Что ж, буду столь наглой, что открою эту тему, выложив свою первую работу по жанру фентези, написанную в 9-10 классе школы.
Научный руководитель: Плотникова Ирина Анатольевна
Бессменные консультанты и вдохновители: Мацковская Елена Юрьевна, Анютки в количестве двух штук :-* и Даня (которому отдельное спасибо, он сам знает за что ;))!

Предисловие

Современному человеку, как воздух, необходима романтика. Кто из нас, приходя с работы, из школы или института, не берёт в руки какую-нибудь книгу, дабы отвлечься от жестокой реальности и обыденной жизни и, хоть ненадолго, окунуться в прекрасный литературный мир, наполненный романтикой, героизмом, приключениями. Всё это влечёт нас в неведомый мир книг, который невозможно познать целиком. Что же такого находим мы в нём?
Каждый находит в мире книг что-то своё. Каждому открывается только его маленькая личная тайна, которую могут не заметить остальные. Дети взахлёб читают про Гарри Поттера, а  во сне летают на самой совершенной метле, раскрывая самые страшные тайны, или отважно встревают в самые невероятные приключения вместе с Алисой Селезнёвой, Питером Пеном. Мальчишки-подростки переживают приключения Волкодава, Хэна Соло, Нэда Гамильтона, Скунса, Фродо, Индианы Джонса, доблестных Ментов. Герои приключений воспитывают в них чувства долга, чести, справедливости.
Девушкам интересны терзания влюблённых героинь. Они и сами готовы шагнуть в неизведанный мир и очертя голову ринуться на помощь любимому герою. Нередко в личных дневниках появляются стихи, а иногда даже истории, где главная героиня очень похожа на автора, но при этом обладает всем тем, чего не достаёт реальной девчонке. Она, конечно не Зена, не Бешеная, не Ши-ра, но тем не менее, у неё хватает сил, мужества и умения, чтобы спасти единственного любимого человека, жертвуя ради него даже жизнью.
Но ведь не только дети и подростки зачитываются приключениями. Взрослые тоже с удовольствием читают их. Без приключений и героев, которые не могут жить без приключений, не было бы этого невероятно интересного мира книг. Взрослые читают детективы, фантастику, мистику, ужасы, любовные романы, юмористические рассказы, фэнтези, непосредственно приключенческие романы. Хотя без приключений не обходятся и произведения вышеперечисленных жанров.
А ведь приключения, где герои попадают в различные не обыденные, необычные ситуации, существовали еще с древнейших времён. Доступным на этой стадии человеческого развития способом познания мира  стал миф. Герои мифа необычны, не чета простым смертным, но и ситуации, в которые они попадают,  под силу только Героям.
Тогда, в далёкие времена мифов, «родились» герои, которых нередко можно встретить на страницах современных книг. И вовсе  не потому, что автор решил украсть персонаж, а потому, что люди уже настолько к ним  привыкли, что появление архетипического героя воспринимается как само собой разумеющееся.
Мой личный интерес к суперпопулярному сегодня жанру «фэнтези» заставил меня заняться исследованием происхождения и законов жанра. Логика изучения этой темы привела меня к проблеме архетипических героев, толпами кочующих по страницам приключенческой литературы.
Предметом моего особого интереса стали философско-психологические аспекты поведения героев. Это тем более необходимо, потому что, литературные произведения, мы привыкли «разнимать, как труп», поверять гармонию алгеброй структурного анализа, вычленяя особенности сюжета, основные выразительные средства. Но ведь философия произведения чаще всего заключена в психологии и поступках героя, закономерности которых и относят его к тому или иному архетипу.
Я надеюсь, что эта работа может заинтересовать тех, кто любит произведения приключенческого жанра и видит в них нечто большее, чем просто развлекательную литературу.

Почему меня заинтересовала фантазия

Сейчас фэнтези является одним из самых популярных и самых читаемых жанров современной литературы. У современного человека возникла необходимость (или потребность) окунуться в нереальный мир. Литературный жанр фэнтези – это новый способ реализовать такую потребность, и в связи с этим проблема происхождения, развития и становления под влиянием других жанров литературы современного фэнтези является особо актуальной и является предметом моего исследования.
На данный момент современная фэнтези очень разнообразна и разножанрова, причём есть фэнтези, чётко выражающая то или иное направление, а есть также «смешанная». Проанализировав большое количество произведений этого жанра (Дж. Р. Р. Толкин «Властелин колец», Мария Семёнова «Волкодав», М. Муркок «Повелители мечей», А. Белянин «Рыжий рыцарь» и др.), изучив несколько статей критиков (К. С. Льюис «Развенчание власти», У. Х. Оден «В поисках Героя») можно сделать следующий вывод: стиль фэнтези, элементы которого проявлялись и ранее в некоторых жанрах литературы и фольклора, не признан литераторами и слабо изучается литературоведами, хотя в фэнтези нередко поднимаются большие проблемы реальной жизни. До сих пор законы этого жанра изучали только сами авторы фэнтези -  такие как Дж. Р. Р. Толкин («О волшебных сказках») и упомянутый выше К. С. Льюис («Развенчание власти») и др. Также из всего прочитанного (см. библиографию) ясно, что фэнтези как жанр литературы долгое время был не востребован, и резкий толчок в его развитии произошёл в первой половине XX столетия. Почему у людей появилась потребность в этом жанре,  я тоже попыталась выяснить.

Анализ прочитанного позволяет прийти к такому заключению: этот жанр не изучался прежде, его происхождение неясно, терминология и признаки жанра не определены.

Ставим перед собой следующие задачи:
вывести определение фэнтези,
выяснить мировоззренческие корни жанра «фэнтези» и его литературных предшественников,
определить направления современной фэнтези,
рассмотреть фэнтези как выражение психологической потребности современного человека,
исследование глубинных законов жанра.

Я сформулировала гипотезу первого исследования исследования таким образом: жанр «Фэнтези» необходим современному человеку, поскольку удовлетворяет его психологические потребности своими специфическими средствами.

«Фэнтези» как жанр литературы

Анализ существующих определений.
Во время своей работы я сталкивалась с несколькими определениями фэнтези, но чаще всего встречалось такое: фэнтези – это романтическая фантастика. Возникает вопрос: что такое фантастика. Всеволод Ревич даёт определение, с которым я полностью согласна. Фантастика – это наша реальность, доведённая до абсурда [«Память человечества», предисловие]. Но я не согласна с данным определением фэнтези. На мой взгляд фэнтези и фантастика уже настолько отошли друг от друга, что определять одно через другое стало невозможным, так как основным атрибутом фэнтези является магия, а фантастики – технология.
Также я встретила следующее определение: Фэнтези  представляет собой историческое и символическое описание нашего субъективного жизненного опыта [«В поисках героя», Уистен Х. Оден]. Это определение подходит больше, чем первое, но всё-таки оно не полно и не включает в себя особенности жанра.
В «Энциклопедии для детей» есть такое определение: «жанр фэнтези предлагает читателю реальность, похожую на сказку» [Энциклопедии для детей, М.,Аванта, 2000, Русская литература, ХХ век, часть 2, статья «Фантастика 90х годов. Фэнтези»]. Я практически полностью согласны с этим определением, но считаем, что фэнтези уже отдалилось от сказки.
И ещё одно определение, встреченное там же: « Фэнтези – это произведения, авторы которых делают вид, что всё изображённое ими может существовать – на другой планете, в ином времени или же в далёком прошлом»
В современных книгах (в предисловиях и вступлениях) говорится в основном о биографии автора, его писательских достижениях. Нередко можно встретить такие фразы: «… один из лучших авторов русской/зарубежной фэнтези», но нигде не даётся чёткое определение фэнтези. Поэтому я поставила перед собой задачу вывести более чёткое определение, хотя необязательно оно будет исчерпывающим и полностью охватывающим жанр. Это сделать практически невозможно, так как фэнтези развивается очень быстро, и каждый новый автор вносит что-то новое. Но я попытаелась вывести определение более точное и полное по сравнению с приведёнными выше определениями.

Для того, чтобы вывести определение, сформулируем несколько признаков и специфических особенностей жанра.
1. В книгах этого жанра действия происходят обычно в вымышленном мире. Т.е. не в «стране грёз», где могут не соблюдаться элементарные законы (например, земное притяжение, или элементарная логика), а в вполне реальном мире, с теми же, что и на Земле законами: планеты круглые, 2+2=4, живущие там дышат воздухом (хотя он может быть отличен от Земного) и др.
2. Живущие в вымышленном мире не обязательно люди, либо люди с изменённой внешностью. Но эти существа обязательно наделены какими-то человеческими качествами: будь то любовь или ненависть, преданность или предательство - эти качества характеризуют героя как личность.
3. Есть несколько отличные от реальности элементы. Некоторые существа, населяющие этот мир, обладают необычными способностями: магия, бессмертие, провидение, создание магических предметов, левитация и др.
4. И ещё один неотъемлемый признак фэнтези, который выделяет фэнтези из похожих произведений – это Путь, который должен пройти Герой для достижения Цели. (Далее я рассмотрю все эти понятия в фэнтези.)

Последний признак позволяет отдифференцировать фэнтези от произведений других жанров – мистики и волшебной сказки, - в которых могут присутствовать три предыдущих признака.

Итак,  выведено четыре основных признака фэнтези. Есть ещё много признаков, но так как современное фэнтези очень разнообразно, то признаки меняются с изменениями жанра. А по этим четырём признакам можно безошибочно определить фэнтези любого направления.
Наше рабочее определение фэнтези, выведенное на основе анализа определений, предлагаемых другими авторами и поверхностных признаков фэнтези таково: фэнтези – это литературный жанр,  интерпретирующий проблемы реального мира в вымышленном мире, предлагающем специфические возможности их разрешения.
Иными словами, психологические проблемы, существующие в вымышленных мирах фэнтези, присущи психологии современного человека. Фэнтези занимается конструированием возможных социальных (реже – экономических) отношений между людьми (существами) в иных, невозможных на сегодняшний день,  условиях.
Таким образом,моя а формулировка тяготеет к определению, данному Уистеном Х. Оденом в плане психологического отражения жизненного опыта. Однако считаем необходимым остановиться на специфических чертах фэнтези, как жанра «фантастики мечей и волшебства».

Происхождение и развитие жанра

Литературный энциклопедический словарь одним из источников современной фантастики называет мифотворческое народнопоэтическое сознание, выразившееся в волшебной сказке и героическом эпосе. Фэнтези в существе своём предопределена многовековой деятельностью коллективного воображения и представляет собой  продолжение этой деятельности, используя и обновляя постоянные мифические образы, мотивы, сюжеты в сочетании с жизненным материалом истории и современности. Фэнтези эволюционирует вместе с развитием литературы, свободно сочетаясь с различными методами изображения идей, событий. [Литературный энциклопедический словарь, Москва, советская энциклопедия, 1987г.]
У любого народа до принятия таких религий, как христианство или ислам, существовали «языческие» многобожные религии, которые основывались на попытках людей объяснить самим себе природные явления, естественные природные процессы – в общем, всё, что было для них загадочным и таинственным. На религии основывались традиции народа, нравы, быт, обычаи, нормы поведения. Религии нужна основа. Этой основой были мифы.
Мифы у многих народов очень похожи, так как люди объясняли одни и те же явления и события. Например, у многих народов миф о сотворении Мира начинается словами: «Сначала не было ничего. Был только хаос…» - в скандинавских мифах [Мария Семёнова, «Поединок со змеем», С.-Петербург,1999г. ] и в мифах Древней Греции [ И.Кун, «Легенды и мифы древней Греции»]. За тем из этого хаоса появляется основа будущего Мира, чаще всего это яйцо, из которого появиться Бог (или Боги), затем этот Бог сделает из нижней половины яйца Землю, а из верхней – Небо (скандинавские и индийские мифы). Обычно Боги чётко делятся на «плохих» и «хороших».

Боги живут в новом мире, еще не «опробованном» людьми (люди появляются, как правило, позже). В этом мире немного другие законы, но нет полного отхода от реально существующего мира.
У богов есть друзья-животные. Но тоже обычно превосходящие простых животных так же, как Боги превосходят простых смертных. Это, например, Пегасы, волки-оборотни, восьминогие лошади (скандинавские мифы [Мария Семёнова, Поединок со змеем ] )
Бок о бок с богами живут и другие нереальные существа – помощники Богов. Это могут быть эльфы, гурии, нимфы, гномы и др. У этих «светлых» существ есть «тёмные» враги, служащие тёмным Богам: тролли, гоблины, злые великаны и др.
Итак, в мифах, как и в фэнтези, события происходят в ином мире и имеются нереальные – мифические - существа и животные.
Но почему же в нашем современном мире люди вновь обращаются к мифу? Как считает Карл Г. Юнг, существует глубокий пласт внутреннего мира – коллективное бессознательное, которое обладает всеобщей сверх личной природой. Его идея такова: существуют некие архетипы – доопытные структуры, служащие регулирующим принципом формирования творческого материала. В основе любого мифа лежат такие архетипы, они же стали и основанием для жанра фэнтези. Юнг выделяет следующие архетипы: Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Тень (низший человек в нас, личное бессознательное), Персона (совокупность социальных масок), Самость (наше истинное интегральное «Я», к которому мы лишь бесконечно приближаемся через процесс индивидуации). [ Современная Философия: словарь и хрестоматия, Ростов-на-Дону, Феникс, 1995г.]
В любом фэнтези, как и в мифе присутствуют женское начало – героиня и мужское начало – герой, кроме этого обязательно присутствие противника – зла, той самой нашей тёмной половины, каждый герой является отдельной личностью, являющейся совокупностью черт, присущих людям.

У современной фэнтези есть несколько литературных и фольклорных предшественников, под влиянием которых и развивается современная фэнтези.

Эпос, легенда, рыцарский роман, исторический роман.
Из выведенного в настоящей работе определения следует, что фэнтези представляет собой реальный мир в изменённом виде. Мы видим это на примере исторического фэнтези, произошедшего из эпоса, легенды, рыцарского и исторического романов. В основе этих произведений лежат исторические события. Умберто Эко – писатель и лингвист - говорит об этом так: «…существует три способа рассказывания о прошлом. Первый способ – romance. От романов «Бретонского цикла» до Толкина, включая и «готический роман». Здесь прошлое используется, как антураж, как предлог, как фантастическая предпосылка: среда, дающая свободу воображению. Поэтому действие romance не обязательно должно быть отнесено в прошлое. Для этого действия важно только разворачиваться не «сейчас» и не «здесь», а так же чтобы о «сейчас» и «здесь» вообще ничего не говорилось, даже аллегорически. Большая часть научной фантастики на самом деле romance. Romance – это повесть о «где-то».
Технологию превращения исторического сюжета в фэнтезийный описал профессор английской филологии Дж. Р. Р. Толкин: «Совершенно очевидно, что король Артур – тоже историческая личность… - попал в горшок, где довольно долго варился вместе со множеством древних образов и явлений из области мифологии и волшебной сказки, и даже с такими «заблудшими овцами» истории, как Альфред Великий, что оборонялся от датчан и, наконец, явился вновь – уже в качестве короля Волшебной Страны» [I; 423].

Волшебная сказка
Один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. От других видов художественного эпоса  сказка отличается тем, что сказочник рассказывает, а слушатели воспринимают её прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает сказку связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Сказка оптимистична: добро побеждает, зло терпит поражение. [Литературный энциклопедический словарь, Москва, советская энциклопедия, 1987г.]
Персонажи сказки - необычные люди и животные. Главный герой (или героиня) сказки является уникальным, что выявляется посредством испытаний, которые может пройти только истинный герой. При этом герой путешествует по нереальному миру «тридевятое царство», «тридесятое государство». У героя обязательно есть противник (который может и не быть врагом в прямом смысле этого слова). [Приложение к издательству Дж.Р.Р. Толкина «Сильмариллион», Уистен Х. Оден «В поисках героя»] В сказке обязательно разделение на «белое» - добро, и «чёрное» - зло. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что сказка является литературным предшественником фэнтези, так как содержит фэнтезийные элементы. Причём сказка послужила основой для традиционного – традиционного фэнтези. Вот что пишет профессор филологии Дж. Р. Р. Толкин о волшебных сказках: « Царство волшебной сказки поистине беспредельно, и чего в нём только нет: разнообразные звери и птицы, глубокие озёра и реки, безбрежные моря, высокие небеса и бессчётные звёзды, чарующая красота и вечная опасность, радость и горе, острые, как клинки» - или так: «Волшебная сказка - это такая история, которая имеет непосредственное отношение к Волшебной Стране (вымышленному миру), сама будучи любого жанра – сатирической, приключенческой, морализаторской или фантастической» [«О Волшебных историях» Дж. Р. Р. Толкин – приложение к «Сильмариллиону»]

Мениппея ( Мениппова сатира).
Жанр античной литературы, характеризующейся свободным соединением стихов и прозы. Для мениппеи существенно создание фантастической среды обитания для своих персонажей, которая переворачивает общепринятую иерархию ценностей, порождает особый, свободный от всяких условностей  и предрассудков тип поведения героев. [Литературный энциклопедический словарь, Москва, советская энциклопедия, 1987г.]
Следовательно, мениппея, обладая признаками фэнтези (фантастическая среда обитания) является литературным предшественником ещё одного направления фэнтези – иронического.

Готический роман, мистика.
Готический роман (от англ. The Gotic novel) - роман  «ужасов и тайн». Готическому роману свойственно изображение сверхъестественного, загадочного, мрачного. Сюжеты, как правило сводятся к таинственным преступлениям, герои отмечены печатью рока и демонизма. [Литературный энциклопедический словарь, Москва, советская энциклопедия, 1987г.]
В готическом романе действия происходят не совсем в реальном мире, сама атмосфера этих произведений мрачна, таинственна, фантастична.
Готический роман дал начало такому направлению фэнтези, как мистическое.
Детектив.
Традиционно определяется как ветвь приключенческой литературы, посвященная раскрытию загадочных преступлений. Детектив стал одним из самых читаемых жанров современной «массовой культуры». [Литературный энциклопедический словарь, Москва, советская энциклопедия, 1987г.]
Кажется, детектив ничем не похож на фэнтези, но авантюры, интриги и преступления, характерные для этого жанра, не остались без внимания авторов фэнтези. И детектив стал основой для ещё одной ветви фэнтези – детективное фэнтези, к котором эти тайны переносятся в вымышленный мир и разрешаются всеми мыслимыми и немыслимыми способами.

Классификация фэнтези
По происхождению от различных жанров литературы я предлагаем следующую классификацию произведений жанра фэнтези.

Историческая фэнтези.

Представляет собой исторический роман, в котором сочетаются исторические события и факты, которые придают произведению оттенок реальности, и фэнтезийные элементы, которые делают это произведение несколько интересней и неожиданней - такие элементы, как атрибуты, магические способности персонажей, нереальные проблемы и методы их разрешения. Примерами такой фэнтези могут служить произведения русского фэнтези: «Ладога» Ольги Григорьевой и «Валькирия» Марии Семёновой.

Ироническая фэнтези.

Являет собой своеобразную карикатуру  на наш реальный мир. Там магия, атрибуты и необычные способности – бутафория для придания той или иной ситуации оттенка иронии. Вполне обычные ситуации могут выглядеть очень смешными, если к ним прибавить неожиданные и (или) невозможные способы их разрешения. Ярким примером здесь, конечно же, являются «МИФические истории» Р. Л. Асприна, произведения Андрея Белянина, «Ночь в одиноком октябре» Роджера Желязны. 

Мистическая фэнтези.

Современная мистика - особый, не подчиняющийся другим законам, жанр, который ближе всего подходит именно к фэнтези, так как там события основаны на ирреальных предпосылках и черной магии.
В произведениях этого направления героям приходиться преодолевать страшные препятствия, проходить ужасные испытания. Иногда герой отступает или терпит поражение. Элементы фэнтези придают приключениям героя ещё более страшный и опасный характер. Из-за жутких испытаний поражение или отступление героя (что обычно не происходит в других направлениях фэнтези) не кажется неправильным, невозможным и не осуждается как страх или малодушие героя. Оно воспринимается как должное.  Эта фэнтези паразитирует на детских страхах, вызывая к жизни  архетипы коллективного бессознательного. Именно таковыми являются «Талисман» и «Тёмная башня» Стивена Кинга и «Повелители мечей» Майкла Муркока.

Детективная фэнтези.

Произошла путём слияния традиционной фэнтези и детективных историй. Это обычная закрученная авантюра, которую раскручивает сам герой, его противник (если герой является подозреваемым) или абсолютно посторонний персонаж. Элементы фэнтези в данном случае усложняют расследование, хотя в какой-то мере и помогают ему. Здесь ярко выражен элемент поиска. Как считает Уистен Х. Оден: «Поиск – древнейший, сложнейший и самый популярный из литературных жанров. В некоторых случаях произведения в жанре поиска основываются на исторических событиях, а также на ряде жизненных сюжетов. Однако неизбывное очарование этого жанра связано с тем, что Поиск представляет собой историческое и символическое описание нашего субъективного жизненного опыта» [IV; 551].
Это побочное направление фэнтези, основанное на поиске и своеобразно усиленное при помощи детектива. В качестве детективной фэнтези я взяла Роджера Желязны «Ночь в одиноком октябре» и А. Белянина «Тайный сыск царя Гороха». Но в большинстве случаев лихой детектив в среде фэнтези превращается в карикатуру, как и произошло в двух вышеперечисленных произведениях.

Боевая фэнтези

Особый класс жанра представляет собой боевая фэнтези. Распространение этот сравнительно новый класс получил с совершенствованием новых технологий и мультимедийных возможностей, которые дали начало множеству компьютерных игр. В таких играх психологическая подоплёка отсутствует, ярко выражена атрибутивная сторона и доведена до абсурда цель Героя: «Всех уничтожить!». Литературным предшественником этого класса является боевая фантастика, берущая, в свою очередь, истоки у кинобоевиков. Литературный пример удачной боевой фэнтези – это сага о «Звёздных войнах», продолжаемая рядом зарубежных авторов: Терри Брукс, Кевин Андерсон, Тимоти Зан и другие.

Типология.

Проанализировав библиографию и литературных предшественников жанра, я поняла, что произведения этого жанра отличаются друг от друга. В одних произведениях главную роль играют атрибуты и магия, а в другом – психологические мотивы поведения героев и аспекты взаимоотношений. Это дало основание выделить два основных типа фэнтези:  традиционная – атрибутивная  и  нетрадиционная – психологическая фэнтези.

Традиционная – атрибутивная фэнтези

Происходит из мифа и волшебной сказки и выделяется тем, что практически не претерпела каких-либо изменений. В  традиционной атрибутивной фэнтези есть очень чёткое разделение на добро и зло, выражающееся в какой-то одной личности или сущности. Например, «Повелители мечей» Майкла Муркока. В этом произведении сущностями зла являются боги Хаоса – повелители Мечей, а сущностями добра являются боги Закона, на чьей стороне и выступает Герой. Так же чётко там выделены атрибуты персонажей. Это же очень ярко вино в повести Роджера Желязны «Ночь в одиноком октябре», где каждый персонаж имеет свой обязательный атрибут и своего обязательного помощника – животное.

Нетрадиционная – психологическая фэнтези

В отличие от традиционной, претерпела в плане структуры довольно существенные изменения под влиянием реалистических и исторических романов. Нетрадиционная психологическая фэнтези настолько приблизилась к реальности, что некоторые произведения, относящиеся к этому типу фэнтези, трудно распознать. Отходят на второй план атрибуты, магия, открытые противостояния добра со злом. Всё это завуалировано: герои становятся менее однозначны и далеко не идеальны. Примером хорошей нетрадиционной фэнтези мы можем взять роман «Волкодав» русского автора Марии Семёновой. В этом произведении хорошо прописан психологический портрет Героя – последнего из своего погибшего племени. Он прошел каторгу, стал воином с одной целью: отомстить и умереть. Герой отомстил, но стремление умереть у него отходит на второй план, так как он встречает двоих людей, нуждающихся в помощи. При этом сам герой далёк от идеала – он хладнокровно убивает всех, кого считает врагами. Это ещё одна отличительная черта психологического фэнтези - в отличие от традиционной, там нет только функциональных персонажей. Персонажи фигурируют в нетрадиционной фэнтези как люди, с их чётко прописанными характерами, целями, возможностями. И они обычно не исчезают бесследно из поля зрения героя, выполнив какую-то свою единственную функцию (как нередко происходит в традиционной или просто плохой фэнтези), а оставляют чёткий след в жизни героя. Нередко бок о бок с ним идут Идеалы – персонажи, которые остаются неизменны, потому что не нуждаются в изменениях. Они являются незыблемой точкой опоры для Героя. Этим самым автор ярко показывает, что Герой в первую очередь Человек и что он не идеален.

Исследование глубинных законов жанра «Фэнтези»

Внешних признаков, выделенных на первых этапах настоящего исследования, оказалось недостаточно для понимания хотя бы основных законов жанра. Поэтому в этом разделе я выделила следующие подструктуры жанра: атрибутивную и философскую.

Атрибутивная подструктура  - это те яркие детали в произведениях фэнтези, которые «лежат на поверхности» и сразу бросаются в глаза – атрибуты жанра (отсюда и название). Остановимся подробнее на анализе атрибутивной подструктуры. Критериями сравнения традиционной и нетрадиционной фэнтези будут:

Герой (внешняя сторона),
магия (волшебство напоказ),
атрибут (как Героя, так и его спутников),
поиск (к чему идёт Герой),
Враг,
спутники (люди, идущие бок о бок с Героем),
помощники (нереальные существа)
поединок.

В фэнтези Герой чаще всего является носителем добра. В традиционной фэнтези он обычно отличается от остальных по внешним признакам. В трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец» Герой – хоббит Фродо – «невысоклик». У М. Муркока в «Повелителях мечей» Герой - последний из адагов и внешне отличается от тех, кто населяет «его» мир – мабденов. А в нетрадиционной фэнтези героя отличают особые личные обстоятельства и обособленность от окружающего мира. Например, в романе «Валькирия» Марии Семёновой Героиня Зима отличается от своих соплеменниц недюжинной силой и тем, что «засиделась в девках» - ждёт своего Героя. Естественно, её не понимают.

Магия – неотъемлемая черта фэнтези, но и магия бывает разной. В традиционной фэнтези это та самая магия, которую мы привыкли называть волшебством: стихии, подчиняющиеся воли человека, яркие спецэффекты и прочее. Ярким примером такой магии в традиционной фэнтези являются маги Светлого Совета в эпопее «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина. В отличие от этого, в нетрадиционной фэнтези такая магия скрыта и завуалирована. Там основой является магия разума и чувств. Вспомнить хотя бы мать Кан Кендарат – жрицу богини Кан с её волшебным искусством Кан-Киро, основанным на любви: «Именем Богини, да правит миром любовь!». [ Мария Семёнова – «Волкодав»].

Атрибут. В традиционной фэнтези атрибутом является предмет, принадлежащий какому-либо персонажу. В то время как в психологической фэнтези атрибут различается не с первого взгляда, так как это не предмет, выделяющий его. Такое мы видим у Роджера Желязны в  «Ночь в одиноком Октябре», где каждый персонаж имеет своего помощника – животное и магический предмет – обязательный атрибут. В нетрадиционной фэнтези атрибутом персонажа является его личные свойства и достоинства, присущие только ему. Такое очень хорошо видно на примере Волкодава, неотъемлемой частью которого является его меч – Солнечный Пламень и его животная часть – серый волкодав знаменитой веннской породы, в которого иногда превращается Герой. Так же достаточно хорошо виден атрибут Ланселота – Рыцаря, совершившего проступок – это его Грех. [Теренс Х. Уайт «Свеча на ветру»]

Поиск, как я уже выяснила, играет большую роль в произведениях этого жанра. Но и здесь есть некоторые особенности и отличия в двух типах фэнтези. В традиционной фэнтези Герой ведёт поиск – ищет свою цель и пытается её достичь, но не более. Как, например хранитель Фродо в эпопее «Властелин колец», который, выполнив свой Долг Героя, не может оставаться в этом мире и уходит вместе с эльфами за море (Дж. Р. Р. Толкин «Властелин колец»). В психологической же фэнтези Герой скорее ищет себя в этом мире и ищет добро в себе. При достижении этой цели, Герой всё больше и больше совершенствуется. Говоря математическим термином – бесконечно приближается к идеалу. Такой поиск себя и изменения Героя, стремящегося к идеалу, мы видим у Олега в романе О. Григорьевой «Ладога». Из деревенского парнишки Славена, который умирает в нём, когда он ходит с ньярами, он превращается в безжалостного воина Хельга, который «возвращается к жизни», познав горе друзей и узнав любовь. А затем становиться Русским Князем – Вещим Олегом.

Враг – обязательный элемент фэнтези. Без него нет сюжета. Но как показывают нам разнообразные произведения фэнтези, даже Враг Героя представляется в разных обличиях. В традиционной фэнтези это одно лицо или сущность, концентрирующее с себе основные человеческие пороки, главными из которых являются алчность и жажда всевластия. Также он обладает сверхъестественными возможностями, что осложняет противостояние Героя и затрудняет его победу. Таких Врагов Героя мы видим в трилогии М. Муркока «Повелители мечей». В первой книге это валет мечей, во второй – дама мечей, в третьей – король. И каждый из этих врагов сильнее, чем предыдущий. Поэтому Герою всё труднее и труднее бороться со Злом без чьей-либо помощи.
Что же отличает психологическую фэнтези в этом плане? В этой фэнтези зло чаще всего не представляется одним лицом или сущностью. Это приходящие персонажи, в которых не собраны все грехи и пороки, а есть и положительные стороны. Но в данной ситуации приходящий персонаж становиться Врагом для Героя в силу какого-то своего отрицательного качества, породившего «неправильный», «Злой», по мнению Героя (а так же автора и, благодаря ему, читателей) поступок. Итак, мы видим, что у Героя нетрадиционной фэнтези есть «ситуативный» Враг, с которым нужно бороться «здесь и сейчас», либо тот, кому Герой поклялся отомстить  в силу каких-то обстоятельств. И в качестве примера я опять же приведу «Волкодава» Марии Семёновой (это очень хорошая психологическая фэнтези). В этом произведении Врагом Героя – Пса (тогда он ещё не был Волкодавом) становится Волк – надсмотрщик на каторге (соплеменник и бывший приятель). Герой его убивает в поединке и выходит на свободу. Следующим его Врагом становиться кунс Винитарий, истребивший род Волкодава и продавший самого его в рабство. Далее следуют ситуативные Враги, с которыми Герой расправляется как умеет.

Спутники Героя. Как уже ясно из этих слов, сейчас мы рассмотрим тех персонажей – Людей – которые идут бок о бок с Героем в течение повествования. Но даже такой неизменный элемент, как Спутники Героя, может по-разному выделятся в разных типах фэнтези. Рассмотрим по порядку.
В традиционной фэнтези это чаще всего персонажи, выполняющие какую-то определённую функцию (или несколько функций в зависимости от сюжета и положения по значимости), так, например, девять хранителей (Дж. Р. Р. Толкин «Властелин колец»). И, заметьте, их обычно столько же, сколько противников – слуг Врага. На том же примере – девятерых хранителей выбрали с учётом, что столько же и назгулов – призраков-кольценосцев.
В нетрадиционной фэнтези Спутники Героя скорее не функциональны, а являются друзьями и оказывают духовную поддержку Герою (а зачастую и физическую). Иногда эти персонажи более совершенны, чем Герой. Тем самым автор показывает, что сам Герой не идеален, ведь он хоть и Герой, но тем не менее он Человек, а идеальных людей не бывает. Это делается для придания произведению еще большей реалистичности. Возьмём уже привычный пример «Волкодава». Рядом с ним идут трое спутников: Ниилит, Тилорн, Эврих. Первые двое кажутся Герою Идеалами, хотя сами себя они таковыми не считают. Идеалы способны на то, на что сам Герой, по его мнению, не способен (хотя он нередко и ошибается). Они способны любить, несмотря не все невзгоды, которые им пришлось пережить, хотя он (Волкодав) не замечает, что и сам, выросший на каторге, матёрый воин, любит своих друзей. Третий – Эврих – хоть и кажется непохожим на Волкодава с первого взгляда, на самом деле показывает ему,  каким Герой был и каким он мог стать. И еще: в психологической фэнтези ничего не происходит случайно. Волкодав встретил этих троих потому, что не мог не встретить.

Помощники Героя в фэнтези элемент привычный, позаимствованный у волшебной сказки. Поэтому чаще всего в фэнтези они присутствуют. Помощники - это животные, наделённые особыми качествами: разумом, быстротой и т.п. Причём иногда помощники есть не только у Героя, но и у его Спутников. Как, например, во «Властелине колец» Дж. Р. Р. Толкина, у самого Героя – хоббита Фродо нет Помощников, а у Спутника Героя – Мага Гендальфа он есть. Это очень быстрый и умный конь – Светозар (Сполох), который нередко выручает Мага в трудную минуту.
В нетрадиционной фэнтези таких Помощников чаще нет, потому что только функциональные персонажи там не нужны. Но на примере романов А. Бушкова «Рыцарь из ниоткуда» и «Летающие острова» мы видим, что Помощники Герою иногда нужны. Так, Сварога нередко спасает скорость и недюжинная сила «домашнего питомца» - огромного пса (точнее щенка) и советы странного существа, похожего одновременно и на кошку и на енота – домового.

Поединок. Кульминация сюжета фэнтези – это обязательный поединок со злом. В традиционной фэнтези он, как правило, однократен (если это не боевая фэнтези) и весь сюжет ведёт Героя к этому поединку со Злом. Такой поединок бывает как физический, так и магический. Иногда бывает и тот и другой. Поединок может быть и не только таким – явным – но и происходить глубоко в душе Героя. Как правило, чтобы победить внешнее Зло, Герой должен победить Зло в самом себе. Причём, если фэнтези действительна хорошая, то поединок со Злом внутри Героя есть и в традиционной и в нетрадиционной. О плохой я здесь не говорю. Поединки внутри Героя мы видим и во Фродо («Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина), и в Олеге («Ладога» О. Григорьева). Только в психологической фэнтези нет магических поединков. Это единственная разница типов фэнтези по этому параметру.

Таким образом, я закончила анализ атрибутивной подструктуры двух типов фэнтези. Конечно, нельзя утверждать, что этот анализ достаточно полон. Наоборот, в этом плане есть большие перспективы исследования.

Философская подструктура отличается от атрибутивной тем, что рассматривает не яркие и заметные детали, лежащие на поверхности, а глубокие философские и психологические тонкости жанра фэнтези. Критериями сравнения здесь будут являться:

Психологический портрет героя,
Воплощение Идеала,
Образ Зла,
Восхождение к Идеалу,
Мотив Страдания,
Образ Цели,

Психологический портрет Героя в фэнтези всегда присутствует. Но в традиционной фэнтези психологический портрет героя нужен для того, чтобы объяснить, почему  именно этот персонаж является Героем – обосновать его избранность. В нетрадиционной же психологический портрет необходим для сопереживания Герою, а не только для обоснования избранности и поступков. Чтобы понять Героя, нужно знать его как личность, знать его психологический портрет, понять, почему он идёт к своей цели, почему он страдает (а без страданий не обходится ни один Герой).
Рассмотрим психологические портреты Героев на примере традиционной фэнтези – принц Корум (М.Муркок  «Повелителях мечей») и нетрадиционной – Ланселота ( Т.Х.Уайт «Король былого и грядущего»)
Корум. Изначально беспечный и мягкотелый, становится свидетелем гибели всего своего народа. Смерть сородичей ожесточает Героя, перенесённые им самим пытки и увечья (отсечённая кисть, выколотый глаз) заставляют чувствовать себя калекой.
Ланселот. Некрасивый мальчик, считающий своё несовершенство Божьей карой за что-то, живущий с чувством вины и комплексом неполноценности.
Ни тот, ни другой Героями себя не осознают. Таким образом, для развития сюжета необходимы какое-то несовершенство будущего Героя, не осознание себя в будущем, мечты о «несбыточном». На самом деле они могут осуществить свои мечты при определённом условии – встреча с тем, что (или кто) воплощает его Идеал.

Идеал. В традиционной фэнтези это мир, человек, сущность, воплощающие всё к чему стремится Герой. У Корума это Ралина – женщина из враждебного ему народа мабденов, которая спасла и полюбила его, невзирая на недостатки и увечья.
В нетрадиционной фэнтези Идеал – это точка опоры, не подверженная изменению. Для Ланселота это король Артур, воплощающий духовную красоту и благородство, к которым стремится сам Герой.

Образ зла. Гармоничное развитие сюжета фэнтези требует наличие образа зла, воплощённого в человеке или сущности, с которой борется герой. Но глубинный психологический смысл этой борьбы состоит в том, чтобы победить это зло внутри самого себя. Как для традиционной, так и для психологической фэнтези характерен образ зла не только и не столько вынесенный вовне, то есть воплощенный, но и осознаваемый Героем, как часть себя самого, которую необходимо победить, подчинить Добру.  Важными аспектами образа зла являются алчность, жажда власти, готовность к подчинению и страх смерти [IX; 119-120, 134]
Добро в конечном итоге всегда побеждает, но не потому, что Зло слабее «количественно». Всё дело именно в качественных различиях. Зло проигрывает в силу присущих ему качеств [IV; 568] например, в силу недостатка воображения: Герой может представить зло в себе, но зло никогда не поймёт логику добра. Прежде чем победить воплощение зла, Герой побеждает зло в себе.

Именно в этом заключается процесс Восхождения к Идеалу. Если строго проанализировать произведения хорошей фэнтези, независимо от типа, то может показаться, что такое восхождение невозможно, потому что Герой не приходит к осознанию себя как Идеала. Именно это даёт ему право и возможность развиваться дальше. Этим-то он и остаётся привлекателен для читателя. Это порождает в нас убеждение, что и мы, в нашем реальном мире, можем совершать это восхождение. Важен процесс восхождения – поиска Идеала в себе.
В строгом смысле слова нельзя считать победителем ни Фродо, который отказался от предназначения у самого края пропасти, ни Ланселота, который оказался недостоин Грааля и лишь на миг ощутил себя прощённым, излечив сэра Урия, ни Волкодава, победившего мать Кендарат, но не завершившего искоренение зла в тех рамках, которые он установил (Самоцветные Горы, бесчеловечность брата Хономера) [прошу читателей учитывать, что анализ "Волкодава" проводился, когда еще не вышло продолжение "Звездный меч"].
Для чего авторы фэнтези оставляют нам открытый финал, не завершают процесс восхождения  Героя к Идеалу? Здесь имеет место ещё один аспект философской подструктуры фэнтези – Мотив страдания. Зачем нужен этот элемент? Я пришла к выводу, что именно в этом аспекте заключён реализм фэнтези, привлекающий к нему читателей самых различных категорий: мир несовершенен, человек в нём страдает. Фэнтези в заострённом варианте предлагает нам столкнуться со страданием, связанным с ситуацией выбора. Именно выбора, поскольку физические страдания для Героя несущественны. Он потому и избран, что может их преодолеть. «Герои сказок идут вперёд, не страшась неизвестности, оставляя всё…» (Э. Фромм, [IX; 116]). У героев отсутствует страх смерти, поскольку они «существуют здесь и сейчас», вне времени, поскольку для них цель состоит в процессе, а не в объекте, которого можно достичь [IX; 134]. Иными словами, к физическим страданиям герой готов, они не составляют проблемы. Не составляют проблемы и те психологические страдания, которые навязаны внешним миром [IX; 128]. Страдания для героя – аспект нравственный, связанный с проблемой выбора. В традиционной фэнтези это выбор между добром и злом, а в нетрадиционной это выбор Героя между двумя системами идеалов. Если для хоббита Фродо страдания выражались в выборе между Добром и Злом, в подавлении жажды власти в себе – и он выбрал Зло и власть, хотя и был близок к победе, то у Ланселота страдание выражается в выборе между Артуром – идеалом чистоты и благородства – и Гвиневерой – идеалом любви. Такие страдания Герою не навязывает окружающий мир, эти страдания связаны с внутренним миром Героя. Причём он старается никого в это не впутывать, справиться сам, отводит свои проблемы от друзей.

Образ Цели. Я считаю, что цель Героя – это подвиг (даже неосознанно). А подвиг, как известно, совершается не для себя, а на  благо другим. Философский смысл фэнтези как жанра заключается в преодолении себя. Стандартный образ цели может состоять в достижимом объекте (гора Ородруин), но чтобы достичь цели, Герою приходится достичь определённой степени внутреннего совершенства – того самого, о котором в глубине души мечтаем мы все.
Именно поэтому мы читаем и любим фэнтези. «Мы восхищаемся Героями, потому что в глубине души сами хотели бы быть такими, если бы могли» - Эрих Фромм [IX; 116].

В целом, можно сказать, что в традиционной фэнтези Цель Герою задана внешними обстоятельствами. Часто выглядит как восстановление гармонии в мире. В нетрадиционной же Цель для себя выбирает сам герой, сам ставит себе задачу установления гармонии в мире, или делает это «попутно» - вместе с решением внутреннего конфликта.

Жанр «фэнтези»  как средство удовлетворения глубинных психологических потребностей современного человека.

Через это проходит каждый

Каждый маленький ребёнок входит в мир взрослых чистым и ничего не знающим об этом жестоком мире. Со временем он начинает понимать этот мир, хотя и не всегда правильно. Но чтобы понять этот мир, его надо исследовать, что и делает ребенок. А исследует он чаще всего не один и не с родителями, а с товарищами по интересам – со сверстниками. Как пишет в своей книге психолог М. Осорина: «Примерно после пяти лет, следуя традициям детской субкультуры, которые естественным образом  воспроизводятся в каждом новом поколении, дети объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств большого мира. Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир» [II; 7]
Как видите, дети воспринимают современный мир немного иначе, чем взрослые. И какой ребёнок не любит мечтать? Дети мечтают по одной простой причине – взрослые создают в «большом мире» свои правила поведения, которые ребёнку не всегда нравятся. А где ребёнок чувствует себя раскрепощённым, не обязанным делать что-то против воли? Конечно же в своих фантазиях. Дети – это своеобразная история человечества: от «первобытной» слепой веры, что дождь идёт потому, что кто-то выше нас захотел покататься на тучах, до осознанного выбора религии. От «конструирования» лука, стрел, меча или рогатки из попавшей под руку деревяшки, до осознания того, что за нанесение телесных повреждений их ждёт суровое наказание. Детство – это фэнтези наяву.

Мир детства на новом уровне

Почему же потребность в фэнтези возникла именно сейчас, в век прогресса и суперновых технологий?
Современный человек в нашем мире, живущий по законам своего государства стеснён внешними обстоятельствами. При современных технологиях человек вроде не должен ни в чём нуждаться, но именно эта «свобода» и стесняет человека. Это может показаться странным, но в современном мире практически не осталось места для романтики, без которой не может жить человек. Закомплексованный современный человек вынужден искать выход своим чувствам, эмоциям, переживаниям. Людям, которым не нравится реальность, необходима отдушина – свой собственный мир, где можно жить по своим законам. Поэтому люди возвращаются к своим детским мечтам: начинают писать о приключениях в чужом мире, подсознательно вспоминая свои детские исследования взрослого мира.
Так из детских фантазий вырастает современная массовая культура. Со своими популярными авторами, поклонниками – читателями. Люди, уставшие от ежедневной рутины, в свободное время с удовольствием окунаются в мир «магии и мечей»
К тому же современный человек страдает не только от детерминации внешними обстоятельствами. Видя каждый день в средствах массовой информации новости о безнаказанном насилии, жестокости, войнах, коррупции и других несправедливостях современного мира, он подсознательно восстаёт против этого и интуитивно ищет справедливость, ситуации, где, по его мнению, победу одерживает «правая» сторона, отстаивающая справедливость и добро.
Современный человек не только хочет разнообразить свою нудную жизнь невероятными приключениями, а вдобавок бежит от реальных несправедливостей и реального зла к волшебным и необычным способам разрешения своих проблем. Человек ищет в мире фэнтези победу добра над злом. Фэнтези переняла эту черту у волшебной сказки.
Фэнтези отражает одну из самых основных потребностей человека во все времена: победа Добра над Злом, торжество справедливости.
И ещё одно: « …один из уроков волшебных сказок (если можно говорить об уроках там, где никто ничего не преподаёт) заключается в том, что в неоперившемся, неуклюжем, себялюбивом юнце разговор об опасности, горе и тени смерти может пробудить достоинство, а иногда и мудрость» - Джон Р. Р. Толкин [I; 458]

Вместо вывода на промежуточном этапе исследования.

Итак, анализируя всё сказанное выше, я делаю вывод: фэнтези как литературный жанр поднимает те же проблемы, что и другие жанры, находится в родстве со всей общечеловеческой культурой, то есть помогает человеку познать самого себя.
Фэнтези – синтетический жанр литературы, развивающийся по многим направлениям в соответствии с законами тех жанров, от которых произошёл. Вместе с тем существуют специфические законы фэнтези, выяснению которых была посвящена вторая часть данной работы.
Моими научными достижениями являются:
определение двух типов фэнтези и качественных различий между ними,
классификация произведений данного жанра,
определение и исследование атрибутивной и философской подструктур фэнтези, лежащих в основе любого произведения  независимо от его типа и класса,
сравнительный анализ типов фэнтези с использованием этих подструктур,
выделение соотношения реалистического компонента и волшебной атрибутики в произведениях традиционной и нетрадиционной фэнтези,
анализ психологических потребностей современного человека, которые послужили толчком для развития современной фэнтези.

На основании всей проделанной работы я могу предложить качественно новое определение жанра фэнтези:
Фэнтези – это литературный жанр, где глобальные философские проблемы решаются символическим языком волшебной сказки.

К тому же, на мой взгляд, данную работу можно и нужно продолжать, так как здесь не хватает исследования характерной архитектуры данного жанра. Этот вопрос может стать предметом дальнейших исследований.
Кроме того, можно ещё более углубить анализ внешней и внутренней подструктуры произведения и расширить круг произведений, на основе которых этот анализ делается. Также интересно будет разобраться в характеристиках архетипических героев согласно классификации Карла Густава Юнга и, возможно, углубить теорию архетипов в литературном плане.