У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Академия пана Кляксы » Занятие №1. Домашнее задание. Башмак.


Занятие №1. Домашнее задание. Башмак.

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Выставляю свою работу, которую делала на мастер-классе Мусагета. Раз уж больше пока никто и ничего. Но, господа, хоть анализировать выполнение задания Вы будете? Или так ибудем в пустоту выкладывать?

БАШМАК

- Вы знаете старого Джованни? Да-да, того самого Джованни Поску по прозвищу Башмак? Конечно, знаете! Вы много раз видели Джованни-Башмака, босиком бредущего по Риальто в поисках случайного заработка. А знаете, сеньор, за что его так прозвали?
Думаете, за нос, сломанный в двух местах? Это пьяный Умберто-рыбак за что-то озлился на Поску. Да, нос у Поски и впрямь похож на стоптанный башмак, и нос похож, и всё сухое лицо, заскорузлое и словно покрытое пылью и солью.
Ещё больше Джованни напоминает башмак, когда тащит корзину с рыбой. Монахи часто из милости нанимают его, чтобы отнести в обитель улов. И Джованни бредёт с тяжеленной корзиной, шаркая ногами, которые давно отвыкли от башмаков, а потом бредёт обратно, уже без ноши, и никак не может разогнуться.
А ведь когда-то Джованни-Башмак был молодым, как Вы, сеньор! Да-да, он был молодым, и у него была пара прекрасных башмаков, и он знать не знал, что когда-то будет бедным и старым, и у него будет смешное прозвище. Признайтесь, сеньор, ведь Вы тоже не верите, что с вами может случиться подобное? Святая Мадонна, храни нас от этого!
Вот и Джованни, когда-то он был подмастерьем сапожника и умел тачать добротные башмаки. В Венеции много хороших сапожников, и хозяин Джованни не был лучшим, поэтому у него заказывали обувь те, кто поскромнее. И Джованни делал беднякам башмаки, и был молод, и ни о чём не думал, и был счастлив.
А ещё Джованни любил смотреть на море. Вы ведь тоже любите смотреть на море, сеньор, я вижу? Всё в Венеции любят море: оно такое же весёлое и игривое, как шумные венецианские мальчишки. Иногда оно бывает суровым и требовательным, как их бранчливые матери, но столь же быстро отходит и перестаёт сердиться на своих сыновей.
Итак, Джованни любил ходить к лагуне и смотреть на море. И однажды на причале он увидел францисканца. Францисканец только что  сошёл с корабля, он был усталым и седым. Вернее, седыми были одинокие клочья, теснимые к ушам лысиной, давно поглотившей тонзуру. А лицо францисканца походило на сушёную смокву: такое же бесформенное, причудливо сморщенное, с маленькими чёрными глазками, излучавшими спокойное веселье. А ещё у францисканца не было башмаков. У него были сандалии, стоптанные и безнадёжно развалившиеся. Монах сидел на причале и пытался их починить. И Джованни присел рядом.
Францисканец ехал куда-то на север, в далёкую обитель среди гор, и в горах уже наверняка выпал снег. И Джованни Поска видел, что починить сандалии не удастся. Он подумал, каково придётся старому монаху на холодном снегу. У Джованни были добрые башмаки, сшитые собственными руками. Он разулся и отдал их старику.
Францисканец принял дар с улыбкой. Он обул свои старые, натруженные ноги в новые башмаки Джованни и радостно воскликнул:
- Благословен Создатель! В таких башмаках хоть на север, хоть в сам Иерусалим! Добрая обувь для того, кому предстоит дальний путь. Сам Христос в своих странствиях, верно, не отказался бы от таких башмаков!
Эта мысль запала Джованни в душу. И напрасно все вокруг твердили ему, что старый монах пошутил, что Христос был равнодушен к земным благам, точно как и братья-францисканцы, которые вслед за Спасителем призывают не стяжать и довольствоваться малым. Джованни был непреклонен. Он решил пошить башмаки, достойные Христа.
Вы говорите, гордыня, сеньор? Вот и аббат сказал так же. А хозяин сказал Джованни, что он дурак. Этот хозяин хорошо относился к Поске, и мастерскую собирался оставить ему, так как был бездетен. Но вот беда, с тех пор Джованни не построил ни одной целой пары. Принятый обет захватил его целиком. Вместо того чтобы делать свой шедевр и сдавать экзамен на звание мастера, Джованни разыскивал самые редкие и красивые материалы. Он больше не тачал башмаки для бедняков – ведь свою пару ждал Спаситель! Найдя прекрасную кожу, и сафьян, и добрую дратву, Джованни начинал кроить пару. Он делал левый башмак, и всякий раз ему казалось, что этот башмак никак не устроит заказчика: то неровно ложился шов, то задник был неудобен, то выходил грубым рисунок. И Джованни забрасывал левый башмак, не приступая к правому, и снова готовился к свершению благого дела.
Кончилось тем, что мастер выгнал Поску, и другие мастера тоже не хотели брать его на работу. Джованни стал соглашаться на любое дело за любые гроши. Частенько ему не хватало на хлеб. И так уже много лет.
Что Вы делаете, сеньор? Вы хотите дать ему золотой, чтобы бедняга наелся? Право, не стоит! Знаете, как он поступит с ним? Где-то, никто точно не знает, где, у Джованни спрятана кубышка, куда он складывает заработанные гроши. Если этих грошей скопилось достаточно, завтра же он возьмёт ваш золотой и побежит покупать материал для новой пары башмаков. Да-да, не удивляйтесь, так и будет!
Есть род одержимости - совсем безобидный. Таких одержимых не боятся и не запирают, ведь они никому не причиняют вреда. Эта одержимость зовётся искусством. Вот ведь и Вы, сеньор, когда Вы тычете кистью в холст и ругаете свои руки, которые не могут передать то, что видят глаза – разве не столь же одержимы, как бедный старый Джованни по прозвищу Башмак? Искусство – это страсть! Это неутолимая жажда совершенства. И что же делать, если этим оказался болен бедный подмастерье сапожника? Он никогда не излечится.
Но знаете, что я думаю, сеньор? Однажды, когда придёт пора, и Джованни отправится к Тому, кто создал всех нас, ему навстречу с улыбкой выйдет Христос. И на нём будут прекрасные новые башмаки… сшитые на левую ногу.

+1

2

Позволю себе начать
Здесь представлен образ, мимо которого не прошел, пожалуй, ни один поэт. Это образ творца, Художника. В этом тексте образ Художника - это образ человека непонятого, непринятого, живущего и дышащего только искусством и пожертвовавшего  всем, что у него было, ради осуществления Замысла. Если встретить Джованни на улице, покажется, что это человек приземленный настолько, насколько это возможно. Какие могут быть возвышенные помыслы, чувства и стремления у грубого оборванца, для которого главной заботой должен быть кусок хлеба!? Но он, напротив, максимально оторван от этого мира. Этот текст об отношении творца и искусства, а, может быть, даже больше об искусстве, о порыве вдохновения и о замысле художника.
Чем-то неуловимо напомнило рассказ А.П.Чехова "Скрипка Ротшильда" и стихотворение Н.С.Гумилева "Волшебная скрипка"
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое тёмный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял её однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

0

3

Марья-царевна, зачёт! Идею уловили верно. А вот какие стороны художественного образа башмака Вы видите?

0

4

Atenae, возможно, я не верно поняла Ваш вопрос, но...
Образ Джованни можно трактовать с очень разных точек зрения. Башмак сумасшедший или точнее блаженный (Это отнюдь не отрицательная характеристика. Окружающие люди не понимают и не могут понять его, поэтому его скорее всего считают сумасшедшим). С другой стороны - его действия совершенно логичны, он не совершает бессмысленных действий.
Вообще Башмак - воплощение сразу многих качеств: терпение, упорство, целеустремленность, самоотверженность, постоянство, перфекционизм, преданность, возможно даже, талант...
И еще: только сейчас сообразила, что он внешне похож на башмак - художник в прямом смысле слился со своим творением.

0

5

Марья-царевна, очевидна невнимательность при выполнении упражнения №1, надо вернуться к теме "Художественный образ". Имеется в виду образ не только человека, центрального героя, но и предмета, через который реализуется идея. Суть художественного образа - это возведение предмета или явления до уровня символа, когда он начинает означать не только то, чем является в действительности, но и приобретает дополнительную идейную нагрузку. Художественный образ создаётся при помощи приёма олицетворения.
В том случае, когда текст сконцентрирован вокруг такого образа, этот образ может быть вынесен в заглавие. Фокус работы с художественным образом в своеобразной игре с читателем: суметь донести через обыденные предметы высший уровень понимания.
С высшим уровнем понимания у Вас всё хорошо. А вот с простейшим уровнем - пробелы. Попробуйте ещё раз.

0

6

Atenae, "любимая" ошибка))) как мне однажды сказали "сама себя перемудрила"... боюсь, что не осилю элементарное, но все же рискну:
Башмак - абсолютно приземленный предмет, но он возводится до произведения искусства, достойного самого Христа, даже несмотря на несовершенство работы (башмаки-то только на левую ногу). Такой простой и обыденный предмет становится символом искусства, чистого порыва создать прекрасное (пусть даже это всего лишь обувь), совершенно бескорыстного стремления сделать что-то хорошее для своего Бога.
Также можно не буквально прочитать образы моря и монаха-францисканца. Море здесь - не только огромное количество воды и, может быть, даже не жизнь, а своего рода божество для венецианцев. По крайней мере, это некая высшая сила, возможно, в чем-то даже самостоятельная, но скорее управляемая Небом. А монах - это посланец этой высшей силы, он принес Джованни вдохновение, идею, которая определила всю жизнь башмачника. А его самого принесло море. И море и монаха можно назвать исполнителями высшей Воли относительно одного конкретного человека. Можно даже допустить, что монах - ангел, "вестник".
P.S. Уж и не знаю, имеет ли право на жизнь теория про море и монаха или это у меня фантазия разыгралась, поэтому заранее прошу прощения у автора)

-1

7

Марья-царевна, вот теперь Ваш аналитический талант развернулся в полную силу! С образами разобрались, даже рассмотрели те, которым я сама не придавала существенного значения.
Впрочем, осталась ещё одна трактовка образа башмака на левую ногу, которая пока не прозвучала. Видимо, она прописана недостаточно отчётливо.

А когда мы увидим Ваши опыты? Уже обнародовано второе задание - художественная деталь. Вы хорошо анализируете. Попробуйте написать то, что понимаете.

0

8

Башмак, здесь многое значит, действительно. Это и центральный образ героя, его прозвище и башмак, как произведение искусства, но то, что он на левую ногу, на мой скромный взгляд, - это символ не столько недоделки и глупости, сколько незавершённости и недосказанности, вечного стремления к совершенству, предела которому нет. Таким образом, башмак несёт в себе и свойства центрального образа рассказа (почти притчи) и работает, как деталь, выступая предтечей следующей темы.

Отредактировано Сергевна (01.02.2013 13:33)

+1

9

Очень хорошо! Даже больше, чем сама думала. Мне не приходило в голову трактовать левые ботинки как символ бесконечности творчества. а ведь, пожалуй, так оно и есть.
К сожалению, ещё одно значение пока осталось незамеченным никем. А я ему придавала значение. Видимо, не получилось донести.

0

10

Из толкований "левости" приходит на ум еще непохожесть, нестандартность. И мыслей, и поступков, и творчества.
Все остальное за меня сказали предыдущие ораторы.
И еще я представила Христа в башмаках на левую ногу. :) Улыбнулась, потому что финал очарователен. Что спрашивать с человека, когда Бог его создал именно таким? С творца иной спрос, творцу, если он действует искренне и не нарушает установленные Богом законы, многое прощается.

0

11

Во-о! Наконец-то кто-то заметил! Башмаки на левую ногу задумывались ещё и как символ глупокого милосердия Христа, который ради уважения к художнику башмачного дела готов надеть их для встречи. Как-то так.  :flag:

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Академия пана Кляксы » Занятие №1. Домашнее задание. Башмак.