У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » В плену книжных страниц » Три мушкетёра"


Три мушкетёра"

Сообщений 1 страница 50 из 56

1

Как-то все чураются этой темы. Позвольте начать?
Хочется говорить о любимых книгах не только с точки зрения читателя, который обожает их с детства, но и с точки зрения писателя, который начинает анализировать, КАК это сделано.
Дюма - велик! А "Три мушкетёра" - самый великий его роман. У Александра Великого есть, чему поучиться писателю. Кто желает продолжить тему? Или поспорить, если угодно?

0

2

Atenae написал(а):

"Три мушкетёра" - самый великий его роман. У Александра Великого есть, чему поучиться писателю. Кто желает продолжить тему? Или поспорить, если угодно?

Ну никак тут не поспоришь и сказано вроде всё :rolleyes:

0

3

Ну, пока именно что ничего не сказано. Сейчас нет времени, но предлагаю начать с анализа вот такого вопроса:
Почему так привлекательно смотрится система образов, созданных Дюма? Причём, не только положительных. Знаю сколько угодно фанатов, обожающих персонажей-антагонистов. Можно учинить отдельный разбор каждому герою. Поучительный разговор может получиться.

0

4

Не скажу ничего нового. У Дюма герои - живые. Все до единого. Не схематичное "вот вам сугубо положительный персонаж, любите его" или "вот вам злодей, и в конце он свое получит". Злодей как минимум обаятелен, он - достойный соперник "добрым" персонажам. Ничего однозначного, прямолинейного - сплошные полутона и нюансы, как в жизни. "Положительные" герои совершают ошибки, подчас роковые, имеют свои слабости и недостатки. История же представлена так вкусно, что затем хочется залезать в мемуары той эпохи, в исторические документы. Где-то подобного пытливого читателя, который слишком поверил в реальность мира, созданного Дюма, ожидает горькое разочарование, где-то - вопли восторга: "Вау! Так Дюма не придумал!".
Еще лично я ценю Дюма за то, что у него нет "проходных" персонажей. Все, даже самые незначительные, играют свою роль. Кого-то из них мы оставляем почти тотчас, как встретили, кто-то следует за нами дальше. Для примера приведу того же Бонасье. Мог ли кто-то предположить, что скупой галантерейщик двадцать лет просидит в Бастилии, а затем станет предводителем народного восстания? Это он-то, мечтавший стать дворянином! И "Бонасье любил свою жену" - истинно так, и погубил ее из ревности и честолюбия, а затем горько оплакивал и приносил покаяние.
"Этого не было, но так вполне могло бы быть" - вот первый секрет Дюма, как мне кажется. Не сказка, но и не правда. Наш мир - но несколькими столетиями ранее. Масса примеров из научной, заслуживающей доверия литературы, которая подтверждает правоту Дюма, и дает право считать мир мушкетеров некой параллельной реальностью.
А второй секрет... Текст не ради текста. Фактически готовый киносценарий, где все динамично, зримо, есть простор и для режиссерской фантазии, и для актерского мастерства. Ты же сидишь в зале и сопереживаешь.

0

5

Я думаю, что особенность, которая делает персонажей "Трёх мушкетёров" живыми - то, что они написаны, как динамические персонажи. Все они меняются по ходу действия. Никто не находится в плену только одной мотивировки. К примеру, кардинал Ришелье - самый яркий антагонист - в разные моменты сюжета движим то ревностью, то интересами государства, то симпатией в героям.
Ещё ярче протагонисты. Эволюции д'Артаньяна вообще доказывать не надо. Из наивного и дерзкого провинциала, через довольно циничного искателя приключений - к взрослению. Это только в рамках ТМ. Но и другие герои - далеко не статичны. Например, Портос - в начале романа - высокомерный фат и болтун, по ходу действия раскрывается, как сообразительный малый, махинатор даже (маневры с мадам Кокнар). А если брать всю трилогию в целом - то Портос оказывается очень житейски мудрым и неплохо понимающим людей (см. его завещание). Атос и Арамис вообщ эволюционируют очень динамично и заметно. Атос - от мрачного и разочарованного потенциального самоубийцы - к внимательному и заботливому другу, а потом и берёт на себя рль лидера в сюжете.
Вот что меня не устраивает в большинстве фанфиков о мушкетёрах - их авторы очень часто игнорируют заданный Дюма динамизм персонажей, наделяя их только одной мотивировкой. Если это Атос, то он из текста в текст только страдает и напивается. Арамис либо изнывает от любви, либо плетёт интриги. И почти никогда эти две стороны его деятельности не пересекаются. Теряется объёмность и полнокровность персонажей, рождённых великим Дюма.
Вот что для меня до сих пор представляет загадку - симпатия, которую некоторые читатели испытывают к Миледи. На мой взгляд, её мотивировки даны весьма одномерно, а характер статичен, лишён развития. Что же привлекает в ней?
Кто-то понимает этот феномен?

0

6

Про фанфики молчу, поскольку это предмет для отдельной беседы - раз, два - потому сам грешен...
Фанфики по Дюма в данной теме однозначно будут являться офф-топиком, хотя я не могу не согласиться с предыдущим оратором.
Миледи же...
А вот поди разбери! Лично у меня она никогда ни малейшей симпатии, ни капли сочувствия не вызывала. С самого начала, ИМХО, Дюма расставляет акценты: да, "фем фаталь", искусная интриганка, шпионка кардинала. Затем, по мере того, как разворачивается сюжет, все эти характеристики находят подтверждение. Поступки дамы говорят сами за себя. Единственное место, где я оправдываю ее действия - это сцена в спальне. Действительно, мерзейший поступок молодого зарвавшегося идиота. Про гасконца в той истории иначе не скажешь. Но дальше идут трупы. Сплошняком. И трупов слишком много для того, чтобы я стала оправдывать мадам Винтер.
Кто-то рассуждает иначе: передовая женщина, настоящая "эмансипе", которая опередила свое время. Хрупкая натура, павшая жертвой бесчестных мужчин. Поломали девочке судьбу. А изначально она была ангелом небесным. Ну да, ангел влюбился, бесчестный герой ее романа - священник - совратил крошку... Дальше пошло-поехало. Но эта несгибаемая натура не разучилась доверять мужчинам. Увы, ей попался аристократ хренов, который сначала влюбился и сделал ее своей женой, а затем безжалостно повесил на первом попавшемся суку. При этом безжалостный и бессердечный представитель высшего дворянства даже не поговорил с бедняжкой: кто ж тебе, маленькая моя, клеймо-то на плечико поставил?
А лорд Винтер-старший? Ну, вот захворал. Не на шутку занемог. И почему-то у корыстолюбивого младшего брата сразу возникли подозрения в том, что жена мужа отравила.
И так далее по тексту.
Фельтон свою судьбу заслужил. Потому как идиот и фанатик, настоящая эмансипе такого болвана за человека не держит.
Констанция просто идиотка.
Да и все остальные...
Ну, остальные получат сыночка, достойного своей матери. И тот им покажет...

Подытоживая - миледи, ИМХО, похожа на современных стерв. Волевая, властная, неотразимо красивая, идущая по головам. Бедная сиротка или жертва обстоятельств, которая оказывается знатной, богатой, принятной при дворе. Опять же - свое материнское предназначение выполнила. Мужики штабелями падают направо и налево. Умная - умнее многих. Сам великий кардинал ее побаивается.
Тем и привлекает.

Отредактировано Джиль из Лисса (26.12.2012 21:51)

0

7

[

Atenae написал(а):

Что же привлекает в ней?
Кто-то понимает этот феномен?

да простят мне некоторый цинизм, но тут феномен заключается не в миледи - а в ее поклонниках. И она не одна такая. Миледи, Мордаунт, Голлум, Саруман, Мориарти, Стэплтон, Саурон, нужное подчеркнуть, недостающее вписать... Давно уже стараюсь разобраться - почему. И пока в большинстве случаев наблюдается одна очень важная деталь: поклонники данных персонажей как бы оправдывают сами себя (уж не знаю, сознательно или бессознательно). Осознавая за собой, скажем, склонность к бякам (упрощаю, ладно?), человек либо борется с этой склонностью, либо, если бороться не хочет, поднимает флаг: а нас таких много! И проецируются на литературного героя, оправдывая для себя его бяки (ну там, тяжелое детство, деревянные игрушки, злые воспитатели-майяр...) Оправдали его - оправдали и себя. Правда, это относится к более взрослым людям... А молоденькие - поддаются на известное очарование зла. Мы же не удивляемся, почему это так часто замечательные мужчины западают на стервозных дряней, а милые и очаровательные девушки - на проходимцев и обманщиков? С возрастом это случается реже, но все равно случается... Груб? Да это же брутальность. Корыстолюбива? Да ведь это практичность и сила характера. Хочет завоевать весь мир? Но он же такой гордый!

А отвечая на самый первый прозвучавший вопрос - мое глубокое ИМХО, что секрет Дюма не в механизме и не в расстановке слов. Мое ИМХО, подчеркиваю, мои тараканы - это мои тараканы... :-) Секрет Дюма - в том, что он жил в каждом из своих персонажей. Только и всего. Вложил в них душу. Мастерство литератора тут стоит на втором месте. Ну вот я так воспринимаю.

+2

8

Рыжая написал(а):

да простят мне некоторый цинизм, но тут феномен заключается не в миледи - а в ее поклонниках. И она не одна такая.

Согласна на все сто! Действительно, мир изменился, заболел нравственным релятивизмом. Нормой признаётся то, что было категорически отвергаемо обществом в прошлом. Отсюда, наверное, и многочисленные попытки "перелицевать" творение Дюма, подогнать его под современные массовые вкусы (Бушков, Галанина и тому подобные).
И в то же время, ТМ остаются книгой, категорически необходимой для подрастающего поколения. Не прочтёшь вовремя - не заложены в нравственный скелет необходимые для его прочности элементы.
Ещё один феномен. Дюма писал для взрослых. Но со временем аудитория помолодела. Мы в нашем поколении читали Дюма в 10-14 лет. И влюблялись навсегда. Кто прочёл вовремя, уже никогда его не покинет. Кто позже - не проняло, пожалуй.
А вот в чём причина?
И ещё одна тревога: современные подростки вообще читают мало. Если раньше из двадцати пяти одинадцатиклассников ТМ читала хотя бы треть, то теперь хорошо, если трое. Бывает, что и вовсе никто. Если позже читать уже не так "вкусно и питательно", то не случится ли, Что Дюма уйдёт в разряд "забытых классиков", чьи книги устареют?
Ваше мнение, коллеги?

0

9

Рыжая написал(а):

тут феномен заключается не в миледи - а в ее поклонниках. И она не одна такая. Миледи, Мордаунт, Голлум, Саруман, Мориарти, Стэплтон, Саурон, нужное подчеркнуть, недостающее вписать...

Вот тут прошу прощения, но вы зачесали под одну гребенку разного уровня персонажей, и у их "поклонников" тоже совершенно разная мотивация. Так как мы тут разговариваем о Миледи, то поясню мое видение ее поклонников, а точнее поклонниц. Миледи у Дюма - это четко прописанный образ карьеристки, которая не гнушается никакими инструментами для достижения своей цели, женщины, которой не нужен рядом мужчина - она не собирается ему подчиняться. Почему она симпатична ооооочень многим современным девушкам (кто читал - по книге, кто смотрел - по фильму), так потому, что образ этот - культивируемый сейчас в женской среде "образ стервы". Вы читали Шацкую "Настольная книга стервы"? Кто не читал, поясню: там автор создает психологический портрет "идеальной женщины", который буквально срисован с Миледи. Вот только там сказано, что только такие Миледи и добиваются успеха... черты Миледи это черты современного образа УСПЕШНОЙ женщины, в контру которой ставятся "домокозявки" и "не карьеристки - неудачницы", занимающейся домом, уютом, творчеством. Вот и все ее поклонники и поклонницы...

Отредактировано Ракша (27.12.2012 11:28)

0

10

Ракша написал(а):

так потому, что образ этот - культивируемый сейчас в женской среде "образ стервы".

- тогда как объяснить тот факт, что эти самые поклонницы яростно отрицают такое определение? :-) То есть есть наверняка и те, что именно по этой причине, но я встречала в основном барышень, которые утверждают, что миледи - непонятая жестоким обществом жертва. А вовсе не стерва и карьеристка, не гнушающаяся никакими методами. :-)

0

11

Рыжая, я как рас встречала тех поклонниц, у кого "Настольная книга стервы" - действительно настольная )))
Вторые -

Рыжая написал(а):

которые утверждают, что миледи - непонятая жестоким обществом жертва

возможно таким образом пытаются оправдать и ее и себя, а, быть может, хотят превратить "миф о Люцифере" в "миф о Прометее" - тут без общения с представительницами этой позиции не обойтись, и у Вас опыт больше, чем у меня )))

+1

12

Ракша - видимо,  мы с Вами в разных местах охотились :-) У меня водятся как раз такие.

Ракша написал(а):

возможно таким образом пытаются оправдать и ее и себя,

- ну да, я именно это имела в виду. Кстати, интересная закономерность: обычно подобное отношение к "нехорошим" персонажам сопровождается "перевернутым" отношением к персонажам хрестоматийно положительным. :-) Эдакая опасливо-недоверчивая позиция: а он врет и притворяется, на самом деле он такой плохой, и мотивы у его красивых поступков насквозь скверные, эгоистичные, бездушные.  Вот есть у меня некое ощущение, что тут работает старый добрый закон: всяк судит по себе...

+1

13

Куда-то мы впилились не в тот угол. :)
Большинство адекватных читателей одолели "Трех мушкетеров" отнюдь не потому, что там есть миледи.
Мне лично больше интересно: почему отнюдь не идеальные четыре мужика вдруг стали символом верности и дружбы? Ведь каждый сам по себе (да, и Атос тоже!) - не бочка с патокой и не ангел с крыльями.

0

14

Рыжая, знаете, есть люди, которые перестают верить в Героев после того, как их.. скажем так... предали (подвели, обманули, использовали). Причем предали те самые люди, которые восхищались "хрестоматийно положительными" персонажами. Особенно печально, когда такое происходит в подростковом возрасте: несформированная психика и довольно сильный удар по ней приводят к тому, что Герои, с которыми ассоциировался живой человек приобретают в глазах "обиженного" те же черты, что и реальный человек, нанесший психологическую травму (Вы еще не запутались? ;))
Процитирую одну из любимых книг:
" - Эй, герой, не распускай грабли и оставь ее в покое! Не видишь, девушка не в настроении. И ребенка не пугай. Лучше меня пугай - я страсть, какой пугливый!
Только один человек, из всех, кого я знаю, произносит слово "герой" как ругательство..." (С) Ирина Плотникова, "Меч Истины. Дубленая кожа
"

Другой вариант: возможно, у части людей симпатия к "плохим" персонажам больше - от "плохиша" предательство или подлость не будут чем-то экстраординарным, что покачнет систему ценностей ))))

Отредактировано Ракша (27.12.2012 23:18)

0

15

Джиль из Лисса
для меня символом их дружбы является переломленная Арамисом в "20 лет спустя" шпага...
Они живые и не идеальные, динамичные, а не статичные, подверженные человеческим порокам, а не сошедшие с пьедестала, они живые, а не обожествленные - за что и люблю ))))

0

16

Куда-то мы впилились не в тот угол. :)

- мы старались :)

Дюма - велик! А "Три мушкетёра" - самый великий его роман.

-для меня романы Дюма, в том числе и "Три мушкетера"-это сильнейший антидепрессант . По сравнению с интригами государственных масштабов свои проблемы начинают казаться мелкими и очень  даже преодолимыми. :) И если в романе все заканчивается плохо, остается ощущение продолжения жизни, осознание того, что есть что-то  вечное.

0

17

Ракша написал(а):

для меня символом их дружбы является переломленная Арамисом в "20 лет спустя" шпага...

Первым ее сломал Атос. Но да - шпага, которую преломил Арамис, для меня стоит куда дороже. Потому что Атосу не пришлось себя преодолевать.

Roni написал(а):

для меня романы Дюма, в том числе и "Три мушкетера"-это сильнейший антидепрессант .

Аналогично. Причем глава "Обед у прокурора" перечитывается в самом омерзительнейшем настроении - и приносит неизменный успокаивающий эффект.

Дюма вообще - кладезь юмора и жизнелюбия.

0

18

Рыжая написал(а):

Кстати, интересная закономерность: обычно подобное отношение к "нехорошим" персонажам сопровождается "перевернутым" отношением к персонажам хрестоматийно положительным.  Эдакая опасливо-недоверчивая позиция: а он врет и притворяется, на самом деле он такой плохой, и мотивы у его красивых поступков насквозь скверные, эгоистичные, бездушные.  Вот есть у меня некое ощущение, что тут работает старый добрый закон: всяк судит по себе...

Об этой странной тенденции очень хорошо рассуждает Честертон. Я вывесила эссе "Упорствующий в правоверии" в соседней теме. Чтобы здесь не оффтопить.

0

19

Ракша, меня восхищает ваше чутье на болевые точки! Но сам факт того, что это вылезло на форум вызывает сожаление. Но своего вы добились - всем больно.

0

20

Предлагаю новую телеинтерпретацию романа Жигуновым обсуждать здесь.
Сама пока не смотрела. Качество моего интернета не позволяет смотреть онлайн, скорость не та. Да и побаиваюсь, если честно.

0

21

Народ, кто по Украине "жигутёров" смотрит, отзовитесь! Как оно вам?

0

22

Да и в России уже можно глянуть. В сети гуляет первая серия. Добавлено много сцен. Стало немного логичнее и понятнее. Но игра и звук остались прежними... Жигуновские доработки Дюма тоже наличествуют 8-)

0

23

Поправка на ветер 8-)  Уже шесть серий висит ВКОНТАКТЕ. https://vk.com/club13432966
Может и ещё где.

0

24

http://minizal.net/news/serial_tri_mush … 12-20-4011 - все десять.

0

25

Этим может насладиться тот, у кого скорость хорошая. А тем, у кого USB-модем - увы! :'(

0

26

Значит флибустьерские диски не за горами. Но я с корсарами дело не имею. Подожду премьеру на ТВ.

0

27

Я никому не намерена навязывать свое мнение. Но мне показалось, что я и авторы сценария данного сериала читали разные книги. Те, кто снимал, не посчитали нужным сохранить почти всё из того, ради чего я перечитываю трилогию Дюма. Мне больно и странно. Не понимаю: почему текст "Трех мушкетеров" нуждается в каком-то "улучшении" и "осовременивании"?
Вместо рассказа о настоящей мужской дружбе мне предложили сомнительную версию о любви королевы Анны и Бекингема. Вместо главного героя - постоянно улыбающегося идиота. Вместо трех рыцарей - не пойми кого. ИМХО, дотягивает до Портоса только Алексей Макаров.
Атос - не опустившийся алкоголик. К тому же сцена, когда он отказывается судить миледи, противоречит авторскому замыслу Дюма. Убрать у Атоса его трагедию - рассыплется весь сюжет. Что и получилось.
Портос не будет ржать над висящим на ветках ишаком и гоняться за швейцарцем. Не было этого в тексте.
Арамис не станет вызывать на дуэль первого попавшегося под руку просто потому, что его любимая очередной раз показала, какая она шлюха.
Это для меня не мушкетеры, потому я воспринимаю экранизацию как некий дурацкий фик. Если у Андерсона было хотя бы доведено до абсурда и потому любопытно (так же я восприму новый сериал BBC), то здесь претендовали на "по мотивам". Мотивов не разглядела - пардон за возможное скудоумие.
Раз нет ни мушкетеров, ни дружбы, ни иронии режиссера - позвольте отойти в сторону и более не отсвечивать.

+2

28

Вот любопытная, хотя и не бесспорная, рецензия на сериал:
http://www.odnako.org/blogs/show_34576/

Отредактировано Ронин (29.12.2013 00:04)

0

29

Брр! От рецензии стало противно. Неужели от фильма - настолько же?
Печальная тенденция намечается, однако. Несколько лет назад Новый год был непоправимо испорчен просмотром Лебедевского "Волкодава". От инфаркта прямо в зале спасло только то, что мы были с друзьями и пустили в ход спасительное остроумие. Оборжали это зрелище прямо там, во время просмотра. Спастись от Жигуновских фантазий таким способом возможно?

0

30

Как только я перестроила восприятие (удалось к седьмой серии) и разрешила себе смотреть "фанфик по фэндому", всё встало на свои места.

0

31

Видимо, так и придётся поступить.

0

32

Стартовали английские МУШКЕТЕРЫ. Как вам, друзья?

0

33

А Вы знаете, гораздо спокойнее, чем Жигуновские. Канона там ждать всё равно не приходилось. Поскольку не было завышенных ожиданий, нет и шока. Приятные парни в непонятной форме непонятной страны. Но с точки зрения отвлечённой фэнтези, парни поступают вполне осмысленно, нелепостей не говорят и не делают. И ещё странность: над первоисточником и эпохой надругались, как могли, но в балаган зрелище не превращают. А вот при просмотре Жигуновского сериала меня не покидало ощущение балаганности, "понарошковости" всего происходящего.
Как-то так. А Вам оно как?

0

34

Какой унисон мыслей! Не коробят англичане. Хотя Дюма там и не ночевал... 8-)

0

35

Не коробят - факт. Я заранее настроилась на мысль о том, что это не мушкетеры, а "в духе мушкетеров". И с первых кадров получала удовольствие. Тревиль - этот вовсе очаровал! На форумах читала много воплей по поводу Портоса - так вот, ИМХО, очень обаятельный парень. То, что нет событий, которые были у Дюма, тоже не раздражает вовсе: мне предлагают новую интригу в том же стиле. Самое главное - я вижу в кадре трех друзей. К ним присоединился четвертый, но он пока не друг, а "славный парень", ему помочь надо и заодно снять подозрение с Атоса. Мне не кричат о существовании канона, но лично я чувствую, что канон там ой как присутствует.
Пусть меня обвинят в отсутствии вкуса и совести: намерена смотреть до конца! И с удовольствием пересматривать.

0

36

Точно подмечено - "В ДУХЕ". А-ЛЯ...
Следовать "духу", а не "букве" (т. е. канону) тоже надо суметь...
А когда ни "буквы", ни "духа"... Получаем... то, что получаем...

0

37

Нас обвинят в сговоре! Мне тоже очень понравилось!!!!
Д`Артаньян - это д`Артаньян! Юный, горячий, порывистый! Пусть и без усов! Не имеет значения, когда я в него поверила! Характер тот, что нужен!
Атос, который ночью пил, но утром должен явиться на службу, просто прекрасен! Папа, когда смотрел, процитировал Утёсова: "Лопни, но держи фасон!". Это не вполне так. Ведь никого не касаются проблемы графа де Ла Фер, так? Знаете, я впервые увидела Атоса, который не может забыть, что он граф!!!!
Портос из Двора Чудес? Не то мулат, не то наполовину испанец? Пусть с ним! Это Портос!!!!
Арамис? Да, да, да! Осторожен и бесстрашен одновременно! Умница и красавец! Солдат, воин!
Тревиль! Капитан мушкетеров: честный, неподкупный, бесстрашный, умный, осторожный!
Не понравился кардинал.
Я хочу продолжения, я не хочу ничего анализировать! Это мушкетеры!

+1

38

Согласна с вами, друзья. Тоже буду смотреть. Ибо смотрибельно.
Сравниваю, ломаю голову, что сгубило Жигуновский сериал при прочих равных условиях, почему он смотрится хуже англичан, снявших вовсе от балды, и Хила, лепившего картину на подборе из чего попало. И знаете, что у меня получилось? У Хила всё органично - героико-романтический музыкальный фильм. У англичан тоже органично - жесткий, скупой на эмоции вестерн в средневековом антураже. А Жигунов попытался впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. У него временами балаган, а временами - потуги на трагедию. Именно потуги, потому что при нарушении причинности и характеров, заданных Дюма, трагедии не происходит. Это Хил ухитрялся в считанные минуты взлететь до катарсиса на гениальных песнях Дунаевского-Ряшенцева и хорошей игре хороших актёров. Потому что всё происходило в каноне, там показывали именно те чувства, которые герои должны были испытывать в соответствующий момент. Равно как и у ВВС - герои органично живут в предполагаемых обстоятельствах. Пусть обстоятельства не из Дюма, но поведение им адекватно. Никто фигнёй не страдает. Нормальное мужское поведение, а не подростковый фанфик в красивой упаковке.
Вот как-то так.

+4

39

Недавно столкнулась с неким феноменом: оказывается, поклонники у миледи встречаются не только у слабого пола. Оказалось, что и среди мужчин есть немало таких, которые готовы с пеной у рта доказывать, что характер и поступки ее всего лишь последствия душевной травмы, нанесенной ее неокрепшей психике бездушными мужчинами - потребителями ее тела. Как объяснить это: то ли рыцарственным желанием защищать женщин, то ли желанием обличать проклятых феодалов, но факт налицо: палач остается палачом, даже если он создает видимость суда.  А вы можете себе представить суд в Армантьере, который ведут Портос и Арамис, потому как Атос, д'Артаньян  и Винтер - лица заинтересованные. А миледи, не будь простушкой, сама себе адвокат и обвинения с блеском опровергает, доказывая, что все они - наветы.
И после этого не стоит удивляться Жигунову: он, по крайней мере, деньги делал. )))

0

40

Стелла, а это все из той же оперы - постсоветский постмодернизм, который обсуждали в Творческой мастерской: "Чёрного кобеля отмыть добела". Быть героем никогда не было просто. Это требует душевных усилий. Этот выбор сопряжен с массой житейских неудобств. Гораздо проще об'явить, что героев нет, альтруистов нет, эгоизм - естественный закон жизни. И что все вокруг подлые, просто некоторые свою суть лицемерно прячут, а некоторые ничего не боятся. В 80-90 годах мне приходилось не раз сталкиваться с адептами этой философии в реальной жизни. Тогда они только формировали под себя среду. Сейчас среда уже полностью сформирована. И в ней почти невозможно жить. Вот потому столь часто пишут и снимают именно про ублюдков. На фоне ублюдков не стыдно за собственную жизнь.
Вот потому теперь и втаптывают в грязь героев - любых: от защитников Ленинграда и панфиловцев до мушкетёров и Хранителей Кольца. В мире, где нет героев, дозволено все.

+1

41

Стелла написал(а):

Оказалось, что и среди мужчин есть немало таких, которые готовы с пеной у рта доказывать, что характер и поступки ее всего лишь последствия душевной травмы, нанесенной ее неокрепшей психике бездушными мужчинами - потребителями ее тела.

Даже если допустить такую вероятность, значит ли, что это освобождает её от ответственности за свои поступки? У миледи, если исходить из той её биографии, что приоткрывает нам Дюма, было предостаточно возможностей свернуть с этого пути. Но она предпочла пройти его до конца, который оказался закономерен.

0

42

Почитатели миледи готовы ее пороки превращать в добродетели, тем самым создавая образ целеустремленной женщины с чистыми руками. Дошло до того, что выдвигается теория: миледи работала у Ришелье исключительно из патриотизма. Деньги у нее были и без того, она радела о славе Франции. Есть и такая версия. А вот четверка - это предатели Франции, уголовники, палачи и позор государства.
И все, что они совершали, следует рассматривать через призму современного взгляда на правосудие, которое однозначно определяет их как преступников.

0

43

Хороших исследовательских статей про мушкетёрскую трилогию в Интернете (да и в жизни) не так много, потому неожиданно приятно было увидеть вот такой материал (как вчера вечером выяснилось, написанный очень молодым автором - девушка не так давно закончила факультет философии МГУ и являлась однокурсницей одного из авторов, который, кажется, и здесь отметился).
Можно соглашаться или не соглашаться, но тема подана интересно, потому решила поделиться ссылкой, и буду только рада, если мы здесь тоже порассуждаем.

Ссылка

+4

44

Обязательно порассуждаем!

+2

45

Говоря о философии "Трёх мушкетёров", хочу добавить, что во французском оригинале в названии книги, Les trois mousquetаіres, присутствует игра слов, подобная первой фразе в Библии на древнееврейском: "В начале сотворил Боги" - глагол в единственном числе, существительное во множественном.
Определённый артикль множественного числа les перед числительным говорит о том, что это герметичное единство, в которое нет нужды добавлять ничего нового. Les deux - оба; les quatre points cardinaux - четыре стороны света; les sept Merveilles du monde - семь чудес света, и т.д.
Как в семье существовало время, когда родители были только вдвоём, без детей, так и в случае трёх мушкетёров существовало время без д'Артаньяна. Дружба Атоса, Портоса и Арамиса была своеобразной маткой, которая в начале книги приняла простоватого горца д'Артаньяна и на протяжении эпопеи рождала и таки родила того д'Артаньяна, который имел полное право беседовать на равных с кардиналами и королями и стремиться к маршальскому жезлу.

+5

46

Старый дипломат написал(а):

Определённый артикль множественного числа les перед числительным говорит о том, что это герметичное единство, в которое нет нужды добавлять ничего нового.

Увидела в этом красоту французского языка. Удивлена, тк такая позиция соответствует библейской: семья-это муж и жена, единое целое, новый человек, как Вы и говорили. Дети-это дополнительное благословение. Они могу быть или нет, быть родными или приемными-это уже "расширение" границ. Но семья-это мужчина, "прилепившийся к жене своей" и ставший с ней "одной плотью". Мы совсем недавно говорили об этом, обсуждая АД.

Спасибо за красивое открытие! Приятно было узнать, что эта истина буквально вплетена в грамматику французского языка.

Отредактировано Nika (06.10.2023 21:22)

+1

47

Джиль из Лисса, отметилась, отметилась.) Хотя вклад достаточно скромный.
Поддержу обсуждение и поделюсь впечатлениями от статьи.

Вывод в ней необычный, но ведь красиво: цивилизация - природа - история - человек. Про Портоса как натуру напрашивается, а вот остальное совсем не очевидно. Но выведено тоже красиво. И это ведь получается, что человек мёртв без цивилизации, природы и истории, даже есть продолжает существовать. Вопрос лишь, в какой форме он может существовать без всего перечисленного?

Только несмотря на то, что общие мысли мне нравятся, я, как всегда, вязну в частностях. На протяжение чтения то и дело хотелось возразить автору.

Ведь Атос в книгах смеётся, пусть и редко. Даже навскидку могу назвать пару мест. Д'Артаньян его оживлял. Да и не вижу я в Атосе статичности, ведь он очень заметно меняется, не вижу в нём и образ застывшего благородства, но это уже вопрос восприятия. Если кто-то видит, не возражаю. В конце концов Атос действительно проходит через сюжет так, словно к нему грязь не липнет, даже если сам граф считает иначе.   

Дюма не сравнивал Арамиса с Улиссом, при всей соблазнительности такого сравнения. С Иосифом, с сестрицей Анной, с Галаором, с Гарпократом, с Зефиром, с Дидоной, с Фиеско - было дело. Но Улисса, ей богу, не помню.

А это вообще крохоборство с моей стороны, но тем не менее.) В статье упоминается, что у иезуитов полупелагианская позиция, и их действительно в этом упрекали, особенно янсенисты, выступавшие всецело за роль благодати в спасении. Даже само слово "полупелагианство" появилось в процессе критики учения иезуита 16 века Луиса де Молина. Но это в реальности. А в главе "Диссертация Арамиса" настоятель из Амьена назвал полупелагианство ересью. Не молинист он, явно не молинист.)) И имеет на то полное право.) Хотя иезуит в этой главе умудрился обвинить Арамиса одновременно в близости к еретику Янсению и к еретикам пелагианцам и полупегианцам. Как это возможно, если у янсенистов и пелагианцев противоположные взгляды на свободу воли и благодать, для меня загадка. Похоже, настоятель слишком вошёл в раж.)

Но подобные детали масштабно ничего не меняют, не искажают смысла. Да вообще статья интересная, хорошо написанная и позволяет посмотреть на многое с не совсем привычной стороны. Мне особенно понравилось сравнение Рауля со схоластикой. Меткое, на мой взгляд. Как и слова, что Арамис "умирает множество раз в попытках найти себя, чтобы обрести душевный покой", но так и не находит и не обретает. У него вообще потрясающая способность раз за разом "воскресать", перерождаясь. Он напоминает мне феникса. И с этим вечным обновлением, изменчивой сущностью, которую мотает между противоположными началами, действительно соблазнительно свернуть в русло экзистенциализма, как это делает автор статьи.

Ещё хочу отметить переводы цитат. Французский текст и варианты его переводов, как всегда, способны вскрывать оттенки.

Вот, например, в статье:
"Атос, в свои худшие часы, а часы эти были не редки, гас во всей своей светлой части, и блестящая сторона его исчезала, растворяясь в глубокой ночи".
В оригинале:
"Athos, dans ses heures de privation, et ces heures étaient fréquentes, s’éteignait dans toute sa partie lumineuse, et son côté brillant disparaissait comme dans une profonde nuit".
В классическом переводе:
"В дурные часы Атоса — а эти часы случались нередко — все светлое, что было в нем, потухало, и его блестящие черты скрывались, словно окутанные глубоким мраком. Полубог исчезал, едва оставался человек".

Лично мне очень нравится образ ночи. Жалко, что он потерялся в официально переводе книги. 

А тут, пожалуй, неточность:
"Солдат, священник и дипломат; любезный, скупой и хитрый..."
"Soldat, prêtre et diplomate, galant, avide et rusé..."
Всё-таки жадный, а не скупой. Арамис не скуп, но жаден в значении ненасытности.

А дальше по тексту вышло интересно, не видела ни у кого такого варианта перевода:
"...Арамис всегда относился к благам жизни как к трамплину, чтобы, оттолкнувшись от них, возвыситься к несчастьям".
"...Aramis n’avait jamais pris les bonnes choses de la vie que comme marchepied pour s’élever aux mauvaises".
Обычно переводят, что не от благ к несчастьям, а от хорошего к дурному. Короче, дискуссионно.

Заинтересовало, что Дюма и Толкина сравнивает. Хотелось бы узнать, кто, где и по каким параметрам? Правда интересно. Максимум, что я видела - это форумные сравнения на основе типажей героев. Заинтриговали и слова Стивенсона.) Первый раз слышу. Да и про историю с подвесками, рассмотренную через психоанализ Лакана, я бы почитала. Звучит, как нечто странное, но вдруг не странное.)

Отредактировано Орхидея (08.10.2023 01:21)

+1

48

Статья интересная. Неожиданный взгляд на роман. Хотя я, как и Орхидея, со многими выводами не согласна. И если уж олицетворять при помощи героев какие-то категории, то я предпочла бы, с позволения сказать, не онтологические, а этические категории. Или философские системы. Как по мне, эта сова сидит на глобусе удачнее. Тем паче, что сам Дюма на эти вещи неоднократно на страницах трилогии намекает. С этой точки зрения Атос олицетворяет стоицизм, Портос - эпикурейство, Арамис - казуистическую мораль, а д'Артаньян, который в принципе чужд философии, скорее близок к позитивизму. Если же раскладывать четвёрку с точки зрения этических категорий, то Атос - олицетворение морали, Портос - верности, Арамис - нравственного релятивизма. Гасконец, как всегда, с трудом укладывается в схемы. Потому что он - человек, который живёт, созревает и действует в системе этих трёх координат, заданных его друзьями. Как-то так, если схематизировать.
Но как по мне, любая попытка вогнать "Трёх мушкетёров" в схему обречена на неудачу. Потому что герои получились полнокровные и живые. Не зря же в эпоху засилья постмодерна так модно стало выворачивать сюжет наизнанку. Не к ночи будь помянуты Бушков с его "дАртаньяном - гвардейцем кардинала" и Галанина с "Той самой миледи". Споры на дюманских ресурсах не утихают потому, что герои не укладываются ни в какую схему. Они ведут себя согласно обстоятельствам, подвержены слабости, совершают ошибки, потом преодолевают их. И даже осмысляют.
Это осмысление досталось на долю Атоса. Кстати, при всей заданности его роли в качестве начала координат для всей четвёрки, он тоже - весьма динамично развивающаяся личность. И Дюма постоянно играет на этом. Вначале он преподносит загадку Атоса, который не просто мушкетёр. Который одновременно и "полубог", и "едва человек". Потом раскрывается история падения графа де Ла Фер, объясняющая, что мучит не совсем мушкетёра Атоса. Он страдает оттого, что оказался недостоин своей социальной роли и собственных представлений о должном и нравственном. В финале первого романа он преодолевает последствия своей ошибки, становясь "судией, посланным самим Богом", каким обязан был быть граф де Ла Фер. Во втором романе встречу с Атосом предваряют опасения гасконца о том, что его друг дошёл до самой глубины падения. А потом нам показывают возродившегося человека, получившего право стать отцом. Но и при этом Дюма верен себе. В самой истории появления Рауля нет ничего возвышенного. Просто Шевретта залезла в постель к очередному красивому мужику, а потом подкинула дитя тому, кого считала отцом. Классно, кстати. Не просто совратила священника, но и обязала его возиться с плодом греха.
И вот тут граф де Ла Фер выступает как хранитель морали. Ещё не возродившийся для новой жизни, для чего-то же он приехал в Рош-Лабейль. То есть, ощущал обязанность взять на себя последствия той ночи. И взял. И обязал себя стать совершенным человеком, чтобы у Рауля был достойный отец. Не могу не оценить подвиг воли, который последовал за этим. Даже в наши дни излечиться от алкоголизма не так-то легко.
Далее Атос выступает носителем феодальной морали, в которой основным критерием является верность долгу. И Дюма ставит его в ситуацию, когда сюзерен сам нарушает требования этой морали. Вынуждая Атоса и Рауля переосмыслять свои убеждения. Так что, в отличие от автора статьи, статики в этом образе я не вижу. На мою имху, наиболее неизменным во всех обстоятельствах, куда Дюма ставит своих героев, является именно Портос.
Арамис и дАртаньян, на мою имху, похожи в своей реактивности, склонности меняться в соответствии с обстоятельствами и следовании некой внешней цели. У Арамиса это папская тиара, а дАртаньяна - маршальский жезл. Но при определённом сходстве Дюма делает их разными, когда речь заходит о соотношении целей и средств. Арамис в своём стремлении к цели переступает через дружбу, обманывает Портоса, пытается обмануть дАртаньяна. и только перед Атосом исповедуется, потерпев поражение. Гасконец, когда стоит выбор между долгом и дружбой, раз за разом выбирает дружбу. Вначале в Англии, когда спасает своих друзей и пытается спасти короля. В "Виконте" пытается спасти Портоса и Арамиса. Получив приказ арестовать Атоса, является к нему, чтобы дать ему возможность бежать. А потом приходит к Людовику и высказывает ему в лицо всё, что думает о нём. Нетрудно, что все эти поступки идут поперёк его личной выгоды. И всё же его выбор именно таков.
В конце "Виконта" Дюма убирает у Арамиса и дАртаньяна обе нравственные и физические точки опоры (Атоса и Портоса) и позволяет им достичь максимума возможного. и ощутить тщету этих достижений. По моему мнению, последняя фраза дАртаньяна как раз и говорит о том, что на пороге смерти он выбирает между сиюминутным и вечным. Арамису, который в погоне за эфемерной целью потерял друзей, он говорит: "Прощай!" Собственно, это прощание уже состоялось при последней встрече, когда между выжившими нет уже никакой теплоты былой дружбы. При этом гасконец уповает на скорую встречу с Атосом и Портосом, которые для него олицетворяют дружбу, верность и честь.
Я так понимаю.

+2

49

Atenae, практически со всем согласна.

Но как по мне, любая попытка вогнать "Трёх мушкетёров" в схему обречена на неудачу. Потому что герои получились полнокровные и живые. Не зря же в эпоху засилья постмодерна так модно стало выворачивать сюжет наизнанку. Не к ночи будь помянуты Бушков с его "дАртаньяном - гвардейцем кардинала" и Галанина с "Той самой миледи". Споры на дюманских ресурсах не утихают потому, что герои не укладываются ни в какую схему. Они ведут себя согласно обстоятельствам, подвержены слабости, совершают ошибки, потом преодолевают их. И даже осмысляют.

Это как с попытками соотнести мушкетеров со стихиями, темпераментами или социотипами. Оно так не работает. Если начать обсуждать этот вопрос, окажется, что у всех разная версия. Для себя я пришла к выводу, что соотношения просто нет, а тот же доминирующий тип темперамента у некоторых из компании мушкетеров совпадает, к тому же среди них нет явных меланхоликов. Отбросив неоправданную идею, что четверо мушкетеров обязаны соотноситься с чем-то, чего тоже четыре, будет гораздо проще прийти к консенсусу. Ничего они никому не обязаны.

Если искать у Дюма философию, я бы поискала её в его, скажем так, метафизике. Может выйти что-то интересное. Моруа писал, что в книгах Дюма бал правит случай. Драйтова с этим спорила и утверждала, что на самом деле во главе угла стоит не случай, а провидение. Мне представляется, что оба они видят только фрагменты картины. Дюма постоянно упоминает случай, рок, провидение, судьбу, и все эти понятия складываются в систему, нельзя вырвать что-то одно. А чтобы прояснить, как устроена эта система, удобно зацепиться за слова Кромвеля в пьесе "Мушкетёры" о том, что кроме воли есть судьба, а кроме провидения существует рок. То есть у нас вырисовываются два противопоставления: воля и судьба, провидение и рок. Насколько я помню, больше нигде в трилогии или в пьесах по ней об этом не говорится так явно.

Первая оппозиция - это классические воля человека и сила независящих от него обстоятельств. Иными словами соотношение детерминированного и индетерминированного в жизни. Что касается второй оппозиции, проведение - это божественная целесообразность. Оно благонамеренно, но по отношению к творению в целом, а с отдельными людьми, как повезёт. В "Графе Монте-Кристо", кажется, Дюма даже называл провидение рукой Бога. Оно существует словно на двух уровнях: на личном и на глобальном. Провидение может привести героев в нужное место, подбросить ценную информацию или предупреждение. Но оно же может принести в жертву отдельных людей, если того потребует высшая благая цель, сам ход истории, ведь высшему существу виднее, что к каким последствия приведёт спустя века. Отчасти это решает вопрос теодицеи. Ну а рок - злая сила, которая преследует героя. Она неотвратима, она разрушает планы, приводит к гибели, и получается почти античная трагедия.) Возможно, рок - это оборотная сторона провидения, потому что он, как мне кажется, тоже играет на пользу божественному замыслу. Так Кромвель в пьесе "Мушкетёры" называет себя человеком Судьбы, человеком Рока. Он выполняет высокую историческую миссию, и эта миссия разрушительная. Случай же, про который я пока ничего не сказала - это обычная случайность, событие человеком не просчитываемое. Откуда случай прилетел, от рока или от провидения, счастливый он или несчастный, опять же, как повезёт.

Если развить тему на примере "Двадцать лет спустя", Мордаунта я бы тоже назвала человеком Рока. Перечисленные выше силы у Дюма вообще тяготеют к персонификации. Воплощая собой рок, Мордаунт неуязвим, он всё время становится для героев помехой и не позволяет спасти Карла 1, несмотря на все их старания. Но в главе "Перст судьбы" он теряет свою неуязвимость. Историческую задачу выполнил, теперь барахтайся сам, а может ещё и "кармическая" ответочка, наконец, долетела. А вот на мушкетёров у провидения, похоже, оставались планы. Личная воля Мордаунта, его жажда мести, наталкивается на судьбу, воплотившуюся в тот момент в Атосе. После боя в воде Атос произносит: "Это не я убил его, это судьба". А д'Артаньян, радуясь, что граф выжил в поединке, произносит: "Вот где Бог сказал своё слово!" Последней фразы, кстати, нет в русском переводе.

Относительно личной человеческой воли можно заключить, что человек во вселенский замысел не посвящен, может только догадываться о нем и вынужден действовать на свой страх и риск. Помимо прочего наличие провидения явно намекает, что история для Дюма имеет конечную цель. Эта цель неведома, но она есть. Конечность истории и наличие в ней замысла - тоже философские концепты.

Картина, которая вырисовывается, несомненно религиозная, но не в коей мере не ортодоксально христианская. К 19 веку разные философы традиционную христианскую модель в умах уже сильно поломали и трансформировали. Гейне даже писал, что христианство после революции в Париже перестало существовать, а свою суть утратило еще раньше. Дюма к церковной религиозности также явно не тяготел, что, разумеется, не исключает духовных поисков.

Такое видение мира (или похожее на него) не универсально. Оно свойственно всей эпохе, является духом времени. Мне интереснее не накладывать идеи условного Лакана на историю с подвесками, а смотреть через культурную матрицу, в которой жил Дюма, и выискивать то, что для той ментальности было свойственно. Возможно, имеет смысл поковырять на этот счёт кого-то вроде Шлегеля, Новалиса, Фихте, Шеллинга, Шлейермахера, до кучи всех представителей движения "Бури и натиска", то есть тех людей, которые создавали философию романтизма. Например, там точно должны найтись переосмысление божественного, диалектичность, пассионарные личности, большая роль индивидуального, а также чувственной культуры, налёт пантеизма и мистицизма, а иногда и не налёт.

Романтизм был художественным языком этого времени. Что в головах, то и в творчестве. Вера в судьбу, рок (плод влияния деизма), которые легко соотносятся с мировым законом - общее место для авторов-романтиков (хотя сами понятия ещё дохристианские, и над роком, как известно, даже олимпийские боги не властны). Чего стоят немецкие "драмы рока", например, у Вернера или фон Клейста, в которых героев преследует неведомая злая сила, а сами персонажи не способны ей противостоять. Кстати, неверие в способность человека что-то изменить, определенный фатализм, особенно характерны не для немецкого, а для французского романтизма, потому что революционные событие заставили многих людей почувствовать себя песчинками в жерновах истории. Французы находились в самом пекле и меньше иностранцев были склонны приукрашать реальность. Не назову Дюма фаталистом, он слишком жизнелюбив и деятелен для этого, но определенные мотивы прослеживаются.

Те же французы максимально наглядно видели, как людей мотает жизнь, как переменчива удача. То к вершинам возносятся очередные наполеоны, то они же с треском оттуда падают. Всё это порождало чувство зыбкости, нестабильности. По поводу этой нестабильности я накопала занимательные вещи, хотя это будет уже окончательным сползанием в культурологию. Шатобриан в "Замогильных записках" пишет интересную мысль: "Едва ли сыщется хотя бы один человек, которого нельзя упрекнуть в том, что он противоречит самому себе. Из года в год, из месяца в месяц мы писали, говорили и делали сначала одно, а потом совсем другое. У нас было слишком много оснований краснеть, и с некоторых пор мы уже не краснеем вовсе; наши противоречия столь многочисленны, что ускользают из нашей памяти." Для Бенжамена Констана было нормально то оправдывать действия Наполеона, то проклинать его. Про Шарля Нодье говорили, что из него можно выкроить десять человек и что в нём прекрасно соседствуют крестьянин и дворянин, эмигрант и республиканец, рыцарь, литератор, учёный, поэт и лентяй. А Перси Шелли сравнивал себя с хамелеоном, меняющем цвет несколько раз на дню. Причём отсутствие цельности считалось признаком одарённой личности. Джон Китс говорил, что поэт - это всё и ничто. Он называл поэта самым непоэтичным существом, потому что у него нет идентичности. Это некто без характера, его слова нельзя принимать на веру, ведь как могут быть точными и определёнными утверждения человека без сущности? Стихотворение Китса "Песнь противоположностей" тоже показательно. Таким положением дел творческие личности гордились, подчёркивали и преувеличивали его, ведь отсутствие идентичности делало их особенными, отличными от обывателей и серой повседневности. В свете статьи, на которую была дана ссылка и в которой большое внимание уделено двойственности Арамиса, мне показалось интересным обратить на эту культурную черту внимание. Ведь образ художественной личности получается очень на него похожим. В книгах много раз подчёркивает, что Арамис - поэт, и в этом смысле он до мозга костей поэт романтизма.

А ещё с изменчивыми взглядами связана смежная особенность культуры неспокойной Франции. Для романтиков естественно отчаянно бороться за убеждения, которые они с высокой вероятностью скоро изменят, а когда кругом все такие, не удивительно, что кипучая деятельность ни к чему не приводит. Если с этой точки зрения посмотреть на конфликт мушкетёров в период Фронды, тоже выходит интересно, поскольку сцена на Королевской площади выглядит, как призыв отбросить все расхождения во мнениях, не спорить до хрипоты, не устраивать смертоубийств, потому что ситуация всё равно станет другой, люди у власти поменяются. И при таком положении дел исключительно ценным становится то, что объединяет, а не разъединяет, в данном случае личные отношения, общее прошлое, дружба. Это единственное, на что можно действительно опереться. Думаю, связанные с этим события книги должны были особенно отзываться у современников Дюма.

Отредактировано Орхидея (08.10.2023 20:02)

+3

50

Интересно узнать про разницу в понятиях Предопределения. Ведь это можно рассматривать с религиозной точки зрения как предварительную заданность жизни человека, его спасения или осуждения в вечности волей Бога, а можно с бытовой - как своего рода проявление интуиции без всякой мысли о высших силах, сиречь "Кому повешену быть, тот не утонет". Пусть Предопределение и Провидение - понятия одного смыслового ряда, но, ИМХО, Предопределение - это реально от Бога, а Провидение - это как раз про свободу человеческой воли.
Какой бы ни была природа характеров героев Дюма, они все следуют воле Провидения. Как бы ни хотелось автору свернуть в сторону, нарисовать персонажу другую судьбу, оно не получается почему-то даже тогда, когда в сюжете возникает длительная лакуна. Атос, оставшись в одиночестве, за несколько лет мог окончательно спиться - но не спился же! Портос, при всём своём обретенном богатстве, НЕ МОГ стать своим даже в среде провинциального дворянства, многие представители которого были ни на каплю не знатней его самого. Арамис мог сделать неплохую церковную карьеру и сосредоточиться на своём призвании - на начало "Двадцать лет спустя" мы видим его не больше чем аббатом, а его поступки и образ мыслей лично меня всегда заставляет вспомнить про трудности подросткового бунта. Наконец, гасконец, у которого без друзей хватает сил только на сиюминутное, всем понятное и достаточно примитивное. Ни одна перспектива не использована, и, думаю, автору это не больно и требовалось. Вне рамок сюжета герои предоставлены сами себе.
А Предопределение в рамках авторского текста - это и есть воля автора-демиурга. Атос, который подставляет себя под пули на бастионе Сен-Жерве, тот же Атос, который не хочет убивать Мордаунта, и всё же делает это.
По Провидению, как мыслится, Атос, который сам отправил сына в армию и сделал из него солдата, куда более спокойно перенёс бы гибель Рауля на поле боя, не случись у того любви к Луизе. По Предопределению - Рауль умирает потому, что у него нет сил жить. И то же Предопределение выводит идиллическую картину ухода праведника Атоса - сын зовёт его за собой в небеса. Правда, в той сцене моментально возникает и Провидение - д'Артаньян, который реагирует на события, находясь в точке "здесь и сейчас", даёт чёткую личную оценку случившемуся, и она далека от идиллии: по канонам какой угодно христианской церкви отец и сын должны оказаться в разных местах...
И вот так бесконечно, со всеми: шанс дан, но его не использовали. Ситуацию можно разрешить и так, и сяк, а герой выбирает альтернативный третий способ. Вот правильно было выше сказано: они все у Дюма получились живыми, выпуклыми, никто в схему не укладывается, даже если по темпераментам смотреть. Ну да, гасконец - холерик. Портос - флегматик? Да ничего подобного, хотя проявления здорового такого пофигизма вполне в его стиле. Если я начну говорить, что Портос - сангвиник, найдутся те, кто с жаром станет уверять меня в том, что Портос - типичный меланхолик.
Схемы нет, а любовь к персонажам - есть, причём многолетняя, проверенная, и это уже, что говорится, "свои люди".
В сумбуре моего изложения (извините, давно не вела беседы такого рода) хоть немного понятно, о чём я хотела сказать?

+2

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » В плену книжных страниц » Три мушкетёра"