Перекресток миров

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Сундук с секретами » В начале была Книга...


В начале была Книга...

Сообщений 101 страница 118 из 118

101

Старый дипломат, у Евы было имя до грехопадения! Вернее, у них было одно имя на двоих - Адам.
"Сотворим человека (адам) по образу Нашему и подобию Нашему..." (Быт. 1:26).
"И сотворил человека (адам) на образ Свой, на образ Божий сотворил его, мужчину (захар) и женщину (нэкэва) сотворил их, и благословил их, и сказал им... (Быт. 1:27-28)
"Мужчину (захар) и женщину (некева) сотворил их, и благословил их и дал (назвал) им имя - человек (адам), в тот день, когда сотворил их..." Быт. 5:2

Интересно, что почему-то именно стихи их первой главы Бытия приводятся в качестве аргумента, когда пытаются доказывать, что первый человек был гермафродитом. Однако двукратное употребление местоимения "их" (отам) и местоимение "им", точнее, местоимение с предлогом (ла/хэм), опровергает эту версию. Можно было бы, конечно, сделать упор на том, что "адам" переводится не только как "человек", но и как "люди" и "человечество", то есть, местоимения множественного числа указывают не на первую пару людей, а на большее количество человеческих  особей. Однако,  стих Быт. 5:2, пересказывающий и дополняющий Быт. 1:26-28 опровергает и эту версию, поскольку является вступлением в линеарную (А родил Б, Б родил В...) родословную потомков Адама, а значит, в нём точно идёт речь об одной человеческой паре.

А вот сам Адам, когда видит жену свою в первый раз, говорит о ней "ишша" (женщина), а себя обозначает однокоренным словом "иш" (мужчина). Называя её, называет и себя, обретая её, обретает и себя, и даёт им похожие имена.

А потом - бац! Она - Ева, он - Адам.
Нет, я не в таких тёмных красках, вижу историю их отношений после грехопадения. Хотя, конечно, повёл он себя, как последний свинтус, когда по кустам прятался и на жену ябедничал. Но кто из нас никогда не был свинтусом по отношению к близкому человеку?
Думаю, они и после Эдема любили друг друга, хоть это и было намного сложнее, чем до греха.

А вот радостный окрик Евы "Канити иш эт Ха/Шэм (Приобрела (родила, сотворила?!) человека/мужчину от Имени) будит во мне двоякие чувства. Не всё там так просто было. Рождение Авеля обозначено как-то вскользь, и никаких радостных выкриков матери по поводу появления на свет второго сына Автор не запечатлел.  Что-то не так было в этой любви Евы к своему первенцу. Не слишком ли много было чувства собственности? И почему "канити" в единственном числе? Не "мы приобрели", "мы произвели на свет", а Я!
Ева в этом разделении-противостоянии с Адамом, которым мы все заражены, отнюдь не пострадавшая сторона, а очень даже противоборствующая  :(

0

102

Стелла
Думаю, что немножко другой порядок: сначала в узком кругу зарождается (или возрождается, очищается и т.д) вера в Единого, потом постепенно, для грядущих поколений, эти очень личные истории богопознания постепенно записываются, потом дополняются, потом редактируются, потом... А потом некая Лизавета (и ещё много-много сыновей Адама и дочерей Евы))) в двадцать первом веке держит в руках Книгу, которая вроде бы не о ней, но и о ней тоже. И поклонение не Книге адресовано, а Тому, о ком она. И да, Он тоже и литературный персонаж, потому что Берешит и все остальные Книги ТАНАХа - памятники древней литературы. Но Он ещё и герой моей жизни, простите за пафос, и то, о чём я читаю в Книге, живёт не только в моём воображении, это всё происходит вокруг меня здесь и сейчас. Потому что я и те, кто вокруг меня - потомки тех людей, о которых в Книге, и не очень-то мы от них отличаемся  :yep:
Вот, как-то так...
Четыре Евангелия начали постепенно записывать, когда первые поколения живых свидетелей значительно поредели.  А ещё у каждого верующего христианина есть пятое Евангелие - его собственная жизнь. И если он это пятое Евангелие читать перестанет, то и первые четыре перестанут быть для него живыми свидетельствами.

+4

103

Jelizawieta, спасибо, достаточно доходчиво объяснили, и мне понятны эмоции верующего человека.

А вот в иврите имя первой женщины читается как Хава.( не от слова ли "хема" - "глина"?)
Точно также, как имя первого человека"Адам" - и переводится, как "человек", а начало его, возможно, от слова "земля" -  или красный - "адом"?

+1

104

Jelizawieta, что люди друг другу постоянно делают гадости - это факт, "его же не перейдеши". Этическая высота тех же 10 заповедей просто недостижима для человека, поражённого грехом, да и Законом он, бедный, не спасётся. Закону будет следовать из страха, но какие там зловонные камни в тех "окрашенных гробах" сердец при этом копятся... Счастье, что никто из людей не видит. Как в "Униженных и оскорблённых" говорит князь вроде Разумовского, что если бы каждый знал, что в другом, мир бы задохнулся от вони.
И кстати, литература и литературные герои ))) - один из способов душевной бани.
Что касается разлома между мужчиной и женщиной, то эта трещина преодолевается в браке, наполненном любовью и постоянным трудом. Ведь где Любовь, там Бог, а где Бог, там рай :)
Как мне кажется, "на мужа похотение твоё" в наиболее искажённом грехом виде - это желание женщины мучить сына своей "любовью". "Похороните меня за плинтусом". Полное владение, невыносимое гравитационное притяжение. Как бы антиикона Богородицы с младенцем. И Каин - вполне себе продукт и образ "сына для себя", а не для мира.

+2

105

Стелла написал(а):

Jelizawieta, спасибо, достаточно доходчиво объяснили, и мне понятны эмоции верующего человека.

А вот в иврите имя первой женщины читается как Хава.( не от слова ли "хема" - "глина"?)

Точно также, как имя первого человека"Адам" - и переводится, как "человек", а начало его, возможно, от слова "земля" -  или красный - "адом"?


"Адам" - стопроцентно от земли (адамА)  :yep: Если уж он из неё слеплен. Там вообще глагол от корня "йцр", от этого же корня "йацер" (горшок) и "йоцер" (сосуд). Нас учили, что адамА - красный глинозём. У нас вокруг Красноярска настоящая адамА  :yep:

А "хавва", когда встречается в ТАНАХе  во множественном числе (хаввот), то переводится как "шатры", "поселение", "стоянка". Получается, что Хавва - что-то вроде временного жилища для детей?!  :O Ну да, временное, девять месяцев всего  :unsure:
Р-р-р-р... Еве надо было ответить: "От горшка слышу!"  :tomato: 
 
А у "хема" другой корень.  :dontknow: Словарь утверждает, что в ТАНАХе употребяется в значениях "горячка", "ярость", "гнев".

0

106

"хам" - жар. (а чей у вас словарь? Кто автор? Один из лучших - Подольского)
Я в ульпане, когда пошла эпопея с корнями, как раз свою первую халтуру в Израиле делала. На уроки ходила, а дома заниматься не было времени. А, поскольку, иврит - язык математический, и в нем много от крассворда (который я с детства не перевариваю) я о корни спотыкаюсь. )))
У нас земля - цвета терракоты. Хоть бери и рисуй.

+3

107

"Жар" в значении "высокая температура тела" или "высокая температура воздуха" ?

У меня словарь Петра Брикса, первый еврейско-польский словарь для изучающих ТАНАХ, издан в 1999. До этого польские студенты были вынуждены пользоваться английскими и немецкими изданиями. Польские словари современного иврита были, а древнееврейский изучали по иноземным учебникам и словарям ))
Брикс во вступлении открыто говорит, что в словаре часто указаны не все возможные значения, а просто обозначены контуры семантического поля. 

А современный иврит реконструировался в прошлом веке больше на основе Мишны (так спецы утверждают )), чем на основе ТАНАХа. Между последней книгой ТАНАХа и записью первого трактата Мишны лет пятьсот прошло. Плюс-минус столетие  :dontknow:  Конечно, семитские языки достаточно консервативны, но иврит, став вновь языком живого общения, обречён на быстрое развитие.   Так что семантические поля в  современном языке и языке ТАНАХа могут иногда не совпадать. А ещё нас учили, что в самом ТАНАХе можно насчитать около десяти диалектов древнееврейского  o.O

+2

108

Jelizawieta, вы подкованы не в пример мне.))
"хам ли"- мне жарко.
"аЙом хам - сегодня жарко
А вот "еш ли хом" - у меня жар, температура.
Словарь Подольского - русско-ивритский; я не подумала, что вы плясали от польского.)) Я слушала его лекции на радио, пока он был жив; очень интересно было.
Разговорный иврит принял много и от арабского, и от арамейском. (муж подсказывает, что на нем был Вавилонский ТАЛМУД), и даже русские словечки уже гуляют.
Но, по-настоящему, иврит и не умирал, его изучали не только в семинариях, но и в светской среде, и в Средневековье, и в Новое время, и позднее были люди, которые хотели читать в оригинале. Бен Иегуда подхватил знамя, и сделал язык доступным.
У нас на "Дюмании" и "Дюмасфере" есть участник, которая иврит сделала своей профессией, и она нашла массу свидетельств о том, как существовал язык в эпоху гонений, и как жилось его носителям.

+2

109

Иврит не умирал, но он примерно до второй четверти прошлого века для большинства еврейских общин был языком учёных мужей ))
Ещё сравнительно недавно считалось, что уже к началу 1-ого века н.э. он стал языком синагоги, а в повседневной жизни жители Иудеи пользовались арамейским. Но лет десять назад в одном научном журнале мне попалась статья, где приводились весомые аргументы в пользу того, что жители Иерусалима и его окрестностей во времена Христа были билингвистами, прекрасно владели и арамейским, и ивритом. Арамейский считался языком провинциальным, а иврит - столичным. На нём даже лавочники счета должникам выписывали. Притом что многие в те времена ещё и греческий неплохо знали. 

А на арамейском не только Гемара в Талмуде, в самом ТАНАХе целые фрагменты есть. И даже большой кусок в несколько глав в книге пророка Даниила.

А в семинариях древнееврейский начали изучать сравнительно недавно. Насчёт православных семинарий врать не буду, а в католических никак не раньше эпохи Возрождения, тем более, что и сами семинарии возникли на Западе достаточно поздно. Если образованием чёрного духовенства (священников, принадлежащих к монашеским орденам) ещё как-то занимались в монастырях, то образованием белого - епархиальных священников - не особо заморачивались.
Они и латынь частенько через пень-колоду знали, хорошо, если правилам чтения были обучены. Этих недоучек обычно по деревням рассылали. 
Вспомнилось )) "А Портос пил и клялся, что из Арамиса в лучшем случае получится деревенский кюре..."  Знал, чем задеть друга-товарища, когда тот в разгар веселья собирался уходить якобы на занятия  :D

Отредактировано Jelizawieta (07.10.2019 21:43)

+3

110

Мне кажется, что иврит стал изучаться в Европе с приходом мавров. Восточная культура стала проникать в христианскую Европу как бы заново, с крестовыми походами. Почитайте, какие прелестные переводы делают с еврейской поэзии. (http://dumasfera.forum24.ru/?1-16-0-00000035-000-80-0) (хотя, это поэзия греховодника)
Сегодня заходит Йом Кипур, мы недавно с кладбища вернулись. И я обратила внимание на то, к чему уже давно привыкла, и, вроде бы, перестала замечать.
Вера в Б-га настолько присутствует в жизни народа, что он, даже бунтуя 364 дня в году против засилья религии, перед Судным днем смиряется и съеживается. Это вера на генетическом уровне, и самые бесшабашные, к моему изумлению, покорно подставляют голову под Капарот. (это когда вокруг головы обводят живой курицей, чтобы она, как жертвенные козлы во времена Храма приняла на себя грехи человека).
И, как не крути, религиозные обряды в жизни любого еврея неизменны и священны: хупа, брит-мила, бар(бат)- мицва и похороны. Тут все - по обряду, и редкий атеист отойдет от них. Это - тот цемент, который скрепляет народ, и который наши "русские" не хотят понять и принять. Удивительное дело, как 80 лет Советской религии выбили из поколений это желание быть с Б-гом. Причем воинственность этих масс и вызывает отторжение, потому что призывы идут типа " бей", "гони". Не хочет народ понять, что ни к нему приехали, а мы приехали к тем, у кого традиции такие древние, что Советам и не снилось. И смотрю я, как вроде бы, совершенно далекие от Б-га люди, в определенные дни, без всякого возражения надевают кипу и Тфиллин, и, накинув талит, идут в бейт-кнессет. Не приличия ради, а по зову сердца. А я - не могу, потому что это, с моей стороны, будет лицемерием. Хотя я знаю, что мне будут рады.

+2

111

Стелла, Господь Вседержитель - это сама Честность, сама Истина. Если Вы честны со своей совестью и не хотите лицемерить, это тоже жертва, вглядываться в своё сердце ради Него - это та же мицва. Господь если видит честность человека по отношению к Себе, может превозмочь и неверие. Ваша честность - лучшее свидетельство веры в то, что есть святыня, к которой нельзя подходить "за компанию".

+2

112

Участие в религиозных обрядах - всего лишь помощь в формировании своего сердца по Образу и Подобию, но никак не гарантия того, что оно именно так и будет формироваться. То есть, когда участие по зову сердца - помощь, а когда приличия ради, то препятствие.
Поляки-католики очень любят по большим религиозным праздникам в процессии по центральным улицам города ходить. Ну и пусть себе любят на здоровье. А я эти шествия терпеть не могу. Вот от всей души.  Когда мы жили в Польше, я поначалу участвовала в них, чтобы не обидеть своих польских родственников. Благодати от этих демонстраций с хоругвями уж точно никакой не получила. А удовольствия в десятки раз меньше, чем от первомайских парадов в детстве. В детстве мне папа с дедушкой шарики разноцветные надували, а ещё на парадах надо было громко кричать "Ура!", и мне это ужасно нравилось))  Годам к десяти я уже относилась к всему этому без детсадовского энтузиазма, а в одиннадцать заявила, что ни за какие коврижки на демонстрацию не пойду.
И вот, в двадцать три года, мне впервые "посчастливилось" участвовать в польском религиозном параде. :tired: Конечно, там ничего страшного не происходит. Ходят себе люди организованной толпою, хоругви несут, громко поют, время от времени останавливаются и выслушивают короткую проповедь, потом дальше топают. Нет, я ничего не имею против проповедей, религиозных песнопений и общей молитвы, но мне вполне хватает Литургии св. Мессы и других молитвенных собраний в стенах церкви. А тут.. Пытаясь увидеть в этой традиции глубокий смысл, я постепенно осознала, что от хождений по городу с мыслями о том, что дома ждёт праздничный обед, лично мне несравненно больше вреда, чем пользы. И стала постоянно искать предлог, чтобы дома остаться. То я плохо себя чувствую, то просто жажду помочь нашей бабушке Серафиме в приготовлении обеда, то... В общем, однажды я не выдержала и честно сказала, что мне эти процессии только мешают радоваться празднику, что с общей молитвой никак не ассоциируются, и ничего, кроме раздражения и ассоциаций с коммунистическими демонстрациями не вызывают... Уф... А ведь мне полегчало. Кое-кто на меня обиделся, конечно, но не надолго. Ну что взять с "этой русской".   :rolleyes:  Зато для бабушки Серафимы была очевидная польза: было кому картошку толочь и лук резать.  :D
А ещё я точно знаю, что Он на меня точно не обиделся за неучастие в том, чего я не приемлю.

+1

113

Jelizawieta, поддерживаю Вас в том, что разные виды аскетики (а Крестные ходы - это ведь одно из аскетических упражнений) нужно выбирать по душе и только с мыслью о Господе и служении Ему - а он заповедовал "мир вам!" и "радуйтесь!", и это не просто традиционные приветствия.
Сам я очень люблю Крестные ходы, и если бы узнал, что кто-то идёт "за компанию" или - не дай Бог - потому что "так надо", сказал бы этому человеку, что он проявит больше любви к Господу, если будет там, где его сердце находится действительно на высоте.

0

114

Во всех этих "мероприятиях" куда больше привычки и боязни оказаться "вне стада". Что скажет священник прихода, прихожане и вся родня, если я не явлюсь?(Это - для любой религии). Точно так же, как, в свое время, надо было явиться на ту же демонстрацию по списку или на партсобрание.
Потому я и говорю, что вера и религия (уж это точно - не мое только мнение, но дошла я до него своим умом еще в молодости) - разные вещи. И это отвращает меня от любого ритуала: ненавижу схемы и догмы.
Jelizawieta, а я еще и боюсь таких массовых хождений, потому что в них рождается дух толпы, а за ним следует слишком часто - побоище. Слишком часто хоругви меняли на колья. (История и гены об этом напоминают)
Мы никогда с детьми не ходили ни на демонстрации, ни на салюты. В толпе всяко случается. Раз с дочкой, еще совсем маленькой, возвращались с пляжа, началась гроза, и люди кинулись на переправу. Дикость этого человеческого стада едва не потопила катер, а ведь речь шла всего лишь о дожде. Хорошо, муж оттащил нас в сторону, пока все это давило друг друга. Мы переждали и переправились попозже, спокойно. Мокрые - но с целыми ребрами.

+2

115

Стелла, ох, давка в потерявшей разум толпе — это страшное дело. Молодец Ваш муж, что быстро и правильно среагировал.
У меня в жизни тоже был этот опыт: в Тулузе, во время забастовки мусорщиков, в то самое время, когда огромную демонстрацию митингующих с центральной площади (Atenae точно должна помнить эту площадь, очень просторное место перед зданием, где сосредоточена вся жизнь городских властей) полиция погнала водомётами по узким улицам, мне случилось как раз быть на такой узкой улице, прилегавшей к той площади. Прямо как в фильме-катастрофе "Послезавтра", когда люди видят, как с набережной на улицу надвигается чудовищная волна. Хорошо, что я тогда был в отличной физической форме: в секунду забрался по водосточной трубе и зацепился за балкон, и это всё пронеслось подо мной, как дикое мокрое стадо.
Что касается ритуалов и догм, то просто хотел бы отметить, что и экзегетические, и сугубо практические богослужебные книги писались мужчинами для мужчин, а мужское восприятие мира предполагает обязательное формирование некого каркаса. Нам нужна линейка, мерка, иерархическая пирамида. Ритуалы создают определённое пространство, как, например, колонны поддерживают храм, хотя самое ценное в храме — это никак не колонны, а именно пустое пространство, которое может быть заполнено людьми. При этом, подчёркиваю, ритуал носит служебные функции, и мужчины это понимают. Он не абсолютен, его десять раз можно поменять.
Просто есть некая изначальная особенность женской природы в том, чтобы зачем-то придавать ритуалам чрезмерное значение (ведь и Ева, ещё даже до грехопадения, когда говорила со змеем с Древа познания добра и зла, зачем-то наложила на себя более суровый запрет — "не касаться древа", а Бог этого не говорил, он сказал только "не ешьте"). Поэтому когда женщин в организованном ритуале подавляющее большинство или — тем паче — организаторами выступают именно они, то есть опасность чрезмерного поклонения именно ритуалу, наделение его каким-то смыслом фетиша.
Как мне кажется, потому у нас мужчины мало ходят в храмы, что женщины обожествляют ритуал. Когда традиция была жесткого оборвана во время революции, полный советский атеизм вывел из культурного поля само понятие религиозной мысли. Женщины приходят в храм и вообще к Богу, как правило, за каким-то утешением. Они интуитивно находят успокоение души в самой организации храмового пространства, им хорошо облегчить душу, о чём-то попросить и т.п. Мужчина же приходит к Богу — даже в скорбях и бедах — за знанием, которое и есть главное утешение. Это принципиально важное отличие. Если женщины начинают поучать новоначального, где ему стоять, что делать, как поворачиваться и делать прочие мелкие и ненужные ритуальные вещи (а мужчины знают, что ритуал — это удобство и игра, а не абсолют), то есть большой риск, что он вообще больше не придёт в храм — в самое удобное, специально выгороженное святое место, где удобнее всего заниматься мыслительным процессом, умным деланием, устроением ума как царя в голове. У мужчины не бывает путей к сердцу не через голову. Женщины же могут умиляться присутствием Бога прямо в сердце.
Так что Вы совершенно правильно не уделяете ритуалу центрального места, это так и есть, его место служебное. Но он нужен как некие колышки вокруг пространства, чтобы мысль не разбредалась и не растекалась. Господь когда открывался людям, Он очень щадил нашу природу, которая несоизмерима в своей слабости с Его. Отсюда и скрижали, и скиния, и указания, как построить храм, посылание ангелов вместо Себя и т.п.. Вдохнуть в человека Богооткровение — это в 99,9% просто его убить. Потому-то нужны такие "оградки" в виде ритуалов. Однако главная точка соприкосновения с Ним — конечно же, сердце. Если оно открыто к Богу, Он туда без всякого внешнего-лишнего войдёт "в тихом ветре".

+2

116

О, женщины, если они начинают что-то соблюдать с пристрастием, с фанатизмом - это дикая и страшная сила. И, что бы мне не доказывали - достаточно омерзительная.
Вчера сидим в автобусе - чувствую, меня муж тихонько подталкивает. Заходит в автобус чучело: молодая женщина, с тонкими чертами изнуренного лица (европейка, мне даже показалось, славянского типа), в черных одеждах. Длинная черная юбка, черная кофта с длинными, до пальцев, рукавами, в черной косынке, а поверх - черная пелерина. И это все - при 28 градусах жары, и так они ходят и в 40. Это секта у ашкеназских евреев, которую основали сами женщины. некоторые вообще ходят в таком количестве напяленных друг на друга пелерин, что проще одеть один хиджаб. И в своей скромности они доходят до таких маразмов... Когда, после ряда вопиющих эпизодов, за них взялись следственные органы, оказалось, что в этот раз идиотизм исходит от самих женщин, равы оказались не при чем. В своем самоунижении эти дамы, похоже, и фундаменталистов в ИГИЛе уже обошли.

+2

117

Стелла, у нас тоже был случай где-то в российской глубинке: несколько женщин такого типа организовали "православный" детский дом. Когда одна девочка погибла от побоев, за дело взялась прокуратура. Оказалось, священство епархии вообще было не в курсе, что на их территории действует такая клоака, прикрываясь именем Церкви.
Тут вообще речь о Боге не идёт, это просто больные люди. Там, где есть ненависть к противоположному полу, всегда слышно шипение древнего змия.
[indent]

Отредактировано Старый дипломат (13.10.2019 23:37)

+2

118

А когда мамочка тридцатилетняя шипит на своего восьмилетнего сына в церкви: "На колени! Быстро на колени, я сказала!"  :tired: А если ещё учесть, что  никто в тот момент богослужения на колени не становится... Ну, не принято. Все стоя молятся, бабули некоторые сидят на лавочках.  Но мамочке захотелось именно так проявить свою пламенную религиозность, а заодно и ребёнка к этому принудить. Мальчишечка стоит растерянный, глазёнки большие, разнесчастные. Да пусть эта мадам хоть от ризницы до амвона на коленях ползёт, если ей так хочется.  Ребёнок-то здесь причём?
Почти свежими впечатлениями делюсь. А ещё Ева с Каином из головы не идут.  :unsure:

Отредактировано Jelizawieta (13.10.2019 22:06)

+2


Вы здесь » Перекресток миров » Сундук с секретами » В начале была Книга...