У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



02. Глава вторая

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Глава вторая

«Я возвожу своё жилище по праву», — гласила строка из Песни Пробы. Если бы не дельные советы Шаны, бабушки Тимор-Алка, Крокодил, наверное, так бы и жил под кустом неподалёку от своего белкового завода. А мыться ходил бы в душевую при заводском спорткомплексе.
Но семена, которые он получил в обмен на значительную часть имевшихся у него ресурсов, были правильно посеяны и быстро дали всходы. И теперь он мог принимать Консула планеты Раа в гигантской плетёной корзине со всеми удобствами, даже с мансардой и балконом.
Выменянная Крокодилом после развода однокомнатная квартира на Земле с семиметровой кухней и захламлённой холостяцкой комнаткой на пятнадцатом этаже ни в какие подмётки этой корзине не годилась.
«Вот, можно сказать, с первой же зарплаты дом купил. Светка бы обзавидовалась. Если бы увидела, как я устроился, точно назад бы прибежала. Бросила бы этого своего в Германии. Или в Англии. Если даже Шана похвалила, какой хороший дом у меня получился, думаю, и Тамила Аркадьевна одобрила бы. По крайней мере, в качестве дачи».
Интересно, это во всех населённых мирах тёщи такие вредные, что ни один зять, будь он хоть семи пядей во лбу, им не угодит? Тёща Андрея, Тамила Аркадьевна, была та ещё грымза, но Шана — это прямо-таки воплощённая идея тёщи. Эйдос, эталонная форма. Светка бросила неудачника Андрея — в глазах Тамилы Аркадьевны в этом виноват Андрей. Альба бросила блистательного Аиру — в глазах Шаны в этом виноват Аира.
«Но что за закон подлости — стоило мне устроиться по-человечески, как тут эта кутерьма со взрывом солнца! Эх, какую планету засрали вы своим бредом, полноправные граждане!»

Ранний вечер развешивал по пригасившему яркость небу всё новые и новые огни — орбитальные комплексы, эшелоны спутников различного назначения, энергогенераторы и просто звёзды, — когда появился Аира. После кратких приветствий Крокодил позволил другу крепко взять себя за запястья и взять те позитивные эмоции, которые образовались у донора за время, прошедшее с их последней встречи. Несмотря на склонность землянина к брюзжанию, хорошего накопилось достаточно.
Радость от чистого воздуха. От утреннего плавания в прозрачной реке. От тёплой, радующей глаз светляковой подсветки, которую Крокодил соорудил у себя в гостиной. От удачно получившихся табурета и стола, которые он смастерил своими руками по чертежам из информатория и пиломатериалов из службы доставки. От питьевого фонтанчика в форме ракушки. От пока ещё зыбкого, но потихоньку образующегося чувства дома, в который хочется возвращаться. Где тебя ждут, по крайней мере, родные стены.
Всё это были радости обывателя, конечно, но ведь Крокодил и не метил выше. Повысили ему индекс социальной значимости с одной пятимиллиардной до одной пятисотмиллионной за помощь Консулу Махайроду во время экспедиции на спутник-стабилизатор — и на том спасибо. Ему и от первоначально присвоенного индекса тоже было как-то ни холодно, ни жарко. Главное, что подкинули ресурсов на дом.
Подпитавшись от энергии Андрея, Аира стал выглядеть совсем другим человеком. Седина в его длинных («индейских») волосах исчезла, десяток лет пропал с лица вместе с морщинами, глаза заволокла благодушная фиолетовая пелена, в жестах появилась вальяжность. Он без приглашения, как у себя дома, растянулся на травяном ковре, расстегнул на груди свой чёрный комбинезон большого начальника, заложил руки за голову — и снова стал похож на того молодого инструктора Пробы, которого Крокодил впервые увидел на острове.
Обычно Консул предпочитал носить на поверхности планеты просторные рубашки или безрукавки и широкие штаны или шорты до колен («пляжные», называл их про себя Крокодил), которые не отличали его от любого другого человека на Раа. Но сегодня он, видимо, так спешил, что не успел переодеться, и теперь мусолил о ковровую траву Крокодилова дома свои тряпки со статусными нашивками. Только деревянная плашка полного гражданства, висевшая у Аиры на шее, была по виду точь-в-точь такой же, как у Крокодила. Но там была записана совсем другая информация, чем у Андрея-Пустое-Место-Строганова. Совсем-совсем другая.
Впрочем, несмотря на расслабленную позу и умиротворённое выражение на лице Аиры, глубинное напряжение в его душе осталось. Крокодил уже научился это чувствовать.
Ему самому после донорского сеанса требовалась передышка, и он тоже лёг на живой зелёный ковёр, благо места в гостиной хватало. Чувство было, как от кровопускания, описываемого в литературе начала XIХ века («спешно привезённый лекарь отворил барину кровь»): лёгкость и лёгкая возбуждённость и при этом едва уловимая неуверенность в движениях.
Глядя в потолок, сплетённый из толстых и тонких веточек, землянин вдруг вспомнил анекдот про Шерлока Холмса и доктора Ватсона в палатке. Рассказать?
Консул Раа с затруднениями понимал земной юмор, но был небезнадёжен; стараниями Андрея Строганова в их дружеский язык уже вошли выражения «шашечки или ехать», «здесь вы там не найдёте» и «кто не все, того накажем».
Для лучшего усвоения анекдота Крокодил начал издалека, с кратким предисловием о героях Конан-Дойля. Заодно вкратце объяснил Аире, что такое настоящая литература, а не те писульки, которыми балуются жители Раа в информационной сети.
Итак, дано: два друга. Один весь такой из себя — и ума палата, и бокс (тоже с объяснениями), и игра на скрипке (и тут пришлось объяснять; с музыкой на Раа дела обстояли так же плохо, как с литературой; практически вся музыкальная культура сводилась к подражанию звукам живой природы). А второй друг — просто хороший врач и хороший человек, но не более того.
Консул, перевернувшись на живот и положив голову на скрещенные руки, внимательно слушал, словно пацан-первоклассник в летнем лагере из повестей Крапивина. Вдохновившись таким вниманием, Крокодил для доказательства феноменальной проницательности великого сыщика пересказал «Собаку Баскервиллей», а потом, собственно, перешёл к анекдоту. Шерлок Холмс и доктор Ватсон поехали отдохнуть на природу, и Ватсон размечтался, глядя на звёзды, а Холмс сделал вывод, что кто-то спёр их палатку.
Реакция была обычная: приподнятые брови и полуулыбка. То ли скептическая, то ли растерянная, то ли высокомерная.
— И кто же украл у них палатку? — спросил Консул, когда пауза затянулась.
Крокодил только махнул рукой и поднялся на ноги.
— Эх, не понял ты соли! Ну, смотри: Ватсон — он весь такой поэтический, такой настроенный на чувство прекрасного… С идеями! А Холмс взял да и рубанул правду-матку: все эти звёзды и идиллический пейзаж — знак того, что над их головами палатки уже нет. Материалист до мозга костей.
— Рубанул? Правду? Матку? — озадаченно спросил Аира, оставшись в положении лежа.
— Это лингвопроблемы, — поспешил сказать Крокодил.
Потому что неподходящее слово вдруг вызвало в памяти чудовищный образ. Бред, порождённый Тимор-Алком на Пробе под влиянием галлюциногенов, а затем  повторившийся и на на стабилизаторе. И повергший Крокодила в шок. Гигантская беременная матка во всех анатомических подробностях, закреплённая на воображаемых (страшное слово для жителя Раа) подвесах. Даже Сальвадор Дали не был до такой степени безумен, чтобы придумать подобное. Тимор-Алк, впрочем, тоже ничего не придумывал. Просто припомнил (есть такое слово у Платона — мимезис), как находился в утробе у обезумевшей Альбы перед освобождением из заточения.
Но Аира если и уловил мысль Крокодила, то вежливо сделал вид, что ничего не заметил.
— Ладно, проехали, — хозяин дома разогнал наваждение энергичным выдохом (а перед глазами всё ещё стояло то). — Давай, колись, зачем пожаловал? Я так понимаю, что у тебя ко мне какое-то страшно серьёзное дело? А я тут анекдотами тебя отвлекаю от дел космического масштаба и космической же, хм-хм, важности.
— Колись? — Аира снова вопросительно глянул на друга. — Это… Тоже маленькая забавная история? Или линкво-проблемы?
— Лингво, — кивнул Крокодил. — После стабилизатора у меня ваш язык временами сбоит. «Колись» у нас значит «рассказывай начистоту». Не тяни.
Он знал, что стол и табурет Аира проигнорирует, поэтому достал из резного короба и расстелил подаренный Шаной к новоселью коврик, принес нехитрое угощение и, кое-как усевшись по-турецки, жестом приглашая друга присоединиться к трапезе. Раянин благодарно кивнул.
За неполные четыре месяца жизни на диете Раа Крокодил похудел, пожалуй, на килограмм пять. Притом, что он и на Земле не был склонен к полноте и, даже питаясь бутербродами, пиццей, и пивом, сохранял сухощавость.
Интересно, как плотному плечистому Аире удаётся поддерживать своё тело на хлебных плодах и йогуртовых стручках в такой форме? Или он высасывает дополнительную энергию из деревьев? Или из своих подчинённых? А может, попросту ест мясо? Как говорил монарх Йагупоп 77-й из старого детского фильма, «королю всё прилично».
— Ты посадил хорошую траву, — похвалил Консул, перетекая из лежачей позы в такую же вальяжную сидячую, похлопывая по ковру и умащиваясь перед ковриком с едой.
«Ну, в посадке травы мне вас не переплюнуть», — подумал Крокодил, внутренне передёргиваясь от навязчивого воспоминания о сладковатом вкусе на губах. И об уродливых растениях, из которых Аира так привычно-умело извлекал ядовитый сок, заставляя бедных пацанов на острове пить эту дрянь. Галлюциногены в культуре Раа неразрывно связаны с самым жестоким из испытаний Пробы — вытаскиванием наружу душевных проблем, болезней и комплексов. Вряд ли у раян есть шутки на эту тему.
— Угощайся, Аира. Чем Творец послал. Я ещё не сделал себе этот… питательный путепровод…
— Пищевую линию, — поправил абориген.
— Угу, именно. На это у меня пока нет ресурса. Ну, вот, чем богаты, так сказать.
Из предложенного на ужин Аира взял непременный йогуртовый рожок, похожий на стручок земного красного перца. На Раа этот «перец» был молочно-сладкий, как смесь «персик-маракуйя».
Крокодил принёс себе воды из питьевого фонтанчика в берестяном туеске и разломил плод хлебного дерева, который напоминал ему любимый «Бородинский». Он знал правило Аиры — или есть, или пить, но сам не мог жевать всухомятку. Эх, кофейку бы сюда! И к нему чайную ложечку «Рижского бальзама». Или хотя бы кофейную.
Правда, ложечек, равно как и прочих столовых приборов, Крокодил тоже ещё не завёл, да и к чему их было подавать — к хлебу и воде, что ли? Он видел во дворе у Шаны печку, сложенную из камня, на которой она очень вкусно запекала грибы в зеленоватом тесте. Видел горшочки, из которых жители Раа ели похлёбку с крупными мясистыми бобами. Но ему самому как-то не приходило в голову сделать печь и себе, что-то на ней жарить, варить... У него и на Земле после развода со Светкой главным центром готовки была микроволновка, а не плита.

+2

2

Говорить за трапезой в первые минуты считалось невежливым, Крокодил это уже усвоил. Он смотрел, как Аира аккуратно поглощает содержимое стручков, и ему представилось, как снобистски его статусный друг мог бы пользоваться ножом и вилкой и ещё десятком разных приборов, сидя за ломящимся от вкусностей столом в каком-нибудь буржуйском ресторане. При этом простреливаемый взглядами завсегдатайных дам. Завсегда тайных, хорошая игра слов в языке Раа.
Но Консул Махайрод сидел на полу, ел руками и был вегетарианец и аскет. «Хозяин себе».
Вообще, в любви жителей Раа к сиденью на полу было что-то экзотически-дальневосточное. Крокодил когда-то читал, ещё на Земле, конечно, что у японцев даже мышцы ног по-особому сформированы под эту национальную привычку. Европейцу так не сесть. Судя по тому, как удобно чувствовал себя Аира в позе, которая со стороны воспринималась как жёсткое спортивное упражнение, он дал бы фору любому японцу.
Крокодил уже не один раз имел несчастье (или честь?) убедиться в том, что физическое превосходство Аиры над ним абсолютно. А ведь в прежних своих дружеских компаниях Андрей Строганов был самым высоким, самым сильным и самым выносливым. Зачем Крокодилу Гене ходить в спортзал, если у него кубики даже на носу? И мотоцикл у него был, подарок второго отчима, и кубок факультета по троеборью. Он даже в армии служил, единственный среди своих друзей. Поступая без блата на бюджет, он не добрал балла, а после срочной всё-таки обещали льготы, вот он и не стал «косить» и тянуть деньги у матери. Вытянул лямку. И не в Чечне (призвали его осенью девяносто шестого, уже после Хасавюрта), а в Лиинахамари, на границе с Норвегией. Всё-таки знание иностранных языков было в его жизни большим преимуществом. До того как он попал на Раа, разумеется.
— А как там успехи Тимор-Алка? — нарушил молчание землянин. — Набирает индекс? Набивает мышечный корсет под твоим нечутким руководством?
Тимор-Алк, в отличие от Крокодила, приглашение на работу от Консула как раз получил. В Совет энергетической безопасности. Мальчишка был этим невероятно горд, хотя изо всех сил старался делать вид, будто статус для него не имеет значения. Просто получил работу, которая ему по душе.
Аира поднял голову от трапезы, вытер руки о траву  и сказал негромко, но очень чётко:
— У меня к тебе разговор, Андрей. Это касается нашей экспедиции на стабилизатор.
Не удосужился ответить на вежливый необязательный вопрос Крокодила. Сразу перешёл к делу.
«Товарищ Сталин, вы большой учёный…», — хмыкнул про себя землянин. Как не всегда совпадали значения слов в русском и раянском, так и проявления иерархии иногда озадачивали землянина. Жесты переводились практически без искажений (и поднятый подбородок означал вызов и агрессию, а отведенный вниз и влево взгляд — признание своей неправоты), но вот такой поворот разговора  — это знак доминирования? или, напротив, выражение дружбы, не нуждающейся в подпорках вежливости?
Глядя на то, как Аира выпрямил спину, переходя из домашней позы с подобранными под себя ногами в более официальную позу лотоса, Крокодил тоже заёрзал на коленках. Некогда думать о вопросах статуса. Не иначе, предстоит еще одно самоубийственное приключение. Для спасения планеты Раа, само собой.
Без государственных целей Аира не может жить, на то он и государь. Если он говорит таким сухим тоном, это значит, что явно есть повод для беспокойства. «Во дни сомнений, во дни тяжких раздумий о судьбах моей родины…»
А Крокодил ему про собаку Баскервиллей. А воспитанный Консул постеснялся перебивать. Или он только делал вид, что слушает рассказ, а сам думал о своём, о великом?
— Да, я слушаю, — кивнул Крокодил, подавив желание процитировать Тургенева или ещё как-нибудь нервически пошутить.
Аира сразу перешёл к той форме диалога, которая у него выскакивала автоматически, — к допросу.
— Андрей, когда мы были там, в теневом пространстве, ты видел красную наборную стену?
Землянин не только снова кивнул, но и добавил:
— Да. У нас такие стены называются… («Кирпичными!» — сказал он в мыслях, но язык Раа не дал ему произнести этого слова)… э-э… наборными. На ней было написано «Не бойся».
— Ага, значит, надпись ты видел. Хорошо. И эта стена тебя не удивила?
— Да нет, в моей стране это очень распространённая строительная технология. Как вот у вас плетёные дома. А у нас продолжительное время бывают холода, морозы, поэтому… печёный камень — прекрасный теплоизолирующий материал.
Аира внимательно всмотрелся в лицо друга. Тот отложил надкушенный стручок.
— У нас на Раа это очень редкая технология. Она была принесена мигрантами с Земли, но не получила распространения, у нас ведь нет нужды в таком мощном утеплении. И знаешь, что строили твои земляки из печёного камня? Дома-башни для поклонения Творцу.
— А что, к вам и таких присылали? — поморщился Крокодил. На Земле он всегда сторонился религии как чего-то отвратительно шарлатанского и манипулятивного, рассчитанного на тупых и слабых. Вроде финансовых пирамид.
Хуже и подлее наверное, только политика.
— К нам всяких присылали, — сказал Аира. — В детстве я ездил на экскурсию на один уединённый остров, где стояло такое сооружение. Старое и заброшенное. Отшельник, который построил его, к тому времени давно умер, а учеников не приобрёл. Оно было в точности из такого материала.
— И что из того? — спросил Крокодил.
— Ты там, на стабилизаторе, что-то видел ещё, помимо стены?
— А ты?
— Андрей, сейчас я спрашиваю тебя.
С улицы донеслось уханье ночных птиц. То, что стены домов не защищают от лесных звуков, землянина временами раздражало. Вот как сейчас. Необходимо было в ближайшее время решить вопрос со звукоизоляцией.
Аира ждал ответа. Множественные совиные голоса никак не отвлекли его слух. Так бы и Крокодил не обратил внимания на звуки заводящегося мотора во дворе серой пятиэтажки, в которой он жил со Светкой и сыном.
Мигрант почесал нос. Неловко было ему говорить о том.
— Да, видел. Твою Альбу. Ты её звал, а она… В общем, не реагировала. Всё, как ты рассказывал про свою галлюцинацию на Пробе.
Разумеется, «хозяин себе» остался спокойным, как камень. Он только уточнил:
— А до того? На том коротком отрезке времени от возникновения стены до появления Альбы?
— Была девушка…
Крокодил хотел сказать «в футболке и джинсах», но в языке Раа не было таких слов.
— … в лёгкой мелковязанной обтягивающей блузе с коротким рукавом и синих плотных штанах из растительной ткани.
Взгляд Аиры — нет, взгляд Консула Махайрода, нет, взгляд инструктора Пробы — так и высверкнул.
— Да, именно она. Ты, значит, её тоже видел. Отлично. Что скажешь о ней?
— Ну… Я видел её буквально пару мгновений. Она сразу превратилась в Альбу.
— Говори о девушке, — властно сказал Аира. — Это крайне важно.
Крокодилу не нравилось, когда в голосе раянина появлялись такие ноты, но тут уж ничего не поделать.
— А что говорить? Даже не знаю… На вид студентка. Учащаяся старших учебных заведений. Да я практически ничего не помню. Говорю же, она на секунду мелькнула.
Консул молча смотрел на него.
«Воплощённый приказ, — усмехнулся про себя Крокодил, чтобы иронией вызвать хотя бы иллюзию равноправия. — Нет, круче. Повеление. Изъявление высочайшей воли. Царский указ. Приказываю: выбить крымского хана с Изюмского шляха».
— Ну, хорошая фигура, — проговорил землянин не очень уверенно. — Темные волосы. Но вид такой… Я бы сказал, заученный. И замученный. Как у Тимор-Алка, когда он боится сказать что-нибудь не то или показаться новым людям. Вся в учёбе, в книгах… Всё время читает. Боится экзаменов.
— Вот! — Аира, всегда такой скупой на жесты, даже поднял палец вверх. — Боится экзаменов! Потому у нас Проба! Не протез высших смыслов, нет! Проекция личного опыта самого Творца! Потому-то Проба животворит!
— Причём тут Проба? — пробормотал Крокодил, сбитый с толку.
Консул вдруг закрыл глаза и погрузился в молчание. Как будто вспомнил что-то важное и быстро ушёл, даже не попрощавшись.
А вместо себя оставил… Что?
Крокодил покосился на человека, сидевшего на полу. Ему стало не по себе, примерно как тогда над стремниной на верёвочном мосту. Аира шёл впереди, как ни в чём не бывало, а Андрей Строганов тащился сзади еле живой, то и дело проваливаясь неловкими ногами в прорехи моста, и, как потом оказалось, даже обмочился от страха.
Хотя из-за чего, казалось бы, нервничать? Ну, мост, ну, вода, ну, пенные брызги...
И поток, который ворочает камни весом в тонну. И хлипкий мосток, держащийся на честном слове Консула Раа.
Чтобы заесть неприятные эмоции, Крокодил начал жевать древесный гриб, засушенный в специях. На вид вроде непонятного блюда китайской кухни, а на вкус похож на сухарики к пиву.
Сухарики к пиву у них есть, а пива нет. Правда, на Раа есть «коньяк с сахаром», который на самом деле никакой не коньяк, а сок светодеревьев. Но употреблять его принято только как сильное тонизирующее средство. Как лекарство.
И мясо люди едят раз в жизни, на острове Пробы. Да и то не каждый кандидат на звание полноправного гражданина, а только тот, кто рискнёт. Проявит исключительные волевые качества, не боясь превратиться в зверя-людоеда.
А синтетическое мясо, так называемое этически безупречное, Крокодилу не пошло. Может, это из-за самовнушения (Тимор-Алк уверял, что структура такого мяса биологически достоверна на 99 и 9 в периоде процентов), но землянин не мог получать удовольствие от подобной еды. В первый раз синтетика полностью обманула его вкусовые рецепторы; во второй это, с позволения сказать, мясо показалось уже совсем не таким вкусным, а на третий раз он просто выплюнул кусок и понял, что с него довольно.

Отредактировано Старый дипломат (25.11.2017 15:35)

+2

3

Аира по-прежнему сидел без движения, с закрытыми глазами. Крокодил опасливо потрогал его за запястье.
— Аира… Айри-Кай… Осмелюсь заметить, Консул, ты меня пугаешь.
Тот не пошевелился.
— Аира, ну хватит изображать из себя Большого Брата! — рявкнул Крокодил, не выдержав напряжения. Голос его прозвучал хрипло.
— Это был Творец Раа, — негромко выговорил Консул Махайрод, открывая глаза, ясные, прозрачно-серые, с глубинным свечением, от которого землянина всегда оторопь брала. — Я шёл на стабилизатор с большой надеждой увидеть нашего Творца. Я искал встречи с ним. Он меня услышал — и явился. Она.
Крокодил не нашёлся, что сказать. Привыкнуть к мировоззренческому вывиху «идея первична» он не мог. Даже притом, что здесь, на Раа, игнорировать идеальное было невозможно. Люди жили и болели идеями, и от идей даже умирали. В прямом смысле. Он это знал, он это видел. И Тимор-Алк, живой, объективно реальный, был сыном Альбы от её выдумки.
Но всё равно Крокодил отказывался сдавать свои материалистические рубежи. В своё время даже закадычный друг Валерка не убедил его покреститься. «Ага, держите меня семеро, прозрели они, борцы с коммунизмом. Бухой Ебээн со свечкой — и сразу благорастворение воздухов. Вчера делали комсомольскую карьеру, а сегодня «скидывай сапоги, власть переменилась». Нет, Валер, это не для меня. Если Бога нет, то на кой мне этот бал-маскарад в лоханке с полотенцем? А если есть, то без веры креститься, по-моему, — просто вопиющее неуважение».
— Дружище, — Крокодил вздохнул, — я, конечно, понимаю, что у вас тут, так сказать, в мире идей всего можно ожидать. Но девочка-студентка в виде Творца? По-моему, это бред.
— Это не бред. Наш мир является проекцией твоего. Это стало ясно во время нашего похода на стабилизатор. Ты же сам видел свой мир и свой город в прорехе реальности.
Свечение в глазах раянина погасло, но его лицо вытянулось, будто он внимательно прислушивался к очень тихому, однако всё же уловимому звуку. И даже его ноздри дрогнули, как будто он принюхивался. Крокодил уже видел Аиру таким на Пробе, и ему стало жутковато.
— Ещё тогда я подозревал, что между девушкой у стены и тобой есть связь, — сказал Консул отрывисто. — Теперь я знаю точно: ты с ней в родстве. Вы сделаны из одного материала и из одной идеи. Да, всё правильно. Её кровь пахнет так же, как твоя. На мгновение я снова увидел Творца, вот здесь, на твоём месте. Вы не тождественны только потому, что разнополы.
— Охренеть, — фыркнул Крокодил.
По крайней мере, хоть это ругательство его не подводило; хрен (мозг Крокодила опознавал это слово именно так) в языке Раа был, как и в русском, эвфемизмом для мужского полового органа. А вот другие бранные слова настолько не совпадали по смыслу с привычными для землянина, что их и употреблять-то было неловко. Когда вместо банального «блин!» получается «плоский хлеб», а вместо трёхбуквенного язык попадает то в одно слово, то в другое, но всегда не то, что надо, не очень-то поругаешься.
Аира посмотрел на него с непониманием и счёл нужным уточнить:
— Да, Творец Раа — молодая женщина. В остальном вы совпадаете, — уголки губ раянина дрогнули в усмешке, и он добавил: — «Фамильный портрет не солгал».
Значит, блистательный дестаби всё-таки слушал «Собаку Баскервиллей». И запомнил всё от первого слова до последнего. У него же… как он это называл… Эйдетическая память.
— Я тут с вами точно с ума сойду, — вздохнул Крокодил. — Охренеть — это не значит, что я жалуюсь на свою принадлежность к мужскому полу или на простатит. Я просто хочу как-то сбросить тот мешок, который ты пытаешься натянуть мне на голову. И делаю это с помощью… э-э… слов полового значения. Для накачки энергией. Которую ты у меня жрёшь уже сверх моих возможностей.
— Андрей, ты говорил с ней?
Крокодил всё-таки издал нервный смешок.
— Ты шутишь? Прости, но я в такой юмор не врубаюсь! Как я мог с ней говорить, если это была картинка из твоей головы?! И с кем именно из этих картинок я должен был общаться, просвети меня, тупого! С заученной девчонкой? Или с Альбой, перед которой ты бился головой об землю? Хорошо ещё, хоть не об эту стенку, «хозяин себе»! О чём я мог с ней говорить? Что Бог есть любовь?
— Андрей, повтори ещё раз то, что ты сейчас сказал.
Консул Раа дернул жилистой шеей, и в комнате вдруг стало так тихо, что единственным звуком оказалось бурчание живота Крокодила, с глухим упорством требовавшего земной пищи.
«Когда-нибудь я всё-таки получу от него в челюсть», — подумал землянин и сказал с хмурым вызовом:
— А что я сказал? Что Бог есть любовь?
Аира на мгновение замер. По его лицу словно пробежали облака, а переменчивые глаза несколько раз поменяли цвет, как в калейдоскопе.
— Спасибо, Андрей, — отозвался он после паузы. Отвис. — Ты мне очень помог. Сейчас я даже услышал имя Творца, а имя — это ключ ко всему. Ал-Лек-Санд-Раа Само-Хина.
Рваными толчками Аира выбросил жесткие слоги, и Крокодил тупо повторил:
— Александра Самохина?
— Андрей, я прав. Я прав! Ты знаешь Творца Раа.

Отредактировано Старый дипломат (02.11.2017 22:36)

+1

4

В голосе Аиры прозвучало торжество, тщательно прикрытое будничным удовлетворением от хорошо проделанной работы. Консул чуть улыбнулся, расслабился, его глаза стали спокойными, мутновато-фиолетовыми, и он стал похож на охотника из фильма про индейцев, который услышал, как в тщательно замаскированную яму проваливается крупная добыча.
А Крокодил вдруг остро ощутил, насколько сильно вымотался за день. На дворе уже ночь, а он — после полуобморочной учёбы на курсах, после донорского «кровопускания» («не барину отворили кровь, а холопу!»), после скудного ужина из вкусных, но совсем некалорийных плодов — вместо того чтобы крепко спать, он сидит и слушает бред существа, только по виду похожего на человека.
— Да не знаю я! На моём родном языке это просто женское имя. Имя личное и семейное. Аира, слушай, ты меня совсем уже заколебал своими идеями. У меня голова плывёт.
Но тот и не думал сбавлять обороты.
— Андрей, ты ведь вспомнил родной язык, когда я назвал её имя! Ты вспомнил!
— О-ба-на, — бессвязно и несколько растерянно проговорил Крокодил. Сердце его застучало быстрее. — Точно… Погоди-ка…
За секунду у него словно второе дыхание открылось. Родной язык!
— «Я стал властелином вселенной, я кнут и голос Творца, — громко и торжественно продекламировал Андрей Строганов. — Я крайне суровый и высокомерный правитель, но только для вас, только для вас. А для неё я такой же темпераментный и вечно молодой любовник, каким был с ней тогда. Я нежный свет спутника моей планеты, сияющий на той же длине волны, что и она, моя постоянно-переменная звезда».
Аира перестал улыбаться и вопросительно посмотрел на него. Как ни раздражала Крокодила вся эта фантасмагория, ему очень польстило внимание, с которым недосягаемый супермен Махайрод ловил каждое его слово.
Впрочем, радость и воодушевление Крокодила тут же угасли. Словно спичку задули.
— Нет, увы. Не в рифму. Родной язык ко мне не вернулся. Но в кои-то веки удалось озадачить премудрого дестаби Айри-Кая, Консула Махайрода, правителя и хранителя Раа — и то хлеб. Это стихи, понимаешь?
— Речь в рифму, — кивнул Аира. — Для более удобного запоминания важной информации.
— Стихи, — продолжал Крокодил глухо, — авторства известного в моей стране поэта, жена которого называла его Сероглазым королём. Или это не его она называла? Короче, она ему страшно изменяла, и он тоже в долгу не оставался. И оба писали очень хорошие стихи. Эталонные. А потом его убили, а она ещё долго жила, и у неё было много мужей, любовников и поклонников.
— А это к чему? — ровным голосом спросил Консул. — К чему эта информация?
— Да ни к чему, — вздохнул Крокодил с горечью. — Просто к слову пришлось. Попытался проверить, не будет ли в рифму звучать. Нет. Я говорю на языке Раа. «А это огни, что сияют над нашими головами». Тоже нет. Ты всё понял, что я сказал?
— Все слова, которые ты произнёс, я понял, — ответил Аира.
— Ну, вот… Я по-прежнему без родного языка.
Крокодил уставился на узор опустевшей скатерти — рисунки разных типов раянского жилья. Символы домовитости для беспланетного. Очень мило со стороны Шаны. На скатерти сиротливо лежал надкушенный им йогуртовый стручок. Крокодил съел его и свернул приятную на ощупь ткань.
— Андрей, назови, пожалуйста, ещё раз имя Творца Раа.
— Александра Самохина, что ли? — вяло спросил землянин.
— А-лек-санд-раа Сам-мо-хи-на, — повторил Аира, осторожно пробуя звуки.
«При-шерь-зы из Кос-мо-за, — вспомнилось Крокодилу ещё из классики. — Девятьсот девяносто девятое имя Бога. Автостопом по галактике. Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого — сорок два.
— Ты понимаешь, что оно означает?
— Обыкновенное русское женское имя, — сказал Крокодил, неохотно ворочая языком.
— Рус-ско-е?
— Это название моего народа. У нас на Земле много разных народов, я же тебе рассказывал.
Крокодил резко встал и отошёл к своему питьевому фонтанчику. У него пересохло в горле. На Земле нет никаких народов. На Земле нет людей. Там Юрский период и геологическая активность. «Мракобесие и джаз».
«И он бы заплакал, но нужно было срочно распределять томагавки», — припомнил он подходящую цитату и благодаря ей скрепил сердце.
— Да, интуиция не подвела меня, это хорошо, — сказал Аира. Он глубоко и даже как-то умиротворённо вздохнул. — Ты принадлежишь к народу Творца Раа. Народ, к которому ты принадлежишь, — объективная реальность, и наша встреча на стабилизаторе с Творцом Раа — тоже объективная реальность. Это не моя мечта, это факт. Я видел не то, что хотел, я видел то, что есть. Теперь у нас есть надежда на общение с Творцом и через это общение — шанс на спасение.
— Интуиция Консула Махайрода — национальное достояние Раа, — угрюмо выговорил Крокодил, и уселся на табурет. Сил у него уже не было ползать на коленях, и копчик болел, несмотря на утренние упражнения в костюме с приставным хвостом. — Только я всё равно ничего не понимаю. Подожди… Ты сказал — «спасение»?
Аира сохранял неподвижность («древесный образ», говорили раяне), его глаза прикрылись веками. И всё равно в своей позе лотоса на полу он был правитель, возвышающийся над простым смертным, пусть даже этот смертный сидит на табурете.
— Андрей, цивилизация Раа обречена, — сказал Консул очень спокойно. — Даже если предположить, что мы успеем построить корабли за десять витков вокруг солнца и выскочим из нашей солнечной системы до взрыва… Хотя за этот срок невозможно ни выплавить столько металла, ни накопить столько мезовещества, чтобы спастись всем. А главное — нет подходящих двигателей, испытанных, обкатанных… Мы просто не сможем разогнаться до такой скорости, чтобы излучение солнца, сбрасывающего оболочки, нас не зацепило. Подпространственные туннели за пределами солнечной системы у нас не проложены. Не успеем.

Отредактировано Старый дипломат (25.11.2017 15:39)

+2

5

Добрая порция адреналина снова встряхнула Крокодила. Похоже, сегодня судьба-индейка хочет определить, где находится предел его психофизической выносливости.
— А как же… То есть появление этих… протезов высших смыслов… Не помогло?
Аира вздохнул, посмотрел Крокодилу в глаза.
— Идея самоотверженного труда для скорейшей эвакуации помогла стабилизировать материю, это да. За последний месяц не зарегистрировано ни одного случая расслоения. Но теперь нестабильно солнце. Это не материя на Раа, его никакими идеями не уймёшь. К сожалению, такова объективная реальность.
— Это правда? Что солнце взорвётся не через сто лет плюс, а чуть ли не завтра?
Вопрос повис без ответа. Аира никогда не врал. Враньё противоречило духу и букве Пробы. Консул просто не всегда договаривал и не всегда выкладывал сразу всю правду. На то он и политик. Манипулятор от Творца Раа.
— Об истинном положении дел в двигателестроении и о прогнозах состояния солнца знает только небольшая группа специалистов, Астрофизический комитет и президиум Малого совета. Это государственная тайна, Андрей. Но я открываю её тебе, потому что твои страхи не материализуются. Потому что ты мой друг и мой донор. Потому что ты был готов отдать жизнь за Раа.
— А что Бюро? Нельзя к нему обратиться, чтобы оно своими технологиями…
— Ты же слышал запись моего разговора с представителем Бюро, — сухо ответил Аира. — Они заявили, что в одностороннем порядке сворачивают сотрудничество с нами. И они сворачивают. Например, позавчера из всех архивов — подчёркиваю: из всех — полностью исчезла информация о планетах и цивилизациях, с которых мы принимали мигрантов.
— Как исчезла?!
— Бесследно. С полным разрушением фрагментов носителя. Это тоже государственная тайна. Помнишь, ты предлагал лететь на Землю? Не получится. Даже если бы у нас были принципиально новые двигатели. Потеряны координаты.
«Если бы Бюро захотело погубить Раа…» — вспомнились слова Шаны.
Крокодил выговорил какое-то ругательство, смысла которого он и сам не понял. Аира снисходительно усмехнулся, кивнул каким-то своим мыслям и сказал:
— Но мы ещё поборемся, Андрей. Главное, что активность расслоения материи упала до нуля. И что у нас есть ты, земляк Творца. Собственно, я снова пришёл к тебе за помощью.
— Ко мне? Аира, если я главный элемент в спасении Раа, тогда можешь считать, что всё здесь накрылось медным тазом.
— Ну-ну, — хмыкнул Аира ободряюще и при этом с неподражаемым чувством превосходства, на которое Андрею Строганову и обижаться-то было глупо (не обижался же Ватсон на Холмса), но которое всё равно бесило. — Что нас выручило в экспедиции на стабилизатор? То, что ты внешний по отношению к нам. Ты видишь то, чего не видим мы. Я всегда чувствовал, что Творец нас не оставил. Помнишь, на стабилизаторе ты перестал меня понимать, потому что к тебе вернулся родной язык? Это язык Творца. Ты им владеешь. Ты можешь договориться с ней как равный. Попросить её, чтобы солнце Раа не взрывалось. Обещать ей от нашего имени, что мы и дальше будем держать идеи и эмоции в узде. И будем работать над освоением космического пространства, если для неё так важно, чтобы мы вышли из колыбели. Но пусть она не убивает нас. Мы ведь ещё не всё сделали, что могли. Мы еще не поняли её Замысла.
— Если это девчонка с Земли, — вздохнул Крокодил, — не факт, что она сама его поняла. Просто нафантазировала приятный мир, где никто никого не жрёт. Ну, хорошо, примем в порядке бредообразования. Так, значит, это снова надо попасть на стабилизатор? Чтобы каким-то образом встретиться с ней?
— Стабилизатор уже фикция во всех смыслах. Он перестал нести идею центра управления, и реальность там больше не расслаивается. После того как Бюро заявило, что стабилизаторы не работают, за них уже не зацепиться как за проход между мирами.
— Ты проверял?
Аира кивнул.
— Ты был там один, — с упрёком заметил Крокодил.
—Я просто хотел на практике убедиться в том, в чём в теории был уверен на сто процентов. Зачем же было отрывать тебя от учёбы, в которую ты вложил ресурс и которая поможет тебе приобрести хорошую, нужную специальность?
Крокодил скривился, как от кислого.
«Тоже мне, учёба! — подумал он со злостью. — Чтобы потом — когда «потом», в последний день Помпеи? — корячиться на этом вашем белковом заводе, как негр на чайных плантациях! Как зависимый на плантациях светодеревьев! И это имея в друзьях Консула Раа! Который поёт мне дифирамбы и зачисляет прямо в боги!»
— Аира, а почему ты мне об этом ничего не сказал ещё тогда? О Творце Раа и обо всех этих… идеях?
— Ты же помнишь, какая поднялась суета со стабилизаторами. С заседаниями советов всех уровней, с демаршем представителя Бюро… Поверь, мне было просто некогда, да и не хотелось говорить, не обдумав. Теперь я понимаю, что самое главное наше достижение — не побоюсь громких слов, наше достижение как цивилизации — заключается именно в знакомстве с Творцом. Она не оставила Раа. Наш мир родился от её Пробы. Её дар нам был в том, чтобы мы ничего не боялись и жили в полный рост. Она открыла нам своё имя. Открылось и то, что она принадлежит к твоему народу. Что она с Земли — из той самой цивилизации, которой в нашем мире ещё нет, да и быть не может… Наша задача — найти её и вступить с ней в контакт.
«Господи, какой бред!» — простонал про себя Крокодил.
— И как же? — он не смог удержаться от скептического хмыканья. — Ты знаешь, как вступают в контакт с Творцом?
— Нет. У меня надежда на тебя, Андрей. На твою интуицию.
Крокодил взорвался:
— Надежда у него! Да какая, к лешему («к лесному чудищу времён Смерти Раа»), у меня интуиция?! Я в этом отношении дуб дерево хвойное! И вообще… Пойди туда, не знаю куда… А не пошёл бы ты сам… шерше ля фам!
Аира встрепенулся:
— Ты сейчас говорил на родном языке?

+2

6

Крокодил очнулся, прислушался к себе. Покачал головой.
— Нет. Это выражение на языке другого народа Земли. «Ищите женщину».
— Ищите женщину?
— Да. В том смысле, что всё происходящее в мире завязано на интересе мужчины к женщине. И где нам искать эту Самохину? Как, по-твоему, великий интуит… интуитик… интуитист…
— Андрей, пожалуйста, проясни свою мысль. Это важно.
— Да что тут прояснять? Ты вот сам, деятель галактического масштаба (Аира принял сарказм за чистую монету и кивнул), зачем назначил себя инструктором Пробы? Оставил государственные дела, спустился в прямом смысле с небес на землю и три недели светил голым торсом на острове? Неужели для того, чтобы гонять мальчишек по фальшивым углям?
Видя, что Крокодил не заговорит, пока не дождется ответа, Консул сказал:
— Да, мне нужен был полукровка для экспедиции на стабилизатор.
— А откуда ты знал, что Тимор-Алк способен — даже с твоей помощью — пройти Пробу? Наверное, потому что следил за ним, правда? За его развитием. За формированием его характера. С самого его рождения. Так?
— Ну, допустим.
— А зачем ты это делал? Почему именно этот зелёненький, а не другой? Проблема с расслоением материи встала в полный рост относительно недавно. Ты не мог предвидеть…
— Я мог предвидеть, — Аира чуть повёл плечом, — я…
Но Крокодил его бесцеремонно оборвал:
— Нет, дружище. Ты следил за мальчишкой, потому что он сын Альбы. Там, на острове, ты пытался скрыть свою ненависть к нему даже от самого себя. Но у тебя не получалось. Даже я, человек абсолютно глухой ко всяким тонким материям, чувствовал, как тебя колбасит. Потому что Алк как две капли воды похож на того выдуманного урода, а ты — «оказался недостоин». Ты! Весь такой крутой альфа-самец! А потом ты увидел, как мальчишка тянется к тебе, как к отцу. Мальчишка, который мог бы быть твоим сыном от обожаемой, единственной и так далее и тому подобное. Вся проблема в том, что она тебе не дала. Вот и «ищите женщину».
Аира помедлил с ответом.
— Твоя проницательность, Андрей, достойна всяческих похвал, — сказал он, скривив уголок рта. — Но ты попал несколько… м-м-м… попой в лужу. Тебе обязательно нужны слова полового значения, чтобы включать голову?
— То есть все в дерьме, один я д’Артаньян, — буркнул Крокодил. — То есть ты.
Раянин вопросительно поднял брови. Крокодил слез с табурета и прошёлся по комнате. Глухая ночь. Даже совы не ухают.
«Как я завтра встану рано утром?»
— Андрей, давай вернёмся от моих личных проблем к более глобальным. Повтори, пожалуйста, ещё раз имя Творца Раа.
— Аира, Я понимаю, что спасение Раа превыше всего, но я сейчас просто отрублюсь. Я устал, как…
Теперь уже Аира перебил его речь и закончил фразу таким забористым ругательством, что на Крокодила будто вылили ушат ледяной воды. Несколько секунд землянин осмысливал открывшиеся ему просторы языка Раа.
— Осмелюсь заметить, Консул, ты, это… в порядке?
— Я в порядке. А тебе помогло? Ты набрался энергии? Можем продолжать дальше?
В более умеренных и сжатых выражениях слова раянина прозвучали бы так: «Устал как выкидыш — сливайся в канализацию. Не занимай место в матке, которое предназначено для более достойного человека. А если ты нормально сформированный индивид и родился из правильного места, то включай уже голову, и перестань наматывать плаценту на кулак!»
Но в том-то и дело, что выражения не были нейтральными. Они были яркими и образными. Аира был очень сердит на то, что мигрант Андрей Строганов не понимает остроты проблемы. Косит под дурачка, в то время как надо собраться и броситься на амбразуру. Потому что от него, Андрея Строганова, зависит вообще всё.
— Аира, это… насчёт «шерше ля фам»… Ты замечал, что у вас в языке нет ругательств, связанных с мужским доминированием? Только с неуместностью рождения. С сомнением в физических и умственных способностях матери. Но не с тем, что мать дала отцу. Или, наоборот, отказала живому и спуталась с Тенью.
— Не отвлекайся, — сухо сказал правитель планеты. — Повтори, пожалуйста, имя Творца Раа.
— Саша Самохина.
— Са-Ша? Не так…
— Ну, Александра. Саша — это уменьшительное. Вроде как для близких ты Аира, а для чужих — Айри-Кай.
— Са-Ша, — повторил Аира, четко разделяя слоги.
— Да, — кивнул Крокодил, — у нас это уменьшительное имя и для мужчин, и для женщин. У нас есть такие имена, которые одинаковы. Саша, Женя, Валя…
— А твоё имя?
— На языке моего народа — только мужское. А на других языках может быть и женским.
Консул переменил позу на более замкнутую. Обхватил себя руками за колени, спрятал лицо. Крокодил снова вспомнил кошмар, рождённый воображением Тимор-Алка. Не меньше минуты Аира находился в позе эмбриона.
— Андрей, в имени Творца я слышу часть твоего имени. Я прав? — спросил Аира, наконец, подняв голову.
— А? А, точно. «Андрей» значит «человек», а «Александр» или «Александра» — «защитник людей». Кстати, моё имя, — Крокодил тяжко вздохнул, — это имя первого из друзей Творца Земли. Андрея-Которого-Позвали-Первым.
На Консула эта информация произвела глубочайшее впечатление.
— Ваш Творец общался с людьми и даже находил среди них друзей?! — воскликнул раянин и встал, как всегда, без помощи рук. — Это прекрасный знак!
Впрочем, встал он лишь для того, чтобы угнездиться на подоконнике. В позе, ещё более напоминающей статическое спортивное упражнение.
Крокодил снова опустился на табурет.
— А семейное её имя что значит? — не унимался Аира.
— Самохина? Ну, одна. Одинокая.
— Оставленная людьми? Или ушедшая от людей?
— Скорее оставшаяся одна. По своей воле.
— Защищает людей, сама в защите не нуждается. Таков эйдос, я правильно понял?
— Не знаю, Аира. Всё, что ты говоришь, для меня за гранью разума. Понимаешь, бред же полный. Я вот тебя слушаю и просто тихо офигеваю («неспешно покрываюсь плодами-стручками»). Сам посуди, ну как планета Раа может быть выдумана Сашей Самохиной, заученной русской девчонкой двадцати лет? Моей страны ещё нет. Моего народа нет. Цивилизации на Земле нет. Там сейчас ходят ящеры вот с такими костяными гребнями и зубами.
— Андрей, уверяю тебя снова и снова, это не бред, не фантазия, не мечта. Это открывшийся факт. Это истина, от неё и нужно отталкиваться. А по времени Творец может перемещаться так же легко, как представители Бюро. Творец творит всё, и время в том числе.
— Ну, опупеть у вас аргументация...
— Наш мир идеален. Хотим мы того или нет, с этим нужно считаться. Ты сам уже не раз говорил, что Раа похожа на мечты четырнадцатилетней девочки. Правда, Александре около двадцати… Ну, иная девочка и в двадцать, как в четырнадцать. Кроме того, вечность константа. Она организует время. Время — это образ вечности, так что облик Александры Самохиной есть вещь в себе, непостижимая уму. Может, ей нравился свой образ в двадцать лет, вот она его и сохранила. Главное, что на стене было написано «Не бойся». Это проекция самого большого её чаяния. Наш мир и был сотворён, чтобы реализовать этот Замысел. Эта стена — фундамент нашего мира, завещание Творца людям Раа. Что же тут неясного?

+1

7

— Плоский хлеб! — ругнулся Крокодил. — Конечно, чего тут может быть неясного, при таком-то подходе! Ты, что же, предлагаешь выстроить ей… (тьфу, и слова «храм» в языке Раа тоже не существовало) дом-башню из печёного камня? Написать на каждой стене «Не бойся» и плясать с бубном?
— Что сейчас действительно важно, так это выяснить, каковы взаимоотношения между Творцом Земли и Творцом Раа. Как я теперь понимаю, наш мир вложен в ваш. Ваш мир полноправный, а наш зависимый. Мы люди второго порядка, вы — первого. Во всяком случае, первого по отношению к нам.
«I’m going slightly mad, — подумал Андрей Строганов. — От нашего сумасшествия к вашему, и наоборот». Вслух он сказал:
— Да уж, как говорил один наш дорогой и любимый руководитель, «не ищите логики — её нет». И тебя это не задевает?
— Что именно?
— Зависимость вашего мира. Возможность оказаться, как ты сказал, человеком второго порядка. Меня, если хочешь знать, очень задело, когда я оказался перед фактом, что у вас тут люди делятся на полноправных и зависимых.
— Нет, не задевает. Это воля Творцов, и мои представления и желания здесь побоку. Сейчас моя главная задача как Консула Раа — спасти нашу цивилизацию, а если удастся, то и солнце. Чтобы нам не нужно было никуда убегать, да ещё без надежды на спасение. Всё остальное приложится. Как, по-твоему, мы можем выйти на Творца Раа?
— По-моему?! Да у меня уже мозоль на языке, что я не верю в весь этот бред! Я её видел секунду, ту несчастную заученную дуру!
— Андрей, — терпеливо сказал Аира, — ты находишься на территории её духа. На Земле у тебя нет будущего, нет жизни. Изволь принимать свою судьбу как милость Творца Земли, который отдал тебя, человека, в руки Защитницы Людей. Да, по всему теперь ясно, что она несовершенный Творец, но никак не умственно неполноценный. Она хотела нам только добра и мира, как она это понимала. Теперь наша задача — усовершенствоваться. Так же дети могут стать лучше родителей. Это Проба высшей степени.
— Да чтоб вы провалились со своей Пробой! — рассердился Крокодил. Абсурдность ситуации и усталость порождала злость и головную боль. — Сами себе выдумываете бред, а потом удивляетесь, почему он материализовался! Знаешь, что? Мне всё это надоело. Я весь день убивался на ваших идиотских курсах, и теперь ещё ты тут со своими идеями! Я хочу спать! Обсуждай все эти галлюцинации со своими шестёрками там у себя на орбите! Со своими советниками и своей обслугой! А на мою голову этого навешивать не надо! Я, если ты не забыл, давно труп! У меня нет будущего! Мне похрен!
— Андрей, ты сердишься — значит, ты неправ. А то, что ты устал, очень хорошо. Это только поможет тебе утончить восприятие. И выйти за рамки стереотипов о возможном и невозможном.
— Очень хорошо?! Да я сейчас загнусь! Раньше, чем твоя идейная планета!
— Не загнёшься. Ты здоров, как тот буй-тур, которого жарят на острове.
Крокодил скрежетнул зубами.
— Меня должны были отправить на Кристалл! Я не хочу знать никаких Творцов! Ты понимаешь это?! Меня («бесит» — нет такого слова) раздирают самоубийственные энергии, пришедшие прямо из Смерти Раа, когда я слышу ваши философские рассуждения о том, что идея первична!
— Прекрати истерику, — приказал Аира.
— Плоский хлеб! — рявкнул землянин во всю глотку. — Может, все эти твои видения девушек в штанах из натуральной ткани объясняются очень даже материальными причинами, а? Может, тебе надо найти, наконец, нормальную бабу, без придури, и трахнуть её — а не выносить мне мозг?
— Если я почувствую, что это понадобится для спасения Раа, то прислушаюсь к твоему совету, — сказал правитель. — Но сейчас нужно, чтобы ты задал вопросы Творцу Раа. Первый: возможно ли отменить коллапс солнца, и если да, что нам для этого нужно сделать. Если коллапс входит в замысел Творца, тогда второй вопрос: какой путь мы можем найти, чтобы спастись. Третий: от чего зависит стабильность материи. Это понятно?
— Самообладание Консула в общении с тупым мигрантом заслуживает государственной награды, — сквозь зубы выговорил замученный Крокодил севшим голосом.
— Не сомневайся, я получу её, когда мы спасёмся, — кивнул Аира.
Крокодил взмолился:
— Аира, друг, ну, пойми ты, услышь ты меня, наконец! Я не верю ни в каких Творцов! И оттого, что я не верю, я не могу тебе помочь! Вера — она же двигатель всех этих… идей, правильно? А я не верю! Я… («атеист», — хотел сказать он, но язык снова не дал) …я человек без веры. Вспомни, на Пробе я не мог затянуть рану своей волей. Потому что не верил, что это возможно. Что мне, землянину, это возможно. Пока ты не включил меня в свою — как это называется? сеть восприятия, да? — я не знал, как это сделать. И смог, только узнав это изнутри. Но именно узнав, а не поверив! Пройдя по проложенной тобой дороге у себя в голове. А верить я не умею!
— Но ты же носишь имя Первого Друга Творца…
— Ну и что? Это просто звуки. Фонетика. Когда мои родители давали мне имя, меньше всего они думали о том, что оно значит.
— Правда? — в кои-то веки не только по голосу, но и по лицу Аиры стало видно, насколько глубоко он озадачен. — Твои родители не думали, как выбрать подходящее имя для своего сына?
— Ну, не то, чтобы совсем… Просто моего дедушку, отца моей матери, звали Андрей, и меня назвали в его честь.
Аира задумался на несколько мгновений, но быстро собрался с мыслями и стал подбирать их к решению проблемы, как ключи к замку.
— Андрей, как ты можешь не верить, если ты видел Творца Раа глазами своего собственного сердца?
Своими глазами я видел девчонку с Земли. И не понимаю, какого хрена она вдруг Творец Раа!
— А если бы ты увидел Творца Земли, то узнал бы его?
«Господь с тобой, Аира!» — хотел сказать Крокодил, но вместо этого у него получилось:
— Творца Земли не видел никто никогда.
— А как же тот Андрей, который Первый Друг?
— Ну… Я при этом не присутствовал.
— При рождении своего деда Андрея ты тоже не присутствовал, но разве у тебя есть сомнения в том, что однажды в прошлом он родился? Если записано его имя, известна его жизнь?
— Я не верю, что встреча с Творцом Земли происходила именно так, как было записано. Я не верю, что Творец накормил пять тысяч народа двумя хлебами… а когда были войны и эпидемии, миллионы погибли, но что-то никто их волшебным образом не спас и не накормил.
После секундной заминки — снова вопрос-отмычка:
— А Творец Земли — он Защитник Людей?
— Те, кто в Него верят, говорят, что Он — Спаситель, — буркнул Крокодил.
— Так… Это замечательно. Но спасает только тех, кто в Него верит?
— Да. Наверное.
— Так «да» или «наверное»?
Андрей, у которого от усталости уже закрывались глаза, выдавил с ядом:
— Аира, меня Творец Земли точно спасать не станет. Я ничтожнейшее существо, без родины и семьи. Без будущего. Я же тебе уже говорил, что любая мокрица ведёт более осмысленную жизнь, чем я. Меня каким-то ветром занесло на Раа. Где это во времени и в пространстве и как это вообще возможно, я не понимаю. Я ничего не понимаю и ни во что не верю. И отстань от меня, наконец. Если бы я мог, я бы выкинул тебя за дверь, честное слово.
Упрямый Аира, разумеется, и не думал отставать.
— Значит, Творец Земли решит, что ты провалил свою Пробу?
— Да. Если Он есть. Но Его нет, и я всего лишь набор белковых молекул, которые распадутся после моей смерти. В это я верю. И от меня не останется ничего.
— Но ты же теперь веришь в возможность регенерации?
— Верю. Но верю, что это возможно в рамках законов природы на Раа.
— А законы природе кто дал?
— Объективно сложились.
— Это как? Сами по себе?
— Да, сами по себе.
Аира терпеливо начал подбирать следующий ключ:
— Андрей, ты мне сам говорил, что Творец тождественен любви. Откуда ты это взял?

Отредактировано Старый дипломат (25.11.2017 15:48)

+1

8

Крокодил как сквозь сон вспомнил свою самую тяжёлую халтурку. Сопровождение группы немцев по Золотому кольцу. Вспомнил палец особенно настырного лысоватого мужичка, который не удовлетворился подписями в ярком буклете «икона такого-то века такого-то письма», а приставал к Крокодилу с требованием перевести, что именно написано в книге славянской вязью в руке у Христа. Не без труда, но можно было прочитать «Да любите друг друга».
И задёрганный Крокодил, внутренне крывший чёрными словами менеджера турбюро (якобы отлаженный процесс перевозки туристов от достопримечательности к достопримечательности в реальности оказался головоломкой: как сложить слово «вечность» из четырёх известных букв), едва удержал язык за зубами, чтобы не сказать немецкому дедушке «Arbeit macht frei» или «Jedem das seine».
— Ну, слышал… Читал. Как культурный человек знаю элементы верований разных народов своей планеты. В том числе и моего народа.
— А откуда это убеждение образовалось среди народов твоей планеты, в том числе и у твоего народа?
Крокодил вздохнул:
— Кто верит в Творца Земли, тот считает, что это Творец и говорил.
— Творец Земли говорил со своими созданиями? Не только с Андреем? Андрей был Первый Друг, а были и другие друзья Творца?
— Да. Целых двенадцать. То есть, повторяю снова, так считают те, кто в Него верит.
— А в любовь ты веришь?
— Не знаю…
— Но знаешь, что Бог есть любовь?
— Аира, я не понимаю, чего ты от меня хочешь. Я не умею говорить ни с Творцом Раа, ни с Творцом Земли. Завтра мне вставать на курсы ни свет ни заря. То есть уже сегодня. А ты пристал ко мне, как банный лист!
Проклятый Махайрод гнул свою линию. В его замысел явно входило вывести Андрея из себя.
— Почему ты подвергаешь сомнению информацию о том, что Творец Земли говорил с людьми, если носишь имя «Первый Друг Творца»?
— Охренеть… Да просто не верю, и всё! Сколько раз тебе повторять, что мне это недоступно!
Аира снова задумался на краткий миг. И воткнул новый вопрос-отмычку.
— Ты говорил, что на твоей планете суровый климат, мало ресурсов. Но при этом люди строили и строят для Творца дома-башни из печёного камня. Если бы не было надежды, что Он туда приходит, разве нужно было бы это делать? При такой ограниченности ресурсов?
Этот вопрос Аиры на несколько секунд поставил Крокодила в тупик, но он быстро нашёл аргументы для сохранения своей картины мира.
— Правители разных стран вместе со служителями этого культа заинтересованы в том, чтобы народ работал за идею. Да ещё носил в эти дома для Творца свои скудные ресурсы. Которые, понятно, правители забирают себе. Творцу-то ничего не нужно от людей. Особенно если учесть, что Его вообще нет.
— А чья же была идея создать ваш мир?
— Да ничья! Не было никакой идеи. Просто химические элементы собрались, и всё.
— А откуда взялся эйдос элементов? Их идея?
— Аира, я в этом совсем не разбираюсь. Правда.
— Разбираешься. Ты сам говорил, что идея вашего Творца — постоянная Проба.
— Да не моя это идея! А того, кто это придумал!
— Придумал тот, кто хотел, чтобы ему носили ресурсы?
— Да!
Аира хмыкнул:
— Андрей, у тебя совсем нет опыта ответственности за коллектив… ну, хотя бы из ста человек?
Крокодил снова вспомнил свою группу немцев пенсионного возраста и себя, студента. Там было тридцать восемь человек, с которыми он мучился неделю. Светка тогда сидела дома с Андрюшкой, и он искал любую возможность заработать. Выгрызть проклятые баксы из проклятой действительности.
— Нет, — буркнул Крокодил. — Не забывай, что я не альфа-самец, а полный неудачник.
— Уверяю тебя, — сказал Аира, — что я тоже не животное, но предполагаю, что в голову паразита, который привык только отнимать ресурсы, никогда не придёт идея творчества просто из любви. Правитель, у которого ресурсы на исходе, будет гонять своих людей в суровом климате на тяжёлую работу только в том случае, если эта работа — Цель с большой буквы. Иначе погибнут и люди, и он. И сами люди будут работать не за страх, а за совесть. Как сейчас все у нас работают для эвакуации с Раа.
— Ты так говоришь, потому что ты — идеальный правитель, — криво усмехнулся Крокодил. — Ты тождественен идее правителя. Эйдосу. А наши правители неидеальны. Поэтому у нас войны и всё такое. Эксплуатация идей, а не… м-м-м… общение с ними.
— Люди не идеальны?
— Конечно!
— Но тем не менее, есть идеал?
— Ну-у…
— Так есть или нет?
— В общем, да, есть.
— Тебе не интересно, откуда он? Тебе не интересно, почему он недостижим? Или, может быть, достижим? Кто-то же прошёл Пробу Творца Земли? Или нет? Первый Друг Творца, имя которого ты носишь, — он прошёл?
Крокодил не ответил.
— Ясно, — кивнул Аира, слезая с подоконника. — Если уж я, по твоим словам, такой идеальный правитель, то мне пора проявить свой идеальный волюнтаризм. Так и быть, помогу тебе сдать Пробу, которую ты провалил на Земле.

Отредактировано Старый дипломат (25.11.2017 15:57)

+1

9

Он оказался прямо перед землянином так неожиданно и с такой властной силой взял того за запястье, что Крокодил не успел ни запротестовать, ни дёрнуться в сторону. В секунду промелькнули в памяти слова Шаны: «Махайрод — боец без правил, без тормозов, без этики, без сомнений. Физиологически он чудовище, ему достаточно коснуться вас рукой, чтобы высосать досуха. В его экспериментах уже погибли несколько десятков человек».
И снова Крокодил увидел себя оболочкой воздушного шара, горячего, наполненного, расписанного изнутри знакомыми узорами из незнакомых символов. Узоры жили своей жизнью — скручивались в замысловатые спирали, меняли направление движения и цвет от темно-красного до бледно-охристого, но не останавливались ни на миг. От этого мельтешения у него до тошноты закружилась голова, и он словно завернулся сам в себя, рухнул, как в воронку, прямо в мягкие лапки знаков, которые тянули его, тянули, тянули… Как в книгах про жизнь после смерти, по тёмному тоннелю, в конце которого сиял свет.
Девочка в венке из ярких цветов положила прохладную руку ему на лоб и, ещё не веря до конца, что он открыл глаза и дышит, прошептала дрожащими губами:
— Как же ты умеешь напугать… Аира, ну что ты за человек! А если бы ты умер?! Как можно быть таким… таким безответственным!
Он приподнялся, преодолевая страшную боль в груди. Его руки и одежда были в крови, на земле валялся нож.
Но боль не значила ничего. Изгоняя и отменяя её, у него в груди уже разворачивалось такое непередаваемое счастье, такое солнце, такая музыка!
— Всё в порядке, — сказал он, и эта музыка прозвучала в его голосе, чужом и ломком. — Я в полном порядке! В полнейшем!
— Да подожди, не дёргайся! Хоть дух переведи!
Девочка уложила его голову к себе на колени и, наклонившись, поцеловала в губы. Как делала уже не раз, его юная женщина.
Он увидел её глаза в перевёрнутом ракурсе. Ужас и боль в них таяли, но не так быстро, как ему бы хотелось. А главное, она не восхищалась его преодолением смерти. Это было обиднее всего.
— Как ты себя чувствуешь? — спросила она, срывая широкий шершавый лист и осторожно проводя им по его груди, ещё мокрой и липкой. Из чешуек листа вытекало прохладное молочко.
— Да в порядке! Видишь же сама, что я жив и здоров! — с гордостью сказал он. — Теперь веришь? Своим глазам?
Девочка вздохнула с досадой.
— Если бы я была инструктором, то такого дурака, как ты, отправила бы вон с острова после первой же подобной выходки. Корни и кроны, ты просто неуправляем!
— Аль, да моему телу теперь вообще ничего не страшно! Ты же видела! И знаешь почему?
— Ну?
— Потому что ты его любишь. Ну, то есть меня. Я научился этим пользоваться. Пока твоё сердце работает, моему тоже ничего не сделается. Мы же с тобой теперь одно целое.
— Слушай, мне страшно на тебя смотреть…
— Сейчас пойду искупаюсь. Просто хочется немного полежать. Так хорошо! Лежать и смотреть в небо и на тебя…
— А голова не кружится?
Голова у Крокодила немедленно закружилась. Теми же быстрыми лапками знаки вытолкнули его на поверхность завихрения, и свет погас.
Перед глазами всё плыло, и, казалось бы, давно переваренный «Бородинский» просился наружу. Крокодил несколько раз судорожно сглотнул.
— Между твоим мозгом и сердцем уже проложена связь, — откуда-то сбоку, как истина, послышался голос Аиры, а потом проступило и смуглое лицо Консула. — А сердце — это штепсель в вечность. Вилка, — он поднял руку с двумя выставленными вверх пальцами и энергично ткнул вверх. — Ты обязательно научишься верить. Просто нужно будет немножко потренироваться.
Крокодил не мог говорить, только сглатывал горькую слюну. Кровь, прилившая к голове и шее, душила его. Он вскинулся, чтобы бежать — куда?
— Андрей! Ты меня слышишь?
Крокодил посмотрел на Консула безумными глазами. Подходящее слово — богооставленность. И до чего же, зараза, точное!
— Ты видел Творца Раа? — спросил Аира, вглядываясь в его лицо.
Землянин с трудом понимал речь раянина. Его трясло, он не владел собой.
— Она — да, верила в тебя, как… («как в Господа Бога») …как в Хозяина и Творца Вселенной. А меня… меня никто никогда так не любил! Никто и никогда!
Крокодил выкрикнул эти слова в пространство, подняв голову к плетёному потолку, как будто там находились некие ответы.
Аира не вздрогнул от его крика, просто продолжал следить за ним.
— Никто, никогда! Даже мать! — вопил Крокодил, как оставленный без присмотра младенец («и этот вопль был страшен в устах зрелого мужчины»). — Для неё я был обузой, которая не давала ей выйти замуж, и если бы не бабушка… Но и бабушка умерла! Все бросили меня! Даже Земля! Когда моя мать погибла под колёсами какого-то бандита на «мерсе», я вообще ничего не почувствовал! Нет, почувствовал! Радость! Что мне достанется квартира, а её нового хахаля можно вытолкать взашей! А отец бросил нас, когда мне было четыре года, и уехал на другой континент! Я даже не помню, как звали мою первую женщину, я вообще этого не знал! Просто подцепил первую попавшуюся, которая со мной пошла! Помню только буфера и кулон между ними, как этот ваш проклятый документ гражданства! А Светка — Светка меня просто использовала, вытерла ноги и выкинула вон! Проклятье! Аира, что ты со мной сделал?! Теперь мне, что, пойти и удавиться?!
Пока Крокодил нёсся под откос в потоке бессвязных фраз («Едет, едет паровоз: две трубы и сто колёс»), Аира смотрел на него сверху вниз, хотя они были одного роста — со знакомым выражением посетителя зоопарка. Но не столько само выражение лица Консула подстегнуло ярость Крокодила, сколько ощущение, будто раянин безучастно глядит на него из крошечного окошка где-то на невообразимой высоте, а он захлёбывается блевотиной в ледяном вязком болоте.
«А это огни, что сияют над нашими головами…»
— Андрей, успокойся, — Аира взял его за плечи, встряхнул. — Почему ты такой нервный? Прямо как Тимор-Алк…
— Да пошёл ты! — Крокодил оттолкнул его руки, ударил его в грудь — как в кирпичную стену. — Проклятый ты садист, палач, надсмотрщик… инструктор Пробы! Зачем ты сделал это со мной?! За что?! Ты так и будешь вечно тыкать по моим болевым точкам, да?! (Ещё один удар в плечо Аиры. В чугунный шар. «Моему телу теперь вообще ничего не страшно». У Крокодила загудели костяшки, но физическая боль в руке не шла ни в какое сравнение с корчами души.) Тебе это доставляет удовольствие, да?! Ты наслаждаешься своей властью, да?! Ты, Консул, умеющий взять свою грёбаную ответственность за свою грёбанную цивилизацию! Она любила тебя ни за что! А меня, меня…
— Так ты видел Альбу, а не Творца Раа?
В голосе Аиры Крокодил услышал разочарование, которое в эту минуту показалось ему запредельным кощунством.
— Да! Видел Альбу! Которая в тебе души не чаяла, дубина ты пещерная! Господи, да если бы на меня хоть одна хоть раз так посмотрела — да я бы… я бы…
Консул глянул на него коротко, но так сурово, что у Крокодила пресеклось дыхание и подкосились ноги. Он рухнул на пол, как подрезанный колос. Таково устойчивое выражение в русском языке. Андрей Строганов, горожанин в пятом поколении, с трудом представлял, как это выглядело бы наяву. Вероятно, брали серпы, как у Колхозницы со статуи Мухиной, и подрезали.
Мягкая трава неожиданно проявила свойства упругого материала и амортизировала удар задницы Крокодила о пол. Но встряска подействовала очень благотворно.
— Ну, всё? Истерика окончена? — спросил Консул, выпятив челюсть и держа руки на бёдрах. Стоя в позе мужского доминирования.
— Окончена, — сказал Крокодил, поднимаясь на ноги. Ему нужно было уйти, остаться одному, выйти куда-нибудь, где не будет этого садиста, но всё равно… всё равно будут огни над головой!
— Андрей, ты собственно, можешь объяснить, что ты видел, и почему тебя вдруг так переклинило? — Аира перехватил его за плечо, останавливая.
— Не буду я ничего говорить, — тускло сказал Крокодил. И добавил: — Как же она тебя любила, бесчувственный ты пень...
Дестаби хотел коснуться висков Крокодила, но тот мотнул головой, отстраняясь.
Губы Аиры искривились:
— Тебе нечему завидовать, мигрант. Альба умерла. Её нет. Мне нигде и никогда не встретиться с ней. Потому что к нам Спаситель не приходил. К нам приходила только Александра Самохина, твоя землячка.
От этих слов Крокодил очнулся, словно от пощёчины. Ему показалось или нет, что в голосе Айри-Кая звучало неприкрытое презрение?
Так он окончательно пришёл в себя.
— У тебя есть шанс увидеть бабушку, которая тебя любила, — продолжал Аира. — У меня нет шанса стать даже морской пеной, как Русалочка, про которую тебе читала бабушка. Спасибо, что поделился.
Крокодил сглотнул, взглянул на Аиру. Раянин смотрел на него без всякого выражения в серых глазах. Тягостная тишина зависла над комнатой с плетёным потолком.
— Андрей… Ты как-то спрашивал, не сослан ли кто-то из моих близких. Да, сослан. Отец. За страшную халатность на орбитальном заводе. Было много жертв. И моя мать тоже отправилась в ссылку. Бросила меня ради того, чтобы быть с ним до конца. Оба они давно умерли, я помню их очень смутно. Опекунство надо мной оформила Шана, наши дома находились по соседству... Мой родительский дом ты видел у оврага. Здесь недалеко. Он уже весь зарос лианами.
Крокодил замер. Ему стало очень стыдно за свою отвратительную вспышку. Что он нёс, о чём кричал?
— Я тоже бросил своего сына точно так же, как отец бросил меня, — сказал Андрей Строганов сквозь зубы, уже совсем остывая. — Только мой отец уехал на край света, а я за край.
— И я не в лучшем положении. Я погубил свою любимую женщину точно так же, как мой отец погубил свою. Ну, давай от этого факта я тоже побьюсь головой об землю вместе с тобой. Это спасёт Раа? Сейчас надо работать с будущим. А будущее у нас может появиться только в том случае, если мы поймём основы нашего мира. Поймём, в чём несовершенен наш Творец, как мы можем это исправить и спасти Раа или хотя бы цивилизацию Раа, если солнце обречено. Ты согласен с тем, что это важно и над этим надо работать? А не расчёсывать старые болячки?
— Осмелюсь заметить, Консул, у меня благодаря твоей целительной терапии сейчас все болячки новые.
— Бывают вещи, которые приходится нести на себе, — сказал раянин неожиданно мягко, будто объяснял непонятливому малышу прописные истины. — По большому счёту, насколько я смог уловить, наша с тобой сверхзадача — спасти Творца Раа, потому что она, как и ты, не прошла Пробу на Земле. Созданный её духом мир, наш мир, — это её единственный шанс на спасение. А наш единственный шанс на спасение — она, Са-Ша.
— Аира, — выдохнул Крокодил, совсем раздавленный, — если ты сейчас не оставишь меня одного, я точно сдохну. И будет ещё один труп на твоей совести.
Он не успел договорить эту фразу, как Консул Махайрод уже покинул его плетёный дом. Только что был — и вот уже растворился в пространстве, и нет никого.
Но Андрею легче не стало.

Отредактировано Старый дипломат (25.11.2017 15:58)

+2

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»