У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Трактир "Три пескаря" » Поговорим о том, о сём!


Поговорим о том, о сём!

Сообщений 51 страница 85 из 85

1

В этой теме можно обсуждать любые вопросы, которые окажутся не к месту в обсуждении литературных текстов.

+2

51

Lada Buskie написал(а):

Кстати, у меня такое ощущение, что русские классики писали несчастную любовь из-за собственных проблем в личной жизни. Вот перечитывала недавно "Крейцерову сонату" и не знала, смеяться или плакать. Исповедь злобного импотента. Ну или нереализованного адепта однополой любви.

Думаю, все авторы, таки или иначе вкладывают в такие темы много личного. Для меня "Крейцерова соната" - очень зрелищный приговор той двойственности, которая особо тяжело проявилась в 19 веке в восприятии любви и брака. Крайняя степень нетерпимости плотского, и невозможности же большинству от него отказаться. Попытки найти крайнего, которым чаще всего оказывается женщина. Чем-то напоминает подход первых христиан, которые долго проповедовали полное целомудрие для всех, пока не осознали, что с таким подходом род людской вымрет. А здесь новый виток.

Для меня в этом и история Рескина и Эффи. И Блок, с его попыткой сохранить жену, как невинную "Прекрасную даму", а низкое добирать на стороне.

"Соната" не вызывает у меня ни слез, ни смеха. Исследовательское любопытство, как увеличительное стекло, которое поднесли к жутковатому насекомому. И понимание, что, увы, многие темные вещи продолжают тянуться за нами из глубины веков.

+2

52

Маша, это очень духовный подход. Снимаю шляпу. Когда-то я думала, что «Соната» - вызов РПЦ. С тех пор, наверное, набралась цинизма. Читаю «Сонату», и складывается ощущение, что сам уже не в состоянии, оттого и проповедует абсолютный целибат для всех. Некоторые фразы ну очень характерны. Это ведь не персонаж. Это «говорит его вакуум».

+1

53

Тут первые и все прочие христиане обиделись немного.  :crazy:

Маша, первые христиане были из евреев и прозелитов (обращенных в еврейство),  они никак не могли проповедовать полное воздержание для всех верующих. Для еврея это подобно богохульству. А для христиан всех поколений — ересь и отрицание Святого Писания. Первая заповедь, данная людям в первой главе книги Бытия: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю..." И её никто не отменял. А в Евангелии о безбрачии сказано: "Не все вмещают это, но кому дано". А тех, кто не вмещает, всё так же обязывает заповедь из первой главы Бытия. То есть, безбрачие — привилегия тех, кто способен жить в воздержании, а не обязанность. И святой Павел в своих посланиях пишет о воздержании, как о свободном выборе для тех, кто к воздержанию способен, и зазначает, что люди, способные к воздержанию, имеют право жениться и выходить замуж, а те, кто не может жить в воздержании, должны стремиться к вступлению в брак. А для всех женатых и замужних и в Евангелиях, и в посланиях апостольских однозначный запрет на развод.
А всех, объявлявших честное брачное сожительство грехом, Церковь во все века и времена объявляла еретиками. Согласно христианскому учению, честный брак свят и супружеский акт свят, потому что он — соучастие в деле творения,  распущенность приравнивается к святотатству, отрицание святости брака считается ересью, а пренебрежение обязанностями по отношению к родным и  близким сродни отречению от веры.
А презрительное отношение к телу  — атавизм, тяжёлое наследие языческих культов. И следствие первичной и вторичной безграмотности, когда в одну кучу сваливают грех (сознательное и добровольное нарушение заповедей) и ритуальную нечистоту, обусловленную элементарными правилами гигиены. По сути, отвращение к плоти — обратная сторона распущенности. Человек, не могущий совладать с собственными инстинктами, начинает их ненавидеть. И тот, кто служит этим инстинктам, и тот, кто боится их и пытается всячески отрицать, одинаково на них зациклены.
Вот, как-то так...  :unsure:
Пы. Сы. Для первых христиан характерно ожидание скорого Второго Пришествия, потому многие отказывались от частной собственности и не стремились к заключению брака: зачем, если скоро конец мира?  :question: Но потом поняли, что Новое Небо и Новая Земля, наверное, не так скоро будут, как мечталось некоторым, и, тяжко вздохнув, пошли добывать хлеб насущный и создавать семьи.  :yep:

Отредактировано Jelizawieta (13.04.2023 10:08)

+4

54

Jelizawieta написал(а):

А всех, объявлявших честное брачное сожительство грехом Церковь во все века и времена объявляла еретиками. Согласно христианскому учению, честный брак свят и супружеский акт свят, потому что он — соучастие в деле творения,  распущенность приравнивается к святотатству, отрицание святости брака считается ересью, а пренебрежение обязанностями по отношению к родным и  близким сродни отречению от веры.

ЛИза, я никого не хотела обидеть. У меня сейчас нет под рукой источника для цитаты. Но в Европе, в раннее Средневековье были вот таки перегибы. Когда именно целомудрие полагалось единственным практически выходом и спасением. В то время еще даже не существовало именно церковного брака, он заключался по старым правилам, приятом в каждой местности. Вечером смогу объяснить подробно, что имела ввиду.

+2

55

Лиза не обиделась, барсук немножко прикалывается.  ^^
Средние века — это уже далеко не первые христиане, а обращённые, часто насильственным способом, невежественные и полуневежественные язычники. Ещё на рубеже античности и средневековья даже простые монахи и монахини могли по памяти цитировать Писания на языке оригинала, а в  средние века даже большая часть священников едва умела читать церковные книги на латыни, а во время службы бормотали заученные фразы, коверкая их и не понимая. Только в шестнадцатом веке всерьёз задумались об образовании духовенства. Спасибо Реформации.  :yep:

Отредактировано Jelizawieta (12.04.2023 10:09)

+4

56

И да, тогда уровень жизни вообще и традиционная семейная жизнь были таковы, что безбрачие, пожалуй, действительно для многих было спасением. Если даже, ради обеспечения здоровья матери и потомства, пришлось ввести церковный запрет на половые акты в период беременности и кормления, а к публичным домам относились толерантно, считая их меньшим злом, то можно себе представить нравы средневековых ой-ой-ой... ну да... христиан.
И в многодетных семьях в Европе родители зачастую старались сбагрить лишних дочек в монастырь, потому что монастыри довольствовались меньшим приданым, чем потенциальные женихи. Сыновей с малолетства отдавали в духовный сан, чтобы обеспечить им будущее и не дробить наследство между несколькими претендентами. Обязательное безбрачие ввели, потому что приходам легче было прокормить одного священника, а не семью с десятью детишками.
А малоимущие бессемейные и безземельные мужчины и женщины иногда шли в монастыри, спасаясь от нищеты, их считали принадлежащими ко второму хору (читай — ко второму сорту) и их заданием было работать от зари до зари, они в большинстве своём были безграмотны и едва знали Отче наш.
Потому и непомерно возвеличивали и пропагандировали идею безбрачия, извращая первоначальную евангельскую основу (наверное, до неотёсанного существа проще донести мысль, что низя ни-ни, чем объяснить ему же, что жену надо любить, уважать, беречь и хранить ей верность  :tomato:), и сама эта идея в народном сознании обрастала легендами и суеверными обычаями.
А дело-то, как всегда, в деньгах (с).

Отредактировано Jelizawieta (12.04.2023 10:52)

+5

57

Jelizawieta написал(а):

Средние века — это уже далеко не первые христиане

Я имела ввиду первых христиан в Европе)))

+2

58

Jelizawieta
А про «Сонату» что думаете?

0

59

Очень смутно её помню  :unsure:

0

60

Несострадательный барсук перечитал "Крейцерову сонату". Она очень похожа на исповедь психопата, впрочем, она по сути и есть исповедью психопата, но психопата интелектуально развитого и умеющего мыслить логически. Вот только в его рассуждениях вполне здравые мысли щедро сдобрены бредом сумасшедшего. Ничего удивительного: двойная мораль, господствующая в обществе, очень  даже способствует расщеплению сознания.
У меня сложилось впечатление, что его никто никогда не любил и он сам никого никогда не любил, ну, может быть, немного любил, насколько умел, сестру и дочку. А вообще, ещё в ранней юности он был научен потребительскому, низменному отношению к женщине, и за всю свою жизнь так и не смог подняться выше, хоть и пытался. Он страдал от этого отношения, но как-то по-подростковому, словно всё ещё оставался в душе тем самым мальчиком, который лишился невинности в публичном доме. Будучи не в силах подняться выше, не дотянувшись не только до любви, но и до обычной, нормальной влюблённости или хотя бы до человеческой привязанности к супруге, он даже в честном браке сам акт супружеской близости считал низким и грязным, что, в принципе, характерно для всех людей, впитавших в себя двойную мораль. С женой ему не повезло, конечно, но это не её вина. Они с самого начала чужими друг другу были, такими и остались. Ему бы уже тогда отбросить мысль о женитьбе, когда ясно было, что говорить им не о чем, но нет же — повёлся на хорошенькую картинку. А девушка маменьку послушала.
В общем, кмк, у него было очень мало шансов не слететь с катушек. Одно ущербное чувство вины чего стоит. Слушая его, очень сложно определить, где начинается и заканчивается его вина. В своих рассуждениях он принимается то тотально обвинять во всех своих грехах общество (даже украшениям и мебели досталось, а музыку и вовсе объявил порождением похоти), то безжалостно судить себя даже за то, над чем не властен. У него и женщины то сами виноваты во всём, то вынуждены быть виноватыми. А доктора просто корень всех зол. (здесь смайлик должен упасть в обморок)
А ещё всю дорогу не могла отделаться от мысли, что Толстой писал о самом себе.
И второсезонье всё время на память приходило  :tomato:

Отредактировано Jelizawieta (12.04.2023 19:09)

+4

61

Со всем согласна, и особенно вот с этим.

Jelizawieta написал(а):

А ещё всю дорогу не могла отделаться от мысли, что Толстой писал о самом себе.

И мне Толстого жаль.

+2

62

Друзья, боюсь показаться... Как бы это сказать... Простоватой? Вот много думала, рассуждала, оправдывала и придумывала, восхищалась и разочаровывалась. Только сейчас, извините, с высоты прожитых лет.. Может, все проще? На всякого мудреца довольно простоты. Просто надо уметь любить и прощать, остальное от лукавого? От превознесения себя любимого в небесные и страдальческие ипостаси? "Все просто: в белом плаще с кровавым подбоем..." и далее все по сюжету

+4

63

Куда уж проще)))

+1

64

"Крейцерова соната" - самый что ни на есть Толстой, с его омерзительным морализаторством и потугами на некую особенную "самосвятость". Когда Толстой выступает в роли художника, описывающего жизнь - читаешь со вниманием и с верой. Но как только он начинает раскрывать глубины своего "я" или поучать направо и налево - ы-ы, понимаю св. Иоанна Кронштадского, который записал в личном дневнике просьбу к Богу уже как-то окоротить зарвавшегося яснополянского гуру.
Чтобы Толстому постичь красоту целомудрия и научиться ей, нужно было прежде всего _смириться_ со своей гиперсексуальностью и честно назвать её по имени. Но куда там! Как это - я, я, я сам _граф_ Толстой не могу пропустить ни одной юбки. Не "самадуравиновата" и не "менясовратиливпубличномдоме", а "я таков", и _мне_ надлежит понимать, как вписаться в жизненный контекст со своей загогулиной.
Эгоизм Толстого - это некий химически чистый случай. К чему бы этот человек ни прикасался, на первом месте поза и самолюбование. Очень неприятная личность.

+5

65

Обещала пояснить тему раннего Средневековья в связи с "Крейцеровой сонатой". Вот:

"Среди новшеств, внесенных христианством в моральные нормы и традиции, было почти фанатичное отношение к целомудрию. И прежде всего это касается именно первых веков его существования, когда многие богословы в принципе не признавали сексуальные отношения возможными для доброго христианина. Для спасения существовал только один путь целомудрия. По этой причине церковь довольно долго не занималась вопросами контроля над брачными отношениями и браки продолжали заключаться по старым обычаям по римскому, датскому, франкскому, германскому праву.

Со временем все же возобладала разумная точка зрения тех богословов, которые понимали, что с таким подходом род человеческий может скоро прекратиться. Христианская церковь росла и набирала силу, ее иерархи были уже не просто пастырями, пришедшими по велению души, а настоящими политиками, видевшими, что язычники плодятся и размножаются, а вот принимать истинную веру не спешат. Для торжества христианства требовалось много добрых христиан, и после многовековых споров официальная позиция церкви пришла к практичному варианту, что целомудрие идеально, но законный брак двух добродетельных людей для рождения детей тоже хорошо..."

(Е.Мишаненкова "Средневековье в юбке").

А по сюжету рассказа - согласна со Старым Дипломатом. Но для меня здесь все-таки суть даже не в личностных странностях Толстого. А в том, что я вижу в этом утрированное, быть может, но честное отображение взгляда части общества. И тем это и интересно. Особенно, если учесть, что подобные взгляды есть и сейчас.

+2

66

Очень обобщённо мадам Мешаненкова рассуждает о первых веках существования христианства. И берёт на себя смелость руссуждать именно о раннехристианских богословах. Кто они, эти многие богословы, отрицавшие возможность спасения души в браке? Вопреки Писаниям? Кмк, она всех умников в одну кучу валит. Кого она имеет виду? Тертулиана, порвавшего с Церковью и ушедшего с головой в монтанизм? Оригенеса, так и не причисленного к лику святых, вопреки всем его заслугам, потому что некоторые его рассуждения, о целомудрии, в частности, на грани ереси? Или гностиков с их абракадабрами? А о многих других раннехристианских мыслителях, рассуждавших иначе и до сих пор читаемых, она из прЫнципа не упоминает?  :crazy:
Насчёт того, что Церковь не занималась контролем брачных отношений, это уже, извините, наглая ложь госпожи Мешаненковой. Пусть Евангелия и Павловые послания почитает, и Дидахе. Там всё написано. Да, долгое время не существовало именно церковного обряда заключения брака, но брак, заключённый по местным обычаям, считался действительным, если это не был брак разведённых.
Кстати, по законам Римской империи брак между представителем высшего сословия с представителем низшего даже после провозглашения христианства официальной религией (в начале четвёртого века нашей эры) долгое время был невозможен (поэтому святой Августин и не смог жениться на любимой женщине, родившей ему сына), но потом именно благодаря вмешательству Церкви и такие союзы стали признаваться законными, и было это в поздней античности.
И ещё в первые века христианства редко крестили младенцев, чаще люди принимали крещение уже будучи взрослыми и женатыми, некоторые так и вовсе только на смертном ложе крестились.
Вообще, церковная форма брака вводилась постепенно и для противодействия всяким традиционным безобразиям. Например, закон, предписывающий заключать брак только в той церкви, прихожанкой которой являлась невеста, противостоял "милому обычаю" похищения красивых девушек с целью заключения принудительного брака. Кстати, закон о недействительности браков, заключённых по принуждению, тоже церковный. Вот только, вопреки закону, идея свободного выбора брачующихся, особенно невесты, долгое время в народном сознании не приживалась.
Вот, как-то так...  :unsure:

Отредактировано Jelizawieta (14.04.2023 07:19)

+2

67

Что касается христианского брака, как более чем позитивного изменения именно положения женщины в сравнении с язычеством - об этом Мишаненкова пишет как раз очень много. О том, что жена отныне - одна, так или иначе - часть мужа, и заслуживает уважения и ВЕРНОСТИ, что любовь и забота между супругами кранйе желаемые составляющие, и так далее. 

Что касается конкретных имен проповедников, настроенных на радикальное целомудрие, ссылок на их тексты у нее много. Покопаюсь потом, и уточню. Но цитаты, которые мне запомнились, удивили тем, что их прямо сейчас можно вывешивать в интернет-комментарии к теме "Все зло от женщин, обманут и бросят, не женитесь, мужики". Только с упором еще и на моральное падение. То есть, опять-таки - ничто не ново под луной, а тараканы в головах - тем более. Впрочем, справедливости ради, обратная тема - "Как продать себя дороже", тоже, к сожалению, популярности не теряет с очень давних времен.

Но от литературного обсуждления мы ушли уже очень далеко) Прошу прощения у Лады.

Для меня "Крейцерова соната" - какой-то болезненный вскрик, что ли. Причем немалой такой части общества, которая так и не может решить, что такое брак - паросто сделка, или союз любящих людей. Нужно ли ограничивать число детей, или это плохо. Желание - согласуется ли с чистотой, или нет. На ком ответсвенность за несдержанность. Мне это напоминает размышления княгини Щербацкой о Китти - "Как выдавать замуж?" Как раньше, по желанию родителей, вроде уже не считается правильным. Как нынче говорят, что по желанию детей - страшно и опасно. И прямых рецептов никто не дает... А если еще и вопрос телесности, совместимости, сюда добавить, страха перед перед таким влечением... Поэтому, все, что происходит в рассказе я не отношу исключительно к "тараканам" Толстого. У него, быть может, эти противоречия выражались более ярко и трагично, но в иных пропорциях они присутствовали у многих. В какой-то мере, "Соната" если не вскрыла нарыв, то показала, что он есть.

+2

68

Мария_Валерьевна, христианин скажет, что нарыв, обозначенный Вами, есть, после грехопадения человека вся природа искажена и извращена, в том числе повреждена задуманная Богом гармония между мужчиной и женщиной. Но мысли Толстого по поводу этого повреждения обличают крайний эгоизм "Тигра Николаевича".

+2

69

Маша, я нашла книгу Мишаненковой в тырнете, почитала. Где-то на четвёртой странице нарвалась на цитаты христианских мыслителей разных эпох, сразу могу сказать, что две из них — цитаты из Библии, точнее, вырванные из контекста и коряво переведённые на русский язык фрагменты. Подозреваю, что  остальные короткие мизогинные цитаты из трудов святых тоже вырваны из контекста. Интересно было бы найти, в каких именно письмах и в контексте каких событий это было сказано. Пожалуй, займусь этим на досуге.
Что касается несвятых, вроде Тертулиана, то пусть себе говорят, что хотят. Почему автор упорно пытается это выдать за основу христианского мировозрения и  официальную точку зрения Церкви?

И ещё Мишаненкова постоянно повторяет, что ранняя Церковь отрицала брак. Но ведь это же ложь, ложь, ложь! Бессовестная ложь, в кубе, в квадрате, в энной степени.

Кстати, нашла у неё довольно-таки забавную интерпретацию святым Амвросием (в контексте брачных отношений и безбрачия) евангельской притчи о сеятеле. Помнится, в самом Евангелии сам Спаситель разъяснил ученикам, как именно надлежит понимать эту притчу, и об отшельничестве, монашестве и супружеской жизни в этих разъяснениях ничего не было.  :crazy:

Отредактировано Jelizawieta (14.04.2023 17:04)

+2

70

И ещё немножечко о святых и их высказываниях. Святыми не рождаются (за небольшим исключением  ;)), святыми умирают, а пока святые жили, они были несовершенными людьми своей несовершенной эпохи, и рассуждали, как  несовершенные люди своей несовершенной эпохи. Поэтому даже труды тех, кого посмертно наградили титулом Учитель Церкви (есть в Западной Церкви для особо мудрых и такой титул, кстати, и некоторым святым женщинам он достался   :) ) могут, помимо воистину мудрых изречений и точных наблюдений, содержать ошибочные рассуждения и утверждения. И таки содержат!  :yep:

+2

71

Jelizawieta написал(а):

И ещё немножечко о святых и их высказываниях. Святыми не рождаются (за небольшим исключением  ), святыми умирают, а пока святые жили, они были несовершенными людьми своей несовершенной эпохи, и рассуждали, как  несовершенные люди своей несовершенной эпохи. Поэтому даже труды тех, кого посмертно наградили титулом Учитель Церкви (есть в Западной Церкви для особо мудрых и такой титул, кстати, и некоторым святым женщинам он достался    ) могут, помимо воистину мудрых изречений и точных наблюдений, содержать ошибочные рассуждения и утверждения. И таки содержат!

Вот об этом я и говорю - человеческим тараканам очень много лет)))) Они вполне претендуют на звание динозавров)

"Динозавры в голове" - звучит очень ярко :)

+3

72

А тётя Лиза говорит о том, что двойная мораль (когда общество легко прощает мужчине то, чего не простит женщине) и мизогиния родом не из христианства, они намного старше и для христианства чужеродны. И если с двойной моралью христианские мыслители разделывались довольно-таки успешно, то мизогиния в отдельно взятых головах сидела достаточно крепко и порой омрачала даже светлые умы. Во-о-о-т...  :glasses:

Отредактировано Jelizawieta (14.04.2023 18:11)

+2

73

И да, мне очень сложно простить Мишаненковой то, что она мою любимую книгу Бытия (пожалуй, больше чем эту Книгу я люблю только Евангелие от Иоанна) назвала книгой с сексистским перекосом.   :suspicious: Это интерпретации этой Книги могут быть с сексистским перекосом!  :mad:
С самой Книгой всё в порядке. И в еврейском оригинале, и в Септуагинте, и в Вульгате, и в церковно-славянском переводе, и в синодальном. И во многих других. Имеющий уши да услышит.

+2

74

Jelizawieta написал(а):

А тётя Лиза говорит о том, что двойная мораль (когда общество легко прощает мужчине то, чего не простит женщине) и мизогиния родом не из христианства, они намного старше и для христианства чужеродны. И если с двойной моралью христианские мыслители разделывались довольно-таки успешно, то мизогиния в отдельно взятых головах сидела достаточно крепко и порой омрачала даже светлые умы. Во-о-о-т... 

Отредактировано Jelizawieta (Сегодня 18:11)

О том, что двойная мораль родом из христианства, я и не говорила. Но в нем она тоже нашла, чем питаться, и осталась и на новом витке истории. Проходя несколько кризисов, один из которых настиг общество как раз во второй половине 19 века.

+3

75

А она как клоп или клещ — всегда найдёт, кого укусить. А если не найдёт, впадёт в амнабиоз, чтобы при первом удобном случае снова активизироваться.

+2

76

Jelizawieta написал(а):

И да, мне очень сложно простить Мишаненковой то, что она мою любимую книгу Бытия (пожалуй, больше чем эту Книгу я люблю только Евангелие от Иоанна) назвала книгой с сексистским перекосом.    Это интерпретации этой Книги могут быть с сексистским перекосом! 

Я больше скажу, слова Бога из Быт. 3:15, сказанные дьяволу, "и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" свидетельствуют о том, что Бог ставит женщину на первую линию обороны человечества от зла и ей преимущественно поручает задачу борьбы со злом.
Мария Валерьевна, Священное Писание и учит нас всех совлекаться ветхого, повреждённого человека, чтобы становиться новыми людьми для мира, в котором прозвучит Слово "Се, творю всё новое".
Становление новым человеком - это процесс. Все люди ветхие, святых, новых, при жизни - единицы по пальцам на одной руке.

+2

77

Библию можно интерпретировать по-разному, разные конфессии занимаются этим много лет. Но что характерно, ни одна христианская церковь не предлагала женщине равных с мужчинами прав и не ставила женщину во главе чего бы то ни было, даже семьи, тем более обороны от зла. По-моему, неважно, откуда растут ноги у мизогинии, от мамы или от папы, от язычников, иудеев, христиан или мусульман, факт, что она есть во многих основных религиях. Всегда можно сказать, что в первоисточнике было не то и не так, неправильно перевели, не поняли или не так проповедовали. Но ни один из народов, исповедующих христианство и мусульманство, не может похвалиться исторически устойчивым женским равноправием.

Мне кажется все-таки, что "Крейцерова соната" - это не просто болезненный вскрик о проблемах общества. В других трудах Толстого социальные проблемы хотя бы обсуждаются, герои задаются вопросами и ищут ответы. В "Сонате" Толстой настаивает на мнении своего героя: яростно проповедует полный отказ от плотской любви "без вариантов". "Половая страсть, как бы она ни была обставлена, есть зло, страшное зло, с которым надо бороться, а не поощрять, как у нас". У него полный отказ от телесной любви - единственно возможное решение таких социальных проблем, как проституция, неверность в браке, воспитание детей. Кстати, меня позабавило длительное Послесловие на тему "что автор хотел этим сказать", где он, помимо прочего, пытается доказать, что "воздержание возможно и менее опасно и вредно для здоровья, чем невоздержание", не будучи врачом.

Все это довольно характерно для человека, который не был счастлив в этой самой плотской любви в жизни, хотя надеялся ее найти. Он видит, что поискам приходит конец, в силу возраста, и выносит приговор: не мне, так и никому, все это грязь и пошлость, и от этого бывают дети, а это вообще ужас-ужас.

+1

78

Lada Buskie написал(а):

Все это довольно характерно для человека, который не был счастлив в этой самой плотской любви в жизни, хотя надеялся ее найти. Он видит, что поискам приходит конец, в силу возраста, и выносит приговор: не мне, так и никому, все это грязь и пошлость, и от этого бывают дети, а это вообще ужас-ужас.

При всем моем сложном отношении к Толстому, и его взглядам, я не считаю "Крейцерову сонату" автобиографической, не по сюжету даже, а по вложенным мыслям. И не приравниваю Позднышева к автору, как бы их идеи не казались похожими. Ведь герой, по сути - сумасшедший. И вовсе не как юродивый. Он явно не вызывает симпатии у самого автора, иначе показал бы его несколько иначе. Этот путь, это решение, выбранное героем - тупиковое. И он сам в тупике - авторской волей, между прочим. Не в тюрьме, и не на каторге, правда, но его существование от этого не лучше. Даже на своих детей - единственное оправдание плотской любви, по его мнению, он теперь не имеет права.

Толстой понимает его - да. Сочувствует. Но на мой взгляд, даже общество не выглядит виновным по отношению к Позднышеву. В случае ненужного брака они все друг друга стоили. И жених, решивший, что пора жениться, а девушка в костюме джерси очень уж хороша и мила. И будущая теща, с рефреном в поступках "Возьми мою Лизу". И ведомая девушка, которая привыкла слушаться маменьку.

Есть проблема, в которой так или иначе виноваты все. А вот решения пока что нет. Безусловно, сложные взгляды самого Толстого добавляют смятения. Но его личная жизнь для меня самой проблемы не перебивает. Не мучайся автор своими желаниями, или невозможностью их осуществить, господа Позднышевы и из супруги и дети все равно бы существовали, особенно на том отрезке времени. И подобные убийства, или их попытки тоже(((

+1

79

Если учесть, что книги, из которых состоит Библия, писались в те века и времена, когда понятия "равные права" не существовало в принципе, а права конкретного индивида в социуме были производной от его возможностей и обязанностей, то да, равные права в древности и в последующие века никто никому не предлагал. Однако принцип равенства всех людей перед Творцом, без различия пола, национальности и социального положения, был провозглашён именно в библейских книгах и в проповедях первых христиан, а не в греческих мифах и прочих языческих баснях. И для языческого мира уже само это провозглашение было революционным.

Что касается Корана, давайте не будем забывать, что пророк Магомед проповедовал людям, которые твёрдо были убеждены, что душа есть только у мужчины, у женщины души нет и быть не может, а новорожденных девочек отец имеет право убивать. И когда Магомед начал провозглашать, что душа у женщины таки есть (по мнению пророка, мненьше мужской, но таки есть), потому убивать девочек нельзя, более того — дочь тоже может быть наследницей (и тут не только арабы удивились  :crazy:), сознание кочевников с большим трудом это учение вмещало.

Так к чему это я? Ах, да... Корни  мизогинии точно не в монотеистических религиях. Мизогиния в мужском сознании засела ещё задолго до того дня, когда Аврам из Ура Халдейского вышел. И не только в мужском, к сожалению. Вообще, корни ненависти хоть к противоположному полу, хоть к собственному, в ущербном восприятии самого себя. Так что терапия нужна комплексная.  :glasses:

Отредактировано Jelizawieta (15.04.2023 17:00)

+3

80

Jelizawieta
Вообще, корни ненависти хоть к противоположному полу, хоть к собственному, в ущербном восприятии самого себя. Так что терапия нужна комплексная.

Вооот! Для себя я ещё говорю НЕЛЮБОВЬ - страшная вещь!

+5

81

Марина19 написал(а):

Jelizawieta

Вооот! Для себя я ещё говорю НЕЛЮБОВЬ - страшная вещь!

Потому попытки героя "Крейцеровой сонаты" увидеть в воздержании панацею от всех бед человеческих обречены на провал(очень напоминают мне рассуждения одной пожилой феминистки, которая начала с мыслей о том, почему люди так несчастны, а пришла к выводу, что надо больше противозачаточных средств, хороших и разных  :tomato:) . Он так рассуждает порой, словно самого себя хочет убедить. А корень его личных бед в отношении к другому человеку, как к предмету. Кстати, мысли об этом в его рассуждениях мелькали.

+2

82

Мария_Валерьевна
я вовсе не имею в виду, что "Соната" автобиография. Толстой не одобряет поступков Позднышева, тем более убийство. Но, как мне кажется, философия героя и предложенное им решение социальных проблем именно от автора. Это очевидно из "Послесловия", где он обосновывает полный отказ от плотской любви как средство от проблем отношений между полами.

Jelizawieta

Jelizawieta написал(а):

Корни  мизогинии точно не в монотеистических религиях. Мизогиния в мужском сознании засела ещё задолго до того дня, когда Аврам из Ура Халдейского вышел.

Да это понятно. Мне в общем-то безразлично, в какой религии дискриминация меньше, поскольку не верю и не выбираю себе ту, что получше. Религии в принципе дискриминируют по разным признакам.

Марина19 написал(а):

Для себя я ещё говорю НЕЛЮБОВЬ - страшная вещь!

Да!!!

Возможно, это прозвучит наивно, но я согласилась бы с предложенным Толстым воздержанием с одной оговоркой: "половая страсть" зло, если нет любви.

+2

83

Лада, человечество научилось делать средства дискриминации из всего, что под рукой и что в голове.  :glasses: Долго ли, умеючи...

Думается мне, что "половая страсть" становится злом тогда, когда человек эгоистично стремится её удовлетворить. И то, что он любит человека, который становится объектом страсти, нисколько не извиняет эгоизма. Конечно, любовь противодействует эгоизму, но... ёлки... в отдельно взятые моменты не всегда ведь побеждает.  :unsure:

Отредактировано Jelizawieta (15.04.2023 19:05)

+3

84

Jelizawieta написал(а):

Лада, человечество научилось делать средства дискриминации из всего, что под рукой и что в голове.   Долго ли, умеючи...

Думается мне, что "половая страсть" становится злом тогда, когда человек эгоистично стремится её удовлетворить. И то, что он любит человека, который становится объектом страсти, нисколько не извиняет эгоизма. Конечно, любовь противодействует эгоизму, но... ёлки... в отдельно взятые моменты не всегда ведь побеждает. 

Отредактировано Jelizawieta (Сегодня 19:05)

Угу. "Всегда найдётся дурак, который нажмет красную кнопку". За точность не ручаюсь, Шекли, "Индетерминированный ключ". Может, не совсем к месту цитата, только дураков нажать и придумать немеряно.

+3

85

А это оффтоп, но тоже немножко по теме.

День пятый

Однажды Михаил решил изменить человеческую натуру. Человечество погрязло в грехах, понял он. Люди перестали искренне смеяться, честно работать и совершать большие хорошие глупости. Я должен что-то сделать, сказал себе Михаил. И начал писать музыку.

Он вдохновенно творил, создавая фуги, ноктюрны и сонаты. Он будоражил воображение и обращался к подсознательному. Он вкладывал в свои произведения душу, любовь и веру в людей.

Музыка Михаила читалась, как приключенческий роман, басня или хороший блог. Ее легко было воспринимать. Она запоминалась, но ее слушали еще и еще. Каждый, кто ее слышал, видел слова, которые вложил в нее композитор. И задумывался о себе, о жизни и о будущем.

Но Михаилу было этого мало. Он хотел создать произведение, в котором читалось бы то самое слово, которое заставит людей не только задуматься, но и измениться. Такое могучее, знакомое каждому, которое есть в любом языке. Он верил, что стоит людям прочесть его, как прекратятся кражи, убийства уйдут в прошлое, исчезнет ложь, а политика исчезнет за ненадобностью.

Михаил трудился день и ночь. Он отринул все привычное. Он погрузился в классику мировой литературы и слушал ее музыку. Он хотел, чтобы многолетний опыт мыслителей помог ему написать доселе невиданное. Наконец, это ему удалось.

Огромный стадион был полон народу. Фан-зона ломилась от подростков. Их бабушки и дедушки устраивались на более удобных местах. Мужики в косухах, банданах и наколках присаживались на корточки. Священники, математики, скульпторы и сантехники сидели рядышком и не мешали друг другу. Мелькали мобильные в поднятых руках, портреты Баха и лозунги «Цой жив!».

Наконец, появился оркестр. Музыканты заняли свои места, настроили инструменты и себя на нужный лад. Все было готово. Волнуясь, Михаил воздел руки с дирижерской палочкой горе и…

Музыка возникла словно сама по себе, наполнила уши и заняла умы слушателей. Все они закрыли глаза, вчитываясь. А потом на их лицах появились эмоции. У одних удовольствие, у других радостное недоверие, у третьих смущение. И только немногие просветлели и засияли.

Наконец, прозвучал финальный аккорд. Человечество застыло, а потом взорвалось аплодисментами, криками и слезами. В воздух взлетали чепчики, бейсболки, цилиндры и платочки. Это был успех. Но не триумф.

Много позже он спросил у трех приятелей, какое слово они прочли. Первый назвал слово из пяти букв, второй – из шести, третий – из четырех. И ни один не произнес то слово, которое Михаил вкладывал в свою музыку.

Опустошенный и разочарованный, он погрузился в сон. И увидел Гофмана. Эрнст Теодор сказал ему:
- Ты хотел, чтобы люди прочли слово, но забыл, что читать столь сложно написанное умеют очень немногие. Сначала научи людей новым буквам.

И Гофман исчез, не попрощавшись. Однако Михаил услышал достаточно. Надежда вернулась в его сердце и, окрыленный, он начал творить прямо в постели. Он писал сонату для первой буквы веры.

Отредактировано Lada Buskie (15.04.2023 22:57)

+3

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Трактир "Три пескаря" » Поговорим о том, о сём!