Эх, люди добрые, вот разлакомили вы меня... У меня несчастная "Абракадабра" недомучена (ибо в свободную минутку тянет включить аудиокниги по РЗВ), но все-таки сегодня я включила новеллу "Утопленницы".
Да, я понимаю себя в 2016-м... Я бы снова попала под обаяние этого сериала, который вроде и не обещает сперва неземной любви. Но сразу дает нам живых, неидеальных, интересных героев, про которых хочется узнавать больше.
Очень удачно выстроено повествование. Нет провисания, нет и торопливого бега "Галопом по Европам". Нет театральности, масок. Удивилась, поняв, что мотив шарманки использовался и в первом сезоне тоже. Но тут он не вызывает раздражения! Под него не идет кукольное представление театра Петрушки про 19 век! Да, мелодия сопровождает забавные, милые эпизоды, вроде дядюшки и племянницы с велосипедом. Но эпизоды жизненны, не глупы, не карикатуры. Да и музыка звучит тише что ли? И не так навязчиво и долго.
Если, зная уже сюжет, говорить о символике, то сон Анны показывает именно будущее. И не просто смерть Кулешовой - а воспитание чувств самой Анны. Будет встреча. Будет парное движение (танец), будет страшная стихия, которая разлучит, и оставит тебя в одиночестве. тебе покажется, что тонешь и гибнешь - но ты выплывешь. Станешь иной. Ибо "смерть неизбежна", а в древности человек, проходя инициацию именно что умирал - в прежнем качестве.
По персонажам...
Анна да, таки еще ребенок. Школьница, даже не выпускница. Это при том, что и мимические морщинки у актрисы есть, но играет (и как играет!) именно вот это нежное хрупкое, задержавшееся отрочество.
По-хорошему балованная любовью девочка. Но и тут есть своя тайна, свой запрет. Духи, которые озадачивают отца и пугают маму. Но именно с ними связано взросление Анны, как с любым талантом, который требует от хозяина действий. И жертв. И только дядя оказывается человеком, который в этом вопросе может поддержать.
И вот что хорошо видно в этой, настоящей Анне - упорство. Вот почему не верю я в Анну--2, с ее высокомерным молчанием и нежеланием разобраться в истоках проблемы. Потому что Анна, особенно с близкими ей людьми будет настаивать, будет копать землю, требовать правды! Как она взялась за дядю! Да, ее будущие разговоры со Штольманом будут грешить недомолвками и иными смыслами. Но оттого, что он все-таки еще не стал "ее"))) А вот человек, с которым пройдена Крым и Рим, к середине 2 сезона-то - ее. И самое ожидаемое - именно самой подойти, самой взять за лацканы пиджака, потрясти, и не уходить, покуда ей не объяснять до конца пердимонокль с женой. И в данном случае, это не называется "бегать за ним". Это именно следствие данного характера.
Все, возвращаюсь в первый сезон.
Соглашусь, что влюбленности тут у Анны еще нет. По-моему, Штольмана она воспринимает, как еще одного дядюшку - только для разнообразия строгого и немногословного. Ей хочется помочь дяде - ей становится интересно разбираться в деле - ей начинает нравится внимание следователя. Но что с этим делать она пока не знает)))
Вообще, очень интересная линия даже в одной этой новелле - как из ребенка вылупляется женщина. Сколько той самой невероятно грациозной неловкости! Как Анна забавно переступает через велосипед - неосознанно женственно,и тут же - неловко, что в штанишках а-ля Том Сойер выглядит особенно мило. Кстати, думаю, штаны Ана надела только вот ради велосипеда. Потому что движения, походка у нее - как у девушки, привыкшей исключительно к юбкам. Очень верный штрих, ведь по правде только так и могло быть.
Анна-девушка является нам на приеме у Кулешовых. Не первый ли это ее выход в свет? Девочка, которая готовилась, наряжалась, и... Немного промахнулась. Но это из-за ее неопытности тоже очень достоверно и мило. У нас вечерний прием. Но хозяйка дома и Громова не надели вечерние платья, скорее дневные, закрытые, с длинным рукавом. На Анне наряд даже не вечерний, а скорее, бальный - декольте, коротенький рукав, длинные перчатки. Но скромный крой самого платья, нежный приглушенный розовый цвет, плюс детское лицо без капли кокетства и самолюбования самой героини - и все готовы простить ей маленькую оплошность. Кстати, по костюмам, отличный момент - в карете мы видим Анну в накидке-ротонде поверх платья, скромно застегнутой под самый подбородок. И тут вспоминаю МТ во втором сезоне, в "глубинном декольте" под расходящейся легонькой накидкой...
На этом вечере Семенов явно оценил распускающуюся розу. От его масляных глаз она уже в образе Тома Сойера не спрячется. На берегу реки хороший момент - Анна садится на велосипед, Семенов говорит комплимент, и смотрит... правильно, вниз. На то, что отлично выглядит именно в велосипедном костюме. Для сравнения - Штольман смотрит только на лицо. В глаза. Анна для него раскрывается сверху, а не с низу. Интерес к ней, симпатия, добрая усмешка идет от наблюдения за ее душой. А не телом.
А еще про Анну... У нее явно есть таки опыт общения с людьми. Пусть и с родными и близкими. Она знает, как учитывать характеры. Понимает, как себя вести, дабы избежать лишних гроз. И это не манипуляция, не лицемерие. Это обычная выживаемость в близких отношения с людьми, которых не хочется расстраивать лишний раз, ну и себе проблемы получать). Поэтому "С мамой я разберусь". Не поставлю там на место, не наканючу, а найду слова, которые именно на маму подействуют. Понятно, что не всегда Анна будет действовать правильно и дипломатично))) С ее-то достаточно прямым характером. Но она это умеет.
Поэтому хохот вызывает взросленькая вроде как Анна-2, гордо идущая мимо родителей к дверям, находясь под домашним арестом...
Штольман. Была тут дискуссия на тему "гарцующего" столичного красавца. Посмотрела вот еще раз... Неа. Никакого гарцевания. Никакого самолюбования или гусарства. Вся власть и сила которую ЯП проявляет - абсолютно обоснованные и не задевающие чужие границы. Он полностью отвечает и за слова, и за действия. И нет никакого пренебрежения в его взглядах и действиях. Ну, маленький город, провинция. Другие масштабы, другие люди. Но и к ним он относится с нейтральным уважением - и с симпатией, коли заслужили. Если вспомнить, как подобные герои часто врываются в сюжет - то весьма эпатажно, то эдак мрачно и зловеще, или преувеличенно печально, здесь - браво реализму! Никакого пафоса и романтического плаща. Умный, сильный человек, профессионал приехал на новое место службы. Адекватно пытается оценить реальность - и столь же адекватно показывает себя.
И ему пока и в ум не может влететь, что вот эта милая девочка будет его настоящей любовью . Елки, я даже отцовское вижу в его улыбке и взгляде на нее при словах о чудном мгновении! Правда, тут мог оказать влияние Волкодав. Глядя в первый раз на Оленюшку, он думал, что и него мог быть дом, и доченька.
Дядюшка показан хорошим человеком. Увлекающимся, в вопросах с дамами - слабым, но хорошим. Он искренне влюбляется каждую, и ничего плохого не желаем своим избранницам. И, кстати, ситуация, в которой он оказался - между Громовой и Татьяной, очень напоминает тот кошмар, в который загнали Штольмана-2. Но ПИ мог оказаться на этом месте. Яков - нет.
Сам детектив разыгран отменно. Убийца не показана излишне хитроумной. Прокалываясь на бумаге, она совершает понятную ошибку. Не растиражирован еще настолько детектив, чтобы все знали, как прятать концы в воду хотя бы на уровне похожих записок. Убийство Савушкиной ей сошло с рук. а вот попытка в многоходовку, с желанием подставить другого человека оказалась уже не по уму хитрой и неглупой, но не слишком-то опытной даме. И эмоции, злость и раздражение помешали.
Хороша Татьяна... Какая-то теплая, очень искренне восхитившаяся Анной, тревожащаяся за нее в моменте с обмороком. Думаю, именно она хорошо бы подошла ПИ в качестве спутниц. Интересно, будь она не замужем - женился бы?
Муж ее тоже интересен. Вероятно, брак их был не по любви. Но симпатия была - и есть. Привязанность. Супруг очень горюет - но нет ревности, оскорбления, когда всплывает правда об отношениях Татьяны и ПИ. Видимо, не просто так спальни раздельные были. Муж горюет о близком человеке - но не ревнует свою женщину.
Опять могу сказать - первая серия первого сезона взяла бы плен снова. Начало второго (будь он первым) не зацепило бы вообще.