У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Хочу спросить... могу ответить! » Как надо обсуждать поэтические тексты?


Как надо обсуждать поэтические тексты?

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Так как их надо обсуждать? И надо ли вообще? Для меня этот вопрос всегда представлял загадку.
Одно дело, когда текст сырой, в нем хромает ритм и нарушена рифма. Тогда понятно. А если текст достаточно гладкий, профессиональный. О чём стоит поговорить в этом случае?
Ваше мнегие, коллеги?

0

2

Если с техникой все в порядке, тогда - об образности, несомненно. "Дотянул" человек или нет до того, чтобы его поняли другие. Нет ли высокопарных слов, штампованных фраз. "Цепляет" или нет, и если нет - почему. Это как минимум.
Вообще лично мне стихи обсуждать сложно, особенно если это не общепризнанные авторы. Боишься человека задеть, обидеть ненароком. Иногда бывает так: с точки зрения "правильности" слово в строке стоит не слишком удачно, но поставишь на его место совпадающий по ритму "кирпичик", который обтесан совершенно правильно - и пропадает образ, теряется индивидуальность.
Как поступать в этом случае? Ведь все, кто сочинял стихи, сталкивались с подобными трудностями!

0

3

Как правильно оценить, а тем более проанализировать именно поэтическое произведение, - этот вопрос на нашем сайте приобретает актуальность, т.к. количество стихов на нём ежедневно растёт.

Вопрос интересный, так как стихи анализировать и просто и не просто одновременно. Во-первых, нравится или нет, - на этот вопрос мы отвечаем сами себе в первую очередь. Затем, о чём, о ком стихотворение и в одной ли плоскости сознания мы с автором произведения находимся, проще говоря, легко ли мы понимаем друг-друга или нет. Конечно, необходимо обратить внимание на выразительные стредства, которые использовал автор в своём произведении, а также на лексический, грамматический, ритмический, орфоэпический, стилистический, фонетический,и прочий "...ический" (какой только существует) строй языка стихотворения. Не может не заинтересовать то, как автор обращается с рифмами, насколько они интересны, не банальны.

Конечно, всё перечисленное не претендует на оригинальность. Об этом знают все, кто хорошо учился в школе и любил литературу, либо те, кто закончил гуманитарные факультеты в институте. Правда, справедливости ради стоит заметить, что любые знания лучше систематизировать. Поэтому определённая схема рассуждений (анализа) нам бы пригодилась.

Просматривая существующие материалы на данную тему, я убедилась ,что желание систематизировать и обобщить (слава Богу)возникло не только у меня, поэтому могу предложить некоторую поборку на данную тему. Уверена, что всё это пригодится и начинающим авторами и тем, кто уже какое-то время не мыслит свою жизнь без поэтического творчества:

Из методической копилки учителя русского языка и литературы из далёкого города Югра Марины Морозовой
План анализа поэтического текста
(восприятие, истолкование, оценка)
Скажем сразу, что план этот - примерный, возможный, скорее памятка, ориентир. Стихотворение - "живое", "пульсирующее смыслами" произведение искусства, поэтому "разъять" его на части - вовсе не значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак…
Восприятие:
• Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух или "про себя"? Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?
Истолкование:
• Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии: "Весенняя гроза", "К морю", "Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать"). К темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).
• Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров следует прочесть в "Словаре литературоведческих терминов" (любое издание). Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.
• Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.
• Средства художественной выразительности (тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.
• Звукопись (аллитерация и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа, например: "Как бушует, что ни шаг // Под ногами лист древесный" (Б.Пастернак).
• Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.

Сайт "Как просто" предлагает целую инструкцию, о том "Как анализировать любое художественное произведение" по пунктам:

1
Приступая к анализу любого художественного произведения, соберите информацию о времени и условиях его создания. Это касается общественных и политических событий того времени, а также этапа развития литературы в целом. Упомяните, как была встречена книга читателями и критиками той эпохи.
2
Вне зависимости от типа произведения необходимо определить его тему. Это предмет повествования. Также сформулируйте основную проблему, которую рассматривает автор – вопрос или ситуацию, которая не имеет однозначного решения. В контексте одной темы в произведении может быть рассмотрено несколько проблем.
3
Выделите идею, выраженную автором. Она заключается в предложенном способе решения проблемы. Если такового на данном этапе быть не может, писатель укажет на необходимость и сферу его поиска.
4
Напишите, каким вы увидели отношение автора к теме и проблеме произведения. Объясните, как вы пришли к такому выводу. Увидеть авторскую точку зрения можно как в прямых оценках и репликах, так и в подтексте.
5
Проанализируйте содержание и форму книги. Если перед вами поэтическое произведение, остановитесь на образе лирического героя. Расскажите, как он создается и описывается, какие мысли и чувства выражает. Предположите, насколько далек этот образ от реального, биографического автора.
Обратите внимание на форму произведения. Определите, каким размером оно написано, какие рифму и ритм использует автор, с какой целью. Охарактеризуйте тропы и стилистические фигуры, встречающиеся в тексте, и приведите примеры для каждого из наименований.
6
Если вы анализируете эпическое произведение, после определения тематики и проблематики назовите все сюжетные линии, которые есть в книге. Затем для каждой из них распишите сюжетную схему (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
7
Говоря о композиции, обратите внимание на то, как скомпонованы все части произведения, сопровождаются ли они рассуждениями автора (лирическими отступлениями), дополнительными образами и картинами, вставками дополнительных сюжетов («рассказ в рассказе»).
8
Опишите образы главных героев произведения, посмотрите, как они взаимодействуют, как развиваются конфликты.
9
После основной части анализа и лирики, и эпоса охарактеризуйте авторский стиль, т.е. особенности выбора темы, построения сюжета, языковых приемов, характерные именно для его произведений.
10
Далее определите литературное направление, к которому относится книга, и жанр произведения. Назовите признаки, которые на это указывают. Если автор несколько нарушил «каноны», расскажите, как и для чего он это сделал.
11
В заключении поделитесь своими собственными эмоциями и ассоциациями, вызванными книгой. Оцените, насколько актуально произведение и как оно воспринимается в современном контексте.

Найти можно здесь.Полезная ссылка: http://www.kakprosto.ru/kak-54910-kak-d … izvedeniya
А также ещё несколько обобщений, авторы которых, большие молодцы, ибо щедро поделились знаниями):

Вопрос-ответ с сайта: Moskow FAQ полезная ссылка: http://www.moscow-faq.ru/all_question/s … 231/126678
Сайт "Стихи.про. Школа поэзии Стихира" Статья Светланы Скорик - полезная ссылка:  http://stihi.pro/5-kak-ocenit-poyetiche … denie.html

Таким образом, анализировать поэтические произведения можно и даже нужно, потому что отклики в наших душах, они бесспорно вызывают, но инструментария, порой необходимого, под рукой не оказывается. Теперь, надеюсь, мы приблизились к решению проблемы. Удачи всем!

+1

4

Могу поделиться схемой, почерпнутой из публичных лекций Алтайской академии образования имени Шукшина.

Анализ поэтического произведения

План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:
- Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;
- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.
________________________________________
Анализ поэтического произведения
(схема)
Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство;
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная);
- определить организацию (композицию) лирического произведения;
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика...);
- определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение);
- определить звуковой рисунок;
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.
________________________________________
Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов
ЭПИТЕТ - художественное определение;
СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ИРОНИЯ - скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА - художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
________________________________________
Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
- антитезы – противопоставления;
________________________________________
Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)
- Аллитерация – повторение согласных звуков;
- Ассонанс – повторение гласных звуков;
- Анафора - единоначалия;
_______________________________________
Композиция лирического произведения
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Отредактировано язычник (01.09.2013 20:31)

0

5

Джиль из Лисса написал(а):

Иногда бывает так: с точки зрения "правильности" слово в строке стоит не слишком удачно, но поставишь на его место совпадающий по ритму "кирпичик", который обтесан совершенно правильно - и пропадает образ, теряется индивидуальность.
Как поступать в этом случае? Ведь все, кто сочинял стихи, сталкивались с подобными трудностями!

Джиль, посоветовать автору попробовать выражать свои мысли в прозе. :D

+1

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Хочу спросить... могу ответить! » Как надо обсуждать поэтические тексты?