Перекресток миров

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » В плену книжных страниц » "Мастер и Маргарита": разные ракурсы


"Мастер и Маргарита": разные ракурсы

Сообщений 101 страница 139 из 139

101

Ох уж этот национальный вопрос..
Мама моего отца была еврейкой. Помню разговор с ней накануне того дня, когда мне, шестнадцатилетней, надо было идти в милицию со свидетельством о рождении, чтобы написать заявление на получение паспорта. Бабушка спросила меня, что я собираюсь писать в анкете в графе "национальность". Честно ответила, что не знаю, что у меня в родословной с обеих сторон кого только не было, и она сама мне об этом с детства частенько рассказывала, а я очень любила слушать её рассказы. И бабулечка начала меня упрашивать: "Пожалуйста, напиши, что ты русская! Легче жить будет! Уж я-то знаю..." Не послушалась я бабушку, села и высчитала, сколько у меня чьей крови в процентном отношении ))) Вышло, что больше всего было украинцев. Ну, я потом так в анкете и написала. В тот день, когда мне должны были выдать паспорт, я его не получила, его ещё не сделали.  Зато строгая тётенька в милицейской форме провела со мной воспитательную беседу. Суть её высказываний, наверное, можно было бы свести к словам моей бабулечки. Но бабушка с любовью и тревогой говорила. А милицейская тётенька была возмущена моей наивностью и недальновидностью. Она так и сказала: "Когда вы со слезами придёте просить, чтобы вам поменяли национальность в паспорте, будет уже поздно!" Нет, я и раньше сталкивалась с проявлениями регионального национализма с нашей многонациональной стране, но до того разговора в милиции даже не подозревала о его масштабах. Короче, настояла я на своём. И ни капельки не пожалела б этом. А потом, в первый год двадцать первого века, получила уже паспорт российского образца, где нет графы "национальность".  Если честно, я рада. Не потому, что "легче жить стало" )) Я - россиянка, я люблю Россию, люблю Сибирь, люблю людей, которые здесь живут, я здесь родилась. И хотя с младенчества слышала в семье не только русскую речь, своим родным языком считаю русский.  Но вопрос "Кто ты по национальности?" до сих пор ставит меня в тупик. История моей семьи - моя история, и корни моей семьи - мои корни. И они очень разветвлённые. И они мне дороги.

+3

102

Моя мама, когда хотела меня задеть, тоже говорила: "Ты в точности, как твой отец!"
А я теперь внучке говорю, когда угадываю в ней черты дочери:" Ты в точности, как твоя тетка!"
Дед шил Щербицкому точно, а Сенин (мэр Киева)считал его своим другом.)) И Гонтарь (директор Оперного) был у нас частым гостем. Но, мне кажется, принцесса Анна приезжала уже в 60-е, а дед тогда уже практически не брал заказов: у него развилась глаукома. Чкалову, Байдукову, Туполеву, Литвинову он шил, но еще в Париже. А вот Корнейчуку - точно шил, он за дедом присылал свой ЗИМ, дед меня брал с собой. Потом мы стали жить через один дом от его дачи.))
Мы никогда не маскировали своей принадлежности к еврейству, но это было бы смешно: когда мы случайно столкнулись с Шамиром в Киеве, он даже замер, глядя на наше семейство. И только в Израиле мы поняли в чем дело: типаж. Типаж не европейских, а именно израильских. Особенно - дети. Вот это , видимо, так и поразило, и не только его: мы впервые увидели , как выглядят религиозные евреи где-то в году 88-ом. И этого папашу с сыном так поразила наша команда, что они смотрели нам вслед еще несколько минут.
Вообще, тема чужака очень непростая. Коренное население любой страны настороженно воспринимает чужих. Смотрите, как Берлиоз с Бездомным сразу почуяли чужака, но определили его иностранцем.
Мама рассказывала, как плохо и долго принимали их в Париже, как следила за ними консьержка и доносила в полицию каждый их шаг. Только когда они перебрались на рю Лафаетт, стало проще. А до этого было очень трудно в школе - маме не помогали, не принимали почти год. Французы любят только себя.) Честно говоря, я пришла к выводу, что нормально чувствуешь себя только среди своих. Тот интернационализм, который так воспевался, и с чувством которого я приехала в Израиль, под натиском терактов, а потом и того, что стало твориться во всем мире, тихо испарился. Арабов и афроамериканцев я предпочитаю видеть по телевизору. И дело не в цвете кожи, эфиопы для меня свои), дело в чуждом менталитете. А для примирения таких дел нужна не столько добрая воля, сколько общность цели и взаимопроникновение народов. Казалось бы, это было в Союзе - и оказалось, на поверку, пустым звуком. Столько взаимной ненависти, сколько читаешь в соцсетях - не верится, что все было иначе.

+2

103

Надеюсь, после этих зарисовок наши младшие современники поймут, какой узел серьёзных противоречий существовал в стране, как решение насущных проблем иногда по глупости, иногда по злому умыслу затягивалось.
На новом историческом витке возможно новое государственное творчество, с учётом всех тех ошибок, что были допущены. Тем более при нынешних средствах коммуникации управляемость системы уже не так остро зависит от расстояний.

0

104

Дай бог. Но нужна прозрачность власти, а к этому страна и правительство не приучены. Только в вопросах военных нужна цензура, в гражданских - плюрализм. Но это уже другая тема.

+1

105

Старый дипломат написал(а):

Jelizawieta, да, очень интересно. Пожалуйста, приведите обе редакции.

:yep:  :writing:

Из "Князя тьмы":

"... Пока возились с Бенгальским, и растерянный доктор совал в нос бедному конферансье склянку с нашатырным спиртом, Фагот показал первый номер, вызвавший неописуемый восторг в публике.
Объявив:
- Таперича, граждане, мы открываем магазин, - он всю сцену осветил разноцветными лампионами. Появились громадные зеркала, по бокам которых засверкали гроздьями огни, а меж зеркал публика увидела парижские модели разных цветов и фасонов. В застеклённых витринах появились сотни дамских туфель - чёрных, белых, жёлтых, кожаных, атласных, замшевых, с пряжками и без пряжек с камушками на пряжках. Выше них заиграли шляпки.
   Сладко ухмыляясь, Фагот объявил, что производит обмен старых дамских платьев и обуви на парижские, и притом всем гражданкам совершенно бесплатно.
   Публика таращила глаза на сцену, весёлые улыбки играли на лицах.
- Прошу! - орал Фагот. - Без стеснения. Пожалуйте, медам!
    Колебание продолжалось ещё некоторое время, пока какая-то хорошенькая блондинка не вышла из десятого ряда и, улыбаясь улыбкой, которая показывала, что ей наплевать, не проследовала на сцену по боковому трапу.
- Браво! - вскричал Фагот и тут же раскрыл перед смелой женщиной витрину с платьями.
    Блондинка деловито прищурилась, потрогала одно, потом другое и наконец решительно указала на сиреневое платье.
- Уй, мадам! - орал Фагот, явно изображая приказчика, и подвёл блондинку к витрине с обувью.
    Та бойко сняла туфли, и Бегемот вывалил перед нею целый ассортимент туфель. Блондинка примерила сиреневую, потопала в ковёр, деловито повернулась, осматривая каблук, спросила:
- А они не велики мне? Посмотрите, мосье, будьте любезны!
Фгот обижено вскрикнул:
- Помилуйте, мадам!
И кот от обиды мяукнул.
- Я беру эту пару, мосье,  - сказала блондинка, надела и вторую туфлю.
Бегемот с сиреневым платьем кинулся за ней  за шёлковую занавеску. Публика, затаив дыханье, смотрела на сцену.
Через минуту из-за занавески вышла блондинка в таком платье, что в публике прокатился вздох. Блондинка с каменным лицом, удивительно похорошевшим, остановилась у зеркала, тронула волосы, изогнулась, оглядывая спину, и затем проследовала к рампе.
    Но тут её перехватил Фагот и, изгибаясь, как червь, подал ей сумочку, сверкающую лаком, и красный футляр с духами.
- А это фирма просит вас принять на память! - сказал Фагот.
- Мерси, мосье,  - надменно ответила блондинка, приняла дары и проследовала в партер.
    Через минуту на цену вереницей двинулись женщины.
- Я не позволю тебе! - послышалось в общем говоре.
- Дурак, деспот и мещанин, не ломайте мне руку,  - ответил женский голос.
   На сцене шла суета, партер гудел в восторге. Какой-то мужчина сунулся было на сцену со словами, что у него жена дома и нездорова, и получил о Фагота две пары шёлковых чулок.
    Дамы возвращались со сцены в жакетах, бальных открытых платья, в пижамах, разрисованных драконами, в халатах, несли в руках футляры, сумки, сверкающие пудреницы.
     Неожиданно Фагот объявил, что магазин закрыт на ужин. Стон прокатился по залу, огни в лампах стали таять, витрины исчезли, шёлковая занавеска провалилась сквозь землю, и за нею оказалась груда брошенных старых платьев и истоптанной обуви.
     Фагот выстрелил в воздух, и вся эта груда провалилась сквозь землю..."

Из "Мастера и Маргариты":

   "А Фагот, сопроводив пострадавшего конферансье, объявил публике так:
- Таперича, когда этого надоедалу сплавили, давайте откроем дамский магазин!
   И тотчас пол сцен покрылся персидскими коврами, возникли громадные зеркала, с боков освещённые зеленоватыми трубками, а меж зеркал витрины, и в них зрители в весёлом ошеломлении увидели разных цветов и фасонов парижские женские платья. Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с пёрышками, и без пёрышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель - чёрных, белых, жёлтых, кожаных, атласных, замшевых, и с ремешками, и с камушками. Между туфель появились футляры, и в них заиграли светом блестящие грани хрустальных флаконов. Горы сумочек из антилоповой кожи, из замши, из шёлка, а между ними - целые груды чеканных золотых продолговатых футлярчиков, в которых бывает губная помада.
    Чёрт знает откуда взявшаяся рыжая девица в вечернем чёрном туалете, всем хорошая девица, кабы не портил её причудливый шрам на шее, заулыбалась у витрин хозяйской улыбкой.
    Фагот, сладко ухмыляясь, объявил, что фирма совершенно бесплатно производит обмен старых дамских платьев на парижские модели и парижскую же обувь. То же самое он добавил относительно сумочек, духов и прочего.
    Кот начал шаркать задней лапой, передней в то же время выделывая какие-то жесты, свойственные швейцарам, открывающим дверь.
     Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное:
- Герлэн, Шанель номер пять, Мицуко, Нарсис Нуар, вечерние платья, платья коктейль...
    Фагот извивался, кот кланялся, девица открывала стеклянные витрины.
- Прошу! - орал Фагот, - без всякого стеснения и церемоний!
   Публика волновалась, но идти на сцену пока никто не решался. Но наконец-то какая-то брюнетка вышла из десятого ряда партера и, улыбаясь так, что ей, мол, решительно всё равно и в общем наплевать, прошла и по боковому трапу поднялась на сцену.
- Браво! - вскричал Фагот,  - приветствую первую посетительницу! Бегемот, кресло! Начнём с обуви, мадам.
   Брюнетка села в кресло, и Фагот тотчас вывалил на ковёр перед нею целую груду туфель.
   Брюнетка сняла свою правую туфлю, примерила сиреневую, потопала в ковёр, осмотрела каблук.
- А они не будут жать? - задумчиво спросила она.
На что Фагот обижено воскликнул:
- Что вы, что вы! - и кот от обиды мяукнул.
- Я беру эту пару, мосье,  - сказала брюнетка с достоинством, надевая и вторую туфлю.
    Старые туфли брюнетки были выброшены занавеску, и туда же последовала и сама она в сопровождении рыжей девицы и Фагота, несшего на плечиках несколько модельных платьев. Кот суетился, помогал и для пущей важности повесил себе на шею сантиметр.
     Через минуту из-за занавески вышла брюнетка в таком платье, что по всему партеру прокатился вздох. Храбрая женщина, до удивительности похорошевшая, остановилась у зеркала, повела обнажёнными плечами, потрогала волосы на затылке и изогнулась, стараясь заглянуть себе за спину.
- Фирма просит вас принять это на память,  - сказал Фагот и подал брюнетке открытый футляр с флаконом.
- Мерси, - надменно ответила брюнетка и пошла по трапу в партер. Пока она шла, зрители вскакивали, прикасались к футляру.
    И вот тут прорвало начисто, и со всех сторон на сцену пошли женщины. В общем возбуждённом говоре и вздохах послышался мужской голос: "Я не позволю тебе!" - и женский: "Деспот и мещанин, не ломайте мне руку!" Женщины исчезали за занавеской, оставляли там свои платья, и выходили в новых. На табуретках с золочёными ножками сидел целый ряд дам, энергично топая в ковёр заново обутыми ногами. Фагот становился на колени, орудовал роговой надевалкой, кот, изнемогая под грудами сумочек и туфель, таскался от витрины к табуреткам и обратно, девица с изуродованной шеей то появлялась, то исчезала и дошла до того, что уж полностью стала тарахтеть по-французски, и удивительно было то, что её с полуслова понимали все женщины, даже те из них, что не знали ни одного французского слова.
     Общее изумление вызвал мужчина, затесавшийся на сцену. Он объявил, что у супруги его грипп и что поэтому он просит передать ей что-нибудь через него. В доказательство того, что он действительно женат, гражданин готов был предъявить паспорт. Заявление заботливого мужа было встречено хохотом, Фагот проорал, что верит, как самому себе, и без паспорта, и вручил гражданину две пары шёлковых чулок, кот от себя добавил футлярчик с помадой.
     Опоздавшие женщины рвались на сцену, со сцены текли счастливицы в бальных платьях, в пижамах с драконами, в строгих визитных костюмах, в шляпках, надвинутых на одну бровь.
      Тогда Фагот объявил, что за поздним временем магазин закрывается до завтрашнего вечера ровно через одну минуту, и неимоверная суета поднялась на сцене. Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось, - шёлковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов.
     Ровно через минуту грянул пистолетный выстрел, зеркала исчезли, провалились витрины и табуретки, ковёр растаял в воздухе так же, как и занавеска. Последней исчезла высоченная гора старых платьев и обуви, и стала сцена опять строга, пуста и гола..."

Отредактировано Jelizawieta (22.10.2019 09:46)

+3

106

Jelizawieta, спасибо. Видно, как мастерски отточены формулировки в финальной редакции. А ведь рукопись правил уже смертельно больной человек с тяжёлыми болями, теряющий зрение.

+2

107

А ведь он в общей сложности десять лет работал над этим романом. Десять! Правил, переосмысливал, переписывал, какие-то эпизоды выкидывал, где-то добавлял новые. И всё это параллельно с работой над другими произведениями.

Отредактировано Jelizawieta (22.10.2019 09:48)

+3

108

Jelizawieta и Старый Дипломат, у меня вопрос к вам. И всё же, если рассматривать не с точки зрения ощущения от текста, а с точки зрения христианской доктрины, МиМ - роман канонически христианский, или дуалистический. Меня лично в дуализме убеждает сцена на крыше Пашкова дома. Там видно, что Иешуа передаёт распоряжения Воланду через Левия Матвея. И при этом никак не осуждает те бесчинства, которые его свита устроила в мире людей. А когда Левий сам лично наезжает на Сатану, тот его осаживает: "Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей.Вот тень от моей шпаги. Но бывают также тени от деревьев и живых существ. Не хочешь же ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за своей фантазии наслаждаться голым светом?"
Разве это не дуалистическое рассуждение?
При этом, когда Левий передаёт Воланду просьбу относительно Маргариты, ц него "молящее выражение". Получается, что Бог и Сатана делят власть и влияние, и в каких-то вопросах Бог не может диктовать Сатане, а вынужден рассчитывать на его добрую волю. Или как это иначе понимать?

+2

109

Atenae, ИМХО (говорю как православный человек, но, разумеется, от своего ограниченного ума), с точки зрения христианства, это роман, написанный Булгаковым во время тяжелейшего духовного испытания, и текст отражает его рассуждения в тяжких обстоятельствах.
Никакого дуализма в книге не вижу. Сатана как дух волевой и злобный, но абсолютно не творческий, чувствовал послереволюционную Москву как место, подходящее для чёрной мессы. Ему были необходимы помощники среди людей. Он их нашёл, мессу провёл и снова удалился.
Но поскольку он как был служебным духом, не руководителем мироздания, то ничего не сделсл более того, что ему попущено. В книге мы видим, что даже отступление людей от Бога не отменило ни Бога, ни тоску людей по Свету, ни совестного знания об Истине. А что людей, отступающих от Бога, Он никак не ущемляет или репрессирует (они сами без Бога достаточно наказывают себя и друг друга), то это мы тоже видим. Даже голову Берлиозу отрезали потому, что он трус (поосторжничал, перестраховался у турникета, так и доносы он писал - на упреждение), а Аннушка - злобная бабка, эгоистка: не подумала, что разлитое масло надо было хоть песком засыпать.

Отредактировано Старый дипломат (23.10.2019 07:34)

+1

110

Дуализм в религиозном смысле  - признание существования двух равных, изначально существовавших богов, бога добра и бога зла.  У Булгакова нигде не мелькает мысль, что Воланд был всегда. О необходимости существования зла мы слышим от самого Воланда, который у Булгакова не является абсолютным злом, что вполне соответствует иудео-христианскому учению о падших ангелах. Вообще, в его рассуждениях о свете и тени видно, что он "лжец и отец всякой лжи". Во-первых, он не просто сравнивает тьму духовную с тенью, а приравнивает одно к другому, духовное к материальному, что само по себе абсурдно. Да и образное сравнение неуместно: духовная тьма стремится к уничтожению жизни, в то время как в тени в жаркие дни живые существа прячутся от палящего солнца. К тому же ровно в полдень предметы не отбрасывают тени. В пасмурную погоду мы не видим тени. То есть, тень не является неотъемлемым атрибутом существования людей и предметов. А Воланд хочет убедить Левия в том, что является )) Но здесь Левий сам "нарвался": назвал Воланда повелителем теней.  Тот за терминологию и уцепился, и цепочку рассуждений построил.
Во-вторых, свои рассуждения Воланд подкрепляет совершенно нелепым обвинением в адрес слуги Света, что тот якобы хочет уничтожить жизнь на земном шаре, однако это именно слуги Воланда уничтожают. В общем, доводы Воланда основаны на подмене одних понятий другими, притом подмена шита белыми нитками, но его это не слишком заботит: он считает Левия глупцом, о чём и говорит ему прямо.
Воланд пренебрежительно называет Левия рабом, а само присутствие Левия ему невыносимо: лишнее напоминание, что с тем, кого Левий называет Учителем, дух зла говорить недостоин. Его удел - говорить с рабами. Ответ, который Воланд передаёт через Левия, это ответ слуги господину: "Передай, что будет сделано."   
На мысль о дуализме, конечно, может натолкнуть то, что Левий передаёт просьбу, а не приказ. Но с христианской точки зрения в просьбе Всемогущего ничего странного: Он уважает свободную волю сотворённых существ, даже если они против Него взбунтовались, и никого не принуждает творить добро.
А Воланд, дух зла и повелитель теней, подвизался добрым делом заняться: любящие сердца в посмертии соединить. У дьявола задача разъединять, а тут его просят соединить, то есть заняться тем, чем он после своего падения и не думал более заниматься. Даже забавно ))
То, что Левий "моляще обратился" к нему, говоря о Маргарите, а до этого говорил достаточно грубо и вызывающее, впрочем, как и Воланд с ним, наталкивает меня на мысль, что если бы Воланд взбрыкнул и отказался, заниматься посмертием мастера и его возлюбленной пришлось бы Левию.  :rolleyes: 
Моё впечатление от разговора Воланда и Левия: диалог двух слуг, которые друг друга терпеть не могут. Один из них верно служит, а второй когда-то взбунтовался, собрал свой партизанский отряд и в лес ушёл, но время от времени продолжает выполнять просьбы-поручения своего господина.

Отредактировано Jelizawieta (22.10.2019 22:21)

+2

111

Но ведь тогда мы в полный рост упирается в проблему теодицеи! Если Господь дозволяет зло, то он либо не всеблаг, либо не всемогущ. И что у нас тогда получается? Если Воланд - всего лишь слуга, то он действует по приказу? И вот это вот все, что черти утворили в Москве - часть Божьего промысла? Получается, что Сатана - это такой внештатный палач у Господа? Бррр! По мне, концепция дуализма как-то даже гуманнее.
Опять же, получается, что даровать покой Бог не в силах? Это по ведомств Сатаны? И если Левий просит за Маргариту, то допускается, что Сатана может отказать? Как-то это не тянет на службу. Скорее уж это именно отражение еретических воззрений, что у каждого свое ведомство.
М?

+2

112

Каждый из нас может отказаться сделать доброе дело. И эта возможность отказа вполне укладывается в концепцию всеблагости Создателя. Истинное добро из-под палки не делается.
Слуга - не раб. У слуги всегда есть выбор: служить или не служить. Левий выбирает службу, и в глазах Воланда он  - раб, лишивший себя права выбора. Но по сути он не раб, потому что выбрал он, а не за него. Создателю рабы не нужны, Он сам всё может сделать и без нашего участия. Он мог бы меня не творить, Он во мне не нуждается. Но Он сотворил и дал мне свободную волю. Я могу либо участвовать в деле творения, либо уничтожать доступными мне способами сотворённое. Силы тьмы властны надо мной настолько, насколько я им позволяю. Обратите внимание, что заводилой во всех пакостях, учинённых бывшим рыцарем Фаготом  и демоном Бегемотом является Фагот-Коровьев, Бегемот - подпевала. Подпевает он, конечно, виртуозно, но запевала не он. 
Свободную волю у Воланда тоже никто не отнимал. Может согласиться, а может и отказать. На его возможности уничтожать стоит ограничитель, собственно, как и на возможностях каждого творения, обладающего свободной волей.
Что касается покоя и того места в загробном мире, куда отправлены мастер и его возлюбленная - это отдельная тема. Говорить можно д о-о-о-лго.

Сейчас мне надо нестись галопом на работу. "Надобно служить, коли обещался" (с)  ;)
Вернусь поздно, но постараюсь ответить более развёрнуто.

Отредактировано Jelizawieta (23.10.2019 07:18)

+3

113

Atenae, это как в известной формуле: "может ли Бог сотворить камень, который не сможет поднять?" Этот камень - человек. Бог не нуждается в защите, Он действует так, как считает нужным, всё сущее - Его творение, а больше всего он любит людей и носится с каждым человеком так, чтобы в каждом раскрылся Он Сам. Человек - это как телефон, который ищет Wi Fi. Находит Бога - есть связь и работа в общей сети. Не находит - нету. Или как телефон без зарядки. Пока есть мощность в аккумуляторе (изначально вложенные Богом силы жизни) - он выполняет свои функции. Разряжается - не выполняет.
Апостол Павел говорит "всё мне позволено, но не всё полезно". И в Послании к Римлянам очень чётко сообщает о проблеме, описанной в "МиМ" и обсуждённой нами - об ответственности вождей народа перед народом:
"И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют".
Бог отдаёт всех (кому Он - по гордости несовершенного человеческого ума, повреждённого первородным грехом - Он якобы не нужен) их собственным умопостроениям и умозаключениям. "Хотите жить без Меня - это невозможно, потому что Я есть жизнь, истина и путь. Но Я ничего Вам не запрещаю: убедитесь сами, что без Меня ничего делать не можете. Не потому, что Я такой собственник и думаю только о Себе, а потому что в вас ровно столько жизни, сколько Меня. Я отдаю вам Себя в той мере, в которой вы - Мои. Если вы не хотите Меня знать, то живите, как знаете".
И мы видим, что пока в человеке (или в делах рук человеческих, в том же государстве) есть память о Боге, человек и его творение соразмерно жизни и процветает. Как только самомнение человека выходит на первый план, а о Боге забывают, тут и приходит пагуба.
Абсолютная власть человека над людьми развращает абсолютно, она не под силу человеку, она тогда только соразмерна человеческим силам, когда отдаётся в руки Богу. Если правитель вверяет себя Богу или хотя бы не забывает, что над ним Бог, тогда он знает, к кому обратиться за советом и помощью, знает, что его власть не абсолютна, тогда народу благо. Но когда правитель забывает о Боге или, тем паче, ставит себя на место Бога, тогда и сам развратится, и народ свой предаст разврату.
Для Булгакова это центральная тема творчества - царь и народ. Власть Бога и человека. Он писал "МиМ", имея в мыслях то, что его книгу прочитает единственный читатель - Сталин.
Но книга всегда больше своего автора потому, что в творчестве работает не только человек, но и непостижимый Бог: "Без Меня ничего творить не можете". Не в том смысле, что "Я запрещаю", а в том, что творческое начало в человеке - это то дыхание жизни, которое в него вложил Сам.
Это диалог Булгакова с Богом. Потому и получилась такая многоплановая книга :) И каждый в ней видит что-то своё, как в любой хорошей книге.
Что касается Воланда, то один святой на вопрос, кто его научил молиться так, что Господь услышал, сказал: "Бесы".
Не забываем, что столица, над которой так поглумился Воланд, в это же время омывается кровью: и мучеников за Христа, и невинно убиенных, а затем вся страна прокаляется ещё и в огне Великой Отечественной.
[indent]

Отредактировано Старый дипломат (23.10.2019 08:31)

+2

114

Чувствую себя д'Артаньяном в Кревкере, но в отличие от него - мне не скучно, и вопросы у меня возникают.))
Старый дипломат пишет:

Если правитель вверяет себя Богу или хотя бы не забывает, что над ним Бог, тогда он знает, к кому обратиться за советом и помощью, знает, что его власть не абсолютна, тогда народу благо.

Уж сколько правителей прошлого искренне верили и искренне вверяли себя Б-гу, а вот ни одному народу от этого легче не становилось. Если речь не шла о сражениях, в которых победа достигалась ценой жизней, но освобождением от нашествия или чужеземного ига, в истории не найти ни одного правителя, от правления которого народу было бы благо. Даже с освобождением от крепостного ярма не всем рабам свобода стала нужна.

0

115

Стелла, честно говоря, я таких правителей знаю буквально по пальцам одной руки пересчитать, но что они были, уже хорошо :) Хоть какой-то ориентир.
Ваше государство со времён Ханаана вообще находится в исключительном ведении - на этом месте должга быть нарисована стрелочка вверх.
Под "правителем" также следует понимать и начальствующих - даже в своей семье ))
Рая на Земле нет, Земля - это место изгнания и трудов, но когда правитель понимает, что он не абсолют, что есть Завет, что есть Бог, тогда на Земле в его стране хотя бы не ад, а терпимо. А "если Бога нет, то всё позволено", это мы уже проходили. И выводы сделали )), причём все, кто какой мерой может.

+1

116

Старый дипломат, у меня в стране сейчас настоящий дурдом и бардак, которого не было уже добрых две тысячи лет. И тогда, во времена появления Христа, между собой ругались разные течения и направления веры, и как результат - потеря государства.
На данный момент господин Нетаниягу вообразил, что он наместник Б-га на земле, и потерял представление о том, что можно не только руководителю, но и просто порядочному гражданину. А вокруг - действительно враги и мнимые друзья, которые, как и два тысячелетия назад, только и ждут, чтобы урвать себе кусок.
Тот, кто правит - он неизбежно начинает себя настолько ассоциировать с Б-гом, что утрачивает представление о цели власти и границах ее.
Я не верю в правителя, способного к трезвой и беспристрастной  оценке и мыслях о подданных после энных лет правления. Б-г или некая вселенская Сила, имеющая способность держать на связи любое живое существо, допускают для них свободу выбора. А дальше отпускают дело на самотек, вынося приговор по конечному результату. Миллиардные жертвы недобросовестных правителей - это расходный материал, по которому судят о деяниях нескольких человек, не слишком ли дорогая цена? Это цена соизмерима с компьютерным совершенством, для которого жизнь - мгновенная вспышка одного элемента, но как с таким смиряется Б-г? Ведь он - живой, и способен к сопереживанию?

Отредактировано Стелла (23.10.2019 10:19)

+2

117

Честно говоря, вот темы взаимоотношения власти и Бога я в МиМ не углчдела вообще. Отношения автора со Сталиным - они все же за скобками текста. А в тексте это где?
Я-то спрашивала о вполне конкретном - о проблеме теодицеи, которая возникает в тексте, если допустить, что он написан с точки зрения канонического христианства, а не дуалистической ереси. И об'яснений наших уважаемых богословов я не поняла от слова совсем. Я тоже дАртаньян в Кревкере. Кмк, если есть чёткая проблема, должно существовать и чёткое её об' яснение. Свободная воля? Да. Но это не решает проблемы, почему Господь дозволил Воланду резвиться в Москве. Это наказание москвичам за то, что отступились от Бога? Тогда он точно не всеблаг. Либо все же есть Свет, и есть Тьма, и смешивать их не должно? А тот, кто пытается каламбурить на этот счёт, будет 800 лет служить шутом Сатане? Вот это в тексте вижу. Проблему выбора обычного человека вижу. Проблему ответственности чиновника за последствия своих решений. А царя не вижу, хоть Вы меня убейте.

+1

118

Atenae, как нет, а фигура Воланда? Это и есть Сталин, каким его видел Булгаков. Который позволяет себе — как Хлестаков заявлял, что он с Пушкиным на дружеской ноге — вести себя так, как он ведёт, не где-нибудь, а в "богоспасаемом граде Москве" (в столице Сергия Радонежксого и Серафима Саровского) и беседовать через губу с Левием Матвеем. Левий даже не потрудился даже переодеться для встречи с ним, чтобы не замарать белые одежды.
Это очень важная тема для Булгакова: кто и как может замолвить словечко за осуждённого.
Ешё раз, ИМХО: Господь разрешил Воланду резвиться в Москве, потому что москвичи мало того что выбрали труды Маркса-Энгельса-Ленина вместо Нового Завета и Сталина вместо царя, так ещё и посещение "Варьете" вместо говения на Страстной. Бог никому не навязывается, но управляет миром так, как Ему представляется наиболее правильным.
Сам Он, упреждая муки его защитников перед разнообразными парадоксами :), так прямо и говорил, это цитата, которую приводит Его любимый ученик (От Иоанна, 16:23): "И в тот день вы не спросите Меня ни о чем".

0

119

Старый дипломат, боюсь, что эта логика для меня слишком изощренная. Связи так и не усматриваю. Но тем и велик роман, что каждый в нем находит свое. Я, пожалуй, останусь при своём атеизме. Ибо если Бог управляет так, как Вы поясняете, это не согласуется с моим личным этическим кодексом. И пусть каждому воздастся по вере его. Эта тема в МиМ мне очень близка.

+3

120

Atenae, и роман велик, и творец его, и и Творец. Причём сердцеведец: знает, с кем, когда и как работать с каждым.
)))Вы как тот сын из притчи, который говорит отцу "не хочу", а поступает так, как отец просил. Насколько же это лучше, чем говорить "да, сделаю!" - и не сделать.
Причём не факт, что я следую воле пославшего меня так, как Он того ожидал, а Вы - прекрасно следуете без всяких дополнительных инструкций.

+1

121

Стелла, я подписан на "Итон-ТВ" и на видеоблогера из Израиля, так что более-менее в курсе приключений г-на Нетаниагу, но вот правлением царя Давида очень даже восхищаюсь. :) При том, что он был человек как человек, и даже без квартирного вопроса успел сделать много разного.
В Книге Иова есть прекрасный диалог, когда Бог говорит Иову, что тот не совсем в курсе, как там небесная механика устроена, поэтому просит положиться на Него и не плошать :) Что Иов и сделал. Послушался.
Просто у меня столько было в жизни спасительного Присутствия, что могу только говорить "Велик Господь" и включать паузу.

0

122

Старый дипломат, насчет Его присутствия в своей жизни не очень задумывалась, но вот Его Величество случай и Ее Величество удача со мной хорошо знакомы.
А вообще - дорогу осилит идущий, и наша дорога не Святой земле подходит к финишу. На ней были и тернии и звезды, и я жалею только о том, что она не началась на десяток лет раньше.))) Но -всему свое время. 8-)

+1

123

Знаете, а я однажды с Ним поссорилась. То есть, ссорюсь по мелочам я с Ним регулярно (и каждый раз потом убеждаюсь в собственном недомыслии )), но в тот раз было по-крупному, как у Левия. Нет, я не кричала и камнями в небо не кидалась, но во мне всё кричало.  Из-за того, что Он допускает страдание и боль невинных. Сначала я даже старалась урегулировать этот внутренний конфликт, спокойно пыталась найти ответы на вопросы, логические объяснения и т. п. Вечером пошла на мессу, был будний день, не помню, кого из пророков читали во время Литургии Слова и какой потом пели псалом. Чтение из  Евангелия было об исцелении слепорожденного. Тут я психанула. Так быстро вылетела из храма, что чуть не сбила с ног знакомую бабульку. Пришла домой, дома, к счастью, никого не было. Закрылась в своей комнате и дала волю своим "крамольным" мыслям. Меня так несло, что сейчас даже не вспомню, проговаривала ли я всё это вслух, или это просто был поток сознания. А в душе хаос царил полнейший, боль тупая, тёмная, безысходная, и отчаяние, но не холодное, а яростное, горячее.
А потом вдруг как будто кто-то выключателем щёлкнул. И как-то всё логически выстроилось, и стали приходить ответы на вопросы. Не в громе и молнии, а изнутри, через мою же черепную коробку ))
Конечно, я отдаю себе отчёт в том, что это были ответы мне на мои вопросы. И самые интимные ответы на мои интимные вопросы приводить здесь не буду. Но всё же, может быть, что-то из приведённого ниже кому-то поможет найти свои ответы:
Для существования добра существование зла необходимостью не является, добро - самостоятельная величина.  Зло, по сути, является попыткой исказить и искалечить добро, то есть, зло на добре паразитирует, значит, самостоятельной величиной не является.  Вывод: зло слабее истинного добра.
Несравненно больше, чем от болезней, которые являются всего лишь проявлением постепенного умирания нашего тела, люди страдают из-за других людей. Насилие, грабежи, издевательства и тому подобные мерзости - дела рук человеческих. Все вопросы о том, почему Он позволяет людям делать зло, в итоге сводятся к вопросу: "Почему Он позволяет мне совершать зло?"
Зло не делается ради зла. Совершая зло, человек либо ищет добра только для себя (или ограниченного круга лиц), пренебрегая интересами других, либо пытается добыть добро такими способами, какими его добыть невозможно. 
Наказание за сотворённое зло не приходит извне, даже сам процесс совершения зла уже является наказанием. Создатель предупреждает о последствиях неправильного выбора, и человек сам, по сути, отмеряет себе наказание, выбирая зло, а значит, и последствия, о которых предупреждали. Выбирая мелкое или не явное зло, человек отвергает добро и добрые последствия выбора добра, и этим наказывает сам себя. Выбирая явное зло, человек добровольно отдаётся духам тьмы, то есть, духам разрушения. Власть духов разрушения имеет границы. 
Горькие плоды моих неправильных выборов пожинают и мои близкие. Точно так же, как и мне приходится пожинать плоды их выборов. Мир сотворён, как единое целое, мы все друг от друга зависим в большей или меньшей степени.
Как бы ни была покалечена грехами душа человека, образ Добра в нём неистребим. Пока человек жив, есть надежда на духовное исцеление.
Бог не гневается на того, кто искренне гневается на Него и прямо говорит Ему об этом. А вот лицемерное соглашательство Ему противно.

Вот, как-то так...  :question:

Опять почти два часа ночи. А ведь завтра на работу рано надо идти, а не как сегодня  :unsure:

Нет, напоследок всё же скажу о романе. К москвичам явился Воланд со свитой, потому что они сами его пригласили. То есть, они не вызывали его, конечно, как глупые девчонки во второй новелле "Анны...". Но ему особого-то приглашения и не требуется. Если есть потенциальные зрители (ну, или жертвы собственных выборов), едет на гастроли.
Здесь как-то упомянули экранизацию Бортко. А вы заметили, КАК они там, гастролёры эти, от нашего Вани уходят? Они же, по сути, убегают от него. Почти все москвичи (кроме Маргариты и мастера), с кем они по душам побеседовали, будут убегать от них и прятаться, и просить доблестную милицию о заключении в бронированную камеру. А Иван их преследует. Конечно, не догнал. Но ведь уходят, уходят... И больше к нему не лезли.  :yep:

Отредактировано Jelizawieta (23.10.2019 22:49)

+2

124

Стелла, помните, как говорил тов. Саахов из "Кавказской пленницв": "Торопиться не надо!"))
А то, что в Вашей жизни состоялось два мира, да ещё третий, мушкетёрский, это же такой дар! Вообще, что Ваши предки в Киеве уцелели в войну, что Вы появились на свет и помните так много хорошего об очень непростой эпохе, что для Вашего мужа Вы самая ясная звезда... И даже что та разбившаяся витрина Вас не ранила и не покалечила - это тоже повезло по-крупному!
Jelizawieta, благодарю Вас за рассказ о таком сокровенном. Со мной тоже случалось множество чудес по великой милости Его, даже не знаю, которое громче. Одно из самых глубоких сердечных вот.  Я читал о том, какой это страшный опыт для апостолов - Страстная пятница: они рассчитывали на одно, уже "портфели" делили, кто сядет по правую, кто по левую руку, а тут будущее просто кончилось. То земное благополучие, которое они себе выстроили в воображении. И вот я вспомнил мои личные страстные пятницы, когда обрывалась всякая надежда. И обратился к Богу с благодарностью за то, что Он премудро поднимал и утешал меня каждый раз. Но некоторая боль так и вскипела, и даже слёзы выступили. Вот я помолился, поблагодарил за всё и в особенности за дар касаться мыслью самоё сей Тайны - Боговоплощения. Потом решил почитать что-то полегче, успокоить сердце. Открыл электронную книгу, пощёлкал по алфавиту, и обратил внимание на книги Бориса Штерна, фантаста-одессита, которому покровительствовал Борис Стругацкий. Мне стиль Штерна совсем не нравится, не моё. Но тут кликнул на первый попавшийся рассказ (юмористический), о космическом супермене-детективе Бел Аморе. И в первой паре абзацев я прочитал такое доброе обращение Самого Бога ко мне, с таким мягким юмором - именно ответ на слёзы, на боль души, что почувствовал Присутствие. Тот самый "тихий ветер", как в Книге Иова. Я, грешный, окаянный и блудный аз, такой нечаянный дар получил, такое утешение! Сразу растаяла печаль и сменилась непередаввемой радостью. Это был выходной, дома была моя сестра, я ей зачитал эти строки, в таком приподнятом настроении, передал ей радость, мы, наверное, около получаса чувствовали аромат неземного счастья...
[indent]

Отредактировано Старый дипломат (23.10.2019 23:34)

+2

125

Когда мне бывало тяжко, я, как это, наверное, не смешно, обращалась не к Б-гу, а к двум людям. Один жил реально, я его в жизни видела всего раз, но он произвел на меня потрясающее впечатление и своей игрой и своей внешностью.)) Как не странно, мои безмолвные мольбы к этому, незнакомому со мной человеку, мне помогали реально.
Другой - литературный герой, произнесший на склоне жизни потрясающие по силе слова, признаваясь другу в своих переживаниях.

- Ecoutez, mon ami : après m’être usé sur cette terre dont vous parlez, je n’ai plus gardé que deux religions : celle de la vie, mes amitiés, mon devoir de père ; celle de l’éternité, l’amour et le respect de Dieu. Maintenant, j’ai en moi la révélation que, si Dieu souffrait qu’en ma présence mon ami ou mon fils rendît le dernier soupir... oh ! non, je ne veux même pas vous dire cela, d’Artagnan.
- Dites ! dites !
- Je suis fort contre tout, hormis contre la mort de ceux que j’aime. A cela seulement il n’y a pas de remède. Qui meurt gagne, qui voit mourir perd. Non. Tenez : savoir que je ne rencontrerai plus jamais, jamais, sur la terre, celui que j’y voyais avec joie ; savoir que nulle part ne sera plus d’Artagnan, ne sera plus Raoul, oh !... je suis vieux, voyez-vous, je n’ai plus de courage ; je prie Dieu de m’épargner dans ma faiblesse ; mais, s’il me frappait en face, et de cette façon, je le maudirais. Un gentilhomme chrétien ne doit pas maudire son Dieu, d’Artagnan ; c’est bien assez d’avoir maudit un roi !
- Hum !... fit d’Artagnan, un peu bouleversé par cette violente tempête de douleurs.


Старый дипломат, Jelizawieta - вам переводить не надо. 8-) , остальным, кому интересно, я переводу попозже.
Для меня эти слова - сама искренность, сама человечность. Можно рассуждать, можно стараться следовать, но есть боль, от которой все доводы рассудка и вся вера протестуют против свершающегося. В этом - вся природа человека.
А вот и перевод:

Свернутый текст

- Послушайте, друг мой: после того пребывания на этой земле, о котором вы говорили, я сохранил всего две веры: одна - это мои друзья, мой долг отца; вторая - это Вечность, любовь и почитание Господа. Теперь же я чувствую, что если Б-г допустит, что в моем присутствии мой друг или мой сын испустят последний вздох... О, я не в силах выговорить вам это, д'Артаньян!.
- Говорите, говорите же!
- У меня хватит сил на все, кроме смерти тех, кого я люблю. Только против этого нет лекарства. Кто умирает - выигрывает, кто видит, как умирают - теряет. Подумайте: знать, что никогда, никогда больше я не встречу на этой земле того, кого рад был видеть, знать, что нигде больше нет д'Артаньяна, нет Рауля, О!.. я уже стар, вы видите, я лишился былой храбрости; я молю Господа пощадить меня в моей слабости; но, если он нанесет мне прямой удар подобным образом, я его прокляну. Д'Артаньян, христианскому дворянину не гоже проклинать своего Б-га, достаточно того, что я проклял своего короля!
-Гм, - пробормотал д'Артаньян, несколько смущенный этой неистовой бурей страдания.

Отредактировано Стелла (24.10.2019 09:12)

+2

126

Сижу и пытаюсь запретить себе читать на ночь главы о смерти Атоса. Если начну сейчас читать, опять начну реветь, как в юности.

А может, есть где-то в другом измерении реальный мир, где вечно живут все наши любимые литературные герои?  :unsure:

+2

127

Стелла, спасибо за отрывок. Всё-таки какой французский язык выразительный!))
Слабость Атоса можно понять, это очень по-человечески.
Меня утешают слова прп. Амвросия Оптинского: "Господь немедленно забирает душу либо полностью готовую для жизни вечной, либо когда потерял надежду на исправление человека".
Например, после гибели моего друга в Афганистане я увидел сон, который уверил меня в том, как ему хорошо - и утешился. Не перестал тосковать по нему живому, а просто смирил свой эгоизм. Это мне плохо, а не ему; надо перетерпеть.
Ещё читал рассказ одной верующей женщины о том, как она, потеряв мужа и сына в автокатастрофе, горячо молилась, чтобы Господь послал ей хоть какое-то уверение в их неисчезновении из жизни - и увидела на рекламном щите, на рекламе мобильных телефонов, смс-ку, которая по стилю была в точности, как написал бы её муж: что-то вроде "долетели нормально, устроились прекрасно, не скучай, мы с тобой!". И после этого она перестала убиваться. То есть не перестала тосковать в разлуке, но совершенно успокоилась в сердце о своих родных.
Что касается проклятья Атоса королю, то поступок короля не заслуживал ничего другого.

+1

128

Jelizawieta пишет:

А может, есть где-то в другом измерении реальный мир, где вечно живут все наши любимые литературные герои?  :unsure:

Это - единственный рай, в который я бы хотела верить, в который бы хотела попасть, и в котором бы согласилась остаться.
Во всем остальном мне не нужно загробной жизни, мне не хочется встреч ни с кем, из тех, кто меня окружает. Это - моя настоящая, реальная жизнь, с ее радостями, проблемами и болями. Продлевать это все в Вечности я бы не хотела. Земное - земному.
А вот оказаться среди любимых героев, получить новое существование - это меня вдохновило бы. Хочу фанфиков в раю!))))

Сижу и пытаюсь запретить себе читать на ночь главы о смерти Атоса. Если начну сейчас читать, опять начну реветь, как в юности.

Эти главы вызвали у меня первые в жизни слезы от осознания потери. Потери пришли потом, позже намного (на мое счастье). Я и сейчас не могу это все читать: слишком точные слова нашел Дюма для этой смерти. А на фоне кошмара, который творится у моей дочери с ее мужем, у меня желание только его (мужа) проклинать.(( И, осознавая свое полное бессилие, как у графа, хочется уже только одного - не видеть, не знать, не чувствовать. Если тебе не дают помочь, остается только наблюдать. А это - страшно.

Отредактировано Стелла (25.10.2019 09:02)

+1

129

Стелла, "обещаю и клянусь" молиться о разрешении нестроений в семье Вашей дочери. У нас в храме есть большая икона св. пророка Ильи, он не даст мне забыть о данном слове. Св. Илья принимает молитвы о своих сродниках-евреях из всяких уст, это уже проверено. И ему же в последние времена будет поручена особая забота о гражданах Государства Израиль. У Вас дома, как я понимаю, в связи с нерадивым зятем уже сейчас последние времена, поэтому напряжём все связи )))
Если проблемы такие, что разрешить их не в силах человеческих, по себе знаю, как действенна молитва ближних, а в особенности дальних. У меня была ученица, которой я преподавал французский частным образом, и как-то прямо на уроке она разрыдалась, что уже 11 лет в браке, очень любит своего мужа, но он категорически не хочет детей и так их боится, что уже два года не живёт с ней как с женой. Это была ситуация, никак не разрешимая человеческим разумом. Извне никто не может каким-то образом повлиять на брак. Такие вещи нужно отдавать полностью на разрешение Туда, но об этом просить.
В общем, сейчас дочери моей ученицы уже седьмой год, семья счастлива, папа в дочке души не чает, она просто его копия.
Главное правило — говорить хоть кому-нибудь. Как в сказках: хоть тростнику на болоте :)
Вполне в духе "МиМ", когда от Иванушки побежит кот Бегемот. Как зовут Вашего зятя?

+1

130

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

+2

131

Обещано было как-то одному не в меру языкатому нахашу, что потомство жены по голове ему хорошенько надаёт. И это всех нахашей обоих полов касается.  :yep:  Так что кое-кто пусть следит за головёнкой своей, а то ведь прилетит, точно прилетит, откуда и не ждёт. Издевательства над собственной матерью или матерью своих детей даром не проходят, вернутся бумерангом.
Стелла, я тоже обещаю молиться за вашу девочку и ваших внуков.

+1

132

Свернутый текст

Спасибо. А вдруг поможет, хотя этому идиоту уже прилетало: он с мотоцикла летел в аварии, как Икар. Как живой, и почти невредимый, остался, Б-гу только ведомо, хотя и загремел об асфальт. Чудо выживания его на пару лет успокоило и сподвигло на четвертого сына. А потом природа свое взяла - дурь в человеке , она неистребима.((((
От него уже собственная семья шарахается, а она у него огромная, как у всех восточных.

Но Б-г с ним, это к слову все пришлось. А на деле, возвращаясь к книге, и к вопросу о чудесах и возвращении к Б-гу. От него редко уходят, а вот возвращаются, и частенько. У дочери приятельница разводится с мужем, прожив более тридцати лет. Взрослые дети уже, но, в конечном итоге, они поняли, что так дальше жить нельзя: она "хазарет а Тчува" -"вернувшаяся к ответу", то есть: вернувшаяся в Б-гу, к религии. Это требует особого уклада в жизни, соблюдение многих правил и уложений, канитель огромная, если не вся семья живет таким образом. Он не готов к этому, она всегда соблюдала, но не строго, он злился: теперь пришло время разделиться.
Очень многие приходят к Б-гу в результате беды, или чудесного спасения, в особенности - в армии. У нас экшена хватает ежедневно, но все же не стоит ЕГО искушать. У нас в последний налет в нашем городе был вопиющий случай: религиозный парень, из хасидов, уверенный, что он под защитой, заскочить в парадное успел, но прятаться под лестницу, как предписывают, не стал, решил посмотреть, как это выглядит, когда ракеты падают. И, надо же, одна упала точно в палисадник перед его подъездом. Брызнувшие во все стороны стекла парня просто изрешетили. Погиб, и испугаться не успел. Не надо искушать удачу, даже если ты веришь. Пожалей ЕГО, у него и без твоей глупости дел хватает.)))

+2

133

Грустно и страшно. Вот ведь глупость человеческая... Почему вдруг мальчик решил, что может играть в Кощея Бессмертного?  :huh:

+1

134

Jelizawieta, не мальчик он, ему 23 года было, он почти всю свою жизнь провел в иешиве, молясь и учась. И оставил беременную жену, и хорошо, что если только с одним этим, а то и пару могло быть уже к этому времени.(( Вера, доходящая до абсурда.

0

135

Видать, плохо учился. Не объяснили ему, что даже переход улицы в неположенном месте или на красный свет квалифицируется, как нарушение заповеди "Не убий", а тут такое пренебрежение собственной безопасностью.  Нет, если бы он пытался спасти кого-то, кому трудно было добежать до подъезда, да хоть пёсика с повреждённой лапкой, тогда другое дело. А так... Эх...

+1

136

Ох, сколько тут всего произошло.

Atenae написал(а):

Только те, у кого память о Советском Союзе не заёмная, видят, в каком из этих артефактов какая доля исторической правды содержится. Это те, кто руководствуется только воспоминаниями родных, могут лелеять образ "потерянного рая" или "кромешного ада".

Я возразил против конкретного тезиса Стеллы: нужно помнить плохое, чтобы оно не повторилось, и МиМ - пример такой памяти. Для предотвращения плохого необходимо инструментальное знание, помогающее менять социальную реальность. А это знание берётся из научного анализа этой самой реальности - исторического, социологического, политологического. Его не дают художественные тексты, сколь угодно талантливые. И его не даёт обывательский опыта пребывания в какой-либо среде. Мул принца Евгения прошёл десятки кампаний, но не стал от этого лучше разбираться в военном искусстве.
Разумеется, у меня нет опыта жизни в СССР. Он был у двухсот пятидесяти миллионов в 1991 году - и что, это помогло им исправить страну? Для социальной инженерии (a.k.a. "предотвращения плохого") опыт из первых рук нерелевантен. И роман Булгакова для неё тоже нерелевантен.

Старый дипломат написал(а):

Robbing Good, любя компьютерную игру, написал на её основе рассказы и выложил сюда - поделился своими живыми мыслями и чувствами с живыми людьми, то есть даже из виртуальной пустоты сделал живую жизнь

Разве? Я из одной виртуальной среды сделал другую виртуальную среду, только и всего. Любое искусство, будь то литература, театр, кино или видеоигра - разворачивается в виртуальном пространстве. "Уходить из виртуальности" - это уходить из искусства в целом.  :)

+1

137

Robbing Good, скажите, а много ли пользы принесли социологи в мир? Впечатление, что они, живя в реальном мире, обсуждая и рекомендуя действия в виртуальном, совершенно беспомощны в достижении результатов. А вот обезумевший народ, беря в свои руки кое-что посерьезнее палки, все сметает на своем пути. И плевать ему на ваши теории, ему подавай сейчас и много.
Когда начиналась Перестройка, ее встретили с надеждой. А что получилось? так в пене всегда всплывает кое-что, что умеет выкристаллизоваться в правящую верхушку. Всегда и везде.

0

138

Стелла, а учёные и не должны достигать практических результатов в политике. Их должны достигать политики, используя научные результаты учёных. К примеру, Энгельс, пользуясь социологическим и политологическим анализом, совершенно точно предсказал наступление Мак-Магона на Седан в 1870 году, вероятность которого с пеной у рта отрицали практически все тогдашние стратеги - скажете, это знание без практической пользы? Если нужен более свежий пример, то в основу успешной избирательной кампании Путина в 2000 году легли идеи из отличной исторической монографии К.В. Чистова "Русская народная утопия". Вот вам, пожалуйста, практический результат. Думаю, уважаемый Старый дипломат благодаря своему профессиональному опыту сможет навскидку предложить и другие примеры.  :)

Отредактировано Robbing Good (01.12.2019 13:06)

+1

139

Robbing Good написал(а):

Ох, сколько тут всего произошло.

С возвращением на поляну!
Вы бы не ушли из виртуальности, если бы просто тратили время и ресурсы Вашего организма на операции в игровом поле. Но Вы записали свои мысли, пришедшие к Вам в результате игры, и сделали их достоянием общественности - на русском языке, в виде художественных текстов. Как коралл даёт маленький отросток, но из таких отростков строятся целые острова, так и Вы актом творчества внесли свой вклад в русскую культуру. Совершенно материальный вклад, потому что материя - это не только вещество, но и поле, в данном случае - семантическое поле.
Или Вы думаете, что "партнёры" (в смысловом поле которых "золотой телец" - не просто фигура речи) напрасно и без всякого расчёта выделяют множество материальных ресурсов на то, чтобы сократить ареал русского языка? подавить или извратить традиционные смыслы? разрушить литературоцентричность русской культуры?
Законы о запрете русского языка на Украине и Нобелевская премия Алексиевич - это очень недешёвые игрушки, а Вы говорите - виртуальность! )))
Цитирую любимое присловье генерал-майора В.Н. Слипченко, Царство ему Небесное, замечательного представителя русской военной науки: "Пентагон не покупает то оружие, которое не было проверено войной".
Или кто-то может отрицать разрушительную силу такого высокоточного оружия, как "Архипелаг ГУЛАГ"? Автор позиционировал свою книгу как художественную литературу.
Так что, уверяю Вас, функция защиты своей территории Вами выполняется ))
Из классических примеров использования семантического поля как плацдарма из диппрактики приведу Хельсинкский акт: включение "гуманитарного сотрудничества" (в пакете с чисто военными вопросами!) в текст вроде бы мирного договора о "разрядке" использовалось геополитическими противниками Советского Союза на 100% как площадка для развертывания информационной войны. Или вот ещё один пример: я слышал от очень высокого чина ФСБ слова о том, что когда он был зелёным лейтенантом КГБ, его убила брошюрка "Доживёт ли СССР до 1984 года?", которую он прочитал после обыска у диссидента.
Эх, пожалуй, сегодня не буду продолжать, а то сердце разболится, оно у меня после микроинфаркта как бы с трещиной.
(Вон, Стелла знает, что это значит - быть народом, угнанным в Вавилонский плен, потому что погнались за чужими миражами.)
Но пока мы сохраняем смыслы, язык и коды культуры (и можем запросто перекодировать иностранные образцы), мы способны отстаивать право на жизнь.
Какие уроки можно извлечь из текста "МиМ", можно будет продолжить. А то во-он какая портянка уже написалась.

+6


Вы здесь » Перекресток миров » В плену книжных страниц » "Мастер и Маргарита": разные ракурсы