У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Мир литературных и творческих игр » Обучение-конкурс "2 притопа, 3 прихлопа". Этап первый: ямб и хорей


Обучение-конкурс "2 притопа, 3 прихлопа". Этап первый: ямб и хорей

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Доброго времени суток, дорогие форумчане. С разрешения оргов начинаю обучение-конкурс в поэзии, аналогично "Академии пана Кляксы" в прозе.

Конкурс будет проходить в несколько этапов, в каждом из которых мы будем разбирать 1-3 стихотворных размера и писать стихи на заданный ритм (без ограничений по тематике). В конце каждого тура будут подводится итоги и лучшие из лучших, набравших суммарно на всех этапах наибольшее количество баллов - встретятся в "суперигре", о которой я расскажу позднее  :glasses:
Во избежания путаницы, недовольства и недопонимания (да, я понимаю, что тут все свои, но люди еще приходят и приходят и могут начать участие в любом открытом конкурсе) сразу обозначу правила проведения конкурса:
1. На конкурс принимаются стихотворения, написанные в рамках заданного каждым отдельным этапом конкурса стихотворного размера
2. Тема стихотворений - свободная
3. От одного автора принимаются от ОДНОГО до ТРЕХ стихотворений
4. Прием стихотворений происходит в строго ограниченные сроки (указанные сразу при анонсировании этапа конкурса), которые могут быть продлены при желании/согласии участников.
Система оценок на конкурсе будет опубликована позднее

И так, мы вплотную подошли к первому этапу конкурса "2 притопа, 3 прихлопа"!
Этап 1 "Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"
Первый этап нашего конкурса будет посвящен двустопным размерам: ямбу и хорею, как участникам уже стало понятно из названия. Но прежде, чем оперировать такими понятиями как "размер", "стопа", "ямб" и "хорей", нужно немножко разобраться в этих понятиях ;)

Начнем издалека - с понятий ритмики, ритма и иже с ними.

РИТМИКА – это  особый раздел стиховедения, посвященный изучению стихотворного ритма.
Стихотворный РИТМ – это звуковое строение конкретной стихотворной строки (стиха); общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи.
В ритмику  входит изучение звучания  речи с точки зрения образования ритма, а также определение ритмической единицы и ее видоизменений  в конкретной  СИСТЕМЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ.
Чем отличаются друг от друга системы стихосложения?
Содержание стихов поступает в наше сознание как бы смысловыми порциями, каждая порция – стих. Наше сознание при чтении стихотворения все время соизмеряет какой стих длиннее, а какой – короче,  интуитивно определяет важность и вес каждой "порции", ее смысловую нагрузку. Наше сознание может вести счет длине строк:
или СЛОВАМИ,
или СЛОГАМИ,
или (что уже сложнее) ГРУППАМИ СЛОГОВ – стопами.
В зависимости от этих мерок мы и различаем системы стихосложения:

1. ТОНИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ  определяет стих по количеству ударений значащих слов, (в стихе сколько самостоятельных слов – столько и  ударений).
2. СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ определяет длину строки по количеству  слогов в строке.  В этом виде стихосложения строки соизмеряются не группами слогов - стопами, а непосредственно слогами. Например, 5, 6, 7 или 8 слогами (обычно не более). Из силлабическим форм самые известные нам – это хокку (или хайку) (трехстишия в 5+7+5 слогов) и танка (пятистишия в 5+7+5+7+7 слогов). Обостренное ощущение стихораздела (важное в силлабике! ) подчеркивается в них резкими переносами фраз и даже слов из стиха в стих
3. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ - в которой и пишется большинство известных нам стихотворений
Силлабо-тонический стих развился из силлабического. Чтобы легче вести счет слогам, европейцы стали выделять некоторые слоги как опору для голоса и слуха через одинаковые промежутки. Такие выделенные слоги называются ИКТАМИ (лат. «удар») или "сильными местами"  стиха (любители выделять графически могут обозначить его "/", "+" или "1"), а промежуточные между ними – "слабыми местами" (можно обозначить "_", "-" или "0" - тут уж кому какая система удобнее). Сильные места в силлабо-тоническом стихе преимущественно ударны, слабые – преимущественно безударны. В какой степени "преимущественно", это зависит от данных языка. В английском и немецком языках, где слова короткие, сильные места почти всегда ударные; в русском языке, где слова длиннее, состоят из разного количества слогов, на сильных местах фонетические ударения иногда могут пропускаться.
С системами разобрались, теперь разберемся с основными понятиями, используемыми в силлабо-тоническом стихосложении
СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого мест
Чередование сильных и слабых мест называется МЕТРОМ. Метр – это частный случай ритма
Основных метров в силлабо-тонике пять: ямб (его стопа выглядит как  _ /), хорей ( /_), дактиль ( /_ _), амфибрахий (_ /_) и анапест (_ _ /).Неосновных – о которых мы тоже чуть позже поговорим – оооочень много и количество постоянно увеличивается, просто потому, что поэзия не стоит на месте ))))
В зависимости ОТ ЧИСЛА СТОП в стихотворной строке каждый метр может иметь  несколько размеров. Эти стихотворные размеры различаются непосредственно на слух, а зрительно  (по схеме) определяются подсчетом одинаковых групп слогов в строке.
РАЗМЕР – это способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Например, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб.
В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов;
в тоническом - числом ударений;
в  силлабо-тоническом - метром и числом стоп.

Не устали еще? )))
Уже подходим к теме первой части конкурса! Ура!
Хоре́й (др.-греч. χορεῖος — «плясовой», от χορεῖος πούς — хоровая стопа, размер) — двухсложный стихотворный размер (метр), стопа которого содержит ударный и следующий за ним безударный слоги.
Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея — четырёх- и шестистопный, с середины XIX века — пятистопный.
ПРИМЕР:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
(А.С.Пушкин "Зимний вечер")

Ямб (др.-греч. ἴαμβος, предпол. от ἴαμβύκη, назв. музыкального инструмента)  в силлабо-тоническом стихосложении двухсложный стихотворный размер (метр), стопа которого содержит безударный + ударный слог
ПРИМЕР:
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил...
(А.С.Пушкин "Евгений Онегин")

ЗАДАНИЕ первого этапа конкурса "Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"
Написать по 1-2 стихотворения на КАЖДЫЙ заявленный стихотворный размер (но суммарно не более трех стихотворений от одного автора)
Тема - произвольна
Количество стоп в строке - от 3 до 12 (т.е. практически не ограничена ;))
Способы рифмовки - без ограничений

Сроки: до 10 марта или до набора 30 стихотворений (что наступит раньше )))

Вниманию виртуозов! Да, я знаю, что вам это "одной левой", но не надо в одном стихотворении смешивать оба метра, пожалуйста. О таких смешиваниях мы поговорим позднее, даже будет отдельное задание - уж там и развернетесь. А тут нам нужно привыкнуть "держать строй" ))))

Всем участникам УДАЧИ, легкого размера и не пугливой рифмы!

Материал взят из следующих источников:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ямб
http://ru.wikipedia.org/wiki/Хорей
http://ru.wikipedia.org/wiki/Силлабо-то … хосложение
а так же с ресурса "Стихи.ру", из Мастерской ликбеза от Алкоры http://www.stihi.ru/avtor/sogimos

Отредактировано Ракша (22.02.2013 09:08)

0

2

Да, права Atenae, к обучениям тут относятся весьма "прохладно"))) неужели ни у кого нет "стареньких стихов из сундука" (если абстрагироваться от написания нового)
Ведь ритмический рисунок ямба и хорея прост до безобразия )))
/_ /_ /_ /_ /_ /_ (/)
или
_ /_ /_ /_ /_ /_ /(_)
Надеюсь, до 10 марта появятся конкурсные работы )))

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Мир литературных и творческих игр » Обучение-конкурс "2 притопа, 3 прихлопа". Этап первый: ямб и хорей