2025 - ёлка на Перекрестке
Перекресток миров |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Перекресток миров » Анна Детективъ - сборник драбблов » Из чего же, из чего же, из чего же
...Сделаны наши мальчишки?
Это было сто лет назад. А может, вчера. Как ясно все помнится, даже запах мела и мастики, которой натирали полы. Шорох перьев, скрип половиц под ногами Вениамина Ипатьевича, преподавателя математики. Нервные вздохи и быстрое перешептывание. Четвертная контрольная!
Яков по прозвищу Дер Граф уже все решил, но сдавать не торопится. Для чего ему дожидаться звонка в коридоре, словно выставленному за проказы? Ему нравится заслуженная праздность в классе, по стриженые макушки погруженном в работу. Граф с удовольствием изучает товарищей по несчастью, пытаясь угадать, кто о чем думает. Отличник Баркас вглядывается в написанное, лоб собрался трудными морщинами. Наверняка проверяет в пятый раз, и все время находит ошибки. Твердохлебов строчит изо всех сил. Значит, все уже решил. Он всегда все делает дважды: калякает в черновике вкривь и вкось, бестрепетно вычеркивает и кляксит, а потом торопится, выписывая идеальный беловик. Синица вытягивает шею. Ну, с этим все понятно: надеется списать хоть что-то. Сам решить даже не пытается. А это что еще такое?
Толстяк Королев, которого все зовут Крендель, через две парты от Графа пыхтит над заданием. Он тугодум, должно быть, только до половины добрался. Ничего не слышит и не видит. Даже того, как ползет из его кармана кожаная косичка с вплетенными бусинами, якобы настоящий индейский талисман, которым он похвалялся с самого утра.
Граф впивается глазами в косичку. Она неслышно шлепается на пол и, как живая, ползет по проходу к ноге сидящего за Кренделем Ефимцева-Балду. Яков улавливает быстрое движение руки: это сматывается блесна, на конце которой поблескивает крючок. Что делать?! Если Ефимцев сейчас наложит на талисман лапу, потом не отберешь – здоровый, черт. Еще скажет, что Крендель сам проворонил, что упало – то пропало. Решение приходит мгновенно.
- Вениамин Игнатьич! – Граф вскакивает и в один прыжок оказывается у парты Балды. От неожиданности подпрыгивают все, даже учитель. Но Граф успел: его левая ступня мягко накрывает талисман и надежно прижимает к полу.
- Ты что это, Штольман? Кончил или приспичило? – вежливость не числилась среди добродетелей Вениамина Ипатьевича.
- Закончил, Вениамин Ипатьевич! – Яков смотрит на педагога преданно и истово, чувствуя, как ожившая косичка пытается вырваться. Тщетно!
- Ну так сдавай и иди вон! Что ты тут распрыгался!
Граф шаркает, отрывая блесну, роняет листки контрольной и долго ползает, собирая все с пола, невзирая на пинки Ефимцева. Сдает работу и выходит в коридор. Разглядывает добычу. И только теперь понимает, что косичка с секретом: в «головах» имеется кармашек, в котором лежит серебряный рубль.
Истерически дребезжит звонок. Дверь распахивается, и весь класс освобожденно вываливается в коридор. Яков ловит Кренделя, хватает за руку и триумфально впечатывает в его ладонь трофей, уколов застрявшим в плетенке крючком.
- Держи, растяпа! Прячь получше, особенно если сидишь перед Балдой.
И оглушенно летит на пол, пятная его брызнувшей из носу кровью: Ефимцев не собирается прощать ни обвинение в краже, ни обидную кличку. Но за Штольмана и Королева единодушно вступается весь класс. Воровать у товарища – последнее дело. Через секунду закипает страшная драка, которая долго потом будет отзываться участникам.
Эта история принесла Якову двойку по поведению, славу на всю гимназию и желание ломать руки, лезущие в чужой карман. Последнее и привело его в сыск.
...Сделаны наши девчонки
Анна не любила вспоминать гимназию. Школьные годы казались одним унылым серым днем, в котором редко-редко поблескивали отдельные счастливые часы. У нее не было закадычных подруг, а сплетням и шушуканью на переменках она предпочитала хорошую книгу. Теперь, встречая одноклассниц, Анна лишь вежливо раскланивалась и пробегала мимо. Имена, фамилии и лица с удивительной быстротой исчезали из памяти. Впрочем, Касьянова была в этом смысле исключением.
…Новенькая в классе – это всегда событие. А если уж она некрасива, бедно одета и не умеет себя вести, ей суждено стать мишенью записных остряков. Касьянова была именно такой.
Форма на вырост, нелепые ботинки, дешевые ленты в косах. Настороженный взгляд исподлобья и угловатость ребенка, выросшего в тесной каморке. Елена Касьянова, как сообщила классная дама, была принята на казенный кошт и «будет теперь учиться с вами, медам». Анна равнодушно глянула на нее и отвернулась. Ее больше интересовала книга, ждущая своего часа в сумке.
День прошел, как всегда, мимо. Запомнились только перемены, наполненные плеском волн, жарким солнцем и приключениями загадочного капитана. По дороге Анна грезила прочитанным. Мысленно она дописывала роман, добавив юнгу, в облике которого никто не угадал бы переодетую девчонку. Грубый толчок сбросил ее с литературных небес на самую что ни на есть реальную землю.
От неожиданности Анна не сразу поняла, что произошло. И только встав на ноги и отряхнувшись, она увидела, что пихнула ее Касьянова, которая бежала, не разбирая дороги. Гадать, от кого спасалась Елена, долго не пришлось: с веселым гиканьем за ней мчались их соученицы, человек пять или шесть.
- А вместо отца – прочерк!
- Колченогая!
- Убогая!
- Коза безрогая!
Не веря глазам, Анна смотрела, как девицы догнали свою жертву и окружили ее. Продолжая выкрикивать оскорбительную чушь, они начали забрасывать ее бумажными шариками, вымазанными в клее. Касьянова крутилась на месте, отмахивалась, но безуспешно: все платье уже было усеяно мерзкими комочками.
Кровь бросилась Анне в голову. Не задумываясь, она отбросила сумку, подскочила к ближайшей клумбе и схватила комок жирной, влажной после недавнего дождя земли. Прицелилась и швырнула его в гущу кривляющихся девиц. Есть! Второй комок молниеносно последовал за вторым. В волосы, за шиворот, в лицо! Не давая мучительницам опомниться, Анна растолкала их, схватила Касьянову за руку и вытащила ее из круга.
Анна неслась, волоча за собой Елену, и опомнилась только на пороге родного дома, в объятьях Пелагеи. Нянька властно сгребла обеих девочек и, подталкивая, потащила умывать, утешать и кормить.
Дальнейшее помнилось смутно. Папе удалось замять скандал. Елену больше не обижали. Анну тоже, но она оказалась окруженной некой полосой отчуждения. Впрочем, ее это не особенно заботило. Случись подобное снова, она бы легко нашла подходящую клумбу.
Уважаемый автор! Благодарю вас, рассказ просто чудесный. Вообще очень люблю ваши произведения и всегда их жду. Но няньку ведь Прасковьей зовут, или имеется в виду кто-то другой?
Уважаемый автор! Благодарю вас, рассказ просто чудесный. Вообще очень люблю ваши произведения и всегда их жду. Но няньку ведь Прасковьей зовут, или имеется в виду кто-то другой?
Спасибо, что читаете! Прасковья была домоправительница)))) нянька могла быть и Пелагея. Хотя вы правы, Пелагея наводит на неприятные воспоминания.
Отредактировано Lada Buskie (02.09.2023 21:13)
Спасибо, Лада!
Чудесная история о том, что все мы родом из детства. Повторюсь жаль, что во времени и пространстве два борца за справедливость слегка не совпали. С другой стороны, большую площадь, так сказать, охватили.
Интересно и несправедливо получилось. У мальчиков общество приняло сторону обиженного и защитника. У девочек - напротив, защитница окончательно встала вне остальных. И обиженную больше никто не пожалел. И думаю, что будь Елена даже и не незаконнорожденной, а просто бедной, все произошло бы так же. Аня, вероятно, ее и дальше опекала, но подругами они таки не стали. Мне почему-то кажется, что Лена все равно слишком чувствовала свое неравенство.
Как мне кажется, девочки иногда могут быть более жестоки, чем мальчики. Для них важны условности, скажем, нищета больший грех, чем воровство. Мальчики в этом смысле более демократичны.
Как мне кажется, девочки иногда могут быть более жестоки, чем мальчики.
Согласна(((
Кстати, травлю и общественный остракизм организуют всегда девочки. У мальчиков все про иерархию. Сильный и справедливый принимается обществом. Несмотря на двойку по поведению.
Девочки, не стоит идеализировать мальчиков. Исходя из своего опыта, с уверенностью могу сказать, что мальчики тоже могут инициировать травлю слабого (физически или интелектуально) и неуверенного в себе ребёнка. Если в классе есть стая отморозков, то им всё равно, кого травить и за что, а если стая состоит из физически сильных мальчиков, они могут весь класс затерроризировать. И здесь уже спрос с учителей. Впрочем, кмк, если кого-то из детей в классе или группе травят, этого сложно не заметить, поэтому спрос всегда в подобных ситауциях с учителей и воспитателей. Иногда взрослые сами пренебрежительным отношением к ребёнку могут спровоцировать негативное отношение к нему сверстников.
Откуда, к примеру, девочки из Аниной гимназии узнали, что у новенькой в метрике прочерк вместо имени отца? Навеняка услышали, как учителя судачили о том, что она незаконнорожденная.
Поскольку женщины по своей природе эмоционально более восприимчивы, женская жестокость, да, более изощрённая. Точнее, жестокость женщины, разрешившей себе быть жестокой, легко может стать бездонной. Это сродни алкоголизму, от которого, как известно, женщину излечить сложно.
Вот интересную статейку нашла о причинах жестокости девочек-подростков.
https://cyberleninka.ru/article/n/gende … o-vozrasta
Девочки, не стоит идеализировать мальчиков. Исходя из своего опыта, с уверенностью могу сказать, что мальчики тоже могут инициировать травлю слабого (физически или интелектуально) и неуверенного в себе ребёнка. Если в классе есть стая отморозков, то им всё равно, кого травить и за что, а если стая состоит из физически сильных мальчиков, они могут весь класс затерроризировать. И здесь уже спрос с учителей. Впрочем, кмк, если кого-то из детей в классе или группе травят, этого сложно не заметить, поэтому спрос всегда в подобных ситауциях с учителей и воспитателей. Иногда взрослые сами пренебрежительным отношением к ребёнку могут спровоцировать негативное отношение к нему сверстников.
Откуда, к примеру, девочки из Аниной гимназии узнали, что у новенькой в метрике прочерк вместо имени отца? Наверняка услышали, как учителя судачили о том, что она незаконнорожденная.
Я не идеализирую. Мой комментарий был о том, что в мальчишеской среде это связано с выстраиванием иерархии, поиском своего места в сообществе. Чаще всего они эту иерархию выстраивают через кулачные разборки. У слабого и бесхарактерного действительно шансов нет в таком сообществе занять достойное место. Если доказать свою силу и волю, то как минимум отстанут. У девочек другое. Там как раз идёт психологическая травля, порой очень изощрённая. И ум, воля, характер неугодной девочки её от этой травли не защитят, если органиовала её опытная интриганка и манипуляторша.
Афина, злые мальчики могут затерроризировать не только слабого мальчика, но и в смешанной группе стая парней-отморозков может периодически терроризировать девочку. И такое приходилось видеть. Девочка была интелектуально слабенькая, полусирота, отец её один воспитывал. За неё заступались, но всё равно закончилось тем, что отец забрал её из этой школы. "Стаю" расформировали по разным классам, кое-кого на второй год оставили, а одного родители в другую школу перевели.
Есть ещё пара историй, но они реально страшные, не буду рассказывать, чтобы Машу не расстраивать. Да и не пристало здесь такое писать. Ведь рассказ Лады — подарок на День рождения .
Скажу только, что гонителями были мальчики, и акцент был именно на психических измывательствах.
Лада, спасибо за рассказ! Очень интересно было увидеть кусочек детства наших любимых героев. Борцы за справедливость!
Спасибо за дискуссию, получилось интересно. Я в какой-то мере согласна и с Афиной, и с Елизаветой. У мальчиков другие правила, но и они могут давить на психику. Однако надо учитывать и эпоху. Как мне кажется, в гимназии, где учился Яков, существовали несколько иные понятия о чести, чем в современных гимназиях. Некоторые вещи немыслимы в наше время и наоборот: скажем, вряд ли весь класс в наши дни способен объявить предателю многолетний бойкот, а кибер-травля не имела аналогов в дореволюционных школах. Хотя компрометирующие слухи вполне могли распускаться гимназистками: в моем рассказе «прочерк в графе» как раз не факт, а дразнилка, как «коза безрогая», ведь незаконного ребенка не взяли бы в гимназию, тем более на казенный счет.
Отредактировано Lada Buskie (03.09.2023 20:12)
Хотя компрометирующие слухи вполне могли распускаться гимназистками: в моем рассказе «прочерк в графе» как раз не факт, а дразнилка, как «коза безрогая», ведь незаконного ребенка не взяли бы в гимназию, тем более на казенный счет.
А вот здесь могли быть и исключения. Например, Коля и Маруся Корнейчуковы, будучи незаконными, обучались в одесских гимназиях. Трудно, болезненно, с с унижениями для матери, и самих себя, но обучались. Колю исключили, подведя под указ о "Кухаркиных детях" (справедливости ради, будущий писатель отжигал неслабо). Маруся доучилась, она была девочкой не только умной и способной, но и серьезной и старательной. Но с аттестатом вышло вот как:
"Стыдно ему было и тогда, когда спрашивали об отце. И когда сестра Маруся получила аттестат с отличием, где между именем и фамилией не было отчества: строчка получилась постыдно короткая – и аттестат показался Коле «позорным клеймом, издевательством». В «Секрете» рассказывается, что в аттестате была еще более безобразная запись: «дочь крестьянки, девицы такой-то». Маруся, лучшая ученица, могла рассчитывать на место домашней учительницы – но ей брезгливо выговаривали: «Неужели вы думаете, что с таким аттестатом вас примут в какой-нибудь порядочный дом?» Маруся, получив оскорбительный документ, не пошла праздновать окончание школы с одноклассницами, а ушла плакать в «каламашки». Во втором варианте повести, вышедшем под названием «Гимназия», говорится, что Маруся скомкала свой аттестат и засунула глубоко в ящик стола..."
"«Секрет» полон горьких воспоминаний об унижениях и обидах. Одна из них – отказ предоставить семье обещанную новую квартиру, где был водопровод, жизненно важный для мамы с ее бесконечной стиркой. Они даже вещи уже упаковали для переезда, но стоило маме подать паспорт важному лицу, от которого зависело решение вопроса, как она услышала в ответ: «Тю-тю-тю! Что же это вы суетесь к нам с такими… пейзажами? Слава богу, не маленькая. Сами должны понимать: этаким в нашем доме не место» («Секрет»). В паспорте у мамы записаны абсурдные слова: «девица с двумя детьми».
[i]"С невенчанной матерью-одиночкой не здороваются соседи, ей не кланяются, и незаконные дети никогда не угадают, где их подстерегают новые унижения..."
Но, судя по всему, сестру и впрямь общество клевало сильнее(((. Может быть, здесь влияло убеждение, что мальчику легче сделать себя самому, доказать, что ты не верблюд?
Отредактировано Мария_Валерьевна (03.09.2023 22:02)
А вот здесь могли быть и исключения. Например, Коля и Маруся Корнейчуковы, будучи незаконными, обучались в одесских гимназиях.
Да, я помню. Бруштейн об этом пишет по-другому.
А девочки меньше ценились, по-моему, поэтому им и правда было труднее.
Да, я помню. Бруштейн об этом пишет по-другому.
У Бруштейн Институт Благородных девиц, эти заведения до самого конца были куда более консервативны. К тому же, проблема с Соней из "Дороги..." была еще и в том, что она по фальшивым документам, как дочь погибшего военного, училась в ИБД бесплатно. Так что, тут еще и страх, что откроется финансовая махинация.
А еще, наверное, многое могло зависеть от местности, города, начальства гимназии, мнения родителей других учениц. Опять же, какая гимназия - государственная, или частная... Поэтому, Елена может быть и просто бедной девочкой, и незаконной тоже.
У Бруштейн Институт Благородных девиц, эти заведения до самого конца были куда более консервативны. К тому же, проблема с Соней из "Дороги..." была еще и в том, что она по фальшивым документам, как дочь погибшего военного, училась в ИБД бесплатно. Так что, тут еще и страх, что откроется финансовая махинация.
А еще, наверное, многое могло зависеть от местности, города, начальства гимназии, мнения родителей других учениц. Опять же, какая гимназия - государственная, или частная... Поэтому, Елена может быть и просто бедной девочкой, и незаконной тоже.
Да, наверняка многое зависело от обстоятельств. Просто про Елену я точно знаю
Вы здесь » Перекресток миров » Анна Детективъ - сборник драбблов » Из чего же, из чего же, из чего же