У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » В плену книжных страниц » Мир Стругацких и связь его с миром "Трех мушкетеров"


Мир Стругацких и связь его с миром "Трех мушкетеров"

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

Итак, я добралась до Стругацких и "ухнула" в этот, с ранней юности знакомый мир. Перечитала "Понедельник" и "Сказку о Тройке" и словила себя на том, что мне это уже не так интересно. Да, НИИЧАВО со своими страстно увлеченными сотрудниками, для которых нет рабочих дней и выходных, а вся жизнь - одна непрерывная самоотдача на благо науки, для меня уже не мечта и не цель. Это уже было у меня в жизни, я знаю, что так бывает, но это - прошлое. "Сказка о тройке" актуальна по-прежнему, но у меня с ней уже совершенно другие ассоциации.
А вот трилогия "Страна Багровых туч", "Путь на Альматею" и, особенно, "Стажеры" не просто зацепили еще сильнее, чем прежде цепляли. Я увидела в ней такие параллели, такие ассоциации с Дюма, что остолбенела.
Итак, книга первая: (на память пришли и некоторые аналогичные эпизоды из "Звездоплавателей" Мартынова, которые начинаются очень похоже на "Страну". И там и тут молодого специалиста, далекого от космоса, но имеющего нужную профессию, призывают на службу космонавтике)
Итак, инженер Быков, спец по пустынному транспорту, попадает в новую реальность. Его встречает руководитель работ по новому звездолету Краюхин, и у меня сразу возникла ассоциация: Д'Артаньян у Тревиля.
Дальше- больше: знакомство Быкова с экипажем, неприятие его поначалу пижоном Юрковским (Арамис), капитан корабля Ермаков (Атос), штурман Крутиков (Портос), геолог Дауге и Богдан Спицын, чем-то неуловимо напоминавший молодого гасконца. Дело не во внешности, хотя в какой-то мере Ермаков и Юрковский похожи на героев Дюма. Дело в характерах, дело в той внутренней спайке, в дружбе, которая рождается у Урановой Голконды и остается с ними до конца жизни. В их жизненных принципах и в нежности, которую они прячут за внешней суровостью.
В "Альматее" остается всего четверо: устоявшийся коллектив межпланетников - капитан Быков, штурман Крутиков, геологи-межпланетники Дауге и Юрковский. "Стажеры" начинаются со сцены прощания: Дауге нельзя летать, он остается на Земле, в рейс уходят трое. Рейс секретный: ставший большим начальником Юрковский инспектирует станции и планеты, получив сведения о беспорядках, коррупции и прочих недостойных вещах. Но в самом конце, он, увлекшись и утянув в авантюру штурмана Крутикова, погибает вместе с ним. И Дауге, встречая Быкова на космодроме на Земле, говорит ему: "Я так и не смог обнять их (погибших) на прощание тогда!" (Д'Артаньян тоже не смог обнять Атоса и Рауля при последней встрече). Вообще, пока читаешь, все время спотыкаешься о какие-то детали, какие-то ниточки протягиваются сквозь века. Потом Стругацкие еще не раз будут в своих романах обращаться к этим образам Дюма. А я, по мере перечитывания, буду делиться мыслями с вами.))

+3

2

Стругацких лет сто назад читала. Вернее, лет двадцать пять назад. Помню, "Понедельник начинается в субботу" очень меня впечатлил. А вот "Страну багровых туч" не читала.  :blush:   Но после Вашего поста появилось желание прочитать.

+1

3

Стелла, здорово, что Вы решили перечитать :) АБС очень любили "ТМ", у них была и прямо калька с АПАА - Аньюдинская четвёрка в "Возвращении", оно же "Полдень, XXII век".
Jelizawieta, "Страна багровых туч" - такой приятный ретрофутуризм ))
[indent]

Отредактировано Старый дипломат (29.04.2021 16:57)

+1

4

Пару лет назад пыталась перечитать всех Стругацких подряд. Не смогла. До этого все были читаны и перечитаны неоднократно.
Но моя самая большая любовь у них "Град Обреченный".

+1

5

Eriale, "Град..." обожает моя сестра, регулярно перечитывает. "И вытянул кнутом павиана" у нас в семье крылатая фраза ))
Для меня "Град" всё-таки слишком мрачный, я нечасто к нему обращаюсь.
К слову, когда я впервые прочитал "Второе нашествие марсиан", то страшно плевался. Но чем старше становлюсь, тем больше ценю эту вещь.

+1

6

" Второе нашествие марсиан" будет актуально всегда - всегда были, есть и будут те, кто рады рабству.
Старый дипломат, я не люблю метаться или бросаться от книги к книге. Никогда не могла читать сразу несколько книг. Ну, вот осталось мне проштудировать еще пьесы Дюма и я решила взять тайм-аут.))
Я пройдусь и по "Полдню", и "Улитке" и по всем книгам братьев. У меня есть все, кроме "Гамбита". К тому же, читая все, видишь, как менялся у авторов взгляд на окружавший их мир, вернее, как менялся сам мир.
А еще я заметила, что авторы не увлекались описаниями чудес будущего мира, детали проходят почти неприметными, разве что птерокары очень расписаны.)) И прообраз мобильника имелся только у Быкова. Даже близко не могли они себе представить, какие чудеса сопровождают нас, а ведь "Стажеры" - это наше время, первое десятилетие. И все достижения той науки, что описана у АБС - это то, что нам предстоит, но и то, чего у них нет, а у нас уже есть. Взгляд вперед, который не вдавался в мелочи быта.))))

+1

7

"Трудно быть богом". Я не перечитывала эту книгу лет пятнадцать точно. И сейчас я приняла ее совсем иначе. Имеет ли право кто-либо вмешиваться в жизнь другого человека даже если видит ущербность существования того? Достаточно ли он сам честен, смел и добр для того, чтобы советовать и не будет ли помощь его элементом самолюбования? Насколько бескорыстно (речь не о деньгах и прочих благах) вообще желание помочь? Жалость ли это или нечто большее? И не унизит ли эта помощь того, кому она оказывается?
Вопросов много. Кровь на руках даже во имя блага: что это? Необходимость или потакание своим инстинктам?
И на этом фоне - барон Пампа, Портос Средневековья, добрый и отзывчивый, преданный и храбрый, просто не понимающий, как можно предать или забыть о друге. Целиком списанный с Портоса и оттого еще более очаровательный, еще один бессмертный гигант литературного мира, воплощение дружбы и бескомпромиссности.

+2

8

Я всегда считал показательной одну вещь. Можно взять Хайнлайна с его "Пасынками Вселенной" и Стругацких с их "Полуднем". Он- самый свирепый антикоммунист во всём научно-фантастическом цеху; они - авторы самой вдохновляющей и по-человечески живой коммунистической фантастики. И при этом и тот, и другие твёрдо уверены, что даже в далёком космическом будущем "Три мушкетёра" останутся самой важной книгой человечества, а "Один за всех и все за одного" - самой главной заповедью.
Есть ли более красноречивое признание?

+5

9

Robbing Good, я штудирую все подряд сейчас. Причем - с огромным наслаждением.
У меня правда взяли почитать сейчас том, где "Полдень", но я к нему непременно вернусь.
А пока прочла "Беспокойство", где Атос-Сидоров главный герой. (Эта повесть потом вошла в "Улитку на склоне"). То, что в этот мир, где женщины не нуждаются в мужчинах, попадает именно Атос, в некотором смысле, тоже символично.)) Хотя повесть поднимает, конечно, более важные на тот момент вопросы. Но Стругацкие, критикуя окружающее их безобразие, проводят мысли, которые, конечно, цензура не могла разрешить: повесть долго была под запретом.

+3

10

Из "Беспокойства" и выросла абсолютно психоделическая "Улитка на склоне". А как великолепно читал её (лесную часть) БН. Всё-таки лучше автора никто не читает, ни один профессиональный чтец.
Вообще, Дюма был новатор в литературной романистике. Такую столбовую дорогу проложил, что мы уже сколько времени ездим и нахваливаем )))
Общее между АБС и Дюма ещё в языке. Язык и французского романиста, и тандема фантастов очень простой, разговорный, без вычурности, но в то же время в самй этой простоте раскрывающий всё своё богатство. Когда я преподавал французский, то давал читать большие куски из Дюма буквально сразу после изучения книжного прошедшего времени. Это вам не Бальзак, которому явно надо было родиться немцем - вот бы уж оторвался, громоздя глагольные стулья на столы и сверху ещё прилаживая снятую с петель дверь. Язык Дюма совершенно не устарел (впрочем, французский очень консервативный и с трудом принимает даже заимствования). Так же и язык АБС. Как Набоков читал Пушкина для лёгкости слога, так я перечитываю "Повесть о дружбе и недружбе" перед какой-нибудь работой - это такое наслаждение!
[indent]

Отредактировано Старый дипломат (10.05.2021 19:56)

+3

11

В связи с "Тремя мушкетёрами" сквозь призму АБС в "Трудно быть богом" подумал, что Дюма дал наглядный переход между фазами:
— Откровенное честное противостояние заставляет уважать противника.
— Уважение снимает озлобленность.
— Вражда без злобы угасает, в сухом остатке остаётся знание.
— Знание, добытое в разведке боем, может быть разделено, как хлеб.
— Уважение и взаимное знание могут привести к дружбе.
По-моему (если я правильно помню за давностью лет), так же подружились Том Сойер и Гекльберри Финн: сначала собирались драться, потом стали друзьями не разлей вода. Так многие дружбы начинаются. Прям видимое проявление аспекта Ян.
Совсем другое дело разворачивается в повести ТББ (выросшей прямо из желания написать "про мушкетёров", как отмечали сами авторы). В экспозиции мы видим не открытую честную вражду, а сальериевское затаённое противостояние Антона с Пашкой. Первые же шаги по "пути тысячи хитростей" с такой червоточиной в душе, как гордынька, привели Антона к анизотропному шоссе, где был прикованный к ржавому пулемёту скелет фашиста. А потом, уже взрослого, к грандиозному провалу всей миссии землян на чужой планете.
Как человека с таким психотипом могли взять в разведку, причём не на техобеспечение поставить, а допустить к полевым работам? Для меня это до сих пор остаётся главной загадкой ТББ.

0

12

Старый дипломат, а что творил Максим Каммерер на Обитаемом острове?
Тут не только в психотипе дело, мне кажется. Тут уж никакой психотип не выдержит, видя такие объемы зла. Наступает момент, когда мораль Христа приходит в противоречие с реальным миром и требуются не разговоры - действие. Последователи Иисуса не шибко думали о его морали на его родине: они воевали за свои идеалы. Антон понял, что сила понимает только силу. Уж простите, но я эту правоту сейчас на своей шкуре испытываю. И когда от черной силы остаются только руины - вот тогда приходит время начинать строить. То, что происходило везде, где революции были кровавыми, но где все равно ничего не получалось. Ни миром, ни силой. Только время и внутренние силы способны на созидание. Никакое вмешательство извне не даст результат, только породит легенды и религии.
Кстати, в немецкой экранизации" Трудно быть богом" - Румата становится прообразом будущего бога. Символично.

+1

13

Есть существенное отличие и Максима, и Христа от Антона. Первые двое не отделяют себя от народа, которому они пришли служить, они страдают всеми теми скорбями, что и окружающие их люди. Антон же постоянно лелеет в душе своё превосходство над жителями Арканара. Он презирает даже своего умного и толкового агента дона Рипата, даже на барона Пампу смотрит свысока. Ни в грош не ставит дона Рэбу как сильнейшего противника, а дон Рэба, межу прочим, переиграл его по всем статьям.
В детстве это было незаметно, но с каждым перечитыванием во взрослом возрасте я испытывал к Антону всё большую неприязнь.

+1

14

Старый дипломат, это потому, что вы любите людей.)) И многое прощаете им.
Антон пришел помогать, но не сумел сочувствовать на равных: это оттого, что брезгливость была в нем слишком сильна. Вот это меня удивляло: спускаешься в клоаку - научи себя ее не видеть и не обонять.

0

15

Стелла, дело даже не в том, что он не сумел сочувствовать арканарцам, а в том, что оказался ну совершенно профнепригодным. Если возвращаться к образу Максима и Иисуса, то оба они были не разведчиками, а политиками — проводниками власти. Максим вошёл в общество Страны Отцов с мыслью о том, что он полностью и навсегда оторван от Земли, и нужно просто жить в этой реальности, без какой-либо надежды на возвращение домой. Иисус также пришёл не для донесения информации до Отца (Он и так был в курсе, что собой представляют люди), а чтобы вывести людей из матрицы.
В то время как Антону прямо вменено снабжать Базу, а через неё Землю, информацией для принятия тактических и стратегических решений. Причём не сырой информацией (сырую они могут и через его обруч получать), а писать отчёты, аналитику давать. А он вообще мышей не ловит!
Как я помню, в этом Полдне профессионализм оттачивали с помощью института Наставников, так вот, Наставнику Антона больше не наливать никого больше поручать нельзя.
Антон совершенно не подходит для разведчика по самой организации своей души. Вот, специально вытащил конспект ещё по теории и практике перевода, каким должен быть разведчик. Он должен быть в состоянии:
— скрывать свои чувства от окружающих — Антон своим чувством превосходства упивается!
— постоянно лавировать и просчитывать ходы — тут у него просто огромный ноль;
— проявлять наблюдательность натуралиста и дотошность ученого — ему везде на полевой работе воняет;
— быть общительным, показывать достоверную актерскую игру, обладать личным обаянием и харизмой;
— работать на грани между точным расчетом и авантюризмом (с точным расчётом у него совсем плохо);
— сохранять физическое здоровье, стойкость и выносливость (вот разве что в этом пункте он подходит, но! принца от покушения спасти не сумел);
— показывать высокий уровень интеллекта, аналитические способности (без комментариев, разговор с доном Рэбой показывает его очень недалёким человеком);
— обладать волей к перенесению лишений, скромностью и непритязательность в быту (опять мимо кассы);
— обладать эрудицией, трудолюбием, способностью к языкам (плюс-минус, ну, допустим);
— демонстрировать оперативную хватку и способность самому принимать решения (минус бесконечность);
— проявлять верность, надежность, сохранять достоинство, быть ответственным (неверный даже своему единственному другу, барону Пампе, ненадёжный даже по отношению к своему слуге Уно, к принцу, который любил Румату, к любимой женщине, я уж молчу про надёжность на работе);
— быть эталоном целеустремленности, смекалки, склонности к самоорганизации;
— иметь добрую волю, уметь подчиняться приказу, держать удар, особенно при полосе неудач (при полосе неудач он и показан: сначала постоянно отвлекал своих товарищей, Пашку и дона Кондора, не давая им никакой конкретной информации, а потом попросту сорвался);
— показывать морально–психологическую и алкогольную устойчивость (запас антиалкогольных таблеток ему выдали, и на том спасибо);
— проявлять расчетливость, ловкость и прагматизм (сам признавался, что тонны золота спустил, а всё равно без толку);
— уметь мыслить нестандартно и творчески, действовать самостоятельно даже на грани провала.
Нет, дорога в разведку ему была заказана, а вот в актёры — самое то, что надо.

Отредактировано Старый дипломат (14.05.2021 21:25)

+2

16

Старый дипломат, вы знаете, что вы сейчас сделали? Вы полностью поменяли концепцию моего будущего фанфика!))))
Я как-то не подумала, что ваше восприятие деятельности и личности дона Руматы основаны на личном опыте.)) Поднимаю лапки и соглашаюсь со всем сказанным.

+1

17

Стелла, если помог вдохновению — замечательно! )) Восхищаюсь верностью тому, что Вам нравится. Как же это здорово — иметь хобби, которое радует Вас и близких и держит в тонусе! )))

+1

18

Старый дипломат, у меня верность сродни зацикленности: если что-то люблю, то на всю жизнь. Из литературы это немного книг и авторов, но жизнь, достаточно долгая, показала, что они для меня всегда в приоритете.))

+1

19

Стелла, да я тоже такой же: если мне уж что-то нравится, то буду вокруг этого круги нарезать и постоянно рассматривать с помощью разной оптики. В бинокль с обоих концов, как Попандопуло в "свадьбе в Малиновке": "Я себя не обделил?" :):):)

+2

20

Старый дипломат, а вам не пришлось прочитать пьесу Стругацких "Без оружия"? Это удивительным образом совпадает с тем образом Руматы, который возник у вас. Словно и сами авторы многое переосмыслили с поры выхода книги. И финал - совершенно неожиданный.
И знаете, я поняла, что эта пьеса сделана по образу и подобию пьес Дюма, настолько здорово она должна смотреться со сцены.

Отредактировано Стелла (14.07.2021 21:56)

+1

21

Стелла, сегодня прочитал. Посмотреть бы в театре! Да, там совсем другой Румата, которого можно уважать.
Мировой разум говорит, что её ставил только один театр, "ФЭСТ" в Мытищах, премьерный спектакль, из которого этот студенческий театр вырос до профессионального. Но его сняли с репертуара ещё в конце 80-х и больше не ставили, а жаль. И записи не осталось ((

0

22

По "Малышу" есть телеспектакль, запись 60-х. Неплохо, надо сказать.
А здесь уже совсем другие задачи в пьесе, могли просто испугаться призыва Араты.))
Но Пампа! Как неожиданно.))))

+1

23

Стелла, да, помню, Малыша играет рыжая девушка в чёрном трико. Спектакль, неплохой, но с книгой, конечно, не сравнить.

+1

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » В плену книжных страниц » Мир Стругацких и связь его с миром "Трех мушкетеров"