2025 - ёлка на Перекрестке
Перекресток миров |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Перекресток миров » Вселенная мушкетеров » Как Рошфор и Портос пьяными прикидывались
Как Рошфор и Портос пьяными прикидывались
(Эпизод из фанфика по мотивам "Трёх мушкетёров" А. Дюма, не канон.)
***
В заведении мэтра Тьерри, трактире с комнатами, сдаваемыми внаём, опять случилась потасовка – уже второй раз за прошедшие три недели. Спрашивается, стоило ли чинить мебель и покупать новую посуду, чтобы благородные господа опять разнесли здесь всё до основания?
Помня об эдиктах, Портос даже не вынул оружия, а просто отшвырнул сразу двоих, пьяных в дым, гвардейцев, потом поднял скамейку и ею разметал ещё десяток дерущихся.
Какой-то дворянин с плащом, шпагой и шляпой в руках, спускавшийся в это время по лестнице, глядя на геркулесовы подвиги Портоса, усмехнулся и, как ему показалось, одобрительно кивнул, но тут же был сражен пролетающей бутылкой*.
– Черт! – выругался Портос, а незнакомец выронил шляпу, схватился за перила, покачнулся, закрыл глаза и стал падать вперед. Он бы точно сломал себе что-нибудь, хоть лестница была не слишком высока, но мушкетер, снова яростно выругавшись, рванулся к нему, подобрал шляпу и подставил плечо под бесчувственное тело.
Портос и сам не мог понять, почему вдруг бросился на помощь этому человеку, но сделал он это по какому-то непреодолимому побуждению. Потом он отнес незнакомца в относительно безопасное место под лестницей, подтащил ногой табурет и устроил его там, прислонив спиной к стене. Видно, ему крепко досталось ‒ он был бледен, а по шее стекала тоненькая струйка крови, пачкая дорогое кружево воротника.
Теперь Портос мог рассмотреть незнакомого дворянина – тот был темноволос, буйно кудряв и, пожалуй, хорош собой – такие женщинам нравятся.
Мушкетер недолго думая встряхнул его, отчего он тихо застонал и открыл глаза.
– Ох, слава богу, ‒ вздохнул Портос. – Вы в порядке, сударь?
– Не знаю… Что произошло?
– Вы намеревались упасть с лестницы.
– Э-эээ… А зачем?
От этого странного вопроса мушкетеру захотелось рассмеяться, но он сдержался и объяснил:
– Вам по голове попало. Бутылкой.
– Опять по голове? – непонятно с чего спросил незнакомец, нахмурился и приложил руку к ушибленному месту – на пальцах осталась кровь. – Цела хоть?
– Голова?
– Бутылка. Голове-то что сделается?
Портос несколько мгновений ошалело смотрел на дворянина, а потом фыркнул и начал хихикать. Тот криво улыбнулся, поморщился, непостижимым образом извлек откуда-то платок, вытер кровь с руки и с шеи, и так же ловко и незаметно спрятал его.
– Отчего вся эта свалка? – снова спросил он. – Господа гвардейцы снова что-то не поделили с мушкетерами?
– Как водится, сударь.
– Шумно тут. – Незнакомец отпрянул от упавших сверху обломков деревянного ограждения лестницы. ‒ Сейчас патруль будет. Не пора ли ноги уносить?
– Да уж, это верно. А вы идти сможете?
– Надеюсь, что смогу. Что-то нет у меня желания ночевать в тюрьме, да потом пока разберутся…
– Тогда вставайте, сударь! Но… вот черт, поздно! – воскликнул Портос, потому что в гостиницу входил отряд королевской полиции во главе с сержантом.
– Никогда не поздно! – промолвил дворянин, подымаясь с табурета. Пол тут же ушел у него из-под ног, и он крепко вцепился в плечо мушкетера. – Фу, как нехорошо!
– Вам помочь, сударь?
– Если вы не возражаете, я обопрусь о вашу руку.
– Да, конечно же, сударь! Но что же теперь делать?
– А вот что: скажите, я за пьяного сойду?
– Э-эээ… ну… ‒ Портос рассматривал его слегка растрепанные волосы, размазанную кровь на шее, немного помятый, но дорогой и безупречно сидящий на нем черный бархатный камзол, и не знал, что сказать.
– Так да или нет? – настаивал незнакомец.
– Скорее, да!
– Отлично! Подыграть мне сможете?
– Что вы задумали? – нахмурился Портос.
– Неважно! Ничему не удивляйтесь, держите меня крепче, и не позволяйте особенно буянить.
Портос опешил.
– Как вы сказали, сударь?
– Буянить не позволяйте, ‒ хмыкнул незнакомец. – И можете называть меня… Сезар.
– Что-то не нравится мне эта идея, сударь!
– Не беспокойтесь, всё получится, обещаю! Ну, вперед!
– Ох, сударь, и во что я только ввязываюсь! – пробормотал Портос и двинулся к двери, волоча на себе искусно притворяющегося нетрезвым незнакомца.
– А-а, сержант! – заплетающимся языком выговорил тот, едва оба они поравнялись с бравым полицейским. – Вы более чем кстати! Арестуйте-ка всех этих драчунов! И поскорее!
Дворянин широким жестом обвел поле битвы и чуть не рухнул на сержанта.
– Для начала я арестую вас, сударь! Соблаговолите-ка отдать мне свою шпагу!
– Э, вот еще! Мы ничего дурного не сделали! Ну, выпили, так повод есть! Мой друг, вот он, ‒ дворянин ткнул пальцем в Портоса, ‒ скоро женится на о-о-очень богатой невесте!
Незнакомец был до того пьян, что еле удерживался в вертикальном положении, глаза его косили, так и сходясь к переносице, и он не переставал глупо улыбаться – видно, он был из тех, что во хмелю делаются благодушными и сами не нарываются на драку.
– Рад за вашего друга, но это дела не меняет. Вы арестованы, господа, оба.
– Нет, постойте! – упрямо гнул своё незнакомый дворянин. – Да за что же? Мы сидели тихо-мирно, и тут вдруг началось: «Да здравствует король!», да «Долой кардинала!» И бутылкой по голове, больно так! Даже обидно!
– Угомонитесь, сударь! – пытался урезонить своего спутника мушкетер. – Извините его, сержант, он перебрал, и еще ему по голове попало, так он теперь и несет всякую околесицу!
– Ничего не околесицу, барон! Где же это слыхано, чтобы благородные дворяне, во-он те, что… гм!.. прикорнули в уголке, так непочтительно отзывались о его преосвященстве? – снова повернулся он к полицейскому и опять чуть не упал. ‒ Ну, мой друг и взялся за скамью… Заметьте, за скамью! А не за шпагу! А потом… гм!.. за столешницу! – ухмыльнулся незнакомец, указывая на жуткий разгром в трактире и стонущих пострадавших. – Не может он стерпеть, когда так отзываются о монсеньоре!
Тут он звонко икнул, прыснул от пьяного смеха, всё-таки повалился на сержанта и повис на нем. В этот самый момент он шепнул полицейскому пароль и добавил:
– Я граф Рошфор. Окажите мне содействие, и я в долгу не останусь!
Сержант опешил, понимая, что незнакомец совершенно трезв, вином от него не пахнет, просто он весьма ловко изображает пьяного, а внимательно вглядевшись в его лицо и встретив уверенный взгляд, окончательно убедился, что перед ним, должно быть, и есть начальник тайной полиции. Да и глаза эти… ведь правду говорят, что у него страшные глаза хищника, наперед знающего все уловки жертвы!
Видно, граф был здесь по какому-то важному делу, а если по делу кардинала, то мешать ему уж точно не следовало! Потому что это весьма опасно! Ну, и если он сказал, что в долгу не останется… Замешательство сержанта было коротким.
– Убирайтесь отсюда, господа, подобру-поздорову, ‒ строго проговорил он, хмуря брови и старательно изображая сурового стража порядка, а сам похолодел всё же от этой нечаянной встречи. ‒ И в другой раз не попадайтесь мне в таком неподобающем виде!
– Благодарим покорно, господин офицер! Только другого раза не будет! Его жена не пустит! – захихикал незнакомец, указывая на Портоса.
– Черт, Сезар, дружище, как же тебя развезло! А ведь твоя-то мегера тебя за это так отделает, что долго помнить будешь! Говорил я тебе, не пей лишнего! Портос одним духом выговорил эту тираду и обомлел от восторга – врать так вдохновенно и непринужденно ему еще не приходилось, и он удивлялся сам себе! И это ему нравилось! Тут же на краю сознания промелькнула мысль, что не следовало, наверное, переходить на "ты", и ещё Портос вдруг на мгновение засомневался, правильно ли он запомнил из какого-то разговора с Арамисом про мегеру... Мегару..? А, впрочем, какая разница – такого лёгкого и безрассудного веселья он давно не ощущал!
– Ик! – ответил тут его нечаянный приятель. – Ох, правда! Так я домой не пойду!
– Су-ударь!!!
– Не-не-не! Я лучше тут побуду! – И незнакомый дворянин неловко развернулся, намереваясь остаться в гостинице.
Мушкетер, недолго думая, схватил спутника за перевязь, сгреб в охапку и почти понес к выходу.
Сержант всё же хмыкнул, до того комичной была эта сцена, и жестом велел сопровождающим его полицейским пропустить незадачливых друзей. Очутившись на улице, Портос шумно вздохнул и выпустил из рук незнакомца.
– О, сударь! – промолвил тот. – Это было великолепно, особенно когда вы эту «мегеру» ввернули! Очень правдоподобно!
– Простите, сударь! – пробормотал Портос и зарделся от похвалы.
– Да полно, я не женат!
Мушкетер смотрел на незнакомца, молодого, немного худощавого и стройного, и невольно сравнивал его сразу с Арамисом и Атосом, хоть сходства между ними никакого не было, кроме изящества фигуры, несомненно знатного происхождения, пристрастия к дорогим кружевам и той загадочности, что его окружала. И если Арамис всеми силами старался поддерживать этот образ, то этому и стараться было не нужно.
Боясь быть невежливым, Портос отвел глаза и спросил:
– Могу ли я еще быть вам полезным, сударь?
– Благодарю, теперь я и сам справлюсь. Но простите, я не представился. Я граф д’Алли, к вашим услугам, сударь!
– Я тоже должен представиться, я…
– Вы – Портос, не так ли? Один из той знаменитой четверки! – улыбался незнакомец.
– Но как вы узнали? И почему назвали меня бароном?
– Я хотел было сказать «герцог», но вдруг бы сержант решил проверить? И, помилуйте, как не узнать мушкетера, который едва ли не семи футов росту!
– Почему мушкетера? Я же в обычной одежде, а не в голубом плаще!
– Вы так самозабвенно лупили скамейкой господ гвардейцев, что сомнения тут излишни! – Улыбка незнакомца была очень веселая и открытая.
– А вы кардиналист, что ли?
– Э… Можно и так сказать!
– Ого… Да вы и меня кардиналистом выставили перед сержантом! Зачем?
– Затем, что оба его брата служат в гвардии Ришелье!
– А! А откуда вы знаете? – изумился мушкетер.
– У меня должность такая, чтобы знать, – пожал плечами граф.
– Вы служите при дворе? Где-то я вас видел! Да! – обрадовался Портос. – Точно! Во время дежурства, в Лувре!
– Возможно. Я там часто бываю.
– Но, сударь, скажите, я еще нужен вам? Вы сами домой доберетесь?
– Надеюсь!
– И рискнете сесть в седло? – Портос рассматривал шпоры на сапогах незнакомца. ‒ Может, проводить вас?
– Верхом я точно не поеду! Но я не один, мой лакей с лошадьми ждет меня на соседней улице. Позвольте еще раз поблагодарить вас, сударь, я у вас в долгу. Видно, бог мне вас послал! А теперь прощайте.
Незнакомец поклонился, пристегнул шпагу, надел шляпу, закутался в плащ и исчез в ночной темноте. Некоторое время еще были слышны его шаги, но скоро все стихло. Портос вздохнул, почесал всей пятерней в затылке, пожал плечами и, спотыкаясь и чертыхаясь на каждом шагу, побрел к дому мэтра Кокнара.
________________________________________
*История говорит, что бутылки во время "ТМ" как тара для вина не были широко распространены по причине дороговизны стеклянных изделий, но канон есть канон – пусть будут!
Судя по добродушию Рошфора, этот эпизод случился уже после памятной дуэли с д'Артаньяном, окончательно примирившей обоих? А Портос очень мил, пришёл на помощь невинно пострадавшему.
Фанфик был лютый ООС, так что как там дело обстояло с дуэлью д'Артаньяна и Рошфора, и была ли она
Очевидно, что этот Портос не знает Рошфора, и уж тем более не знает в лицо.
Это канонный Портос рассуждал о том, что слышал от Арамиса накануне – о роли графа в деле Шале. И оценка была однозначной – "предатель, разбойник, висельник".
Здесь реализован другой вариант развития событий: встреча двух персонажей случайна, Портос по доброте душевной приходит на помощь незнакомцу, а тот оказывается вполне адекватным, даже обаятельным и отнюдь не "демоном". Не ходячая должность (начальник тайной полиции), а человек, который в ответ на услугу уводит Портоса из трактира, избавляя от общения с полицией.
И можно думать, что баронство Портосу в ближайшем времени обеспечено
Я бы сказала, что версия вполне встраивается в канон при некоторых условиях. В романе и впрямь нет указаний на то, что Портос знает Рошфора лично. Роль его в заговоре Шале, особенно в интерпретации, которая ходила в свете, он иначе оценить и не может. А тут живой человек, который нуждается в помощи. А наш Портос - добрый малый. Другое дело, что узнав, кому оказал помощь, он начнёт для себя сопоставлять. С одной стороны, вроде гад. с другой, повёл себя, как человек. Интересная коллизия может образоваться.
Версия моя встроена в канон, вернее, в некоторые лакуны канона. И поскольку Портос явно недооценен фанфикшерами, тут вполне можно позволить себе разгуляться.
Портосу ничто человеческое не чуждо - он очень живой, настоящий. И когда он узнает, КТО на самом деле тот самый граф... гм... (не для спойлера, поскольку продолжения нет) то реакция друзей может оказаться странной
Отредактировано ЮВ (17.01.2024 10:19)
Вообще, мне показалось интересной тема переоценки нашей четвёркой роли Ришелье в истории Франции. Поскольку таковая произошла, по крайней мере, у дАртаньяна и Атоса (про остальных мы просто не знаем, хотя у Арамиса - едва ли). На этом непаханном поле, думается мне, нашлось бы место и для графа Рошфора.
На этом непаханном поле, думается мне, нашлось бы место и для графа Рошфора.
Нашлось бы, особенно, если принять во внимание тот факт из канона, что это именно Рошфор помогал вытащить принца Бофора из Венсенна. А Гримо действовал не сам, а по указанию Атоса. Не может быть, чтобы графья наши не планировали совместных действий.
Хороший повод взяться за перо?
Вы здесь » Перекресток миров » Вселенная мушкетеров » Как Рошфор и Портос пьяными прикидывались