У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Трактир "Три пескаря" » Искусственный Интеллект и литературное творчество.


Искусственный Интеллект и литературное творчество.

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

«Вкалывают роботы – счастлив человек?»

Прежде всего, сразу хочу предупредить, что, говоря о литературном творчестве, я имею ввиду и оригинальные произведения, и фанфикшен. Последнее я не считаю «низким жанром», оценивая, как любой художественный текст.

А еще -  в своих размышлизмах я не касаюсь случаев, когда ИИ используется как поисковик, энциклопедия, или живой специалист, у которого уточняется важный момент. «Как устроен фотоаппарат определенной марки и в каком году он появился», «Какая прическа была модной в определенном году», «Как выглядел письменный прибор 19 века», и прочее – абсолютно понятные вопросы и запросы автора, за которые лично я, поклонник проработанной матчасти, готова только благодарить и жать писателю руку. Как и консультировать по известным мне темам, ни в коей мере не претендуя на соавторство. 

Но если ИИ используется как генератор целых фрагментов текста, из которых в итоге по большей части и начинает состоять произведение – вот это уже совсем другое явление. Оно само по себе не вызывает у меня ни зависти, ни раздражения, ни смертоубийственных планов. Скорее глубочайшее недоумение и огромный вопрос во все небо – «Зачем?».

Зачем отказываться от самого себя? От трудной, но важной и интересной работы по переплавке сюжетов, вопросов, тем, жизненного опыта – в связный текст, объемный новый мир, который живет и дышит так, как это придумаешь, обоснуешь и напишешь ты сам?

Нет, я понимаю те случаи, когда автор просто на этом зарабатывает деньги, и другой возможности гнать количество нужных знаков без остановки у него нет. Не хватает времени/таланта/сил, уверен, что именно его личные темы и сюжеты покупаться не будут … Если это вопрос физического выживания, то ради хлеба люди и не в такое «потогонки» впрягались, отодвинув высокие материи прочь. Правда, обычно и относились к своей деятельности соответственно.

Но если ты пишешь потому что хочешь писать и тебе есть, что и как сказать миру? Если надеешься встретить своих читателей, которым будет по душе именно твое творчество? Какой смысл в том, чтобы вместо себя выставлять ИИ, который писал твой текст, на 20 ли, 50, или 90 процентов?

Никуда не могу уйти от аналогии из знаменитого советского фильма: на уроке музыки вместо Сыроежкина поет Электроник – голосом Робертино Лоретти. На мой взгляд из всей этой цепочки на звание творца может претендовать только Робертино. И профессор Громов, создатель Электроника. Сережа здесь в лучшем случае тот, кто тестирует изобретение, отправляя Элека в школу, по ходу эксперимента поясняя правила игры. Пока Электроник пользуется ресурсами только своей памяти и возможностями воспроизводить разные голоса, стили, уже доказанные теоремы – он только машина. Когда синтезирует накопленный опыт и начинает выдавать идеи, делать некие выводы сам – да, это творчество. Но творчество Электроника. Даже если к этому его подтолкнули «тесты» Сыроежкина.

И второе, что после удивления, ощущаю я - сочувствие. Потому что насколько же надо не верить в самого себя, не знать своих истинных привлекательных сторон, чтобы упорно прятаться за всезнающего и всепобеждающего Электроника. Сыроежкин-то очень быстро понял, во что влип, понял, что Элек заменил его в школе, в дружеском общении с ребятами, в семье … А Сереже остается прятать, бродить по городу одному, и бояться, что его заметят знакомые. Но ведь Сыроежкин не был пустым местом. Пусть он не мог петь голосом Лоретти, но вполне мог исполнить веселую песню (собственного сочинения притом!), подыгрывая на гитаре. Умел ремонтировать и водить мопед. Не числился безнадежным двоечником и отстающим, а посидев над учебниками, заработал и свои собственные знания, и пятерки. Да и вообще сам по себе был парнем храбрым, умным и вполне порядочным. Потому и не выдержал такой жизни – за успехами Электроника.

Почему же авторы, которые пишут для души, готовы быть в лучшем случае тестировщиками или операторами при ИИ? Конечно, каждый выбирает сам, готов – значит готов. Но тогда, как мне кажется, это должно быть указано в описании работы. Хотя бы «Художественная часть текста создана при участии ИИ».

«Голос – Робертино Лоретти, исполняет – Электроник, автор идеи отправить мальчика-робота в школу – С.Сыроежкин».

Это я без иронии и сарказма говорю. Ведь ИИ плотно входит в нашу жизнь, результаты его трудов скоро будут повсюду. Но если человек не просто доверяет ему проверить факты, ошибки, а дает участвовать в самом творчестве – значит голос самого человека на этих кусках  будущего произведения замолкает. И звучит ИИ. Хорошо ли, плохо, банально, креативно – но звучит. И читатель имеет право знать об этом. И самому автору не стоит забывать, до каких границ простирается его собственное умение.

«- Что это? - спросила Хильда.
  - Волшебный инструмент Изморы. Представляешь, Флорина его нам отдает.
  - Нам лично он не нужен. У нас есть профессия, есть класс. Флорина, а почему ты не оставишь его себе?
  - Себе?  Что ты! Привыкнешь жить на всем волшебном и вдруг шкатулочку подтибрят...  Уж  лучше хуже,  но  самой.  Свой  хлеб  всегда свой хлеб... Принцессы,  им,  конечно... - Флорина взяла в руки камертон. - Теплый, как птичка. Как странно, он ведь стальной. Ох, я бы спела. Когда у меня грезы, я вижу,  что я пою.  - Флорина стукнула легонько камертоном о подоконник и запела.   Она  так  замечательно  запела,   что  сестры  сели  на   диван, расслабились и прослезились.  Но вдруг Хильда вскочила, выхватила камертон у Флорины из рук.
  - Замолчи!  -  сказала она.  - Войдешь во вкус. Подумаешь, что это ты сама поешь...»
(Р. Погодин «Турнир в Королевстве Фиофигас»).

Наверное, скоро появиться вариант обозначения автора, чьим полноправным соавтором является ИИ. «Оператор текста», «Руководитель сюжета», например. И сейчас, и потом, плоды такой работы будут по-своему интересны. Но очень надеюсь, чисто-человеческое творчество останется, и у читателя будет возможность заранее знать, читает он только то, что пропустил через себя автор-человек. Или то, что было выработано совместно с ИИ.

________________________

Уважаемые гости и завсегдатаи Форума, ваши мнения и рассуждения только приветствую.

Отредактировано Мария_Валерьевна (05.10.2025 20:15)

+1

2

Второй раз за короткое время всплывает тема участия ИИ в написании текстов. Причём, именно в нашем фэндоме. А что, такие тексты уже появились? А если да, то как вы их опознание, коллеги?

+1

3

Atenae написал(а):

Второй раз за короткое время всплывает тема участия ИИ в написании текстов. Причём, именно в нашем фэндоме. А что, такие тексты уже появились? А если да, то как вы их опознание, коллеги?

В нашем фэндоме, судя по всему я их начинала читать, но мне просто не зашло, когда еще наличии ИИ я не предполагала. Тема всплыла в обсуждении ВК, меня удивил сам факт, что опять же, занимаясь свободным творчеством по велению души, можно настолько плотно взаимодействовать с ИИ. Ну и вопрос авторского права и прав читателя знать, кого он читает.

На Дзене, и наверное, на других подобных площадках существуют каналы, где уже давно помещают художественные тексты, сгенерированные ИИ. Но на большинстве каналов это пока еще очень примитивно. Настолько, что как раз машинное авторство и подозревается очень сильно.

Для меня один из маркеров "она почувствовала, что внутри нее что-то сжалось ..." Вот явно ИИ по запросу на очередной чувствительный рассказ списывает сие у самого себя)

Отредактировано Мария_Валерьевна (05.10.2025 21:17)

0

4

Atenae написал(а):

Второй раз за короткое время всплывает тема участия ИИ в написании текстов. Причём, именно в нашем фэндоме. А что, такие тексты уже появились? А если да, то как вы их опознание, коллеги?

Ирина, так в дискуссии в ВК было, что Ева Гагарина все свои произведения последних месяцев пишет при помощи ИИ, она об этом сама призналась читателям. Да и по скорости выхода текстов это было ясно. Но я не поручусь, что как-то опознала бы. Мне пока только рефераты / курсовые работы, написанные в соавторстве с ИИ приходилось читать.

0

5

Мария_Валерьевна написал(а):

Скорее глубочайшее недоумение и огромный вопрос во все небо – «Зачем?».

По-моему, есть авторы, которые зарабатывают на текстах не только деньги. Для многих важно не писать, а тешить тщеславие. Хочется просмотров и лайков, но таланта нет. Вот и приходится брать читателя количеством, которое только и может дать ИИ.

Мария_Валерьевна написал(а):

Почему же авторы, которые пишут для души, готовы быть в лучшем случае тестировщиками или операторами при ИИ?

Мне кажется, что авторы, которые пишут для души,  не пользуются ИИ. Любимое дело не отдают в чужие руки.

ИИ генерирует тексты на основе заложенных в него работ. Нечто вроде конструктора - собрал архетипы, пустил их по тропам, получаешь нечто шаблонное и смутно знакомое. Творчество - оригинальные идеи, сюжет, стиль и язык - пока удел человека. Однако сейчас люди изо всех сил обучают ИИ: закладывают в него классиков, обучают подражать стилю и так далее. Вполне возможно, что когда-нибудь возникнут сначала литературные дип-фейки Толстого или Драйзера, а потом и оригинальные произведения.

+2

6

Lada Buskie написал(а):

По-моему, есть авторы, которые зарабатывают на текстах не только деньги. Для многих важно не писать, а тешить тщеславие. Хочется просмотров и лайков, но таланта нет.

Логикой я это понимаю, но представить сложно. "Деньги не пахнут" - увы да, получая плату за не свои заслуги ты обмениваешь не свое на нечто конкретное, что конвертируешь уже в свое. Еду, дом, украшения. Но если такой выгоды нет, а есть только признание тебя автором, есть лишь амбиции - ты-то сам знаешь, что они не удовлетворены. Что ты, хорошо если соучастник работы, соавтор который в одиночку вот так бы ничего не сделал.

Можно угощать гостей "своими" пирогами, которые на самом деле куплены в кондитерской. Но как бы тебя не хвалили (искренне, или из вежливости/жалости), ты-то сам в своих глазах все равно не кулинар. Махинатор - да.

Впрочем, если важно просто внимание - неважно, к чему, к таланту, скандалу, бурному общению с любым знаком, хоть плюс, хоть минус - тогда логика становится немного яснее. Это как ребенка, который, чтобы его заметили, готов и хулиганом быть, и двоечником - лучше пусть ругают, чем смотрят сквозь.

Поэтому опять-таки, остается мне соавторам ИИ только сочувствовать.

Lada Buskie написал(а):

Мне кажется, что авторы, которые пишут для души,  не пользуются ИИ. Любимое дело не отдают в чужие руки.

Мне вот подумалось - а если бы я знала, что мой срок на Земле очень ограничен, парой месяцев например. А в мыслях - идея, сюжет, который очень хочется воплотить. Что же ему, пропасть со мной? Я покатала это в голове, и поняла, что нет, я бы все равно не стала быстр-быстро с помощью ИИ, и собственных основных тезисов штамповать произведение. Я бы все свои наброски, идеи, планы по сюжету передала бы другому, человеческому автору, которому доверяю. При его согласии, разумеется. С благословением все остальное, не оговоренное, делать так, как подскажет его собственная душа и вдохновение. Но не машине, даже в "соавторстве" со мной. Даже машине будущего, которая может полностью сгенерировать и мой стиль, и мои описания, характеристики героев, идеи и испытания. Это действительно будет конструктор, а не живое произведение. 

Lada Buskie написал(а):

Однако сейчас люди изо всех сил обучают ИИ: закладывают в него классиков, обучают подражать стилю и так далее. Вполне возможно, что когда-нибудь возникнут сначала литературные дип-фейки Толстого или Драйзера, а потом и оригинальные произведения.

Думаю это интересно, как определенный вид ... искусства? Науки? Как сейчас интересны иллюстрации от нейросети в стиле Прерафаэлитов, или Рубенса. Но они все равно остаются вариациями на тему, а не равноценными художникам прошлого и настоящего. Сравнивать их можно только с самими собой.

У меня есть знакомая многим поклонникам детектива печаль - "Ну почему я прочла ВСЕ произведения Агаты Кристи!". И я рада читать "похожее". Увы, прямо вот "как леди Агата" - такое крайне редко бывает. Даже с авторами того же времени, из той же компании, Дороти Сайерс, например. Кристи - все-таки феномен. Но перетасованные ИИ ее сюжеты и наборы действующих лиц (наверное, наиболее удобные для таких вот конструкторов) меня точно не утешат. Я почитаю - конечно. Но "недодали" эти варианты не восполнят.

+1

7

Честно признаюсь, что при написании последних глав "Русальего Креста", прибегла к помощи ИИ. Вначале при поисках матчасти. Потом, когда Оля тоже писала свой кусок, я попросила проанализировать на предмет единства стиля. И знаете что? Два живых автора запутали ИИ. Машина не сумела определить, кто и где.
Так вот. Он все время порвался писать. И я ему позволила. Думаю, гляну, что у него получается. А ничего не получается. Он начал писать в третьем лице. Вот и все, что надо знать о его возможностях.

+3

8

Atenae написал(а):

А ничего не получается. Он начал писать в третьем лице. Вот и все, что надо знать о его возможностях.

Честно говоря, уровень способностей ИИ - последнее, что меня беспокоит в этом вопросе). Не сомневаюсь, что его вполне натренируют (а в чем-то и уже натренировали) до приличного уровня компиляции, и даже каких-то его собственных синтезированных идей. В конце-концов, и живые авторы не равноценные гении, кто-то хорош в одном, кто-то в другом, у кого-то все на высоком уровне, но не для всех читателей, и прочее.

Ну выдал бы он прекрасный текст - и сюжетно, и стилистически, и психологически. А дальше что? Мне кажется, даже если жаль, что вот такая жемчужина пропадет, и хочешь поделиться и опубликовать - так укажи, что текст от ИИ. Или при участии ИИ хотя бы. Не редакторском, не справочном, а именно художественном. И главное, чтобы сам автор не начал искренне верить, что это его собственные описания/сюжеты и прочее - если их на самом деле исполнил ИИ.

+1

9

Мария_Валерьевна написал(а):

Но если такой выгоды нет, а есть только признание тебя автором, есть лишь амбиции - ты-то сам знаешь, что они не удовлетворены. Что ты, хорошо если соучастник работы, соавтор который в одиночку вот так бы ничего не сделал.

Такой автор легко убеждает себя в том, что писатель именно он и что ИИ не может творить без него, без человека, хотя на деле все наоборот. Страшная вещь тщеславие))

Мне, наверное, не жаль авторов, за которых пишет ИИ. Они всем довольны, особенно собой.

Я не отрицаю пользу ИИ в техническом плане, но, пожалуй, не пойду смотреть фильм, где играют искусственные актеры, и читать роботворчество почему-то неинтересно.

+1

10

Lada Buskie написал(а):

Такой автор легко убеждает себя в том, что писатель именно он и что ИИ не может творить без него, без человека, хотя на деле все наоборот. Страшная вещь тщеславие))

Роботы еще страшнее, чем в старой фантастике - они не бунтуют, они по-тихому "пожирают" изнутри своих "хозяев"))

Lada Buskie написал(а):

Я не отрицаю пользу ИИ в техническом плане, но, пожалуй, не пойду смотреть фильм, где играют искусственные актеры, и читать роботворчество почему-то неинтересно.

Смотреть точно не хочу, мне довольно и того, что живые актеры на экране все чаще кажутся пластиковыми(((

А вот почитать интересно, но именно, как творение ИИ, а не маскировку его под живого автора.

+1

11

Боюсь, что творчества именно ИИ будем ждать долго. Пока что искусственный интеллект называется интеллектом потому, что он способен обучаться. Но все же от обучаемости до способности творить требуется качественный скачок.

+1

12

Lada Buskie написал(а):

Боюсь, что творчества именно ИИ будем ждать долго.

Я имела ввиду, буду рассматривать тех Джоконд, которых напрограммируют с помощью ИИ современные Боровские. ))) Вернее, читать. Начинать читать, по крайней мере. Но - зная, что это работа сделанная с помощью ИИ, и оценивая именно в этой нише. Безусловно, если мне ничего не скажут, я сходу могу не опознать - ИИ ли это. Заподозрить - да, но не пойман, не вор. А вот узнав, что работа, никак ИИ не помеченная (неважно, понравившаяся мне, или нет), на самом деле написана при активном участии ИИ - буду разочарована. Даже если не очаровывалась) И зависну в тех же непонятках - Зачем?)

Отредактировано Мария_Валерьевна (07.10.2025 19:31)

+1

13

Короче говоря, для меня здесь главная проблема - еще одна возможность появления "Крошек Цахес". Или постепенное превращение в них людей, увлекшихся ИИ, и забывших, где они сами, а где - машина.

0

14

Я из личного опыта общения с ИИ вынесла мнение, что настоящему писателю он не конкурент. И едва ли когда-нибудь будет. Графоманит он, как не самые лучшие представители фикрайтерского племени. То есть, в определённых кругах потребители этой продукции, вероятно, найдутся. Но к творчеству и литературе это отношения иметь не будет. Так, литературсодержащий продукт. Примерно так же дело обстоит сегодня в любом фэндоме. Даже у самого бездарного и безграмотного графомана в нашем фэндоме есть свои поклонники. Но общего процесса это не определяет.

+2

15

Atenae написал(а):

Так, литературсодержащий продукт.

Согласна))) И таки будет потом реклама человеческих текстов - "100-процентная литература, не содержит ИИ"  :D

+1

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Трактир "Три пескаря" » Искусственный Интеллект и литературное творчество.