У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Своя тропа » Поговорим о Пушкине


Поговорим о Пушкине

Сообщений 1 страница 44 из 44

1

Калашников. Памяти поэта

И погнулся крест, и вдавился в грудь...
                                   М. Ю. Лермонтов

[indent]
Ты лежишь в гробу во своём дому,
И монах тихо щёлкает чётками.
А персты вдовы теребят бахрому,
А братья сидят со счётами.
[indent]
А вдова бледна, а вдова черна,
А вдова глядит в мутотень окна.
[indent]
Вот и лествица до небес стоит,
Гавриила ветвь, Михаила щит,
И крыла шумят, благовест звонят:
Суд идёт, Степан Парамонович!
[indent]
А вдова бледна, а вдова черна,
И ни есть, ни спать не идёт она.
[indent]
Я спешу на Суд, раз труба зовёт,
Видел смерть мою весь честной народ.
И царь-батюшка отпустил меня,
Помолилися обо мне друзья,
Завещал жене я не вдовствовать,
Не кручиниться, не печалиться,
А играть по весне нову свадебку.
[indent]
Но глава вдовы наклонилася,
Но глаза вдовы закатилися.
[indent]
И пока родня сундуки трясла,
И пока монах возглашал слова
Из Псалтири с червлёными буквами,
Увидал Степан, что жена за ним,
Поспешает-летит за орлом своим —
Так и смерть им не стала разлукою.
[indent]
И во красный гроб положили их,
И сыра земля поглотила их.
И сирот дядья не обидели.
И по всей Руси во обителех
У святых мощей поминают их
От щедрот купцов, кладов золотых.
[indent]
И придёт пиит — тот напишет стих,
Дева стих прочтёт и слезу прольёт,
А служивый — тот тоже помянёт:
Имена друзей шёпотом прочтёт,
Вспомнит свой калаш, маету зарниц,
Но не пустит боль за порог ресниц.
[indent]

Отредактировано Старый дипломат (16.02.2022 05:25)

+5

2

Да вообще сказочная правда - она наиболее адекватно передаёт чудо любви. А о страсти ничего правдивее этого не сказано:
Как пред солнцем птица ночи,
Царь застыл, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
Похоть как будто распаляет, но если проанализировать более внимательно, то на самом деле именно замораживает, тебя будто отрезает от мира, и ты там как ледяная статуя. А любовь, наоборот, ко всему миру подключает. Гений Пушкина в образном творчестве меня потрясает.
Ещё стихи Гумилёва, но они тоже сказочные. Например, "Синяя звезда".

+3

3

Дипломат, какую страшную сказку Вы выбрали, что бы обозначить для нас квинтессенцию любовной страсти. Просто жуткую. Сказка эта единственная из известных мне, где зло побеждает добро. Где финал настолько фатален, что надежды нет никакой. Как сказал персонаж фильма Формула любви : "Вобщем, всё умерли".
Лично для меня образ Шамаханской царицы - есть образ страсти (любой, не только любовной). Страсть порабощает и гений Пушкина описывает это всего в одном четверастишии:
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон.
Самое главное, кмк, страсть разрушает.
В Сказке о золотом петушке страсть ослепляет, заставляет забыть о родстве, о данном слове, поступиться честью, толкает на убийства. И все эти страшные вещи происходят походя, без особых угрызений:
Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Итак, страсть поглощает человека, лишая его сущности, опусташая душу. Это страшно и Пушкин описывает это так тонко, так верно, практически без эмоций, представляя нам лишь результат. Локальный апокалипсис для отдельно взятого царства... Гений. Не устану это повторять. И восхищаться. И благодарить.
Сказка ложь, да в ней намёк...
Да, какой намёк! Все ясно, как белый день. Было все у человека, не осталось ничего, даже его самого. А все страсть (Шамаханская царица). И никакие нравоучения не нужны. Результат очевиден.

Что же касается любви - она, безусловно, созидает. Парит, творит и вытворяет))) И она, кмк, всегда - путь. Ну, кроме любви родителей и детей, это, как правило, безусловно и сразу))).

Вспоминается Анна Каренина. Вот пример любви (Кити и Левин) и страсти (Анна и Вронский). Итог тоже ясен в обоих случаях. И поломанные судьбы всех причастных тоже очевидны.

Пути любви у каждого свои. Примеров сотни тысяч. Почти все искусство, литература, кинематограф, поэзия - все о ней. О любви и о пути двух сердец друг к другу. Остальное - дело вкуса.

P. S. : Никого нет многогранней и многослойней Пушкина. Он настолько мелодичен и глубок, что его мировосприятие поражает. При этом прост и без пафоса. Гений. Трудно выразить степень моего восхищения. За каждым словом (словом!!! даже не строчкой!!!) скрыта тайна. При всей очевидности. Чудо!!! Его поэзия - чудо, иначе не назовёшь.

Отредактировано Селена Цукерман (17.11.2020 18:33)

+2

4

Селена Цукерман, "Сказка о золотом петушке" была первая сказка Пушкина, которую я узнал и самостоятельно прочитал. Я её очень люблю, знаю наизусть и иногда (например, когда в одиночестве мою посуду или делаю что-либо по хозяйству) цитирую вслух. Эта вещь сделана так хорошо, что звуковая палитра полностью погружает в происходящее, прямо как гипноз.
И когда царь не знает, с какой стороны ожидать нападения врагов, то прямо хочется от злости плакать вместе с ним по букве текста, а когда "царь ты наш, отец народа, — возглашает воевода, — государь, проснись! Беда!" — "Что такое, господа?" — говорит Дадон, зевая..." — то буквально чувствуешь, как тебя выдёргивают из постели по тревоге. Пусть даже из царской, но всё равно по тревоге, ведь ты себе не принадлежишь.
Интересно, когда царь принадлежал не себе, а был "отец народа", то он был самим собой, а когда ему захотелось "наконец-то пожить для себя" — вот тут-то он себя и потерял. И сыновей, и уважение народа, и жизнь. Страсть его лишила разума, а потом и головы. Но это только на первый взгляд он потерял себя в царицей. С первых же строф мы узнаём, что царь вообще-то собой не владел никогда. Смолоду он из-за своей гневливости — гордого нежелания учиться владеть собой, и наглости — агрессии без оценки реальных сил, нажил своему народу тьму врагов. Так что неудивительно, что под старость пришлось всё это хлебать полной ложкой. Причём если бы только ему одному, а то ведь всему народу. И сыновья такого отца не могли друг друга не зарезать, если с детства видели, как ведет себя отец, и унаследовали его буйный характер.
К слову, в детстве я думал, что "скопец" — это старинная форма слова "скупой". И искренне полагал естественным, когда в ситуации угрозы военной катастрофы даже скупой звездочёт восточной национальности из патриотических соображений пожертвовал личные драгоценности на отливку золотого петушка ради укрепления обороноспособности. Потом еще долго приставал к родителям с вопросом, так чем кончилась главная проблема — война? Враги одолели страну царя Дадона или нет? И кто стал следующим правителем его государства? Шамаханская царица тогда вообще не затрагивала моего внимания. "Первым делом, первым делом самолёты" ))

+4

5

Старый дипломат, здравствуйте)))
Сегодня уже в третий раз пытаюсь написать в эту ветку, как заколдовано - не получается. То набрала огромный текст, отвлеклась и он пропал куда-то, может, нажало что-то не то, я с телефона. То, просто начинаю и с мыслями собраться не могу.... Не мой день. Но, коротко скажу главное: вчера весь день в моей голове рефреном звучала мысль "поговорите со мной о Пушкине. Люди, ну, пожалуйста!!!"
И вот, ответ вселенной на мой запрос вашими устами))) так приятно))) Благодарю за отклик.
Моя любимая Сказка о попе и работнике его Балде. Необычайно певучая. Образная.
Жил-был пОп,
ТОлОкОнный лОб.
ПОшел пОп пО базару
ПОсмОтреть кОй-какОгО тОвару.
НАвстречу ему БАлдА
Идет, сАм не знАя кудА.
Поп - буква О
круглый, толстый, медлительный, справа на лево читается одинаково.
Балда - буква А
треугольник с острым углом вверху, устойчиво стоящий, острый ум, сообразительность, хитрость и смекалка.
Вся сказка - перекличка двух звуков. Через них Отражая характеры. Идея не моя, Михаила Казиника, но, когда я прочла Сказку с этой точки зрения была поражена. Как виртуозно сделано.
А, вот момент, когда поп обращается к Балде :
Поп говорит Балде: Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье.
Я так и слышу, как вальяжно и со снисхождением поп отнесся к Балде. Так и хочется потянуть слова Лааадно, не будет нам обоим наклааадно. Поживи-ка на МОЁМ подворье, ОКАЖИ своё усердие и проворье.
В детстве мне было не понятно почему не Балда боится чертей, а они его. В христианстве нечисть (черти) считается сторонниками и разжигателями страстных желаний человека с целью погубить его душу. А изображение в сказке чёрта как простого сказочного персонажа, может быть у Пушкина это человеческие страсти? Тогда, Балда усмиряет свои страсти, заставляя подчиняться чертей?
Поделитесь своими мыслями, пожалуйста. Очень интересно.
Поговорите со мной о Пушкине)))

+2

6

Селена Цукерман, ага, телефон коварен. Пишешь, пишешь, и — привет. Чтобы не засорять эту ветку, отвечу в рубрике стихов (если Пушкин, то стихи сами просятся )).

+1

7

Разговор о Пушкине
Селене Цукерман
[indent]
I.
Поговорите со мной о Пушкине,
Просто — поговорите!
Как в солнце он бился макушкою,
Держась за небесные нити.
[indent]
Пробил! И хлынул из солнца свет,
Незримое чистое золото!
А вы говорите — был пистолет,
А вы говорите — с порохом.
[indent]
Боже, пошли дурака молиться —
Он бесов на тряпки порвёт!
Боже, дай поэту влюбиться
Пролиться Словом в народ!
[indent]
А остался его словесный портрет?
Молоко и кофе молотый,
И ещё в кармане нашли брегет,
А на месте сердца — осколки.
[indent]
II.
Поговорите со мной о Пушкине!
Люди, ну пожалуйста!
Не о том, как он лежал на подушке,
А о цветах побежалости
Расплавленных слов его лавовых
Текущих, не застывающих,
Раскатных громах его, славою
Полк Игорев затмевающих,
Хрустальных его колокольчиках
В морозце и смехе приветном,
О тяжких венцах — и кончиках
Пальчиков ножек балетных.

+4

8

Старый дипломат
Это подарок бесценный, желанный. И слезы мои светлые, слезы мои счастливые. Стихи эти лёгкие, пронзительные, чудесные, они откровение и акт любви. Благодарю сердечно, Ванечка!!! За огромное сердце, за не равнодушие, за талант. Господь Вас в темечко поцеловал, пусть сбережет от бед. Буду молиться за Вас))) Пишу и плачу)))
А Пушкин - это высочайшее явление духовного порядка. О нем нельзя равнодушно, невозможно.

Разбередило душу мне
Чистое, непобедимое.
Поговорим о Пушкине,
Будем читать любимое!

В нём красота - чистая,
Рядом - мгновенье чудное.
Что ни строка - истина!
Что ни строфа - подспудное...

ххх
Нетерпеливою душою
Он жаждал вольности святой
И дух его не знал покоя
Под гнетом власти роковой.
(с) Селена

"Как живешь, как веришь и любишь, так и пишешь – это истина, проверенная временем и жизнью".
(с) Андрей Башкиров

Ещё раз сердечно благодарю Вас, Ванечка. За душевную щедрость. Вы - мой герой.

Отредактировано Селена Цукерман (19.11.2020 13:49)

+2

9

Селена Цукерман, благодарю за добрые слова и за молитвы. Мы держимся на передовой только молитвами всей необъятной, глубинной и вершинной Руси. А самая её высокая вершина — это "наше всё" Пушкин, со всей амплитудой его тем и интересов.
Слушали ли Вы эти замечательные лекции о Пушкине? Если нет, то завидую тому, что Вы впервые посмотрите на его творчество под таким углом зрения:
Е. А. Авдеенко. "Богословское содержание светской литературы. "Евгений Онегин"  https://youtu.be/V4cazCNTmxA
А. Н. Ужанков. "Пушкин и православие" https://youtu.be/hlmQ6ztEeuw и https://youtu.be/dOzGs1OStxY
Это просто именины сердца :)
Я пользовался этими источниками, когда писал понравившуюся Вам повесть-фанфик "Солнце Раа". Вернее, когда писал, тогда мне попались эти лекции. Как награда за труд ))

+1

10

Старый дипломат
Эти лекции мне ещё не попадались, но, вот, совсем недавно я прочла Андрея Башкиров "Лампада чистая Любви о духовном пути А. С. Пушкина". И с радостью, что тоже могу чем-то поделиться с Вами, публикую ссылку.
https://proza-ru.turbopages.org/proza.r … 01/18/1957
Я видела достаточно версий анализа творчества Пушкина и с точки зрения РПЦ и масонскую версию и даже с точки зрения библейской концепции во взаимодействии с ведическим знахарством. В принципе, всегда под любую точку зрения можно найти аргументацию, было бы желание. Но, только если речь идёт не о Пушкине, кмк. Его чувствуешь сердцем, его поешь. "Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике." Вот оно истинное воспитание и просвещение по Пушкину.
Друзья! Прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Непоколебим, свободен и безпечен.
Как душа, а дальше эпитеты. Вот, что думает Александр Сергеевич о душе!!! Какие знахари, какие масоны??? Пушкин - духовный светоч России, солнце русской поэзии.
У многоуважаемого мной М. С. Казиника своя версия - музыкальная. Он обожает Пушкина, говорит о нем с трепетом и большой любовью. Однажды была на его живом концерте. Уйти оттуда не влюбившись в Пушкина и классическую музыку нереально. Его точка зрения тоже близка мне и интересна. Она, наверное, больше предназначена для детей, чтобы заинтересовать и задать правильный вектор. И это прекрасно.
Можно рассуждать часами и восторгаться почти каждой строкой. И только кажется откроешь для себя смысл написанного, глядь, а там ещё глубже, ещё выше... Восторг!
Не могу удержаться, одно из любимых:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья Дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И разум, парадоксов друг,
И случай, Бог изобретатель,
И беззаботный созидатель -
Блаженный гений и талант:
Один – алмаз, другой – бриллиант,
Воображенье – дерзкий странник,
И восхищение Творцом,
Чей неизвестный нам посланник
С неузнаваемым лицом
И в величайших откровеньях,
И в мимолетнейших прозреньях
Явленью всякому дал суд –
Все достигается чрез труд.

Вот, прямо то, что на поверхности.
Блаженный гений и талант:
Один - алмаз, другой - бриллиант.
Алмаз это неограненый бриллиант, то есть гений - неограненый талант. Если талант развивать, то можно стать гением. Так ёмко, так коротко, а какой смысл заложен. И так каждая строчка. Ну, разве не чудо?

Для меня поэзия - это чувства, любовь, нежность, печаль, красота. Это что-то настолько эфемерное, как феи на полянке, танцующие в лунном свете. Это дар. Это что-то потустороннее, божественное. Это как звездный свет, то, что невозможно взять в руки, только увидеть, восхититься, и помнить до старости.

Не устану благодарить Вас за этот разговор. Как воздуха глоток))) Хорошо, что Вы есть.

+2

11

Селена Цукерман, благодарю за ссылку. Можем завести тему "Пушкин", и все наши мысли и творческие находки, им подсказанные, туда писать. Я прослушаю Башкирова, а Вы — Авдеенко, и обменяемся мыслями.

+1

12

По просьбе участников переношу сюда посты о Пушкине из беседы "О поэтах"

+1

13

Огромное спасибо!))) ❤️

0

14

Старый дипломат
Я прослушала лекцию о Евгении Онегине.
Семь с половиной часов. Оно того стоило))) Благодарю. Но, с первого раза мне было сложновато. Не все сразу понятно. Примеры ясны, да. А, вот терминология и приёмы не очень. Буду слушать ещё. Но, вообще Пушкин - целый мир. Я это знала, а тут ещё одно подтверждение.
Мне очень повезло с учителем литературы. Она была потрясающей. С того дня, как она вошла первый раз к нам в класс и до конца обучения мы сидели на её уроках с открытыми ртами, боясь перебить. В 6 классе она ставила с нами спектакли. А к 10 мы все были влюблены в русскую классическую литературу. И она уже тогда обращала наше внимание на то, что в каждой строке Пушкина зашифровано послание. И, что ни одного слова в стихах невозможно поменять без ущерба. Низкий ей за это поклон.)))))

0

15

SOlga, спасибо, что открыли тему по просьбе трудящихся :)
Только про купца Калашникова хорошо бы вернуть на страницу "О поэтах", это же дань уважения серебряному Лермонтову, а здесь должно быть только золото. Огнём очищенное!
Селена Цукерман, я рад, что Вам понравилось. Это удивительная лекция, как и сам лектор, посмотрите на Ютьюбе его "Творение", тоже не пожалеете. Но сегодня больше ничего написать не могу, т. к. у меня сейчас самый аврал на работе... Освобожусь где-то в среду — для обмена мнениями ))

+1

16

Селена Цукерман написал(а):

Итак, страсть поглощает человека, лишая его сущности, опусташая душу. Это страшно и Пушкин описывает это так тонко, так верно, практически без эмоций, представляя нам лишь результат. Локальный апокалипсис для отдельно взятого царства... Гений. Не устану это повторять. И восхищаться. И благодарить.

Сказка ложь, да в ней намёк...

Да, какой намёк! Все ясно, как белый день. Было все у человека, не осталось ничего, даже его самого. А все страсть (Шамаханская царица). И никакие нравоучения не нужны. Результат очевиден.

Что же касается любви - она, безусловно, созидает. Парит, творит и вытворяет))) И она, кмк, всегда - путь. Ну, кроме любви родителей и детей, это, как правило, безусловно и сразу))).

А я с самого раннего детства влюбилась в "Сказку о царе Салтане" и, видимо, на подсознательном уровне укоренилось понятие об истинной любви: ни единого слова возмущения, обиды или злобы от царицы в адрес Салтана - после всех перипетий, которым она с сыном подверглась. И сыну ни единого плохого слова об отце! На его вопрос:" А зачем, тебя спрошу я, казнь придумал нам такую?" Она отвечает:"Знать, меня оклеветали иль царя околдовали." Но ни на секунду не усомнилась в его невиновности или нелюбви к ней и ребёнку. Так надо верить мужу и воспитывать сына. И тогда апокалипсис не грозит отдельно взятому царству, несмотря на количество нечистой силы, творящей в нём свои тёмные делишки - "...любовь покрывает всё".

0

17

Мне очень нравятся лекции Валентина Семёновича Непомнящего о Пушкине ( он в 2000г. получил Государственную премию за книгу "Пушкин. Русская картина мира"). А канал "Культура" сделал фильм "Валентин Непомнящий. Комментарии к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Очень стоит посмотреть. И обожаю лекции М.М. Дунаева "Русская литература и православие" - среди которых, конечно, лекции о Пушкине. Михаил Михайлович Дунаев - доктор богословия и доктор филологии, профессор Московской духовной академии - для меня просто близкий и родной по духу человек, со смертью которого в 2009 году я до сих пор не могу смириться. Можно смотреть его видеолекции на ютубе.

0

18

Katrin радостно, что вы присоединились к нашему обсуждению. Добро пожаловать!)
Мне тоже нравится линия отношений в Сказке о царе Салтане. Причём, замечу, что оказавшись на острове с сыном, царица не взяла бразды правления в свои руки, не стала останавливать на скаку коней и входить в горящие избы, а совершенно естественно отдала бразды правления вмиг выросшему (читай повзрослевшему без отца) сыну. Умница Пушкин! Никакого равноправия и в помине, когда речь идёт об ответственности за семью. Только поддержка и безусловное приятие. Равноправие во взаимном уважении. В вопросах сына и почитании своих родителей.
Не могу не сказать о царевне Лебеди. Сразу вспоминается известное изречение Конфуция :
"Что бы ты ни дал женщине, она даст тебе больше. Ты дашь ей семя - она подарит тебе малыша. Ты построишь ей дом - она подарит тебе уют в нем. Ты обеспечишь ее продуктами - она тебя вкусным ужином.
Ты подаришь ей улыбку - она отдаст тебе свое сердце..." Мне кажется, что именно об этом и говорит Пушкин, рассказывая о царевне Лебеди. Гвидон спас её от чародея коршуна, она за это одарила его домом (городом-княжеством), финансовой стабильностью (белкой, которая изумруды щёлкает))) и крепким оберегом (охрана из Черномора с дружиной). То есть за свою помощь, защиту и любовь Гвидон получил то, что мужчине обычно нужно от женщины: уютный дом-полную чашу и надёжный тыл. Ещё бы после этого не жениться))) 😜😂
Взаимоуважение, поддержка и приятие при любых обстоятельствах. И, конечно, обращение царевны к князю: "Здравствуй, князь ты мой прекрасный" и только так. Она желает ему здоровья, говоря "мой" она признает, что её сердце уже принадлежит ему, ну, а прекрасный в комментариях не нуждается))) И в одной фразе какой посыл и какое отношение!!! Когда женщина так относится к своему мужчине, он свернёт для неё горы и достанет луну с неба.
И это только один пласт из сказки, а их там...

+1

19

Katrin, очень хотелось бы продолжить обсуждать сказки Александра Сергеевича. Ведь ни одна из них не похожа на другую. И каждая несёт в себе так много! Трепетно любимый мной Михаил Казиник утверждает, что почти все сказки Пушкина прежде всего о безусловной любви. И читая трудно с ним не согласиться. Но, я бы сказала ещё и о том, что они о борьбе человека со своими страстями. И так прекрасно разгадывать это, открывать для себя все новое и новое перечитывая каждый раз. Но, при том, что Пушкин пишет о серьёзных вещах, иногда страшных, он настолько жизнеутверждающ и оптиместичен всегда. Сказка льётся певуче, колокольчиком звеня, и остаётся в подсознании на уровне интуитивного восприятия. И в памяти, потому, что образы такие емкие, что запоминаются сами. И каждый находит в них свой чарующий смысл.
Katrin, если вы читали моё сообщение в котором упоминается Сказка о попе и работнике его Балде, то интересно было бы узнать ваше мнение.

+1

20

Селена Цукерман написал(а):

В детстве мне было не понятно почему не Балда боится чертей, а они его. В христианстве нечисть (черти) считается сторонниками и разжигателями страстных желаний человека с целью погубить его душу. А изображение в сказке чёрта как простого сказочного персонажа, может быть у Пушкина это человеческие страсти? Тогда, Балда усмиряет свои страсти, заставляя подчиняться чертей?

Поделитесь своими мыслями, пожалуйста. Очень интересно.

Конечно, это так - в этом с Пушкиным солидарен и абсолютно в унисон изображает черта и Гоголь, и Достоевский. Помните знаменитую "Ночь перед Рождеством"? - Вакула верхом на чёрте. Ну, и, конечно, Чёрт и Иван Карамазов! И у Булгакова - чёрт - Фагот - всё это продолжение и расширение смысла, заложенного гением Пушкина в картину русского православного мира. Кстати, православного - А - О - А - О - наш, русский мир.

0

21

Селена, я всё думаю над Вашим вопросом по поводу "Сказки о попе и его работнике Балде".
Это очень загадочная сказка. В детстве она как-то меня не зацепила, но помню, что оставила ощущение глупости. Не сами стихи, а действия персонажей.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, перечитал.
Прям какой-то "Корабль глупцов" в русском варианте.
Во-первых, поп. Об этом персонаже так и заявлено: толоконный лоб.
Затем Балда: он назван дураком прямо "в лоб" по своему имени.
И наконец, поведение бесов: там Балде противостоит глупый бесёнок.
Перечитал ещё раз. Вижу, что за бесёнком вообще-то стоит старый Бес, и с Балдой он поступил так же, как Балда — с бесёнком, когда провёл его с помощью двух зайцев.
Поп глуп настолько, что не может распознать, что плата, которую просит Балда за работу — это глумление над святостью его сана. Если глупый поп с языком может быть хотя бы медью звенящей, кимвалом звучащим, колоколом — и освящать Словом пространством, то без языка он не выполняет свою функцию не то что толкователя Слова, но даже просто транслятора.
Между тем эта сказка принадлежит перу человека, который задал высшую планку зрелости человеческого духа:
[indent]
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен.
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
[indent]
(Помнится, когда я впервые увидел эти слова в "Песни о вещем Олеге", они меня поразили примерно так, как св. Луку Войно-Ясенецкого, тогда ещё выпускника гимназии Валентина, когда он раскрыл подаренную ему за успехи в учёбе Библию и прочитал первое, что бросилось в глаза, а это было Евангелие от Луки: "Жатвы много, а делателей мало". И тогда он решил стать врачом, а не художником. А я понял, что это вершина, которая только доступна человеку: не бояться правителей, довольствоваться минимумом в материальном, не бояться правды и знать всё об устроении мира.)
То есть носитель сакрального знания по определению знающ, ведающ. Если поп глуп, то это человек не на своём месте. В особенности заметно глупость на святом месте проявляется, когда человек на этом месте гоняется за дешевизной.
А в чём глуп Балда? Он тоже из "незнающих". Вроде Ивана Бездомного. "Идет, сам не зная куда". И уж подавно не понимает, откуда к нему пришла такая странная мысль о плате за свой труд.
Заказчик же так и остаётся "в невидимых" на протяжении всего повествования. Потому что вот это:
[indent]
Засмеялся Балда лукаво:
«Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
[indent]
— просто присяга старому Бесу на верность.
В результате глупости попа и глупости Балды вся окрестность оказалась отрезанной от Бога. И то, что осталось за кадром: старый Бес приходит и беспрепятственно собирает души всех, оставшихся без Слова, в мешок, который у него только что вроде бы отнял самонадеянный Балда.
Мораль сказки: глупость попу непозволительна, является соблазном для народа и потехой для бесов.

Отредактировано Старый дипломат (27.11.2020 01:19)

+1

22

А, вот, посмотрите как интересно получается, Дипломат))).
Балда вовсе не означает дурак.
https://znachenie-slova.ru/балда/
Мне больше нравится молот или костыль. Для семьи попа он стал костылем, разве нет?, на нем все хозяйство держится. Он - опора. А для попа в конце... Балда - молот.
Тем более, что Пушкин показывает нам его не Иваном-дураком (герой русских сказок побеждает противника как правило с чьей-то помощью или своей богатырской силой и удалью), а мудрым и хитрым, что ближе к восточному Хадже Насретдину или герою древне-русских языческих сказок. У автора его герой далеко не дурак. Что, впрочем, очевидно.
А, вот какое интересное объяснение встретились мне по поводу "толоконного лба" : оказывается мы просто не знаем свой родной язык. А вот Александр Сергеевич прекрасно знал, что верхняя часть головы, от лба до темени называется толокой. От этого слова остались в русском языке производные, которые в ходу до сих пор. Например, потолок, то есть по-толоке. Потолки в старину были низкими, как раз по толоке.
Передняя часть голова удостаивалась называться по-особенному, когда человек лысел. Смотришь на такого и не поймёшь, где ещё лоб у него, а где уже лысина. Так и объединили лоб и лысину люди в одном определении – толоконный лоб. Так, что поп толоконный лоб просто лысый поп.
Бесы (сразу вспомнился Достоевский) - злые духи, искушающие человека.
Итак, посредник между Богом и людьми захотел оброк с духов, искушающих человека. Захотел мзду за свое посредничество. Так?
Балда пришёл за мздой, а бесы его пытались обмануть. Но, "что посеешь, то и пожнешь", соответственно Балда перехитрил их и тем самым победил. То есть не поддался искушению?
А поп получил откат за свою жадность.
Бог - твой свет в пути.
По делам ты получишь.
Не искушайся.
Да... И кто сказал, что Пушкин и хокку не совместимы? 😜😂😂😂

+2

23

Селена Цукерман, как и все сказки Пушкина, эта тоже многослойная. Как луковица :) Думаю, если посмотреть по Сети, можно много ещё увидеть интересных толкований — и это здорово!

+1

24

Ооооо, я каких только толкований не читала))) от захватывающих до откровенно бредовых. Но!!!!! в том то и суть, кмк, что каждый находит свой смысл. И когда ты читаешь и вдруг - бац!!! Как будто глаза открылись. И вдруг, вся сказка обретает новый, невиданный смысл. Это такой кайф. И стимул. Прекрасно именно это.
Пушкин певец любви и добра. Даже о страшных вещах он пишет на грани. Констатируя. А вы, уж, сами решайте страшно для вас это или нет. Оооооой, не могу выразить словами - как это. Простите мне моё косноязычие.
Вот, ты читаешь ребенку сказку на ночь. Дочитал. И не страшно ни тебе, ни ребёнку. А потом подумаешь о чем сказка.... Страшно! Меня это тоже завораживает. Как так?
Хочу, чтобы у моих детей Пушкин был на подкорке, на подсознании. Это защита разума.
Раньше думала: рано в 9 классе Онегина читать. Сейчас поняла - не рано!!! Только дети должны понимать, что почти о ровесниках читают. Это важно. Важно знать, что есть такой роман. Важно слышать язык. И пусть не поймут всей многогранности, пусть просто знают.
Аминь))) ✌️

+2

25

Селена Цукерман, это же Пушкин :) На то он и гений, чтобы сиять множеством граней, которые открываются в процессе перечитывания.
Ещё о Балде: что его делает особенно уязвимым для старого Беса, так это приговорка: "Где тебе тягаться со мною, со мною, с самим Балдою?" Какая же это опора? Это "гоп" до прыжка.
Что касается "Онегина", то в 9 классе для меня это была просто нудная обязаловка. Но как же хорошо, что эта обязаловка была, оказалась в багаже знаний! Со временем роман открылся и для меня (когда мне было за 50). А если бы мы не проходили его в школе, не факт, что я когда-либо вообще прочитал это чрезвычайно богатое и питательное произведение.
Ваши слова — "хочу, чтобы у моих детей Пушкин был на подкорке, на подсознании. Это защита разума" — мною разделяются полностью.
Пока что мой сын (ему 27) значительно больше любит Лермонтова, это его любимый поэт. Но надеюсь, что придёт время, когда Пушкин перевесит. В школьные годы и в молодости я тоже больше любил Лермонтова.
Моя сестра в дошкольном возрасте больше всего любила "Сказку о мёртвой царевне". У нас был рижский музыкальный комбайн "Мелодия", у которого была большая пластиковая съемная крышка, точь-в-точь "гроб хрустальный", так она играла в положение царевны в этот гроб. Сами понимаете, обязательно в "царском платье" из псевдобархатной накидки на кресло и в "фате" из накидки на подушку )) Со стороны было интересно за этим наблюдать.

+1

26

Старый дипломат написал(а):

Ещё о Балде: что его делает особенно уязвимым для старого Беса, так это приговорка: "Где тебе тягаться со мною, со мною, с самим Балдою?" Какая же это опора? Это "гоп" до прыжка.

А, вот это прошло мимо меня... Как интересно))) Благодарю. Призадумалась)))

Старый дипломат написал(а):

Моя сестра в дошкольном возрасте больше всего любила "Сказку о мёртвой царевне"... Со стороны было интересно за этим наблюдать.

🙈🙉🙊 Всё мы, наверное, в дошкольном детстве ассоциировали себя с царевнами))) У некоторых так и не прошло...  :blush:  :flag:
Лично я вообще не понимала зачем ждать прЫнца, когда вокруг столько братьев, я бы с ними на охоту, на битву, в дозор!!! А, не вот это вот всё - прибрать, приготовить... Примиряло меня с такой судьбой царевны только наличие собаки. Да... Ну, и царевича потом жалко становилось, он столько преодолел, так искал, на все готов. За такого можно и замуж. Братья же никуда не денутся. Да... детское восприятие :dontknow:  :D
Только сейчас понимаю, что, возможно, Александр Сергеевич заложил в моей голове правильный алгоритм "как выбрать мужа". У девушки должно быть много ухажеров))) и возможность выбора. Но отношения с ними стоит свести к "Нами ты была любима и для милого хранима". К выбору милого же нужно подходить с горячим сердцем, но с холодной головой!!! И дождаться своего царевича, когда глаза вдруг откроются и "как же долго я спала..." иное будет невозможно.
И никаких поцелуев!!!  :dontknow:

Отредактировано Селена Цукерман (27.11.2020 15:58)

+1

27

Селена Цукерман, я в верхнем посте собрал свои мелкие отрывки, которые писал с телефона, в один. Балда вот как-то не производит на меня впечатления положительного героя, у которого были недостатки, но он исправился. Нет, финал сказки представляется поражением обоих героев, и попа, и Балды. Балда проработал впустую. За то, чтобы унизить попа. Сам он ничего не получил. И Бес уже вышел из озера по его душу.
"Я так вижу" (с) :)

+1

28

Казиник в своих комментариях к этой сказке, которые упоминаются мной выше (поп - О, Балда - А, все повествование построено на борьбе и соревновании двух звуков), обращает наше внимание на то, что в конце Балда начинает О-кать.
А Балда приговаривал с укоризной:
"Не гОнялся бы ты, пОп, за дешевизнОй."
. Что, совершенно неожиданно для меня служит подтверждением вашей правоты.
В свете вашей трактовки, Дипломат, теперь и "Я так вижу" (с).
О, сколько нам открытий чудных...
Получается, что и эта сказка с плохим концом.  o.O
Но, я так рада, что мы с вами завели этот разговор! Очевидное - невероятно.  :idea:

+1

29

Селена Цукерман, у каждой сказки конец хорош тем, что "а кто слушал — молодец" ))

+1

30

Продолжим разговор о Пушкине ))
Вот один из моих любимейших пассажей Пушкина, из его неоконченной поэмы "Езерский". Гениально. Нет закона! Это присутствие Самого. В творчестве. В деле мысли Его любимого творения - человека.
Это, в моём понимании, Священное Писание от Пушкина, его свидетельство о Боге, прочувствованное самой своей жизнью.
***
Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На черный пень? Спроси его.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Гордись: таков и ты, поэт,
И для тебя условий нет.
[indent]

Отредактировано Старый дипломат (09.01.2021 02:21)

+2

31

Чем больше читаю, тем больше крепнет во мне уверенность, что он был допущен к высшим тайнам еще при жизни. Были ли это видения или отклик души на молитву и образ Творца? Можно только предположить. Но он был посвященным, это для меня факт. Иначе откуда можно так знать законы жизни, законы мироздания. Откуда пророческие строки. Он был так молод, а столько создал. И не просто "написал", а филигранно выверенным словом сумел оставить наследие.
Не для житейского волнения,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.       
Вот готовое руководство к действию. Бери и пользуйся.
Для меня "Я помню чудное мгновение" написано не женщине, а Богородице. Вот, я слышу это, осязаю. Другие слова он посвящал женщинам. А эти строки ей, высшему существу.
Или вот это, считается, что оно посвящено Елене Завадовской, потому, что Пушкин написал его собственноручно ей в альбом. Но, одно дело - кому посвятить и совершенно другое - о чем это. Но, разве может это быть просто о земной женщине?
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, -
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

+3

32

Селена, Вы мне открыли глаза на это стихотворение. Действительно, это преклонение перед чистым идеалом Матери. Тем более Пушкин, для которого эта тема была непростой (но всё-таки он примирился с матерью и получил от неё хоть благословение, если не любовь), мог излить сердце в стихах.
Как вот есть поговорка "у меня, у молодца, четыре отца и пятый батюшка" (то есть Бог, кровный отец, крёстный отец, царь и духовник), а у Пушкина Богородица и няня - вот кто опекал и выращивал.

+1

33

В продолжение темы, затронутой в "Отрывках и набросках"...
https://vk.com/wall-115961824_11363

0

34

Селена Цукерман написал(а):

Но, встретясь с ней, смущенный, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

А вы знаете историю, что Пушкин, часто посещая дом Карамзиных, очень подолгу останавливался и любовался картиной, которая висела у них в гостиной - это была "Мадонна", по - моему, Перуджино. Всё семейство обратило на это внимание, и Пушкин им сказал, что если бы у него появилось очень много денег, он бы купил эту картину. Когда он увидел впервые Наталью Николаевну Гончарову, она поразила его своим сходством с этой Мадонной. Поэтому он её воспринял своей душой как посланный ему идеал  женщины - матери : " Исполнились мои желания : Творец мне ниспослал тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец."

0

35

Да, Наталья Николаевна, ещё до появления в жизни Пушкина, была им опознана как любящая мать. Такая, которой самому Пушкину очень не хватало, и которая вся была в детях. Но получив Наталью Николаевну, он-то сам мать не обрёл. Получил мать для своих детей (и очень хорошую) и хлопотницу по хозяйству, но зато - "но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива",  вот этого ничего не было - нулевую любовницу и нулевую соратницу.
Ничего, Муза и так всегда была при нём :)

+1

36

Старый дипломат, ну, должны же и у неё быть хоть какие-то недостатки...  :dontknow:

Думаю, что она, как и большинство женщин, давала в семью по максимуму, что могла. Другое дело - что именно она могла))) Но, это осознанный выбор взрослого мужчины, не нам о нем судить.
Могла вдохновить поэта. Могла! Поклон ей за это и благодарность. И за то, что детей родила тоже)
Вот, что Пушкин писал о браках и семейной жизни в России в "Путешествии из Москвы в Петербург" : "Вообще несчастие жизни семейственной есть отличительная черта во нравах русского народа. Шлюсь на русские песни: обыкновенное их содержание — или жалобы красавицы, выданной замуж насильно; или упреки» молодого мужа постылой жене. Свадебные песни наши унылы, как вой похоронный. Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж;? «По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь». — Таковые страсти обыкновенный Неволя браков давнее зло".

+1

37

Katrin, о картине я не знала, но, читая письма поэта, видела, что супругу свою он обожествлял. Мадонна, ангел мой, душа моя, красавица, друг мой сердечный, жёнка моя. Это его к ней обращения. О чем то это да говорит.

+1

38

Селена Цукерман, слушайте, если есть такая песня женских пожеланий "чтобы не пил и не курил и цветы всегда дарил, в дом зарплату отдавал, тёщу мамой называл, был к футболу равнодушен, а в компании не скучен, и к тому же чтобы он и красив бы, и умён", то симметрично/асимметрично к Наталье Николаевне и у пушкинистов, и у сочувствующих есть целый ряд пожеланий ))
Моё мнение: Бог знал, кого давал Пушкину в жёны. Для спасения его души и благорастворения воздухов. Если сам Пушкин писал, что "с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, — а душу твою люблю я еще более твоего лица", то вот и ответ мнению Ахматовой и Цветаевой. Горько, товарищи? Ну, конечно же, горько!

+1

39

Бог знал, кого давал - однозначно! И ГОРЬКО!!! Я тоже поддерживаю  :love:
На том и порешим)))  :cool:

+1

40

Пушкинская канонада
Посвящаю Селене Цукерман
[indent]

I.
Бакенбарды, цилиндр, сюртук,
Да с Онегиным у парапета.
А в невидимых — сердца стук,
А в неслышимых — мысли поэта
О жизни. Такой, как есть,
И о той, что будет.
Эта благая весть,
Вышнее чудо —
Нам, зрящим красные строфы,
Слышащим глас в веках
Господа Саваофа
Русского языка!
[indent]
II.
Принёс нам розу с мороза —
И она расцвела,
Пахнет стихами и прозой —
Ну и дела!
This is it! Пушкиным
Каждый по мере сыт.
Гремит Петропавловки пушка,
Багрится гранит.
Милостью времени в кружку —
Вечных часов поверка:
Снимает с Онегиных стружку,
А с Ленских мерку.
[indent]
III.
Два в одном —
Зря и зорко!
Пушкинский дом
Горя и горько!
Школьнику — фига,
Обалдение и стоеросовость,
Зрелому — книга
Бесчисленнозвёздная,
Которую съел пророк
В громах и росах.
Пушкин не потолок —
Космос!

+3

41

Быть чьей-то музой - счастье великое.
Когда неоформленное, безликое
Становится материальным и осязаемым,
Освобождая душу, сомнениями терзаемую.

Быть творцом - счастье безмерное.
Но этот путь с терновым венцом -  веками проверено.
Сердце - в ошметки, душу - в клочья.
И никто тебе не в силах помочь.

У всех, в ком живёт эта силища запредельная,
Подписан с Небом контракт
И оплата - сдельная.
Кому-то в дар талант, кому-то гений.
У каждого своя шкала ощущений и очищений.

Писать через себя, на разрыв, с любовью.
Любое вдохновение обычно омыто сердечной кровью.
Настоящее, вечное - это всегда не просто.
Творим и вытворяем как можем.
И только Пушкин - Космос!

Ванечка! Как всегда - на поражение, в самое сердце. Благодарю сердечно и посылаю любовь и нежность, они дойдут, я точно знаю.
СПАСИБО, ЧТО ВЫ ЕСТЬ. ОТ ЭТОГО МИР ТЕПЛЕЕ.

Отредактировано Селена Цукерман (26.08.2021 17:07)

+5

42

Селена Цукерман, благодарю. Это просто фантастика: стихи в подарок, валюта Вечности! Манна небесная :)
И вот Вам ещё одна импровизация.
[indent]
Поэтам и поварам
Селене Цукерман, поэту с такой вкусной фамилией ))
Почтим стихами
Всех тех, кто с нами,
А кто не с нами,
Но тоже наш,
Пускай в духовку
Поставит ловко
Пирог подковкой
И рыбный фарш.
Духовной пищей
И принц, и нищий
Бывают сыты
Не каждый раз.
А вот индейке,
Рад и котейка,
Денис Давыдов
И Карабас :)
Всем, кто нас кормит,
Да будет орден
Вручён иль вручен,
Как в песне той.
Счастливый случай
Такой получен -
От неба ключик,
Где Бог с тобой!
[indent]

Отредактировано Старый дипломат (08.06.2022 21:00)

+6

43

Какая радость чудесная :) В каждой строчке :) И какое прекрасное сопоставление наслаждения от приготовления, а затем и принятия пищи телесной и духовной, читай – от жизни земной и небесной! Приготовить вкусную еду – это ведь тоже творчество! С радостью и любовью к родным или гостям...  :shine:

+2

44

Irina G., если даже Сам Бог готовил еду для апостолов - уху им варил, рыбу жарил на берегу, когда они возвращались с рыболовецкого промысла, то это дело в высшей степени благословенное - ближних кормить :)
А при написании последней строфы вспомнился св. Евгений Родионов. Может быть, знаете про него? Он до армии уже имел профессию плотника и перед призывом работал на мебельной фабрике, а после армии собирался ещё окончить кулинарный техникум и работать поваром.

+2

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Своя тропа » Поговорим о Пушкине