Интересно, какие разные у всех представления о Самогрызе. Не то чтобы противоположные, но все-таки не совпадающие.
Atenae написал(а):А теперь хочу поспорить с Ладой Баски.
Мы с вами спорили на эту тему, когда я выражала сомнения в том, что Штольман мог спрашивать у Анны в "Подкаменном Змее", счастлива ли она. Мы, конечно, тогда говорили вовсе не о Самогрызе, но ведь это же его проявление, нет?
Многое зависит от интерпретации, как говорится, у всех телевизоры разные. В разговоре с МТ Штольман вовсе не упоминает приличных девушек. Он просто говорит: "Скорее, меня не считают достойным". Толкований может быть сколько угодно. В частности, что его не считает достойным та же Нина, потому что он ниже по положению, не состоит при дворе. Если посмотреть под этим углом, ни Самогрыз, ни ответственность здесь ни при чем. Или другой угол - вежливая формула светской беседы. Он вообще никогда никому не делал предложение. Опять-таки, ответственность разве что в том смысле, что он ее не хочет)) И ваш вариант, конечно, имеет право на существование.
В "Адептах", по-моему, он имеет все основания винить себя, потому что именно там поступает безответственно - как он мог отпустить Анну одну через кладбище, зная, что она не в себе и ее однажды уже похитили? Слава богу, что он осознал свою ошибку.
Наконец, в "Игре", как мне кажется, слова Штольмана тоже можно толковать по-разному. "Нам надо держаться подальше друг от друга, все слишком далеко зашло" - по-моему, это значит, что он все еще не собирается жениться, но они уже на той стадии отношений, когда Анна кидается ему на шею на глазах у всего честного народа. Не будут держаться подальше - его призовут к ответственности. Вообще брак - это ответственность, которую он на себя не берет, в отличие от князя. А Анне пора замуж. Может быть, поэтому Штольман и считает, что Анна предпочтет князя, в провинции важен официальный статус, которого ЯП не предлагает. Ну он не раз ошибался на ее счет)))
Собственно, почему я интерпретировала так, а не иначе - в некоторых эпизодах Штольман меня поражает. В "Бескровной жертве" говорит об ответственности, но не делает ничего действенного, что в его власти, дядя не в счет. Мог бы охрану выставить, вполне в его силах. Мог бы запретить Молостовым принимать гостей до выяснения обстоятельств. Ну я понимаю, что это кино, и так было бы неинтересно. Но выглядит не очень. Или вот синяя тетрадь. Почему Штольман не отбирает ее у студента, когда видит, что тот приходит к князю? Ведь он понял, для чего приходил студент, и что тетрадь расшифрована, и чем это грозит Павлу. Как можно было оставить ее у него еще на сутки? Или вот история с Ферзем. По-моему, ответственный следователь не пьет до потери сознания с заключенным, так что потом не может вспомнить, запер камеру или нет. Таких примеров много. Поэтому я и думаю, что Самогрыз - часть духовного совершенствования Штольмана, которое происходит только в РЗВ.
Отредактировано Lada Buskie (22.06.2022 20:30)