Анна

Утром в больницу привезли пьяного мужика из Слободки. Расплющил пальцы топором по неосторожности. Александр Франциевич пытался уложить его на операционный стол, чтобы привести в порядок кисть. Но мужик не давался, дрался и орал. С помощью двух сторожей с большим трудом нам с доктором удалось провести частичное ампутирование. Из-за алкоголя в крови не смогли ввести морфий. Больной потерял сознание от болевого шока. Совсем обессиленные борьбой с дебоширом, мы присели на заднем дворе отдохнуть. «А знаете, Анна Викторовна, ведь можно было обездвижить его более щадящим способом!», - в раздумье вдруг произнес Александр Франциевич и рассказал, что в Европе появился некто доктор Фрейд, лечащий гипнотическим трансом. Дать заснуть пациенту можно и под гипнозом. Жаль, что у Полины книг доктора Фрейда не оказалось. Но она знала этот метод. И попыталась мне его продемонстрировать. Интересно, но я почувствовала сонливость уже на третий взмах маятника. Быстро то как! Неплохой метод. Надо бы разобраться. Но нас прервали. Не может быть все спокойно в этом городе! Убит жених Марфы Муромовой! Боже мой, Марфа! Подруга со смелыми, веселыми глазами! Закончив преподавание английского, я больше с ней не встречалась. И вот такие перемены в ее жизни!

Яков

Осмотр комнаты убитого в доме Муромовых почти ничего не дал, кроме характерной пуговицы на полу с чьего-то кафтана. Жених был удушен. Чем, пока не ясно. Требовалось опросить домашних. Первое, что увидел, входя в гостиную, ее глаза. Хотелось бы минутку полюбоваться, как она хороша сегодня в голубом жакете и соломенной шляпке, но не могу себе это позволить. Пуговица привела родителей девушки в ярость. Выяснилось, что Брызгалов был не единственным женихом Марфы. Был еще Арслан Али - татарский юноша, с которым Марфа поддерживала живые отношения. Родители считали, что исчезновение дочери и убийство Брызгалова - его рук дело. Поскольку других версий нет, будем проверять эту. Само собой полгорода знает доктора-медиума госпожу Миронову, но никогда не задумывался, скольких знает она и сколько у нее друзей. Вот и Муромовы вошли в их число. Аннушка, твоя душа не знает границ! Уходя, не удержался… смог только заглянуть ей в глаза. Так хотелось, чтобы поняла, что любил и люблю!

Анна

Значит, у Марфы был еще один жених? Не знала. Давно же мы с ней не разговаривали! Неужели мог украсть Марфу? И кто этот Арслан Али? Чудовищно! Яков Платоныч разберется, я уверена. Но вот мне бы в себе разобраться. Я думала, что все позади. И он подтвердил это весной. Полтора года любви и пять лет боли. Но глаза его говорят со мной, как прежде. И  сердцу неспокойно рядом с ним. Как будто не было надежд и потерь. Не было его раздражающих тайн и бесконечной лжи. Неужели он не знал, что я ждала его все годы? Неужели я смогу его простить? Вот разлюбить никак не получается. Да и смогу ли я?

Яков

Очевидно, отец Арслана относится к типу «крепкий хозяин». Такие люди точно знают, кому и что нужно и как кому жить. Сын, по его мнению, продолжатель дела. Значит, должен продолжать! А вот что юноша весьма способный, поскольку самостоятельно осваивает математику, его не интересует. Даже раздражает, потому что сильно мешает планам хозяина. А чувства к иноверке вообще не вписываются в планы. Хотя сына любит собственнической любовью. Да! Сочувствую юноше, но подозрений не снимаю, хотя бы потому, что этой ночью тот сбежал, выломав дверь. А вот почему отец врет, что ничего не слышал, надо разобраться. Да и одна из лошадей в конюшне сегодня ночью явно не ночевала. Доктор Милтц установил, что причина смерти в удушении новой сбруей. Возьмём на заметку.

Анна

Мне не надо вызывать дух Брызгалова. Это он бродит за мной по пятам. Руками пытается изобразить какую-то странную фигуру над головой. Где только его не вижу! Даже в луже. Надоел уже. В мистической библиотеке дядюшки такой фигуры нет. Да что ж за дух такой?! Что он хочет сказать? Почему они все загадками говорят?

Яков

Анна Викторовна заявила, что девушка жива. А я вот чушь сказал, спросив, откуда она это знает. Право слово, сколько можно глупости говорить! Взгляд Анны, похоже, изобразил тоже самое.

На базаре взяли Арслана. Попался случайно. Но важно другое. С его лошади сняли сбрую, и Александр Франциевич уверил нас, что в убийстве она не участвовала. Таким образом, у Араслана на момент убийства есть алиби. А вот куда Марфу дел, не сознается. Крепкий орешек этот Арслан! Но он мне нравится. Взгляд хоть и злой, но честный, упрямый. Интуиция говорит, что он девушку защищает. Если это так, то ей от него никуда не деться. Сильные чувства у парня. Таким образом, возникает еще один подозреваемый, отец Арслана. Есть мотив и возможность. В доме не ночевал. Новая сбруя под рукой. Конь взмыленный с утра. О том, что девушка переехала в другую комнату, не знал. И задушил по ошибке гостя. Проверим.

Анна

За завтраком семья обсуждала тему Марфы. Все хорошо знали семью Муромовых. И вдруг меня осенило, где она спряталась. Вернее, где они спрятались. Домик за Слободкой! Зная Марфу, верю в их чувства и знаю, что влюбленные стали жертвой обстоятельств. Марфа всегда мне нравилась верностью своим убеждениям. Цельная, смелая девочка. Если что-то решила – с пути не свернет. Вот мне такой не быть, мечусь, как заяц в клетке. Боюсь себе признаться в очевидном.

Яков

Господина Кайсарова вызвал сразу. Поблагодарил за список покупателей. Предъявил все улики и объяснил, что пойдет за преступление под суд, если не предъявит алиби. Угроза тюрьмы сломала религиозный стыд. Господин Кайсаров ездил в Новгород к главе клана советоваться, а может, жену искать непутевому сыну. Оказывается, жесткий тиран боялся позора от соплеменников. Иноверная жена хуже каторги? Да... Этому мальчишке с его талантами лучше быть подальше от такого родителя! Вот уж… Кто я такой, чтобы просто так решать чужую судьбу? Если и ломаю их, то только по долгу службы.

В своей неплохо бы разобраться. Если Антон Андреевич в Новгороде подтвердит алиби отца, в списке подозреваемых останется один пункт. На следующее утро все так и произошло. Антон Андреевич привез алиби вместе с большим кульком сладостей, а Анна Викторовна привела за руку Марфу. Девушка оказалась не робкого десятка. Обвела вокруг пальца несостоявшегося жениха. Нашла деньги на побег. Юные Ромео и Джульетта даже план побега составили, куда и к кому ехать. По решимости и своеволию Марфа очень напомнила мне даму, стоящую рядом со мной и с восторгом обозревавшую картину воссоединения влюбленных. Похоже, ей доставляло истинное наслаждение помогать этой паре. Светилась от радости, что оказалась права. На секунду мне показалось, что мы в старом полицейском управлении и звонкий милый голосок с восторгом спрашивает у меня: «Неужели! Неужели вы поверили мне!?» И необыкновенные солнечные глаза снова смотрят на меня с любовью. Картина вызвала у меня улыбку, и Анна Викторовна по старой привычке, наверное, подумала, что я над ней смеюсь. Чудесный миг! Родителей мы вызвали. Непослушных чад распределили по семьям. Уверен, там им будет несладко. Прощаясь, они как будто прикипели друг к другу. Провожая Анну Викторовну к больнице, слушал рассуждения, как помочь этим двоим. Что они любят друг друга. Что Марфа таким образом боролась за свою любовь. О своих словах, что страсть ни к чему хорошему не приводит, а нужна простая привязанность, Анна Викторовна в волнении забыла. Хотя, что это я! Сержусь? На нее? Моя вина перед ней намного больше, чем мелкие обиды. Обижаться на женщину, в принципе, недостойно мужчины. Особенно, на такую, как Анна Викторовна. Она вдруг остановилась, и, крикнув, что бы я двигался за ней, побежала куда-то вперед. Чей-то дух, догадываюсь, чей, привел нас к дому Брызгалова. Кто-то в черном плаще пытался проникнуть в дом. Но не успел. Спугнул я его. Мой внутренний сыщик почувствовал охотничий азарт. Следующим утром около этого же дома нам с Коробейниковым удалось перехватить корреспонденцию для умершего. Картина разворачивалась прелюбопытнейшая. Брызгалов и так не вызывал симпатии, оказался простым шантажистом, выманивая деньги у Савельева, своего бывшего друга. За шантаж такого рода можно ведь и убить. Савельев, молодой мужчина приятной наружности, не отрицал, что факт шантажа имел место и был и не один раз. В списках покупателей Кайсарова нашелся бывший каторжник, не имевший лошадей, но покупавший сбрую. С его слов Савельев ему заплатил за убийство. Подозреваемого приятной наружности пришлось закрыть в арестантской. Вроде все. Но! Интуиция не давала расслабиться, что-то было не так. Пока Антон Андреевич читал вслух письма Брызгалова, я пил чай и вдруг понял, ЧТО не дает сказать «все». Где-то я читал такие выражения. И в корреспонденции Брызгалова нашел похожее письмо, но почерки в письмах были разные. Кто- то еще мог шантажировать Савельева? Чем мне и нравится сыск, так это своими непредсказуемыми поворотами

Анна

Марфу закрыли в доме. Как и Арслана. Представляя страдания влюбленных сердец, решила попросить Андрея Петровича любым способ передать записку от Марфы. От этого простого действия стало легче на душе. Письмо Марфы к Арслану по моей просьбе он передал. Не знаю как. А ближе к полуночи их обоих с перерезанными венами на руках привезли в больницу. И тогда я поняла, ЧТО было в этом письме! Что же я наделала! Благими намереньями вымощена дорога в ад…! Они лежали в смежных палатах, бледные, в крови, но победившие. И мы все надеялись, что они выживут. Неужели, чтобы быть вместе, надо умереть!

Яков

Ночью нас с Коробейниковым срочно вызвали в больницу. Наши молодые влюбленные, не желая жить друг без друга, решили перерезать себе вены. Серьезная заявка на чувства. Уважаю, но не оправдываю! Жизни их уже ничего не угрожало, и меня заинтересовала записка Марфы. Я узнал почерк. Таким же было написано письмо шантажиста. Стало ясно, кому и для чего нужны были деньги! Ох уж эта Марфа! Ей бы полком командовать. Придя в себя, она не отрицала мою версию. Но вот оправдание было серьезным. Родители хотели выгодного брака дочери. Но Марфа взбунтовалась против продажи собственной судьбы. И решила все по-своему, не взирая на сплетни, пересуды и правила хорошего тона. Что-то в Затонске тесновато становится от самостоятельных женщин! Почему-то меня это совсем не огорчает. Меня огорчает, что убийцу никак не найдем. Романтические истории, заканчивающиеся венчанием, не в счет. Из списка подозреваемых покупателей, таким образом, вычеркнули еще одну фамилию. Неожиданно помог Николай Васильевич, найдя в списке человека, давно не живущего в городе. Хотя его якобы приказчик купил сбрую здесь. Вот и убийца. Пока господин Кайсаров у себя на подворье вспоминал лицо покупателя, на заднем дворе послышались крики. Особенно один заставил бежать со всех ног: Анна звала на помощь. Выстрел в воздух и все замерли: Анна Викторовна с вилами, испуганная Марфа и человек в хламиде при попытке задушить Марфу. Капюшон снят, и Кайсаров узнает своего покупателя… В итоге ни вашим, ни нашим. И почему-то хотелось спросить, как всегда: «Анна Викторовна, а что Вы здесь делаете?» Не спросил, чтобы  справедливо не пойматься на очередной глупости. Понятно же, кто приводит мою неугомонную Аннушку на места преступлений.

Весьма изуверская история получилась. У Марфы нашелся еще один воздыхатель (что за девушка!) не совсем здорового ума. Решил убить обоих соперников. Но лишь одного успел задушить. Что же это за страсть такая, если разум у человека начисто стирает!

АННА

Вечером мы с Андреем Пертровичем прогуливались по парку. В ярких красках рассказала всю историю убийства и счастливого венчания. И не заметила, что он сильно взволнован. Что происходит, стало понятно минутой позже, когда он остановил меня и признался в любви. Очень трепетно, волнуясь, как мальчишка, предложил мне выйти замуж.

Вместо радости мне стало страшно. Страшно, что это все-таки произошло. Страшно, что на предложение надо ответить. Страшно, что оказывается я не готова сказать "да", потому что...