Перекресток миров

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ни разу не Штирлиц

Сообщений 1 страница 50 из 146

1

В этой теме предлагаю "позанудствовать о Штольмане", по меткому выражению Елизаветы.  :flag:

+2

2

:glasses:  О Штольмане могу занудствовать бесконечно,  :writing:  но часто не могу себе этого позволить из-за нехватки времени  :yep:  Для меня Яков Платоныч - телеэкранное воплощение лучших представителей мужской половины человеческого сообщества, которых мне довелось повидать за свою почти полувековую жизнь.
Конечно, он не безупречен. И в связях с сомнительными личностями, вроде Нежинской, замечен не однократно, и картишки - его слабость, и коньячок он весьма уважает. Но это и делает его для меня, зрителя,  живым, достоверным.
Какая свадьба без баяна?
Какой же Штольман без изъяна?  :flirt:
Сценаристы ничего нам не рассказали о его детстве, юности. Кто его родители? Есть ли у него живые родственники?
Авторы РЗВ осиротили Яшу в три годика, лишив отца, а потом ещё и в восемь лет, лишив мамы  :'(  И в кадетский корпус сиротку отправили. Такое тоже вполне могло быть. За восемь первых лет жизни мама его эмоциональность в достаточной мере сформировала, к эмоциональности нашего героя у меня претензий нет, и мне странно, что некоторые считают его сухарём.  Какой сухарь?  Да там же океан страстей кипучих, и Яков научился его сдерживать, что нормально и естественно для почти сорокалетнего мужчины. Правда, не всегда удаётся ему его сдержать. Порой, нам, зрителям, на радость, порой, на огорчение.  :surprise:
А вот кто помог Яше сформировать такой прочный стержень? И прочный, и, в достаточной мере, гибкий. От своих понятий о чести, достоинстве, порядочности, долге он не отступит, но и за букву закона ради самой буквы держаться не будет.  Очень хочется почитать о человеке, который сыграл в его жизни роль отца. Ведь стержень формирует отец или кто-то, кто его заменил: дедушка, дядя, старший брат, учитель, наставник. Маме, даже самой лучшей, сложно справиться с этой задачей, тем более, что и мама ушла слишком рано.  Именно благодаря своему стержню для меня Яков - Мужчина с большой буквы.
Вот, это так... Мысли на скорую руку. Лапки чешутся, клавиатура зудится, поговорить хочется...  :flirt:

+5

3

Хочу об'яснить, что заставило меня сделать Якова сиротой. 25-летний педагогический опыт убедил меня в том, что если ребёнок с малых лет растёт в любви и внимании родителей, то у него редко бывает такая беспомощности перед лицом чувств и в выражении чувств, как демонстрирует Яков. В то же самое время, у него, как справедливо заметила Jelizawieta, безупречный стержень - прочный и умеренно гибкий. Если предположить, что он просто не получил достаточно любви при живых родителях, там другая деформация должна была быть. В таких случаях, как показывает мой опыт, ломается система ценностей. А у Якова она совершенно здоровая. Потому я и предположила сиротство. Причём, системообразующую роль играют его героические предки, о которых он узнал от матери. От неё же получил способность любить.
Почему кадетский корпус? Как раз из-за внешней жёсткости ЯП. Ничто не формирует её в такой степени, как агрессивная подростковая среда. И совершенно безжалостно она бывает в закрытых учебных заведениях. Вот из этих слагаемых для меня сложилась его биография. Внутренняя нежность, тщательно скрываемая, потому что опыт всей жизни диктовал таить её от тех, кто расценит её как слабость. Опять же, в пользу воспитания в корпусе говорит его горячность и привычка лезть в драку за принципы. Домашние мальчики тоже могут быть принципиальны. Но они все же редко воспринимают любой принципиальный спор как последний бой. Это обычно происходит как раз с теми, кому в детстве бесконечно приходилось доказывать силу и прочность своих убеждений, когда точно не к кому прийти за жалостью. Это я, увидела во взрослом Штольмане. Отсюда такая биография. ИМХО разумеется

+9

4

Афина, спасибо!  8-)
Однозначную беспомощность перед собственными чувствами на экране моего телевизора Яков показал только в "Сицилианской защите". Но там ещё и вызов от "мистического нутра Вселенной" присутствовал. Если бы Яков тогда принял этот вызов, ему пришлось бы капитально пересмотреть свои материалистические взгляды, а в тот момент он к этому был абсолютно не готов. (Вот, интересно ещё, как он к ним, к этим материалистическим взглядам, пришёл? Ведь не советскую же школу заканчивал? Стало быть, опыт отвержения того, в чём прежде был убеждён или был убеждаем, у него уже имелся.)
К нормальным, прочным отношениям с женщиной он тоже не был готов. По нескольким причинам. Не жениться он в Затонск приехал, а ссылку отбывать и выполнять сверхсекретное задание от сверхтаинственного Высокого Начальства.
Ещё у меня сложилось впечатление, что в лице Анны он тогда от души накричал на всех своих женщин. Думаю, влюбляется он не впервые. Только все предыдущие влюблённости оказались, скорее всего, нежизнеспособны, до любви так и не выросли, закончились разочарованием. Некоторые, возможно, даже жестоким разочарованием. И он пытается идти в отношениях с Анной по старому сценарию "влюблённость - разочарование". Стремится порвать связующую нить сейчас, потому что убеждён, что она и так порвётся потом, только будет ещё больнее. Старательное убеждение себя самого в том, что барышня Миронова - обыкновенная девочка-лгунья, создаёт иллюзию, что почва под ногами по-прежнему тверда, "мистическое нутро Вселенной" и не думает открываться, потому что не существует, не надо ничего в срочном порядке анализировать, решать, предпринимать, достаточно просто выдернуть из сердца занозу по имени Анна.  И примчался тогда Яша к Ане, своими собственными силами доведённый до точки кипения. Чайничек с прыгающей крышечкой и охрипшим от натуги свитком.  И очень сильно подозреваю, что наш чайничек краем сознания не переставал понимать, что свистит что-то не то и не по теме. 
Прошу прощения, если это сравнение кого-то покоробит, но в финал "СЗ" Яша очень мне напомнил Шрека, который мечтает вернуть себе своё одиночество на болоте, где его никто не будет доставать.
И да, возможно, что там ещё и подсознательная обида на безвременно ушедшую маму присутствовала. Случалось мне сталкиваться с совершенно иррациональной обидой взрослых, состоявшихся людей на безвременно ушедших родителей, притом, что воспоминания об этих родителях были совершенно чистые, тёплые, светлые, и головой-то эти люди прекрасно понимали, что не во власти родителей было решать, жить или не жить дальше. Да и сама я, похоронившая маму, будучи уже немолодой женщиной, нет-нет да и подумаю с совершенно детской обидой: "Как же она могла уйти, когда она мне так нужна?"
В общем, "Сицилианская защита" одна из любимейших серий. Хоть за Анечку в конце обидно очень.
В остальных сериях главный пострадавший от душевного раздрая Якова Платоновича - многократно помянутый всуе манжет   :crazyfun:

Отредактировано Jelizawieta (17.06.2019 19:08)

+2

5

Jelizawieta, я не думаю, что у Якова прежде было в жизни хоть что-то похожее на отношения с Анной и хоть кто-то похожий на неё. Всё остальные женщины, сколько бы их ни было, ранить его не смогли. Потому что никто не казался ему настолько естественным и цельным. Анна представляла ему человеческим идеалом, пусть в те поры он и не думал о ней, как о женщине. Поэтому так велико было потрясение, когда он решил, что она такая же, как все - любительница манипулировать. Его гастроль мне вовсе не кажется попыткой вернуть одиночество. Это истерика человека, у которого рухнул идеал. Именно этого он Анне простить не может. И того, что сам оказался слаб и унижен перед ней. Он никому из своих женщин не позволял этого. Даже Нине. Хотя унижен он уже был, но не до такой степени. Там, кмк, он для себя оставил последний выход - пулю в висок. Следовательно, в какой-то степени мог сам рулить ситуацией. В СЗ от него не зависело ничего. Он не уверен, слаб, сомневается. И в глупое положение попал по собственной вине. Анна милосердно спасла его. От чистого идеала он принял бы такое спасение. Он презренной манипуляторши - нет. И ему адски больно от собственной ошибки. От того, что поверил, будто она особенная. Если бы так с ним уже было, не было бы такого потрясения.

+6

6

Яков  эмоционален, в юности был, думаю, очень импульсивен. Такой не мог не влюбляться. Женщин, похожих на Анну, да, не встречал, возможно. Встретил бы - женился намного раньше, но это была бы уже совсем другая история.  А может, встречал, но они уже любили не его  :dontknow: Или не заметил и мимо прошёл, потому что мы-то знаем, кому он предназначен  :flirt:
Я не вижу в Якове  :glasses:  никаких ярко выраженных патологий, а если мужчина дожил до тридцати восьми, не зная по своему опыту, что такое влюблённость - это уже патология.  Другое дело, что, возможно и скорее всего, не суждено было его влюблённостям дозреть до того, что люди называют любовью.  А разочарование - нормальный этап, через который проходит каждая влюблённость. Потом она умирает, а мы либо "выздоравливаем", либо начинаем учиться любить любимого  8-) 
Телевизор показал мне, что Яков с готовностью ухватился за дядюшкины слова о том, что Анна умеет играть в шахматы.  С такой готовностью идеал сбрасывают с пьедестала только тогда, когда очень хотят, сознательно или подсознательно, его оттуда сбросить. Всё ИМХО, конечно.

Отредактировано Jelizawieta (17.06.2019 20:06)

+2

7

Кмк, в СЗ причина фееричного выступления ЯП не только в крушении идеала. Кроме того, тут просто-напросто присутствует классический разрыв шаблона. Как ни убеждает себя ЯП, что все произошедшее лишь цепь совпадений и голословных утверждений Анны, глаза-то не замажешь, уши не закроешь, против фактов не попрешь! Произошло что-то диаметрально противоположное, противоречащее всем убеждениям ЯП, всему его мироощущению и строю мыслей. А тут еще дядюшка подвернулся со своими откровениями! Кмк, ЯП просто пошел по пути меньшего сопротивления. Не готов он был принять иную картину мира в этот момент. Проще оказалось принять "реалистичный" вариант, то, что Анна - тоже не идеал и ничем не отличается от других. Очень жалко было их обоих. Его - за то, что так мучается. Её - за совершенно незаслуженную обиду. Очень нелегко нашим героям.

+4

8

Jelizawieta написал(а):

Я не вижу в Якове    никаких ярко выраженных патологий, а если мужчина дожил до тридцати восьми, не зная по своему опыту, что такое влюблённость - это уже патология.  Другое дело, что, возможно и скорее всего, не суждено было его влюблённостям дозреть до того, что люди называют любовью.  А разочарование - нормальный этап, через который проходит каждая влюблённость. Потом она умирает, а мы либо "выздоравливаем", либо начинаем учиться любить любимого   

Мне кажется, просто влюбиться в юности - это одно. Это абсолютно естественно и закономерно.
А другое дело - вот так пропасть в зрелом возрасте, когда подобных по силе чувств разочарованный и обросший броней одинокий мужчина уже не то что не ждет, но и не верит уже в их существование. Неподготовленный человек в такой ситуации становится практически безоружен.
К тому же по отношению к Анне там все же не просто влюбленность, которые он, возможно, когда-то в юности и переживал. Анна оказалась для него не просто привлекательной женщиной, но и каким-то совершенно особенным человеком, поэтому удар столь сильным и оказался.
И я согласна с Ириной в том, что Анна для ЯП всегда стояла отдельно от всех остальных женщин.

Отредактировано Musician (17.06.2019 20:32)

+4

9

Atenae написал(а):

Jelizawieta, я не думаю, что у Якова прежде было в жизни хоть что-то похожее на отношения с Анной и хоть кто-то похожий на неё. Всё остальные женщины, сколько бы их ни было, ранить его не смогли....
... И ему адски больно от собственной ошибки. От того, что поверил, будто она особенная. Если бы так с ним уже было, не было бы такого потрясения.

Предполагаю, такой интенсивности и глубины чувств, которые Яков испытывал к Анне, он прежде не знал. Но это не значит, что само чувство влюблённости ему незнакомо.  А где влюблённость, там и разочарование и горечь потери. Опять же, причины разочарований и потерь могут быть разными, и интенсивность их переживания тоже. Так что, вероятно, в этом отношении весь предыдущий опыт Якова идёт под номером "ноль", а всё, что с Анной - впервые.

Отредактировано Jelizawieta (17.06.2019 21:14)

+4

10

Musician написал(а):

Мне кажется, просто влюбиться в юности - это одно. Это абсолютно естественно и закономерно.

А другое дело - вот так пропасть в зрелом возрасте, когда подобных по силе чувств разочарованный и обросший броней одинокий мужчина уже не то что не ждет, но и не верит уже в их существование. Неподготовленный человек в такой ситуации становится практически безоружен.

К тому же по отношению к Анне там все же не просто влюбленность, которые он, возможно, когда-то в юности и переживал. Анна оказалась для него не просто привлекательной женщиной, но и каким-то совершенно особенным человеком, поэтому удар столь сильным и оказался.

И я согласна с Ириной в том, что Анна для ЯП всегда стояла отдельно от всех остальных женщин.

Отредактировано Musician (Сегодня 00:32)


Конечно, Анна всегда стояла для Якова отдельно от всех остальных его женщин. Потому что ни одна из его предыдущий пассий не была по-настоящему его женщиной. Через весь сериал красной нитью идёт идея предназначенности Анны Якову и Якова Анне. То, что Ане было понятно в первых сериях, Якову стало ясно (Хвала всем Ангелам! Наконец-то!) только в последних. 
И естественно, в "СЗ" чувства к Анне уже начинают выходить за рамки влюблённости, потому-то наш герой и желает так яростно от этого чувства освободиться. Он одновременно и боится крушения идеала, и желает его. По принципу "Резать к чёрту, не дожидаясь перитонита!"
Влюблённость, стремящаяся стать любовью, пришедшая к человеку в зрелом возрасте, на определённом этапе создаёт ощущение, что лишаешься внутренней свободы. Вот тогда очень хочется освободиться. До поры, до времени. И дело может быть не только в подсознательном страхе опять узнать, что такое горечь потери. Просто у тебя сложившаяся, устоявшаяся жизнь, у тебя свои планы на эту жизнь, тебе, в конце-то концов, привычно и комфортно, и тут - на тебе! - нарисовалась проблемка, не сотрёшь, и не где-нибудь нарисовалась, а в центре твоего внутреннего мира, там, куда ты никого пускать не собирался.  Игнорировать не получается, проблемка разрастается до размеров Проблемы. И пока не придёт понимание, что "моя жизнь без вас была бы пуста", желание вернуть всё на круги своя будет присутствовать. А потом главное - не упустить момент, когда снизойдёт озарение, что "я идиот, столько времени потерял, находясь рядом с вами" и "я счастлив, что узнал вас". Говорю это, основываясь на своём личном опыте. Может, у кого-то было иначе.

Отредактировано Jelizawieta (17.06.2019 21:19)

+4

11

Atenae написал(а):

В этой теме предлагаю "позанудствовать о Штольмане", по меткому выражению Елизаветы.

Вношу свою лепту (кликабельно):
http://s3.uploads.ru/t/9RxLl.png

0

12

Раз уж разговор зашел о прошлом нашего героя, то, полагаю, тут был бы уместным вопрос, который, признаться, мне покоя не дает уже очень давно.
Одна из немаловажных причин, по которой я люблю РЗВ и с самого начала выделяла ее из всех фанфиков - это здравый смысл и по-настоящему убедительный обоснуй авторов, как и сам по себе, так и в отношении увиденного на экране. Приведенный выше пример с детством Штольмана тому прекрасное доказательство - это нужно было автору не для пустого драматизма, как часто бывает в фан-творчестве, а естественно вырисовывается из образа экранного героя и даже в чем-то объясняет его поведение.
Но есть момент в описании прошлого Штольмана, который меня сильно смущает и даже заставляет каждый раз буквально спотыкаться в тексте. Для повествования в целом он всегда был не такой уж существенный, поэтому я и задаю этот вопрос только сейчас, когда зашел уже столь предметный разговор.
Собственно, цитаты, вызвавшие мой вопрос:
"Конец игры"

Поначалу Штольман не выглядел опасным. Шустрый сыскарь был игроком и повесой, каких поискать – словно искупал своим гусарством недостойную в глазах общества службу в полиции.

"Дар любви"

– Этот-то гусар? – грустно улыбнулась графиня. – Да за ним все дамы света бегали, уж в целомудрии Якова точно трудно заподозрить.
– Мы с Вами будто разных Штольманов знали

Кажется, что-то подобное проскальзывало где-то еще, но точно сейчас не вспомню и не найду.
Вопрос мой в том, какой обоснуй вкладывался авторами в определения "гусар" и "повеса"? Потому что сама я найти его никак не могу, ни на экране, ни в РЗВ. Не стыкуется это у меня с образом главного героя никак. Не потому что это какое-то недостойное поведение, а потому что оно не подтверждается никакими фактами и не находит другого логического объяснения. Ну какой гусар и повеса из Штольмана, который не умел красиво говорить и ухаживать, не любил привлекать внимание к своей персоне, не любил цирк, показуху и пр.
Да, возможно, сам он, будучи к себе строг, и мог бы назвать страсть к азартным играм чем-то подобным, но ведь его настоящим повесой и гусаром видят другие герои.
Или это все же был только долгоиграющий спектакль и отвлекающий маневр для недругов? Но почему тогда и графиня о нем такого же мнения? Да и не столь уж силен и убедителен ЯП в актерстве для такого тонкого и изощренного представления. Он действительно "ни разу не Штирлиц".
Или же это на самом деле только дань авторов единственной фразе про "дамского угодника", оброненной Петром Иванычем в начале сериала? Но те его слова, по моему мнению, стоит делить на много.
В общем, я до сих пор в замешательстве. Не поможете ли мне? ))

Отредактировано Musician (25.06.2019 15:50)

+1

13

Musician, охотно. Сразу оговорюсь, что это только моё мнение. С мнением соавторов оно может не совпадать.
В Затонске Штольман и впрямь ни разу не гусар. Он с головой ушёл в работу, и ничто, кроме неё и АВ его не интересует. И все же, кмк, он не всегда был настолько суров. И намёки на это есть в фильме. Намёк первый - это его обворожительная злая улыбка. Лада в Даре любви неплохо показала её генезис. Это улыбка задиры, который всегда готов подраться. Кстати, он это регулярно демонстрирует, особенно в сценах с Разумовским.
Далее, он игрок. Не запойный, но азартный. Если его сумели поймать на этом, значит, слава у него была соответственная. А если бы он всегда умел держать эту страсть в руках, то не попался бы.
Далее, Сицилианская защита. Эта серия вообще вся о гусарстве и расплатах за него. Суровый следователь играет с арестованым, покрикивает. Коньяку перебрал. Да, потом ему за это стыдно и больно. И далее он себе такого уже не позволяет. Но лишь потому, что урок был жесток. Маску в этом случае носить ему ни к чему, это натура дала себя знать.
По части дам ПИ тоже ничего не приврал. Можно быть дамским угодником, покуда сердце свободно. И ЯП очень непринуждённо флиртует с АВ, покуда не влюблен. Чего стоит фривольный поцелуй в ладошку! В общем, бабы, карты, вино и адреналин - это то, чем живёт ЯП до Затонска. Хотя, порядок, скорее, обратный. И это его жизнь вне службы. Служба - это главное, конечно. Но он не сухарь-аскет, как ШХ. Это я как раз с первой серии отметила для себя, когда поняла, какой архетип нам предложили. Нет, ЯП адреналинщик, любитель скользить по краю. Это видно по тому, как азартно он становится под пулю. И в этом тоже есть гусарство. Да, ещё и дуэлянт. В общем, в Затонске ему тоже пришлось повзрослеть. В фильме - до мужа. Потом уже мы дорастили его до отца. А теперь он дорастает до деда.

+5

14

Про гусара и повесу у меня как-раз все складывается. Молодость, не обремененная никакими обязательствами, кроме профессионального долга. Это к Затонску, пережив разочарования и предательства, многое в результате этого переосмыслив, человек ушел в работу с головой. Вцепился в нее. Но навыков соблазнения не утратил ) Как то так я себе это представляю.
Натура страстная, не мог он всю жизнь быть застегнутым на все пуговицы.

+3

15

В фильме есть одна  коротка сценка, сейчас не вспомню точно в какой серии: идёт себе Яков Платоныч по улице, целеустремлённо так идёт, по своим делам, а навстречу ему какая-то барышня, совсем не Анечка Викторовна, Яша обернулся и проводил её оценивающим взглядом, потом,  естественно,  дольше пошёл, деловой весь такой.  Можно, конечно, предположить, что на барышню он посмотрел в интересах следствия, но мне как-то не особо в это верится.  ;)  А как он отреагировал на хорошенькую модистку в серии "Инженер"?  Конечно, пуговичку оторванную зорким взглядом тут же заприметил Яков-следователь, но грубоватый комплимент  - это уже слова Яши-повесы, хоть и бывшего.   
Думаю, что от души покуролесил Яков до Затонска, а к моменту приезда в Затонск эта самая душа уже громким голосом просила чего-то более высокого и глубокого. Вот, допросилась  :yep:

+2

16

Значит, проблема для меня не в обоснуе, а именно в терминологии.
По сути я согласна с написанным Аtenae, но для меня, видимо, "гусар" и "повеса" с несколько другими образами ассоциируется и имеют изначальную негативную окраску.
Штольман безусловно страстная натура, но для своей любви к адреналину нашел идеальное применение. И вот самоотверженную,  бесстрашную службу гусарством лично у меня язык назвать уже не повернется. Для него это все же не праздное развлечение, чтобы пощекотать нервы от скуки, а наполненное смыслом и идеей призвание.
Происшествие с Ферзем мне видится все же последствием стечения многих обстоятельств и факторов, а не распущенности следователя. Если бы это было нормой и обычным делом для Штольмана, то, подозреваю, у нас был бы все же другой герой. Да и вряд ли он бы добился на службе каких-то высот, если бы до этого регулярно позволял бы себе подобные промахи.

Дуэлью, кстати, тоже сложно удивить в то время. Вон весь из себя солидный Виктор Иваныч тоже грешил этим на досуге. Так его дуэлянтом и гусаром никто не называет. )))
Что касается любви к женщинам, то тут я готова поспорить.
"Повеса" - это, на мой взгляд, уместно применять скорее к мужику, не пропускающему ни одной юбки. Один неуклюжий комплимент героя повесой точно не делает. А уж аргумент, что он один единственный раз якобы засмотрелся на какую-то барышню во время слежки, и вовсе для меня всегда был натянутым и неубедительным. Не выглядит ЯП в тот момент так, будто увлеченно оценивает чью-то красоту.
А весь его флирт, который можно углядеть в самом начале сериала, направлен, собственно, конкретно на Анну, а не на женщин вообще.
В общем, для меня это чистые домыслы.

И я при этом вовсе не отказываю Штольману в здоровом мужском интересе к противоположному полу, но "повеса" - это в моем представлении все же герой из другой оперы.

Елена Ан написал(а):

Молодость, не обремененная никакими обязательствами, кроме профессионального долга

Я бы согласилась. Но дело в том, что Лассаль, которому принадлежит первая цитата, описывает   Штольмана за два года до событий сериала. Как бы не совсем уже бурная молодость, чтобы куролесить без головы и ответствености. И контраст с экранным героем через пару лет тогда совсем уж неестественным получается.

Отредактировано Musician (25.06.2019 20:47)

+1

17

Для меня в этих сценках (и не только в этих, просто вспомнились именно эти сразу)сквозь серьёзный лик начальника сыскного отделения проглядывает весёлая мордашка бывшего повесы. Проявление интереса к хорошеньким особям противоположного пола в моменты, когда это не совсем уместно и совсем не нужно, а главное, когда даже нет никакого интереса этот интерес развивать - демонстрация старых схем поведения, намёки для меня, зрителя, на прошлое героя, милые штрихи к его портрету, если хотите  :yep:
Никогда не воспринимала термина "повеса" как негативную характеристику. Повеса играет с теми, кто знает и понимает правила игры. Это же не обманщик, не развратник, не совратитель.   :glasses:

+1

18

Jelizawieta написал(а):

Никогда не воспринимала термина "повеса" как негативную характеристику. Повеса играет с теми, кто знает и понимает правила игры. Это же не обманщик, не развратник, не совратитель.

Насколько я всегда понимала значение слова, это бездельник, пытающийся от скуки развлекаться, как только может. Лично я таким вот ээээ... мажором Штольмана даже в безбашенной юности не могу представить.

Отредактировано Musician (25.06.2019 20:54)

+2

19

Проходивший мимо господин внимательно смотрит на присутствующих, для которых слово "гусар" имеет изначальную негативную окраску.
http://s5.uploads.ru/t/pFK5i.jpg

0

20

Robbing Good написал(а):

Проходивший мимо господин внимательно смотрит на присутствующих, для которых слово "гусар" имеет изначальную негативную окраску.

Я уже вполне развернуто объяснила, что имела в виду. И даже цитаты привела для наглядности.
Против гусар как таковых ничего не имею. ))))

Отредактировано Musician (25.06.2019 21:31)

0

21

Поскребла по сусекам, заглянула в интернет. Толковые словари предлагают два значения слова "повеса".
1. Легкомысленный человек, ведущий праздный образ жизни.
2. Любитель женщин, покоритель женских сердец.

"Праздный образ жизни" - это точно не про Штольмана. А вот "любитель женщин" - очень даже может быть.  :yep: 

Robbing Good написал(а):

Проходивший мимо господин внимательно смотрит на присутствующих, для которых слово "гусар" имеет изначальную негативную окраску.

А "гусар" почему имеет негативную окраску?

0

22

Musician написал(а):

Я уже вполне развернуто объяснила, что имела в виду.

Я читал. Но что же называть "гусарством", если не, цитирую, "самоотверженную,  бесстрашную службу"? Иллюстрацию я выбрал не просто так. Исторически для легкоконной службы в регулярных армиях XVIII-XIX вв. требовались люди, способные проявлять инициативу, смекалку и самостоятельное суждение - и уже в качестве награды за это им позволялось многое, что не спускали с рук в других полках. Иными словами, напористость, смелость и умение думать своей головой и отбрасывать правила, когда это нужно для пользы дела, в "гусарстве" первичны, а развесёлый образ жизни - вторичен. И Штольман в этом отношении - совершенно Давыдовский типаж: рисковый и отчаянно храбрый человек, с готовностью отбрасывающий правила, когда они мешают делу; способный с головой окунуться в мирские удовольствия, но не ставящий их перед интересами службы. Гусар, гусар архетипический.

Отредактировано Robbing Good (25.06.2019 21:43)

+3

23

Jelizawieta написал(а):

А "гусар" почему имеет негативную окраску?

Musician написал(а):

По сути я согласна с написанным Аtenae, но для меня, видимо, "гусар" и "повеса" с несколько другими образами ассоциируется и имеют изначальную негативную окраску.

"Имеют". Мн.ч. Ergo, "Повеса" и "гусар" вместе.

0

24

Импульсивность, азартность, бесстрашие перед лицом возможной гибели, граничащее с бесшабашностью - это то, что показал мой телевизор. Такой Штольман вполне мог "грешить" гусарством  и в ранней, и в поздней молодости.  Он сам себе хозяин, он не боится кому бы то ни было причинить боль своей возможной гибелью, потому что, по сути, некому, он один,  и он привык быть один.  В случае Штольмана, гусарство и одиночество - две стороны одной медали. Так мне видится. 
  А потому "нам нужно быть вместе" - это такой капитальный переворот в штольмановском сознании,  до которого ему целых пятьдесят четыре с половиной серии пришлось идти.

+5

25

Повторяю, я не просто так привела цитаты из текста. Стоит вникнуть в контекст.
И графиня Раевская, и Лассаль по смыслу явно не  воинскую доблесть имели в виду, называя Штольмана "гусаром".
Более того, Лассаль даже противопоставляет "гусарство" Штольмана его же службе.

Отредактировано Musician (25.06.2019 22:04)

0

26

Musician написал(а):

"Повеса" - это, на мой взгляд, уместно применять скорее к мужику, не пропускающему ни одной юбки. Один неуклюжий комплимент героя повесой точно не делает. А уж аргумент, что он один единственный раз якобы засмотрелся на какую-то барышню во время слежки, и вовсе для меня всегда был натянутым и неубедительным. Не выглядит ЯП в тот момент так, будто увлеченно оценивает чью-то красоту.

Справедливости ради, в РЗВ слово "повеса" звучит лишь единожды. И именует Якова Платоновича подобным образом никто иной,  как господин Лассаль, который вообще о Штольмане невысокого мнения. Со своей колокольни он вполне может считать Штольмана именно что повесой, по одному факту весьма плотного общения с противоположным полом. Сам-то Жан подобных глупостей себе не позволял ;)

Отредактировано SOlga (25.06.2019 22:04)

0

27

Musician написал(а):

И графиня Раевская, и Лассаль по смыслу явно не  воинские подвиги имели в виду, называя Штольмана "гусаром".

За графиню не поручусь. Но вот повод для размышления: случайно ли эту характеристику выдаёт сам Лассаль, который ой не зря носит свою фамилию? Когда однофамилец самого знаменитого гусарского генерала Наполеоновских войн; человека, сказавшего "Гусар, доживший до тридцати лет - не гусар, а дерьмо" - использует слово "гусарство", мне, именно в этом контексте, именно из его уст, и зная роль пресловутого астрала, совершенно очевидно, что имеет он в виду не одну только склонность к барышням, картишкам и коньячку, а весь без изъятия комплекс гусарских качеств, включающий и бурную жизнь, и отчаянную храбрость, и, в конечном счёте, бравурное презрение к смерти. И да, с его точки зрения такой комплекс качеств мало совместим с полицейской службой - чай, не на театре войны. Именно поэтому Штольман "не выглядит опасным" - не потому, что выпить и пульку расписать не дурак, а потому что не страшится смерти и, следовательно, не будет от неё отчаянно скрываться. Это цель, которая подставляется сама.
Конечно, это то, что вычитал я.

Отредактировано Robbing Good (25.06.2019 23:00)

+2

28

Musician написал(а):

Повторяю, я не просто так привела цитаты из текста. Стоит вникнуть в контекст.
И графиня Раевская, и Лассаль по смыслу явно не  воинскую доблесть имели в виду, называя Штольмана "гусаром".
Более того, Лассаль даже противопоставляет "гусарство" службе в полиции.
Отредактировано Musician (Сегодня 22:03)

Мое ИМХО речь идет об этом вот

Robbing Good написал(а):

способный с головой окунуться в мирские удовольствия

Очень точно описывает. Только графиня наблюдает процесс "изнутри", а Лассаль - "снаружи".

+1

29

Ох, что-то мне взгрустнулось... Множество интрижек с дамами, по словам дядюшки Петра Иваныча, "не требующих обязательств" - тоже производная от одиночества. И для стороннего наблюдателя он всего лишь легкомысленны дамский угодник, а для нас  - Яков, который ещё не встретил свою Анну.

Отредактировано Jelizawieta (25.06.2019 22:18)

+4

30

Robbing Good написал(а):

Именно поэтому Штольман "не выглядит опасным" - не потому, что выпить и пульку расписать не дурак, а потому что не страшится смерти и, следовательно, не будет от неё отчаянно скрываться.
Конечно, это то, что вычитал я.

Надо же, как по разному мы все видим)) Мне наоборот, всегда казалось, что Лассалю все вышеперечисленное глубоко чуждо. Это все - слабости с его точки зрения; именно они поначалу делают Штольмана "не опасным" в глазах Жана.
А совпадение с именем наполеоновского генерала тут вышло скорее от обратного)

+1

31

Ну, отсутствие страха смерти - тоже явная слабость с точки зрения профессионального убийцы.

SOlga написал(а):

А совпадение с именем наполеоновского генерала тут вышло скорее от обратного

Я исходил из того, что пресловутую характеристику "гусарство" можно было дать от чьего угодно лица, но решено было вложить её именно в уста Лассаля. Когда однофамилец, возможно, самого известного гусара в истории использует слово "гусарство" я, зная обычную многослойность текстов РЗВ, автоматически воспринимаю это как сигнал читать между строк. Если такого авторского замысла не было, значит, моё прочтение неверно, а прочтение Musician правильно. В таком случае возражение снимается.

+2

32

SOlga написал(а):

Надо же, как по разному мы все видим)) Мне наоборот, всегда казалось, что Лассалю все вышеперечисленное глубоко чуждо. Это все - слабости с его точки зрения; именно они поначалу делают Штольмана "не опасным" в глазах Жана.

А совпадение с именем наполеоновского генерала тут вышло скорее от обратного)

Да, там вся глава полна презрения француза ко всем этим страстям. Так что я, пожалуй, соглашусь с вами, что при суждении нельзя отбрасывать влияние личности самого Лассаля и его отношения к русским.

Отредактировано Musician (25.06.2019 22:36)

+1

33

SOlga написал(а):

Мне наоборот, всегда казалось, что Лассалю все вышеперечисленное глубоко чуждо.

Мой тезис заключался не в том, что Лассаль одобряет светскую жизнь Штольмана, а в том, что он не сводит содержание "гусарства" к ней.

Отредактировано Robbing Good (25.06.2019 22:38)

+1

34

Robbing Good написал(а):

Я исходил из того, что пресловутую характеристику "гусарство" можно было дать от чьего угодно лица, но решено было вложить её именно в уста Лассаля. Когда однофамилец, возможно, самого известного гусара в истории использует слово "гусарство" я, зная обычную многослойность текстов РЗВ, автоматически воспринимаю это как сигнал читать между строк. Если такого авторского замысла не было, значит, моё прочтение неверно, а прочтение Musician правильно. В таком случае возражение снимается.

Тут мы с вами на равных)) Когда Ира писала "Конец игры", я была всего лишь читателем, так что тоже могу лишь предположения строить))

Robbing Good написал(а):

Мой тезис заключался не в том, что Лассаль одобряет светскую жизнь Штольмана, а в том, что он не сводит содержание "гусарства" к ней.

Кажется, я неверно поняла предыдущее ваше высказывание. Про параллель с другим Лассалем.
А ведь действительно, тот факт, что Штольман даже в своих расследованиях постоянно "лезет на рожон", не останавливаясь ни перед чем - что это, как не гусарство с точки зрения лиц "более осторожных"?
Другое дело, как к этому относиться. Канонный Лассаль, без сомнения, подобный образ действий глубоко презирает.

Отредактировано SOlga (25.06.2019 23:07)

+1

35

Друзья, а мне увиделось, что Лассаль с первого же  пересечения со Штольманом чует своим звериным нутром лютого врага. И национальным, и профессиональным, и мужским. "Вот с этим человеком когда-нибудь мне придётся схватиться насмерть. И как бы я не цедил сквозь зубы, высказывая презрение - я, весь такой за гранью добра и зла, к полицейской шавке, служивому мясу; я, весь такой галльский петух, стержневой европеец, бестия и Версенжеторикс, к недорусскому-недонемцу и вообще сиволапому; я, весь такой человек-клинок и тень самой Смерти, к плотяному и презренному, с коньячком, картами и бабами - я чувствую, шйорт побьери, что это паскудное и низшее во всех отношениях существо может поломать мои идеальные ходы, и весь мой острый галльский смысл может пойти русским лесом в тартарары, куда до этого пошёл Наполеон".
Отсюда - "слова и выражения".

+6

36

Jelizawieta написал(а):

Множество интрижек с дамами, по словам дядюшки Петра Иваныча, "не требующих обязательств" - тоже производная от одиночества.

Про одиночество не спорю, и, повторюсь, в отношениях с женщинами в прошлом ЯП отнюдь не отказываю, но вот опять-таки где конкретно в сериале есть реальное и убедительное подтверждение этому самому  "множеству интрижек"? Ну, серьезно.
Вот если посмотреть трейлер пилота Анны-Медиум, который так и остался недоступным для зрителей, то там этот Яков Семенович действительно похож на столичного бабника и повесу. Только приехал, а уже озирается с интересом и в поиске.
Но в самом сериале показывают уже совсем другого героя.
Разве может моментально и так кардинально измениться мужская суть? Ведь до того, как Анна полностью завладела его сердцем, было полно времени для ещё одной серии интрижек. Думаю, кандидатуры, не обременённые обязательствами, сразу нашлись бы.
Что ему мешало-то?
Все равно терять уже нечего было - ни репутации, ни карьеры, ничего не осталось... Хотя бы земными удовольствиями тогда сполна можно мужику насладиться, раз он такой любитель интрижек и развлечений.

Отредактировано Musician (26.06.2019 12:25)

+1

37

Musician написал(а):

Что ему мешало-то? Все равно терять уже нечего было - ни репутации, ни карьеры, ничего не осталось... Хотя бы земными удовольствиями тогда сполна насладиться.

Могу только предполагать, что к концу петербургского периода Штольман уже не находился в столь свободном полёте. У него остались единственные отношения - с Ниной, которые по версии РЗВ закончились предательством, дуэлью, где его попросту поставили под пулю, ссылкой... В "Сердце Шивы" это хорошо описано. Перегорело что-то в человеке. Он в Затонск умирать приехал. Какие-то следы былого ещё остались, тот вот поцелуй в ладошку, это явно оттуда. Но уже без каких-то далеко идущих намерений.

+2

38

Musician написал(а):

Но вот опять-таки где конкретно, в сериале есть реальное и убедительное подтверждение этому самому  "множеству интрижек"?

А его в сериале и не должно быть, потому что Штольман, которого мы видим в сериале, действует в другой жизненной ситуации. Штольман петербургский - это сильная и страстная натура, которая ведёт не то чтобы безбедную, но хорошую жизнь: у него непрестижная, но любимая и надёжная служба, хорошие знакомства, репутация в свете, и он может позволить себе развлечения без обязательств, потому что живёт стабильно.
Штольман затонский - это всё та же сильная и страстная натура, но переживающая жизненный кризис: опала, утрата репутации, ссылка. И, как и положено в кризисной ситуации, все ресурсы организма, все нравственные и интеллектуальные силы он бросает на то, чтобы как-то исправить кризис, и потому и погружается с таким остервенением в работу: пусть меня изгнали из Рима, но я буду безоговорочно первым в галльской деревушке. А подход "всё кончено, пойду хоть грехопаду" - это выбор натуры слабой. Всем, кто считает Штольмана слабым, выстроиться в линию.
Вообще говоря, я лишён возможности судить, как оно у женщин, но для мужчины отношения с барышнями (в том числе и в особенности без обязательств, об этом ниже) - это очень солидные затраты и физической энергии, и нервов. Это крупные вложения ради небольшого, пусть и поверхностно приятного выхлопа. Именно поэтому столичный Штольман, у которого всё тип-топ, может позволить себе повесничать, а Штольман провинциальный, которому надо с нуля утвердить свой авторитет на новом месте, не имеет ресурсов для подобных расточительных упражнений. Поэтому он и оживает только к тому моменту, когда проникается чувствами к Анне: по-настоящему любимая женщина - это, в отличие от "барышни, не обременённой обязательствами", не Харибда, в которую ухает куча нервной энергии, а, напротив, источник, из которого можно черпать новые силы.
Подводя итоги: "мужская суть" ничуть не изменилась, изменилась жизненная ситуация. Даже дважды: первый раз - в результате опалы, второй раз - по появлении чувств к Анне.

Отредактировано Robbing Good (26.06.2019 12:41)

+7

39

Robbing Good, вот у вас вырисовывается образ мужчины, который сам контролирует и выбирает, что себе позволять. Самодостаточный и полноценный. Он ведь даже страсть к игре так или иначе все же смог обуздать.
Вот в такого Штольмана я могу поверить, в отличие от того, который прячется от одиночества в интрижках и загулах.

Отредактировано Musician (26.06.2019 13:51)

+1

40

Musician написал(а):

Вот в такого Штольмана я могу поверить, в отличие от того, который прячется от одиночества в интрижках и загулах.

Мы, видимо, по-разному истолковали слова Елизаветы. Я понял формулировку "производная от одиночества" не в том смысле, что в интрижках Штольман прячет своё несчастье непонятой души, а в том смысле, что, в условиях одиночества - т.е., в отсутствие такой женщины, какой для него стала Анна - необязательные интрижки являются для него логичным и естественным форматом отношений с противоположным полом. Это не бегство от себя, а реализация себя адекватным ситуации способом - ну, не сыплются с неба Прекрасные Спиритки, чтобы взаимодействовать с женщинами только в формате истинной любви.  8-)

0

41

Никак не могу взять в толк, где Вы видите в наших текстах "множество интрижек" и прочее выше по тексту?
У нас нет негативной коннотации терминов "гусар" и "подвеса". Про повесу уже об'яснили, что это точка зрения Лассаля. А гусарство Штольману присуще в полной мере. Это именно отчаянная храбрость и презрение к собственной жизни, умение не отказывать себе в удовольствиях. Факты сериала говорят именно об этом.
А почему у Вас такое нехорошее мнение о гусарах? По анекдотам о поручике Ржевском? Потому что даже Ржевский-Яковлев не имеет негативной окраски.

+1

42

Robbing Good написал(а):

Мы, видимо, по-разному истолковали слова Елизаветы. Я понял формулировку "производная от одиночества" не в том смысле, что в интрижках Штольман прячет своё несчастье непонятой души, а в том смысле, что, в условиях одиночества - т.е., в отсутствие такой женщины, какой для него стала Анна - необязательные интрижки являются для него логичным и естественным форматом отношений с противоположным полом. Это не бегство от себя, а реализация себя адекватным ситуации способом - ну, не сыплются с неба Прекрасные Спиритки, чтобы взаимодействовать с женщинами только в формате истинной любви.

Слово "взгрустнулось" в первом предложении навело меня на такую трактовку. То, есть, видимо, подразумевалась жалость к столичному Штольману. Если это не так, возражение снимается.

0

43

Atenae, мой пост про интрижки был ответом на конкретный процитированный пост от Jelizawieta. К вашим текстам те мои слова никакого отношения не имеют.
Что касается гусара, то опять-таки, я уже говорила, что не самих гусар имею в виду, а лишь контекст, когда это слово используют не в прямом смысле, как в приведенных цитатах. Как и слово "гусарствовать" в наше время для меня скорее ассоциировалось не с истинной доблестью и бесстрашием, а с показушной удалью и разгульным образом жизни.
Я именно потому и попросила уточнить, что конкретно вы закладывали в эти слова. )) Меня всегда смущала формулировка тех фраз. Теперь стало более или менее понятно, по крайней мере насчет мыслей Лассаля.

Отредактировано Musician (26.06.2019 15:34)

+1

44

От имени администратора прошу прощения у участников дискуссии за путаницу в постах. Какой-то технический сбой. Проверьте, не пропали ли чьи-то комменты?

0

45

Robbing Good написал(а):

для мужчины отношения с барышнями (в том числе и в особенности без обязательств, об этом ниже) - это очень солидные затраты и физической энергии, и нервов. Это крупные вложения ради небольшого, пусть и поверхностно приятного выхлопа. Именно поэтому столичный Штольман, у которого всё тип-топ, может позволить себе повесничать, а Штольман провинциальный, которому надо с нуля утвердить свой авторитет на новом месте, не имеет ресурсов для подобных расточительных упражнений. Поэтому он и оживает только к тому моменту, когда проникается чувствами к Анне: по-настоящему любимая женщина - это, в отличие от "барышни, не обременённой обязательствами", не Харибда, в которую ухает куча нервной энергии, а, напротив, источник, из которого можно черпать новые силы.

Вот именно! Ещё царь Соломон очень по делу заметил "Женщина никогда не скажет "хватит".  Жена - скажет, потому что она образует с мужем как бы единую энергосистему, а не обременённая обязательствами так и будет соки тянуть, это бочка Данаид. Почему папик предъявляет обществу таких же, как сам, очередную модель с ногами от ушей? Чтобы показать свой статус: он может таковую содержать, тратить кучу денег и сил в никуда, и этим бравирует, как мальчик. Или отличный мультфильм есть для воспитания юношества - "Золотая антилопа". Когда падишах падает под грудой "дармового" золота и кричит "довольно", золото превращается в грязь и замуровывает его. "Без лишних обязательств" - это не эрос, а танатос с сексуальной окраской, и чем раньше мужчина это поймёт, тем больше у него шансов, что он успеет сообразить, зачем на белом свете живёт, и - главное - не до конца исчерпать свои силы и деньги на "бочку", а вложиться во что-то стоящее.
Для Штольмана крах его петербургской карьеры был и "звоночком", и возможностью многое понять и переосмыслить. Переосмыслить отношения с той же Ниной. Понять, почему "Иветта, Лизетта, Мюзетта, Жанетта" испарились, как с белых яблонь дым, а "Жоржетта" - в данном случае Нина - предстала перед ним во всей "красе", как чешуйчатая тварь, для которой он - говорящий инструмент, один из многих, "раб лампы". Это экзистенциальный ужас, такое прозрение!
"Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёной? Она ни на что не годится, как разве что выбросить её вон на попрание людям". Это ведь не только про священство, это и про мужчин, о мужской силе, сути, энергии, ответственности за то, что в мире происходит. В том числе и в малом мире вокруг тебя.
(Даже вижу короткую зарисовку, когда материалист и сын своего времени Штольман в затонской гостинице небрежно раскрывает прикроватное Евангелие, не почитать - Боже упаси, вкус уроков Закона Божьего у него со школьной скамьи только рвотные позывы вызывал, - а случайно. И вдруг видит эти строки, каким-то шестым, очень неприятным чувством принимает их - и поскорее закрывает, выплёвывает, наглухо старается и память запечатать. Только работа, только хардкор, чтобы почувствовать: нет-нет, моя соль при мне, я солёный, я занимаюсь делом! И потому он так боится мистической стороны жизни, отрицает очевидное, потому что - хлебнул. Мало кто из мужчин отважится даже себе признаться, что ужаснулся. Для этого тоже надо созреть, а он пока очень молод и не познал любви.)
:)
Musician, после этого объяснения Вам не кажется натяжкой то, что наши уважаемые Авторы использовали слово "повеса" (пусть даже из уст врага) применительно к Штольману?

Отредактировано Старый дипломат (26.06.2019 14:20)

+5

46

Старый дипломат написал(а):

Musician, после этого объяснения Вам не кажется натяжкой то, что наши уважаемые Авторы использовали слово "повеса" (пусть даже из уст врага) применительно к Штольману?

Мне понравилось то, что написал Robbing Good. Я согласна с такой трактовкой образа и ситуации. 
Мой экран показал, что при каких-то несовершенствах Штольмана женщины были для него не слабостью, пороком и зависимостью, а тем приятным времяпровождением, что он сам мог себе позволить в той холостяцкой своей жизни. И ЯП прекрасно умел расставлять приоритеты.
А Нина оказалась не просто женщиной, но к тому же еще умным и хитрым врагом. Потому знакомство с ней и привело к таким последствиям.

Отредактировано Musician (26.06.2019 14:47)

+4

47

Musician, отлично, что все неясности перестали быть таковыми, и цельность экранного образа и текста востановлена.
Лассаль-то о Штольмане точно ничего хорошего не скажет.

0

48

Старый дипломат написал(а):

Musician, отлично, что все неясности перестали быть таковыми

Слова графини меня по-прежнему смущают и не вяжутся с тем, что я видела на экране. Но там я, как сейчас увидела, неполную цитату привела, поэтому не до конца понятно, в чем суть.
Да и без автора можно только гадать.

Но с Лассалем вроде разобрались, да. )))

+1

49

Старый дипломат написал(а):

Даже вижу короткую зарисовку, когда материалист и сын своего времени Штольман в затонской гостинице небрежно раскрывает прикроватное Евангелие

С удовольствием бы прочла такую зарисовку. У Вас всегда захватывающее интересные тексты. Как выражается мой хороший друг, Вы способны написать психологический экшен на одном квадратной метре.
Сегодняшний сбой проглотил мой комментарий к Вашей последней главе. ((( Но я его непременно восстановлю.

+1

50

Musician написал(а):

Про одиночество не спорю, и, повторюсь, в отношениях с женщинами в прошлом ЯП отнюдь не отказываю, но вот опять-таки где конкретно в сериале есть реальное и убедительное подтверждение этому самому  "множеству интрижек"? Ну, серьезно.

Вот если посмотреть трейлер пилота Анны-Медиум, который так и остался недоступным для зрителей, то там этот Яков Семенович действительно похож на столичного бабника и повесу. Только приехал, а уже озирается с интересом и в поиске.

Но в самом сериале показывают уже совсем другого героя.

Разве может моментально и так кардинально измениться мужская суть? Ведь до того, как Анна полностью завладела его сердцем, было полно времени для ещё одной серии интрижек. Думаю, кандидатуры, не обременённые обязательствами, сразу нашлись бы.

Что ему мешало-то?

Все равно терять уже нечего было - ни репутации, ни карьеры, ничего не осталось... Хотя бы земными удовольствиями тогда сполна можно мужику насладиться, раз он такой любитель интрижек и развлечений.

Отредактировано Musician (Вчера 16:25)

Что мешало? Ему мешало то, что он Штольман. Нечего терять только бесхребетным. Остальным всегда есть что или кого терять - самого себя, например. Если Штольман в петербургский период жизни увлекался по выходным картишками, заводил необременительные романы с хорошенькими дамочками и баловался на досуге коньячком, это не значит что все эти... гм... развлечения наполняли его жизнь, как опилки голову Винни Пуха, и могли при неблагоприятных внешних условиях существования стать целью и смыслом. Смыслом жизни Штольмана и в Питере, и в Затонске всегда было "служить, коли обещался", то есть, очищать общество от преступников, говоря более пафосно - бороться со злом.  Никогда и ни при каких обстоятельствах не стать такому, как Штольман, запойным пьяницей, эротоманом и т. п.
В столице второстепенные "занятия" ему не мешали до поры, в Затонске же  стали ненужным хламом. А однажды, когда Яков в обществе Ферзя позволил себе расслабиться, так и вовсе трансформировались в гирю, прикованную к ноге.

Musician написал(а):

Слово "взгрустнулось" в первом предложении навело меня на такую трактовку. То, есть, видимо, подразумевалась жалость к столичному Штольману. Если это не так, возражение снимается.

Да, подразумевалась именно жалость. Когда, к примеру, вижу, как человек вместо полноценного обеда вынужден кушать по какой-то причине  "Доширак", мне искренне жаль его желудок.  Но это не значит, что я считаю коллегу, поедающего лапшу быстрого приготовления, патологически зависимым от этого продукта.

Musician написал(а):

 
Мой экран показал, что при каких-то несовершенствах Штольмана женщины были для него не слабостью, пороком и зависимостью, а тем приятным времяпровождением, что он сам мог себе позволить в той холостяцкой своей жизни. И ЯП прекрасно умел расставлять приоритеты.

Так ведь и мой экран показал то же самое!   :cool:
Тем не менее, всегда считала и считаю, что любые поиски интимных отношения без обязательств - неудачная попытка удовлетворить эмоциональный голод.

+3