У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » #Миры, которые мы обживаем » Рассказ "Пылающий костёр", который примыкает к фанфику "Солнце Раа"


Рассказ "Пылающий костёр", который примыкает к фанфику "Солнце Раа"

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Пылающий костёр

Деревья,
на землю из сини небес
пали вы стрелами грозными.
Кем же были пославшие вас исполины?
Может быть, звездами?

Ваша музыка – музыка птичьей души,
Божьего взора
и страсти горней.
Деревья,
сердце мое в земле
узнают ли ваши суровые корни?

Федерико Гарсиа Лорка

Спроси его сейчас, сколько времени он уже не был внизу, на голубовато-зеленоватой Раа, он бы ответил с заминкой. Две полных луны Ро? Три? Работы было много, и с каждым допуском на новый уровень он убеждался в том, что старый Консул прав: ситуация на грани критической, а иногда за эту тонкую грань заходит. Стабильность материи нарушается несмотря на все их усилия.
Информацию о каждом новом инциденте нужно было внимательно считывать,  анализировать, сравнивать с уже накопленными сведениями. Временами — спускаться на поверхность, входить в мир Теней и искать утечку.
И при этом строго следить за тем, чтобы беспокойство о стабильности не затуманивало разум. Да что там беспокойство, самый настоящий страх!
«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», — сказала как-то тётя Шана. Подцепила фразу на работе, от кого-то из мигрантов, и поделилась: оцени, мол, каково присутствие духа у этого народа!
Неприятная фраза, и образ неприятный. Что это за мир такой, в котором опасные флуктуации, предвещающие гибель родной планеты, воспринимаются как благо? Жуткие, должно быть, нравы у его обитателей... И это ему, Айри-Каю, развивающемуся дестаби, жутко, что уж говорить об обычных гражданах, а тем – «блажен»! Безумцы. Не хотелось бы иметь ничего общего с такими существами.
Правда, если Бюро вселенской миграционной службы присылает их сюда, на Раа, вероятно, в этом есть польза для родной планеты...
«Пожалуй, – Айри-Кай на секунду задумался, – как встречный пал в лесу. Нестабильные гасят нестабильность».
После мимолётного вкуса дыма и пепла пожара вдруг пришёл другой образ, как яркий луч в тучах, светом и теплом озаряющий лес, уже замерший в ожидании бури: улыбающаяся Альба, приветственный взмах её руки, прекрасные тёмные волосы, развевающиеся на ветру. И их собственный дом — в самом ближайшем будущем.
Ему, Айри-Каю, полноправному гражданину, молодому, но подающему большие надежды сотруднику оперативной группы стратегического спокойствия Раа, ещё предстоит возвести своё жилище. Но это будет совсем скоро. После женитьбы на Альбе он обретёт новый статус, статус человека, создавшего семью, и тогда сравняется в индексе социальной ответственности с тётей Шаной.
Альба наконец сказала, что согласна признать его своим мужем перед государством-общиной. В глубине души он опасался (и предчувствовал? но до последнего обманывал себя?), что не дождётся от неё этих слов. Но она согласилась: пора назвать вещи своими именами.

0

2

Он мог бы и раньше называть тётю Шану мамой, ведь она заменила Айри-Каю мать с тех пор как его родители оказались изгнаны с Раа на астероид. «Инцидент семисот восьмидесяти семи». Шана деликатно относилась к памяти ребёнка, не требуя от мальчика ни благодарности, ни какого-то особого проявления сыновней почтительности. Она просто воспитала его вместе со своей дочерью. Она просто любила его, как родного, и называла близким именем Аира, как мать. Она просто дала ему всё, что один взрослый человек может дать другому, маленькому: распознала его способности, отвела к лучшим учителям. Подбадривала при подготовке к Пробе. Встретила его, прошедшего Пробу, как победителя, и подтолкнула на первую ступеньку лестницы, ведущей вверх.
Отец Альбы тоже был дестаби, один из сильнейших в своём поколении, со вторым именем Олтран — «Удерживающий». После его смерти всё на Раа пошло не так…
Но Шана сделала всё возможное, чтобы подарить планете нового защитника и хранителя стабильности. Чтобы её воспитанник Айри-Кай занял своё место по праву, а со временем, конечно, получил и второе имя.
Хотя Альба была тайной дочерью Олтрана, которую он никогда не признавал, Шана не скрывала, что ждёт от девочки удивительных способностей. И да, они проявились.

Отредактировано Старый дипломат (02.01.2018 22:43)

0

3

Каким будет его второе имя, Айри-Кай уже знал. Можно сказать, он уже получил его — от Альбы. Это было сильное имя и смертельно опасное для слабого носителя, но Айри-Кай не собирался быть слабым. Любовь Альбы делала его сильнее любого вещества, плотнее любого поля.
«Аира, ты никогда не задумывался, почему на нашей планете настолько не развито искусство?» — говорила девочка Альба, задумчивая и очень серьёзная, и блики костра лепили её лицо из тысячи теневых лиц, словно из тёмной глины. Сбитый с толку её горестным тоном, Айри-Кай возразил: «Да как же не развито? Вся Раа — это же искусство! В высшей степени совершенное. Посмотри, на этой поляне нет ничего естественного, всё – биотехнологии, а выглядит, как полностью натуральное. Разве этого мало?» Альба тогда мрачно кивнула: «Да, ничего естественного, кроме вот этого огня и нас с тобой. И мы тоже искусственные. Мы чьи-то мысли, тени Творца. Так что только огонь…»
Он ещё не нашёлся, что сказать в ответ, но Альба уже улыбалась, тонко, как серпик одной из ближних сферических орбитальных станций. В перепадах её настроения было что-то от блеска и грохота водопада. «Когда ты станешь Консулом, тебя назовут Махайрод, Пылающий Костёр. Огонь — единственная естественная вещь на Раа. Недаром наши предки боготворили его. Они как чувствовали, что только он один — воплощение постоянства. Постоянства изменчивости». «Я стану Консулом?!» — ошеломлённо спросил мальчик. «Конечно. Ты будешь светить, как эти огни над нашими головами, — и она подняла лицо от костра вверх, глядя на бесчисленные орбитальные станции и стабилизаторы. — Будешь светить естественным светом, а не искусственным. Как солнце. Ты этого хочешь, Консул Махайрод?»
И он, конечно, ответил: да. И добавил: если ты будешь любить меня вечно.

0

4

И она его любила. Она любила его всегда. Сначала её любовь выражалась в разделённых вкусных плодах и играх, потом — в единых мыслях и мечтах об удивительных мирах. Временами им и слов было не надо, они делились образами, и фраза, начавшаяся в мыслях у одного, заканчивалась у другого с такой же лёгкостью, с какой складываются крылья бабочки.
Но однажды Альба обняла его, и он не выпустил её из своих объятий, и она не выпустила его, когда он попытался опомниться. А чтобы никто не узнал об их беззаконии и не разлучил навсегда, он увлёк её в теневой мир. Там тоже расстилалась густая мягкая трава, только была она синяя и фиолетовая.
Став его тайной женой, девочка тоже научилась просачиваться в зыбкую опасную изнанку, в идеальный мир, ведь теперь они были одной плотью. И хотя она поклялась, что не будет ходить одна в это странное — место? время? — Айри-Кай понимал: если его юная женщина презрела традиции Раа под влиянием желания, пусть даже это было всего лишь желание плоти, она тем более не устоит перед искушением увидеть другой мир, где всё непрочно, опасно и прекрасно. Он, Айри-Кай, был преступник, не только не отвративший её падение, но и прямо подтолкнувший к ещё худшему преступлению — преступлению против стабильности материи на Раа.
Это была их жгучая тайна, тайна беззакония. Но там, в зыбком пространстве без границ, они наслаждались друг другом так, как в мире материи не дано никому. Впрочем, и в обычном мире подростки Аль и Аира умели находить место и время для любовного умопомрачения.

0

5

Оторвавшись от экрана, Айри-Кай взглянул на часы. По орбитальному времени полночь. Ему уже давно следовало идти в отсек для отдыха, но он же не может оставить изрядный кусок работы на товарищей, когда отправится в свадебный отпуск… Это будет нечестно с его стороны, а главное, просто опасно для Раа.
Целую Ближнюю Луну они проведут на берегу Чёрных Жемчугов. Через двадцать дней он наконец-то назовёт её своей по праву. Они смогут любить друг друга, не прячась ни от кого. И если Альба захочет, она станет матерью его ребёнка.
Сдавая Пробу, на тесте по регенерации Айри-Кай ткнул себя ножом прямо в сердце, ни на миг не сомневаясь, что этот удар не будет ему смертелен, и даже такая рана заживёт за пятнадцать счетов. Инструктор, конечно, попенял ему за дерзость, но мальчик и из спора с инструктором вышел победителем. Истинным сердцем Айри-Кая была Альба, и пока с ней было всё в порядке, с ним не могло случиться ничего плохого даже на острове Пробы.
А вот с ней на острове что-то случилось. После Пробы она стала замкнутой и молчаливой, словно тронутой изморозью, и отогревалась только в его объятиях. Он отогревал её. Раздвигал реальность, и они ускользали туда снова и снова.
Но чем старше становился Айри-Кай, тем больше его беспокоила совесть из-за того, что они с Альбой переступили дозволенное и сами у себя украли счастье первой брачной ночи. Более того, он уже ясно понимал, почему взрослые стремятся оградить подростков от искушений ранней влюблённости. Его душа оказалась сращенной с душой Альбы, как сообщающиеся сосуды, но неправильно. Чем больше он развивал ум и волю, тем труднее его возлюбленной было контролировать свои фантазии. Её непосредственность теперь скорее вызывала в его душе замешательство, чем радость. Её неуёмное творческое воображение, подпитываемое силой его духа, порождало точечные прорывы иллюзий в реальность.
Он надеялся, что после свадьбы всё исправится. Но и в этом вопросе Альба вела себя непредсказуемо.
Дата их сочетания была согласована с учётом всех традиций, на ней ведь будут присутствовать люди с самым высоким индексом социальной ответственности! И Шана гордилась воспитанником, который должен был стать её зятем. А вот Альбу не интересовали «глупые формальности», и все организационные вопросы свадьбы она попросту игнорировала, занимаясь только своими деревяшками или камнями. «Ты всегда был моим мужем, я всегда была твоей женой. Разве тебе недостаточно моего слова? Мы могли бы зарегистрировать наши отношения при первом же придорожном коммуникаторе. Зачем эти лицемерные песни и пляски?»

Отредактировано Старый дипломат (26.11.2017 15:33)

0

6

Удивительно, но Шана потакала причудам дочери и восхищалась тем, что та задумала стать скульптором. В мирах со стабильной материей так назывались люди, которые делали неподвижные композиции из твёрдых веществ, но по ним можно было узнать мысли творца.
Айри-Каю это не нравилось, он не видел в этом увлечении ничего прекрасного. Альба с детства была великолепным донором, и в любом медцентре её интуиция значила бы для здоровья и благополучия граждан гораздо больше, чем кое-как обтёсанные камни. Кроме того, каждый житель Раа знает, как опасно углубляться в свои фантазии, а ведь скульптор, по идее, должен работать именно с ними: сначала с фантазиями и только потом — с материалом.
Обе женщины порицали его «консервативный и ограниченный антиэстетизм».
Упрямством его невеста славилась с детства, а тут и мать её поддержала: в других мирах архитектуру называют застывшей музыкой, а музыку – застывшей математикой. А что у них? Шалаши, как у предков во времена Первой Жизни Раа? Песни под звуки барабанов и трещоток в подражание птицам? Если Альба станет первым великим раянским скульптором, разве муж будет ревновать к её искусству? Может быть, он не хозяин себе?
Айри-Кай не имел ничего против других миров, архитектуры, музыки, а тем более математики, но высказался в том ключе, что из миров с архитектурой и музыкой почему-то бегут на Раа, а не наоборот, и засилье любимых и опекаемых Шаной мигрантов — это палка о двух концах. В ответ его упрекнули в ксенофобии, авторитаризме и вдобавок ещё в мужском шовинизме, что, с его точки зрения, было притянуто ну просто за ветки!
Альба продолжала бродить по лесу, в поисках вдохновения, а потом обтёсывала мёртвые стволы, у которых забирала энергию, когда эти деревья были живыми, или рассекала камни, из которых сооружала ещё более странные композиции. Айри-Кай не находил в получающихся болванах никакой красоты, но и спорить не хотел, чтобы не обидеть её.
Но были десятки маленьких статуэток, вырезанных Альбой из дерева и плодовых косточек или слепленных из глины — сначала грубоватых, но с каждым днём всё более совершенных, в которых её любящими руками был запечатлён он, Айри-Кай. Вот эти работы ему очень нравились. Как он мог, глядя на них, сомневаться в её любви? Она знала его снаружи и изнутри, показывала его тело и душу — безошибочно. Эти фигурки были отражениями их чувств. Он был полноправный соавтор её творчества, как муж является полноправной частью жены.
Хотя, если честно, ему было тревожно смотреть даже на эти миниатюры, потому что в их безукоризненном совершенстве они видел отблески самого настоящего безумия.
Отвлечь Альбу от воплощения её замыслов в дереве и камне можно было только ласками. В любовном жаре Альбы Айри-Кай даже видел некое противоядие от её углублённости в себя. Пусть уж лучше она отдаёт свою страсть ему, чем бреду о мёртвой материи. Тем более совсем скоро их страсть не будет тайной, а значит, опасной для стабильности Раа.
А она не хотела думать об опасности. Она боготворила его тело, называла Айри-Кая солнцем своей жизни, и не было такого укромного уголка в лесу Тысячи сов, где они не предавались бы любви.
Но непонятно, что было страшнее — болезнь или лекарство. Да, не было таких ласк, которыми она не утоляла бы его желание. Но не было и такой муки, с которой молодой дестаби мог бы сравнить свой ужас, когда Альба заговаривалась или пела на непонятном языке, даже не притворяясь, что подражает птичьим трелям. Она вообще никогда не притворялась — ни в своём уме, ни не в своём.

Отредактировано Старый дипломат (02.01.2018 22:50)

0

7

Как же давно он не обнимал Альбу, не чувствовал её, не говорил с ней… В ответ на его вздох с потолка свесился и влез прямо к нему под нос экран коммуникационной системы. «Альба!» — сказал он в соцветие нежнейших лепестков полимера, неотличимого от живой ткани.
Сейчас он увидит её и скажет, что потерпеть в разлуке осталось всего ничего. Скоро они будут стоять перед домом Шаны в праздничных цветочных гирляндах, и мама благословит их на долгий счастливый союз. А вокруг будут их друзья и подруги — спутники детских лет, товарищи по Пробе, коллеги Шаны и руководители Айри-Кая, и будут желать им счастья и детей, а потом все они поедут в Тёплый Лес, и он заложит программу строительства в фундамент дома, на который уже наработал достаточно ресурса. После праздника они с Альбой останутся только вдвоём и в своём новом доме с ещё свежими подрагивающими стенами наконец-то лягут на традиционную циновку, как муж и жена. И её голова всегда будет ясной. Никогда больше он не услышит странных звуков, срывающихся с её губ, и странные цветы не будут оплетать его ноги, и странные плоды не будут свешиваться со знакомых деревьев, и странные фигуры странных существ не будут проступать в камне, обтесанном её руками — такими нежными и слабыми на вид.
Колышущаяся субстанция коммуникатора застыла, расплылась красками вечерних сумерек, и не сразу из них выступило лицо девушки.
— Да?
Он даже положил руку на верньер настройки, настолько неестественно выглядело родное лицо. Она не воскликнула от радости, даже не назвала его по имени. Тусклый взгляд карих глаз не сразу сосредоточился на его лице. «Как будто выпила галлюциногена», — кольнуло у него в сердце.
Настройка была отличной, её не нужно было подкручивать.
— Да, я слушаю, — повторила девушка бесцветным голосом.
У Айри-Кая сам собой подобрался живот, стукнуло сердце, он привстал со своего места на коврике-газоне, но сказал очень спокойно, чтобы погасить панику.
— Альба, что-то случилось? Что-то… с мамой?
Сколько же времени они не виделись? Когда он беседовал с ней в последний раз? Но ведь тётя Шана тоже молчала, не сообщала никаких ужасных вестей! Наоборот, говорила о разосланных приглашениях, о ритуальных накидках из пчёл, об узорах на циновке…
— С мамой? – она непонимающе взглянула на него. – Причём тут мама… Что тебе нужно?
— Альба, что случилось? – повторил молодой человек. – Ты себе хозяйка? Что с тобой?
Она отстранилась от экрана, отвела глаза.
— Ничего. Работай. И знаешь… Я тебя не люблю. Прости, Аира. Прости и забудь.
Коммуникатор собирался сложиться, но молодой раянин рявкнул на него «Альба!», и связь восстановилась.
— Альба! Это, что, шутка такая? Ну, прости, пожалуйста! Я никак не могу прилететь раньше, клянусь...
— Так и не надо. Я же говорю: я больше не люблю тебя. Ты плохо слышишь?
— Альба, неужели ты находишь удовольствие в том, чтобы ранить меня…
— Что? — в её глазах стояла дымка, лишь через полсекунды выражение лица стало более осмысленным. И вдруг губы девушки дёрнулись презрительно. — Тебя – ранить? Ты же бесчувственный высохший пень, как тебя можно ранить? Ты весь искусственный! Ты не знаешь, что такое любовь, даже не догадываешься!
И отключилась.
Айри-Каю даже показалось, что на миг он потерял сознание.

Отредактировано Старый дипломат (23.11.2017 22:26)

0

8

Никакие окрики не помогли: искусственный голос сообщил, что Альба не желает общаться. Тогда, дав внешнему коммуникатору втянуться в гнездо, Айри-Кай обратился к интеркому. Мысли метались, образы оставались темны, полны теней. С ума сойти, бред какой-то… Что, откуда? Болезнь? Прорыв иллюзий? Прямо в центре его собственного, ещё не возведённого дома? Хотя, с Альбы станется: вот так, соскучившись, она может заставить его почувствовать, насколько опасно оставлять её без внимания. Да нет же, чушь, чушь, это он сам заболел — от усталости и томления по Альбе — и бредит... Это не может быть реальностью, это сон, который внезапно накрыл его. Ему снится, что она жестоко ревнует и вот так страшно наказывает его. Разыгрывает разочарование и отвращение.
Но лицо начальника совсем не напоминало сон. Он, Айри-Кай, был всё-таки не во сне и не в мире идей.
— Приветствую, Высокий Аст, — молодой дестаби склонил голову. — Извините, у меня открылась крайне важная личная проблема. Разрешите покинуть базу на сутки… по обстоятельствам, которые требуют от меня присутствия на планете.
Старик на экране молча кивнул. Через секунду Айри-Кай уже нёсся к орбитальному челноку, только ветер свистел в ушах, и коллеги, оставшиеся позади, недоумённо переглядывались. Тревоги, вроде, не объявляли…
Приземлившись неподалёку от дома Шаны, он едва дождался разгерметизации челнока, подавляя желание попробовать просочиться сквозь обшивку. «Вряд ли это получится быстрее и безопаснее», – уберегла его трезвая мысль. Раскалённая обшивка, охлаждаясь, издавала неприятный скрип.
Вот и дом, молчаливый и тёмный. Дверь пропустила его беспрепятственно. На половине Шаны тихо и безжизненно. Наверное, на дежурстве в своём миграционном центре. Дверь по коридору… Пусто. Лестница на крышу.
— Альба!
В пустом доме он почувствовал такую дрожь в ногах, словно собирался поднять груз тяжестью с гору. Наверное, никогда в жизни ему ещё не было так страшно.
Её не было нигде. Он прислушался к себе. Здесь её не было. Айри-Кай сглотнул, ощущение ужаса от непоправимой беды пронзило его, как раскалённый клинок.
Она ушла туда. Для поиска вдохновения, будь оно неладно…

0

9

Ноги сами принесли его на их заветную поляну. Здесь было так же темно и тихо, как в её доме, тёплый безветренный сумрак, и деревья спали, не перешёптываясь листьями. Аира вдруг вспомнил, как они, совсем юные, ловили здесь губами капли сладкого древесного сока и смеялись, и какое это было счастье.
Здесь они с Альбой когда-то сидели у живого огня, и она нарекла его Пылающим Костром.
Какие точные слова.
Было ощущение, что от его крика изнаночный мир тает, как разлетается потревоженная блестящая мошкара.
Он нашёл её, в тонком платье на голое тело, всю сведённую судорогой, окоченелую. Больше всего Альба была похожа на утопленницу, только что вынутую из воды. Но Айри-Кай знал, что она жива, просто отдала почти всю свою энергию… чему?
Он спешно положил её голову себе на колени, сделал первый психомассаж, поделился своей энергией. Альба задышала полной грудью, потом успокоилась и заснула уже нормальным здоровым сном. Ночным зрением он видел, как на её лицо вернулся тёплый цвет. Страшно представить, что было бы с Альбой, если бы он не успел. О том, что было бы с ним самим, он не думал.
Он поднял её на руки, прижал к себе. Альба часто задышала, зашевелилась, но не открыла глаз.
— Вот тебе и музыка в камне… — сквозь зубы ругнулся он. Звуки скрежетнули у него в горле, будто он был ржавой машиной.
— Только тебя, — прошептали её губы тихо, но отчётливо. — Только тебя хочу.

0

10

Принеся её в дом, он уложил её в постель и лёг рядом, обнимая её, даря ей своё живое тепло. Его тело, наполняясь радостью, требовало немедленного действия. Он ограничился тем, что осторожно вошёл в её сознание, чтобы понять произошедшее.
Он не боялся заблудиться в её сердце. Впрочем, заблудиться в чьей-то душе было нельзя. Можно было просто не вернуться.
Разница очень большая.
Реальность расступалась перед ним, как вода. Там было светло, и тени деревьев воображали, что они настоящие, и пытались шумом своих листьев подражать ветру. Он не сразу увидел, а когда увидел, то не сразу понял, а когда понял, то был парализован гневом, ужасом и ревностью. Это была одна из её обтёсанных деревяшек. Только здесь деревяшка была нематериальна, и деревяшкой не была. Она была идеально сложенным бронзовокожим парнем, с которым Альба делала… ну, в общем, то же, что с Айри-Каем, ведь тень реальности, в которую уходила девушка, уже достаточно пропиталась его вожделением, чтобы воспроизводить достоверную иллюзию движений сильного мужского тела. И Альба, прекрасная, как нимфа, и такая же бесстыдная, стонала от наслаждения.
Всё было, как обычно, только настоящий Айри-Кай оказался лишним в её иллюзорном мире.
С ужасом он вернулся в действительность, с ужасом посмотрел на женщину, спящую, прекрасную, тонкую, с дерзкими губами и пушистыми тёмными волосами. С ужасом провёл ладонью по её круглому животу, по так хорошо знакомой ему выемке пупка и нежному низу.
Его женщина была беременна. Маленький червячок уже жил своей жизнью и очень радовался тому, как гибка его спинка и какой огромный тёплый мир окружает его со всех сторон. Айри-Кай уловил счастье этого существа оттого, что полоса тревоги и страха закончилась, и что его мир снова спокоен и добр. Уловил даже чувство благодарности, которое маленькая жизнь испытывала к его ладони. Своими едва проклюнувшимися нервами существо ощущало того, кто вернул спокойствие в этот невидимый, но прекрасно осязаемый мир, и посылало импульсы радости и привета.
Айри-Кай отдёрнул руку. В последний раз он наслаждался любовью Альбы около трёх полных лун назад. К этому он не имел никакого отношения. В ней поселился плод её бесстыдного воображения. Плод эгоизма и дерзкого вызова. Плод, который разовьётся в зеленокожего ребёнка, жалкого и отвратительного, как выросший без света червеобразный росток. Этот ребёнок будет бояться солнца. Слабый, нервный, с ужасающей чувствительностью кожи, вечно прячущийся в тени… Зависимый — прежде всего, от своей жалкой природы. Унизительная пародия на человека.
Как она могла так поступить?! С ним самим, со своей матерью, с памятью своего отца? С пышным деревом своего рода? И с этим ребёнком, обречённым на унижения? Как?!
С тех пор как Альба отдалась Айри-Каю, он был уверен, что будет любим ею вечно. Но с ним она, такая страстная и нежная, никогда не говорила о детях. Никогда.

0

11

Что он сделал не так? За что ему такое страшное испытание? Наказание за своеволие — да, да, но как он мог оттолкнуть Альбу, презреть её любовь? Он же и так изо всех сил старался держать свои чувства под контролем и восстановить стабильность! Он подал заявку на Пробу в первый же день, когда имел право это сделать — в свой пятнадцатый день рождения. Став полным гражданином, Айри-Кай получал право завести семью и — видит Творец Раа! — он к этому стремился всей душой!
По закону, пройдя Пробу, он мог стать мужем совершеннолетней гражданки — полноправной или отказавшейся от Пробы. Он мог бы стать мужем Альбы и в том случае, если бы она забеременела и объявила себя зависимой от него, не привязывая своё будущее к Пробе. Да, если бы она предъявила общине Раа неопровержимый знак свободы её любви и совершеннолетия плоти — ребенка Айри-Кая в своей утробе, их объявили бы мужем и женой. Желание женщины рожать было священным правом, упомянутым в Песне Пробы.
Конечно, страшно было представить, как бы такую новость приняла Шана. Её дочь в тринадцать лет выставляет перед общиной живот, в котором зреет плод беззакония, и утверждает, что её единственное предназначение в жизни — роль наложницы Айри-Кая… Для Шаны это был бы страшный удар, и дети решили пощадить её. Во всяком случае, Айри-Кай убеждал себя, что Альба не торопится узаконить их отношения только потому, что хочет стать полноправной гражданкой.
Но что его любовь будет так поругана, он не ожидал.
«Творец Раа, услышь меня! — взмолился молодой мужчина, проводя дрожащими пальцами по щекам и лбу Альбы. — Верни разум моей женщине! Я приму её ребёнка, я приму любое наказание, лишь бы она оставалась в здравом духе… Да, она не хотела ткать моих детей плотью. Она хотела быть скульптором. Вытёсывать людей из дерева и камня. Я любил её, я люблю её, я готов отказаться от возможности стать отцом, лишь бы она вернулась в себя! Я готов отказаться от всяких прав на неё, лишь бы она была жива и здорова! Клянусь, я не прикоснусь ни к одной женщине, если Ты пощадишь её разум! Я не знаю, что ещё пообещать, только пощади её! Я готов стать Пылающим Костром, только пощади её, Творец-Создатель, Отец и Мать всех, живущих на Раа и во всей вселенной!»
Ему пришлось выйти из дома в лес, чтобы подпитаться живой энергией от деревьев, столько сил отняли у него эти мольбы.

0

12

Молодая женщина, прекрасная в спокойном сне, с тихо поднимающейся грудью, вдруг открыла глаза. Айри-Кай молча сидел на циновке рядом с её постелью.
Альба поднялась на локте, заметив его. Несколько мгновений они смотрели друг на друга ночным зрением глаза в глаза.
— Альба, я нашёл тебя в трансе, — сказал он как можно более спокойным тоном, хотя внутри весь дрожал. — Ты знаешь, как опасно пускаться в такие… в такие путешествия одной. Сколько раз мы говорили об этом, и ты обещала…
Она снова положила голову на подушку из шёлковой травы и, глядя в тёмный потолок, сказала:
— Мне казалось, мы уже сегодня говорили и всё выяснили.
— Мы ничего не выяснили. Я ничего не понимаю.
— Ну, это не мои проблемы, что ты чего-то не понимаешь.
— Альба… За что ты так со мной? Что я тебе сделал?
— Не знаю. Всё.
Он прокашлялся.
— Ты наказываешь меня за то, что я не хранил твою чистоту, дочь дестаби? За то, что я не был хозяином себе? Но подумай… Тот омерзительный фантазм… Это та судьба, которую ты хочешь сделать реальностью своей жизни? Что ты с собой творишь, Аль, опомнись!
— Я творю то, что хочу, — сказала она. И добавила ещё несколько слов, которых он не понял.
— Свет! – крикнул Айри-Кай.
Комната осветилась тысячью тёплых бусинок люминофорных насекомых. Он сам настраивал эту модель, чтобы свечение было мягким, не резало глаз после ночного зрения. Сейчас в мерцании крошечных огоньков смуглое лицо Альбы показалось ему почти незнакомым.
Она по-прежнему смотрела в потолок. Не хотела его видеть.
— Аль, да приди же ты в себя!
— Аира, я в себе, и это моя жизнь. Пожалуйста, не указывай, что мне делать в моей жизни. Я совершеннолетний взрослый человек. Хвала Творцу, что наша несовместимость вовремя открылась.
— Наша несовместимость… Ну что ты такое говоришь!
— Я говорю правду. Я говорю, что ты меня не любишь, и я тоже тебя не люблю. Сколько мы знакомы? Шестнадцать лет? Семнадцать? Корни и кроны, я устала! Меня тошнит от тебя и от твоего... твоего всего! От твоей выдержки! От твоего ума! И от твоей наглой похоти меня тоже тошнит!
— Аль, родная… — он придвинулся к ней, борясь с отчаянием, хотя и зная, что из этого кошмарного сна нет выхода. — Ты просто отравилась миазмами обиды. Там, в изнаночном мире, всякая тень, всякое зло раздувается в разы… Не надо так, пожалуйста. Да, я виноват, что не звонил, не приезжал… Но ты не представляешь, какая ужасная волна нестабильности накрыла Раа… и как я устал без тебя!
— Аира, ты понимаешь речь? Я тебя не люблю. И я ведь ничем тебя не связала. Ты свободен, ты свой хозяин. Люби свою работу, свою карьеру, свои протезы высших смыслов. Будь кем угодно, только оставь меня в покое. У меня свой мир и своя музыка. И тебя в нём больше нет.
— Альба, ну прости меня! — он схватил её руку, прижал к своей груди. — Ты здесь по праву! Я люблю тебя, ты моя жена! Да у меня же нет никого дороже и ближе тебя во всей вселенной!
— Когда ты говоришь, ты говоришь только о себе. Всегда — только о себе. Знаешь, мне это надоело. Тогда, на Пробе, я правильно увидела тебя, но боялась себе признаться… Обманывала себя, обманывала тебя. Ты пустышка. Ты сделан. Ты искусственный, как… как вот этот свет. Ты охранная система. Тебя не волнуют люди — только вероятности, отклонения, флуктуации. Сейчас ты переступишь через меня и пойдёшь дальше. К своим сияющим огням. Иди. Иди! Я тебя больше не держу.
— Это же неправда! — крикнул он, скорее себе, чем ей. — Я живой! Вспомни твои фигурки — разве у тебя нашлось бы столько вдохновения от пустышки? От несуществующего?
— Позволь мне решать, в чём находить вдохновение. Отстань от меня, уходи из моей жизни.
— То есть теперь тебя вдохновляет Тень?
— Не понимаю, почему тебя это так волнует. Я же со своей Тенью, не с твоей.
Он обнял её, как утопающий хватается за проплывающую мимо корягу, приник к её губам. Она не ответила.
— Но он не придёт к тебе, Альба! — вскричал Айри-Кай, уже убитый, уже как-то необязательно дышащий и едва владеющий речью. — Не обрадуется твоему ребёнку. Не защитит тебя и его от пересудов соседей, не поможет ему вырасти человеком! Более того, ребенок заберёт у тебя энергию, которой сейчас питается твой фантазм!
— Я хозяйка себе. У меня нет детей. И мне непонятно, что ты делаешь здесь, в чужом жилище, рядом с чужой женщиной. Да убирайся же ты наконец к своим делам государственной важности!
Он обнял её в третий раз, это было как в жутком повторном сне, и на этот раз она не отбивалась. Словно смирилась с тем, что нужно дать ему почувствовать его неуместность на всех уровнях, и на материально-телесном тоже. Она не отвечала на его поцелуи; она не шевелилась, пока он выпутывался из своего комбинезона; она позволила ему снять с себя платье. Но когда он положил её на циновку, глухо сказала:
— Ты со мной не по праву. Ты не хозяин себе. Знай, что я люблю не тебя.
Тогда Айри-Кай, оглушённый и полумёртвый, вышел, волоча за собой свой комбинезон. Его обувь осталась на пороге её дома. Он ушёл в лес, упал голый на траву и не умер от разрыва сердца только потому, что обещал своему руководителю вернуться через сутки и искать, искать возможность стабилизировать материю на Раа.

0

13

Он разослал сообщения всем приглашённым о том, что свадьбы не будет. Он не осмеливался тревожить ставший чужим дом. То место в его душе, где жили чувства, было выжжено, как заброшенное кострище. Он не сошёл с ума потому, что работал, спасая от сумасшествия других, чьи близкие взрывались буйной мерзостью, от которой мутился рассудок даже у аварийщиков.
Когда Шана вышла с ним на связь, он уже перестал надеяться.
Женщина, которая спасла его от сиротства, заменила ему мать, начала свою речь с немыслимых слов в его адрес:
— Какой же ты подонок, Айри-Кай! Ты растоптал всё, что было нам дорого — и теперь ещё смеешь включать коммуникатор и смотришь мне в глаза?!
— Приветствую, Шана, — отозвался молодой мужчина. — Ты знаешь, что Альба сама не захотела брать меня в мужья.
Лицо Шаны пошло пунцовыми пятнами.
— Что с Альбой? — произнёс он почти бесстрастно.
— Она носит твоего ребёнка, урод! — прохрипела женщина. — Она не хочет его рожать! Они убивают друг друга, понимаешь ты, тварь?!
— Это плод её Тени. Но мне... приехать? Попробовать помочь?
— Не смей появляться на пороге моего дома, проклятый сын проклятых родителей! — выкрикнула несчастная мать и отключилась.
Айри-Кай тоже как будто отключился, хотя всё видел, слышал и ощущал. Он был себе хозяин. И он был на службе. Ему нельзя было умереть насовсем.
Так он выжил.
А Альба умерла, и из её утробы извлекли зеленокожего метиса. Живого и стремящегося жить. И Айри-Кай знал, что он остался в живых и в разуме благодаря этому слабому зеленоволосому мальчику. Потому что в своём сыне Альба не умерла насовсем. Одна её часть жила в сердце Айри-Кая, вторая — в теле метиса, получившего от Шаны имя Тимор-Алк.
И когда Айри-Кая избрали Консулом Раа, и он принял государственное имя Махайрод и звание Отец отцов, он предощутил, что Тимор-Алк когда-нибудь назовёт его отцом — и интуиция не подвела Консула.

+2

14

Понравилось.
Получилась цельная картина происшедшего. У Дьяченок многое в подтексте, надо самим домысливать, возможно, в новой части они и расставят акценты и разъяснят. Но вы их опередили.))

+1

15

Спасибо, Стелла! Такой получился простенький набросок, в точности как у Ле Гуин. Если сравнивать ее рассказ "Король планеты Зима" и роман "Левая рука Тьмы", то видно, что рассказ и роман - как технический рисунок по сравнению с чертежом: ни точности, ни правильного масштаба, ни спецификации, зато легкость и доступность идей. Что касается самой атмосферы рассказа, то написав и перечитав его, я подумал, что больше всего он напоминает не оригинального "Мигранта" Дяченок, а вторую часть повести "Сами боги" Айзека Азимова, про олевелую Эм. Только олевелая Эм третировала своих мужей из-за науки, а Альба Аиру - из-за искусства. Как у Гайдая в "Иване Васильевиче...": "Понимаешь, Шурик, я вся в кино, в искусстве!" ))

Отредактировано Старый дипломат (21.11.2017 23:46)

+1

16

Я тоже неравнодушна к Ле Гуин.

+1

17

Я у Ле Гуин люблю только "Левую руку Тьмы" (остальные её произведения не затрагивают мою душу так глубоко), но уж "Руку" люблю истово, перечитываю и переслушиваю. Аудиокнигу очень люблю слушать на сон грядущий, зимой, под одеялом. Атмосфера планеты Зима удивительно хорошо чувствуется в таком антураже :-))
И конечно же, главный герой, опальный премьер-министр Кархайда Эстравен. Это личность! Про таких людей всегда очень интересно читать. И кстати, типаж тот же самый, что и дяченковский Консул Махайрод: человек, который если уж берёт на себя ответственность за что-либо, то достигает цели.

Для описания подобных личностей приведу картинку:

http://s8.uploads.ru/t/Dr7ZR.jpg

Обычно переводят: "Вселенная — место для великих свершений" или "Вселенная — удивительное место больших идей", но это крайне неточный перевод. Первый иероглиф означает "движение" (как эйдос), второй "энергия" (тоже само понятие энергии как таковой). Вместе они означают "Вселенная", но одновременно и "волю к движению, развитию". "Замысел Творца".
Первое значение третьего иероглифа — "нечто, что-то". Более глубокое значение, как на логотипе "Вимм-Билль-Дан" с замечательным мумми-тролем: "То, чего ты хочешь" или "Всё, чего ни пожелаешь". Или в Дао дэ цзин": "Для неведомого все имена — всё равно, что одно".
Четвёртый иероглиф по первому значению "большой", но носители языка всегда видят, что это человек с широко разведёнными руками. Это дальневосточный аналог витрувианского человека, который мера всех вещей.
Все четыре иероглифа-понятия равновелики, и человек не просто находится в их ряду, а держит их на своих плечах.

Отредактировано Старый дипломат (24.11.2017 10:30)

+2

18

Для меня восточная философия - закрытая книга, чужая планета, на которую непонятно где совершать посадку.)) Но, когда разжуют и в рот положат - становится интересно.( как сейчас с иероглифами.)
Интересное замечание насчет Экстравена и Махайрода. Да, что-то общее в них есть - и скорее всего умение принимать на себя всю меру ответственности. Я Ле Гуин начала читать еще в начале 70-х.
А Герберта цикл " Дюна" не читали? Только там интересны лишь книги, написанные им самим - то, что вышло потом из-под пера его сына и Андерсона - это больше похоже на очередной сценарий боевика. Удивительно актуальная книга для последних событий и того, чем грозит миру искусственный разум. И какие там образы!

+1

19

Стелла, в своё время на "Дюну" у меня просто не было времени, но поскольку за последнюю неделю Вы уже третий человек, в беседе с которым всплывает эта книга, то значит, нужно читать. Я уже начал. После прочтения первой книги, если Вам будет интересно, поделюсь мыслями в разделе "В плену книжных страниц".

0

20

Старый дипломат, читайте цикл, вам это должно быть интересно. Написана в 70-х, а у меня впечатление, что что он провидел слишком много. И даже местности у него говорящие: чего стоит один Шилуах-Силуан. Он знал и понимал, о чем пишет, хотя в то время все еще только начиналось.
Но только одна книга вам еще ничего не раскроет. Это - только начало. Я ведь живу на Арракисе, мне многое понятно.))

+1

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » #Миры, которые мы обживаем » Рассказ "Пылающий костёр", который примыкает к фанфику "Солнце Раа"