Детство Яков всегда вспоминал с удовольствием. Детство у него было чудесным, несмотря на скудность послевоенного быта. И в первую очередь это было связано с семьёй. А семья была большой и дружной. Первые семь лет своей жизни Яша жил с мамой, бабушкой и дедушкой. В трёхкомнатной квартире всем хватало места. Мама правда периодически заводила разговор о том, что это неудобно и надо бы им с сыном в общежитие. Бабушка такие разговоры пресекала очень быстро. Она обнимала маму и говорила ей, что ничего тут нет неудобного, а одна сплошная польза. И что это ей неудобно, что Зося всю домашнюю работу на себя взяла и ей ничего не осталось, как барыней жить. На этих словах дед Володя начинал хохотать и обнимать Веру и Зосю со словами "Не ссорьтесь, девочки! Барин не велит!" Мама тоже начинала смеяться и всё оставалось по прежнему. Часто забегала между дежурствами в клинике тетя Аня. Яша её звал просто Аней. Она сама об этом попросила. Да и не получалось её звать по другому. Аня была похожа на девочку, школьницу, надевшую мамино платье и сделавшую взрослую прическу. Хотя у неё самой уже были дети. Серьезные и молчаливые близнецы Витя и Володя были на три года младше самого Яши. Всю неделю мальчишки были в круглосуточном детском саду. И только в выходные их забирали домой. Вера очень переживала, что дети растут почти не видя родителей. Но днём заниматься ими было некому. Все работали.
Ещё был дядя Петя. Он появлялся очень редко. И тому была серьёзная причина. Дядя Петя был милиционер. И рабочий день у него мог начаться утром понедельника, а закончиться поздней ночью в четверг. Бабушка очень радовалась, когда Петя мог выкроить пол дня и пообщаться с родными. Яша любил, когда дядя Петя приходил в гости. Он был весёлый, всё время шутил и придумывал разные интересные игры. Причём всем в этих играх доставалась хоть маленькая роль. Даже трехлетним Вите и Вове. Только иногда бабушка ворчала на дядю Петю за то, что он никак не женится. На что он со смехом отвечал, что ещё не достиг возраста Штольмана.
Яше было очень любопытно что это за возраст такой. Но спросить он не отваживался долго. Он ведь и сам был немного Штольман. Фамилия у него была двойная Серебряков-Штольман. Как у бабушки. Как у папы, которого Яша знал лишь по фотографии в альбоме. Папа погиб за неделю до Победы и навсегда остался молодым, весёлым курсантом в новенькой форме, счастливо улыбающимся в объектив. Потом Яша всё таки спросил у дяди Пети о возрасте. И тот ответил, что его дед, которого дядя Петя безмерно любил, женился в 43 года. И был счастлив в браке всю оставшуюся жизнь. Дядя Петя открыл альбом на той странице, где были размещены очень старые, ещё дореволюционные фотографии. Их было несколько, но Петр показал на две самые большие. Яша с любопытством рассматривал ту, на которой прямо в камеру смотрел красивый худощавый мужчина с очень серьёзными глазами. Красота была не картинная, а строгая, скуповатая. А глаз отвести было невозможно. Яша перевел взгляд на вторую фотографию и удивлённо воскликнул "Бабушка!" Дядя Петя улыбнулся. "Нет, дружок. Это твоя прабабушка. Анна Викторовна Штольман. Твоя бабушка Вера её дочь".
Яша присмотрелся и понял, что это действительно не Вера. Волосы чуть светлее, черты лица чуть мягче. А вот взгляд был такой же ласковый. Петр вздохнул и закрыл альбом. А потом тихо пробормотал "Они жили долго и счастливо и умерли в один день..."
Яша опять удивился.
- А так разве бывает? В один день?..
- Бывает. Если любовь такая.... Огромная как жизнь...
Дядя Петя встал и вышел тихонько прикрыв за собой дверь. А Яша снова открыл альбом и долго рассматривал двоих, которым повезло встретить любовь, огромную как жизнь.
   Ещё был дядя Митя. Вернее он Яше тоже приходился дедушкой, только двоюродным. Дед Митя был генералом. Самым настоящим. И у него было два ордена и целых семь медалей. Поначалу Яша немного побаивался его. Дмитрий Яковлевич Штольман был очень серьезным с виду. Когда дядя Петя показал Яше фотографии его прадедушки и прабабушки, он сразу увидел, что бабушка Вера очень похожа на свою маму. То, что дедушка Митя был одно лицо со своим отцом, Яша понял не сразу. Яков Платонович на фотографии был гораздо моложе генерала Штольмана. Но сходство было разительным.
Со временем стало понятно, что бояться дедушку Митю глупо. Он был добрым, хоть и казался строгим. И Яша с трудом верил его дочерям Маше и Оле, что "папу побаиваются его подчинённые". Маша с Олей отца не боялись вовсе. Как и его жена тетя Марина. А сам генерал неприкрыто любил "своих девочек" и очень нервничал если кто-то из них был расстроен.
Летом бабушка настояла на том, чтобы поехать в Затонск. Яша не знал где этот Затонск, но верил бабушке на слово, что ему там понравится. Сначала хотели поехать с дедушкой Володей и с мамой. Да ещё и Витю с Вовой взять. Но у мамы накрылся, как она сказала, отпуск. Кто-то у неё на работе ушёл в какой-то декрет на месяц и маму не отпустили. Дедушка, уже сложивший чемодан и предвкушавший рыбалку, внезапно был вызван куда-то под Могилёв консультировать конструкторов на военном заводе. И Яша с бабушкой поехали вдвоём. Близнецов Вера взять не рискнула.
Именно там, в Затонске, Яша впервые столкнулся с проявлением семейного дара.