты впервые надели врачи столичного госпиталя имени Бурденко в 1880-е годы. Но это были единичные случаи. Постепенно, к  началу 20в. белый халат становится спецодеждой, так же как и шапочка. Как правило, ее одевали во время операций, а не вскрытий, т.к. защищали больного, а не себя.

Медицинские маски практически одновременно изобрели француз Поль Бержер и поляк Ян Микулич-Радецки. Незадолго до этого немецкий микробиолог Карл Флюгге обнаружил патогены в слюне. Бержер, предположив, что врач может передать пациенту болезнь во время операции через частички слюны, которые выделяются при разговоре, кашле или чихании, создал специальную защитную маску. В октябре 1897 года он начал носить “четырехугольную мягкую повязку из 6 слоев кисеи, пришитую нижним краем к стерилизованному льняному переднику (чтобы спрятать и бороду тоже), а верхним краем удерживаемую на носу повязками, которые завязывались на шее”. Более года Бержер проводил наблюдения и убедился, что количество инфекций у пациентов, с которыми работали врачи в масках, уменьшилось. В 1899 году он зачитал свой доклад “Об использовании маски при оперировании” перед членами хирургического общества в Париже. “Несколько лет я волновался о том, что капли жидкости, вылетающие изо рта оперирующего хирурга или его ассистентов, могут привести к вспышкам инфекций…”, - говорил Бержер. Но большинство врачей крайне скептически отнеслись к его выводам, мотивируя тем, что изо рта человека столь благородной профессии не может исходить угроза. К 20-м годам XX века маски стали широко практиковаться в операционных многих стран Европы. Большое распространение не только среди врачей, но и среди всего остального населения такие повязки получили во время эпидемии “испанки” (1918-1919 годы) и Первой Мировой войны - в качестве защиты от нового химического оружия.

Медицинские перчатки. Первые медицинские перчатки появились около 1890 г в операционной Уильяма Холстеда (США).  Однако, они предназначались не для обеспечения стерильности при проведении операций, а для защиты кожи рук хирурга от токсического воздействия антисептиков того времени (хлорида ртути и карболовой кислоты), вызывающих дерматит. С 1896 года в хирургии начали использовать перчатки для проведения операций, правда, перчатки были нитяные. Популяризатором этого стал австрийский хирург Ян Микулич-Радецкий. Изобретение в конце 1910-х годов искусственного латекса способствовало эволюции медицинских перчаток, а также развитию контрацепции.

Вот, такая история медицинской спецодежды. Таким образом, в 1894г в Затонской уездной больнице: Анна - в медицинском халате   :cool: , АФ периодически одевает шапочку – впереди планеты всей, сестры милосердия одеты по Уставу. Конечно, во время операций, вскрытий, просто осмотров медработники не редко заражались и погибали. Вспомните доктора Дымова. А печальная история медицинской рентгенорадиологии… Пока додумались до индивидуальной защиты. Но, такая работа.

https://i.imgur.com/T3ZpBkUm.jpg

Мемориал Радиологии — памятник в честь погибших от последствий воздействия рентгеновского излучения. Установлен в саду больницы Святого Георгия в Гамбурге, открыт 4 апреля 1936 г. Надпись на монументе гласит: «Памятник посвящается рентгенологам и радиологам всех наций, врачам, физикам, химикам, техникам, лаборантам и сестрам, пожертвовавшим своей жизнью в борьбе против болезней. Они героически прокладывали путь к эффективному и безопасному применению рентгеновских лучей и радия в медицине. Слава их бессмертна».

0

23

Пост от участника Colette от 09.12.2021. Продублирован из темы"Второй сезон АД. Обсуждения и спойлеры -2"
 

Алиса написал(а):

Может быть потому, что для того чтобы в то время женщине стать врачом, надо было очень сильно этого хотеть, вот прямо чтобы это было основной целью в жизни, а у Анны этого нет.

Мария_Валерьевна написал(а):

А уж тогда, да девушке! Это правда, должен быть ЖЕЛАНИЕ. Чтобы всем ради него хотелось пожертвовать.

Это была жестокая битва за право учиться!

История высшего женского медицинского образования в XIX в.

"Она <женщина> твердо объявила свое желание участвовать в общем деле и приступила к нему не только бескорыстно, но и самоотверженно… В жажде высшего образования она проявила серьезность, терпение и представила пример величайшего мужества».
Ф.М. Достоевский, «Дневник писателя» за 1876 год.

Мы смотрим на выдачу лекарских дипломов женщинам
как на новую главу истории унижения
и оскорбления русского врачебного сословия…

Журнал «Современная медицина», декабрь 1877 года

[indent] В марте 1861 года домашняя учительница Людмила Ожигина подала в Харьковский университет прошение с просьбой разрешить посещать лекции на медицинском факультете. Прошение дошло до Александра II, который решил вообще рассмотреть вопрос о допуске женщин к высшему образованию наряду с мужчинами. Главное правление училищ запросило на этот предмет все российские университеты: Петербургский, Киевский, Казанский и Харьковский дали положительный ответ, а Московский и Дерптский – отрицательный. Некоторые университеты при отсутствии прямого запрета разрешили женщинам посещать лекции, а две дамы даже были приняты в Медико-хирургическую академию. Однако в 1864 году комиссия по составлению университетского устава выступила против высшего образования для женщин. Дамы, взятые в Медико-хирургическую академию, были отчислены.
«Еще будучи за границей, я слышал о зародившемся среди русских женщин стремлении к высшему образованию и вернулся в Россию с готовым сочувствием такому движению. Осенью 61г. я познакомился с двумя представительницами нового течения, серьезно и крепко зараженными на подвиг служения женскому вопросу. Они доказали это впоследствии, кончив курс в Цюрихе и выдержав экзамен в России на право практики. В то время они еще не готовились держать экзамен из мужского гимназического курса, на что у них уходили вечера, а по утрам ходили в доступную тогда для женщин медицинскую академию, где слушали нескольких профессоров (между прочим, и меня) и работали в анатомическом театре старого Грубера, бывшего однако очень довольного их занятиями. Как было не помочь таким достойным труженицам!».
                                                                                                                                                                              Сеченов И.М. «Автобиографические записки», 1907г

                                                                                  Суслова Надежда Прокофьевна (1843-1918гг)

https://i.imgur.com/WwTfcnUm.jpg
  [indent] Первая женщина-врач России. Родилась в Нижегородской губернии, в семье крепостного крестьянина, получившего вольную от графа Шереметева и ставшего владельцем ситцебумажной фабрики. Образование получила в частных пансионах. В 1861 году была зачислена слушательницей Петербургской медико-хирургической академии. В лаборатории И.М. Сеченова выполнила в 1862 году экспериментальное исследование на тему «Изменение кожных ощущений под влиянием электрического возбуждения». После запрета на обучение в России поступила на медицинский факультет Цюрихского университета, который окончила в 1867г. Защитила докторскую диссертацию на тему: «Доклад о физиологии лимфы» и получила диплом доктора медицины, хирургии и акушерства. По возвращении в Россию вынуждена была подтвердить диплом и повторно защитить диссертацию Медико-хирургической академии». Медицинская комиссия под председательством С.П. Боткина дала Н.П. Сусловой право на врачебную практику в России. Работала акушером-гинекологом. В 1870 году была опубликована ее работа на тему о воспитании детей в первые годы жизни. Первый муж Надежды Сусловой – Фридрих (Фёдор) Эрисман – швейцарский врач, основоположник гигиены в России, изобрел школьную парту. Второй супруг – профессор гистологии Александр Голубев. Последние 25 лет Надежда Прокофьевна жила в Крыму оказывала бесплатную медицинскую помощь местным жителям, занималась благотворительностью. Она пожертвовала крупную сумму на строительство гимназии в Алуште, поддерживала пострадавших в результате русско-японской войны, устроила в своем имении школу для нуждающихся детей. Медицинские инструменты, лекарства и книги Суслова завещала больницам Крыма.
[indent] Н.П. Суслова младшая сестра Аполлинарии Сусловой. С Ф.М. Достоевским они, конечно, были знакомы, он писал о ней: «Редкая личность, благородная, честная, высокая!». Приведу отрывки из единственного сохранившегося письма Ф.М. Достоевского к Н.П. Сусловой от 19 апреля 1865г.:

Я Вас высоко ценю, Вы редкое существо из встреченных мною в жизни, я не хочу потерять Вашего сердца. Я высоко ценю Ваш взгляд на меня и Вашу память обо мне. <...>.
Опять хочу повторить Вам свой всегдашний совет и пожелание: не закупоривайте себя в исключительность, отдайтесь природе, отдайтесь внешнему миру и внешним вещам хоть немножко. Жизнь внешняя, действительная развивает нашу человеческую природу чрезвычайно, она материал дает. Впрочем, Вы не смейтесь надо мной очень <...>.
До свидания: когда-то? Прощайте. Будьте счастливы, будьте счастливы всю Вашу жизнь. Крепко жму Вам руку и очень желаю с Вами хоть когда-нибудь встретиться. Что-то мы тогда будем оба? А Вы мне всегда будете очень памятны <...>.

У Вас теперь юность, молодость, начало жизни — экое счастье! Не потеряйте жизни, берегите душу, верьте в правду. Но ищите ее пристально всю жизнь, не то ужасно легко сбиться. Но у Вас есть сердце, Вы не собьетесь. <...>
[align=right]Ваш весь Ф. Достоевский

Обручева Мария Александровна (1839-1929гг)

https://i.imgur.com/JmKwpLtm.jpg

[indent] Первая русская женщина-офтальмолог. Родилась в Сандомирской губернии, в семье генерал-майора А.А. Обручева. Чтобы иметь возможность учиться и получить высшее медицинское образование в 1861г. вступила в фиктивный брак с врачом П.И.Боковым.  В 1861-1864 годах поступила в качестве вольнослушательницы в Петербургскую Медико-хирургическую академию, работала в анатомическом театре у проф. В.Л. Губера и в физиологической лаборатории у И.М. Сеченова. Под его руководством в 1862 г. выполнила исследование «Способ искусственного воспроизведения цветовой слепоты (дальтонизма)». В 1864 году принуждена была покинуть академию вследствие запрета женщинам посещать лекции и практические занятия. В 1868-1871 гг. училась на медицинском факультете Цюрихского университета, где после защиты в 1871 году диссертации на тему «О кератите» получила диплом доктора медицины, хирургии и акушерства. Во время франко-прусской войны (1870 г.) Мария Александровна работала сестрой милосердия госпиталя г. Вердена. Возвратившись в Россию в декабре 1871 году, сдала экзамен на право врачебной практики в России. В декабре 1887г. М.А. и П.И. Боковы получили разрешение на расторжение брака по взаимному согласию. В феврале 1888г. венчание с И.М. Сеченовым (с которым фактически проживали вместе с 1875г). М.А. Бокова известна также как переводчик на русский язык сочинений Ч. Дарвина, А. Брема.
До недавнего времени существовала гипотеза, что Н.Г. Чернышевский воспроизвел в романе «Что делать?»  действительно имевшую место ситуацию – номинальный, а потом и фактический брак П. И. Бокова (Лопухов) и М. А.  Обручевой (Вера Павловна), спустя некоторое время ее увлечение И. М. Сеченовым (Кирсанов), женой которого она вскоре и стала. П. И. Боков, желая счастья любимой женщине и своему другу, устранился, сохранив с ними обоими на всю жизнь добрые отношения. Произведенные хронологические расчеты в исследованиях последних лет приводят к выводу, что все перипетии романа М. А. Обручевой с П. И. Боковым и И. М. Сеченовым относятся ко времени после написания "Что делать?" и, вопреки общераспространенному мнению, никакого отношения к фабуле романа не имеют.

Кашеварова-Руднева Варвара Александровна (около 1842-1899гг)
https://i.imgur.com/XGK8Pvgm.jpg

[indent] Первая женщина, получившая в России звание врача и степень доктора медицины.
Она не знала своих родителей и даже своей фамилии (предпол. Нафанова), рано оставшись круглой сиротой. Грамоту усвоила на слух от детей своего опекуна - сельского учителя в захолустном местечке Витебской губернии. Оставив опекуна, ушла в Петербург, где работала прислугой, прачкой, продолжая урывками обучаться грамоте.
Совсем юной (15 лет) вышла замуж за богатого купца Кашеварова, обещавшего ей дать возможность учиться. Обещание свое он не выполнил. Уйдя от мужа, поступила в акушерскую школу Повивального института, где в 1862г. получила диплом акушерки. Закончила годичные курсы по распознаванию и лечению сифилиса при Калинкинской венерологической больнице. С невероятными трудностями, заручившись поддержкой видных профессоров Медико-хирургической академии - С.П. Боткина, И.М. Сеченова, она была принята в 1863 году стипендиаткой в Медико-хирургическую академию. Весной 1864 году специальным приказом военного министерства посещение женщинами лекций Медицинской академии было запрещено — исключение делалось лишь для В. Кашеваровой.
В 1868 году В.А. Кашеварова окончила академию, получив диплом лекаря с отличием и золотую медаль. По приглашению С.П. Боткина начала работать в его клинике, одновременно совершенствуясь в акушерстве и занимаясь в лаборатории М.М. Руднева, за которого она вскоре вышла замуж (после мучительного развода). За короткое время произвела несколько патологоанатомических изысканий, о которых сообщила в Обществе русских врачей в Санкт-Петербурге. В 1876 году успешно защитила диссертацию на степень доктора медицины («Материалы к патологической анатомии маточного влагалища (новообразований)»). Но противники женского образования полноценно заниматься врачебной деятельностью в Спб ей не дали, распространяя слухи о ее профессиональной некомпетентности, дискредитируя перед пациентками и лишая таким образом практики.
После смерти мужа (1876г), не выдержав травли, с 1878г. В.А. Кашеварова поселилась на хуторе в Валуйском уезде Воронежской губернии, где, занимаясь медицинской практикой среди сельского населения, написала популярную брошюру по гигиене женщины и по уходу за детьми (в 1884 году). В 1886г при пожаре на хуторе сгорел весь богатейший медицинский архив В. Кашеваровой-Рудневой. в 1891 году переехала на постоянное место жительства в новгородскую Старую Руссу, где ей и довелось провести остаток жизни. В годы Великой Отечественной войны кладбище у стен Старо-Преображенского монастыря, где была похоронена В.А. Кашеварова-Руднева, было полностью уничтожено.

[indent] В мае 1872 г. при императорской Медико-хирургической академии в виде эксперимента было решено открыть четырехгодичный «курс для образования ученых акушерок». В 1876 г. женские курсы были отделены от медицинской академии и переведены в ведение Николаевского военного госпиталя, а обучение стало пятилетним. Фактически, с этого момента «курс для ученых акушерок» превращается в женские врачебные курсы. В этом же году их окончили пять женщин. Новое учебное заведение не имело государственных дотаций и существовало исключительно за счет частных пожертвований и платы за обучение. Летом 1877 г. 52 слушательницы курсов были отправлены на войну и трудились под руководством опытных профессоров. Первый настоящий выпуск состоялся в 1878 г., когда окончившим курсы было присвоено звание лекарей. В 1887 г. курсы были закрыты по инициативе военного министерства, которое в своем ведомстве признало их существование ненормальным. В свою очередь, Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения отказались принять учебное заведение под свой контроль.
[indent] В 1897 г. в Петербурге на собранные частные средства был открыт Женский медицинский институт (после 1918г-1-й Ленинградский медицинский институт) с 5-летним курсом обучения. Учиться здесь могли женщины, получившие предварительное среднее образование: кончившие гимназию с медалью или отличием (в 1900 г. конкурс был три человека на место). Формально новый институт был поставлен ниже медицинских факультетов университетов: выпускницы могли занимать врачебные должности только в женских отделениях больниц, не имели права самостоятельно проводить судебно-медицинскую экспертизу, не допускались к соисканию степени доктора медицины, вследствие чего доступ к профессуре для них закрывался. Лишь в 1904 г. институт был принят в ведение Министерства народного просвещения, и на слушательниц были распространены права студентов медицинских факультетов. В 1913–1914 гг. здесь училось более 1200 женщин.
[indent] В начале XXв. были созданы медицинские факультеты на высших женских курсах в Москве (1906 г.) (после 1918г – 2-й Московский медицинский институт), Одессе (1906), Киеве (1907), в 1910 г. возник Харьковский женский медицинский институт. В 1918 году, все перечисленные учреждения были преобразованы в институты для совместного обучения женщин и мужчин или же слиты с медицинскими факультетами университетов.

[indent] В Западной Европе проблема с высшим медицинским образованием для женщин решалась за счет их допуска в уже существовавшие университеты. Первым систематический прием начал Цюрихский университет в Швейцарии на основании отсутствия в уставе прямого запрета обучать женщин. В 1864 г. сюда поступила первая русская студентка – Н. Суслова, а в 1872/73 учебном году из 110 студенток только 14 были не из России. До 1878 г. семь русских женщин в Цюрихе получили звание доктора медицины. Допуск женщин в университеты других стран Европы: Великобритания,  Франция (1876г),  Австро-Венгрия (1897г), Германия (1908г), Испания (1910г).

Таким образом, в 1890-94гг Анна могла получить высшее медицинское образование на медицинских факультетах  университетов Франции, Швейцарии и Великобритании.

PS: Моя прапрабабушка училась на медицинском факультете Женевского университета, закончила его в 1897г.

+1

24

Нашла ещё одну статейку об организации работы полиции в РИ

https://nashahistory.ru/materials/organ … y-gubernii

+1

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » #Сундук с секретами » Российский быт 19 века