Перекресток миров

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Двое с Бейкер-стрит » Кто вы, мистер Холмс?


Кто вы, мистер Холмс?

Сообщений 1 страница 22 из 22

1

Ну, начну, пожалуй!
Коллеги, когда я читала в детстве "Записки о Шерлоке Холмсе" у меня сложилось чёткое впечатление, что Холмс - сильно больше чем человек. Хотя Ватсон всячески подчёркивает его холодный ум, в тексте как раз проявляется не только умный, но и мудрый герой, который волнуется за людей, который свой дар аналитика поставил им на службу. И в экранизациях 20 века, сколько я их видела, он был таков.
Но век сменился, и сменился Шерлок Холмс. И основная тенденция, которую я вижу сейчас, блестяще описывается словами Дюма, правда, сказанными по поводу другого героя: "Полубог исчезал, едва оставался человек". Это касается и сомнительного "Элементарно", где вместо Холмса какой-то невнятный нарк. И истеричного Игоря Петренко из кавунной эпопеи. И даже самого великого и ужасного Бенедикта Труднопроизносимого, который начинался вполне сверхчеловечески, а на выходе оказался тоже нарком с комплексом неполноценности. Особняком стоит пожалуй Дауни-младший. То, что он вытворяет, немыслимо на Бейкер-стрит. Но с этим его "о, наслаждение ходить по краю! Замрите, ангелы, смотрите - я играю" все же есть нечто незаурядное.
При этом Ватсон заметно подрос. Особенно это видно по Марину Фримену. Он больше не придаток гения, а самостоятельная личность.
Так вот я хотела бы обсудить с умными людьми, что это? Изменился вариант нормы, и режиссёры ищут чего-то более экстравагантного? Или наш век просто измельчал, и больше не приемлет героев, и нам нужно хоть в чем-то опустить их до своего уровня?

+3

2

Какая хорошая и своевременная тема!

Честно говоря, я тоже с трудом понимаю , для чего такому количеству людей столь странны взгляд на героя? Почему авторы/режиссеры/сценаристы, из умного, взрослого мужика, пусть и с тараканами, упорно делают психически-неуравновешенных инфантилов, застрявших в переходном возрасте?

Из опыта общения с поклонниками новых Холмсов, а так же - из собственных размышлений, сложила некие мысли, попытаюсь их высказать.

1. Поскольку все в мире идет по спирали, то есть - обращается к прошлому, повторяя его на новом витке, смею предположить, что сейчас у нас некое повторение "модерна" и "бель эпок". Не для всех, разумеется. Но для большой части общества, особенно молодежи. Настроения включают в себя:

- Культ умирания и увядания, и вообще - эстетизация черного и серого, страдания и печали
- Болезненное внимание к душевным побуждениям и переживаниям, причем именно к темным сторонам личности
- Интерес к саморазрушению, в сцепке с предыдущими пунктом
- Подчеркнутый цинизм, и ниспровергание прошлых авторитетов, попытка переоценить ценности что на деле часто является замаскированным воплем - "кто-нибудь, докажите, что это не так, не все прах и тлен, и не все мерзавцы!"
- Разочарование в научном прогрессе, в том, что человек может становиться лучше, подчеркивание только негативных сторон истории

И вот под эти запросы и начинают "коваться" новые герои. Или - "перековываться" старые. Иной раз подобная ковка меняет персонаж целиком. Ибо если, к примеру, граф Де Ла Фер еще может сюда вписаться хоть каким-то краем, то уж из Д`Артаньяна сделать рефлексирующего страдальца... Безнадежно))) Но когда и кого это останавливало?

Холмс, при всей его склонности посидеть и поразмышлять, на данный глобус тоже натягивается с трудом. Вот и выходит у авторов нечто среднее между Дорианом Греем и юным Вертером (который и вовсе из позапрошлого витка спирали, времени зарождения сентиментализма и романтизма).

Самое забавное, что Холмс появился именно там, в эпохе модерна, а его второе рождение после Рейхенбаха пришлось на Прекрасную Эпоху. Но при этом, он остался героем века предыдущего, - середины 19 столетия. Когда Британия - владычица, оплот разума, когда люди верят в технический прогресс, и не бояться его. А человек может управлять собой, своим разумом и сердцем.

Удивительно, но даже сам Дойль не стал менять этого героя, несмотря на трагические события своей жизни, увлечение спиритизмом, и т.д. Холмс умен, и рационален, однако при этом - великодушен. Он оперирует логикой, не и не отрицает интуицию, и движения души. Он неплохо разбирается в психологии, в поведении людей, их мотивах и желаниях. Но не станет маниакально выковыривать из чужих душ тьму. Да и сам не станет исповедоваться в неких травмах детства. Сомневаюсь, что они вообще для него существуют в том понятии, которое вкладывает в это современный человек. И вот тут мы подходим ко второй версии, почему наши современники так искажают образ сыщика...

2. Сейчас многие увлекаются психологией. Поскольку это увлечение накладывается на мрачноватое мироощущение Бель Эпок - 2, особое внимание уделяется, опять же, темным сторонам души, всевозможным маниям, нарушениям, сдвигам - более, или менее критическим. Ну, и "Царица психологических полей" - Великая и Ужасная Детская Травма. Я ни в коем случае не хочу принижать ее значение, но, мне кажется, люди уже перегнули палку. С детскими обидами носятся, как с писанной торбой, на них спихивают всю ответственность за жизнь и поступки. И на этот же бутерброд мажут и героев.

Он - наркоман? О, ТРАВМА!

Он - одиночка? Точно, ТРАВМА!

Часто маскируется под темных личностей, гуляет на дне, ведет асоциальный образ жизни, пусть и не всегда? Ну точно, это он так ТРАВМУ свою пытается залечить/забыть/забыть и запить.

И мало кто понимает, что Холмсу это либо нужно для ДЕЛА. Либо оно стало результатом опыта "а что будет, если?". Думаю, что кокаин, который, кстати, для того времени не считался настоящим Злом, как сейчас, был принят сыщиком именно из любопытства. А не потому что он прямо так страдал, так страдал от обиды на родителей/невесту/брата, что не знал, чем бы еще заглушить. Это не превращает вредную привычку в хорошую, но дает иной характер - деятельный и энергичный. Направленный на осмысленные действия. А не на пережевывания некоей жвачки.

Но такой человек сейчас кажется многим тонко-чувствующим, мрачновато-романтически-циничным гражданам - скучным. Твердолобым. Неоправданно ... оптимистичным. А ведь Холмс именно что оптимист. Даже в последних рассказах Дойля, где сыщик уже очень немолод, где он знает о приближающейся кровавой войне, где у него в анамнезе - память о множестве преступлений, он - верит в победу Разума и ДОбра.

Но такой герой сейчас не на коне, к сожалению.

Думаю, что общество переболеет тьмой. Спираль выведет на новый виток, и опять будут нужны персонажи мудрые, сдержанные, взрослые ( по духу, а не по паспорту). И Шерлок Холмс опять приобретет привычные черты.

Для меня есть два лучших Холмса в кино - Василий Ливанов и Бэзил Рэтбоун. Именно они дают потрясающий сплав разума и доброты, умением видеть зло, и бороться с ним, не теряя веры в человека. У них потрясающий огонек мягкого юмора и всевидящей иронии в глазах. Ну а то, что Холмс Рэтбоуна в большинстве постановок перенесен в 1930-40-е годы, блестяще доказывает то, что Холмс может быть человеком современности. Оставаясь при этом собой, а не "модным трендом" психологических изысканий.

Отредактировано Мария_Валерьевна (20.05.2019 22:00)

+6

3

Мария_Валерьевна написал(а):

Для меня есть два лучших Холмса в кино - Василий Ливанов и Бэзил Рэтбоун.

Для меня Ливанов велик и неповторим. С Рэтбоуном видела от силы пару фильмов, но отторжения он не вызвал. Скорее показался похожим на Ливанова, что, возможно, доказывает их сходный подход к герою.

Мария_Валерьевна написал(а):

потрясающий сплав разума и доброты, умением видеть зло, и бороться с ним, не теряя веры в человека.

Удивительно точно Вы определили. В серии "Охота на тигра" есть очень острое ощущение, что мир осиротел, стал беззащитным без Шерлока Холмса. И какое невероятное облегчение наступает от его возвращения. Пришёл Герой. Да, ему тоже может быть плохо и больно. Ливанов даёт только один намёк на это, когда мучительно жмурится, прячась за скалой у Рейхенбахского водопада. Да, он тоже может расчувствоваться. Пожалуй, это единственный Холмс на моей памяти, который заплакал при встрече с друзьями. Но это нисколько не снижает его образ, не делает его менее героическим. Он деятелен, силён и мудр. Как и герой, созданный Дойлом.
И, кстати, у Дойла Холмс вовсе не нарк. Он человек очень деятельный, прибегающий к химической стимуляции только тогда, когда безделье становится мучительно для него. Не поверю, чтобы врач Дойл не знал, как быстро начинается наркозависимость. Но и следа этой зависимости у Холмса нет. Напротив, Ватсон в одном из рассказов не без торжества упоминает, что ему удалось убедить друга отказаться от столь сомнительной стимуляции. Волею судьбы мне пришлось 4 года плотно общаться с наркоманом, так что я могу с абсолютной уверенностью утверждать: как бы ни был человек хорош, но если он впал в зависимость, вытащить его практически невозможно. Потому что первое, что исчезает в этом случае - собственная воля. Неужели Холмса можно хоть где-то назвать безвольным? Ничуть! Он адски деятелен! Он и страдает больше всего именно от того, что его КПД не так велик, как может быть. Да он же трудоголик! Притом, что ведёт образ жизни человека свободной профессии. И вот это у людей 21 века как-то не укладывается в голове. Человек может бездельничать в своё удовольствие, а вместо этого изнуряет себя до полного нервного истощения (см. "Рейгетские сквайры"). "Делом займитесь!" - это девиз не только русского астрального двойника Великого Сыщика, но и его самого.
Остаётся только горько пожалеть, что в наши дни не моден образ сильного и волевого мужчины, отчаянно любящего свою работу, и отдающегося ей со всей страстью. Умницы и защитника.

+3

4

Atenae написал(а):

Остаётся только горько пожалеть, что в наши дни не моден образ сильного и волевого мужчины, отчаянно любящего свою работу, и отдающегося ей со всей страстью. Умницы и защитника.

Ну, если в наши дни все же появился на экране - и, что важно, снискал уважение и любовь зрителей - образ упомянутого "астрального двойника" Холмса, то надежда есть.

+2

5

Irina G. написал(а):

Atenae написал(а):

    Остаётся только горько пожалеть, что в наши дни не моден образ сильного и волевого мужчины, отчаянно любящего свою работу, и отдающегося ей со всей страстью. Умницы и защитника.

Ну, если в наши дни все же появился на экране - и, что важно, снискал уважение и любовь зрителей - образ упомянутого "астрального двойника" Холмса, то надежда есть.

Появился, похоже, чудом. Если бы это было системное явление, мы бы не ждали продолжения напрасно.(((

+2

6

Мария_Валерьевна, прямо и добавить нечего. Потрясающе глубокий и вдумчивый разбор.
Соглашусь с вами, что все эти "страдания молодого Вертера" - это попытки "очеловечить" образ героя с точки зрения модных тенденций. Точно так же, как в совсем старых экранизациях, в настоящее время уже вовсе забытых, Холмсу изрядно добавляли не совсем присущей ему брутальности. Но - таков был тогдашний запрос. "Добро должно быть с кулаками", и вот гениальному сыщику приходилось на потребу публики работать не столько головой, сколько этими самыми кулаками. И револьвером. Сейчас запрос иной: "добро не может быть просто добром, у него обязательно есть тёмная сторона". Не самый лучший запрос, надеюсь, человечество этим очередной раз переболеет еще на нашей памяти.
А Великая и Ужасная Детская Травма - это просто смешно. Какой-то повальный психоз. Причем, условный "злодей" может вполне обходиться без неё. Ему можно нюхать кокаин и гулять по тёмным подворотням, не ища себе оправдания в том, что в детстве у него не было велосипеда)))

+2

7

SOlga написал(а):

А Великая и Ужасная Детская Травма - это просто смешно. Какой-то повальный психоз. Причем, условный "злодей" может вполне обходиться без неё. Ему можно нюхать кокаин и гулять по тёмным подворотням, не ища себе оправдания в том, что в детстве у него не было велосипеда)))

А вот не скажите!!! Как раз деревянными игрушками, прибитыми к полу сегодня очень модно оправдывать все мерзости. Но об этом лучше, пожалуй, поболтать в соседней ветке - про "Трёх мушкетёров".

0

8

Atenae написал(а):

А вот не скажите!!! Как раз деревянными игрушками, прибитыми к полу сегодня очень модно оправдывать все мерзости. Но об этом лучше, пожалуй, поболтать в соседней ветке - про "Трёх мушкетёров".

Я не в оправдании мерзостей, а исключительно в отношении дурных привычек)) Злодей может их иметь десятка два, и никто особо не задается вопросом, как он дошел до жизни такой. А герой положительный - ни-ни. А если они есть, им нужно непременно искать оправдание в "прошлом, покрытом мраком". И он непременно должен сам страдать от собственного несовершенства))

+1

9

Я бы сказал, главная разница классического Холмса и Холмса современности в том, что последний - продукт общества потребления. Разница хорошо видна, если сравнить Холмса из оригинала и адаптаций двадцатого века с Холмсом в исполнении, скажем, Камбэрбэтча.

Классический Холмс делает своё дело, потому что видит в этом свой долг. Да, он сетует на то, что примитивные преступления не дают простора для его могучего интеллекта, но берётся даже за дела, которые, на первый взгляд, откровенно скучны, как в той же "Одинокой велосипедистке". Холмс из версии BBC расследует преступления только с потребительским интересом - чтобы простимулировать собственную пресыщенную нервную систему.

Заподозрить классического Холмса в том, что он совершит преступление ради развлечения, совершенно невозможно. Да, Ватсон в экранизации Масленникова поначалу считает сыщика королём преступного мира, но именно королём, а не артистом - в его представлении Холмс руководит лондонской преступностью, чтобы сосредоточить в своих руках обширную власть, а не для того, чтобы получить удовольствие от искусно совершённого злодеяния. Холмса же в исполнении Камбэрбэтча не просто подозревают в том, что скоро он перейдёт от расследований к собственноручному совершению преступлений - это вообще первая мотивация персонажа, которая звучит на экране, и, к тому же, сюжетная ось кульминации сериала.

Для классического Холмса служение Родине стоит на виднейшем месте. Когда возникает необходимость, он без всякого принуждения сменяет личность, переезжает в США и годами изображает преступного ирландца - всё для того, чтобы втереться в доверие к германской разведке и сорвать её планы. Холмса в исполнении Камбэрбэтча - ради дела государственной важности! - приходится тащить в Букингемский дворец силком и закутанным в простыню.

Классический Холмс с уважением относится к близким людям - он искренне переживает, когда приходится скрывать факт своего выживания от лучшего друга. Современный Холмс от BBC делает вид, что не в состоянии предотвратить теракт, лишь бы выцыганить из Ватсона ещё одно признание в дружеской привязанности.

Это не значит, что сериал от BBC мне не по душе - в нём немало отличных находок, и первые два сезона очень хороши. Но разница налицо: Холмс из оригинала и экранизаций XX века считает  долгом использовать свои способности на благо людей и общества. Холмс XXI века трактует окружающий мир и населяющих его людей исключительно как источник приятных впечатлений, и свои способности использует именно в этих целях.

+4

10

Robbing Good написал(а):

Для классического Холмса служение Родине стоит на виднейшем месте.

Вот это еще одна беда современных зрителей - неверие в то, что ради Родины можно рисковать и терпеть лишения. И показывая героев прошлого, им срочно навязывают еще какой-нибудь стимул. Чаще всего - любофф. Причем эта любофф столь явно картонная, и введенная только ради оправдания его героизма, что аж тошно.

Этим сильно проигрывают современные, вроде даже не самые плохие фильмы о ВОВ. Когда получается то самое - "Они сражались за Катю/Люду/Машу", потому что "за Родину" - зрители же не поймут и не поверят!(ИРОНИЯ).

Ну, а Холмса решили сделать полным социопатом, а значит, все его геройство - для себя самого, любимого, и некем не понятого. А "за справедливость, за страну, за честь" - уже некомильфо, видать.

+3

11

Robbing Good написал(а):

Я бы сказал, главная разница классического Холмса и Холмса современности в том, что последний - продукт общества потребления.

О! ППКС!

0

12

Друзья, поднимем бокалы в честь литературного отца Шерлока Холмса и доктора Ватсона! Сегодня день рождения сэра Артура Конан Дойла.

+3

13

И музыка из кинофильма Масленникова!
Там-парам-па-па-ра-ра-ра-рам!

Отредактировано Старый дипломат (22.05.2019 18:19)

+2

14

Мне сегодня прислали с полдесятка клипов российского рэпа и еще какой-то молодежи, имена которой мне абсолютно неизвестны. Из уважения к знакомому я все прослушала, и у меня сложилось ощущение, что общество охвачено страхом. Причем страхом иррациональным, не имеющим какого-то четкого определения, хотя, больше всего, оно похоже на ксенофобию. Ей как раз объяснение есть: идет переселение народов плюс климатические изменения. Человек быстро привыкает к определенным условиям, любой сдвиг с этого состояния вызывает чувство неуверенности в настоящем и страха перед будущим.
Где-то в начале 60-х был светлый момент, несколько лет, которые так здорово дали почувствовать Стругацкие в своем "Полдне": предощущение перемен к "прекрасному далеко". Не сбылось. Нигде не сбылось. Зато выползает этот иррациональный страх из всех щелей, и бороться с ним методами классического Холмса уже не получится. Вот и появляются супергерои, типа героя Камбэрбэтча. (не могу его выговорить))) Он может все, потому что наделен нечеловеческими чертами. Человеческие уже не способны бороться со Злом.

+1

15

Стелла написал(а):

Зато выползает этот иррациональный страх из всех щелей, и бороться с ним методами классического Холмса уже не получится. Вот и появляются супергерои, типа героя Камбэрбэтча. (не могу его выговорить)))

Не буду говорить за всех. Но я самого Камбербетча (то есть, его героя) боюсь куда больше, чем то зло, с которым он призван бороться. И я никогда не пошла за помощью к такому "Холмсу".

Я считаю, что все равно победить и защитить может тот самый, классический тип сыщика. Именно за счет человеческого, а не суперского. И спираль опять вернется к нему же.

+3

16

Стелла написал(а):

Вот и появляются супергерои, типа героя Камбэрбэтча. (не могу его выговорить))) Он может все, потому что наделен нечеловеческими чертами. Человеческие уже не способны бороться со Злом.

Я бы не сказал, что Холмс Камбэрбэтча сверхчеловечен - наоборот, он очень по-человечески, даже по-мещански мелочен. Это не Холмс как таковой, а фантазия современного пресыщенного обывателя "а что бы я сделал, если бы обладал интеллектом и талантами Холмса". И это заходит современной аудитории точно так же, как оригинальный Холмс заходил людям конца XIX века, потому что тонко улавливает настроения эпохи. Классический Холмс - этот неустанный оптимистичный труженик и патриот Британской империи - отражает мироощущение викторианской эры: веру в будущее, основанную на стремительном прогрессе, ещё не вылившемся в мировую войну, и торжество европейского национализма. Холмс Камбэрбэтча отражает иную ситуацию: беспрецедентно высокий уровень потребления и вместе с тем острая нехватка каких-то социальных гарантий или политической стабильности. Именно поэтому он ведёт себя так по-мещански: я буду радоваться жизни пока получается, тешить своё самолюбие распутыванием интересных дел и восхищением знакомых, а государственные дела - нет, не впутывайте меня в это, не хочу, не буду, этому нет места в моём мирке!
Недаром самая популярная ушедшая в народ фраза из сериала от BBC - "чертоги разума". Там, где британец викторианской эпохи ощущал себя частью единой и могучей нации, семимильными шагами продвигающейся в прогрессивное будущее, наш современник стремится запереться в своих индивидуальных "чертогах", подчёркнутый уют которых призван отгородить его от неприятной реальности социальной и политической нестабильности.

+5

17

Мда, беда-беда той части поколения, у которой такие герои... Как же им страшно, пусто и холодно!

+1

18

Я по нашей молодежи вот не могу сказать, что им страшно, пусто и холодно. Очень даже жизнерадостный народ. С минимум комплексов. Читают очень немногие, про мушкетеров и Холмса если и знают, то благодаря именно последним фильмам. Может, климат не дает унывать. Рады солнцу и особенно радуются дождю. Но, мне кажется, что эти наши герои им попросту не нужны. Они не любят громких слов - они просто готовы умереть, если придется. И готовы умереть за свою страну просто потому, что нет другой. Я, до того, с таким безмолвным патриотизмом никогда не сталкивалась. То, что любишь свою страну, так же естественно, как дышать. Для того, кто вырос на лозунгах, это было очень непривычно.
У нас никто не строит планов на ближайшую пятилетку, за исключением Кнессета.))) Живут сегодняшним днем. Может, в этом и есть великая истина, сказанная Атосом, что в настоящем надлежит жить сегодняшним днем, а в будущем - для Бога?

+1

19

Стелла написал(а):

Они не любят громких слов - они просто готовы умереть. ... Я, до того, с таким безмолвным патриотизмом никогда не сталкивалась. То, что любишь свою страну, так же естественно, как дышать.

Могу вас заверить, патриотизм - не его ритуальная имитация, а сам патриотизм как таковой - всегда и везде выглядит именно так. Уж тем более в Великобритании, с её-то культурой эмоциональной сдержанности. Когда при Ватерлоо графу Аксбриджскому ядром оторвало ногу, между ним и герцогом Веллингтонским состоялась следующая беседа:
- Боже правый, сэр, я потерял ногу!
- Боже правый, сэр, так оно и есть!
Вот это британский патриотизм in a nutshell, так сказать. И патриотизм конкретно Холмса как раз таков: громких слов от сыщика не дождёшься, зато послужить своей стране он готов всегда и без принуждения.
Каков, впрочем, настоящий, неподдельный патриотизм у всех стран и народов в истории.

Отредактировано Robbing Good (12.08.2019 17:23)

+3

20

Стелла написал(а):

Я по нашей молодежи вот не могу сказать, что им страшно, пусто и холодно. Очень даже жизнерадостный народ. С минимум комплексов.


Я имела ввиду именно ЧАСТЬ поколения. Тех, для кого образ ББСишного Холмса - именно ГЕРОЙ, и пример.

А то что молодежь есть боевая и классная, хорошая и оптимистичная, я знаю, у меня есть среди них и ученики, и друзья. Но, как я писала выше, всерьез "западают" на нового "Холмса" слишком часто люди, склонные к болезненной рефлексии, пессимизму, эстетизации тьмы мрака и смерти. Эдакое ар-деко на новом витке времени. Ну, и кумир соответствующий.

Ну, а для кого-то - просто персонаж, просто сыщик, приключения спец-эффекты, и так далее.

+3

21

Мария_Валерьевна написал(а):

Ну, а для кого-то - просто персонаж, просто сыщик, приключения спец-эффекты, и так далее.

Легкий оффтоп: сестра однажды рассказывала о случайно услышанной беседе, в которой её знакомые обсуждали Холмсов XXI века, конкретно - от Гая Ричи и от BBC. "А-а, этот классный, да - тут взрыв, там драка. А тот какой-то не - они там всё ходят, думают...".
Действительно, беспредел: в истории про ШерлокаХолмса персонажи ходят и размышляют. :D

+5

22

Стелла, с настоящим патриотизмом всё обстоит в точности, как с любой другой гранью подлинной любви: не словами, но делами ))
Кроме того, если мужчины какого-либо народа утрачивают (безмолвное) чувство территории, от этого народа через три-четыре поколения остаётся только название. Топоним. Как остаточное явление в память тех, кто носил имя народа по праву.

+4


Вы здесь » Перекресток миров » Двое с Бейкер-стрит » Кто вы, мистер Холмс?