Новелла 35-36 "Изобретатель смерти".
И опять я в недоумении по поводу названия. Кто там смерть-то изобрел? Гипнозом убивают уже не в первый раз. Гипнотическую машинку во всей красе Клюев так и не продемонстрировал...
В целом - скучно и иногда смешно. Надеялась, что на этой новелле немного отдохну - герои уже помирились (ну как это видят авторы), а финальный приступ сценарного бреда еще не начался. Увы, на милых сценах игры в снежки и прочего меня отчего-то тошнило еще сильнее, чем от лицезрения недавней длительной "дуэли на кувалдах"(с).
Из приятного - Анна здесь внешне наконец-то похожа сама на себя спустя 3-5 лет. Не на стерву из "Льда" и иже с ними, не на дурочку из "Иллюзиониста", не на служащую офиса на каникулах, как в пикнике. Увы, вслушиваться в то, что и как она говорит по-прежнему не стоит, правильно сказали герои "Трое в другом Затонске".
Вот! Когда я поняла, что Анну неприятно слушать даже в мега-благородной сцене "Придумайте, как нам все организовать", сумела определить, что меня напрягает. А то, что у Анны опять корона на голове. А Штольман поставлен в условиях, когда опять вынужден слушать и повиноваться королеве. Это Анна все решает, причем таким снисходительным тоном, это Анна командует и раздает указания по поводу их будущего... Вот опять, как ни крути, вспоминается РЗВ. Казалось бы - визит Анны с чемоданом в "Конце игры" - практически тоже самое: сама выбрала, сама пришла, сама фактически сделала предложение. Но впечатление совсем иное! Малейшие штришки и детали - и герои равны и вместе, и никто в этих отношениях не выглядит нашкодившим щенком, которого милостиво прощают и берут в комнаты. Здесь же Штольману только и остается, что криво и жалобно-недоверчиво улыбаться. Потому что он заложник ситуации, в которую его силой поставили. И мне неприятно, что Анна этим опять же, самозабвенно пользуется, и с таким удовольствием ораторствует: "Ничего-то вы не можете, все-то вы стесняетесь..."
А вот тут прямо так и хочется поинтересоваться уже у Якова Платоновича - "А что же ты, шельма, на травке целоваться вполне себе решался, и в номер ночью заявиться не постеснялся? И предложение барышни делал, которое подтвердить действием не мог? Что же ТОГДА смелости и чести хватало?" Но что он мне, бедный, ответит! Только как Цветочек из "Кривого Зеркала", выпуск про Штрилица:
- Извини, милок, так в сценарии написано!
Заявление Анна, что мол, сказали бы все сразу, мы бы давно были бы вместе, опять вызывает приступ сарказма. Ну да, ежели учесть, что "сразу" наша красавица ходила с выражением лица - "трансформаторная будка", то да, вот прямо должно было потянуть героя на исповедь. Хотя, безусловно, сказать должен был. Только мысли у него при этом были бы не "может быть, поймет и простит", а "убьет и выгонит". Ибо та ледяная фурия во что-то вникать вообще не намеревалась. Даже в службу Родине, не то что в фантасмагорию с венчанием.
Еще одна покоробившая сцена голубков - когда они говорят и смеются-целуются "вприкуску" с разговором об убийствах и смерти. Ну нехорошо это, ребята...
Лучше всего Анна выглядит опять-таки, в моменты страдательные. Когда она расстроена, испугана, в слезах. В минуты счастья слишком уже самолюбиво-торжествующее лицо. Понравилась она мне на моменте с Клюевым. Внешне. Слова опять странные.
Во-первых, что же она тянула НЕДЕЛЮ, прежде чем объясниться с человеком, в очередной раз продинамленным? Ей вроде как неоткуда знать, что он видел их поцелуй с ЯП. То есть, всю эту неделю, сиди Клюев дома, он мог бы находится в приятных грезах о будущей семейной жизни, пока Аня и Яша играют в снежки? Если Анна знает, что Клюев знает - тоже странно, не прийти, и не объясниться с человеком, который лично лицезрел твою измену слову. А если бы Габриэлла не явилась ей, сколько еще тянула бы наша блааородная героиня, прежде чем вернуть кольо и слово?
Во-вторых. Фраза Анны "Вы плохо выглядите...". Аня, блин, колупни сердце-то свое! Человек тебя любил, человек ради тебя вышел на дуэль, человек был готов принять тебя со всем прошлым. Да, он сам не подарок, он болен, но все это время по отношению к тебе вел себя очень благородно, и демонов своих держал под контролем. Как он должен выглядеть, когда после недавней фразу - "Я вам буду верной женой" видит твое высочество "слипшейся в поцелуе" с тем самым женатым типом, от которого тебе недавно требовалась защита?
Я не считаю, что с Клюевым Анна-2 была бы счастлива, и да, все-таки с его диагнозом вообще лучше семью не заводить. Но его желание жить нормальной жизнью понимаю, и опять-таки, Анну он добивается очень корректно и по-джентльменски. И это несмотря на нестабильную кукушку...
Если говорить о мозгах, судя по всему, в этой серии была очередь Коробейникова их носить. И то, пользуется он ими плохо. Но хотя бы про Крутина думает. Штольман, офигевший от счастья, видать, с упорством, заслуживающим лучшего применения, твердит, что на ГлавГада все это непохоже. Совсем недавно почти в каждом убийстве готов был видеть Крутина. Теперь Крутин, наверное, "отсох"...
Я не поняла "следственный эксперимент с рубином". Зачем Антон при кухарке мешал сахар? Я думала, он предложит ей выпить, мол, если откажется, что-то о сахаре знает. А он ей сразу про рубины ляпнул. Почему она должна была признаться? Ну а оставлять сахар с отравой без присмотра на столе - верх идиотизма и безответственности. на месте Трегубова устроила бы АА выволочку. Там столько народу шляется, и чай попить не дураки, а он рубиновую крошку оставил.
Полицмейстер опять вынужден отыгрывать комичного идиота. Его упор на скорейшее раскрытие дела, подогреваемый личными мотивами, выглядит неприятно. Да, все мы люди, но тут вот прямо в глаза лезет, что Трегубов редчайший раз прямо все контролирует и подгоняет, ради прекрасной Оленьки.
К Оленьке тоже ряд вопросов. Мужа (хорошего мужа, как она говорит) убили вот только что. И едва ли не на следующий день она сообщает бывшему любовнику, что ее младший сын - от него. При этом не желает, чтобы мальчик об этом знал, и чтобы они с настоящим отцом общались. Зачем же ты тогда сию правду рассказывала? Для чего мучить человека этой правдой, если не даешь ему права с этим что-то сделать?
Гриша мне, кстати, понравился. Мальчик очень неплохо играл. Стихи, правда, показались несколько девичьими, но тут не настаиваю. И мальчики-подростки могут задуматься над философскими вопросами бытия, и об это написать. Но цитирование этих стихов Трегубовым вызывало лютое раздражение. Понятно, хотели показать, как он держится за факт существования сына. Но вышло очень топорно и неуважительно к герою.
Фраза Николая Васильевича про аборты - "Мне всегда казалось, что это личное дло каждой женщины" опять вызвала ощущение современности. Да, в конце 19 века уже появились люди, которые так считали. Но именно Трегубов не может к таковым относится, или по крайней мере, он не будет об этом во всеуслышание заявлять. Он уже немолодой человек, традиционных взглядов, чтущий букву закона и табель о рангах. А по закону, и юридическому и моральному ЕГО эпохи, аборт - преступление.
Братья Мироновы пали в моих глазах окончательно. Герои, ничего не скажешь, подставили одну дурочку. Дурочку Лизон не оправдываю. Но в ситуации вина ВИ ничуть не меньше. Почему он нашел в себе силы жене все-таки прямо сказать, что у него новая любовь, и он уходит, а сказать любовнице, что все закончилось, и нужно обсудить дальнейшие шаги по расставанию - кишка тонка? К счастью, о планах ПИ он не знал, но подыграл весьма радостно. Хотя опять же мог сказать - "Все, Петр, прекрати. Я вижу, ты хотел помочь, но так - не нужно. Лиза, по-прежнему уже ничего быть не может, но давай все обсудим спокойно". Вернул бы уважение. А так... "Уронили Витю в лужу, вот кому такой он нужен?".
Петр Иванович... Как его удержали на тонкой грани в первом сезоне! Игрок, бабник, авантюрист, даже местами паразит (когда живет неделями на деньги брата), но все-таки в итоге - хороший, душевный, добрый человек. И кого сотворил второй. Манипулятор, кобель всеядный, жадный до денег, готовый рекламировать духи хоть в романе, лжец уже какой-то откровенный, радующийся, что и высокоморальный брат пополнил ряды гулен... Тьфу. Хорошо, что нет в этой реальности Сашеньки Раевской - вряд ли ей бы понравилось то, во что превратился ее возлюбленный.
Сам детектив списан у Агаты Кристи "Убить легко". Тоже человек, от которого уходит невеста, считает, что Мироздание выполняет его волю, и устраняет виновных перед ним людей. Хотя на самом деле это старается милая деревенская старушка из личного отношения к нему. Тут старушка заменена на Полину, но в остальном очень похоже. Против заимствования ничего не имею, и в целом она была довольно удачной - до всех этих гипнотических моментов и машинки в подвале. Увы, опять действие слишком дробится, детали начинают путаться. С чем-то переборщили опять.
Рыжего городового было очень жаль. Это, наверное, единственное чувство, запланированное авторами, которое я испытала. В остальном - начиная с загипнотизированной (якобы) Полины (ну чисто Настенька из Морозко, которая дод посоха дотронулась), и заканчивая "ужжасным аппаратом смерти", когда счет идет на секунды, и злодей вот-вот уничтожит мир дом, я ... ржала. Ну невозможно, честное слово! Слишком параллелит беготню с поисками церкви, где Анны хочет выскочить замуж. Слишком вторично и водевильно, все это уже много раз видели и ничего нового не видим сейчас.
Хотя момент спасения через вселившуюся Габриэллу получился хорошим.
Зоя, которая каждый день в пять часов опять и опять несет к камину несуществующее полено - сильная сцена. Но, вроде как раньше у Гипнотизера Всея Руси и Европы таких проколов не было? Чего это он схалтурил?
Короче говоря, предлагаю переименовать Затонск в Мухморовск. Ничто не спасает его - ни лед, ни оттепель. Потому что пить и курить героям и авторам надо меньше.