Перекресток миров

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Творческая мастерская » Не продаётся вдохновенье


Не продаётся вдохновенье

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

На полях одной из работ возник интересный диалог о вдохновении. Боюсь, что его развитие в ветке текста может увести нас далеко, поэтому предлагаю переместиться для вольного полёта мысли сюда.
Итак, дорогие пишущие коллеги! Что такое для вас вдохновение? Как вы его находите? Поделимся секретами?

+1

2

Для меня вопрос вдохновения - это однозначто нечто внешнее. На тебя дунули, ты вдохнул - и пошла писать губерния )) Собственно, в какой форме проявится ответный выдох в пространство после такого принятия "унутрь" - это уже вопрос второстепенный.
В общем, как говорила медсестра из "Гостьи из будущего", "нужен толчок!" Или как говорил Сеня Горбунков на вопрос жены "Откуда у тебя пистолет и деньги?" - "Оттуда!" )))
Как яблоко на Ньютона упало, так и вдохновение приходит.

+3

3

Я много лет пыталась разгадать секрет, откуда оно берётся. Писательство - наркотик. Но иногда приходится ждать месяцами, чтобы текст полетел. Кое-что мне открыла в этом деле теория потока Михая Чиксентмихайи. Но я долго не понимала, как ловится состояние потока. У меня боязнь чистого листа. Начать, даже если все уже продумано, мне очень трудно.
В ноябре 2017 года я по воле судьбы оказалась в журналистике. А там ждать вдохновения не приходится. Хоть тушкой, хоть чучелком, а надо выдать в номер не менее 12 тысяч знаков. И вот тут оказалось, что вдохновение не является необходимым условием хорошего текста. Важнее ощущение внутренней архитектуры текста. А потом нужно волевое усилие, которое позволяет войти в поток. А дальше он уж сам несёт.
Что касается художественного текста, то здесь мне очень хорошо работается в соавторстве. Внешний стимул появляется. Только очень важно, чтобы с соавтором совпал длина и высота волны. В этом смысле мне невероятно повезло с Ольгой. У нас совпадают амплитуды волны. Потому уже столько всего написано вместе. А вдохновение, как аппетит - приходит во время процесса.
Как-то так.

+6

4

Мы под вдохновением пониманием общий бодрый, работоспособный настрой или созвучное состояние, располагающее писать на какую-то конкретную тему? Если первое, то помогает музыка, оказывающая мобилизующее воздействие на психику. Если второе - то освежить в памяти хорошее произведение на ту же или смежную тему.

+3

5

Robbing Good написал(а):

Мы под вдохновением пониманием общий бодрый, работоспособный настрой или созвучное состояние, располагающее писать на какую-то конкретную тему? Если первое, то помогает музыка, оказывающая мобилизующее воздействие на психику. Если второе - то освежить в памяти хорошее произведение на ту же или смежную тему.

По мне, так вдохновение ближе ко второму определению, "созвучное состояние, располагающее писать на какую-то конкретную тему"(спасибо за красивое определение, я всё не могла ухватить, как бы это назвать)) Но тут еще важно, чтобы "наши желания совпадали с нашими возможностями"(с) - такой момент в сознании совпадал бы с тем моментом, когда ты сидишь "за пером", располагая достаточным временем и тебе никто не мешает.
Моя муза, например, гулять любит - лучше всего сочиняется на ходу, порой невероятно красивые диалоги и тексты, тут проблема - сохранить их в памяти и "донести" до бумаги)))
Кстати, по себе знаю - если удается это сделать, то обычно нужное состояние приходит легко. Иначе писать возможно, но гораздо труднее, приходится подолгу подбирать слова, силком загонять себя в нужный фокал. И очень тяжело писать чуждым собственному мироощущению фокалом. Выматывает, словно сквозь кривые очки смотришь. Никакое вдохновение не помогает, тут только упереться рогом и - сочинять принудительно.

Atenae написал(а):

Что касается художественного текста, то здесь мне очень хорошо работается в соавторстве.

Мне тоже 8-) .
В процессе обсуждений рождается невероятно много всего. Для моего вдохновения это просто мощнейший стимул - когда кто-то может подтвердить твои догадки, поймав похожую картинку от высших сфер. И наоборот соответственно. Значит, вы на правильном пути. Это очень окрыляет. Ну, и очень верно сказано, "аппетит приходит")))

Atenae написал(а):

В этом смысле мне невероятно повезло с Ольгой. У нас совпадают амплитуды волны. Потому уже столько всего написано вместе.

:flag:  :writing:

+2

6

SOlga написал(а):

Моя муза, например, гулять любит - лучше всего сочиняется на ходу, порой невероятно красивые диалоги и тексты, тут проблема - сохранить их в памяти и "донести" до бумаги)))

И тут мы совпадаем. Я даже рабочий материал практически всегда "выгуливаю", если он большой и требует структурной проработки. Зимой круги мотаю по фойе, а летом бегу на улицу. В редакции уже даже не удивляются.

+3

7

Atenae написал(а):

И тут мы совпадаем. Я даже рабочий материал практически всегда "выгуливаю", если он большой и требует структурной проработки. Зимой круги мотаю по фойе, а летом бегу на улицу. В редакции уже даже не удивляются.

Тут главное, сохранить кусок в памяти и дотащить его до компа))

+2

8

SOlga написал(а):

Тут главное, сохранить кусок в памяти и дотащить его до компа))

Меня выручает хорошая память)))). Опять же, если герой разболтался так, что его не унять, то уже точно донесёшь. Всё как у Анны Викторовны: "Просто они говорят со мной!"))) Вот когда говорят, наступает то состояние, которое можно назвать вдохновением - громадный душевный подъём. Но для этого иногда довольно трудно настроиться на героя. Ватсон в "Мстителях" у меня однажды обиделся и молчал два месяца.

+2

9

Под вдохновением я понимаю именно и только конкретный момент принятия в душу "зерна", которое можно и хочется прорастить. Идеи, сюжета, образов. Всё это неясными тенями бороздит глубины твоего сердца, как космические корабли - просторы Большого театра.
Если тебе лень откликаться, то идеи и образы отступают, напоследок поигрывая мерцанием красоты, обещанием сладости, как любимая жена вглядывается: ты устал? расстроен? не до меня? ну, ладно...
В этот момент ещё можно вернуть вдохновенный импульс встречным импульсом преодоления инертности, ухватить идею, сделать первые наброски. Наброски, какие-то яркие характеристики, перенесение на бумагу вот этого мерцания чуда закрепляет его, и дальше уже можно работать. Если же нет, то вдохновение полностью отходит, двери закрываются, и жизнь до следующего раза продолжается в парадигме морды буден. Причём появляется очень грустное чувство, что следующего раза-то может и не быть.
Например, относительно недавно я упустил чудесный стишок, который начинался так:
[indent]
Город - это не дома
Это люди.
Пусть на все дома чума,
Радость - будет!
[indent]
Что-то там такое открывалось, такой град Китеж, такая жар-птица... Но меня извиняет то, что я гостил у лучшего друга в его крошечной однокомнатной квартире, вдохновение пришло, когда он отходил ко сну, в тот момент, когда если заснёшь, то уснёшь глубоко, а если что-то помешает, то потом пару часов прокрутишься без сна. А ему завтра было рано вставать на работу, и спали мы на одном диване, так что если бы я вытащил мобильный, чтобы записать стих, обязательно бы его разбудил.
Нескольких слов заслуживает диван. Он знал меня ещё с того времени, когда мама друга, тётя Маша (Царствие ей Небесное!), учила мою маму меня пеленать, а друг уже умел ползать и крутился рядом. Позже диван предоставлялся для наших обнимашек с моей будущей женой, когда друг стоял в коридоре на стрёме перед дверью, потому что тётя Маша была дома и готовила обед, чтобы всех нас накормить - совершенно же невинных детей. И вот на таком диване был упущен такой чудесный стих...
Как видите, мне до сих пор его настолько жаль, что никак не могу успокоиться))
[indent]
Что касается создания условий для творчества, то для каждого автора оптимум свой. Вот уважаемый Robbing Good слушает музыку, а я лезу в горячую ванну для убыстрения кровообращения и лучшей работы мозга, а уважаемая Atenae идёт дышать свежим воздухом.
Если же говорить о технике, то её мне поставила учёба в вузе (не будем говорить о пробе пера в школе, хотя именно она сняла вообще всякий страх перед чистым листом; наоборот, так и хочется по нему наследить)). Переводчикам приходится с первого курса работать с большим количеством текста, в том числе художественного, а базовый для моего поколения учебник Гака "Французский язык. Теория и практика перевода" - это настолько хороший тренажёр, что с его помощью и бездарь начинал писать на вполне литературном языке.
С момента увольнения из госстуктуры, то есть с 2001 года, я постоянно промышляю каким-нибудь литературным негритянством, это мой хлеб. А собственное творчество - это, конечно, витамины для души. Или наркотик. Или священнодействие,  захватывающее от самого донца сердца до самых высот.
Раньше, во времена пишмашинки, приход Музы был виден по многочисленным бумажкам на столе, которые было приятно потом символически рвать и выбрасывать. Для больших вещей в начале работы мне обязательно нужен план (потом само идёт, как дубинушка)). Когда появился мобильный, стало очень удобно сразу записывать все мысли в эл. блокнот, тогда ничего не теряется.

Отредактировано Старый дипломат (16.05.2019 17:40)

+2

10

А у меня вдохновение - это как вдох. Вдохнула его - и пока не закончу писать или рисовать, не могу толком выдохнуть. И - странное чувство, что ты едва касаешься ногами земли. И все время себя подгоняешь: еще немного, ну еще чуть-чуть.
Меня тоже не смущает ни белый лист, ни чистый холст: наоборот, хочется поскорее передать то, что в тебе созревает.
Основная проблема - время. Я, если начинаю что-то делать, терпеть не могу останавливаться, прерываться, куда-то идти или отвечать на звонки. Так бы и залезла в какую-нибудь глушь, чтоб в это время никого не видеть и не слышать.

+4

11

Для меня вдохновение - это пойманное настроение момента. Успел поймать - хорошо, не успел - жди другого раза. В принципе, это состояние можно вызвать искусственно. Помогают музыка, чтение хорошей литературы или даже простая смена деятельности, обстановки. Иными словами всё, что даст толчок мозгу, потому что моему вдохновению для импульса нужна эмоция, небольшая встряска. От монотонности вдохновение затухает и засыпает.

Если говорить о качестве текста, то сперва самыми хорошими кажутся те куски, которые пишутся без напряжения, в порыве. А потом смотришь спустя время трезвым взглядом и оказывается, что то, над чем страдал, переделывал много раз, получилось даже лучше. Больше продумывал, больше себя критиковал. Но удовольствие от написания всё равно получаешь только тогда, когда есть вдохновение. И я согласна с Atenae, нужное состояние может прийти уже во время процесса, как аппетит во время еды.
 
А вот со стихами у меня всё тоньше, чем с прозой. Прозу писать без вдохновения могу, стихи - нет. Для эпоса первичны - идея и структура, для лирики - мимолётный образ-переживание. Обязательно надо ловить момент, а момент этот часто наступает очень невовремя, и тогда остаётся только взгрустнуть по своим "неродившимся детям".

Отредактировано Орхидея (21.05.2019 22:25)

+3

12

Орхидея, стихи... Ох уж эти стихи! Разумеется, тончайшее, эфемерное, неотмирное (ну кто в здравом уме и в обыденной жизни говорит в рифму?) — причём одновременно самое интенсивное, насыщенное, прямо слепок твоей личности в данной точке пространства-времени, самый смак, самые сливки работы со словом! У стихов и прозы не только разное назначение, но и разные места произрастания. Проза от ума, стихи — из того места, где душа сопрягается с духом. Лично для меня самое захватывающее — улавливать стихи. Наслаждение невероятное, ни с чем не сравнимое, причём чем более бесстрастное, тем более тонкое и такое... Неизъяснимое! Обещающее новое небо и новую землю.

Отредактировано Старый дипломат (21.05.2019 22:33)

+3


Вы здесь » Перекресток миров » Творческая мастерская » Не продаётся вдохновенье