Попытаюсь суммировать свои впечатления, сложившиеся у меня по итогу, и определить, почему у меня до сих пор не получается выбросить второй сезон из головы, несмотря на его явное несоответствие полюбившейся нам истории, рассказанной в первом сезоне.
Лично для меня история практически полностью убита совершенно неудачной сюжетной аркой и неестественным основным конфликтом.
Сюжетная арка строится вокруг поисков неуловимого злодея в маске, "Крутина", который угрожает государству Российскому и лично Анне Викторовне Мироновой. Арка вводится с первого же сюжета - новеллы "Лёд", где злодей впервые появляется в виде перчатки и голоса. Но отсутствие логики и хаотичность сюжета самой новеллы сводят на нет эффект начала истории. Слишком много посторонних сущностей: два однотипных убийства, хотя за глаза хватило бы одного. Зачем убили старую баронессу, лично я так и не поняла. Нелепый способ убийства. Сверхъестественная скорость, с которой перемещается злодей. И, наконец, полное отсутствие каких-либо следственных действий Штольмана в отношении двойного убийства в лесу просто сводят на нет эффект зачина. Я как зритель думаю: если сыщик не реагирует, значит это не имеет значения? Точнее, у меня другой вопрос: почему такой профессионал, как Штольман, не ведёт расследование?
Сама первая новелла по темпоритму совершенно неровная. Темп, точнее, мельтешение событийного ряда, просто бешенное, а ритма нет. Потому что новелла практически не двигает вперёд сюжет. Как экспозиционная она практически не работает.
Если рассматривать её с точки зрения основного конфликта - почему вернувшийся Штольман не сближается с Анной - то вся новелла опять проходит вхолостую. Вроде бы, обязательно должен быть какой-то разговор между героями в петушином сарае. Просто с точки зрения психологической достоверности его не может не быть. Его нам не показывают. Остался за кадром? Нет, он просто не был придуман. Потому что в дальнейшем сюжете мы не видим никаких следов такого разговора. Хотя каждому зрителю понятно, что он просто необходим. Не могли любящие, разлучённые на четыре с лишним года, в такой момент отделаться парой банальных фраз. Налицо затягивание экспозиции, которые не даёт развиваться основному сюжетному конфликту.
Итого, первые две серии, при всей событийной насыщенности, проходит практически вхолостую.
Вторая новелла "Девушка в белом" принадлежит перу самого Колмогорова. И здесь мы хотя бы видим какие-то наметки на развитие конфликта между героями. Во всяком случае, нам явлены намерения Штольмана в отношении Анны, Анна узнаёт о том, что он писал ей. Антон сердит из-за Анны. Не буду вновь анализировать детектив с роялями, но с точки зрения отношенческой арки здесь есть хоть какое-то движение. В этой же новелле появляется Клюев, которого большинство зрителей сразу определило в "редиски", хотя мы ещё так и не знаем, не понимаем, какое зло явилось в город, и какова цель Штольмана.
Третья новелла "Мумия". Нас вроде как посвящают в то, что ЯП в городе не просто так, показывают Полину, которая должна кого-то опознать по голосу. Детективная арка вроде бы сдвигается с места, но потом совершенно тонет на фоне всей этой невероятной истории, где смешались в кучу молодые бомбисты и египетские древности. С точки зрения отношенческой арки обе серии идут совершенно вхолостую, ничего не прибавляя и не убавляя. Промедление Штольмана выглядит всё таким же немотивированным, дёрганья Анны и Антона - странными и неоправданными. Взаимодействия между героями нет.
Четвёртая новелла "Записки врача" с точки зрения обеих арок абсолютно пуста. Мы видим только, что прошло немало времени, и Анна отдаёт явное предпочтение Клюеву перед Штольманом, который за пару месяцев так и не соизволил ни о чём с любимой поговорить. Отношения на нуле. Детективная арка тоже. Зато Анна звездит, как настоящая Мери-Сью, заставляет Штольмана носить поноску. Сыщики демонстрируют непроходимую глупость и непрофессионализм. По темпоритму вся новелла выглядит совершенно лишней. Она попросту тормозит действие.
Пятая новелла "Колыбельная" также проникнута мерисьюшным духом, потому выглядит как нелепая агитка. С точки зрения детективной арки есть намёк на движение, когда Полина клевещет на Штольмана, пороча его в глазах Анны. Но эффект от этого действия смазывается странным поведением самой Анны: то "вы сатрап и душитель свободы", то "люблю не могу", то "санитар утку принесёт". Взаимодействия в детективе практически нет, драматургия рваная. Сюжетные арки серия практически не двигает. Ну, если не считать того, что Аня поцеловала бессознательного Яшу.
Шестая новелла "Прекрасная цыганка" - снова пустое множество. Ни в одной арке она ровным счётом не играет, замкнута сама на себя. А неплохой детективный сюжет категорически портит практически невыносимая игра актёров второго плана.
Новелла "Неравный брак" радует сразу по двум пунктам: отличная игра фона и возвращение характеров главных героев. Штольман, Анна и Антон ведут себя практически так, как могли бы вести где-то в середине 1 сезона, после новеллы "Два офицера". Потепление в отношениях радует, хотя причины его мы так и не увидели. По детективной арке - ничего не могу вспомнить. Могу ошибаться, но впечатление, но поиски таинственного злодея и в этой новелле не ведутся.
И только в восьмой новелле "Иллюзионист", то есть к 16 серии сдвигаются с мёртвой точки и детективная арка, и основной конфликт героев. Штольман рассказывает Анне о том, что ищет неуловимого Крутина. Итого, на ЭКСПОЗИЦИЮ в сезоне ушло 16 серий. Не знаю, чему и как учили Анну Рулевскую, но меня на литературных курсах учили, что затянутая экспозиция именуется "провисанием сюжета".
Новеллы "сердца четырёх" и "Пять специй", если судить по развивающимся отношениям героев, явно перепутаны местами. Вначале должны были вернуться обожающие взгляды, и только потом прогулки в ромашках. Во всяком случае, с точки зрения отношенческой арки в этих сериях имеется динамика. И драматургически они построены интересно.
Новелла "Последняя жертва" вроде бы двигает вперёд давно замершую на месте детективную арку, но яснее от этого она не становится, поскольку тонет в сюжетных нелепостях. Главная из которых состоит в том, чего же хочет злодей. Впечатление такое, что он и сам этого не знает. Кстати, именно в этой новелле впервые появляется собственно сам злодей. С точки зрения детектива - уже нонсенс, поскольку он должен был присутствовать в городе минимум с апреля. А доктор, типа, приехал только сейчас.
Ничего не прибавляет к пониманию детективной арки и новелла "Вурдалак". Зачем Крутину нужны эти вампиры средней полосы? Чего добивается наш "доктор Зло", так и осталось тайной. Просто "шоб було"? Зато в отношениях героев происходит крушение. Анна, рискнувшая репутацией, поскольку считает Штольмана своим женихом, перед всем миром узнаёт, что он женат. Информация шоковая для неё и для зрителей, поскольку нам в голову не может прийти, как может быть женат на ком-то другом человек, ещё пять лет назад сказавший, что им надо быть вместе, а затем ведущий себя если не как муж, то как жених - абсолютно точно. Штольмана роняют в наших глазах ниже плинтуса.
Новелла "Живой труп" лучше всего характеризует внешний вид и общественное положение бедного Якова Платоныча перед дуэлью. Серии, несмотря на огромную моральную тяжесть, смотрятся на уровне 1 сезона. Бесподобная актёрская работа Фрида. Как ни противится душа нелепости ситуации, но герои внутри неё выглядят и ведут себя совершенно логично.
Новеллы "Баккара" и Охота на лису" с детективной точки зрения смотрятся вполне прилично. в отношениях героев полная катастрофа. Анна заявляет Штольману, что ненавидит его. Узнав, кто его жена, объяснений слушать не желает. Что, в общем, смотрится на этом этапе логично. В детективной арке со стороны Штольмана никакого движения. Скрябин охмуряет Анну, соблазняя поехать "на холеру в Туркестан".
Новелла "Всадник без головы". Обе арки приходят в движение и пересекаются на попытке Анны заключить фиктивный брак со Скрябиным.
И только в новелле "Другая женщина" (к 34 серии) мы узнаём, на ком и почему женат Штольман. История дикая, не вяжется ни с историческими реалиями, ни с характером героя. Но после этого объяснения исчезает последняя точка конфликта между героями. Дальше остаются только внешние обстоятельства.
Новелла "Изобретатель смерти". У героев идиллия. Зато окончательно сходит с ума Клюев (кстати, непонятно, чего он ждал все эти месяцы). Анна в очередной раз оказывается в руках врага. Спасителем выступает рояль в кустах - дух умершей возлюбленной Клюева. Штольман снова демонстрирует свою профессиональную беспомощность. Клюев убит. Скрябин вынесен за рамки сюжета. Все стрелы подозрений сходятся на Полине. У зрителей. Сыщики, которые уже все в курсе дела, до сих пор ни о чём не догадываются.
Новелла "Талисман Робеспьера". Герои живут жизнью семейной пары, хоть и без венца. Внезапно и необъяснимо "расчехляется" Полина. Анна вновь похищена. Вновь всплывают необъяснимые с точки зрения логики сюжета и невозможные с точки зрения истории катары. Анна велит Штольману застрелиться. Его спасает рояль в кустах - вернувшийся Антон. Саму Анну спасает другой рояль - дух баронессы. В роли "бога из машины" - странная табакерка РобеЗпьера, силе которой позавидовал бы сам Волдеморт. Чего надо Полине и загадочному алтайцу-китайцу, и причём здесь Скрябин, так и остаётся для зрителей загадкой. Темп событий бешенный, за логикой никто не следит, сценаристы в первую голову.
И наконец финальная новелла "Абракадабра", название которой изрядное количество зрителей справедливо соотнесло с содержанием. На фоне вязкой истории с вождём мирового пролетариата Штольман необъяснимо отказывается устранить последнее препятствие, разделяющее его с Анной. Потом оно чудом устраняется само. Герои готовятся к свадьбе. Но тут, как чёртик из табакерки, неожиданно выпрыгивает Доктор Зло, которому всё так же непонятно, какого чёрта надо. И со злодейским видом похищает Анну. Всю новеллу темпоритм тягучий, тем необъяснимее карамболь на последних минутах. Судя по пояснениям Рулевской, на самое главное не хватило времени при монтаже.
Резюмируем: экспозиция занимает 16 серий, развитие действия - 16 серий, кульминация - 4 серии, развязка (которая по факту совсем не развязка) - 4 серии. Хотя все зрители ждали в последних 2 сериях эпилога, его там не оказалось. Мы снова имеем историю без конца с непонятными перспективами и загадочными мотивировками Главного Злодея. Строить предположения, как мы делали по окончании 1 сезона, не на чем. Тогда мы могли базироваться на исходных данных, предложенных нам в сюжете. Данных о Крутине, несмотря на 40 серий, у нас так и нет. Мы не знаем, чего он хочет, причём здесь катары, зачем ему Анна. Отсюда практически полная зрительская растерянность и большое разочарование у изрядной части фансообщества. Что ещё раз убеждает меня в том, что основной и неустранимый просчёт 2 сезона - совершенно бездарная работа основного сценариста, создававшего центральные сюжетные линии.
Если часть зрителей говорит, что их "укачало", то с точки зрения композиции я понимаю, почему это произошло. Мы видим несколько необъяснимых и неожиданных разггонов и торможений, которые организм и мозг зрителя точно не ожидал, потому что они не обусловлены ни характерами героев, ни потребностями сюжета. Ну, вот так автору захотелось! Так она понимает интригу.
Ещё несколько слов о том, почему, несмотря на всё вышесказанное, у меня не получается выбросить из головы злополучный 2 сезон "Анны детективъ". Проблема в когнитивном диссонансе. Я прекрасно вижу, что сценарий, построенный не на основании знания характеров героев и исходной ситуации, а исключительно из авторских хотелок и представлений о драматической интриге - это провал. Но во всём этом актёры порой необъяснимым образом отыгрывают именно тех героев, которых я знаю. Просто на уровне взглядов, движения, психофизики. Если допустить, что Яков Платоныч действительно мог бы по какой-то необъяснимой глупости попасть в такую позорную ситуацию, он выглядел бы именно так, как это гениально сыграл Фрид. Если бы настоящий Штольман действительно вот так обманул и подставил Анну, она выглядела бы вот так же. Не скажу, что так же вела себя, но и это не могу исключить. В некоторых сериях, где драматургия актёрам не мешает, герои вообще выглядят настоящими. Вот и тяну в мозгу этот чемодан без ручки - 2 сезон АДъ. Потому что есть вещи, из-за которых бросить его жалко. Хотя бросать надо, это очевидно. Лучше едва ли будет.