«Вкалывают роботы – счастлив человек?»
Прежде всего, сразу хочу предупредить, что, говоря о литературном творчестве, я имею ввиду и оригинальные произведения, и фанфикшен. Последнее я не считаю «низким жанром», оценивая, как любой художественный текст.
А еще - в своих размышлизмах я не касаюсь случаев, когда ИИ используется как поисковик, энциклопедия, или живой специалист, у которого уточняется важный момент. «Как устроен фотоаппарат определенной марки и в каком году он появился», «Какая прическа была модной в определенном году», «Как выглядел письменный прибор 19 века», и прочее – абсолютно понятные вопросы и запросы автора, за которые лично я, поклонник проработанной матчасти, готова только благодарить и жать писателю руку. Как и консультировать по известным мне темам, ни в коей мере не претендуя на соавторство.
Но если ИИ используется как генератор целых фрагментов текста, из которых в итоге по большей части и начинает состоять произведение – вот это уже совсем другое явление. Оно само по себе не вызывает у меня ни зависти, ни раздражения, ни смертоубийственных планов. Скорее глубочайшее недоумение и огромный вопрос во все небо – «Зачем?».
Зачем отказываться от самого себя? От трудной, но важной и интересной работы по переплавке сюжетов, вопросов, тем, жизненного опыта – в связный текст, объемный новый мир, который живет и дышит так, как это придумаешь, обоснуешь и напишешь ты сам?
Нет, я понимаю те случаи, когда автор просто на этом зарабатывает деньги, и другой возможности гнать количество нужных знаков без остановки у него нет. Не хватает времени/таланта/сил, уверен, что именно его личные темы и сюжеты покупаться не будут … Если это вопрос физического выживания, то ради хлеба люди и не в такое «потогонки» впрягались, отодвинув высокие материи прочь. Правда, обычно и относились к своей деятельности соответственно.
Но если ты пишешь потому что хочешь писать и тебе есть, что и как сказать миру? Если надеешься встретить своих читателей, которым будет по душе именно твое творчество? Какой смысл в том, чтобы вместо себя выставлять ИИ, который писал твой текст, на 20 ли, 50, или 90 процентов?
Никуда не могу уйти от аналогии из знаменитого советского фильма: на уроке музыки вместо Сыроежкина поет Электроник – голосом Робертино Лоретти. На мой взгляд из всей этой цепочки на звание творца может претендовать только Робертино. И профессор Громов, создатель Электроника. Сережа здесь в лучшем случае тот, кто тестирует изобретение, отправляя Элека в школу, по ходу эксперимента поясняя правила игры. Пока Электроник пользуется ресурсами только своей памяти и возможностями воспроизводить разные голоса, стили, уже доказанные теоремы – он только машина. Когда синтезирует накопленный опыт и начинает выдавать идеи, делать некие выводы сам – да, это творчество. Но творчество Электроника. Даже если к этому его подтолкнули «тесты» Сыроежкина.
И второе, что после удивления, ощущаю я - сочувствие. Потому что насколько же надо не верить в самого себя, не знать своих истинных привлекательных сторон, чтобы упорно прятаться за всезнающего и всепобеждающего Электроника. Сыроежкин-то очень быстро понял, во что влип, понял, что Элек заменил его в школе, в дружеском общении с ребятами, в семье … А Сереже остается прятать, бродить по городу одному, и бояться, что его заметят знакомые. Но ведь Сыроежкин не был пустым местом. Пусть он не мог петь голосом Лоретти, но вполне мог исполнить веселую песню (собственного сочинения притом!), подыгрывая на гитаре. Умел ремонтировать и водить мопед. Не числился безнадежным двоечником и отстающим, а посидев над учебниками, заработал и свои собственные знания, и пятерки. Да и вообще сам по себе был парнем храбрым, умным и вполне порядочным. Потому и не выдержал такой жизни – за успехами Электроника.
Почему же авторы, которые пишут для души, готовы быть в лучшем случае тестировщиками или операторами при ИИ? Конечно, каждый выбирает сам, готов – значит готов. Но тогда, как мне кажется, это должно быть указано в описании работы. Хотя бы «Художественная часть текста создана при участии ИИ».
«Голос – Робертино Лоретти, исполняет – Электроник, автор идеи отправить мальчика-робота в школу – С.Сыроежкин».
Это я без иронии и сарказма говорю. Ведь ИИ плотно входит в нашу жизнь, результаты его трудов скоро будут повсюду. Но если человек не просто доверяет ему проверить факты, ошибки, а дает участвовать в самом творчестве – значит голос самого человека на этих кусках будущего произведения замолкает. И звучит ИИ. Хорошо ли, плохо, банально, креативно – но звучит. И читатель имеет право знать об этом. И самому автору не стоит забывать, до каких границ простирается его собственное умение.
«- Что это? - спросила Хильда.
- Волшебный инструмент Изморы. Представляешь, Флорина его нам отдает.
- Нам лично он не нужен. У нас есть профессия, есть класс. Флорина, а почему ты не оставишь его себе?
- Себе? Что ты! Привыкнешь жить на всем волшебном и вдруг шкатулочку подтибрят... Уж лучше хуже, но самой. Свой хлеб всегда свой хлеб... Принцессы, им, конечно... - Флорина взяла в руки камертон. - Теплый, как птичка. Как странно, он ведь стальной. Ох, я бы спела. Когда у меня грезы, я вижу, что я пою. - Флорина стукнула легонько камертоном о подоконник и запела. Она так замечательно запела, что сестры сели на диван, расслабились и прослезились. Но вдруг Хильда вскочила, выхватила камертон у Флорины из рук.
- Замолчи! - сказала она. - Войдешь во вкус. Подумаешь, что это ты сама поешь...»
(Р. Погодин «Турнир в Королевстве Фиофигас»).
Наверное, скоро появиться вариант обозначения автора, чьим полноправным соавтором является ИИ. «Оператор текста», «Руководитель сюжета», например. И сейчас, и потом, плоды такой работы будут по-своему интересны. Но очень надеюсь, чисто-человеческое творчество останется, и у читателя будет возможность заранее знать, читает он только то, что пропустил через себя автор-человек. Или то, что было выработано совместно с ИИ.
________________________
Уважаемые гости и завсегдатаи Форума, ваши мнения и рассуждения только приветствую.
Отредактировано Мария_Валерьевна (05.10.2025 20:15)