Перекресток миров

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Помни о Победе! » Защищать от... памяти?


Защищать от... памяти?

Сообщений 1 страница 26 из 26

1

Спасибо Афине. Благодаря ей я решила оформить многолетние размышления в подобную статью.

«Зачем вы рассказываете детям о войне? Для чего показываете эти страшные фотографии? Не надо! Дети получают травму, они расстраиваются, плачут. Война была давно, сколько можно! Дети не должны знать войны!»
Вот что можно услышать от некоторых современных родителей. Они правы – дети не должны знать ВОЙНЫ. А вот О ВОЙНЕ – мы им рассказывать обязаны.

А ведь этот вопрос – «Говорить ли детям о Великой Отечественной», уже как-то вставал. В 50-е, и в начале 60-х годов, когда появилось на свет, или подросло первое «мирное поколение». Многие родители, прошедшие огонь фронта, и тяжесть тыла, желали оградить от этого своих детей. Ведь ради них и был невероятной ценой завоеван мир! «Зачем опять вспоминать голод, муки, смерть? Ведь этих мальчиков и девочек уже никогда не коснется то, что было с нами?»
Кроме того, самим ветеранам, вспоминать былое часто не хотелось. Больно, тяжело, страшно…

Моя коллега, родившаяся именно в победном 45-м, вспоминала, что отец, встречаясь с боевыми друзьями, все разговоры упорно сворачивал на что что-то забавное, легкое. О его настоящем боевом пути она ничего не знала. Заинтересовалась, будучи взрослой, и очень удивлялась, – «Папа, но почему ты мне этого раньше не рассказывал?».  А ему не хотелось вспоминать больное, да и нужды он не видел.

Но ведь не зря потом, в 70-х, 80-х, многие забили тревогу – подростки и молодежь не знают, не ценят подвиг отцов и дедов! Во многих повестях замелькали отрицательные герои, которые продают награды, неуважительно разговаривают с ветеранами, или просто – совершенно не знакомы с военным прошлым своей семьи.

И это притом, что, во-первых, таких ребят было немного. А во-вторых, - в те годы совсем увильнуть от знаний о войне – это надо было очень постараться. Книги, фильмы, походы по местам боевой славы, отчетные концерты «в честь…», встречи с еще не старыми ветеранами, военные находки в лесах… И все-таки, даже часть молодежи, выросшая в некой отстраненности от трагических страниц истории, выглядела пугающе.

Вторая волна «незнания» пришлась на 90-е годы. Перестройка, разоблачения, выворачивание наизнанку всего, что только можно. Очернение героев, насмешки над подвигами. И произносили подобные речи уже н не подростки в подворотне, а вполне себе серьезные литературные издания. В школах воспитательная работа сходила на нет, и сохранение памяти о войне осталось на совести самих учителей, и родителей. Если хотите – пожалуйста, а не хотите – ну и не надо.

Вот это я уже помню хорошо, ибо, как раз в 1991 году пошла в школу. Я оказалась вне подобной политики благодаря моей семье, и учительнице начальных классов.

Моя мама всегда с большим почтением и интересом относилась к военному, да и вообще советскому прошлому. И годы Великой Отечественной для нее воистину были священны. Именно мама читала мне «Тимура и его команду», где уже есть острое предчувствие войны. Мама рассказывала о Зое Космодемьянской. Без лишних подробностей. Но я видела босую девушку в рубашке на снегу, и не могла не чувствовать боль и гордость. И никакая грязь о партизанке, лившаяся со страниц официальной прессы до меня не дошла. Для меня Зоя была (и есть) героиней, прошедшей ад, но не предавшей товарищей. Да, и было мне самой шесть-семь лет. И я очень благодарна маме, что она не боялась «травмировать нежную детскую психику".

Мне читались рассказы для детей о войне, которых дома было множество. Хорошие, честные истории, где упор делался на подвиги, на дружбу и взаимовыручку. Конечно, в этих рассказах были и горе, и смерть, но я понимала, что это – цена мира и победы. Ради жизни, и моей в том числе. И мое восхищение этими удивительными людьми, гордость за них, в сто раз перевешивали боль. Одна из любимых игр в те годы у меня была «в героическую медсестру». Я взваливала на плечи большого плюшевого бегемота, и ползком передвигалась по комнате, представляя, что спасаю раненного бойца.

Меня никогда не гнали от экрана, если шло военной кино. Впрочем, к счастью, в те годы еще можно было не бояться, что в подобном фильме зазвучит мат, или будет показана откровенная эротика. Трудность могла быть исключительно в сюжете, если он был сильно закручен вокруг политики. Прежде всего, конечно, тут вспоминается кино «Семнадцать мгновений весны». Этот фильм показывали в течении нескольких дней. Я подходила к папе, садилась рядом, смотрела часть эпизодов. Уставала – уходила. Меня силой, опять же, не держали, но на вопросы отвечали, поясняли, как могли, что на экране происходит. И я понимала! Не все, но общий смысл. Любила Штирлица, бешено переживала за Кэт, ненавидела злыдню Барбару, и плакала над погибшим Гельмутом. Да, и мне опять же – 7-8 лет. Но я узнала войну за линией фронта, я поняла трудность работы разведчиков. Я увидела на примере Гельмута, что немцы тоже были очень разными. И поняла, что зло может быть внешне очень хорошеньким, если посмотреть на Барбару.

В те же годы мною просмотрен фильм «А зори здесь тихие…». Детская, но искренняя реакция – «Мне беленькую (Лизу) больше всех жалко, как страшно тонуть!» Но опять же – как я гордилась всеми этими девушками, как готова была орать вместе с Васковым на фрицев – «лягайт!»

Я любила рассказы о пионерах-героях, я с удовольствием пела военные песни, и учила стихи. Лет в 10 уже читала Юлию Друнину, именно ее фронтовую лирику.

Особой темой с детства стала блокада. И опять, я от всей души благодарна, что меня не стали «щадить». Что мне об этом рассказывали. Сообразуясь с возрастом, конечно. Да, и в самом легком варианте эта тема болезненна. И поэма про Таню Савичеву С.Смирнова впечатлила меня до глубины души. До очень горьких мыслей и слез. Да, мне надо было теперь учиться проживать память реально страшную, отзывающуюся болью. Но мама и папа не считали, что дите должно расти на вечном позитиве. Взросление приходит через способность сочувствовать, ощущать несчастье, даже отдаленное во времени и пространстве, как свое.

И мама показала мне фильм «Жила-была девочка». Впрочем, он как раз подходит для малышей – там нет ужаса. Там все очень аккуратно и бережно подано для маленьких зрителей. А вот «Зимнее утро» - уже иной уровень. Кадр, где в центре города снегом заметает человека, сидящего у ограды – врезался в мою память на всю жизнь. Он стал местом соединения с прошлым, словно телефонный провод, или временной портал. Это было нужно, очень нужно, иначе моя душа лишилась вместе с тяжелыми впечатлениями чего-то еще. Человечности. Ненависти к злу. Гордости за мой город. Уважения, - громадного, неописуемого, - к его жителям. И я этого ни за что не отдам. И да, я искренне считаю, что детям надо говорить об этом, читать, и показывать. С детского сада начиная, не то, что со школы.

Конечно, не стоит дошколятам цитировать «Блокадную книгу». Да и младшим школьникам – тоже. Но читать рассказы С.Алексеева – да. Показать, как Настенька из фильма «Жила-была девочка» идет на Неву за водой – да. Как ребята прячутся от воздушного налета (фильма «Садись рядом, Мишка») – да. Говорит о людях, которые дежурили на крышах, вели бои на фронте, надрывались на хлебных полях в тылу, - да! Показывать снимки мальчиков и девочек, которые делают оружие. Или в одежде сидят в классе холодной ленинградской зимой.

Именно об этом я и рассказываю своим ученикам – маленьким посетителям районной библиотеки. А в ответ получаю искренние, и мудрые замечания детей, которые умеют слушать, думать, жалеть и уважать.

- «Таня Савичева – тоже героиня. Она писала о своих родных, чтобы осталась память»

- «На картине солдат обнимает дочку одной рукой. Вторую потерял на войне. Но ведь главное, что папа все-таки вернулся!»

- «Молодец летчик (Севастьянов), что не дал фашисту руку пожать. Я бы тоже не дал!»

Детям это очень нужно – знать, что самые трудные испытания можно выдержать. Что их предки когда-то именно что победили зло, не в сказке, а в жизни. Что люди могут так – голодать, но отдать свой хлеб другому. Под обстрелом ползти за раненным. Не выдать товарищей под пытками. Это куда важней «позитива и мажора». Без этого не будет памяти и уважения, да и веры в себя не будет. Будем цинизм, и шашлыки на Вечном Огне, и выброшенные фотографии прадедов. Непонимание таких слов, как «честь» и «верность».

Жалость должна быть с умом. Нельзя ограждать от всего. Надо учить вот это, больное, тяжелое, принимать, переживать, и делать верные выводы.

Вот как сказал об этом Альберт Лиханов:

«Нет, человек, даже маленький, не елочная игрушка, его нельзя вынуть только на праздник, дать ему порадоваться огням и смеху, а потом упрятать на целую войну в мягкую, оберегающую от ушибов вату. Человек не игрушка, и – хочешь не хочешь – он будет биться об углы, которые придумывает жизнь, и это битье в конце концов приучает его к мысли, что жизнь не заменишь враньем или – скажем мягче – обманом, даже если этот обман совершенно не грубый, а деликатный и у него нет слов, а есть только молчание: люди молчат и, значит, скрывают правду».

Это цитата из произведения «Последние холода». Сборник назывался «Подарок», его мама и папа вручили мне на окончание первого класса. В этой же книге были повести Л.Воронковой «Девочка их города», и Ф.Кнорре «Оля». Все – о войне. И о детях.

Это один из самых лучших подарков в моей жизни.

Отредактировано Мария_Валерьевна (07.05.2019 21:34)

+3

2

Спасибо.
Помните, как у Ольги Берггольц?
[indent]
Я никогда не напишу такого
В той потрясенной, вещей немоте
ко мне тогда само являлось слово
в нагой и неподкупной чистоте.
[indent]
Уже готов позорить нашу славу,
уже готов на мертвых клеветать
герой прописки и стандартных справок...
[indent]
Но на асфальте нашем — след кровавый,
не вышаркать его, не затоптать...

+1

3

Я бы сказал, это часть более широкой проблемы, когда младое поколение стремятся оградить не только от памяти о конкретной войне или даже войнах в целом, но вообще от насилия в художественной культуре. В тексте реальность противопоставляется сказкам, и в конкретном смысле верно, но ведь сказки - и те попадают под удар на ровно тех же основаниях: слишком много-де в них насилия и жестокости, не полезно такое детям. Клайв Стэйплз Льюис - как раз накануне Второй Мировой - хорошо на это ответил:
"Люди, считающие, что подрастающее поколение нужно ограждать от насилия в искусстве, хотят уберечь детей от осознания, что мы живём в мире доблести и жестокости, благородства и подлости, отваги и трусости, приключений, подвигов, и жертв. С этим нельзя согласиться. Наши дети в любом случае столкнутся с жестокими врагами - так пусть они, по крайней мере, знают о героях".

Отредактировано Robbing Good (07.05.2019 08:33)

+3

4

Robbing Good

Robbing Good написал(а):

Я бы сказал, это часть более широкой проблемы, когда младое поколение стремятся оградить не только от памяти о конкретной войне или даже войнах в целом, но вообще от насилия в художественной культуре.

И это самое настоящее насилие, всё равно что человека без прививки, допустим, от кори закрыть в инфекционной больнице, где все лежат с корью. Мир лежит во зле, и каждый подрастающий человек всё равно столкнётся с насилием, в той или иной форме. Назвался груздём — полезай в кузов, родился от Адама — определяйся по поводу добра и зла. Как говорили репортёры из мультфильма "Приключения капитана Врунгеля", "жаль, очень жаль, но таковы условия гонок".

А то получаются из таких "ограждённых" субъекты, вроде того немца, у которого арабы насилуют жену, а он звонит в полицию с требованием "что-то сделать с этими негодяями".

+2

5

Прецедент возник в моей родной школе. Позвонила коллега в полном шоке от нынешних мамашек. Спасибо Марии Валерьевна за необыкновенно точное и щемящее эссе. Я в статье использовала маленький кусочек. Завтра статья выйдет. И кстати, мой эксперт-психолог сказала практически то же, что наш Старый Дипломат.

+2

6

Atenae написал(а):

Прецедент возник в моей родной школе. Позвонила коллега в полном шоке от нынешних мамашек.


Я уже давно, почитав в интернете отзывы ВЗРОСЛЫХ людей на старые книги о войне, морально готова к подобным нападкам на свои беседы. Пока, к счастью, ни разу такого не было. Но было в знакомом мне саду, - воспитатели рассказывали. Родители были против выставки, посвященной блокаде... Правда, справедливости ради, там  была пара снимков, которые я бы тоже дошколятам не стала показывать. Но мамы были против всей темы, в принципе.

А те самые отзывы в интернете на книги о войне - это "пестня"(((

Например:

"Какая же ваша гуля Королева героиня? Ишь ты, сына бросила, и на войну УКАТИЛА!" (Ага, на курорт, развлекаться...)

"А что же это Синцов и Маша не постарались что-то о дочери выяснить? Пошли воевать, а что с девочкой - не волнует?" (Да-да, в 1941 году, они будут писать в захваченный Гродно. Немецкому бургомистру, наверное...)

И тому подобное. Вот чем оборачивается НЕзнание фактов, НЕзнание образа жизни своих предков, НЕпонимание их мотивов.

+2

7

В блоге известного психолога, Екатерины Мурашовой, поднята тема войны, и бесед о ней с детьми. Пока, - просто для обсуждения. Свое мнение автор выскажет позднее. Но лично меня безмерно удивила позиция некоторых родителей, процитированная Мурашовой:
https://snob.ru/entry/177485/

+1

8

"Сын дальше спрашивает: а вот если тебе кажется, что где-то далеко (или близко) кто-то неправильно живет или там угнетает у себя кого-то (не тебя и не твоих) — можно на него напасть? [...] Я говорю: конечно, нет, какое тебе дело, пусть они там живут так, как им нравится или как они могут. А он говорит: а почему же тогда во все времена и прямо сейчас все только так и поступают?"

У нас к седым-то годам не все до политического реализма дорастают, а тут у женщины сын в четырнадцать лет практически Фукидида цитирует, и она ещё жалуется.

А по поводу заглавного вопроса "как научить ребенка понимать опасность оружия?" - так же, как научить ребёнка понимать опасность молотка. Дать ему понять, что оружие - это инструмент, который должен использоваться в определённых целях и по определённым правилам. А выработать осторожное отношение к оружию через нагнетание суеверного ужаса перед ним примерно так же реально, как воспитать здоровую половую гигиену через нагнетание суеверного ужаса перед сексом.

+2

9

Robbing Good написал(а):

У нас к седым-то годам не все до политического реализма дорастают, а тут у женщины сын в четырнадцать лет практически Фукидида цитирует, и она ещё жалуется.

Как известно, не всегда мудрость приходит с возрастом. Иногда возраст приходит один. В данном случае - явно. Какой там Фукидид! Эти странные травоядные родители отрицают не только всю человеческую историю, но и самую природу человека. Каким образом они намерены защитить своего ребёнка от войны? Тем, что он ничего не будет знать о ней? И это враз отменит все войны на земле? Эти глупцы сознательно делают своё дитя будущей жертвой любого агрессора, который встретится ему на пути. Хорошо, что природа ребят такому идиотизму сопротивляется, как может. Но ведь взрослые придурки победят. Страшно представить, что ждёт этих детей в реальном мире!
Когда я писала свою статью, брала комментарий у детского психолога. Первая её реакция на ситуацию выражалась одним словом: "Офигеть!"

+1

10

Robbing Good написал(а):

А выработать осторожное отношение к оружию через нагнетание суеверного ужаса перед ним примерно так же реально, как воспитать здоровую половую гигиену через нагнетание суеверного ужаса перед сексом.


Вот-вот, поняла, что у меня вертелось в голове, когда читала эти мнения. А именно - то самое ханжество "приличного общества" 19 века, - что европейского, что русского. Когда юные девушки НИЧЕГО не знали о любви и отношениях. А потом выходили замуж... Сталкиваясь на каждом шагу с очень милыми "сюрпризами". Либо становились жертвами первого попавшегося рокового красавца.

И тут... В каком мире радужных пони собираются жить эти взрослые с детьми? Ведь о войне нужно рассказывать именно с позиции - "Это не должно повториться. Но если кто-то захочет повторить, мы должны быть в силах помешать". А если только глаза закатывать - "Это ужас-ужас, нельзя-нельзя!", то как раз предохранительный клапан и убирается. Ибо то, что нельзя, да еще и ужас, - оно же интересно. Даже если страшно. И выводы ребенок будет делать сам. Потому что мама и папа только гуманно пустили слезу, и сказали, что это - бяка.

+2

11

Мария_Валерьевна написал(а):

Ведь о войне нужно рассказывать именно с позиции - "Это не должно повториться. Но если кто-то захочет повторить, мы должны быть в силах помешать".

Сколько об этом ни думал, не могу согласиться. Рассказывать о войне - не о конкретной ВОВ, а о войне вообще - нужно с позиции "Это неизбежно повторится. Будьте готовы". Может, тут играет разница полов, может, моя профессиональная деформация.

+2

12

Друзья, по-моему нужно уточнить формулировки. Такие войны, как ВОВ, действительно не повторятся. Сейчас новое поколение войн: войны высокоточным оружием и перехватом управления территориями. Они идут. Первая из этого нового поколения войн была война в Югославии в 1999 году.
Из около 200 стран, входящих в ООН, 1/3 находится в состоянии войны или имеют зоны конфликтов, в том числе наша Родина.
Война никуда не делась и не денется, увы.

+3

13

Мда,.. впечатление, что для этих семей вокруг ничего не происходит, они подушками хотят от всего отгородиться.
Когда, в нашем мире, начинают призывать к миру, это кончается большой войной. Не зря говорят:"Хочешь мира - готовься к войне". Россия и Украина, слава Б-гу, тотальной бойни не знают три четверти века. Не помнят, когда вся страна живет под вопли сирен, и когда эта пословица - кредо выживания. То, что происходит по периметру - комментировать не стану - люди здесь с разных полюсов.
Оружие - это обоюдоострая бритва. Оно может быть пассивной частью одежды (как шпага), но в любой момент - готово к бою. Оружие - это привычка. И понимание, что оно не для колки орехов и не для разрешения ссор без повода.
У нас с оружием ходит едва ли не половина населения. В Штатах его имеют чуть ли не все. Но у них - расстрелы ежедневно, у нас автомат идет в ход только в бою. И если солдатка с баулом и с автоматом втиснется в автобус, от нее не шарахнутся и место ей не уступят - сядет на пол или на ступеньку.
Те, чьи родители не хотят детям покупать оружие, все равно отправят их в армию.
У меня дочь не позволяет детям играть с ним. Ну, и что? Все равно , четыре пацана вместе играют в эту войну или в войну на компе. ))) И в армию все равно пойдут все четверо - от этого не уйти. Это - способ существования человечества, Человек - агрессор по-природе.

+4

14

Я бы сказал, что угроза войны - такая же реальность для любого народа,  как реальность для любого человека - столкнуться с агрессией по отношению к себе. Соответственно, нужны и инструменты защиты.

+3

15

Я вообще не понимаю этих травоядных. Самая неубедительная фигура для меня в "Войне и мире" - Платон Каратаев. Пацифисты отбраковываются исторически, в ходе естественного отбора. Большой их процент означает только одно: страна очень долго не знала войны. И определённая часть населения стала думать, что так будет вечно.
Увы, такое невозможно. Мы и так прожили нереально долго без большой войны. Пожалуй, в истории России не было другого столь же длительного периода, когда страна не воевала на своей территории. Самый длительный срок без войны - это вторая половина XIX века, до 1905 года. И то там русско-турецкая пришлась, хоть и на чужой территории, зато победоносная. И (простите историку цинизм) 50 лет - это срок, за который Россия без войны начинает гнить изнутри. Как ни страшно это звучит.

+3

16

Atenae, на то и щука, чтобы карась не дремал.
А Платон Каратаев - это духовная проблема самого Толстого.

Отредактировано Старый дипломат (05.08.2019 07:53)

+2

17

Atenae написал(а):

Самая неубедительная фигура для меня в "Войне и мире" - Платон Каратаев.

Мне наличие Платона Каратаева всегда нравилось, что называется, от обратного. Просто очень приятно представить себе условного наполеоновского солдата, который идёт в Россию, ожидая встретить там Платона Каратаева, а встречает Долохова, Денисова и Тушина. :D

Отредактировано Robbing Good (05.08.2019 10:42)

+5

18

Robbing Good, это одна из наших национальных военных хитростей  :D

"Ибо с тех пор как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию". (с) Святитель Филарет Московский.

+2

19

Robbing Good написал(а):

Сколько об этом ни думал, не могу согласиться. Рассказывать о войне - не о конкретной ВОВ, а о войне вообще - нужно с позиции "Это неизбежно повторится. Будьте готовы". Может, тут играет разница полов, может, моя профессиональная деформация.

Тут играет роль мой неистребимый оптимизм, и вера в человека. При том, что мозгами понимаю, что войны еще будут. И даже уже давно идет, просто не столь откровенная. Когда у нас в Питере пару лет назад был взрыв в метро, я поражалась реакции людей, но мое окружение меня не поняло. Или я объяснить не смогла... Но люди были в таком удивление, словно все было хорошо и тихо, мир-дружба-жвачка, пони и радуга, и вот, некие злобные инопланетяне прилетели, и все порушили. И вот этот взгляд меня просто потряс. Словно не было взрывов домов и Норд-Оста, не рушились башни-близнецы, не было Беслана... И это только крупные события в России и в мире, пришедшееся на мою, совсем еще недлинную жизнь. Но почему-то мои ровесники, и даже те, кто старше, жили с уверенностью, что мир - спокоен и безопасен, и это навсегда. А мне было страшно и горько за погибших и их семьи, но, скажем так, никакой шаблон не треснул. Для меня этот взрыв был ... как бомбежка в 1942. Кошмар, но увы, ожидаемый.

Но, когда я говорю с детьми о войне, все-таки хочется заложить мысль, - это не должно быть нормально и обычно. Нужно искать иные способы решения. Пусть пока хотя бы в форме мысли, а потом...

Думаю, тут одно из "лезвий бритвы", о которых писал Ефремов. С одной стороны - война, - волшебный пендаль для развития, с другой - разрушения и гибель. Мир и отказ от силы - отсутствие вооруженных столкновений, а с другой стороны - отмирание нужных человеку навыков, "беззубость", неготовность и неумение отстаивать себя. Как это преодолеть - вот задача, чтобы человек оставался сильным и смелым, готовым к подвигам, но - без "гонки вооружений".

+3

20

У вас есть ощущение надвигающейся войны, и великого ядерного противостояния?
Уверяю вас - его не будет. Оно не нужно никому из крупных владык - кем им тогда командовать? Но периферийные войны неизбежны. Как и внутренние. Сейчас центростремительные силы уже рвут страны на части. Впереди климатические войны - вот это реально. Но в прошлом они уже были несколько тысяч лет назад - и глобальной формы не принимали, хотя был уже Рим. Ученые утверждают, что похожая ситуация была перед малым ледниковым. Тогда пошел мор - природа позаботилась.((
Теперь оружие другого уровня, а вопросы воды и источников энергии - на подходе решение. У нас - практически половина потребляемой воды - из моря. Вкусная и чистая, после переработки. 
Не будет ядерной войны - сомневаюсь, что даже айятоллы или этот Большой пельмень из Кореи на такое решатся. А решатся - от них(от Ирана так точно), останется немного.

+1

21

Мария_Валерьевна пишет:

Как это преодолеть - вот задача, чтобы человек оставался сильным и смелым, готовым к подвигам, но - без "гонки вооружений".

Наверное, человечеству пора выходить в Космос по-настоящему. Ему надо свою избыточную агрессивность выносить вне Земли. Может там, его жажда опасности и авантюризм найдут место приложения.)))

+2

22

Стелла написал(а):

Не будет ядерной войны - сомневаюсь, что даже айятоллы или этот Большой пельмень из Кореи на такое решатся. А решатся - от них(от Ирана так точно), останется немного.

Так в этом случае тоже никому мало не покажется. Особенно ближайшим соседям. А потому - Боже сохрани! То, что сейчас начинают вновь говорить об ограниченной ядерной войне, очень опасная тенденция. Есть оружие, использовать которое нельзя. Довольно и того, что оно просто есть.
Войны сейчас ведутся другими способами. Развязать политический конфликт, гражданское противостояние в неугодной стране - вот это современные методы. Технология Шарпа. Воевать чужими руками. И ведь всегда находятся дебилы, готовые стать мясом на такой войне, подрывающей собственную государственность и суверенитет.
Стыдно вспомнить, что в своё время я очень приветствовала все процессы, проходившие у нас в 1991 году. Для того чтобы понять масштаб тогдашней катастрофы, понадобилось много времени и опыта. Хотя ведь и те дебилы, которые ГКЧП, были ничуть не лучше. Они ведь тоже страну не сохраняли, а уничтожали.

+4

23

Ближайшие соседи это хорошо понимают, и исподволь меняют курс.))) Они понимают, что радиоактивные осколки в первую очередь им достанутся.
Любая политика - это грязь и мерзость.
Интересно другое - уйди нефть, как основной источник, в прошлое - какие формы примет борьба за источники? Если это будет водородный двигатель - так вода доступна всем. И что будут делать те, у кого окажутся невостребованными запасы нефти и газа? Препятствовать всеми путями развитию новых технологий? С них станется - ведь они окажутся в тупике.

+2

24

Методы развязывания войн с помощью внутренних конфликтов - старые способы. Вспомните колониальные страны, в первую очередь - Великобританию. Откуда бы они не ушли: Индия, Ближний Восток, везде оставили за собой конфликт на век, минимум, но принципу:" Вы еще почешетесь без нас!" А вся Африка! Один сплошной конфликт после игр в социализм. А Венесуэлла, Гондурас! Куба!
Нет хуже братской помощи народам, когда их делают платформой игр во всеобщее братство.(поставляя им свое оружие).

+2

25

Atenae написал(а):

... в свое время я очень приветствовала все процессы, проходившие у нас в 1991 году

Ирина, а было ли возможно что-то другое? У нас и не было в мыслях, что будет что-то лучше. Вспомните, сколько анекдотов про построение коммунизма/ генеральная линия партии ходило в народе в то время. Надо всем стоял жирный вопрос: "А дальше что?" Объявили демократию, а чем она отличалась?
Короче, предлагалось дружно приветствовать.

Отредактировано Э_Н (05.08.2019 20:18)

+2

26

Э_Н написал(а):

Ирина, а было ли возможно что-то другое?
Короче, предлагалось дружно приветствовать.

Невозможно. Верхушка полностью сгнила.
Просто люди большими массами "не годны для Царствия Небесного, сиречь "прекрасного далёка".
Оно добывается силой, малыми группами/индивидуально, и совсем не под предводительством партноменклатуры. Так что не казнитесь, друзья, не в ваших силах было бы противостоять князькам-комсомольским работникам и разнообразным директорам-цеховикам. Просто примите, что это горькое лекарство. Оно не отменяет ни любовь к Родине, ни любовь к близким, ни любовь к людям вообще. Просто мы, люди, очень хрупки. И не знаешь, на чём каждый может сломаться.

+2


Вы здесь » Перекресток миров » Помни о Победе! » Защищать от... памяти?