У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Анна Детективъ - сборник драбблов » Ветер для госпожи Вишневской


Ветер для госпожи Вишневской

Сообщений 1 страница 50 из 63

1

Ветер для госпожи Вишневской

https://i.imgur.com/ePsg0Qn.jpg

В каноне Сашенька Вишневский мне показался неким фантомом, призраком, который существует только в воображении Марии Тимофеевны.
А вот в фаноне РЗВ, в повести "Барыня с архангелом" он неожиданно обрел плоть и кровь, причем, весьма неприятные. Ибо супруга "Сашеньки" оказалось затюканной и забитой.
И я, как защитница и жалельщица подобных жен, стала думать о ней. Как так вышло, и почему она вообще связалась с Вишневским?
Так и родилась эта история.

   
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого…

Осень 1908 года

Лидия Владимировна торопливо сошла по ступеням крыльца, и облегченно вздохнула. Все! Позади осталась душная гостиная, многословный суетливый визитер, и муж.
Вернее, - МУЖ. Ибо, если визитер обязательно уйдет, а гостиную тайком можно проветрить, то супруг Лидии Владимировны, адвокат Вишневский обладал способностью присутствовать всегда и везде, почти в любой комнате дома, и даже вне его. Громкий, напористый, довольный собой, он словно выдавливал жену за пределы некого круга. Но и не отпускал далеко…

Вздрогнув, она плотнее запахнула пальто, хотя конец сентября выдался очень теплым. Медленно, стараясь растянуть удовольствие, прошла по дорожке вдоль дома. Проводила взглядом солнечный кленовый лист, который, не падая,  медленно плыл над землей. Не удержалась, и заглянула в окно той самой комнаты, где остались беседовать хозяин усадьбы, и его гость.

Александр Павлович Вишневский, как всегда, царил. Казалось, что его крупная, расплывшаяся фигура занимает собой весь диван, хотя адвокат даже не откинулся на спинку. Но собеседник предпочел устроиться в кресле. Может быть, опасался, что другой край дивана просто перевесит «солидный и успешный специалист»?
Лидия Владимировна хихикнула вслух, представив себе подобную картину.  Тут же испуганно прикрыла рот рукой. Резко отшатнувшись от окна, она шагнула на боковую дорожку.

«Вот оно – твое счастье, Лидочка!»

Счастье? Сбежать из дома? Пусть недалеко, и ненадолго, в собственный сад на полчаса, но только бы не видеть мужа?

***

Конечно, Лиде Ларичевой очень хотелось счастья! И она даже знала, каким оно может быть. Когда Лида начинала читать вслух стихи, или страницу из интересного романа, в грудь откуда-то изнутри упруго толкался ветер, руки, даже прилично сложенные на коленях, словно распахивались на манер крыльев. Голос то звенел высоко и радостно, то превращался в хрипловатый шепот. И она летела, летела, проживая в эти минуты тысячи жизней людей из самых разных стран и эпох. А возвращаясь назад, какое-то время удивленно смотрела вокруг, не понимая, почему все осталось по-прежнему.

Это было счастье. Лида уже видела, что для многих людей, даже умеющих читать, книги молчат. И герои, поразившие ее саму, - немы. Но она, она, может докричаться, дозваться, донести слова, наполненные чувством – горьким ли, радостным. И человек, словно прозревая, охнет, потрет глаза, может быть, даже застыдится, или испугается того, что ощутил в этот момент…

Так однажды кухарка, женщина «сурьезная», и к нежностям несклонная, вдруг подозрительно зашмыгала носом, когда барышня изволила читать на кухне отрывки из «Сказки о Мёртвой царевне». Призывы страдающего верного Елисея, в которые Лида вложила, кажется, всю душу, вызвали ее полное понимание и сочувствие:

- Аль откажешь мне в ответе?!
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я – жених ей!!

Или – тот господин Буров, которому, как говорили взрослые, «состояние железные дороги сделали». Лиде тогда думала, что Буров только тем и занимался, что на поездах ездил, и недоумевала, почему же выглядит он таким скучающим и хмурым? Уж она бы не заскучала в дороге! Она смотрела бы в окна, а если бы позволили – высунула ладонь наружу. Чтобы погладить свой ветер.

На одном матушкином приеме Буров заговорил с Лидой, которую еще не отослали в детскую. Девочка честно ему сообщила, что любит стихи. Разумеется, гость с преувеличенной вежливостью попросил почитать. Лиде сразу пришли на ум «Колокольчики». Пусть не поезд, а конь, но ведь тоже – летит вперед, навстречу ветру!

- Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом!

Лиде в тот момент казалось, что это она скачет по полю, чувствует запах трав. Видит примятые синие цветы, искренне горюет о них… Но не может остановиться.
Разумеется, матушка тут же оказалась рядом. И господин Буров, глаза которого словно высветились из морщин и бакенбард, засинели, не хуже колокольчиков, говорил уже госпоже Ларичевой:

- Наталья Андреевна, да это ведь весьма, весьма… очень недурственно! Поверьте, я в столицах бывал в театрах. Так вот, дочка ваша, скажу вам… Это прямо к сердцу, и выражение, и все!

Было видно, что Буров не находит нужных слов, и берет привычные, из каких-то других речей, словно из готовых письмовников. Но Лиде и не важны были слова, она понимала, что слушатель ее точно ожил, стал иным. Пусть и ненадолго, быть может.

Матушка вежливо покивала, поблагодарила, но заметила, что дочь ее слишком нервна и впечатлительна, посему не стоит делать столь жаркие комплименты ее декламации.

Саму Лиду немедленно отослали спать.

***

Безусловно, Наталья Андреевна дочь любила. И счастья для нее хотела. В этом Лида не сомневалась никогда. Только вот видела матушка это счастье куда более вещественно и конкретно.

Сама Наталья Андреевна рано осталась сиротой, и была определена в Московский Александровский институт. Успехи там сделала значительные, и по окончании без труда получила место домашней учительницы. Через пару лет на юную наставницу обратил внимание друг семьи нанимателей, чиновник Владимир Сергеевич Ларичев. К счастью, намерения у него были самые честные, а то, что старше почти на девятнадцать лет, - это Наташу не смутило. Она с радостью приняла предложение руки и сердца.

Ларичев собирался оставить службу. От дальнего родственника он неожиданно получил наследство, и можно было наконец осесть, завести свой дом. Жизнь Ларичев вел простую, и скромную, деньгами распоряжался умело. Правда, семейное гнездо он собирался обустраивать вовсе не в Москве, а где-нибудь в провинции. Наташа, всегда отличавшаяся здравомыслием, согласилась, что это выйдет и дешевле, и приличнее. Так супруг и переехали в Затонск.

И жили они счастливо. Владимир Сергеевич был человеком добрым, и хотя и экономным, но не жадным. Жену любил, и уважал, секретов от нее не имел, а упрекнуть отсутствием приданого – даже помыслить не мог. Наташа легко вошла в роль хозяйки дома, мужу отвечала столь же искренней любовью, и благодарностью. Когда первенец, - дочка, появилась на свет, оба были счастливы безмерно.

Жаль, сама Лида батюшку не помнила. Наталья Андреевна говорила, - нежнейший был отец. Только умер, едва дочери три года сравнялось. Простудился, и за сутки сгорел.
Нищета семье не грозила. Все дела Ларичева были в полном порядке, и Наталья Андреевна в них уже хорошо разбиралась. Образ жизни и менять-то почти не пришлось. А все равно – ушло ощущение тепла и надежности, что так грело сироту Наташу.

Второй раз замуж выйти она и не пыталась, - где второй такой, как ее Владимир сыщется? Небедная вдова с единственной дочерью многим сразу нужна оказалась. А вот за бесприданницей в услужении что-то очередь не выстраивалась. Только Владимир Сергеевич и разглядел…

Лиду она решила не баловать, но и строгостей лишних не чинить. О том, чтобы дочку в Институт устроить, - даже заикаться никому не давала.

- Я Институту за многое благодарна, - говорила Наталья Андреевна, - но Лиду туда не пущу!

А чуть позже появилась причина и с гимназией повременить.

***

Сначала дочкина любовь вслух с выражением читать только радовала и умиляла. Умненькая девочка растет, способная, и душа чувствительная и пылкая, - все, как барышне и положено. Декламация – увлечение вполне пристойное, в Институте к экзамену специально выступления готовили, дабы высокую комиссию поразить.

Но чем старше Лида становилась, тем сильнее беспокоилась Наталья Андреевна. Ох, не по школьному читает Лида! За паузами не следит, на строчки не делит. Так говорит, словно сама она и есть – птичка эта, что из сети на волю просится, или гордая Царь-Девица из сказки господина Ершова. Матери в такие минуты казалось – ветер вокруг дочери вихрем кружится, душу ее за собой тянет. И нет Лиды, а только герои стихов этих окаянных!

А люди-то не слепые и не глухие. Кто слышал чтение Лиды, обычно долго под впечатлением оставался. Ахали, хвалили. У кого-то однажды и слово сорвалось с языка, - «актриса, мол, настоящая!». Да не дай бог!

- Ты тише читай, Лидочка! – говорила Наталья Андреевна, - спокойнее, сдержанней. Ты же словно сама каждый раз расплакаться готова.

- Так я и готова, мама! – удивленно отвечала дочь.

- Вот и не надо. С достоинством держись, незачем такой откровенной быть. Неприлично.

- Так я ведь не о своем рассказываю, - огорчалась ее девочка.

Но слушалась. Старалась. Прямо видно было, как себя остановить, сдержать пытается. Вздрагивала от того, и голос звучал уже неуверенно, точно крылья птице перебили, а она лететь пытается.

Ну вот как она уроки словесности отвечать в гимназии будет? Если по своему, так опять покатится волна – «ах, талант, ах, актриса!» В спектакли любительские зазывать станут. А там…

Наталья Андреевна и сама видела, - есть у Лиды дар. Только им-то он зачем? Ведь мало дочери будет любительских постановок для благотворительности. Захочет играть по-настоящему. И улетит, подхваченная тем ветром. А ветра эти, ох какими холодными, да суровыми бывают. Что станется с ее девочкой?

И не надо этот талант пестовать. Бог с ним, и так проживет Лида. Вырастет, замуж выйдет, дом свой заведет, дети появятся. А какой приличный, спокойный человек посмотрит на столь артистическую барышню? То есть, посмотреть-то посмотрит, а чтобы женой сделать? То-то

Поэтому долгое время уроки дочери сама Наталья Андреевна давала. Только в десять лет Лида в гимназию пошла. Мать со страхом ждала разговоров о способности дочери, но не дождалась. Лида мамины наставления помнила, отвечала уроки сдержанно. Правда, сам проговорилась как-то о своей хитрости:

- Я, мама, девочку играю, которая хорошо читать не умеет.

Ну, пусть хоть так, хоть какая польза от этого таланта!

***

Сама Лида хорошо помнила эти мучения, - когда и лететь нельзя, и рассказывать надо. Вот и выдумала она себе героиню, которая стихов и красоты не понимает, и все читает одинаково. Уже после уроков порой на берег речки убегала, и там душу отводила – читала так, что лягушки, казалось, квакать забывали.

Однажды на своем любимом месте увидела она другую девочку, и мужчину. Девочку по гимназии немного знала, хотя и училась та в старшем классе. Аня Миронова, дочь адвоката. Наталя Андреевна ее отцу всецело доверяла, а вот саму Аню не слишком жаловала. Очень непосредственная она, порывистая, непредсказуемая. Потому и Лиду от семьи Мироновых аккуратно в стороне держала.

Но сейчас Аня не с отцом была, а с дядей, кажется. Смуглый, веселый, похожий на итальянца с театральной афиши, он учил девочку пускать плоские камешки по воде. Оба радостно хохотали от каждой удачной попытки, и не менее счастливо, - от неудачной. Пушистая коса Ани была растрепана, шляпка валялась на песке, а платье – все в водяных брызгах.

Может быть, и стоило подойти, да Лида застеснялась. И мама была бы недовольна. Нет, пусть играют, а она себе другое место найдет, чтобы стихи почитать. Пока думала, вдруг тишина настала. Оказалось, Аня и дядя сели рядышком на поваленном дереве, зашептались о чем-то.

Теперь точно подходить неприлично было бы.

Так и шло время, росла Лида. Ветер свой в клетке держала, но порой выпускала его полетать, так, чтобы никто не услышал. Матушка успокоилась немного, посчитала, что тает дар, переросла его дочка.

На Лиду теперь и без всякого таланта засмотреться было можно. Хорошенькой стала к шестнадцати годам! Черты лица тонкие, кожа нежная. Глаза – яркие, карие, и всегда печальные немного, даже когда Лида улыбается.

Сперва Наталья Андреевна считала, что можно несколько лет обождать, дочку в свет повыводить, женихов поперебирать. Но однажды наткнулась на Лиду возле реки. Стояла дочка на берегу, руки к груди прижав, и вещала:

- «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»

И опять кружился смерч вокруг, только не девочке теперь грозил, а девушку унести готовился. Наталья Андреевна на месте говорить ничего не стала. Только окликнула дочь, и домой увела.

А уж дома…

Никогда еще Наталья Андреевна так не кричала. Всегда убеждала Лиду спокойно, разумными словами, примерами. А тут – все выплеснула, что копилось, нарывало и мучило.

- Ты хоть понимаешь, что взрослая уже, барышня! Что скажут о тебе, что подумают? Куда ты сама такая пойдешь?

- Мама, - шепнула Лида, - а если мне так и пойти… туда. На сцену…

- Никогда! Ни за что! – аж задохнулась Наталья Андреевна, - вот, в веселом доме, говорят, тоже есть одаренная барышня! Стихи по памяти читает, и весьма выразительно. Тоже так хочешь?!!!

Лида покраснела так, что слезы выступили. Матушка сама своих слов испугалась, рядом села, к плечу прижала дочкину голову.

- Ты прости меня, Лидочка! Прости. Не хотела я… Только ведь сама я побыла самостоятельной, пожила у чужих людей. Не обижали меня, не буду врать, а все равно тебе похожего не желаю. Не дело это для женщины. Если бы не отец твой, разве знала бы я, что такое спокойствие и счастье? И тебе семья нужна, Лидочка, а не стихи эти, не спектакли. Это все так, мираж, сегодня есть, завтра нет. А дом, семья – это крепкое, настоящее.

Лида поверила. Как не поверить, - мама-то и правда, жизнь повидала, знает, о чем говорит. И Лиду любит, и счастья ей хочет.

«Уходи ветер, не тревожь, другую поищи...»

А Наталья Андреевна поняла – некогда раздумывать. Нужно оглядеться, подходящего жениха найти, да дело в свои руки взять. Пока Лида еще не наслушалась веяний столичных, о «женских вопросах», пока матери доверяет.

Вот и высмотрела она Сашеньку Вишневского.

***

Лидия Владимировна опять усмехнулась. Подняла бруснично-красный кленовый лист, тронула острый край узорчатый. Кто бы сейчас мог подумать, что того человека из гостиной когда-то «Сашенькой» могли звать!

Ах, как всполошились затонские матери девушек на выданье! Молодой, только что из Петербурга, перспективный, хваткий! Из хорошей семьи. И на внешность не обижен, - ладный, крепкий, глаза с прищуром, усики залихватские. Никакой дурной славы за ним не было, - ни долгов, ни брошенных девиц. Усадьба есть родительская, профессия в руках. Теперь только и осталось, как одна англичанка когда-то говаривала, что семьей обзавестись.

В обществе Сашенька разливался соловьем. На любую тему у него мнение было, да с привлечением авторитетов. Цитатами сыпал так, что ни за что и не подумаешь перепроверять, - раз человек так уверенно говорит, значить знает. Однако, с дамами держал себя очень вежливо, с барышнями, - прямо-таки бережно. Говорил, что дамы, - создания хрупки да слабые, без мужской поддержки не справятся, и посему, каждый джентльмен обязан…

Кто же знал, что все эти красивые виньетки в итоге сливались в «народную мудрость» - «курица – не птица, женщина – не человек»?

Хрупкая печальная Лида Сашеньке очень даже понравилась. Ему тут недавно пытались что-то про Анну Миронову сказать. Мельком он ее в городе видел, а уж наслышан был! Нет уж, куда ему такая, - никого не слушает, все по своему делает, глаз не опускает, свое мнение высказывает! В полицейском участке только что не ночует, на задержания ездит! Да ее, говорят, в борделе видели, о чем-то с мамзельками разговаривала! Нет уж, не надо ему такого счастья.

То ли дело Лида Ларичева.

Так что напору Наталья Андреевны Вишневский подчинился с удовольствием. За пару месяцев вполне дошел до мысли, что тянуть некуда, можно и предложение сделать.
А Лида так от борьбы с ветром своим устала, так матушку успокоить хотелось, что и вовсе не противилась. Сашенька казался веселым, умным, заботливым. Может быть, ему ее чтения понравятся, и будет она мужу, а потом детям по вечерам декламировать.

А матушка ее так напутствовала:

- Я, Лида, отца твоего очень любила. Но, как на духу говорю, - не любила бы, все равно бы за него вышла. Видела, что человек хороший. Так и здесь. Саша к тому же молод, общего у вас должно быть больше. Так что – вот оно, твое счастье, Лидочка!

***

- Нет никакого счастья, мамочка! – горько прошептала Лидия Владимировна.

Всю галантность с мужа сдуло сразу после свадьбы. Лида была теперь своей, собственной, что же тут расшаркиваться? За любую ошибку, оплошность, молодую жену ждали насмешки и поучения. А в итоге – сентенция, что вот он, - да, голова! А она жалкое создание, ни к чему особо не годное.

Но ведь Лида не зря матушкой воспитывалась! И как дом вести знала, и слугами руководить умела. Не столь тверда, как Наталья Андреевна, так ведь и опыта меньше было.

А счета… Не любила Лида математику, но уж считала обычно хоть и медленно, но верно. Только Сашенька вечно встанет за спиной, и давай каждую строчку, каждую циферку проговаривать, да насмешливо так. Мол, что ты за хозяйка, ерунду сосчитать не можешь! А, не дай бог, неточность увидит, - изведет нотациями.

Лида уже не знала, куда от мужа деться, куда спрятаться. Во всем отчета Вишневский требовал, куда пошла, что сделала. И всякий раз оказывалось, что сделала она все неправильно, и нужно было иначе. И, мол, как она, глупая, без него бы с жизнью справлялась?

Будь на месте Лидочки Наталья Андреевна, она, быть может сумела бы мужа на место поставить, с ее-то железным характером. Да только, может быть, выковываются такие только в ледяных дортуаров Благородных Институтов? Тогда, может быть, жаль, что Лида там не училась?

Поди теперь разберись.

Дела самого адвоката шли неплохо. С Мироновым они за клиентов не бодались. К Виктору Ивановичу больше люди среднего возраста, да пожилые обращались. А вот молодежь, и приезжие предпочитали Александра Павловича. Так что, вполне обеспеченным оказался дом Лиды. И денег хватало, и связей, и платьев.

А счастья не было. И спокойствия. Не то что ветер, - всю себя на замок надо было запирать, словно в норке съеживаться. Глаз не поднимать, голоса не подавать. Нет тебя, есть только ОН – Александр Павлович Вишневский.

Дети родились. Старшая, - Катенька, через год после свадьбы. Александр хмыкнул тогда, мол, ну вот, опять сына ждать! Дождались и сына через пару лет, Николаем назвали. Младшей, Соне, сейчас пятый год пошел.

Пальцы разжались, и кленовый лист выскользнул прочь, полетел вперед. Лидия Владимировна бездумно шагнула следом.

Дети любят, если мама читает им книги «по-настоящему». Но для этого надо такой момент выбирать, когда отца в доме нет. Иначе жди, что вот-вот войдет в детскую, и устроит разнос. Мол, и громко слишком, и неприлично, и мысли будит неподобающие! Так что, приходится Лидии Владимировне часто ту самую девочку на помощь звать, которая читать с выражением не умеет.

Лист скользнул над самой землей, зашуршал по гравию. И вдруг – поднялся в воздух, закружился, и пронесся над газоном, в сторону беседки. Лида, как зачарованная, последовала за ним, не замечая, что подол юбки касается влажной травы.

До нее доносился голос:

- Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море…

В беседке стояла Катя. Без шляпки и накидки, в одном гимназическом платье. Одну руку она прижимала к груди, словно рану зажимала, а вторую поднимала к небу.

- Не боишься никого!

И замолчала, опустила взгляд, не заметив матери. Смотрела перед собой, видя что-то, только ей доступное.

- Кроме бога одного…

Тихо и страшно закончила дочь.

Кленовый лист влетел в беседку, закружился по полу, вокруг высоких ботинок девочки, словно первое подношение ее таланту.

Лидия Владимировна забыла дышать. Страх стиснул сердце, сдавил горло. Страх за дочь, которую тоже будут теперь давить, воспитывать, убеждать. Мучить, и втискивать в клетку.

«Так вот, кого ты нашел, ветер! Зачем же, зачем!»

- Мама!

Катя смущенно улыбнулась, торопливо приглаживая растрепавшиеся кудряшки, выбившиеся из косы.

Лидия Вишневская вошла в беседку, и села на скамью. Посмотрела на дочь.

- Ты удивительно хорошо читаешь, Катя. Мне очень нравится. Почитай еще. Любимое.

«Если так будет нужно, Катя, я отпущу тебя в Петербург. Я буду хитрить со счетами, и посылать тебе деньги. Я буду говорить, что горжусь тобой. Если сцена не примет тебя, или больно ударит, - я помогу начать все сначала.

Только будь счастливой, Катя.

Пожалуйста, будь счастлива!»

+16

2

http://sh.uploads.ru/t/pgXyd.jpg
В качестве визуализации героини я подумала о Марине Нееловой. Поискала ее изображения... И - наткнулась на кадр малоизвестного фильма "враги".

Вот - прямо в точку, Лида Вишневская

Отредактировано Мария_Валерьевна (29.09.2019 18:23)

+9

3

Ох, какая история у Вас получилась! И Марина Неелова удивительно хороша в роли Лидочки. И совсем другая мать. У нас тут сегодня "мамин день" получился.
Да, Анечку Миронову Вишневскому бы не удалось раздавить. И как хорошо, что Лидия приняла талант дочери и готова её поддерживать.
Замечательный новый потрет в Затонской галерее!

+7

4

Atenae написал(а):

Ох, какая история у Вас получилась! И совсем другая мать. У нас тут сегодня "мамин день" получился.

Но тоже лучше кого либо на свете знающая, что хорошо а что плохо для её дитяти.
Я про Наталью Андреевну Ларичеву. "Вот оно, твое счастье, Лидочка!"
Надеюсь, она еще жива. И приходит с визитами к зятю, дочери, внукам. Или не приходит? Ей больно? Больно видеть, как "веселый, умный, заботливый Сашенька" изо дня в день третирует и тиранит её единственную Лидочку? Вряд ли Сашенька её стесняется, помнится, он даже на приеме в чужом доме, в обществе Мироновых не слишком то стеснялся, а тут все свои.
Или - не видит. Главное, что дом - полная чаша, а курица и впрямь не птица; лишь бы не улетела вместе с ветром.
Очень-очень желаю удачи Лидии и Катеньке.
Спасибо, Мария_Валерьевна! История чудесная.

+5

5

И вот достаются же таким Вишневским такие королевские печати для колки орехов!
А всё потому, что маменька знает, что дочери нужно для счастья. Не знает только, что дочь тоже человек, и не маменькины мечты призвана обслуживать, а жить своей жизнью.
[indent]

Отредактировано Старый дипломат (29.09.2019 19:18)

+6

6

Старый дипломат написал(а):

И вот достаются же таким Вишневским такие королевские печати для колки орехов!

А всё потому, что маменька знает, что дочери нужно для счастья. Не знает только, что дочь тоже человек, и не маменькины мечты призвана обслуживать, а жить своей жизнью.

Отредактировано Старый дипломат (Сегодня 22:18)

Золотые слова! И это не только ведь в 19 веке. Несколько таких эпизодов я видела за свою педагогическую карьеру. Настолько живая и современная тема поднята! И как красиво и качественно. Ещё один эпизод хорошего кино.

+5

7

SOlga написал(а):

Надеюсь, она еще жива. И приходит с визитами к зятю, дочери, внукам. Или не приходит? Ей больно? Больно видеть, как "веселый, умный, заботливый Сашенька" изо дня в день третирует и тиранит её единственную Лидочку? Вряд ли Сашенька её стесняется, помниться, он даже на приеме в чужом доме, в обществе Мироновых не слишком то стеснялся, а тут все свои.

Или - не видит. Главное, что дом - полная чаша, а курица и впрямь не птица; лишь бы не улетела вместе с ветром.

Хотела я этот момент в историю вставить, но подумала, что и т ак уже слишком длинно для драббла получается.

Приходит Наталья Андреевна к дочери и внукам. И спрашивала даже:

- Ну  чтою счастлива ли ты, Лидочка?

А Лида и знала, что милосерднее будет сказать, что "да". А вот не говорила. В этом ее единственный упрек и был.

+3

8

Спасибо всем за отзывы огромное!

+1

9

Atenae, верю, верю. У меня тоже есть два-три таких меча, вынутых из камня. Из мальчишек - заплющенный мамой и бабушкой человек, которому наняли репетитора по французскому для лоска, а его жизненный путь был предопределён на скрипочку. Сейчас он работает в одной франкоязычной стране на благо России, и не со скрипочкой :) (Хотя я ни в коем случае ничего не имею против скрипочки, особенно на концертах камерной музыки.)))
Или вот ещё мама моего названного сына звонит и спрашивает: "А вы не знаете, что там мой Игорёк кушает?" Ну и вопрос! Жив, здоров, при деле - вот и слава Богу. А что он ест, должно волновать только его самого, и ещё разве что его женщину. Но никак не маму.
Прямо по индийской поговорке: "мать даёт жизнь, но она же делает её невыносимой".

+5

10

Я знала двух, уже немолодых, женщин, которым тоже любящая мама сильной и решительной рукой перевела стрелки на жизненном пути. Тоже, разумеется, по искренней любви и заботе.

Одна хотела поступать в медицинский. От души и по призванию. Но, время было периода "холодной войны", еще жива была память о войне горячей. Мама испугалась военнообязанности. И тема была закрыта.

Вторая была способной художницей. И снова - в художественное училище ездить было далеко, район несколько хулиганский... И опять - нет.

Ничего ужасного с ними не случилось, обе работали на заводе, и на доске почета повисели, и уважением пользовались. И в замужествах были счастливы. Но одна и сейчас - врач для всей семьи и друзей,а другая всю жизнь картинки красивые для детей и внуков рисовала.

Им - не знаю, а вот мне каждый раз так за них обидно, когда эту историю слушаю.

+3

11

Мария_Валерьевна, что у дочери Вашей героини будет нескучная жизнь, можно не сомневаться: ей предстоит жизнь после революции...

+1

12

Старый дипломат написал(а):

Мария_Валерьевна, что у дочери Вашей героини будет нескучная жизнь, можно не сомневаться: ей предстоит жизнь после революции...

О да!

В романе Симонова "Так называемая личная жизнь" есть совершенно роскошная героиня второго плана. Пожилая актриса, которая замужем за военным врачом. Она как раз таки успела повоспитываться в Смольном, но сбежала оттуда в театральное. И потом вписалась в новое общество. На момент романа, - и в эвакуации играла, и на фронт ездила выступать. Ну, и всегда рубила правду-матку, весьма элегантно, и помогла Лопатину и Нике снова обрести друг друга.

Вот Катю в будущем вижу такой.

Думаю, у нее псевдоним будет ... - Ветрова. Ибо отец точно от нее отречется.

+4

13

Замечательная история получилась! А мне этот Вишневский ещё в фильме, разлекламированный Марией Тимофеевной, не понравился. А потом, когда прочла про него, так даже порадовалась, что наша Аннушка не поддалась маминым уговорам. А Лидочка молодец: испугалась, но решила дочери помочь.
А тот кусочек, про матушку, я бы вставила: всего несколько строк, но так... от души! Не  милосердно, но правда же!
Спасибо за ОЧЕНЬ хорошую работу.

Отредактировано Надежда Дегтярёва (29.09.2019 21:38)

+5

14

Задела меня тема (нуяжемать таки)))) и подумалось -  "отпусти" Наталья Андреевна Лиду еще в детстве, может, любительскими спектаклями все бы и ограничилось. Попробовал бы ребенок - и вполне по какой-нибудь причине мог решить, что это не для него. И были бы спокойны и счастливы обе. Но нет, мы будем "держать, непущать и ломать"...

+4

15

Прочитала рассказ, и столько всего во мне всколыхнулось! Вспомнилось, как моя дочь заканчивала 11-й класс и поступала в институт. Конечно, масштаб ситуации другой, но всё же выбор предстоял достаточно значимый. Все решения принимала только она сама, мы с отцом были на подхвате -  информацию собрать, репетитора нанять, вместе с ней ходить по приемным комиссиям. До сих пор помню чувство собственной никчемности и бессилия. Ну совершенно не представляла я, что для нее будет лучше и как ей лучше помочь, что посоветовать! И вот совсем я не уверена, что если б было у меня чёткое представление об этом и какой –никакой административный и финансовый ресурс, то я бы не попыталась на неё повлиять. Поэтому остерегусь безоговорочно осуждать г-жу Ларичеву. Очень горько, когда талант погибает, не раскрывшись. И здесь действительно перед нами сломанная судьба. Но с другой стороны, участь Елизаветы Тихоновны -  страшный, но не такой уж редкий тогда пример. Кмк, не достаточно одного таланта, твёрдость  характера  необходима на театральных подмостках. Только терпения и смирения там недостаточно.
Вся Лидина жизнь здесь перед нами прошла. Так грустно, тонко, нежно и акварельно написано. Такая осенняя печаль…  Так много раздумий  вызвал этот рассказ… Мастерское произведение.
P.S. Мария Валерьевна, извините за оффтоп, но давно хочу поблагодарить Вас за упоминание в одном из своих комментариев имени Нины Соротокиной, просто не могу удержаться! У меня на одного любимого писателя стало больше. Спасибо!

+4

16

Наталья_О, а Елизавета Тихоновна в РЗВ тоже вышла к своим звёздам, пусть и через тернии. Без неё и Ребушинский бы не состоялся как мегазвезда :):):)

+5

17

Коллеги, а ведь тут ещё один интересный персонаж прорисоаался. Адвокат Вишневский. Как точно он набросан. Вроде, беглые штрихи, а страшен.

+5

18

Atenae, страшный.
Да Анна Викторовна была там как сладкая ягодка, на которую со всех сторон нацелились клювами. Так и щёлкают... разные. И князь, и Буссе, и "Сашенька", и "магистр", и сколько там их ещё подобных.
А Лиду сия чаша не миновала.

0

19

Старый дипломат написал(а):

Atenae, страшный.

Да Анна Викторовна была там как сладкая ягодка, на которую со всех сторон нацелились клювами. Так и щёлкают... разные. И князь, и Буссе, и "Сашенька", и "магистр", и сколько там их ещё подобных.

А Лиду сия чаша не миновала.

У Аннушки был страшный Жеводанский Зверь. Который слопал бы с потрохами любого стервятника.  :crazyfun:

+6

20

Наталья_О написал(а):

Очень горько, когда талант погибает, не раскрывшись. И здесь действительно перед нами сломанная судьба. Но с другой стороны, участь Елизаветы Тихоновны -  страшный, но не такой уж редкий тогда пример. Кмк, не достаточно одного таланта, твёрдость  характера  необходима на театральных подмостках. Только терпения и смирения там недостаточно.

Думаю, что, не дави мама на дочь еще с нежного возраста, Лида была бы куда увереннее в себе. Но она маме СЛИШКОМ верила, СЛИШКОМ боялась ее огорчить. И с кровью ломала сама себя. И это на всем характере отразилось.

Ибо "Мама умней!" (м/ф "Рапунцель")

Ведь это был не каприз девочки, жаждущей славы. Это была ее, Лидина часть, неотделимая. а попытались отделить - перекосили всю личность.

К тому же, при маминой поддержке, участь Лизаветы Лиде бы точно не грозила. В те времена профессия актрисы была, кончено, не совсем чтобы комильфо, но прямо однозначно с проституцией не ассоциировалась. Если у девушки были близкие, которые могли ее опекать, и защищать, это делалось, и настырные поклонники знали, что тут просто так не сорвешь цветок удовольствия.

У Ларичевых были деньги. Мама могла дать Лиде возможность сделать первые шаги, утвердиться, осмотреться. Могла стать самой, или нанять ей дуэнью.

Матушка Ани Павловой тоже дочку очень любила, и сама с артистической средой связана никак не была. Но когда Аня сказала, что хочет танцевать, мама сделала все, чтобы худенькой и слабую девочку в итоге все-таки зачислили в балетную школу...

При этом, я тоже однозначно не осуждаю Наталью Андреевну, потому что для ее эпохи, судьбы и характера дойти до такого понимания дочери и ее призвания - это невероятная высота, почти недостижимая. Для нее самой, сироты и воспитанницы пансиона, семья - ценность сама по себе, раз. А два - единственная возможность добиться счастья (и материального благополучия) для женщины. Ибо в гувернантках ей не понравилось, хотя ее не третировали и не обижали. Наталья Андреевна очень традиционна, а кроме того, - ей с мужем повезло. И она на автомате и для дочери выдает прогноз - "Выйдешь замуж, будешь счастлива!"

Может быть, найдись в тот момент другой человек, похожий на Лидиного отца, все было бы спокойнее. Не так больно и плохо для Лиды. Муж бы снисходительно отнесся к желанию выступать на вечерах, а уж тем более - читать в кругу семьи. Может быть, гордился бы Лидой.

Только она все равно бы чувствовала, что что-то не так, упустила, недоделала...

Всегда есть риск. Никогда не знаешь на сто процентов, что вот этот вариант - счастье. И тем страшнее решать за других.

Вообще, эта история выросла из давно задуманной пародии. Когда в обсуждениях "Анны" зрители гневались на непокорную дочь, которая изводит маменьку, меня так и подмывало сочинить АУ, в котором Аня - воплощение смирения и послушания. Сидит с вышиванием, перебирает платья и прически, с неодобренными мужчинами не говорит, без мамы, или горничной из дому носа не высовывает... А при духах делает вид, что ничего не вижу, ибо  мама против. Ну, это все в жанре абсурда, преувеличения и гиперболы))) И на выходе - никакой истории любви, ибо столь постная барышня, даже очень красивая, вряд ли бы Штольмана бы заинтересовала. А она бы сама себе сказала, что он - фи, ибо маменька лучше знает.

А тут я решила слегка отзеркалить, - что было бы, если бы неординарная девочка была посмирнее, а мама - посильнее и последовательнее.

В другой теме приводила уже цитату Лиханова из повести "Последние холода" -

"Человек не игрушка, и – хочешь не хочешь – он будет биться об углы, которые придумывает жизнь, и это битье в конце концов приучает его к мысли, что жизнь не заменишь враньем или – скажем мягче – обманом, даже если этот обман совершенно не грубый, а деликатный и у него нет слов, а есть только молчание: люди молчат и, значит, скрывают правду»."

Как бы родителям не было больно, но дети, рано или поздно, встают на свои ножки, и делают СВОИ шаги. И будут падения, и ссадины, и слезы. И нет правильного решения, - как оберечь. Можно предупредить, показать, научить, держать за руку на первых порах. Но все равно, в свою жизнь он должен уметь шагать сам.

Сын моей коллеге поздравил ее таким искренним криком души с днем рождения - "Мамочка, я желаю тебе жить СВОЕЙ жизнью, и радоваться миру..."

+6

21

SOlga написал(а):

адела меня тема (нуяжемать таки)))) и подумалось -  "отпусти" Наталья Андреевна Лиду еще в детстве, может, любительскими спектаклями все бы и ограничилось. Попробовал бы ребенок - и вполне по какой-нибудь причине мог решить, что это не для него. И были бы спокойны и счастливы обе. Но нет, мы будем "держать, непущать и ломать"...

Знаете, Ольга, думаю, тут тот случай, когда это именно ТАЛАНТ. Когда "Ангел в темечко поцеловал", и требует тебя к священной жертве... в данном случае, не Аполлон, а Мельпомена. Наталья Андреевна человек не глупый, поняла, что все это слишком сильно для прост увлечения.

Пока писала, и не вспоминала, а тут - всплыло в памяти. Героиня Дорониной из "Старшей сестры". Когда она, уже взрослая женщина, с хорошей практической специальностью, с болью так говорит - "Да я сама платить готова, только взяли бы играть!"

+3

22

Старый дипломат написал(а):

Наталья_О, а Елизавета Тихоновна в РЗВ тоже вышла к своим звёздам, пусть и через тернии. Без неё и Ребушинский бы не состоялся как мегазвезда

Это нашим Авторам спасибо огромное, что сочинили ЕТ такую судьбу!

SOlga написал(а):

Задела меня тема (нуяжемать таки)))) и подумалось -  "отпусти" Наталья Андреевна Лиду еще в детстве, может, любительскими спектаклями все бы и ограничилось. Попробовал бы ребенок - и вполне по какой-нибудь причине мог решить, что это не для него. И были бы спокойны и счастливы обе. Но нет, мы будем "держать, непущать и ломать"...

Да, даже шанса Лидочке не было дано…
Мария_Валерьевна написала:
"Как бы родителям не было больно, но дети, рано или поздно, встают на свои ножки, и делают СВОИ шаги. И будут падения, и ссадины, и слезы. И нет правильного решения, - как оберечь. Можно предупредить, показать, научить, держать за руку на первых порах. Но все равно, в свою жизнь он должен уметь шагать сам."
Золотые слова! Но как непросто так поступать! Одна известная актриса, мать двоих детей, как-то сказала в одной передаче: "Выродить, выкормить, вырастить и отпустить..." Не у каждой получается...
Всё никак не отпускают истории «маминого дня». Вот две женщины: Наталья Александровна и Мария Тимофеевна. Обе матери поступают со своими дочерьми , мягко говоря, небезупречно. И причина вроде бы одна: ради их же блага! Но если г-же Ларичевой скорее не хватило мужества и смелости поддержать дочь и дать ей возможность пойти своим путём из-за страха возможного развития событий, то МТ старалась сломать Анну, кмк, из-за своих нереализованных амбиций и комплексов. А что касается неудачного замужества Лидии, то даже сейчас, в наши дни это, как правило, такая лотерея! Даже когда (если) девушка и дожидается своего принца на белом коне, то немного спустя после свадьбы принц благополучно куда-то девается, правда, конь остаётся… Так что в этом вина НА может, не так уж абсолютна?

Отредактировано Наталья_О (01.10.2019 16:17)

+3

23

Коллеги, а мне все покоя не даёт адвокат Вишневский. Ладно, мне с какого-то перепугу пришла в голову эта картина, как он унижает жену на каком-то приёме, на глазах у МТ. В результате она в сердцах говорит мужу: "Да что этот Сашенька против нашего Яшеньки!" Так ведь и Ольге пришло в голову то же самое. А Мария Валерьевна блестяще описала господина, который безраздельно власьвует и контролирует. На чем мы базировались? Только на фразе о том, что "такой молодой - и уже свое дело! "?? Кстати, не такой уж молодой, если на то пошло. Не менее 27 лет ему должно быть. Срок службы помощником присяжного проверенного 5 лет. До этого никто его в корпорацию не пустил бы. Реально ему может быть как раз тридцатник

+4

24

Atenae написал(а):

На чем мы базировались?

На том, что МТ из всех имеющихся вариантов выберет для Анечки наихудший. И будет его проталкивать, закатывая глаза и теребя Виктора Ивановича, чтобы он "сделал хоть что-нибудь" — но не даст дочери выбрать самой.

+2

25

Наталья_О написал(а):

А что касается неудачного замужества Лидии, то даже сейчас, в наши дни это, как правило, такая лотерея! Даже когда (если) девушка и дожидается своего принца на белом коне, то немного спустя после свадьбы принц благополучно куда-то девается, правда, конь остаётся… Так что в этом вина НА может, не так уж абсолютна?

Я, как автор, об абсолютной вине не говорю. Тут, на мой взгляд, лишний минус в карму в том плане, что тебе плохо даже не по твоей ошибке, по чьей-то.

Может быть, у всех по-разному. Но мне всегда особенно обидно, и руки совсем опускаются, если что-то в своей жизни порчу не я сама. А кто-то, решивший "причинить добро". Ну вот, как в детстве, когда за тебя начинают рисунок к лучшему переделывать. И портят, уничтожая задуманное тобой, пусть и не столь совершенное. И хочется не заново перерисовывать, а разорвать, и дать обет больше к карандашу не прикасаться.

Если ТЫ выбрала человека сама, ты можешь пенять на себя, на глупость, наивность, торопливость. А тут, тебе буквально впихнули, навязали, обозвали его счастьем. И - " то ли лыжи не едут, то ли я..."

Думаю, у Лиды в отношении мамы была установка еще ее прабабушек - "Мать и отец имеют право ОТДАТЬ тебя замуж, кому посчитают нужным. Ибо любят тебя, и лучше знают жизнь". И таким шоком было еще, что умная мама немного ошиблась...

+2

26

Atenae написал(а):

Коллеги, а мне все покоя не даёт адвокат Вишневский. Ладно, мне с какого-то перепугу пришла в голову эта картина, как он унижает жену на каком-то приёме, на глазах у МТ. В результате она в сердцах говорит мужу: "Да что этот Сашенька против нашего Яшеньки!" Так ведь и Ольге пришло в голову то же самое. А Мария Валерьевна блестяще описала господина, который безраздельно власьвует и контролирует. На чем мы базировались? Только на фразе о том, что "такой молодой - и уже свое дело! "?? Кстати, не такой уж молодой, если на то пошло. Не менее 27 лет ему должно быть. Срок службы помощником присяжного проверенного 5 лет. До этого никто его в корпорацию не пустил бы. Реально ему может быть как раз тридцатник

Я базировалась именно на фаноне))) Из канона только имя и запомнилось - "Сашенька Вишневский". Адвокат. Он был для меня просто именем, ибо в последней серии было о чем подумать, кроме некого Сашеньки.

А вот в "Барыне с архангелом", - другое дело. Вполне узнаваемый типаж, явный мизогинист, между прочим, не чета мистеру Холмсу, которого в данном грехе многие огульно обвиняют!

А еще мне вспомнился чеховский Ионыч.

Который за несколько лет из молодого и симпатичного человека превратился в обрюзгшее хамло. Я и про Вишневского решила. Что, видать, вначале он вел себя иначе, вошел в общество. Он был новеньким, симпатии еще надо было завоевать. К тому же, ему, вероятно лицемерить почти и не пришлось. У многих это вполне искренне сочетается - показная рыцарственность, и дремучий домострой внутри семьи. Две стороны одной медали(((

А вот за мысль "Жена - она уже своя, чего стесняться", спасибо ленинградской писательнице, Алле Драбкиной. Чудесно писала она в 60-х-80-х, в перестройку, как многие, явно провалилась в черную дыру вместе с талантом. Но не будет о грустно. Есть у нее герой, про которого жена так и говорит - мол, что ему передо мной было таиться, или стыдиться, я жена, своя собственная, хоть без соли ешь.

Я и подумала, что Вишневский себе место уже застолбил, жену добыл... Ну и что напрягаться-то? Твоя, никуда не денется. Ради справедливости, так и у женщин бывает, Наташа из "Трех сестер", скажем. В невестах чистая и милая девушка, пусть вроде и простушка. А в женах - хабалка и неряха.

Наверное, первые годы на людях Вишневский так откровенно ЛИду не тиранил. А вот потом ему и вовсе стало без разницы, он тут уже свой, никто ничего не скажет.

Почему тюкать нравилось? Видимо, свое эго так поглаживал - "я всегда прав, я на свете всех умнее, всех достойнее и сильнее". Может, у него, кончено, было нищастное детство, и травма, и он так вот додавал себе... Но за жалостью тут не ко мне. ТАК додавать за чужой счет никому не позволено.

+3

27

Какая музыка слов! Читая, летишь вместе с ветром вдохновения госпожи Вишневской. Восхитительно написана совсем непростая история.
Хочешь, как лучше, а получается... Актуальная тема во все времена. И если раньше подход к определению судьбы детей родителями был традицией, устоем, то в настоящее, свободное, время больно думать, что судьбы зарываются всё теми же словами "неперспективная работа" и "плохая партия". С выбором мужа/жены уже, конечно, полегче, а вот с профессиями и талантами - нет. Может, потому что мало кто способен сразу после школы определиться, "кем хочет стать в будущем", и поэтому на помощь с советами бегут родители, а может, потому что кем-то стать просто обязательно. Не учишься - идиот. Учишься больше 5 лет и понимаешь, что, оказывается, это не твоё - идиот тем более. Зачем столько времени потратил на нелюбимое, когда мог таланты свои развивать? А потом нелюбимая работа, которая кормит, но отнимает время у того, на что, быть может, настоящий дар. И всё по кругу. В том числе, с детства заботливо вбитые в голову мысли о голодных художниках.
Сложно. И заставляет задуматься. Спасибо.
А перспективный адвокат-то с гнильцой оказался...

+8

28

InspirationN написал(а):

Хочешь, как лучше, а получается... Актуальная тема во все времена. И если раньше подход к определению судьбы детей родителями был традицией, устоем, то в настоящее, свободное, время больно думать, что судьбы зарываются всё теми же словами "неперспективная работа" и "плохая партия".

Я вот, честно, вообще не понимаю, чего ради так переживать? Ладно, еще ситуацию с мальчиками признать волнительной могу. Ибо армия. Но девушка... Ну, не поступит она в институт. Или, даже в колледж-техникум. Пусть поработает, в чем драма-то? Будет опыт, свои деньги, может быть, и планы на дальнейшую учебу поменяются, или окончательно оформятся. У меня масса молодых друзей/подруг именно так свое призвание нашли, и никто не оказался за бортом жизни, из-за того, что год-два поработали консультантами, уборщиками и официантами. И высшее в итоге получили, и самостоятельность познали (в хорошем смысле), и с планами определились, причем - удачно.

Или это наследите бог знает каких дремучих времен - "Только "белая кость", только престижный ВУЗ, только чистая работа!"?

+2

29

Мария_Валерьевна написал(а):

Или это наследите бог знает каких дремучих времен - "Только "белая кость", только престижный ВУЗ, только чистая работа!"?

Скорее, волнение за одного-единственного ребёнка. Потому что, когда их несколько, пардон, так не парятся. Обычно. А ещё логично исходит из этого желание для чада всего самого лучшего, комфортного. Чего, возможно, не было у родителей.
Ну и белую кость никто не отменял. Плохо разве, когда полный комплект: "муж/жена-дети-хорошая работа"? Большая квартира и машина ко всему - вообще отлично. Для стабильности и положения в обществе. Тогда-то жизнь удалась.
Вообще, много чего ещё может быть, ситуации разные. Только и из "неперспективной" работы можно дело жизни организовать, которое будет пользоваться спросом у окружающих. Но это путь неизведанный. Не понятно, получится у ребёнка или нет. Спокойнее отправлять его в жизнь по известным тропам...

+5

30

InspirationN, ага, "с тех пор тянутся передо мною глухие кривые окольные тропы". (с)

+1

31

InspirationN написал(а):

Ну и белую кость никто не отменял. Плохо разве, когда полный комплект: "муж/жена-дети-хорошая работа"? Большая квартира и машина ко всему - вообще отлично. Для стабильности и положения в обществе. Тогда-то жизнь удалась

Сразу Пушкин вспомнился. Мудрый и ироничный был автор, на столетия вперед:

"
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N. N. прекрасный человек"

+4

32

Добралась и я до отзыва... Извините за опоздание.
Замечательная история. Грустно, что Наталья Александровна из самых благих намерений обломала дочери крылья. Актуально, к сожалению, и в наше время... А от образа Вишневского прямо дрожь берет. И его все считают "приличным человеком"! А кто видит правду, все равно не могут ничего сделать: муж как бы "в своём праве"... Ох.
Так хочу, чтобы хоть у Кати всё получилось! Вырваться из-под отцовской тирании, посвятить жизнь призванию, найти своё счастье...
Визуальное отображение образа Лиды - тоже выше всех похвал. Очень удачный образ. Верно: осенняя печаль. Вспомнилось стихотворение, которое, кмк, очень подошло бы юной Лидочке, уже тогда не слишком счастливой, но ещё не сломанной окончательно Вишневским:

Осень, ты на грусть мою похожа, осень...
Песня

Осень, ты на жизнь мою похожа –
в желтых листьях желтая печаль.
Знаю-знаю, ты, подружка, тоже
прячешь слезы в желтую вуаль.
Желтым вихрем облетевших кленов
по залитой ливнем мостовой
ты танцуешь. И завороженно
наблюдаю снова за тобой.
И целует прямо в губы ветер,
желтой песней душу теребя.
Гладит щеки или вдруг за плечи
обнимает ласково тебя.
Сочиняет не стихи, не прозу
осень в желтом платье-декольте…
Про любовь без слов. И тают слезы
на ажурном клёновом листе.
А в ее глазах я вижу все же
грусть через прозрачную вуаль…
Осень, ты на жизнь мою похожа –
в желтых листьях желтая печаль…

(Наталья Багрова)

+7

33

Irina G. написал(а):

Добралась и я до отзыва... Извините за опоздание.

Спасибо! И песня очень хорошая, и подходящая.

Ну, и как автор, могу вас уверить, что у Кати все обязательно получится. Она возьмет другую фамилию, (символически, думаю - "Ветрова") ибо отцовская не греет ни в каком смысле. Закончит театральное училище. Никуда не эмигрирует, и будет весьма востребована на советской сцене, а потом и в кино. Лидия Владимировна в бурные годы слома эпох тоже приедет к ней, с младшей Соней. Насчет Коли пока точно ничего не вижу.

Ну, а что будет с Вишневским, думаю, лучше вместе и с остальными создательницами неприятного образа обсудить. Может быть, сразу дунет за границу. Может быть, попытается в политические интриги, как, скажем, как доктор Булавин, отец героинь "Хождения по мукам"...

+7

34

Мария_Валерьевна написал(а):

Спасибо! И песня очень хорошая, и подходящая.

Видимо, я что-то не так оформила. Первая строчка - эпиграф, кусочек припева известной песни из репертуара Пугачёвой. А само произведение - только стихи, на музыку их никто ещё не положил. Хотя стоило бы.
Хм. А может, и положили, а я всё не наткнусь?.. Всё может быть...
Да, мне тоже показалось, что это стихотворение сюда подходит. Мне самой оно очень нравится.

+3

35

Не удержалась и я, включилась в полемику. Уж очень сложным и философским получилось Ваше произведение, Мария Валерьевна. Такой маленький кусочек обычной жизни обычной женщины того времени.  И ведь если заикнись Лидочке, что жизнь ее сломана, что она, на самом деле , несчастна, никто бы не поверил, не посочувствовал бы ей. Еще бы и осудили - "от жиру бесится" А на самом-то деле здесь трагедия, и то что все завуалировано, что окружающим видна только красивая сторона декорации, это говорит, как раз , о СИЛЬНОМ характере Лидочки, Лидии Владимировны: никому, ничего, не за чем! Надо держаться, ведь по сути это она, слабая и хрупкая. опора, столп семьи. Ведь как трудно и сложно никому не показывать действительности, когда все "У ТЕБЯ ПЛОХО))),НИЧЕГО_ТО ТЫ НЕ УМЕЕШЬ))))" Тут не то что ветер или вечернее семейное чтение, тут всю себя сожмешь, упакуешь, и,шаг сделать - подумаешь: а ту ли ты ногу подняла, на то ли место ты ее поставила. Ох, скука-скучная жизнь под вечным надзором! Но в том-то и тайна такого характера, это человек-тетива, до времени. А потом либо выстрел, либо крах лука. Вот так и у Лиды с Катей. Поддержит она Катю, поможет ей, даже вопреки желанию мужа. И здесь-то разобьется все влияния "удачного адвоката Вишневского" о железный характер "нежной и хрупкой" Лидочки. "Сталь подчиняется покорно:
Её расплющивает молот,
Её из пламенного горна
Бросают в леденящий холод.
И в этой пытке,
И в этой пытке,
И в этой пытке многократной
Рождается клинок булатный.

+7

36

А судьба адвоката Вишневского мне видится в чем-то похожей на судьбу Николая Ивановича Смоковникова. После Манифеста 17 октября будет убежленным кадетом, станет каким-нибудь комиссаров Временного правительства и будет убит на митинге. Потому что его представления о предмете для него равновелики предмету. А русский мужик не любит болтунов, которые говорят с ним снисходительно.
Согласен ли автор?

+6

37

Atenae написал(а):

А судьба адвоката Вишневского мне видится в чем-то похожей на судьбу Николая Ивановича Смоковникова. После Манифеста 17 октября будет убежленным кадетом, станет каким-нибудь комиссаров Временного правительства и будет убит на митинге. Потому что его представления о предмете для него равновелики предмету. А русский мужик не любит болтунов, которые говорят с ним снисходительно.

Согласен ли автор?

Автор очень даже согласен! Думаю, долго и красиво поговорить с трибуны Вишневский оочень любил.

Я вот думаю, все-таки, наверное с сыном, Николаем, у Вишневского тоже не сложилось. Почему-то кажется, что Коля сочувствовал доброй и нежной Лидии, и на отца тоже сжимал кулачки. Думаю, Николай будет бунтовать просто из принципа. А вот куда его самого потянет - не знаю. Военным (профессиональным) - вроде не вижу, хотя в годы Гражданской мог и воевать. А вот за какое движение... Точно не монархист, а дальше пока не знаю.

+4

38

Есть смысл проследить за этим семейством. С кем-то из них Г.Г имеют шанс пересечься в 18 или 23 году.

+6

39

Atenae написал(а):

Есть смысл проследить за этим семейством. С кем-то из них Г.Г имеют шанс пересечься в 18 или 23 году.

Запросто))

+1

40

Мария_Валерьевна написал(а):

Запросто))

Тогда Вам и карты в руки. Выясните, что случилось с ними. А там поглядим.

+1

41

Atenae написал(а):

Тогда Вам и карты в руки. Выясните, что случилось с ними. А там поглядим.

Хорошо))

+1

42

Итак, некоторые факты о детях Лидии Владимировны.

Екатерина Александровна Вишневская в 1910 году, при полном содействии матери, после громкого скандала с отцом, покинет Затонск и отправится в Петербург. Там поступит на Драматические 3-хгодичные курсы при Петербургском театральном училище. В 1913 году была принята в Малый (Суворинский) театр. Взяла себе другую фамилию - Ветрова. После революции, в 1919 году, перешла в только что созданный Большой драматический театр.

Примерно в это же время в Петроград приезжает Лидия Владимировна, окончательно порвавшая с мужем, чьи политические симпатии она отказалась разделять. С ней же - 15-летняя Соня. Екатерина устаивает мать и сестру у себя. Думаю, хотя бы временно, им может найтись место в театре, - подай-принеси-помоги-напечатай, и так далее.

Екатерина Ветрова исполняет роли героинь классических пьес, а так же новых, современных драматургов.

Я не нашла информацию, но, если возможны были гастроли артистов БДТ в провинции, думаю, они могли пройти и в Затонске. И тогда пути героев РЗВ легко пересекаются.

В будущем Екатерина Александровне снимется в нескольких фильмах, но останется именно театральной актрисой.

В 1941 году с труппой БДТ будет эвакуирована, в 1943 году вернется в Ленинград.

О личной жизни буду еще наводить справки)))

А вот внешность Екатерины Александровны я заимствую у Жанны Прохоренко:http://s3.uploads.ru/t/xH80A.jpg
http://s8.uploads.ru/t/doR1g.jpg

+3

43

Уважаемые авторы и читатели Перекрестка! Если вы лучше разбираетесь в затронутой мною матчасти, умоляю, указать мне на ошибки-нестыковки, и поделиться знанием, как лучше и логичнее вписать придуманных мною героев в реальность.

0

44

Екатерина Ветрова с обликом Жанны Прохоренко великолепна! Об истории БДТ, к сожалению, ничего не знаю. Тут питерцам виднее. Но, о Боже! - у неё оказалась ещё одна точка соприкосновения с родом Штольманов. Это надо обдумать.

+2

45

Atenae написал(а):

Екатерина Ветрова с обликом Жанны Прохоренко великолепна! Об истории БДТ, к сожалению, ничего не знаю. Тут питерцам виднее. Но, о Боже! - у неё оказалась ещё одна точка соприкосновения с родом Штольманов. Это надо обдумать.

Это какая же, если не секрет? Я про точку соприкосновения)))

0

46

Мария_Валерьевна написал(а):

Это какая же, если не секрет? Я про точку соприкосновения)))

Страшная. Блокада.

0

47

Atenae написал(а):

Страшная. Блокада.

Вот как. Я почему-то не думала, что кто-то из Штольманов будет в Ленинграде в годы войны. В вашем мире они как-то накрепко прикипели к Затонску.

Еще до вашего комментария обдумывала судьбу Сони Вишневской, и тоже тема блокады в голове всплыла. В связи с одной реальной женщиной. Позже распишу подробнее.

+1

48

Мария_Валерьевна, я уже как-то давал здесь координаты прекрасного места - Музея театра, на пл. Островского, прямо за Александринкой, справа от театра: https://theatremuseum.ru
Если вдруг будете мимо проходить, зайдите, спросите у бабулек, которые там служат, по поводу гастролей БДТ в те далёкие времена - они или сами подскажут, или направят в библиотеку, посвящённую театру.
Мало того, что сама экспозиция музея очень хороша, так там ещё постоянно проходят выставки и разные интересные мероприятия.

+3

49

Старый дипломат написал(а):

Если вдруг будете мимо проходить, зайдите, спросите у бабулек, которые там служат, по поводу гастролей БДТ в те далёкие времена - они или сами подскажут, или направят в библиотеку, посвящённую театру.

Спасибо. Если получится, попробую этот путь.

0

50

Мария_Валерьевна, сейчас перечитал и понял, что надо уточнить: музей справа, если идти по ул. Росси на театральные "зады", а если от Невского - то слева от фасада театра.

+1

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Анна Детективъ - сборник драбблов » Ветер для госпожи Вишневской