2025 - ёлка на Перекрестке
Перекресток миров |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Перекресток миров » Вселенная мушкетеров » Месть
День не задался с самого утра. Маркиз тщетно искал, на ком бы сорвать свое дурное настроение, и вот теперь - такая неудача. Не вовремя он дал волю своему языку. Но кто же мог ожидать, что у Бражелона окажется столько умения и силы? А главное, что он, в отличие от де Варда, после такого оскорбительного намека самообладания все же не потеряет... Не зря, ох не зря, отец, завещая ему месть, предупреждал об осторожности. Он недооценил своего врага. Но слово сказано, и де Вард не сомневался: потребуется не много времени, чтобы сплетня, обрастая фантастическими подробностями, достигла двора. А там уже никто не будет властен над слухами о сомнительном происхождении матушки господина виконта.
Незапятнанная репутация графа де Ла Фер будет изрядно подмочена.
Порой причудливыми путями ходит человеческая месть. Его отец имел дело только с гасконцем д'Артаньяном, но так сильна была связь того со своими тремя друзьями, что де Вард-отец завещал сыну отомстить всем четверым друзьям. Ну что же, он для каждого найдет свою толику ненависти. Ему есть что сказать и о капитане королевских мушкетеров, и об аббате д'Эрбле, который во времена Фронды имел связь с герцогиней де Лонгвиль и об этом Портосе, или как там его звать еще (дай бог запомнить эту гроздь имен!). Но особенно хорош граф, отец виконта де Бражелон. Святой человек! Полубог! - де Вард чуть не сплюнул в сердцах. - Прижил ребенка с какой-то мещаночкой и хочет, чтоб его cына принимали в свете, как равного! Не получится, господин лжесвятой! Еще сегодня вечером двор узнает, что он, маркиз де Вард, заклеймил господина де Бражелон как полубастарда. Вот пусть и отмывается от этой сплетни о матушке, с которой не знаком.
Память угодливо предоставила воспоминания: притихший летним вечером парк, по дорожкам которого не спеша прогуливается маркиз де Вард с сыном. Рассказ отца о его приключениях на службе у великого кардинала, неожиданно прерывается на самом интересном месте: как маркиз, предъявив приказ Ришелье начальнику порта, получил разрешение на отплытие в Англию.
На этом моменте де Вард-отец внезапно замолчал; он побледнел, и что-то помешало ему продолжить рассказ. Мальчик с беспокойством посмотрел на маркиза: тот выглядел так, словно что-то причиняло ему сильнейшую боль.
- Отец, вам нездоровиться?- ребенок не просто обеспокоился: отец его с некоторых пор не отличался богатырским здоровьем и часто болел. Матушка говорила, что это от ран, которые маркиз получил на службе у кардинала Ришелье. Но отец не рассказывал, как он получил эти ранения. Не говорила о них и его супруга. Так что юный отпрыск знатного рода был предоставлен собственным фантазиям о военных подвигах отца.
- У меня всегда начинают ныть мои раны, когда я вспоминаю эту историю, мой мальчик, - красивое лицо маркиза перекосила злобная гримаса.- В тот раз я был побежден врагами. Когда вы станете немного старше, я расскажу вам, что произошло в Булони в тот день. Надеюсь, что я доживу до того часа, когда смогу вам поведать всю историю своей ненависти. Пока же я назову имя человека, которому вы поклянетесь отомстить.
- Кто это?- с замиранием сердца спросил юный шевалье.
- Это гасконский дворянчик, ничтожество и выскочка. Некий шевалье д'Артаньян. Он сумел обманом выманить у меня документ, нанести мне тяжелую рану и бежать в Англию. Важное дело, порученное мне великим Ришелье, я не сумел выполнить из-за этого ранения. Но это еще не все: спустя некоторое время этот д'Артаньян снова встал на моем пути, и в этот раз я оказался в глупейшей ситуации. С того дня я поклялся отомстить ему.
- А где сейчас этот господин?
- Он при дворе. Служит лейтенантом королевских мушкетеров. И (есть правда на земле!) так и не продвинулся по службе со дня своего назначения на этот пост после осады Ла Рошели! А все потому, что героем он был, пока рядом были его дружки.
- У него были друзья, отец?
- О, друзья у него были, и еще какие. Такие верные, что, запомните, сын мой, запомните хорошенько: ненависть моя распространяется не только на д'Артаньяна. Так же сильно и глубоко я ненавижу и его друзей. И, если мне не суждено расквитаться с ними самому, я передам вам эту месть.
- Но кто они?- ребенок смотрел на отца чуть не с испугом: лицо маркиза нервно подергивалось, кулаки судорожно сжимались и разжимались, словно лапы у кота, готового схватить добычу. Поймав взгляд сына, де Вард заставил себя успокоиться.
- Всю историю я вам расскажу, когда вы повзрослеете. Мне не просто было узнать, кто эти друзья, потому что они служили под вымышленными именами. Вам придется самому разыскать их и подумать, как вам им отомстить.
- А кто они, вы мне сейчас скажете?- мальчик сдвинул брови и закусил тонкие губы, неосознанно подражая отцу.
- Да. Старшего из них звали граф де Ла Фер. В мушкетерах он носил имя Атос. Он вышел в отставку году в 31-33. Жив ли он и где он, я узнать не смог: помешали последствия ранений и моя болезнь. Зато про аббата д'Эрбле, Арамиса, мне удалось узнать от общих знакомых: он принял постриг и на данный момент не то в Испании, не то в Италии. Он непременно вернется во Францию и появится при дворе: его любят дамы, и он пользуется их благосклонностью. Третий - шевалье дю Валлон или Портос, где-то в Пикардии. Он приметная личность - этакий Геркулес, тщеславный и не обладающий особым умом. Он настолько приметен, что его вы разыщите непременно. Помните, что они опасны, как поодиночке, так и вместе. Особенно вместе.
- Я не боюсь их, отец! - мальчик гордо вскинул голову.
- Бояться не следует, но нельзя и недооценивать врага, сын мой!- де Вард остановился и взял сына за плечи.- Придет день, когда вы сумеете рассчитаться за нанесенное мне оскорбление, я уверен. Хотелось бы дожить до этого дня.
- Но что вам сделали лично эти люди, господин маркиз?
- Они просто были друзьями д'Артаньяна. Мне этого достаточно для того, чтобы их возненавидеть всем сердцем.
С тех пор старый маркиз не раз возвращался к волновавшей его теме, понемногу приоткрывая завесу над давней историей. Но только после смерти жены решился де Вард-старший рассказать сыну, что произошло между ним, миледи и д'Артаньяном. История эта, некрасивая с любой стороны, заставила сына возмутиться так, словно это случилось с ним самим. Наглость гасконского мальчишки, с провинциальным нахальством вмешавшегося в отношения его отца со знатной дамой, переполнила его сердце презрением и желанием расквитаться с нахалом. Де Вард-старший мог быть спокоен - характер его сына к тому времени определился достаточно: храбр, злопамятен, остроумен, умен. И пользуется вниманием женщин, чтобы не быть излишним моралистом. Он не преминет воспользоваться обстоятельствами, чтобы осуществить месть за отца.
После смерти отца де Вард стал завсегдатаем при дворе. Приятельские отношения с графом де Гишем помогли ему получить место у герцога Орлеанского, брата короля. Острый язык и храбрость заставили шевалье де Лоррена, любимца Месье (так при дворе принято было называть брата короля) сблизиться с де Вардом. Их объединяло сходство характеров и оба находили удовольствие в поисках тем для интриг.
Бражелона де Вард заметил при дворе еще до того, как познакомился с ним у де Гиша.
- Это что за новый красавчик появился у нас?- попытался он выяснить у шевалье де Лоррена.
- Это новый офицер при короле. Раньше был при принце Конде. Потом, за какие-то заслуги или по чьему-то ходатайству, Его Величество забрал этого господина к себе. Говорят, храбр и отличный воин.
- А его имя?
- Не припомню...- солгал шевалье, которому отлично было известно, как и любому проныре при дворе, как зовут виконта и кто его отец.
- А можете узнать? Я думаю, это нам обоим будет интересно!
- Вы думаете, он нам будет полезен?
- В качестве объекта для розыгрыша? Не исключено? Я могу на вас рассчитывать, шевалье?
- Я постараюсь!- скромно потупил глаза де Лоррен, но маркиз мог быть уверен: шевалье из шкуры вылезет, но узнает всю подноготную этого молодца.
Узнать де Лоррену удалось немного, но то, что важно было для де Варда, он узнал: имя, связи и, главное: имя отца молодого человека. Граф де Ла Фер! Неслыханная удача для маркиза; найденный враг отца оказался жив и бывал частым гостем в Париже. И, в придачу: он отец человека, который не вызывал симпатии у маркиза.
И де Вард принялся искать сам. Прошло совсем немного времени, и на стол маркиза легло достаточно интересное письмо.
"Вашу милость интересуют обстоятельства появления при дворе виконта де Бражелона, и вы бы хотели знать, кто ему покровительствует? Его единственный и основной покровитель,- граф де Ла Фер. Сей достойный господин в свое время приложил массу усилий, чтобы закрепить за воспитанником доставшийся по наследству титул и земли графства Бражелон. Столь неординарный поступок позволил предположить, что мальчик являлся не просто воспитанником графа. Со временем, благодаря их сходству стало ясно, что их родство неоспоримо. К сожалению, мне не удалось узнать, кто мать виконта де Бражелон. Но поскольку это тщательно охраняемый секрет, смею предположить, что на господине виконте лежит не только пятно незаконного рождения, но и низкого происхождения. Смею заверить вас, что господин граф, который весьма знатного рода и человек светский, не стал бы без причины так тщательно хранить сей секрет. Скорее всего, здесь была связь с какой-то мещаночкой, и это бросает тень на чистоту рода Его Сиятельства. Подобная связь, да еще увенчавшаяся рождением ребенка, заслуживает того, чтобы о ней не знали в свете. Тем более что господин граф решительно продвигает своего протеже в окружение Его Величества."
Де Вард задумчиво сложил письмо.
- От кого у вас эти сведения, шевалье?
- От моего поверенного. Толковый парень. Из-под земли достанет нужные сведения.
- Вы уверены, что он не с потолка их взял, только чтобы вам угодить?
- Уверен.
- Мне бы не хотелось попасть в глупое положение, поймите меня правильно.
- Вы можете доверять тому, что написано, маркиз. Но, сдается мне, что вы задумали нечто поинтереснее, чем розыгрыш виконта. Только будьте осторожны: Бражелон смел и великолепно владеет оружием.
- Ну, меня тоже недурно учили!- ухмыльнулся де Вард.- А что вы можете мне рассказать забавного о капитане королевских мушкетеров?
- О д'Артаньяне? О, тут проще: он постоянно на виду, его жизнь не представляется чем-то тайным.
- Пожалуй, вы не правы, шевалье!- де Вард смотрел куда-то поверх головы герцогского любимца, и де Лоррен, проследив за его взглядом, увидел у дверей зала офицера, чья форма королевского мушкетера подсказала ему, что это д'Артаньян.- Говорят, что он из Гаскони.
- Правду и говорят. Вроде он появился в Париже лет тридцать-сорок назад и не слишком преуспел с той поры.
- Вы не считаете чин капитана королевских мушкетеров успехом для гасконского кадета?- сквозь зубы процедил де Вард, невольно выдавая свою осведомленность по части прошлого д'Артаньяна.
- Ну, при его храбрости и изворотливости он мог достичь и большего!- пожал плечами де Лоррен.
- Прибавьте ко всему прочему еще и невероятную наглость, самоуверенность и беспринципность этого выскочки!
- Что вы хотите, маркиз, только так и делали карьеру в те времена. Но что вас так возмущает в этом человеке?
- То, что король отдал ему должность, которая подходит родовитому вельможе, но никак не этому голодранцу!
- Вы ненавидите его, маркиз?
- Нет, моей ненависти он не достоин!- попытался скрыть свое раздражение де Вард.- Я просто презираю его с давних пор.
- У вас было с ним что-то в прошлом?
- У моего отца. Я постараюсь, чтобы и двор не остался в неведении насчет личных качеств этого господина! - прибавил маркиз, судорожно смяв перчатку, которую он терзал на протяжении всего разговора.
И, коротко кивнув шевалье де Лоррену, смешав в этом жесте свою злость, прощание и желание поскорее закончить разговор, маркиз удалился так стремительно, что шевалье не успел откланяться в свою очередь!
Забавная получилась ситуация! Д'Артаньян при дворе и при дворе же виконт де Бражелон. Раз он не носит титул графа, значит, Атос жив. Бог даст, Его сиятельство надумает еще и в Париже появиться. Ничего не зная о графе, о его теперешнем положении, де Вард плохо себе представлял, как ему побольнее задеть Атоса. Пока для него ценной добычей был Рауль. Молодой человек ему ничего не сделал, но неизъяснимая неприязнь к сыну врага уже давала о себе знать. Это проявилось при первой же встрече с виконтом у де Гиша. Теперь де Вард не сомневался, что повод для ссоры у них найдется.
Что же до д'Артаньяна, то на него у де Варда хватало компромата, способного вогнать в краску робкие души придворных.
Вогнать в краску - придворных?! Да что ж там за компромат такой, Стелла?
Старый дипломат, это уже Дюма. Де Вард потом, когда ему устроили суд при всех, кого Бэкингем-сын и де Гиш собрали в кабинете у д'Артаньяна, рассказал, как капитан обманул бедную благородную даму, выдав себя за другого. Д'Артаньян покаялся перед всеми, потому как история выглядела двусмысленной. Тогда-то Атос и ввел всех в курс дела. Заодно, и напомнил Бэкингему, кто натравил Фельтона на его отца.
Вы здесь » Перекресток миров » Вселенная мушкетеров » Месть