http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/19816.png
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: «СВАДЕБНЫЕ КОЛОКОЛА»
http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/42904.png
   
Какой выбор стоял перед девушкой из семьи джентльмена в 19 веке? Самая прямая и проторенная дорога вела к замужеству. Казалось бы – вперед и с песней. Да вот незадача… По подсчетам, женщин на Британских островах в 19 веке было гораздо больше, чем мужчин. То есть, исполнить священный долг жены и матери КАЖДАЯ леди не могла в принципе. Да и не каждая прямо так сильно этого хотела.

Просто замужество зачастую оказывалось единственной возможностью начать вроде бы самостоятельную жизнь. Потому что ДО него ты принадлежишь отцу. А вот ПОСЛЕ – уже мужу.

Вопрос всех времен и народов – с кем проще договориться? Это – как повезет.

Были замечательные отцы, поддерживающие тягу дочек к знаниям и творчеству. Были отличные мужья, которые иной раз сами возглавляли развернувшуюся борьбу за права женщин и всецело одобряли подобные устремления своих супруг.

Но чаще патриархальные традиции оказывались сильнее. А законы, защищавшие женщин, принимались мееедлеееннно. Несмотря на то, что на троне вообще-то сидела дама.

Но сама Виктория обрела полное семейное счастье с принцем Албертом. И потому, искренне полагала, что большего женщина не может желать. Супруг для королевы являлся светочем, примером мудрости и работоспособности. И не на пустом месте это восхищение возникло. К тому же, Альберт никогда не смотрел на сторону. Кроме венценосной жены для него никогда никого не существовало. Как и для самой Виктории. Однако это несколько мешало королеве понять чаяния других, менее удачливых соотечественниц.

До 1857 года развестись было очень сложно и дорого, особенно по инициативе самой жены. Для этого со стороны мужа должны были наблюдаться уж совсем непристойные пороки, вплоть до инцеста. Просто банальная измена уважительной причиной не считалась. Побои – тоже ( К.Каути и К.Гринберг «Женщины Викторианской Англии»).

В 1857 года был принят Закон о бракоразводных процессах. Он немного (именно немного) упростил процедуру. А для женщин была сделана невероятная уступка: разведенные дамы могли ЧАСТИЧНО распоряжаться своим имуществом. Также бракоразводное дело можно было возбудить по причине жестокости мужа, или- если он не появлялся в течение двух лет.

Но тебе никто не обещал, что ты это самое дело выиграешь… И сможешь забрать детей или хотя бы видеться с ними после развода.

До 1873 года детей при разводе из-за измены матери однозначно оставляли мужу. На распутных мужей это не распространялось, им детей закон отдавал почти всегда. С 1873 года этот вопрос  уже мог решить судья, но и тогда решение принималось чаще в пользу мужей.

До 1886 года вдова могла так и не получить право опеки над собственным ребенком, если в завещании опекуна назначил муж (К.Каути и К.Гринберг «Женщины Викторианской Англии»).

Так что – ох, как права была Мэри Брэкенстолл из рассказа «Убийство в Эбби-Грэндж», говоря о чудовищных законах Англии.

Из фильмов о трагичном замужестве я хочу посоветовать экранизацию романа Энн Бронте «Незнакомка из Уайлдфелл-холла».

Время действия – 1840-е годы. Шерлок Холмс еще даже не появился на свет. Но подобная драма могла произойти, к примеру, с его родителями. Да и спустя 10, 20, 30 лет ситуация в стране, а главное – в головах у людей поменяется несильно.

В старое поместье приезжает молодая вдова с маленьким сыном – Хелен Грэхем. Вся окрестная деревня взбудоражена. Слухи и сплетни расходятся как широкие круги по воде. Сама леди ведет себя очень сдержанно, что только усугубляет любопытство. Местный житель, Гилберт Маркхем, влюбляется в миссис Грэхем. Но его мучают подозрения, что не все чисто в жизни избранницы.  А уж когда выясняется, что она ночью тайком видится с неким мужчиной… Да еще и рисует картину на продажу…

Разве может благопристойная леди САМА зарабатывать на жизнь?

Кроме того, миссис Грэхем, по мнению окружающих, слишком опекает сына, приходит в ужас от попыток соседей увлечь ребенка вином и охотой, отчего получает еще и репутацию «истеричной мамаши»…

Свою тайну Хелен доверяет Гилберту, лишь уехав из этих мест. Она передает молодому человеку личный дневник. Разгадка проста, печальна, и увы – до сих пор жизненна.

Юную, впечатлительную Хелен закружил и очаровал молодой и веселый Артур Хадингтон. Девушка стала его женой и… оказалась повязана с человеком распутным, эгоистичным и жестоким. Сам он легко изменяет супруге, но ревнует Хелен даже к их маленькому сыну. А мальчика приучает к вину, и жестоким играм с животными («тыжемужик»). И если сама Хелен готова выполнять долг жены, то страх за душу ребенка оказывается сильнее обета в церкви.

Развод невозможен, и женщина тайком покидает супруга, назвав себя именем матери. Чтобы содержать себя и ребенка, она рисует картины, так как является способной художницей. Однако Артур довольно быстро узнает, где скрывается жена. Он зовет ее к себе, так как имеет на это все юридические права. А кроме того, беспутная жизнь привела Хадингтона к болезни, а где сыщешь лучшую сиделку, чем супруга?

Образ Хелен очень специфичен. Это стойкий и глубоко верующий человек, готовый до конца выполнять свой долг. На бунт она решается опять же из чувства долга, на этот раз – материнского. Сплав твердости, веры и долга не всегда понятен современным людям. Многим Хелен кажется ханжой (как и Джейн Эйр). Но это, на мой взгляд, неверно. Хотя бы потому, что женщина старается сама жить по тем законам, которые считает правильными. И хорошо, что у нее есть вера (да, я – атеист, но не отрицаю пользы религии в некоторых случаях) – именно она помогла Хелен остаться целой, дала силы к борьбе и надежду на лучшее.

Фильм 1996 года снят очень хорошо. Виды сельской Англии, та самая маленькая провинция, где все на виду… Главный герой – весь такой порывистый, благородный и при этом – ревнивый и подозрительный, готовый поверить в худшее о своей избраннице. Ну и великолепна Хелен в исполнении Тары Фицжеральд. Во второй, ретроспективной части картины мы видим веселую, солнечную девушку с локонами, в светлых платьях. До чего же она контрастна к той Незнакомке, которую зритель успел узнать в начале! Ибо молодая женщина, успевшая побыть несчастливой женой, носит строгие, темные, однако изящные платья, гладко зачесывает волосы. И глаза Тары-Хелен – темные, настороженные, решительные. Она вечно напряжена, она волнуется за сына, боится, что ее тайна будет раскрыта, что муж отыщет и велит возвращаться назад…

Так что, уважаемые читатели и писатели, коллизия с жестоким мужем, от которого некуда деваться – очень распространенная драма для 19 века. И может породить массу как детективных, так и любовных линий, в канве «Шерлокианы» в том числе.

Далее, в тему неудачного замужества, которое превращается в кошмар, хорошо ложится сюжет «Женщины в белом». Роман Уилки Коллинза был экранизирован несколько раз, в том числе и в нашей стране. Советский вариант мне нравится, однако он больше ассоциируется с романами русских классиков 19 века, чем с миром викторианства. Поэтому в данной статье порекомендую версию английскую, 1997 года. Роман немного изменен, выдержан в жутковатом, готическом стиле, полном кладбищ, крестов, темных ночей, сильных ливней. И даже зная книгу, смотришь,боишься, и чувствуешь  приближение катастрофы.

Итак, живут две сестры-сироты, дети одной матери и разных отцов. Умная, сильная, решительная Мэрианн Гокомб (Тара Фицжеральд) и более нежная и покладистая Лаура Фэрли (Джастин Уоделл). В поместье их опекуна, старого дяди, приезжает учитель рисования – Уолтер. Он влюбляется в Лауру, она отвечает взаимностью. Однако девушка была давно обещана некому сэру Персивалю, и брак должен состояться. Чтобы Уолтер не мешал, его дискредитируют в глазах сестер. Художник вынужден уехать. Но он возвращается, чтобы разобраться в странной смерти Лауры, успевшей стать женой сэра Персиваля.

Но это позже. Мы увидим, как сэр Перси артистично, решительно, красиво отсекает супругу от прежней жизни, от окружающего мира, даже от старшей сестры. Ведь мужественная Мэрианн, горячо любящая Лауру, может очень помешать планам мужа. А мужу нужны деньги супруги. Все, целиком. А в брачном контракте кое-что все же закреплено за Лаурой.

Идет настоящее моральное давление и истязание. Лауру целенаправленно доводят до невменяемости, чтобы смерть молодой женщины не выглядела странной. И все бы получилось, не заподозри неладное Мэрианн и не появись снова на пути сэра Перси художник Уолтер.

А так – и бывший опекун, и представители закона верят печальному вдовцу. В припадке безумия его жена сбросилась с башни. Какая беда… Что вы, разве может быть в чем-то виновен сэр Перси?!!!

Мэрианн и Уолтеру предстоит очень тяжелая борьба. Против них закон, влияние титула сэра Перси, показания слуг, врача. Особенно уязвима Мэрианн, как незамужняя девушка, которая на свой страх и риск, жертвуя репутацией, начинает активное расследование.

Я не знаю, что страшнее. Видеть беспутство мужа, терпеть его насмешки и ревность или быть человеком, которого ради денег хладнокровно мучают и сводят с ума. Какое счастье, что судьба дала Хелен Грэхем твердый сильный характер. Как хорошо, что у Лауры была умная сестра и любящий человек, не забывший избранницу после ее замужества.

И как тут не вспомнить ситуацию с Алисой из рассказа «Медные буки» или Мэри Брэкенстолл из Эбби-Грэндж. Думаю, Шерлок Холмс однозначно был бы на стороне Незнакомки и Лауры и постарался помочь им всеми силами.

Знаете, обидно стало заканчивать главу на такой печальной ноте и обижать всю сильную половину человечества. И вот я посидела и честно попыталась вспомнить фильм, где в начале  была бы свадьба. А затем нам бы показали путь людей друг к другу, который бы привел к расцвету настоящей крепкой привязанности, в идеале – любви. И почти ничего в голову не идет. Потому что когда нам в последних кадрах показывают обвенчанную пару, лучащуюся улыбками – это еще ни о чем не говорит. Потому что Хелен тоже улыбалась, выходя замуж за Артура.

В моей памяти всплыл один фильм, который понравился мне не сильно, но в аспекте развития отношений пришелся по душе. Хотя  отведено им преступно мало времени.

Это – «Как стать леди»,  2012 года. По повести Ф.Бернетт «Становление маркизы».

Книгу не читала. А к фильму отношение двойственное.

Итак, 1890-е годы. Эмили – девушка из знатной, но очень обедневшей семьи. Родственники сумели дать девочке образование, а уж дальше она должна пробиваться сама. Эмили подрабатывает кем-то вроде секретаря-компаньонки у богатой дамы. В доме не живет, только является туда в указанное время. Место, где Эмили ночует – жуткая убогая комнатенка на чердаке:  облезшие стены, протекающий потолок… Девушка верит, что дама вот-вот возьмет ее на полную ставку, но…

Из далеких краев возвращается племянник хозяйки – сэр Джеймс Вордехаст, вдовец. Тетушка жаждет подобрать ему новую жену, и потенциальные невесты приглашены к ужину. Сэр Джеймс не хочет сидеть за столом рядом с одной из них. Эмили по его просьбе меняет карточки, указывающие кому где находиться. И – вылетает с работы.

Но судьба приготовила ей второй сюрприз. Сэр Джеймс, который и жениться хочет, и наследников  породить желает, явился к ней с интересным предложением. Эмили – симпатичная, нескучная, умная и хозяйственная особа. Не вызывает у него ужаса и тоски, как великосветские кандидатки. Так почему бы не объединить два одиночества? К тому же он чувствует свою вину в том, что девушка осталась без работы.

Оставим в стороне вопрос, насколько такое могло быть в реальности. Хотя следует учесть, что сэр Джеймс ни от кого не зависит и теоретически может назвать своей женой кого угодно. Эмили же – из хорошей семьи, а что бедна, как церковная мышь, так для сэра Джеймса это не проблема, своих денег достаточно.

Эмили когда-то мечтала выйти замуж по любви. Но жизнь внесла свои коррективы. И девушка соглашается выйти замуж за нелюбимого, но и не ненавистного человека. Никто никого не обманывает, оба испытывают друг к другу интерес и симпатию. Так почему бы и нет?

Играется свадьба, молодые поселяются в поместье сэр Джеймса. И вот это для меня – самая интересная часть фильма. Как два почти незнакомых человек постепенно сближаются. Как аккуратно и бережно действуют, стараясь понять и  не причинить боли. Эти сцены проникнуты такой глубокой нежностью, искренним теплом, вниманием, что на душе хорошеет. Потому что не выглядит ни сладко, ни натянуто. Мне кажется, это куда более жизненно, чем бесконечные «поединки своеволий» и попытки «померяться… умом». Да, возникают и неловкость, и напряжение, это естественно. Но в брак вступили люди уже не слишком юные, успевшие познать горе и трудности. Им ХОЧЕТСЯ быть счастливыми и дать счастье другому.

Сэр Джемс не торопит жену даже в плане исполнения супружеского долга (хотя все затеяно ради наследника и  вроде бы – надо быстрее). И это происходит только по обоюдному желанию, когда Эмили готова и не боится. Эмили очень осторожно расспрашивает о его первой жене, без ревности или зависти, просто чтобы понять душу мужа. И он ей честно рассказывает, что очень любил, очень страдал. Но теперь он готов к новому счастью.

А моя любимая сцена – как сэр Джеймс учит Эмили плавать в пруду. Так красиво снято, так естественно, невинно и чувственно.

Но – сюжет вильнул и все испортил. Сэра Джеймса срочно вызвали в Индию, где начались беспорядки. А к оставшейся за хозяйку Эмили нагрянули гости. Паршивая овца из мужниного семейства со своей женой. И началась совсем иная, детективная история. Даже контурно не буду ее обозначать, потому что в данном случае линия отношений Эмили и Джеймса для меня была намного интереснее.

Так что положение эдакого гегемона в семье развращало не всех мужчин 19 века. Были те, кто относился к своей собственной жене с уважением, терпением и мягкостью. Не крутили в бараний рог, не издевались, но и не сюсюкали, как с недоразвитыми. Так что образу сэра Джеймса – большой респект.

Какое отношение это может имеет к Шерлоку Холмсу? А вот и даже самое прямое – почему бы линию его сближения с дамой не выстроить подобным образом? С поправкой на характер, конечно. Но было бы очень интересно. Схваток темпераментов хватает, а если сразу – с уважением и нежностью?

Все, автора понесло. На сегодня хватит.
       
http://forumstatic.ru/files/0012/57/91/42904.png
   
Следующая глава        Содержание.