У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Другая ночь » Приложение. "Ассоциариум": отсылки и аллюзии. Главы 41 - 48..


Приложение. "Ассоциариум": отсылки и аллюзии. Главы 41 - 48..

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Глава Сорок Первая. «Кольцо Змеи».

1. «- Анна Викторовна, а вы не знаете, - пытается вывести ее из оцепенения Валя, - что означает рисунок: змея кусает себя за хвост?
… - Это знак бесконечности. Вернее, того, что все проходит. Меняется. И при этом – возвращается опять. Как лето и зима. Горе и радость. Смерть и жизнь. Ничто не может исчезнуть навсегда.
Помолчав, добавляет, уже проваливаясь в сон:
- Потому что любовь никогда не престает … »

Анна могла слышать о "Змее, кусающей себя за хвост" что-то от дяди, или читать в книгах, посвященных мистики. Но вряд ли изучала символику подробно, поэтому, дает то толкование, которое ближе всего ей, и связано с важными для нее самой понятиями.

Дополнение от Анны Завьяловой:

"Уроборос настолько известный и едва ли не архаичный символ — и в греческой философии, и в византийской культуре и, через неё, в русской культуре, что сложно представить образованного человека, который о нем мог только "что-то слышать" или читать в книгах, посвящённых мистике..." (ann_zavyalova).

Следовательно, оставляем только тот момент, что из множества толкований Анна выбирает те, что созвучны ее собственным мыслям и чувствам.

«Уробо́рос, ороборос (от греч. ουρά, «хвост» и греч. βορά, «еда, пища»; букв. «пожирающий [свой] хвост») — мифологический мировой змей, обвивающий кольцом Землю, ухватив себя за хвост. Считался символом бесконечного возрождения, одним из первых символов бесконечности в истории человечества. Также было распространено его изображение не в виде кольца, но в виде «восьмерки» ( … ) уроборос воплощает циклическую и преходящую природу вещей, а в применении к философии истории — учение о вечном возврате. То, что один бок змеи изображается светлым, а другой — темным, отражает извечное единство и борьбу противоположностей…»
https://teosofia-ru.livejournal.com/5664.html

В качестве символа, вынесенного в название главы, здесь змея так же означает сжимающееся вокруг героев кольцо угрозы. Всю ситуацию в целом, – и Полину-змею в частности. Но одновременно – это еще и знак того, что у героев есть силы противостоять. Ведь все возрождается, и «любовь никогда не перестает».

А кроме того, по верной ассоциации Swe-et, в этих главах на первый план выходит тема служения. Про Штольмана в этом смысле сказано много. Но если Анна – врач, она может работать только так. Чтобы – «Светя другим, сгораю сам». И никакие «кольца Змеи» этого не изменят.

Очень в тему был комментарий OxanaRR, в котором прозвучала отсылка к Первому сезону:

«АВ обладает чудесным качеством - сосредотачиваться на основной проблеме, в данный момент это больные, в том числе дети, и не требовать к себе повышенного внимания, слава Богу, хоть в этом не в мать. Ее любовь к Ш не мешает ей понимать, что ЯП в первую очередь полицейский. Как она сказала однажды: " Я рада даже тому, что вы позволяете мне быть рядом с вами. А на первом месте у вас служба. " Это не презрительное от Нежинской: "А, ты у нас еще и служишь! " (OxanaRR).

2. «— Аня, никто не пытался здесь … причинить вам вред?
Она покачала головой. Гримасы Кати, Шуры, и еще пары сестер — не в счет. Да и эти намеки на ее небезупречное поведение давно потонули в работе, усталости и боли за других …»

О том, как мало было нужно, чтобы о девушке заговорили злые языки, обладательницы которых сами могут быть небезупречной нравственности – в романе А. Ф. Писемского «Тысяча душ», который был мною прочитан как раз во время создания этих глав:

"Нужно ли говорить, какая туча сплетен разразилась после того над головой моей бедной Настеньки! Уездные барыни, из которых некоторые весьма секретно и благоразумно вели куры с своими лакеями, а другие с дьячками и семинаристами, - барыни эти, будто бы нравственно оскорбленные, защекотали как сороки, и между всеми ними, конечно, выдавалась исправница, которая с каким-то остервенением начала ездить по всему городу и рассказывать, что Медиокритский имел право это сделать, потому что пользовался большим вниманием этой госпожи Годневой, и что потом она сама своими глазами видела, как эта безнравственная девчонка сидела, обнявшись с молодым смотрителем, у окна. Приказничиха, с своей стороны, тоже кое-что порассказала. Она очень многим по секрету сообщила, что Настенька приходила к Калиновичу одна-одинехонька, сидела у него на кровати, и чем они там занимались - почти сомнения никакого нет.
- Как это нынешние девушки нисколько себя не берегут, отцы мои родные! Если уж не бога, так мирского бы стыда побоялись! - восклицала она, пожимая плечами..."(А. Ф. Писемский «Тысяча душ»).

Глава Сорок Вторая. «Заступники».

1. «Кто прав – родители, желающие дочери своего счастья, или девушка, избравшая другой путь? И чем обернется для нее принятое решение? Не принудит ли фиктивный муж к настоящему браку? Имеет право. Поди докажи – о чем вы там до венца договаривались. И с разрешением на учебу тоже самое – сегодня подписал, а завтра и забрать бумагу может … »

История фиктивных браков в Российской Империи обширна и интересна. Очень хорошо об этом явлении написано в уже упомянутом мною исследовании В. Пономаревой и
Л. Хорошиловой «Русская женщина: воспитание, образование, судьба»:

«Более честным, чем традиционное супружество, представлялся демократической молодежи фиктивный брак, если только он осуществлялся для «высоких целей». Показательно при этом, что и обществу в целом было гораздо легче примириться с фиктивным браком, чем с открытой независимостью женщины.
Фиктивные браки иногда оборачивались трагическими историями. Е. Н. Водовозова утверждает, что «фиктивный брак лишь очень редко оканчивался счастливо». Бывали случаи, когда, взяв по договоренности в жены девушку, стремившуюся к независимости, «развитию» и учению за границей, «муж» принуждал ее к сожительству, заставляя при помощи полиции жить с ним в одном доме, поскольку все права были на его стороне.
Но в мемуарах встречаются и счастливые примеры. О браке своих родителей рассказывает Лев Успенский. Его будущая мать мечтала о свободе, а освободиться от «оков» совей семьи она легче всего могла, выйдя замуж. Нашелся подходящий молодой человек, который согласился ей помочь. Они вели речь о том, что это будет не какой-нибудь «постое пошлое замужество», рассуждали об идеалах, «о дружбе, о самопожертвовании, о стремлении отдать … себя общему делу». При этом жених мечтал втайне сделать брак настоящим, и ему это удалось …» (Пономарева В., Хорошилова Л. «Русская женщина. Воспитание, образование, судьба. XVIII - начало XX века»).

"На заре жизни" - воспоминания Елизаветы Водовозовой я очень рекомендую всем, как широкую и подробную картину жизни и быта дворян и интеллигенции от 50-хх до 70-хх годов 19 века. Если вы читали «Историю одного детства», то она является сильно сокращенным вариантом. «На заре жизни» рассказывает далеко не только о детстве в поместье и институтском периоде жизни Лизы Цевловской.
https://litlife.club/books/129969/read

Знаменитая история превращения фиктивного брака ради спасения девушки от патриархального давления семьи в настоящий показана в фильме «Нас венчали не в церкви». Герои фильма – реальные люди, дочь священника из вятской губернии, Лариса Чемоданова и дворянин Сергей Синегуб, участник кружка «чайковцев». Кстати, именно в этом кино звучит песня «Две вечных дороги - любовь и разлука …».

Глава Сорок Третья. «Змея и Птица».

Безусловно, в названии главы мною и было задумано противопоставление Анны и Полины, и символика Змеи здесь исключительно негативная. Очень хорошо об этом сказала Irina G.:

«Змея и Птица ведь являются обитателями и, соответственно, символами небесной вышины и подземного сумрака. (Кстати, именно змеям ведь приписывают умение гипнотизировать). Так что свет и тьма очень удачно переданы этими образами. Анна, которая и сама словно птица, со своим свиристелем из светлого мира, где счастье сбылось – и Полина, «чорная ледья» (с), извивающаяся, как змея, и выгадывающая момент укусить…»  (Irina G.)

Глава Сорок Пятая. «Противоречия».

1. «Дядин почерк – быстрый, летящий, не слишком аккуратный, невозможно было не узнать. А вот содержание вызывало чувства довольно горькие. Письмо было странным. В нем Анну не то ругали, не то поддерживали. Казалось, что дядя пишет в особо тяжком состоянии вечной своей «болезни», и постоянно забывает, что же именно он хотел только что сказать …»

Здесь автором был дан еще один намек на дядино «раздвоение». Сочиняя письмо, истинный Петр Иванович то и дело перехватывал частичное главенство у своей Тени – но, увы, ненадолго. Пара строк, если не слов – и снова говорит НеПетр.

2. «Не за клиентов боится отец. За Лизу… Значит – любит? Конечно, любит, он же сам говорил об этом дочери – так страстно, убедительно. Надеялся, что они подружатся… Как ему это в голову пришло? Анна содрогнулась. Никогда! Ни за что! Она видеть не может эту… эту!»

Одна из самых странных сцен второсезонья, явно содранная с современности – предложение адвоката Миронова, сделанное дочери на тему «подружиться с Лизой». Чтобы в 19 веке, человек уровня, положения, воспитания и взглядов Виктора Ивановича в здравом уме и твердой памяти предлагал дочери сойтись поближе с его любовницей … Абсурд.

Мне однажды попалось обсуждение некоего «исторического романа», в котором Николай Первый лично проводит своим дочерям ликбез по поводу почти обязательного присутствия в жизни мужей – любовниц. Уровень вхараткерности и историчности разговора ВИ и Анны о Лизе примерно на том же уровне, что и в упомянутом произведении.

Глава Сорок Седьмая. «Возвращение».

1. «Анна по-прежнему понимала только одно – Раймонда просит ее не верить. Но кому? И в чем? Петух, змея, кровь… Один раз мелькнула картина, напомнившая церемонию бракосочетания. Причем осуществлял его тот самый мужчина, который ранее столь собственнически обнимал Раймонду. Но место жениха рядом с ней занимал другой…»

Здесь Анна увидела то самое бракосочетание, о котором в главе «Тень-тень-потетень» подробно расскажет Раймонда. Попытка Гийома устроить судьбу избранницы (и их ребенка), выдав женщину замуж за их общего друга, Пьера. Однако, задумка не удалась по причине ревности Гийома, и брак был им самим объявлен недействительным.

«Все эти мирные годы Белибаст вел довольно странную жизнь: человек Божий без истинного призвания, плохо обученный проповедник без особого дарования, он жил в одном доме со спутницей, Раймондой Пикьер из Аксат, фиктивной супругой, чтобы избежать ловушек Инквизиции и ввести в заблуждение ее агентов. Однако она стала его настоящей любовницей, и когда она забеременела, он выдал ее замуж за Пьера Маури…»
(Анн Бренон «Истинный образ катаризма»)
https://bibleoteca.narod.ru/annbrenon.pdf

«Гийом, действительно, жил в одном с доме с катарской верующей Раймондой Марти и ее дочерью. Но постепенно проблема стала заключаться том, что они не просто претворялись супругами, а стали ими во всех смыслах - несмотря на то, что катарские священники дают обет безбрачия.  Известно, что у них был ребенок. Белибаст, таким образом, утратил рукоположение, и чтобы восстановить его, должен был уйти от Раймонды, обучаться и креститься заново. История гласит, что  он делал это четырежды - не в силах выбрать между любовью и обязанностями клирика…»
(Исторический блог2020. Тема 10.История Гийома Белибаста - последнего катарского священника).
https://author.today/post/86728

2. «- Аня… - снова слышит она свое имя, которое отец выдыхает как-то тихо и мучительно, словно преодолевая сопротивление…»

Абсолютно правы были те, кто сразу заметил в этом эпизоде борьбу истинного Виктора Ивановича с Тенью. Здесь именно он зовет дочь по имени. Увы, на большее сил покамест не хватило.

О Невикторе Немиронове в этой главе, как и Сашеньке Вишневском из предыдущей, хорошо сказала в комментариях SOlga:

«У вас вообще очень хорошо получаются "бытовые подонки" какими-то мелкими штрихами, почти незаметно, передать гнилую человеческую душу, действия которой, увы, под уголовный кодекс не попадают(( … »(SOlga)

Именно так – «бытовые подонки». К сожалению, не только они. Некоробейников так просто – эталон такого создания.

Глава Сорок Восьмая. «Останься!»

1. «- Ненавижу, - со слезами говорит она, - как же я их ненавижу!
- Кого?
- Тех, кто придумал все это, и сделал… с нами! – горячо восклицает Анна, - это же невозможно, так не бывает, так не могло быть! Нас как будто кто-то ненавидит, и мучает! За что? Что мы сделали?»

Автор вложил в это «ненавижу» все свое отношение к сюжету Второго сезона и способам «развития» персонажей. Читатели это хорошо почувствовали. Отдельно я хочу выделить ассоциацию Старого Дипломата, и его литературный совет, который, возможно, еще кому-то пригодится:

«Мария Валерьевна, "ненавижу" - это наше общее, можно сказать, коллективное сознательное по отношению к бракоделам и "похитителям сутей".
(Вам как ценителю добротной советской прозы могу посоветовать прочитать эту замечательную юмористическую повесть - "Похитители сутей" - советского писателя-фантаста Владимира Савченко, главным героем каковой является Порфирий Петрович Холмс-Мегрэ)» (Старый Дипломат).
https://libking.ru/books/sf-/sf/48266-v … sutey.html

2. «У них есть то, чего никогда не сможет понять этот сумасшедший гипнотизер, возомнивший себя великим.
То, что они смогли сохранить в разлуке, то, что не было убито Тенями, ложью и клеветой. То, что преодолело и боль, и смерть…»

Спасибо за еще одну ассоциацию (которую автор не планировала, но не может с ней не согласиться) с миром «Гарри Поттера» от Irina G.:

«А еще этот абзац, воспевающий так и не названную, светлую и могучую силу, пробуждает такую ассоциацию:
«В Отделе тайн есть комната, которая всегда заперта… Там хранится сила, одновременно более чудесная и более ужасная, чем смерть, чем человеческий разум, чем силы природы. Пожалуй, она еще и самая загадочная из всех сокровищ, что там хранятся. Именно этой силой ты обладаешь в достатке…»
И именно поэтому Тень и не выдержала…» ( Irina G.:).

______________________________________

Продолжение следует.

+5

2

Очень люблю и фильм "Нас венчали не в церкви", и романс "Любовь и разлука"... Прочитала у вас о них и захотелось пересмотреть-переслушать. Нашла клип с кадрами из этого фильма, но он мне не понравился, каким-то невыразительным показался, что ли. Зато попался замечательный клип с кадрами из "Звезды пленительного счастья". Оставлю ссылку здесь:
https://m.youtube.com/watch?v=EMJCwIshpPc
Спасибо, Мария Валерьевна, за ностальгические воспоминания, и за вашу кропотливую работу спасибо.

+2

3

Мария_Валерьевна написал(а):

Анна могла слышать о "Змее, кусающей себя за хвост" что-то от дяди, или читать в книгах, посвященных мистики.

Сложно с этим согласиться. Уроборос настолько известный и едва ли не архаичный символ — и в греческой философии, и в византийской культуре и, через неё, в русской культуре, что сложно представить образованного человека, который о нем мог только "что-то слышать" или читать в книгах, посвящённых мистике.
Тем более, до реформы ещё далеко, изучение античной культуры лежит в основе образования :))

+1

4

ann_zavyalova написал(а):

Сложно с этим согласиться. Уроборос настолько известный и едва ли не архаичный символ — и в греческой философии, и в византийской культуре и, через неё, в русской культуре, что сложно представить образованного человека, который о нем мог только "что-то слышать" или читать в книгах, посвящённых мистике.

Спасибо за дополнение) Даже если и так, значения выбрала те, которые были ближе ей самой. Потому что таковых у символа все равно слишком много.

+1

5

Мария_Валерьевна
Кстати, Маша... я перебралась в Петербург окончательно☺️

+1

6

ann_zavyalova написал(а):

Мария_Валерьевна

Кстати, Маша... я перебралась в Петербург окончательно☺️

Это очень здорово!)

+2

7

ann_zavyalova

ann_zavyalova написал(а):

Сложно с этим согласиться. Уроборос настолько известный и едва ли не архаичный символ — и в греческой философии, и в византийской культуре и, через неё, в русской культуре, что сложно представить образованного человека, который о нем мог только "что-то слышать" или читать в книгах, посвящённых мистике.

В текст части Приложения в несла изменения). Еще раз спасибо за конструктивное замечание!

+2

8

ann_zavyalova написал(а):

Тем более, до реформы ещё далеко, изучение античной культуры лежит в основе образования

Также еще стоит отметить, что в XIX веке уроборос присутствовал и в "массовой культуре" в форме популярных немецких схем для вышивок шерстью (Berlin woolwork) и бисером, в которых преобладали композиции с эмблемами любви и дружбы и разнообразными аллегориями, которые легко считывались современниками.

Вот например, схема "Цветочный венок с обвивающейся вокруг него змеей, кусающей себя за хвост. 1815-1829 гг."

https://i.imgur.com/A5FlAZNm.jpeg https://i.imgur.com/J4I5twvm.jpeg

и одно из ее воплощений, "Вышивка мелким бисером по холсту, 1840-е гг. Изобр.: уроборос, увитый цветами, первые буквы названий которых составляют слово «freundschaft». Знак вечной дружбы. "

https://i.imgur.com/h9uhqJcm.jpeg

И вот, такой зубастый змий как символ вечности + акрограмма "дружба" = "вечная дружба".

Анна могла увидеть такое дамское рукоделие, например, в альбоме или в чьей-нибудь усадьбе.

+5

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Другая ночь » Приложение. "Ассоциариум": отсылки и аллюзии. Главы 41 - 48..