У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Дюна

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Как я обещал уважаемой Стелле, делаю запись после прочтения первой книги "Дюны" Ф.Герберта.
Стелла, теперь понятны Ваши параллели: премьер-министр королевства Кархайд на планете Зима Терем Эстравен из "Левой руки Тьмы" и герцог Пауль Атрейдес с планеты Арракис похожи тем же, чем похожи их планеты: у одного экстремальная Зима, у другого — экстремальное Лето.

Конечно, межу ними есть и различия, как между зимой и летом: Эстравен не стремится к верховной власти, его главное устремление — открытость системы для блага системы и он чётко разделял победу своего дела и свои личные проблемы. Пауль, как я понимаю из прочитанной первой части, будет настоящим рабом на галерах своей империи и при всех своих талантах не пойдёт далее. И его личные проблемы не только не будут отделены от государства, а лягут в его основание. Одно только наличие полоумной сестры и двуумной матери может сделать жизнь человека невыносимой, а ведь есть ещё и политические оппоненты!(Хотя, может, я ошибаюсь, и в следующих книгах ему повезёт больше? Хотелось бы... :))

Удивительно, но двуполый Эстравен показался мне более цельной и мужественной личностью, чем маскулинный Пауль. Может быть, потому, что за Эстравеном не маячит столько трудных женщин?
В общем, если бы передо мною вдруг встал выбор "кем быть", прямо как у Кьеркегора "или — или", я бы согласился скорее прожить жизнь Эстравена, чем Пауля. Во-первых, экстремальную зиму я бы уж как-нибудь пережил, а экстремальное лето — фу-у-у! Во-вторых, со своей Х-хромосомой я же как-то договариваюсь, договорился бы и с ХХ. В-третьих, про мать Эстравена в повествовании нет ни слова, а мать Пауля постоянно стояла у него над душой, и моё сочувствие к персонажу определялось главным образом этим фактом. До такой степени она прессовала меня  в повествовании (меня, читателя — что уж говорить о том, чтобы находиться с ней в родственной связи!), что когда Гурни пришёл её убивать, я даже подумал: "А вдруг получится?" Но, как любил писать Е. Замятин, если хотел пометить неудачу или невозможность написания нужного слова, — – –
Так что когда Пауль в одном месте романа подумал "моя мать — мой главный враг", я подумал: "Вот, парень, где ты увидел самую полную истину". Но это ведь такая истина, на которую сразу хочется закрыть глаза. Ну, или после которой хочется закрыть глаза и уже не открывать.

Если будет желание поговорить о том, чем Вам нравится "Дюна", буду рад.

+1

2

С удовольствием поговорю, но, конечно, только по первой книге трудно составить себе впечатление о всей эпопее. Да, проблемы Пауля лежат в самой основе планетной проблемы. Пророки приходят и уходят, но заваренная ими каша всегда остается на совести грядущих поколений.
Я живу там, где зима (в особенности в этом году), стала недосягаемой мечтой))), но меня холод и снег уже приводят в уныние. Поэтому история фрименов и их песков мне ближе. Меня весь цикл привлек не только характерами, не только драматизмом, но и тем, что история фрименов - это калька с Ближнего Востока. При том, что Герберт даже не скрывает этого, проводя параллели не только в названиях мест, но и в мировоззрениях персонажей. В Дюне я вижу предостережение человечеству не только в увлечении искусственным разумом, но и те дороги, по которым суждено рано или поздно пойти Разуму. Я говорю не о форме, в которой это воплощено у писателя, я говорю о Схеме, по которой может проходить экспансия. Но еще и об идее, как я ее увидела: бойтесь Пророков, они несут энтропию.

0

3

Стелла, я продолжаю чтение, так что после второй книги тоже поделюсь впечатлениями.
Ближний Восток — дело, безусловно, не менее тонкое, чем Дальний, а может, и потоньше будет ))
Но если Сам сказал про целый народ, что он будет как дикий осёл, руки его на всех и руки всех на него, да ещё и не отстанет от своего брата — тут, конечно, очень жёсткие правила игры.

+1

4

Руки всех на него - куда как точнее.)))
А если еще этот довесок -брат!)))))
Читайте дальше - все эти Метаморфозы все актуальнее и точнее вырисовываются. Искусственный разум встает над миром. Но меня это нисколько не радует.

0

5

Итак, я прочитал ещё две книги, "Мессия Дюны" и "Дети Дюны".
В общем, Вы были правы, Стелла, когда написали, что пророки приходят и уходят, а заваренная ими каша остаётся, и её приходится есть всем, вне зависимости от желания.
А что Пауля так изжуёт и выплюнет власть, было понятно ещё в конце первой книги.

Резюмирую свои ощущения: худшее, что может случиться с человеком, родившимся на такой трудной планете, как Дюна, — это родиться в семействе Атрейдесов. Если даже в утробе матери тебе неизвестно чувство райского счастья, как же его можно получить, родившись и проживая посреди... м-м-м... посреди этого всего? Нет никакой линейки, никаких ориентиров радости.

Вот чего мне не хватило в книге, хоть крохотного места и времени, где 1) герой мог бы отдохнуть и 2) поделиться со мной, читателем, своими мечтами и радостями. Что Пауль, что Лето Второй — они, прям как у Маяковского, "клячу истории загоним". То есть сами оказались этими загнанными клячами. Именно это показалось самым тяжёлым в книге: ну просто никакого просвета...

Самый забитый властью, конечно, Лето Второй. Если у Пауля хотя бы было детство, а в зрелости он мог хоть изредка уединиться с Чани, то бедняга Лето вообще лишён всех человеческих радостей, а потом и человеческого облика. А никаких радостей более высокого порядка я тоже не вычитал, не увидел, не проникся. Вот эта непомерность меня напрягала. В первой книге у Пауля и окружающей его действительности ещё было какое-то человеческое измерение, а во второй и третьей — ну такая мегаломания, которая вне рамок моего восприятия. Таким героям невозможно сопереживать. Если уходить совсем в абстракцию, то в абстракции тоже должна быть красота, то есть гармония или разность потенциалов. А тут тебя просто сметает песчаная буря.

В общем, в этом мире мне не хватает радости и славы, настоящего Золотого Пути. Это не "книга о пути и славе", а прям какая-то "книга о тесноте и обиде"!
 
Начал читать четвёртую часть. Если она будет лучше второй и третьей, напишу.

+3

6

Да, благостного чувства после "Дюны" точно не остается. Но мне интересны пути и трудности человечества, а в свет, который исходит от Триединого бога, я попросту не верю.
Поэтому, я испытывала совсем другие чувства: драму Атрейдесов я воспринимала, как путь, ведущий в никуда, как попытку смотреть на исторический процесс сверху, с высоты долгожителя.
Но, по настоящему, меня увлек гхола Дункан Айдахо, его бесконечные реинкарнации и изменения, происходящие в нем с каждым новым появлением. И еще мне интересен военачальник Майлс, с ним тоже происходят страшные вещи.
В общем - "Дюна", это еще и попытка проникнуть в то, что приносит с собой не только прогресс, но и попытка симбиоза человека и вселенского разума. Герберт не закончил эпопею, это сделали уже его сын с соавторами. Они использовали наброски, оставшиеся после автора, использовали бездарно, как сценарий к очередному звездному боевику, но, по крайней мере, ясно, что хотел показать в самом конце Герберт. А показать хотел он, как человек становится богом, чего это ему стоит и к чему это ведет.

0

7

Уже прочитал одну треть "Бога-Императора Дюны". Пока что нравится, и не меньше, чем первая книга. Рад, что не бросил читать.

0

8

Книга очень непростая, она требует постоянного напряжения. Это не из тех, что прочитал - и забыл.
Я сагу не перечитывала лет восемь (с тех пор как вернулась к Дюма). Погружение в тексты Мэтра у меня исключает и по времени, и по состоянию души восприятие чего-то иного, но чую, пора перечитать Атрейдесов. Сама окружающая меня обстановка подталкивает.

0

9

Прочитал "Бога-императора". Понравилось больше всего из прочитанных книг. Сейчас вот думаю почему. Потому что наконец-то нашёл в мировой литературе продолжение горячо любимой в детстве книги "Питер Пэн и Венди". "Питер Пэн", "Три толстяка" и "Стойкий оловянный солдатик" - это три книги, которые сделали меня тем, кто я есть.
Так вот какой была бы власть Питера Пэна, мальчика, который никогда не вырастет, над огромным галактическим государством. Просто ни прибавить, ни убавить. Да, он пожертвовал своей жизнью ради того, чтобы провести человечество через смутные времена, дать возможность накопить такую колоссальную разность потенциалов, обеспечить прорыв в будущее - главным образом, благодаря тому, что не знал жизни. Сам вёл жизнь головы профессора Доуэля три тысячи лет. Да, это настоящий Питер Пэн, авторитарный лидер. Нельзя сказать, что власть его раздавила - нет, это он раздавил Арракис, чтобы на обломках самовластья... ну, и так далее. И его Венди очень хороша.
Честно говоря, не представляю, как можно продолжить такой сюжет и написать что-то сравнимое в следующей книге. Предыдущие части - только экспозиция к этой ))
Буду читать следующую, чтобы узнать, как же автор справится с задачей

Отредактировано Старый дипломат (14.03.2018 01:22)

+2

10

Ага, вас разобрало!
Знаете, когда-то любила "Три толстяка", потом начала читать Олешу, добралась до его "Зависти", почитала о нем, потом наткнулась на его замечание, что "Три мушкетера" - глупая книга, и все!)))) Возненавидела этого пьяницу и завистника к любому таланту на всю оставшуюся жизнь.((( Хотя был талантлив он.
Последствия трехтысячелетнего правления волнами пойдут по Вселенной. И истинным носителем человечности будет всегда Дункан. Он - это некая константа(вернее, его ипостаси).
Я не знаю, стоит ли вам советовать читать предтечу "Дюны" и то, что не успел написать Герберт и сделал за него сын - там масса событий, но все изложено скучно и в духе плохого сценария. Если что, в двух словах расскажу.))

0

11

Стелла, в таких случаях, когда произведение мне нравится, а что-то в авторе не очень, я говорю себе, что, во-первых, книга всегда умнее автора, человек просто записывает то, что ему открылось, но открыл-то не он))
Во-вторых, даже здорово, что в чём-то не идеальный человек может приближаться к идеалу. Может, и я не весь совсем никудышный, может, хоть чем-то тоже кому-то к радости послужу.
Вот, например, я очень люблю творчество Гребенщикова, хотя сам БГ в моих глазах весьма далёк от идеала. Он просто тростник, через которого звучит Небо - так и слава Богу. Звучит же! Что мне ещё от него надо? Только чтобы писал хорошие песни!)) Детей не крестить, вод(к)у не пить, никак больше не пересекаться.
Так и с Ю.Олешей. Если ему на том свете зачтутся мои восторги, мои семь лет летом, ночь, тётин дом, уютная комната, тишина, приятные ощущения от свежего белья и книга в постели - так пусть за эти ночи моей чистейшей радости с души господина Олеши снимется множество его нечистых ночей в завистливых муках к кому бы то ни было.
Доктор Гаспар Арнери лучше своего автора - ну, и хорошо, спасёт его )

+1

12

Слава Богу, что герои обретают собственную жизнь, уходя из-под пера автора.)))
А киногерои - живя своей жизнью, не взирая на личность исполнителя.

Он просто тростник, через которого звучит Небо

Очень мне понравилось это выражение. :nope:

0

13

Стелла, да, хорошие кинообразы показывают любимую книгу с новой стороны. И какое нам дело до того, сколько раз был женат актёр Смехов, например. Главное - что он сказал в роли.
По поводу "Дюны": конечно, мне будет интересно узнать о тех мыслях, которыми Вы захотите поделиться об этом мире. Если он для Вас любимый и знакомый, то есть в нём разные закутки, неизвестные новичкам ))

0

14

Я за "Тремя мушкетерами" уже и подзабыла эти закутки, если честно. Надо перечитывать.
Смехов меня даже как актер не интересует: я его не терплю в этой роли, потому что он сам не знал, кого играет.))) Все же не было еще такого Атоса, который и внешне и внутренне был бы похож на героя, созданного Дюма.
А вот Дункана сыграл в "Детях Дюны" (был такой сериал у чехов) Колин Ферт. И отлично сыграл.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»