Перекресток миров

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Своя тропа » Портреты


Портреты

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Три

***
Марфа, Марфа...
Котлеты прокиснут,
Молоко сбежит.
А в ушах эолова арфа,
В уме золотые мысли,
В окне — божественный вид!
[indent]
Ни с огнём, ни с работой не шутят.
Овчарня, курятник…
Но тень от хибары твоей
Для бредущего путника
Хлеба отрадней,
Вина вкусней.
[indent]
***
Маргарита! Окно открыто, на часах — в районе восьми.
Не лети, лучше вытряси сито и скалку в руки возьми.
Испеки своему инженеру воздушный пирог
И своими ногами — ногами! — сойди за порог.
Износи сто железных сапог, съешь голодный военный паёк,
Но не пей с иностранцем. Не трогай проклятый платок.
[indent]
***
Герда, Герда, что ты так смотришь на санный путь? 
Где твой первый? Как сон — так скверный, как замок — то жуть.
Твоя карета быстрее ветра,
Твоя стезя
Прошла туда, где яхты и рента,
И всё, что нельзя.
[indent]

Отредактировано Старый дипломат (15.10.2019 17:48)

+4

2

Кусочек про Маргариту особенно понравился.

Почему-то эта героиня всегда вызывала у меня недоумение - что в ней такого-эдакого, почему стала некой иконой, что ли. Вот ведь и правда - если любишь, так и иди туда, в этот подвал, но уже насовсем. А не бегай тайком от любящего, и тебя обеспечивающего мужа. Да, вот своими ручками заправляй керосинку, и готовь на ней своему избраннику. Это и будет настоящая любовь. А так - Муза на полставки, жена на полставки...

Про железные сапоги и военный паек - очень точные вы слова нашли, они и мифологические пласты поднимают, и о недавней истории еще живых людей говорят.

Отредактировано Мария_Валерьевна (15.10.2019 20:44)

+1

3

Мария_Валерьевна, булгаковская Маргарита — образ амбивалентный и, согласен, очень на любителя.

+1

4

Мария_Валерьевна написал(а):

Кусочек про Маргариту особенно понравился.

Почему-то эта героиня всегда вызывала у меня недоумение - что в ней такого-эдакого, почему стала некой иконой, что ли. Вот ведь и правда - если любишь, так и иди туда, в этот подвал, но уже насовсем. А не бегай тайком от любящего, и тебя обеспечивающего мужа. Да, вот своими ручками заправляй керосинку, и готовь на ней своему избраннику. Это и будет настоящая любовь. А так - Муза на полставки, жена на полставки...

Про железные сапоги и военный паек - очень точные вы слова нашли, они и мифологические пласты поднимают, и о недавней истории еще живых людей говорят.

Отредактировано Мария_Валерьевна (Вчера 23:44)

Не могу не заступиться за Маргариту. Не "такое-эдакое" в ней, а история. О том, как потеряв, осознала, как надо было. И как прошла через ад, чтобы вернуть то, чему не знала всей цены прежде. Прошла через ад, но не стала ведьмой, не соблазнилась силой и властью. Ей нужно было только чтобы рукопись была не сожжена, Мастер был рядом и творил. И чтобы Фриде не подавали платок. Она не ангел, женщина, сполна расплатившаяся за свою ошибку. Но мне интересна история её искушения. Как и Мастер, она не заслужила Света. Она заслужила право быть с любимым до скончания времен.
А "железные сапоги" были. На балу. У Булгакова фигуральные, а в экранизации Бортко даже реальные. В мирные 30-е годы именно так и могло быть. Исчез человек - и только дьявол знает, что с ним. Если бы перед глазами у Булгакова был уже опыт Великой Отечественной, история могла быть иной. Но дьявольщина реальной жизни, увы, была именно такова. Не по божьему промыслу такие разлуки случались.

+3

5

Atenae написал(а):

Не могу не заступиться за Маргариту. Не "такое-эдакое" в ней, а история. О том, как потеряв, осознала, как надо было.


Согласна со всем. Но меня она все равно не трогает. Впрочем, как и Мастер. И сам роман. Просто я обычно к женским персонажам более восприимчива, а вот Маргарита никак не зацепила...

Может быть, это из-за мистической составляющей. Может быть, будь ад реален, - одиночество и нищета, печать жены "врага", или "ссыльной", я прониклась бы. А через аллегории - нет. "Пугают - а мне не страшно". Не чувствую я ее горя и раскаяния.

Но это, разумеется, мои читательские проблемы. Не мой писатель Булгаков.

Просто образ Маргариты обычно дается другими писателями как "Ах, какая женщина!". Попадалось и с восторгом, и со страхом... А вот так, приближая ее к реальности, к быту, к обыденности - нет, ни разу такого не видела до стихов Дипломата.

+1

6

Atenae, на поверхности образ Маргариты очень привлекательный, да. Сошла во ад и спасла...
Но в том-то и дело, что реально-то не спасла, а законопатила Мастера в чём-то вроде свидригайловской бани.
Про "железные сапоги" я имел в виду именно очереди с лагерными передачами. Но Маргарита не хочет такой жизни. Сидя на скамейке в Александровском саду, она думает о том, почему прогнала мужика, в котором ей не понравилось только слово "определённо". И ещё думает о том, что хотела бы забыть Мастера, образ которого "натирает" ей душу. Неужели истинно любящая женщина захочет забыть любимого? Не верю!
И ещё масса других слов и словечек, на которые и хотелось бы закрыть глаза, да не получается. Специально их автор так растыкал по тексту, как рогатины на медведя. В особенности в требовании Маргариты вернуть ей "её любовника, Мастера!" Как можно своего навек и за гранью всех веков любимого мужчину назвать не мужем, а любовником? Этим отвратительным словом, побирающимся по чужим квартирам. Оно ну никак не "обитель, соседствующая с добродетелью", оно с практикой врача Булгакова, с сифилисом соседствует :(
А рукопись? Что в той рукописи, к работе над которой Маргарита подгоняла Мастера? Евангелие от Сатаны, из-под копыта инженера, который больше всего жаждет, чтобы "не было пошлой казни" - которая как раз спасла человечество, потому-то Воланду она поперёк всего.
Про платок тоже с подковыркой. Даже девица из Варьете просит, чтобы вернули голову конферансье со словами "не мучьте его!", а Маргарита говорит, что пообещала замолвить словнчко за Фриду, и Воланд переспрашивает: по милосердию или по своей гордости ты просишь о платке? И когда узнаёт, что по гордости, криво ухмыляется: ладно, тогда пускай.
И так далее.
Мастер хоть и не слишком симпатичный персонаж, но ему не позавидуешь: навечно в доме без света, с похоронным маршем Шуберта и с садом, который цветёт, но никогда не приносит плодов.
Очень грустная и страшная история, которая вся пропитана духом своего страшного времени и мучительной болезнью автора. Но сама книга прекрасная, сатира - блестящая, язык - бритва!

+1

7

Не будь Мастер и Маргарита грешниками, не оказались бы в распоряжении Сатаны. И Булгаков даёт их такими, как есть. Но да, в романе нет православного духа. Он основан на катарской ереси. Впрочем меня, как безбожницу, это не пугает. Вне христианской ортодоксии есть для меня в нем и любовь, и милосердие, и подвиг. Да, люди не идеальны. Но перед настоящими людьми и Сатана пасует. И получают они то, что заслужили сами. Если остальные получали по своим чаяниям - кто оторванную голову, кто доллары в вентиляции, кто позор в одном белье, то Мастер и Маргарита получили свой собственный образ рая, возможность снова делить пространство любви над книгой. И друг друга. Да, эти книги больше никто не прочтёт. Но они и не хотят большего.
И Бездомный заболел поисками истины и творчеством. Оно его мучит, но это то, к чему он стремился.
Для меня роман велик и многогранен. И каждый раз открывает нечто новое. И не пугает ни разу. Ну, не боюсь я Сатаны. Всё равно в итоге со мной будет только то, что я сотворю с собой  сама.

+3

8

Atenae, "Мастер и Маргарита" - роман гениальный, один из любимейших и смыслообразующих, о котором можно говорить бесконечно. О нём можно отдельно целую папку завести, там где "В плену книжных ситраниц".
Просто он написан 1) человеком, у которого литературная специализация - сатира и 2) в нём нет ни одного положительного героя.
Все грешные, безгрешного человека на Земле нет ни одного. Но одни понимают, что это беда и хотят, как в том анекдоте, "лечь в направлении цели", если идти и даже ползти нет сил, а другие забивают на идеалы и просто приспосабливаются.
Собственно, стихотворение о трёх неверных путях.
Одна в хозяйственных хлопотах не поднимает головы - как же так, ведь голова уже выше всего, это просто обязанность человека - поднять голову. Вторая, "не прикасаясь к примусу", прикасается к самому скверному - ко лжи и двоедушию в любви. Третья просто боится материальной нищеты, но чем больше "подушек безопасности" приобретает в обмен на драгоценности нетленные, тем более опасно живёт по факту, да уже и сомневается, что живёт, а не просто существует.

0

9

Старый дипломат написал(а):

Третья просто боится материальной нищеты, но чем больше "подушек безопасности" приобретает в обмен на драгоценности нетленные, тем более опасно живёт по факту, да уже и сомневается, что живёт, а не просто существует.


Так это же Скарлетт!

Почему Герда у вас ассоциируется с таким путем? Она-то как раз легко расставалась с материальными вещами, и ни разу не пожалела ни о красных башмачках, ни о карете Принца и Принцессы.

0

10

Мария_Валерьевна, очень личное.
Для меня определённым потрясением была в своё время не московская очередь в "Макдональдс" (нас очередями было не удивить)), а когда в 88-м, кажется (или 89-м?), году в Москве устроили первый советский конкурс красоты - вот та очередь на запись. Огромнейшая, и девушки одна другой красивее, а вокруг этой очереди клубилась разного рода шушваль (цеховики, блатная и цекамольская сволочь, в общем, все стервятники, которые почувствовали - "теперь можно"). Подходили, знакомились с девушками и приглашали их в машины, тогда ещё "Лады" и "Волги", и те шли - тоже с ликованием, что "теперь можно". "Невидима и свободна!"
Было чувство, что у меня на глазах насилуют близких родственниц, а я ничего не могу сделать.
Такое же чувство я пережил второй раз, когда в 14-м году шёл по развороченному киевскому Майдану: брусчастка срыта, сожжено здание Дома профсоюзов с главными часами города, белые стены Консерватории закопчены, всё загажено, вонища, торчит остов городской ёлки... И толпы сумасшедших, которые радуются, что их ведут на вивисекцию. Просто как внутри фильма "Иди и смотри" - абсолютно одинаковое ощущение и в первом, и во втором случае.
Об этом третье стихотворение.

+2

11

Старый дипломат написал(а):

Огромнейшая, и девушки одна другой красивее, а вокруг этой очереди клубилась разного рода шушваль (цеховики, блатная и цекамольская сволочь, в общем, все стервятники, которые почувствовали - "теперь можно").

У меня похожие эмоции вызвал роман "Молодые львы" Ирвинга Шоу, о Второй Мировой Войне, - взгляд из-за океана. Там много моментов, рвущих шаблон человеку, который впитывает с детских лет тему "Священной войны", и народного сопротивления, чести и долга. Но одна из самых мерзких сцен для меня в романе, - сразу после оккупации Франции. Когда на площадь городка выходит юная француженка, в красивом платье, и начинает умиляться на немецких солдат - "Ой, молоденькие, ой, красивые!" А вокруг городка еще не все французские солдаты сдались, на дороге баррикада... И когда старик плюются, и говорит барышне, мол, что же говоришь, и кому говоришь? А в ответ - невинность, пардон, овцы - "А чо такого?"

Если учесть, что для меня символом военной Франции была и есть Моника Тарваль (фильм "Вдали от Родины", и роман "И один в поле воин"), ощущения возникли... Жуткие.

Нет-нет, я в курсе, что таковых, как эта барышня было много, и увы, на нашей земле, но тут это было столь ярко, и без малейшего противовеса, в виде нормальной девушки, пусть не партизанки, но хотя бы не подстилки.

Но роман вообще тяжелый, автор явно западное общество 40-х лет не уважал... Персонажей, которых уважаешь в нем... три штуки. Солдат-еврей, из бедной семьи,(со всеми соответствующими эпохе и людям  минусами в карму) его жена, причем из хорошего английского рода (не аристократка, но "приличная семья"), и американский журналист, уходящий на войну добровольцем. Но уход последнего, когда он печалится о горячей ванне, и хрустящих тостах, подписывает завещание и прочее... Тоже рвет шаблон.

Отредактировано Мария_Валерьевна (17.10.2019 01:32)

0

12

Мария_Валерьевна, тогда Вы понимаете, как больно, когда Герда идёт совсем не своей дорогой.
Эти девочки не на "Плейбое" же выросли. На тех же сказках Андерсена и советских мультфильмах, а оно вот как повернулось.
"Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло".

+1

13

Старый дипломат написал(а):

Мария_Валерьевна, тогда Вы понимаете, как больно, когда Герда идёт совсем не своей дорогой.


Да, очень хорошо понимаю((

Не совсем в тему, но я поэтому часто про любимых артистов предпочитаю лишнего не знать. Да, я умею отделять человека от роли. Но мне трудно осознать, как тот, кто играл на экране самоотверженность и благородство, может в жизни являть жадность и лицемерие...

А помните, Сережа Каховский еще в 70-х рассуждал о тех, кто нападает в темных переулках? Тут же, рядом живут, те же фильмы смотрят, и не за фашистов же болеют! А вот...

+1

14

Мария_Валерьевна, да, это очень запоминающаяся цитата. Просто если в человеке нет стержня, ему что ни читай, что ни смотри, если нет каркаса, на который можно было бы прочитанное и увиденное навесить... Не в коня корм.
Возвращаясь к конкурсам красоты, хочу ещё заметить, что первые такие мероприятия, зафиксированные в истории, у шумеров, имели целью найти заместительницу богине плодородия Инанне, она же Иштар. Чтобы девушка вместо богини отправилась в царство мёртвых, и той не пришлось оставлять мир людей без своего внимания.
Конкурсанток отбирали по красоте и знанию религиозных обрядов и песнопений, выбирали самую-самую, целый год поклонялись ей как воплощению богини, а в конце каденции пышно провожали на вершину зиккурата, подвешивали за ребро на крюк и оставляли умирать.

+2

15

Старый дипломат написал(а):

Возвращаясь к конкурсам красоты, хочу ещё заметить, что первые такие мероприятия, зафиксированные в истории, у шумеров, имели целью найти заместительницу богине плодородия Инанне, она же Иштар. Чтобы девушка вместо богини отправилась в царство мёртвых, и той не пришлось оставлять мир людей без своего внимания.
Конкурсанток отбирали по красоте и знанию религиозных обрядов и песнопений, выбирали самую-самую, целый год поклонялись ей как воплощению богини, а в конце каденции пышно провожали на вершину зиккурата, подвешивали за ребро на крюк и оставляли умирать.


Собственно, похожим образом у некоторых славянских племен самую-самую девушку на Купалу отдавали в жены Водяному. то есть - топили.

Но, думаю, эти примеры - несколько иное. Девушки, и их родные, верили, что их смерть - ради рода, племени, урожая, плодородия и так далее. Кончено, кому-то кружил голову почет последних месяцев, но чаще, думаю, это воспринималось неким служением, вкладом в общее благо. Жизнь была трудной, милость богов - невероятно важной, злые духи, силы природы - вот тут, только и ждут, как навредить. Поэтому подобные жертвы - нечто вроде христианских монахинь в моем понимании. Там ведь тоже бывает как гордыня ("Я - чиста и непорочна, вся в белом, и вас спасаю молитвой"), так и искреннее желание служить - богу, и людям.

Я прошу прощения за формулировки - я не воцерковленный человек, и какие-то вещи могу воспринимать приземленно.

Но барышень, готовых платить собой за ништяки, и побед в конкурсе, я бы скорее уподобила борьбе придворных красавиц любой страны, за звание фаворитки. Да и "ярмаркам невест" в некотором смысле - тоже.

+1

16

Мария_Валерьевна, точно: действия вроде одни и те же, но результат-то зависит от цели!
Об этом же ещё одно стихотворение, два других портрета. Это одно из самых ранних, в лет 15 или 16 я его написал, и хотя оно несколько нескладное, мне очень дорого. Прямо-таки открытие, что у всего есть две стороны. Изобретение велосипеда ))   
[indent]
Граница на северо-западе
[indent]
Оба молились Деве Марии,
Оба носили крест,
Оба видели дали иные
За болотами этих мест.
[indent]
Только один перед боем сказал,
Что не в силе Всевышний, а в правде.
А другой, волевой, с высоты наблюдал,
Как горит по его команде.
[indent]
Только один удержался в седле
Голосам архангелов внемля.
А второй обнимал, исчезая во мгле,
Необъятную русскую землю.

0

17

Искупление Каина
[indent]
Я горожанин окаянный.
Не знаю я любви к земле.
По мне она лишь грязь и тлен,
А дом мой, зданный и желанный, -
Конечной формы суверен.
Ряд обожжённых кирпичей -
Вот лепта совести моей.
[indent]
Но окаянство понимая,
Имею всё-таки залог
Надежды. Сам Предвечный Бог
Сказал, что тесна зелень рая,
И в смерти за порог шагая,
Переступивши за черту,
Я внове Город обрету.
[indent]
Тот Золотой бессмертный Город,
Где серафимов яркий спич
Не отменяет мой кирпич
И ни колодца звонкий ворот,
Ни колеса блестящий обод.
А зубчатую передачу
Назвал Он творческой удачей!
[indent]
И даже брат, мой сельский брат,
Меня увидеть будет рад.

+1


Вы здесь » Перекресток миров » Своя тропа » Портреты