Не спасайте детей от памяти!
Некоторые родители не хотят, чтобы их детям рассказывали о войне
Со дня окончания Великой Отечественной войны прошло 74 года. В живых остались единицы тех, кто помнит, как это было. Будут ли знать о войне наши дети? Надо ли травмировать их психику рассказами об ужасах, которые пережили их предки? Как устькаменогорцы относятся к идее прекратить просвещать школьников на эту тему, изучал корреспондент «МГ».
Зачем это знать детям?
Ко Дню Победы учительница одной из городских школ пригласила сотрудников областного краеведческого музея — рассказать классу о Великой Отечественной войне. Она всегда считала, что шестилеткам пора уже узнавать об этом. Ну и что же, что маленькие? Но на этот раз педагог столкнулся с неожиданной реакцией родителей.
- Можно не ходить? Она впечатлительная, потом будет плакать, - написала в мессенджере одна из мам.
- У нас в саду после военного спектакля почти месяц был расспросов, слез, - поддержала другая. - Девочки - они такие!
Учительница попыталась объяснить, почему считает необходимым говорить с детьми на такую сложную тему, но понимания не встретила.
- Дети разные! Так же как и взрослые. Я до сих пор не смотрю ужастики и трагедии, и это не помешало мне стать осознанным человеком. Думаю нам в шесть лет не обязательно знать про войну! Придёт время - все узнает.
Как оказалось, подобные настроения в нашем городе уже не редкость. В опросе, который мы провели в социальной сети, приняли участие … человек. И … из них считают, что нужно оберегать психику детей от этой темы. Нашлось … равнодушных, которые сами безразлично относятся к прошлому. Большинство, однако, уверено, что знать об ужасах Второй мировой человек должен независимо от возраста. Мы попросили горожан высказать своё мнение на этот счёт.
Закройте глаза и уши!
О шествии Бессмертного полка в нашем городе, как оказалось, тоже существуют разные мнения.
- Хватить уже показушно ходить один денёк в год! - отозвался в соцсети пользователь Roger Ferris.
- Помню живо свои впечатления от прошлогоднего Бессмертного полка, - не соглашается преподаватель Никита Богданов. - Сам пройти в колонне не смог - не успел. А вот отец смог, шёл с портретом деда. Народу было - караул. И они шли. Все шли, и шли, и шли. И они помнили. Может, только в этот день. Но помнили, черт!
- А зачем и как можно о войне НЕ рассказывать? - возмущается домохозяйка Марина Бакирова. - Вот наступило девятое мая, в городе парад, выходят толпы торжественно-серьёзных людей с лентами и чёрно-белыми фотографиями, поют какие-то душевные песни с непонятными названиями, проезжает интересная техника тёмно-зелёного цвета. КАК всё это не объяснить детям? Как не рассказывать им, что такое война, подвиг, победа, героизм, честь, свобода? Замести под ковёр память о войне? Так это постыдно и бессмысленно.
От чего хотите защитить?
- В Израиле, например, такой вопрос поднять было бы не только глупо, но и неприлично, - замечает студент Кирилл Орлов. - Ведь каждый еврей знает, что о таких вещах забывать нельзя. В 2014 году министерство просвещения Израиля опубликовало программу преподавания истории Холокоста не только в школах, но и в детских садах. Нацисты уничтожили порядка 5,5 миллионов евреев, это колоссальное число, которое не позволит жителям Израиля забыть те страшные события. И можем ли мы, потеряв в этой войне в ПЯТЬ раз больше своих людей, забыть? И это не говоря о том, что с исторической точки зрения эта война - одно из основных событий за ВСЮ мировую историю, следствием которого стало становление двуполярной системы мира со всеми вытекающими последствиями. Хотят защитить детей от памяти? От повторения таких событий, видимо, не хотят?
Повторится, когда забудут!
- Эта нагрузка на психику необходима для наших детей и подростков, - уверена мать пятиклассника Елена Гаврилова. - Я своему сыну в прошлом году специально включала советские фильмы про войну. Особое впечатление произвели «Они сражались за Родину». Когда смотрел «А зори здесь тихие...», вижу — глаза полные слёз, но держится. Конечно, ему было страшно временами. У нас с ним много разговоров было на эту тему. Он прекрасно знает, что его родные люди всё это пережили. Он должен это помнить и знать.
В детстве я у отца в страхе спрашивала:
- Папа, когда будет следующая война?
А он мне отвечал:
- Вот когда забудут о Великой отечественной, тогда и начнётся.
Если мы хотим, чтобы наши дети были в полном неведении, мы вырастим страшное поколение. Как будет развиваться пацифизм в человеке, если он не будет знать, что война — это зло? Что это не просто стрелялки в компьютере, а реальная гибель миллионов людей!
Научите быть благодарными!
- Мы с одноклассниками в 10 классе сами предложили номер на концерт ко Дню Победы, - рассказывает студентка Александра Тихомирова. - Хотелось проявить инициативу, причём идея появилась у нас всех одновременно. Сразу же нашли себе партнеров, мальчишки все с удовольствием согласились принять участие. Сами искали реквизит, каждый день оставались на репетиции. Наши родители нам очень помогали, пришли и на концерт.
Родители! Сомневаюсь, что в наше время, с вашими плотными графиками и работой допоздна вы уделяете достаточное время детям. Расскажите своему ребёнку историю Великой Отечественной войны или покажите документальный фильм, сходите на Бессмертный полк!
Дань уважения храбрым и несломленным
- Самые яркие впечатления я получила во время учебы по обмену в Германии, ещё в 10 классе, - вспоминает студентка Полина Душина. - Я посетила два концлагеря: Бухенвальд и Дахау. Эти места обладают своей неповторимой атмосферой, невозможно точно передать словами, что ощущаешь, находясь там. Тяжелый воздух, явно ощутимое напряжение в нем, огромная просторная территория, где все равно что-то давит - и тишина. Ни один человек не посмел разговаривать там громко. Когда осознаешь, где ты, по какой земле ходишь, молчание становится данью уважения храбрым и несломленным. Там человек может пропустить историю через себя, почувствовать страх, понять, как страшно было им, почувствовать боль и скорбь, осознать, что им было больнее.
В музее, посвященном людям погибшим во время холокоста, меня сильно тронула одна экспозиция. В огромном зале по полу были разбросаны десятки или даже сотни металлических дисков. Дыры в них напоминали раскрытые от ужаса глаза и рты, а оплавленный по их краям металл был похож на слезы. Экскурсовод предложил нам пройтись прямо ним. Я не смогла сделать больше одного шага. При каждом нашем движении сталь скрежетала и звуки отдавались эхом по всюду. Создавалось ощущение, что ты ходишь по головам людей, слышишь их плач и крики.
И вовсе они не такие-сякие!
На обсуждение в социальной сети живо откликнулся сотрудник библиотеки из Санкт-Петербурга, которой приходится говорить о войне с детьми постоянно. Ведь она живёт в городе, пережившем блокаду.
- Сегодня рассказывала второклассникам о Тане Савичевой, - делится библиотекарь Мария Гаврилова. - В читальном зале сидели слушатели восьми лет, дети 21 века, со всем прилагающимся. Отделенные от 40-х целой пропастью лет. Те, о ком можно услышать и прочесть слова: "Они уже ничего не понимают, никого не жалеют, да и знать ничего не хотят!".
Они пришли после целого школьного дня в середине недели. Разговаривать на тему, тяжелую даже для взрослых. И вполне можно было ожидать выключенного внимания, нежелания слушать, будоражить мозг, и травить душу.
Но они слушали. Ни звука, ни шороха, ни лишнего движения. Глаза - серьезные, повзрослевшие. Задаю вопрос (прочитав отзывы некоторых взрослых на историю Тани):
- Некоторые говорят, что Таня не совершила никакого подвига, и, мол, почему ей ставят памятники. Что бы вы ответили таким людям?
Несколько секунд думают. Потом тянут руки.
- Она погибла из-за фашистов.
- У Тани уже не было сил, но она все-таки делала записи, чтобы о ее родных осталась память.
- Она была маленькая, ей было очень трудно, но она даже в школу ходила, пока могла...
Мы беседуем уже сорок минут. Ни тени усталости на лицах, ни одной пары равнодушных глаз.
Нормальные у нас дети. Правда. И никакие гаджеты их не испортят. Но - говорите с ними! О тяжелом и грустном - говорите. Рассказывайте, читайте, показывайте хорошее кино. Не кутайте в вату, не создавайте искусственный мир вечной безмятежности. Они все понимают.
Детям это очень нужно – знать, что самые трудные испытания можно выдержать. Что их предки когда-то именно что победили зло, не в сказке, а в жизни. Что люди могут так – голодать, но отдать свой хлеб другому. Под обстрелом ползти за раненным. Не выдать товарищей под пытками. Это куда важней «позитива и мажора». Без этого не будет памяти и уважения, да и веры в себя не будет. Будем цинизм, и шашлыки на Вечном Огне, и выброшенные фотографии прадедов. Непонимание таких слов, как «честь» и «верность».
Показать ценность жизни
Но это всё эмоции и мнения обычных людей. А что думают по этому поводу те, кто по роду своей деятельности занимается защитой хрупкой детской психики?
- Для меня такая постановка вопроса — вообще нонсенс, - удивляется психолог, руководитель Центра поддержки семьи и детства Лилия Куземко. - Как знания истории могут кому-то помешать? Наш мир жесток. И нужно формировать навыки выживания в этом мире. Уметь защищаться только в случае необходимости. Что как не примеры той войны могут показать ценность государства, ценность семьи, ценность человеческой жизни? Это обязательная часть нашей жизни, которая формируется на основе исторического опыта. Ребёнок, у которого, слава богу, нет опыта войны, должен узнать это хотя бы теоретически. Чтобы, если вдруг…, они знали, как можно и должно себя вести.
Вторая грань — это понимание, что сейчас не война, что можно решать все споры другими средствами. Сейчас люди очень агрессивны, многое разрушают. Тогда они умели беречь. Оберегая детей от этой темы, мы лишаем их возможности сравнения и приобретения позитивного опыта.
Опасения родителей по этому поводу вообще беспочвенны. Если только они не извращают эту тему. В том случае, если они не доверяют учителю, пусть рассказывают об этом сами. Можно сходить на уроки. Прежде чем запрещать и осуждать, надо посмотреть, как это делается. И тогда эти опасения рассеются. Я считаю, что в этой теме, нет жестокости. Это ограниченное восприятие самих родителей, которые в Великой Отечественной видят только её. Ведь можно же наоборот показать ценность: жизни, культуры, традиций.