http://s3.uploads.ru/t/TNLIg.jpg
Немного российских фильмов мне приходится смотреть с таким же интересом, как, к примеру, «Иди и смотри» или «Кин-дза-зда». Историями-притчами, причём, хорошо сделанными и интересно (без занудства) показанными кинематограф России не балует.
Тем более непривычно, оказалось, увидеть буквально в роли режиссёра серьёзного режиссёра клипмейкера, пусть и «антипопсового», но всё же мастера клипов  Михаила Сегала.
Хотя, справедливости ради, надо отметить, что первая его работа вовсе не роман, не повесть, а именно – «Рассказы». Что, по сути, несколько длиннее пятиминутного, но всё же меньше полнометражки. Так с уверенностью можно сказать, что М.Сегал себе не изменил, ну, быть может – вырос.
Не стану говорить о сюжете… désolé – сюжетах. Их четыре, сама попытка их объединить угадывается лишь в самом конце, когда собственно и начинается финальный клип Влада Лешкевича (рэп-группа «Каста»), играющего в фильме эпизодическую, но весьма интригующую роль писателя, то есть, по-сути, главного рассказчика. Внутри сюжеты ничем не связаны, а потому можно уверенно говорить об экранизации четырёх самостоятельных историй.
Лейтмотив – ирония и откровенность. Никакого пафоса или трагизма. Хотя и обыкновенной констатацией не назовёшь. Откровенного стёба тоже нет и как то всё до боли по-чеховски. То есть – родное, своё.
Что же есть? В каждом рассказе есть чего то, чего слишком много, причём это «много» образует некие странные, на первый взгляд не совместимые пары. В первом – статистика и жесты, во втором – степень и чистота, в третьем – мистика и ответственность, в последнем – история и секс. Причём что-то всегда оказывается лишним. А что – видимо, решать зрителю. Причём, решать для себя лично, ибо однозначных ответов «Рассказы» не дают. Нет в них и золотого сечения. Они вообще – агармоничны! Никого из героев не жалко, ни к кому не испытываешь и доли сострадания. Да и героев то, по-сути, нет.
Есть лишь ощущение того, что возможно именно за тобой подглядел некий писатель, который рассказывает тебе о тебе. В этом – правда «Рассказов».
Что ещё бы отметил? Цвет! Помните, как в нашумевшем в своё время американо-китайском проекте «Легенда»? Только здесь цветовые решения каждого эпизода ненавязчивы, не броски, но позволяют зрителю погрузиться в текст каждого рассказа. Словно иллюстрируют книгу. Работа с цветом выдаёт М.Сегала с головой, но именно она объединяет «Рассказы» в единое повествование.
К плюсам можно добавить и добротный кастинг: от знаменитых Угольникова и Мерзликина, до абсолютно незнакомых в кино актёров. Но уровень актёрской работы таков, что нигде не хочется задержаться, а смотреть каждую новеллу так, как будто она каким странным образом становится продолжением предыдущей. Вероятно, сказывается общая динамика картины.
Трудно сказать, что не получилось. Возможно потому, что главный рассказчик в хорошем смысле «пожалел» эмоций. В фильме нет натянутого драматизма (как, к примеру, в «Царе»), как и нет гипертрофированного «авторского взгляда». Возможно, излишняя натуральность. Чего стоит, к примеру последняя сцена первого рассказа, где собеседники на полном серьёзе рассуждают о планировании ухода в мир иной. Или сцена в пробке, где полуразочарованный редактор-любовник, экзаменует свою юную пассию по теме периода истории Отечества с семнадцатого по сорок пятый год, при этом, мягко говоря «помогая ей расслабится». Впрочем! Всё это уже подробности, которые искушённый зритель может и должен посмотреть.
Фильм отнесёт к категории +18, а выполнен на твёрдую четвёрку с плюсом.
Приятного просмотра.