У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ни разу не Штирлиц

Сообщений 151 страница 200 из 301

151

Часть 2

Режиссёр Марк Захаров честно пытался вдохновить зрителя на великие свершения. В «Обыкновенном чуде» своему герою-полумедведю он раскрывает СУТЬ Человека: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец! Слава безумцам, которые живут так, будто они бессмертны!». Или: « - Как ты посмел не поцеловать девушку?! - Вы же знаете, чем бы это кончилось. - Нет, не знаю! Ты не любил её! - Неправда! - Ты не любил её, иначе великая сила безрассудства охватила бы тебя! Кто смеет рассуждать или предсказывать, когда ВЫСОКИЕ чувства овладевают человеком?... Из-за любви к Родине солдаты попирают смерть ногами и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются в небо и бросаются в самый ад из-за любви к истине. А что сделал ты из-за любви к девушке? - Я отказался от неё. - А ты знаешь, что только раз в жизни выпадает влюблённым день, когда у них всё получается? Ты прозевал своё счастье»...

Поражает глубина разговора жены Волшебника с мужем: «- Бедная влюблённая девушка поцелует юношу, и он превратится в дикого зверя? - Дело житейское... - Да, но потом он убежит в лес?! - Бывает... Убегают». Как тонко это подмечено в ссоре Анны с Яковом, причина пощёчины. Маленький штрих: Яков перед побегом из «клетки» читал Тургенева «Отцы и дети», где, кстати, Базаров напугал любимую женщину своим дико-страстным объяснением.

В фильме «Убить дракона» герой Марка Захарова уже дорос до рыцаря Ланцелота – защитника и освободителя. Хотел как лучше, но получилось, как всегда: «Вы же уже год свободные люди! Встать! Вы рабы! Вы... Вы не люди, вы бараны, стадо скотов!... Я сейчас заставлю каждого это понять и убить Дракона в себе! В СЕБЕ, вы это понимаете?» Затем в приказном порядке требует: «Эльза, ко мне, сюда. Ну! Будешь моей женой!»… Потрясённая, она плеснула в лицо любимому шампанское.

Как сказал бы Волшебник: «Человек из мёртвого камня сделает статую - и гордится, если работа удалась. А попробуй из живого сделай ещё более живое. Вот это работа!». Изменить человека кому-то другому, снаружи невозможно. Это можно сделать только изнутри - САМОМУ. Так что, волшебники, освободители, герои, миссии, благородные разбойники, революционеры, бомбисты, бунтари и супермены – силы на ветер. Вот и булгаковский Мастер даже Света не заслужил, а лишь ПОКОЙ в Матрице чуть повыше уровнем.

Марк Захаров устами трактирщика подводит итог: «А где покой? Не найти тебе покоя... Запрись в монастырь - одиночество напомнит о ней. Открой трактир у дороги - каждый стук двери напомнит тебе о ней».

0

152

Часть 3

Нет, я пишу не о женщинах и даже не о любви к нам. Для меня есть мужская половина Штольмана и неравнодушные к нему из женской половины, я в том числе. Другими словами, женщины, находящиеся с ним в резонансе. Как можно кого-то понять, в чём-то разобраться, если не любить? Штольман для меня – ОБРАЗ Человека, закалённого в реальном горниле социума. Он не просто из стали, он из легированной стали. И постепенно из жизни в жизнь, добавляя разные компоненты, приобретает такие качества, как ПРОЧНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ к образованию «коррозии», ТВЁРДОСТЬ.

Мужчину и женщину можно рассматривать, как ОБРАЗЫ/ обрезы ЦЕЛОГО, материализованные здесь в разных формах, с преобладанием того, или другого вида человеческого сознания: Разума или Души. Только Разум всё исследует путём анатомирования целого, проникая вглубь до мельчайших атомов и сравнивая, а Душа  из состояния любви пытается понять суть вещей, не разделяя их при этом на части, а принимая целиком.

Когда они ВМЕСТЕ, то способны БЫТЬ одновременно «ЗА» и «НАД» схваткой, процессом, проблемой… Не воевать, а мирно улаживать любое энерго-информационное взаимодействие. Судьба Мира тогда в ИХ руках – это ВЫСШИЙ приоритет УПРАВЛЕНИЯ.

Я не раз слышала от мужчин ложное утверждение, что женщина - это материя и тьма. А вот Штольман у Колмогорова видит дальше и понимает больше: «Всякая душа потёмки, Анна Викторовна. Всякая. Даже моя». На что Анна отвечает: «А меня порой неудержимо тянет в темноту». Но ведь что мужчина, что женщина – это формы с энерго-информационным наполнением внутри. Они даже не левое и правое полушарие мозга. Мозг – един, как две половины сердца, две почки… Просто мужские и женские энергии Единого до слияния отличны, непонятны друг для друга и потому кажутся тёмными. Но заниматься отзеркаливанием себя в различных формах, то есть «материализацией чувственных идей» способно лишь ЕДИНОЕ СО-ЗНАНИЕ.   

Это как две клеммы одного аккумулятора. Одной клеммой нельзя соединиться с источником питания и аккумулятор в результате «сдохнет». Если вместе – жизнь, причём вечная, когда есть постоянная связь с Источником, а если каждый по себе – смерть и в итоге полное не-бытие.

Все, кто ВИДЕЛ сериал целиком, оценили уникальность его героев и волшебную силу искусства создателей. Даже сериал «ТгК» Алексея Колмогорова у меня не вызывает претензий. На мой взгляд, он как бы зеркальное отражение «АДъ», и проигрывает потому, что в нём преобладает Разум над Душой, когда любовь уступает по всем параметрам. Возможно, режиссёр исследует весь спектр развития человеческого сознания, хотя «на публику» называет причиной низкого рейтинга «ТгК» показ в дневное время.

И не спешит, обстоятельно прорабатывает нюансы, возвращается, чтобы заострить внимание на недосказанном. Может правда, куда спешить? Он ведь не фильм снимает, а СЕРИАЛ, у которого может быть и третий, и четвёртый сезоны… Чего лезть поперёк батьки в пекло, когда обсуждение в обществе о путях развития русской цивилизации, о русском стиле, духе, человеческом сознании, нравственных принципах в самом разгаре. Котёл бурлит, кузница работает на всю катушку.

Главное, Алексей Колмогоров способен вдохновлять и окрылять. Мы это знаем по себе. Конечно, актёры изумительно справились с сыгранными ролями, но в этом его немалая заслуга. Хочется только… больше наглядных примеров изменения сознания у людей, понимающих, как перестать жить в постоянном режиме «битва насмерть».

0

153

Мария_Валерьевна написал(а):

Принцесса и Дракон

Ну, и что это значит — беги не хочу?
Дверь открыта настежь пещеры.
Чешуйчатокрылый ты мой! Молчу
О твоем благородстве без меры.
Но вообще-то глупо, ты согласись,
Обращаться с пленницей этак!
Эй, зубастый, пожалуйста, отзовись!
Стоп. На стенке кто понаставил меток?
«Я сегодня навек покидаю вас.
Будьте счастливы и любимы.
Выдыхаю огнем, как в последний час,
Незабвенное ваше имя»
Где же ты нахватался подобных слов,
Эй, пожароопасный ящер! —
Я сама спалила бы груду дров,
Я ведь в ярости настоящей!
Почему никто не спросил меня?!
Умилиться мне, и заплакать вроде?
Вот удача — Принц! Одолжи коня!
От меня любимый Дракон уходит!

Немедленно вспомнилось))))
https://i.imgur.com/p6MDUATm.jpg

(да, кто второй вечер запоем читает прошло- и позапрошлогодние треды на форуме - тот я)

Отредактировано ann_zavyalova (12.11.2020 17:35)

+5

154

ann_zavyalova написал(а):

(да, кто второй вечер запоем читает прошло- и позапрошлогодние треды на форуме - тот я)

Анна, вы не одиноки)) Тренд посещений пользователям форума за последние дни:
https://i.imgur.com/KTVQmnQ.jpg

+4

155

admin написал(а):

Анна, вы не одиноки)) Тренд посещений пользователям форума за последние дни:

Ажиотаж, однако!))

0

156

Друзья, что-то давненько мы не занимались гимнастикой для ума! Между тем, наши гости с КТ подняли интересную тему. Просто обсуждать её лучше на нейтральной площадке, чтобы никого ненароком не задеть. Потому предлагаю перенести обсуждение сюда.
Итак, есть ли гендерные различия в том, как женщина и мужчина пишут героя? Бросается ли это в глаза? Если да, то как именно? Ну, если не считать преобладания условных ружейных затворов над условными Аннами Викторовнами. :D Может ли мужчина вообще и наш ЯП в частности изображаться натурой трепетной? Если да, то что, на Ваш взгляд, составляет неотъемлемые характеристики этого героя, которые не след игнорировать на письме? А чего ему приписывать точно не надо.

+1

157

Atenae, на мой взгляд, на качество письма определяющим образов влияет не пол, а зрелость личности. Если личность зрелая, и круг тем, который ею поднимается, находит отклик в душе читателя (ему те же темы интересны, потому что или ещё болят, или уже переосмыслены, и просто интересно, как это сделал другой человек), то неважно, какого пола автор.
Другое дело, что не всегда темы, в большинстве случаев интересные мужчинам, равно интересны женщинам, и наоборот.
Конечно, есть особенности мозга, и для мужчины очень важна организация пространства. То есть если предполагается, что в третьем акте ружьё будет стрелять, его надо не просто иметь в наличии на сцене в первом акте, а правильно вычистить, правильно зарядить, предусмотреть гвоздь, на котором оно будет висеть... Авторы умело используют этот приём, когда либо дают хорошую интересную и яркую экспозицию, либо предлагают читателю собрать пространственный пазл. Даже если это притча/анекдот, то есть максимально абстрагированное пространство, оно должно быть. До сих пор как лучший образец рассказа вспоминаю небольшую зарисовку по "Звёздным войнам" талантливого фанфикописца, который в начале века писал под ником "Адмирал Траун". В рассказе два солдата враждующих армий оказались в полной темноте, в замкнутом пространстве, и само оно работало на сюжет, интриговало не меньше, чем реплики героев.
У моего любимого Андрея Лазарчука пространство и вовсе определяет отношения, и все эти его n-мерности приводят в восторг. Это прекрасно работает на донесение авторских идей в мою читательскую голову. Ведь даже когда мальчики и девочки играют, девочки организуют игровое пространство, удобное для ближнего зрения, с мелкими деталями, мальчики — дальнее пространство, с панорамным зрением.
И вот, например, Урсула Ле Гуин в моей любимой "Левой руке тьмы" организует переход героев через ледник — ей женский пол никак не мешает, работает мастер. То, что герой-землянин подмечает множество мелких деталей, начиная от той, что в кархайдском языке для каждого оттенка погоды есть своё слово, тоже естественно — он лингвист и разведчик, это его профессиональная пригодность, подмечать мелочи, хотя он мужчина. Так создаётся великолепный текст.
Ещё мужчины не зацикливаются до такой степени на отношениях. Грубо говоря, даже если Штольман знает, что князь Разумовский, как египетский фараон, жив, здоров и благополучен, это не отменяет многообразия всего другого мира и множества мыслей о другом. Вражда вообще не захватывает всю мужскую душу. Всегда есть просвет между чаном с субстанцией и потолком, и там свежий воздух )) Это как раз позволяет найти адекватный ответ, даже когда перед глазами всё заплывает красным от ярости. Поэтому так по-идиотски, будто в каком-то фарсе, выглядела второсезонная сцена, когда Штольман сжимал кулаки при виде того, как Клюев увозит Анну Викторовну в своей коляске.
Вот Иван Васильевич Грозный, в неопределённой обстановке будущего вынужден униженно скрываться за занавеской. Вот он впадает в состояние аффекта по поводу Бориски на царство. Вот, прооравшись по поводу того, что Бориска лукавым заплатил за предобрейшее, он не забывает, что "там у него шведы Кемь взяли". Только что он кинорежиссёра Якина называет смердным прыщом, но и разрешает ему жениться на "боярыне". И то — это же кинематографический образ, где выпячен образ "грозного", несколько неуравновешенного человека при власти. В жизни, вы же прекрасно знаете, всё протекает гораздо спокойнее и проще. И даже потасовка с хватанием за грудки и смятием галстука, — это не катастрофа и не предмет для осмысления на ближайшие пару лет. ))
Это очень глубоко в мужской природе: не столько "контроль ситуации" (этим как раз дамы очень грешат), а наоборот, понимание, что не всё в твоей власти и что не стоит принимать близко к сердцу разнообразные отношения. Ведь для того, чтобы один сперматозоид прорвался к яйцеклетке, он, соперничая со всеми другими, одновременно вместе с ними выделяет разные вещества, размягчающие её оболочку. Один он ничего не сделает, даже самый резвый. Его победа — это труд всего коллектива :) Мужчины очень укоренены в этом, в командной работе. Даже самые интровертные. Именно ею они наслаждаются, глядя, например, на командные спортивные соревнования. Даже, например, одинокий как перст герой какой-нибудь "Тёмной башни", появляясь перед глазами читателя, тут же начнёт обрастать командой. Это мужской взгляд. А вот Анна Викторовна как была при родителях, дяде и няне, так и остаётся одна, пока не прилепится к Штольману. Хотя к ней обращается множество людей, она беспокоится о судьбе Элис, приятельствует с доктором и Коробейниковым. Но центр тяжести её сердца находится при Штольмане. И это не выглядит чем-то неестественным, а наоборот, самым естественным.
А вот если бы Штольман думал только об Анне Викторовне, это было бы поэтической фигурой речи, но не правдой.
Для значительной части неопытных юных писательниц всё повествование — это "кипит наш разум возмущённый" вокруг некоего субъекта, и всё. Если речь идёт об образе Зиночки, то это правильно применительно к богатому внутреннему миру Зиночки :), но опытный автор просто обязан дать пространство и место героини в мире, чтобы что-то о ней сказать по правде.
"И пусть весь мир подождёт" — это подходящий слоган для того, чтобы ухоженная дама в кадре на фоне роскошной квартиры или знакового туристического места съела свой йогурт и заинтересовала других потребительниц. (Когда вижу рекламу подобного рода, думаю: вот он, настоящий мужской шовинизм: петух показал курице, где клевать, и она клюёт. Это самая суть рекламного зацепа — направить мысль на примитив, двинуть электрический импульс в древние отделы мозга.)
Хороший писатель любого пола работает двумя полушариями, он и пространство организует (но не так, как Бальзак, который десять страниц может описывать один угол квартиры, дома или сада), и на нужные детали наводит свет, и отношения показывает, проясняет, но не залипает в них. Тогда это всем интересно читать.
Так, "простыню" написал и повесил :)
[indent]

Отредактировано Старый дипломат (22.06.2021 19:39)

+8

158

Добрый вечер,

похоже, на этот раз я попала по адресу :)

Сначала хотела бы высказаться по поводу гендерных различий.

Если говорить вообще, то различия между авторами-мужчинами и авторами-женщинами есть, хотя не всегда они явные, как мне кажется. Последние лет десять увлекаюсь женской прозой, заметила, что женщинам отношения, эмоции, семейственность (создание семьи, ее история, даже тайны и легенды семьи) важнее, скажем, детективной составляющей и технических деталей. Это вовсе не значит, что у женщин одни сердечки, а у мужчин гаечные ключи. Но, например, у Дины Рубиной акцент делается на эмоциональную составляющую (хотя все технические детали проработаны профессионально), а у Акунина именно на логику, расследование, рассуждения. Хотя у первой присутствует детектив, а у второго не обходится без любовной истории. Но акценты расставлены по-разному.

Еще один нюанс. Мужчины и женщины несколько по-разному думают и по-разному реагируют на окружающее. Профессиональные авторы могут это отразить, у любителей это получается не всегда.

Atenae написал(а):

Может ли мужчина вообще и наш ЯП в частности изображаться натурой трепетной?

Мужчина вообще - разумеется. Как мне кажется, мужчина может быть каким угодно, умным, глупым, подлым, трусливым, робким, нежным, сильным, даже женственным. Именно Штольман, как нам его показали, каким угодно быть не может. Например, подлым. Или слабым. Уточняю - по-моему, слабый мужчина не тот, кто никогда не испытывает ни слабости, ни страхов, ни сильных чувств. Слабый поддается своим слабостям, страхам, жалеет себя, в частности. Штольман их преодолевает. Штольман страстный, но не "нервического склада". Он испытывает сильные эмоции по серьезным поводам, но не впадает в умиление при виде цветочка, например, и не теряет сознание от страха.

В заключение ссылки на видео-фанфики, если кому-то будет интересно. Я их так называю, потому что это не музыкальные, а сюжетные клипы, мини-истории. К сожалению, первый несколько противоречит названию этой ветки )))

"Семнадцать мгновений Штольмана" https://youtu.be/L2ibjLp9GdI
"Хорошо забытое старое" https://youtu.be/TjIrxNaoJJU

Отредактировано Lada Buskie (22.06.2021 20:48)

+3

159

"Семнадцать мгновений Штольмана" не открывается  :'(
"Хорошо забытое старое" понравилось  :cool:

0

160

Lada Buskie написал(а):

В заключение ссылки на видео-фанфики, если кому-то будет интересно. Я их так называю, потому что это не музыкальные, а сюжетные клипы, мини-истории. К сожалению, первый несколько противоречит названию этой ветки )))
"Семнадцать мгновений Штольмана! https://youtu.be/L2ibjLp9GdI
"Хорошо забытое старое" https://youtu.be/TjIrxNaoJJU

Lada Buskie, доброго вам времени суток)
Надеюсь, вы не будете против, если я перенесу ваши видео-фанфики также в соответствующую ветку? У нас есть подфорум "Камера смотрит в мир", где форумчане выкладывают свои видео и аудио-работы. Просто там они лучше будут видны посетителям.
Или вы можете создать там тему сами.
На случай, если вам понадобиться: на форуме можно вставлять видео не ссылками, а с использованием видеодвижка. Над сообщением есть кнопка :
https://i.imgur.com/3DVmIpY.jpg
Нажимаете на неё, выбираете хостинг (например ю-туб) и вставляете вашу ссылку. Видео становится доступным напрямую с форума.

Упс, "17 мгновений Штольмана" действительно не открываются...

0

161

SOlga написал(а):

Упс, "17 мгновений Штольмана" действительно не открываются...

Добрый вечер!

Не против, переносите. Я пока не очень ориентируюсь. Мне говорили, что "17 мгновений Штольмана" открываются не во всех странах. Можно на VK  попробовать https://vk.com/videos-57066550?section=album_55588555&z=video-57066550_456240327/club57066550/pl_-57066550_55588555

А загрузить видео с компьютера можно?

Отредактировано Lada Buskie (22.06.2021 21:19)

+1

162

Lada Buskie написал(а):

А загрузить видео с компьютера можно?

К сожалению, движок форума этого не позволяет. Только с видео-хостинга(
Попробуем обойти ограничения ю-туба.
P.S. Не удалось(( Но сработало с вк-ссылкой.
Создала тему для ваших роликов в "Камера смотрит в мир" Видео-истории по "Анна ДетективЪ" от Lada Buskie

+1

163

Для мужчин и женщин, в числе прочего, характерен разный подход к этике. Лоуренс Кольберг в своём знаменитом эксперименте предлагал мальчикам и девочкам из нескольких возрастных групп одинаковые этические задачи и заметил, что мальчики чаще всего стремятся решить их так, чтобы ответ соответствовал чётким и абсолютным этическим принципам, а девочки - так, чтобы никто не пострадал. Статистически мужчины более склонны к деонтологии, а женщины - к консеквенциализму; конкретно к тому, что с лёгкой руки Кэрол Гиллиган именуется "этикой заботы". Поэтому я никогда не поверю в Штольмана, руководствующегося соображениями "наибольшего блага для наибольшего количества людей", а уж тем более пытающегося разрешить конфликт так, чтобы всем было хорошо - будет ломить стеною к тому, что считает правильным, и плевать ему на то, кому от этого станет лучше или хуже. Точно так же не поверю и в Анну, решающую свои моральные дилеммы по заветам "Критики практического разума" - для неё единственный императив это "Я просто хочу помочь".
Для меня яркие примеры текстов с условно женским взглядом на этику и, через это, героя - книги Марии Семёновой и Тони Моррисон. С условно мужским... Да как бы не "Бхагавадгита". :D

+2

164

SOlga написал(а):

Создала тему для ваших роликов в "Камера смотрит в мир" Видео-истории по "Анна ДетективЪ" от Lada Buske

Спасибо! Только фамилия пишется так: Buskie. Ну или по-русски "Баски".

Старый дипломат написал(а):

Урсула Ле Гуин в моей любимой "Левой руке тьмы" организует переход героев через ледник

Лучшие авторы свободно пишут и за женщин, и за мужчин. Ле Гуин "Волшебника Земноморья" написала очень правдоподобно, по-моему, интересно, что женщин там почти нет. А в "Левой руке" вообще интересная концепция "вне пола".

Что касается именно фанфиков, как мне кажется, писателями движет желание переписать оригинал по-своему, приделать счастливый конец. Большинству зрительниц хотелось бы, чтобы история любви АДъ завершилась свадьбой, детьми и семейной жизнью. И многие взялись за перо, дабы осуществить эту мечту. А в процессе слегка отомстили Штольману за его невнимание к Анне в первом сезоне. То бишь там, где он был спокоен, ироничен, насмешлив и лишь слегка флиртовал, в фанфиках он дрожит то от волнения, то от страха, то от предчувствия. И мысли у него не как у обычного мужчины, а как у мужчины идеального, в понимании женщин: в основном об Анне, изредка о работе. Не скажу, что это хорошо или плохо, но такой Штольман сразу перестает быть тем, кого показал  нам Фрид.

Отредактировано Lada Buskie (22.06.2021 22:26)

+1

165

Старый дипломат, Robbing Good, можно к вам вопрос как к поедставителям соответствующей половины человечества? Собственно, как я поняла, некоторый сыр-бор возник из-за того, что по мнению части читателей, у авторов фаникшена Штольман "излишне женственнен" - не столько в плане поступков, а сколько в плане "внутреннего наполнения", мыслей и чувств. Типа того, что литературный герой, ежели он мужского пола не должен испытывать несколько смен настроения в течении одной главы. Максимум одну-две☺️

Мое мнение - внутреннее наполнение может быть любым у героя любого пола. Имеют право на существование как женщина, не знающая сомнений, так и мужчина, умеющий сильно чувствовать и переживать. Другое дело, как это отражается внешне, тут уже многое зависит от того, как принято представителям того или иного пола вести себя в том времени, месте, которое описывается в произведении.
Относительно Штольмана дело еще осложняется тем, что изначально перед нами герой сериала. И зрители видят прежде всего внешнюю сторону. А второй, третий и так далее слой за поступками, словами и жестами им приходится додумывать самим, и тут уже в полную силу вступает в действие эффект разных телевизоров. Ведь восприятие эмоций и невербального посыла у всех разное.
Скажем, на мой взгляд Дмитрий Фрид сыграл именно что героя, у которого за довольно сдержанным по большей части внешним поведением скрывается целый фонтан эмоций. Причем эти эмоции не то, чтобы часто сменяют друг друга, а вообще способны существовать одновременно. А другим зрителям такая трактовка кажется излишней и вляется "признаком женственности" героя. Вроде, как мужчина на такое не способен.
Потому интересен взгляд мужчин. Способен или нет? И если да - то насколько это применимо к канонному Штольману. Правы ли фикрайтеры, награждая этого героя способностью ощущать богатый и порою даже противоречивый спектр эмоций?

+1

166

Lada Buskie написал(а):

Только фамилия пишется так: Buskie. Ну или по-русски "Баски".

Прошу прощения, исправила.

0

167

Lada Buskie написал(а):

Что касается именно фанфиков, как мне кажется, писателями движет желание переписать оригинал по-своему, приделать счастливый конец.

Относительно счастливого конца соглашусь, но хочу заметить, что оригинал (первый сезон) при этом никто не переписывал. 9 фикрайтеров от десяти начинали именно с того места, где героев оставил Колмогоров. Открытый конец предполагает любое развитие событий.
Дописывали - да, многие, в различных приквелах и вбоквелах Но не переписывали.

0

168

SOlga написал(а):

Типа того, что литературный герой, ежели он мужского пола не должен испытывать несколько смен настроения в течении одной главы.

Выше я об этом писала, но хочу еще раз пояснить. Я не считаю, что герой мужского пола должен иметь две-три эмоции и не более одной смены настроения на главу. Герои бывают разные.

Говоря конкретно о Штольмане - для него характерно испытывать сильные чувства, не демонстрируя их. Но мелочи, на которые обычно обращает внимание женщина, бури эмоций у него не вызывают. Это раз. Он не погружается в пучину отчаяния из-за того, что привело бы к депрессии у женщины - например, письмо "не ищите со мной встреч". Это два. Именно это кажется излишеством - не стоит мужчине приписывать женские реакции. Ну и еще один момент - как мне кажется, именно Штольман даже в мыслях не использовал бы уменьшительно-ласкательные "ручки, ножки, глазки", а был бы несколько приземленнее. Что не означает "грубее".

0

169

SOlga написал(а):

Прошу прощения, исправила.

Ничего страшного, все путают ))) Спасибо!

0

170

Вечер добрый!

Lada Buskie написал(а):

Сначала хотела бы высказаться по поводу гендерных различий.
Еще один нюанс. Мужчины и женщины несколько по-разному думают и по-разному реагируют на окружающее. Профессиональные авторы могут это отразить, у любителей это получается не всегда.

Может не всегда надо делить на мужское-женское? Бывают же случаи, когда творческий тандем  м+ж, приносит больший успех, чем, если бы, каждый творил по одиночке? Возьмём, к примеру, Штирлица :glasses: 
"Книжный"- масса, безусловно, полезной, но сухой информации и полное отсутствие стиля при её подаче. Его можно сравнить с кардиограммой. Движется, поднимается, опускается, но как бы сам по себе, или при участии внешних факторов. Он не так сообразителен, харизматичен, многогранен. Фортуна не всегда повёрнута к нему лицом)
"Книжный", от "киношного" отличается, ну как, типовая панельная многоэтажка от средневекового замка.
Тот Штирлиц, которого все знают и любят, однозначно, заслуга Татьяны Лиозновой...
Выходит, что, не всегда только мужчина знает, что лучше для мужчины)))

0

171

SOlga написал(а):

хочу заметить, что оригинал (первый сезон) при этом никто не переписывал.

Я имею в виду не концовку. История любви в первом сезоне хороша как раз своей неторопливостью, постепенным укрощением строптивого. Тем, как менялось отношение Штольмана к Анне. А во многих фанфиках он влюбляется с первого взгляда. Это, конечно, можно понять, неловко было смотреть, как Анна столь откровенно влюблена и столь откровенно ведет себя, а объект страсти снисходительно держит ее на расстоянии. Но это не то, что было в сериале. В этом смысле фанфики переписали сюжет, не меняя последовательности событий и концовки.

0

172

Круэлла написал(а):

Тот Штирлиц, которого все знают и любят, однозначно, заслуга Татьяны Лиозновой...

А как же Вячеслав наш Тихонов?! )))
Как раз книжный Штирлиц - средневековый замок со сложной архитектурой, загадками, подвалами, старинными тайнами. Но Лиознова знала, как завоевать, как минимум, женскую аудиторию. И построила свою многоэтажку с таким портретом на фасаде, мимо которого никто не пройдет ))))

+1

173

Lada Buskie написал(а):

Говоря конкретно о Штольмане - для него характерно испытывать сильные чувства, не демонстрируя их

Может, дело именно в этом? Вот вы читаете о сильных чувствах, испытываемых Штольманом - но разве там написано, что он проявляет их и внешне? Или тут срабатывает "абберация чтения" - если внешнее проявление эмоций не прописано, то начинает казаться, что все, что в данный момент испытывает Штольман, непременно должно отражаться у него на лице?

Lada Buskie написал(а):

Он не погружается в пучину отчаяния из-за того, что привело бы к депрессии у женщины - например, письмо "не ищите со мной встреч".

Для внешнего наблюдателя, сиречь зрителя этой серии - да. Но почему Штольман в этот момент не может/не должен испытать внутреннее опустошение?
И еще. Я не хочу против желания автора тянуть сюда цитаты из фанфика, вызвавшего к жизни эту дискуссию, но в целях справедливости придется к нему обратиться. Про "пучину отчаяния" и депрессию - неужели прямо так и написано? Или это все же ваши слова? Отражающие ваше личное восприятие текста?

0

174

Lada Buskie написал(а):

А как же Вячеслав наш Тихонов?! )))

Как раз книжный Штирлиц - средневековый замок со сложной архитектурой, загадками, подвалами, старинными тайнами. Но Лиознова знала, как завоевать, как минимум, женскую аудиторию. И построила свою многоэтажку с таким портретом на фасаде, мимо которого никто не пройдет ))))

Вячеслав Тихонов- это "точка невозврата". Увидел раз- влюбился навсегда)))
Если учесть, что 50% аудитории это- трепетные дамы, то мало кто из них рискнул бы заглянуть в тёмный, страшный подвал...
А вдруг там мыши???
Нет, "книжный" мало кому из них приглянулся бы. "Киношный"-другое дело. Взглянув на такой фасад, невольно захочется зайти внутрь здания. Каким бы оно ни было)))

0

175

Адресован вопрос не мне, но позвольте сказать ).

SOlga написал(а):

Скажем, на мой взгляд Дмитрий фрид сыграл именно что героя, у которого за довольно сдержанным по большей части внешним поведением скрывается целый фонтан эмоций. Причем эти эмоции не то, чтобы часто сменют друг друга, а вообще способны существовать одновременно. А другим зрителм такая трактовка кажется излишней и вляется "признаком женственности" героя. Вроде, как мужчина на такое не способен.

Очень верное замечание по существу проблемы, кмк. Дмитрий играет двойственно, амбивалентно. Очень часты ситуации, когда его улыбку, нахмуренность, быстрый взгляд можно трактовать в противоположных, а то и вообще сразу в нескольких смыслах. А есть еще игра голосом, мимикой, руками. Он выдает непривычно большую палитру на каждый экранный момент. Причем, эти ситуации, когда "по лицу его пробегает тень большого чувства" -- очень плотненько упакованы в каждую из серий. Уникум ) И поэтому зрительницы до сих пор копья ломают в поисках единственно-верной трактовки, и часто не могут понять друг друга). Ее просто нет. Тем и поразителен сериал, что зрителей пригласили к сотворчеству. Допустили в интимное, авторское - в объяснение чувств и поиск мотивов поступков героев, и сорвали банк. Ведь стать соработниками сложного тварного мира - невероятный опыт и большая честь. В этом и разгадка тайны этого шедевра, на мой взгляд.

SOlga написал(а):

Мое мнение - внутреннее наполнение может быть любым у героя любого пола. Имеют право на существование как женщина, не знающая сомнений, так и мужчина, умеющий сильно чувствовать и переживать. Другое дело, как это отражается внешне, тут уже многое зависит от того, как принято представителям того или иного пола вести себя в том времени, месте, который описывается в произведении.

ППКС. Обещаю большое эссе на тему мужской чувственности, отмеченной в литературе сериальной эпохи, как именно ее описывало мужское перо. Будет много цитат, и откроется всякое неожиданное ) (и кстати, станет яснее, откуда в моих текстах такая бессовестная штольманова чувственность :crazyfun: ).

Отредактировано Елена Лунна (22.06.2021 23:42)

+2

176

Lada Buskie написал(а):

И мысли у него не как у обычного мужчины, а как у мужчины идеального, в понимании женщин: в основном об Анне, изредка о работе.

:D
Как-то на просторах сети мне попадался пост одной бизнес-леди. Она завела альфонса, и поначалу была сплошная идиллия, примерно так, как Вы написали: "в основном о ней, изредка о работе". И вот утром она отправилась на работу (альфонс, который для прикрытия работал то ли массажистом, то ли тренером в финтес-центре, ещё спал, поскольку начинал более-менее активно двигаться после 12.00). А в тот день как раз состоялся грандиозный снегопад, в середине марта 2013 года, который был СТИХИЯ. Дама еле-еле доковыляла до метро и пишет своему идеалу SMS-ку: "Ты видел, что за окном творится? Ёпрст, стояла в пробке три часа!!! Машину бросила прямо на трассе, у меня промокли ноги чуть ли не до пояса, еду домой на метро. Ужасно расстроена из-за машины". Через некоторое время пришла ответная SMS-ка со многими сердечками и текстом: "С первым снегом, милая!" Так что подобный идеал — он идеал только до поры до времени. И работает в очень узком диапазоне сбычи мечт.
[indent]
Robbing Good, в подтверждение Ваших слов взял "Бхагавад-гиту" и раскрыл на первой попавшейся странице.
Пару слов о книге. У меня уникальное первое издание на русском 1984 года, которое в Союз возили из Индии контрабандой. В первой половине 80-х была такая активная шумиха вокруг кришнаитов, что поневоле хотелось ознакомиться с первоисточником, чтобы узнать, да что ж там такого экстремистского написано? А поскольку за обладание этой книгой грозил срок, прям как за нелегальное владение оружием, то над приключением по её добыче так и реяла тень авантюризма, к которому в молодости я был чрезвычайно склонен))
https://i.imgur.com/P6LdJ9Bm.jpg
https://i.imgur.com/fbY8jpkm.jpg
Итак, цитата:
"— Что может принести мне эта битва, где погибнут все мои сородичи? Такой ценой, о Кришна, как могу я желать победы в ней, надеяться на царство и радости, которые оно мне принесёт?
Верховная божественная личность сказал:
— Мой дорогой Арджуна, как могла эта скверна одолеть тебя? Это не подобает человеку, знающему, какова истинная ценность жизни, и приведёт это не к высшим планетам, а к бесчестью".
Раз врач сказал "в морг" — значит, в морг. Раз начальник сказал "это не подобает человеку", а подобает покрошить этих Кауравов — вопрос снят. Но вот уже битва состоялась, враги повержены. Можно теперь удалиться в лес и оплакивать многочисленных родственников? Э, нет, долг царя — править. И скрепя сердце Арджуна принимается править, раз уж так положено :)

+1

177

SOlga написал(а):

Вот вы читаете о сильных чувствах, испытываемых Штольманом - но разве там написано, что он проявляет их и внешне? Или тут срабатывает "абберация чтения" - если внешнее проявление эмоций не прописано, то начинает казаться, что все, что в данный момент испытывает Штольман, непременно должно отражаться у него на лице?

Мне не удается объяснить, что дело не в том, что Штольман должен проявлять чувства или не должен их испытывать. Я говорю, что он человек страстный, но не по мелочам. Это цельный и сильный характер. И эмоции у него такие же. Любовь, ревность, гнев, ненависть - да. Жалость к себе, зависть, дешевое умиление - нет. Штольман может одновременно испытывать сильные и противоположные чувства, но не от того, что, например, Нина взяла его за руку или Анна уронила книжку. Раздражение или легкое беспокойство - возможно, но не гадливость и отвращение в первом случае и не ледяной озноб или прилив страха во втором. Он не разменивается на мелочи.

SOlga написал(а):

Но почему Штольман в этот момент не может/не должен испытать внутреннее опустошение?

Исходя из логики событий и характера персонажа. Конкретно в "Сметне" он не испытывает к Анне сильных чувств (я могу это подробно обосновать, сегодня некогда), поэтому письмо могло у него вызвать досаду или облегчение, но никак не внутреннее опустошение. Любви с первого взгляда, которая часто описывается в фанфиках, у Штольмана не было. Его чувства развивались дольше, сложнее и основательней. Что опять-таки характерно для его сильной натуры.

SOlga написал(а):

Я не хочу против желания автора тянуть сюда цитаты из фанфика, вызвавшего к жизни эту дискуссию, но в целях справедливости придется к нему обратиться. Про "пучину отчаяния" и депрессию - неужели прямо так и написано?

Это собирательный отзыв. Я читала многие из представленных здесь фанфиков, то, что я пишу выше, общее впечатление от прочитанного. Если интересно, могу привести цитаты, чтобы проиллюстрировать сказанное, но мне не хочется. Моя цель не в том, чтобы критиковать конкретных авторов, я пытаюсь обосновать свое мнение. Которое заключается в том, что Штольман во многих работах переписан в угоду женскому представлению о влюбленном сыщике и мало напоминает "реальный", если так можно выразиться, персонаж, потому что думает и реагирует по-женски. Что, кстати, не мешает этим фанфикам быть неплохими самостоятельными произведениями. Мне, например, некоторые понравились настолько, что я их перечитывала, не обращая внимания на недостатки.

+1

178

Старый дипломат написал(а):

Так что подобный идеал — он идеал только до поры до времени. И работает в очень узком диапазоне сбычи мечт.

И я об этом. Не то чтобы таких мужчин не было, всякие бывают. И герои бывают всякие. Но Штольман не такой, хотя его таким описывают.

0

179

SOlga написал(а):

Имеют право на существование как женщина, не знающая сомнений, так и мужчина, умеющий сильно чувствовать и переживать. Другое дело, как это отражается внешне, тут уже многое зависит от того, как принято представителям того или иного пола вести себя в том времени, месте, которое описывается в произведении.
Скажем, на мой взгляд Дмитрий Фрид сыграл именно что героя, у которого за довольно сдержанным по большей части внешним поведением скрывается целый фонтан эмоций. Причем эти эмоции не то, чтобы часто сменяют друг друга, а вообще способны существовать одновременно. А другим зрителям такая трактовка кажется излишней и является "признаком женственности" героя. Вроде, как мужчина на такое не способен.
Потому интересен взгляд мужчин. Способен или нет? И если да - то насколько это применимо к канонному Штольману. Правы ли фикрайтеры, награждая этого героя способностью ощущать богатый и порою даже противоречивый спектр эмоций?

Ольга, вопрос же не в том, чтобы ощущать спектр эмоций. Например, я считаю себя человеком, который умеет сильно чувствовать и переживать, но я не думаю о своих эмоциях. Думать — это думать, а эмоционировать — это другое. Предположим, мне что-то интересно. Я не думаю о том, "ой, как интересно!", а раз не думаю, то получить от меня такой выплеск эмоций в словах невозможно :) А женщины часто рефлексируют свои эмоции, погружены в них умом.
Проблема, которую мы обсуждаем, не в чувствах, а в том, как адекватно передать их в литературном произведении, так ведь? В тексте. Это сложно. Для развития мужских образов, может быть, сложно именно потому, что мужчины не так относятся к своим эмоциям, как женщины.
Можем обдумать, примеры собрать и обсудить.
По поводу "ножек-глазок". Да, уменьшительно-ласкательные не свойственны мужской речи, вернее, не так: им отводится очень конкретная роль. Когда Пушкин говорит "ножки", мы же не подозреваем его в трансгендерности?)) Очень важен адресат уменьшительно-ласкательности, он предельно конкретен и привязан к ситуации. Например, мой папа называет мою сестру "доченька", когда хочет сделать ей подарок, как-то особенно её порадовать.
Невозможно представить, чтобы мужчина сказал "Я сейчас вам машинку к офису подгоню". А вот муж жене вполне может сказать, даря ключи (умильно): "Ну, что, получила свою машинку?" Или отец сыну, гневно, из положения старшего (когда, например, узнал, что, участвуя в ночных покатушках, сын разбил машину или, ещё хуже, убил человека): "Не наигрался в машинки?"
Такая языковая нюансировка и позволяет рисовать словом, образы тогда воспринимаются внутренним зрением.

+2

180

Lada Buskie написал(а):

Но Штольман не такой, хотя его таким описывают.

Желательны примеры. Чтобы конкретику обсуждать. Тогда это будет полезно и для авторов. Никогда не зазорно что-то поправить в своём произведении — и речь ведь идёт не о каком-то давлении, а чтобы сам человек увидел недостаток, понял, что это недостаток или исправил. Или аргументировал, почему так. Слава Богу, мы все авторы живые и можем улучшать свои тексты :)

0

181

Старый дипломат написал(а):

уменьшительно-ласкательные не свойственны мужской речи, вернее, не так: им отводится очень конкретная роль. Когда Пушкин говорит "ножки", мы же не подозреваем его в трансгендерности?))

Здесь даже не о  речи говорилось, а  о мыслях. В речи это почти инструмент )))). А представьте мысли мужчины про ручки-ножки не ребенка, а женщины? О других частях тела представить могу. Кстати, мужские мысли Штольмана тоже мало где описаны, даже в самых скандальных фанфиках.

Старый дипломат написал(а):

Желательны примеры. Чтобы конкретику обсуждать.

Не думаю, что авторы примут это спокойно и без обид. Полемика превратится в ссоры.

Старый дипломат написал(а):

а чтобы сам человек увидел недостаток, понял, что это недостаток или исправил.

А недостаток ли это? Если человек не ставит целью стать профессиональным писателем или в принципе научиться прекрасно писать, если фанфик создавался для того, чтобы "выправить" показанное так, чтобы было приятно автору, нужно ли учить его писать реального мужчину вообще и Штольмана, в частности?

0

182

Lada Buskie написал(а):

Если человек не ставит целью стать профессиональным писателем или в принципе научиться прекрасно писать...

На этом форуме никто не ставит перед собой целью получать за писательский труд деньги. Наверное, не ошибусь, если скажу, что пишут для того, чтобы высказаться по каким-либо волнующим вопросам, бескорыстно. А прислушиваться или нет к критике — это уже дело автора.
Вообще, стремление к совершенству — это один из признаком образа Творца в человеке: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5.47) Трудное это дело, да вовсе невозможное, а всё-таки очень приятное :)

+2

183

Lada Buskie написал(а):

Не думаю, что авторы примут это спокойно и без обид. Полемика превратится в ссоры.

Lada Buskie, я не против, чтобы меня цитировали и в хвост, и в гриву. Думаю, и Ира-Atenae придерживается того же мнения. Без обид.
Хочется конкретных примеров. Честно говоря, намеки на "в общем и в целом" воспринимаются гораздо сложнее, потому как не знаешь, за какие конкретно косяки ты должен отвечать. Опять же, хочется понять, в чем больше дело, автор ли пишет "по женски" или читатель воспринимает.

Lada Buskie написал(а):

если фанфик создавался для того, чтобы "выправить" показанное так, чтобы было приятно автору, нужно ли учить его писать реального мужчину вообще и Штольмана, в частности?

А вот это уже и впрямь обидно. Потому как именно с такой целью создается исчезающе малое количество фанфиков и обычно у них стоит пометка "отклонение от канона".
Если фанфик - новеллизация, то скорее автором движет желание пропустить героя через себя, попутно рассказывая о нем еще что-то помимо того, что нам показали, какую-то закадровую жизнь. Если герой при этом получается не такой, каким он показался другому зрителю, то это потому, что он (автор) так видит. Да, верить ему вы не обязаны. Я тоже не верю многим фанфикам, именно потому, что их авторы увидели в героях то, чего не вижу я. Гипертрофированную сексуальную составляющую, например. Но я далека от того, чтобы обвинять авторов в стремлении "переделать" героев.
Читая хоть фанфик, хоть оригинал мы тоже не обязательно видим то,  что хотел сказать автор. У нас свои триггеры срабатывают в голове - и вот чужие Анна и Яков кажутся нам излишне нервенными, или озабоченными, сиропными, картонными... Но дело в авторе или в нас?
В одном из обсуждений по АД упоминали Фандорина, как пример прекрасно выписанного персонажа, а для меня этот герой - неживой абсолютно. Кукла картонная. Но учитывая его популярность я вполне согласна с тем, что дело тут не в авторском изложении, а в моем восприятии.
Если фанфик - продолжение, то автор пишет его потому, что ему по какой-то причине не хочется расставаться с полюбившимися героями. Если автор оригинала бросил их у разбитого корыта, то да, к этому нередко примешивается желание всё же сделать героев счастливыми. Наверное, это действительно по-женски, как раз об этом упоминал тут Robbing Good - что девочки стремятся "всем сделать хорошо". Но является ли это "переделкой оригинала" именно в случае АД? В конце которого мы все увидели двух людей, предназначенных друг-другу. И то, что в фанфиках эти герои уже вместе мне, например, кажется самым естественным и правильным развитием событий.
Вот, ГА второго сезона решила поступить иначе. Как по мне, так этот ход "заново на те же грабли" обусловлен как раз не логикой развития событий, а законами рынка - и то для этого ей пришлось нагородить непонятный винегрет из Нины, гипнотической табакерки и еще черт знает чего.
Для вас ни один из фанфиков не стал "внутренним продолжением", понятно. Нигде не нашлось того самого Штольмана. Что поделать, других фикрайтеров не завезли. Но услышать мнение о том, "что не так" с примерами я вовсе не возражаю. Менять что-либо мне в моем Штольмане поздно, он уже написан, но возможно, пригодится в будущем.

Отредактировано SOlga (23.06.2021 08:08)

+4

184

Lada Buskie написал(а):

Если человек не ставит целью стать профессиональным писателем или в принципе научиться прекрасно писать, если фанфик создавался для того, чтобы "выправить" показанное так, чтобы было приятно автору, нужно ли учить его писать реального мужчину вообще и Штольмана, в частности?

"Это Вы ещё настоящих чудовищ не видели!"  :D
Льщу себя надеждой, что именно на этом ресурсе преобладает желание писать не для того, чтобы закрыть гештальт или почесать свои хотелки, а именно потому, что людям есть что сказать о жизни. В том числе посредством развития полюбившейся истории АДъ. При этом, как справедливо заметил Старый Дипломат, у каждого из нас есть своя профессия, и зарабатывать деньги писательством никто не стремится. Но это не означает, что мы не хотим совершенствовать свои писательские навыки. Как раз у нас обсуждение и конструктивная критика всегда приветствовались. Это не Фикбук, где обитают преимущественно трепетные лани, не видящие ровным счётом никаких недостатков в своих текстах и не желающие даже слышать о них. У нас критика высказывалась неоднократно. Лично мне очень помогали люди, отлавливавшие косяки в матчасти или нестыковки в событийном потоке.
Иное дело, как это высказано. Если пафос выступления сводится к тезису: "Аффтар, убейсяапстену!", то это едва ли чем-то поможет критикуемому автору. Как я понимаю, в настоящее время спор возникает не о том, хорошо или плохо пишет тот или иной автор, а о том, совпадают или нет представления автора и читателя о герое. Потому лично я и поддержала поднятый на другой ветке вопрос. Что в нашем любимом герое является переменной, зависящей от глаз, которые на него смотрят, а какие качества - константа? Не поговорить ли об этом?
Вчера пересмотрела интервью Татьяны Устиновой с Фридом в программе "Мой герой". Поскольку Дмитрий, по моему глубокому убеждению, является основным творцом своего персонажа именно в том виде, в каком мы его узнали и полюбили, то его мнение о Штольмане можно принять за аксиому. Какие базовые качества он выделил в своём герое? Фанатизм в профессии и обострённое чувство справедливости. Следовательно, текст, где чётко прослеживаются именно эти качества героя, является в этой части близким к канонному герою. Потому лично для меня является искажением образа Штольман, для которого "нет ничего в жизни важнее любви". Таки есть!
Иное дело - эмоциональные характеристики героя и проявление этих эмоций вовне. Тут возможны интерпретации, именно по той причине, о которой выше сказала Елена Лунна: Дмитрий демонстрирует богатейшую палитру эмоций в каждый момент экранного времени. Он не играет героя, а становится им, так мне показалось. Это было видно по тому, как преобразилось его лицо, когда он смотрел фрагмент из АДъ. Там ведь был уже не артист, а именно Штольман. Так вот, мы не можем знать, что конкретно думает герой, у которого так много всего в лице отражается. Но суммировав его модус операнди, показанный нам на экране, можно с большой долей уверенности утверждать, что чего-то он категорически не может. Оговорюсь сразу, что лично для меня каноном  является только первый сезон. Второй - фанфик, причём, не слишком хорошего качества.
Итак, что увидела я. Штольман не умеет вслух говорить о своих чувствах. Даже в тех случаях, когда он пытается это делать, он употребляет лексику, которая отражает не чувства, а действия: "Мы должны быть вместе", "Без вас моя жизнь была бы пуста". Именно поэтому меня так резанула фраза про "бездонные глаза", обращённая к Анне. Да ещё и вкупе с попыткой бегать вокруг, хватать за ручку и заглядывать в глаза. Это поведение совершенно другого человека. При этом я совершенно уверена, что отнимая у Анны ложку, которой она бездумно долбила стакан, он мысленно мог употребить именно слово "ручка". Потому что там именно так оно и есть: безвольная, маленькая, беспомощная ладошка в сильной, твёрдой и большой мужской. Здесь уменьшительно-ласкательная форма оправдана и попросту просится для описания ситуации. Готова спорить, если угодно.
Пока прервусь, ибо работа безжалостно переключает мысли на другое.

+5

185

Буду говорить за себя. Может ли Штольман испытывать самые разные, сменяющиеся эмоции? Да, может. Каков его порог для испытания сильной эмоции? Довольно высок: у сыщика здоровый уровень тестостерона и опасная, насыщенная работа; от нехватки впечатлений он не страдает. Есть ли эмоции, в принципе недоступные Штольману? Да, есть - мне в первую очередь приходит в голову экзистенциальная тоска. У того Штольмана, которого увидел я, вопрос бренности бытия и того, стоит ли вообще жить эту жизнь, даже в голове не уместится. Позволяет ли Штольман своим эмоциям проявляться на внешнем плане и влиять на свои действия? С этим, вроде, разногласий и не было - за редкими и маленькими исключениями, нет.
Для меня штольмановские эмоции - как впрыск топлива в двигателе внутреннего сгорания. Происходит сильный, мгновенный выплеск, но Штольман тут же его подавляет и, если эмоция это позволяет, запрягает в работу. Поэтому я его так и пишу: массив текста о действии и мыслях (причём мысли, как Старый Дипломат отметил, не об эмоциях), одно-два предложении о чувствах - и снова действие и мысли. Конечно, порог чувствительности снижается и ограничительные механизмы расслабляются в состоянии алкогольного опьянения, но пьяного Штольмана я пока не выписывал.

+5

186

Robbing Good, спасибо. Когда вы привели в пример свой текст, я начала лучше понимать, о чем спор. Не о чувствах Штольмана вообще, а об эмоциональной окраске текста за счёт их описания . Похоже, именно это кажется оппонентам излишним, а текст, и герой, выписанный подобными красками - женственными.
Насчет текста могу отчасти согласиться(хотя тут зависит не от пола автора, а от того, как он видит мир), насчёт героя - пожалуй, нет. Всё таки заявления, что описывая Штольмана таким манером авторы "превращают его в женщину" кажутся мне чрезмерными.
Подумаю, в чем тут загвоздкa, сейчас выпадаю из интернета.

+1

187

Спор очень интересный, но мне пока трудно ухватить саму суть за хвост)))

Если говорит о Штольмане, не помню, чтобы в работах Афины, Лады, Ольги меня что-то напрягло в Штольмане, показалось бы женственным и так далее. Его слова в "Конце игры" про ладошку Анны, которую было невозможно выпустить из рук для меня делали этого героя еще более сильным, мужественным и сдержанным.

Если сравнивать с мужчинами, которых часто описывали мужчины, в том самом 19 веке, так РЗВ-шный Штольман - вообще брутал и кремень))). Потому что в романах 19 века самых разных стран герои успешно теряют сознание (и не от жуткой раны, а от разбитого сердца, разочарования, нервного напряжения и вовсе не по работе и так далее), резко бледнеют или краснеют, заливаются слезами, рвут волосы и так далее. И умиляют ся вполне себе, как ребенкам, так и женщинам. Например, Диккенс и его герои очень любят любоваться барышнями, отмечая и ручки, и ножки, и глазки, и щечки и прочее, прочее. Ну а как Тургенев восхищался самопожертвованием Полины Виардо, которая "вот этими своим ручками" намочила платок и положила ему на лоб?

В моем окружении был очень мною любимый и уважаемый человек, вполне себе сдержанный и спокойный мужчина. Который прекрасно умилялся детям и котам. А к писателю Толстому испытывал прямо личную искреннюю неприязнь, за то что гений проповедовал роды без обезболивания. У этого мужчины просто слезы на глазах выступали, когда он цитировал Льва Николаевича, и тут же прорывался гнев в охрипшем голосе. Хотя на родах он ни раз не присутствовал, и сложно сказать, почему он так проникся однажды этим аспектом.

Безусловно, соглашусь, что есть некие константы, которые менять в персонаже нельзя. На чем и провалились авторы второго сезона. Ибо пожалеть Нину и дать ей возможность унести ноги (но без государственных документов!) Штольман мог. А вот пожалеть и жениться, даже фиктивно - нет. Сказать - "вы никогда не будете обыкновенной" - мог. Говорить высокопарные слова про бездонные глаза - НЕТ! Хотя про ладошку таки мог, иногда, мысленно))) Думать только любви - нет и нет. Но, когда в "Послании к коринфянам" нам дает жуткий вариант реальности, где Штольман теряет Анну, и день за днем упрямо держится за надежду, что она вернется - в это верю. Правда, он при этом и работать продолжает на износ, так что, опять-таки, все в храктере.

Сумбурные у меня какие-то мысли, простите) Формула не выводится.

+5

188

Robbing Good написал(а):

Для меня штольмановские эмоции - как впрыск топлива в двигателе внутреннего сгорания. Происходит сильный, мгновенный выплеск, но Штольман тут же его подавляет и, если эмоция это позволяет, запрягает в работу.

Спасибо, Robbing Good, за классную, емкую метафору "двигателя внутреннего сгорания". У меня вот прямо похожее восприятие внутреннего устройства эмоциональной сферы Штольмана, но в отличие от Вашего метода, который Вы используете и который условно можно обозначить как "мысль и дело", я использую для ее обозначения свой метод "мысль и чувства"... Дело у меня, как у автора, вынесено на отдельный этаж чувствования.

Так вот, всякий фан-автор имеет свой авторский метод, и наработал он его из собственного опыта, знаний и начитанности. Авторы пишут для того, чтобы привнести свое личное в канонное поле сериальной канвы, тем самым бескорыстно поделившись с миром еще одним неповторимым углом зрения на историю и героев. То, что авторский угол зрения может не одобряться читавшим, не означает, что этот угол зрения не имеет права на существование и должен быть автоматически нивелирован, переправлен, вымаран. Могут быть исправлены отдельные недочеты, ошибки, но не сам авторский метод.

Метод письма - это уникальное дыхание человеческой души, покушаться на него - значит, как мне видится, чего-то сильно не понимать в писательстве, ну, или скажем уже, в фанфикшне. Когда мне попадались разные фанфики с большим разбросом вкусов и представлений, даже и с сексуальным не в меру Яковом ), меня могло это развлечь, насмешить, я могла подосадовать, но мне не казалось верным менять уникальные стилевые особенности этих авторов. Мне показалось верным пойти и отыскать тех авторов, чьи тексты мне по сердцу. Ведь кому-то те работы очень дороги, и даже помогают жить. Значит, эти фан-авторы в своем праве (не обсуждаю сейчас крайние случаи). Как верно заметила Solga, картонный Фандорин любим многими, и значит, все с авторским методом в порядке, он работает.

Здесь, как я вижу, оспаривается право фан-авторов АДъ в целом выбирать собственный метод в изображении чувств Штольмана, кроме единственно-верного метода, известного спорящей стороне. Иными словами, человек говорит, что только он обладает верным знанием, что, как и когда чувствовал Штольман в каждый момент сериала. И это слишком, на мой опять же взгляд, смелое заявление. Но и более развернутое определение этого метода нам пока тоже не дали, было бы интересно понять, о каком эталонном образце все же идет речь.

Вообще, "учить его писать реального мужчину вообще и Штольмана, в частности" может только преподаватель в лит. институте или приглашенный для этого состоявшийся литератор, поелику этому преподавателю такое право вверено самим автором. Все иные заявки на учительство пока мне лично кажутся нелепыми. 

Ведь нет какого-то общеизвестного клише о том, "как принято, или не принято" изображать в литературе мужчин. Потому что принято было всякое (о чем я обещала написать в эссе). В сети полно лекций о литературных методах, авторских стилях, индивидуальных нарративах известных миру писателей. Они разнятся друг от друга кардинально. Мы, скромные фик-райтеры, не занимаемся платной литературой, или обслуживанием вкусов заказчиков за деньги, мы лишь предоставляем свою трактовку сериальных событий, и есть те, кому наши трактовки подходят. На прочее не претендуем. Только и всего.

Отредактировано Елена Лунна (23.06.2021 12:57)

+4

189

Да, еще хотелось бы отметить, что очевидная гендерная разность авторов-женщин и мужчины-героя приводит к возможности взглянуть на жизнь его души с другого угла зрения, не так, как это делают авторы-мужчины. Это может быть непривычным или даже вызывать неприятие (на мой взгляд, это и познавательно, и важно), но это не означает, что жизнь души героя скупа или вовсе отсутствует. То, что сам герой не рефлексирует свои ощущения, не означает, что их не может назвать и показать миру автор ).

Безусловно, в писательском методе авторов-женщин преобладает внимание к чувственной сфере, как таковой, она как бы делается более выпуклой, заметной, поскольку по точным замечаниям Старого Дипломата и Robbing Good, женщины более склонны к деталировке, уделяют внимание ближнему плану, умеют и любят рефлексировать чувства. Это лупа, которую можно навести на историю АДъ и героев, и посмотреть поближе, что же там происходит ).

Отредактировано Елена Лунна (23.06.2021 12:52)

+2

190

Елена Лунна написал(а):

Здесь, как я вижу, оспаривается право фан-авторов АДъ в целом выбирать собственный метод в изображении чувств Штольмана, кроме единственно-верного метода, известного спорящей стороне.

Я, честно сказать, не увидел, чтобы Lada посягала на чьё-то право писать персонажа так, как автор считает нужным. Я лишь увидел, что человек не согласен с другими трактовками образа. Это нормально - в конце концов, зачем иметь свою трактовку персонажа, если не считать её правильной? Просто если вопрос стоит ребром: будет ли канонный Штольман в конкретной ситуации испытывать конкретную эмоцию? - он для ряда спорных ситуаций неразрешим. Даже если бы Колмогоров и Фрид в один голос заявили, что их герой испытывает это и не испытывает вот этого, и такой ответ не поставит точку - автор умер, да здравствует Ролан Барт.

Отредактировано Robbing Good (23.06.2021 13:10)

+2

191

Robbing Good написал(а):

если вопрос стоит ребром: будет ли канонный Штольман в конкретной ситуации испытывать конкретную эмоцию? - он для ряда спорных ситуаций неразрешим.

Я об этом выше писала: он выдает непривычно большую палитру на каждый экранный момент. Причем, эти ситуации, когда "по лицу его пробегает тень большого чувства" -- очень плотненько упакованы в каждую из серий... И поэтому зрительницы до сих пор копья ломают в поисках единственно-верной трактовки, и часто не могут понять друг друга). Ее просто нет.

Robbing Good написал(а):

Я, честно сказать, не увидел, чтобы Lada посягала на чьё-то право писать персонажа так, как автор считает нужным. Я лишь увидел, что человек не согласен с другими трактовками образа.

Ну, этот тот самый болезненный момент, который вызвал к жизни и эту интересную дискуссию, и здесь я с Вами не соглашусь. Более широкий дискурс, который состоялся днями раньше на поле моей работы, и последующие высказывания здесь -- позволяют мне транслировать состоявшееся мнение: Lada -таки посягает на право авторов писать персонажа по-своему, она транслирует эту мысль выше: "учить его (*автора) писать реального мужчину вообще и Штольмана, в частности". Но замечательно, что столкновение воль вышло в русло паритетного обсуждения ).

0

192

Елена Лунна написал(а):

Robbing Good написал(а):

    если вопрос стоит ребром: будет ли канонный Штольман в конкретной ситуации испытывать конкретную эмоцию? - он для ряда спорных ситуаций неразрешим.

Я об этом выше писала: он выдает непривычно большую палитру на каждый экранный момент. Причем, эти ситуации, когда "по лицу его пробегает тень большого чувства" -- очень плотненько упакованы в каждую из серий... И поэтому зрительницы до сих пор копья ломают в поисках единственно-верной трактовки, и часто не могут понять друг друга). Ее просто нет.
Robbing Good написал(а):

    Я, честно сказать, не увидел, чтобы Lada посягала на чьё-то право писать персонажа так, как автор считает нужным. Я лишь увидел, что человек не согласен с другими трактовками образа.

Ну, этот тот самый болезненный момент, который вызвал к жизни и эту интересную дискуссию, и здесь я с Вами не соглашусь. Более широкий дискурс, который состоялся днями раньше на поле моей работы, и последующие высказывания здесь -- позволяют мне транслировать состоявшееся мнение: Lada -таки посягает на право авторов писать персонажа по-своему, она транслирует эту мысль выше: "учить его (*автора) писать реального мужчину вообще и Штольмана, в частности". Но замечательно, что столкновение воль вышло в русло паритетного обсуждения ).

Давайте всё же не будем тянуть сюда старые обиды. В таком случае мы, возможно, сумеем найти конктруктив на нейтральной почве.

0

193

Мария_Валерьевна написал(а):

Если сравнивать с мужчинами, которых часто описывали мужчины, в том самом 19 веке, так РЗВ-шный Штольман - вообще брутал и кремень))).

В приведенных вами примерах речь идет об авторских героях и тут, несомненно, автор в своем праве. Его герой может краснеть, бледнеть, думать о ручках и ножках, испытывать иные множественные и разнообразные рефлексии...это его герой.
С фанфикшеном же дело обстоит несколько по другому - герой к фикрайтерам пришел извне. И здесь действительно можно поспорить, кто лучше попал в изначально заданный образ, а кто нет - и почему. Но опять же следует учитывать,что никто из зрителей не является автором канона, а значит наше восприятие одного и того же канонного Штольмана разниться уже при просмотре первого сезона.

Мария_Валерьевна написал(а):

Если говорит о Штольмане, не помню, чтобы в работах Афины, Лады, Ольги меня что-то напрягло в Штольмане, показалось бы женственным и так далее. Его слова в "Конце игры" про ладошку Анны, которую было невозможно выпустить из рук для меня делали этого героя еще более сильным, мужественным и сдержанным.

Думаю, не совсем корректно приводить в пример РЗВ, речь пока ведь не о ней, а о некоем "сферическом фанфик-Штольмане в вакууме". Да и в самой РЗВ уже десять автров, у каждого из которых Штольман хоть чуть-чуть, да отличается от других. Событийная канва и базовые черты личности едины, но при этом, несмотря на все наши старания, это всё же немного разный Штольман.

+1

194

Елена, мы все тут, в конечном счёте, учим друг друга писать. Вот вы замечаете, что

Елена Лунна написал(а):

...женщины более склонны к деталировке, уделяют внимание ближнему плану, умеют и любят рефлексировать чувства. Это лупа, которую можно навести на историю АДъ и героев, и посмотреть поближе, что же там происходит.

Ваша перспектива позволяет что-то разглядеть в Штольмане, и это что-то вполне себе может научить других - и лично меня - чему-то о писательском ремесле. Даже если я буду с вашей трактовкой не согласен, конкретные литературные приёмы могут быть позаимствованы и использованы в совершенно другом контексте, а улучшенное понимание того, как другой человек смотрит на персонажа, может быть полезно для общего психологического образования и создания других героев в будущем. Объясняя, каков ваш Штольман, и почему он именно таков, вы раскрываете свой инструментарий восприятия действительности. Объясняя, каков её Штольман, и почему он именно таков, Lada делает то же самое. И то, и другое учит наблюдающего за этим человека писать - если, конечно, он желает учиться.

+2

195

Хотелось бы напомнить, с чего мы начинали обсуждение.

Atenae написал(а):

Итак, есть ли гендерные различия в том, как женщина и мужчина пишут героя? Бросается ли это в глаза? Если да, то как именно?

Robbing Good и Старый дипломат упомянули о таких различиях между писателями и писательницами, как интерес к теме, особенности мозга, организация пространства, отношение к этике. Я писала о разнице в расстановке акцентов. То есть из тех, кто высказался по этому вопросу, кто-то считает, что гендерные различия в том, как мужчина и женщина пишут, есть. В том, что касается описания именно героя, все зависит от зрелости и мастерства автора.

Atenae написал(а):

Может ли мужчина вообще и наш ЯП в частности изображаться натурой трепетной? Если да, то что, на Ваш взгляд, составляет неотъемлемые характеристики этого героя, которые не след игнорировать на письме? А чего ему приписывать точно не надо.

А вот со второй частью как-то пока не сложилось. Мы как-то переходим на обсуждение "у кого какие ошибки в описании Штольмана".

Может, вернемся к первоначальным вопросам и слегка их перефразируем, чтобы коротко подытожить?
Во-первых, что считать натурой трепетной и является ли ею Штольман?
Во-вторых, какие черты характера Штольману точно свойственны?
А какие точно нет?

Мое мнение по первому вопросу: "трепетная" натура - чувствительная, ранимая, рефлексирующая. Погруженная в свои эмоции, руководимая ими. Бурно реагирующая на повседневные мелочи. Штольман - натура не трепетная.
По второму: Штольману свойственны страстность, жесткость, контроль над собой, агрессивность, властность, чувственность, быстрота реакций, упрямство, ироничность, циничность (помимо прочего).
По третьему: Штольману несвойственны жалость к себе, восторженность, романтичность, доверчивость, застенчивость, трусость, общая неуверенность в себе (тоже неполный список).

Отредактировано Lada Buskie (23.06.2021 14:06)

+1

196

Robbing Good написал(а):

Елена, мы все тут, в конечном счёте, учим друг друга писать. Вот вы замечаете, что

Ваша перспектива позволяет что-то разглядеть в Штольмане, и это что-то вполне себе может научить других - и лично меня - чему-то о писательском ремесле. Даже если я буду с вашей трактовкой не согласен, конкретные литературные приёмы могут быть позаимствованы и использованы в совершенно другом контексте, а улучшенное понимание того, как другой человек смотрит на персонажа, может быть полезно для общего психологического образования и создания других героев в будущем. Объясняя, каков ваш Штольман, и почему он именно таков, вы раскрываете свой инструментарий восприятия действительности. Объясняя, каков её Штольман, и почему он именно таков, Lada делает то же самое. И то, и другое учит наблюдающего за этим человека писать - если, конечно, он желает учиться.

Абсолютно согласна, каждый пишущий, имеющий любопытство и набор авторитетов, учится практически непрерывно, применяя практики из близких и не близких ему нарративов). Думаю, мы все так делаем ). Разговаривая друг с другом здесь, или читая тексты друг друга, мы обогащаем свой взгляд на мир и свое ремесло. Но все это касается условного "цеха фикрайтеров".

Что же касается тех, кто читает результат наших трудов, тут право на то, чтобы позволять приблизиться к телу текста или не позволять - остается только и исключительно на откуп авторов. Это автор выбирает: заслуживает ли внимания чей-то вклад или нет. По разным причинам: несовпадения жизненных ценностей, вкусов, еще каким-то маркерам. Но такая иерархия советчиков в авторском топе неизбежна.

Есть такие читатели, которые поразительно внимательны, внимательнее автора, к предмету описания, к эпохе, к фразам в сериях. У меня таких было\есть несколько (помимо фан-авторов), и их советы бесценны, очень полезны и всегда являлись\являются причиной правок. Однако, прислушиваться абсолютно к каждому высказавшемуся, а затем вносить по его желанию какие угодно правки в текст - задача несколько утопическая. И если по какой-то причине высказавшийся читатель не заслуживает доверия, автор всегда вправе не рассматривать его в качестве ментора. Тут уж ничего не попишешь. Думаю, все  фикрайтеры выстраивают этот неизбежный рейтинг в личном листе советчиков ).

+1

197

Atenae написал(а):

Давайте всё же не будем тянуть сюда старые обиды. В таком случае мы, возможно, сумеем найти конктруктив на нейтральной почве.

Atenae, речь вовсе не об обидах. Это очень важная для ремесла и очень интересная тема о границах текста, о запросах и ожиданиях читателей, об авторском праве угождать или не угождать вкусам, и чьим? Где эта грань, где баланс, каков критерий? Мне бы хотелось поговорить на такие темы. Это возможно?

0

198

Елена Лунна написал(а):

Atenae, речь вовсе не об обидах. Это очень важная для ремесла и очень интересная тема о границах текста, о запросах и ожиданиях читателей, об авторском праве угождать или не угождать вкусам, и чьим? Где эта грань, где баланс, каков критерий? Мне бы хотелось поговорить на такие темы. Это возможно?

Думаю, в "Творческой мастерской" или "Сорок бочек Диогенов" можно затеять и такое обсуждение. Охотно поучаствую, как побывавший по обе строны от мушки. Но здесь, вперемешку с "образом Штольмана в фанфиках" не стоит, точно))

Отредактировано SOlga (23.06.2021 14:37)

+1

199

Друзья, очень быстро (работой завалили) отмечу, что в приведённом мной примере с альфонсом показано, насколько имитация чувств выдаёт подлинное отношение. И этот альфонс, извините, добывал себе хлеб с маслом и икрой недостойным способом, но это не превратило его в женщину. Он работал умом (заготавливал и выдавал клише, приятное женщине, опознаваемое ею ложно, как проявление истинных чувств) и физикой (разумеется, представляя себе не стареющую бизнесвумен, а что-то из своего репертуара - как отлично написал о похожей паре Стивен Кинг, "можно только представить, как по ночам ему приходилось напрягать своё воображение"), но его душа, сердце никак не участвовали в процессе общения с этой женщиной. И когда ей потребовалось "всего лишь" участие, система дала сбой. Умом он не распознал, что нужно было сделать. Ведь мог же написать: "Зая, какая нафиг машина, дуй домой, ещё не хватало, чтобы ты простудилась! Готовлю горячую ванну и всё остальное. Отогреешься, хоть один день отдохнёшь от работы, а машину я заберу, не волнуйся". Но мог бы - если бы знал, что такое любить эту, эту!
Чувства: неравнодушие к данной конкретной женщине, участие по поводу конкретной ситуации, избыток текста в маленьком сообщении как выход энергии - и решение! Которого ждала женщина, а не банковская карточка.
Так же и у Штольмана: "бездонные глаза" - это то же клише из сердечек и "С первым снегом!" Да можно ли такое б*ство прилепить к настоящему Штольману? Это китч, пошлятина, а не творческое (истинное, Творец и Истина синонимы) прочтение образа, известного нам по первому сезону. Сценариста на мыло!

+4

200

SOlga написал(а):

Думаю, в "Творческой мастерской" или "Сорок бочек Диогенов" можно затеять и такое обсуждение. Охотно поучаствую. Но здесь, вперемешку с "образом Штольмана в фанфиках" не стоит, точно))

Отредактировано SOlga (Сегодня 15:37)

Что ж, новая тема оформилась тезисом вот тут только что ). Тогда прошу вынести эту тему в "Творческую мастерскую", или мне самой это лучше сделать?
"как побывавший по обе строны от мушки" - крайне интересен Ваш опыт и оценочные критерии ))

Отредактировано Елена Лунна (23.06.2021 15:07)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»