У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Откровение

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Откровение

Послушник сначала благоразумно покашлял, глядя в широкую спину начальствующего, чтобы обозначить свое присутствие, но втуне. Монастырский келарь продолжал неотрывно скрипеть пером по бумаге, не обратив внимания на посторонние звуки.
— Отче, — подал голос послушник, — гостья к вам из города. Барышня. У отца Артемия, говорит, испросите позволения для беседы. Изволите принять?
Отец Артемий поднял голову от большой амбарной книги, и по выражению его лица стало ясно, что надобно вопрос повторить. Келарь был человек углублённый, а ежели работал с книгами и счётами, так и вовсе уходил в дело сугубо.
Послушник вопрос повторил, прибавив, что оная барышня есть дщерь известного в городе адвоката Миронова, и сама особа известная, Анна Викторовна.
Впрочем, уяснив причину беспокойства (при этом сохраняя на лице некую отрешённость, в коей послушник видел знак внутренней работы и хотел бы таковой подражать хотя бы по видимости), келарь без всякий уточнений со своей стороны коротко распорядился:
— Под навесом. Через десять минут.
«Под навесом» означало, что барышню примут в выгороженной, но открытой с двух сторон площадке у амбара, как бы подобии беседки. Здесь мирские гости монастыря из благородных могли спросить короткого душеспасительного совета, сидя на дубовой скамье, отполированной десятилетиями пользования до примечательной гладкости. Вопрошаемый же старец садился на деревянный чурбан напротив гостя.
Сей чурбан, называемый промеж братии «столпом», был для отца келаря излюбленным местом молитвенный трудов. Над скамьёй для посетителей он саморучно прикрепил простой деревянный крест, чтобы на своём «столпе» находиться не в одиночестве, а в виду святыни.
К одиночеству же был сугубо наклонен и к обществу братии себя видимо понуждал, не говоря уже об общении со сторонними людьми по хозяйственным делам монастыря. Вот каков для отца келаря был подвиг послушания.
Чего стоил отцу Артемию разговор в полицейском участке, куда он лично явился, не дожидаясь вызова, можно было только догадываться. Не любил бесполезных разговоров строгий монах, а все разговоры, почитай, мнил бесполезными. Дело говорили — кивал в ответ, не соглашался — брови чуть нахмурит и головой поведет. Если два слова в день скажет, так и те во славу Божию, а если что сверх по необходимости требовалось, то отвечал сухо, скупо и опять-таки исключительно по делу.
Послушник, как всякий новоначальный пламенно радея о процветании монастыря и не желая отпугнуть барышню от добрых дел — во славу Божию и ради спасения души (хотя слухи именно об этой барышне до монастыря, знамо дело, доходили), пояснил, чтобы угрюмства отца Артемия не боялась и на свой счет не принимала, со всеми таков и со всеми ровен, человек же замечательный и Господом поцелованный, вскорости будет несумненный прозорливец. А что не в Оптиной, не в Сергиевой и не на Афоне, а в нашенском монастыре — так Затонск, милая, город не простой! Перстом Всевышнего отмеченный! Уж не ему, окаянному рабу Божьему, букашке на лице мироздания, о том барышне Мироновой истолковывать, сама всё знает, сама всё понимает, а что в Божье место пришла, так Всевидящий-то и привёл. Ангелов со сто и Богу слава.
Интересно, что бы сказал сам отец келарь, услышав таковой трубный глас о себе и о богоспасаемом граде Затонске из уст послушника.
К счастью для последнего, отец Артемий разговора не слышал, а у искомого навеса появился ровно через десять минут, хоть часы проверяй.
Со скамьи навстречу ему поднялась барышня — голос юный, сладкий, девический — в лазоревом платье, на подоле которого отец Артемий вначале и остановил свой взгляд. Даже когда девушка попросила благословения прилично моменту, и монах ответствовал так же прилично «Бог благословит», глаза он удерживал в рассеянии, а пригласив девицу присесть и сам усевшись на своём чурбане, стал смотреть себе под ноги.
Но чуть склоненная к плечу голова и повёрнутое к гостье ухо означали готовность слушать, да и вся его поза была благожелательной.
— Отче Артемий, я Анна Миронова, из-за которой…
— Знаю, знаю, дитя, — сразу мягко перебил монах. — Из-за денег преступление совершено, не из-за вас. Не терзайтесь. Вашей вины нет.
— Честной отец, но я не только об этом хотела спросить. Можно?
— Слушаю.
— Я понимаю, что письмо, которое написал Куликов, — это абракадабра, — начала она твёрдым голосом. — Не имеющая, собственно, отношения ни ко мне, ни к Создателю.
— Истинно так.
— Но, понимаете…
Остановилась, словно перед порогом. Но переступила, слово произнесла:
— Духи. Сами… духи, которых я видела. Анненкова и Обручева. Они говорили, что я ошибка мироздания. Обручев сказал. Посмотрел на меня так и…
Голос пресёкся. Барышня крепилась, чтобы не плакать, но платочек из сумочки всё же потянула, монах это слышал.
И — не удержалась, сорвалась:
— Как это тяжело выносить, отче! Ведь меня же в лицо… Меня же ведьмой называют — за что?! Люди, от которых… которым… А я же ничего! Знали бы вы, как это…
— Знаю, — перебил отец Артемий. — Дары от Господа не то же, что подарки от родных. Дары от Господа — кресты. Только не мог Обручев сказать, что вы ошибка мироздания.
Установилась тишина. Барышня удерживала платочек возле носа, сушила слёзы, только её дыхание и было слышно.
(«Душистый платочек, нежный и… набухший… Влагой… И пахнет же от самой её чистоты…»)
— Не мог? — переспросила гостья с надеждой.
(«…от чистоты… Какой же дурак ты, Демиург, со своей гнусной теорией... Это придумать только — стакан воды!»)
— Что он сказал вам, слово в слово, помните? — вопросом на вопрос ответил монах.
— Д-да. Этого я до конца своих дней не забуду, отче. Когда я спросила… про вас… «кто такой Счетовод?»… Обручев поднял на меня голову и посмотрел так удивлённо, как будто… Как будто догадался. И сказал: «А вы… Вы — ошибка. Вас не должно быть».
Отец Артемий сидел молча: ни одобряющих слов не говорил, но и не двигался с места, лишь голову чуть ниже наклонил.
Но тут же и выпрямился. На гостью по-прежнему не глянул, только лицом не был хмур, напротив, даже будто усмехнулся чему-то. И вдруг сказал просто, ясно, будто с кафедры — студентам-криминалистам.
— Анна Викторовна, Обручев правду говорил: вы — ошибка Кулакова. Готовясь к убийству, он не учёл ваш дар. А такой дар — величина, которою нельзя пренебречь.
— Н-нельзя?.. — прошептала девушка.
— Никак нельзя, Анна Викторовна. Как же можно принять плюс бесконечность за нуль? Осрамиться только. А как прозвище моё вы назвали, и оно ключом послужило… и признанием. Господи, не вмени мне в превозношение.
Теперь шумный вздох монаха заглушил подрагивание девичьих ноздрей. Барышня Миронова хранила тишину, чтобы дать выговориться отцу Артемию. Она почувствовала, как ему это необходимо.
— Благодарю вас сердечно, Анна Викторовна. Счетовод, да. Видите, как в жизни бывает: сказал слово — и судьбу свою определил. Я сейчас всё с приходными книгами, да счетами, да счётами, а Счетоводом меня назвали потому, что я сказал: «Не мне с вами сводить счёты, да и не сводит Бог счёты, поймите вы, ребята!» Кулаков и Обручев — они оба были безбожники, это сейчас, — отец Артемий вздохнул, — страшно модно, сами знаете. Лапласа любили цитировать: «В этой гипотезе я не нуждаюсь». Это про Творца-то неба и земли, видимых же всех и невидимых! Отцеубийцы. Да тем ведь и кончили, видите. Погубили своей гордыней профессора. Он ему вместо отца, руку помощи протянул, нищему, потом ассистентом сделал, доверял все ключи. А  Гений-то наш — его моей бутылкой, из-под моего целебного отвара… Вот оно как поворачивается, Анна Викторовна, если на неверной гипотезе всё своё мироздание зиждить и маммоны более всего на свете алкать. Дух злобы, дух подмены… Понял Демиург — в последний миг своей жизни, но понял, — что вы, как тот камень, который отвергли строители, спутал Гению все карты. Карты… Гений обожал кумира своего, теорию вероятностей. В ней искал формулу мироздания. А случай, Анна Викторовна, — это всего лишь второе имя Бога. По дороге, ведущей в Рим, можно идти прочь из города и удаляться от него всё более и более, но этим движением вспять Рима не отменить.
— А Демиург? — спросила Анна Викторовна, ободрившись до того, что даже не побоялась проявить любопытство.
— Демиург, — охотно ответил Счетовод, усмехнувшись, — как ему и полагается, держал в уме материю, отягощённую злом. Теорию поля разве что не лобызал, предрекал тёмную материю, обсчитывал сдвиги. Дефект масс повсюду искал! С массой-то у него с гимназических времён был дефект, здоровья слабого, хил да болезнен. Так ведь Господь таким в утешение Сам говорил, Своими пречистыми устами: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Ведь талантлив же был… и любим...
Отец Артемий повел могучими плечами, покачал головой, тяжко вздохнул. Если бы барышня Миронова не знала точно, что не видит он духа несчастного Обручева, то подумала бы, что вздыхает бывший Счетовод над горьким заблуждением своего университетского товарища, который стоит прямо перед ним, повесив голову.
— Невместимо это было для нашего Демиурга, — с болью выговорил отец Артемий. — Для того сердце люботрудное нужно иметь, а не... держаться обезьяньей теории, будто бы что красивое оперение, что острый клык, что жалованье, умом добываемое, — всё едино для особ противуположного пола. Между тем величайший из математиков, месье Паскаль, в болезнях родился и скончался, прожил аскетом истинно православного духа, хоть и был в латинстве. Какие трактаты против нечестия иезуитов писал! Упокой, Господи, его душу, искавшую Тебя и только Тебя, — монах осенил себя широким крестом, и в его зычном голосе явственно слышалась радость, будто давно почивший француз был его другом и однокашником. — Ему и откровение пришло от Господа. А Лаплас — что Лаплас? Все мы, Господи, грешны пред очами Твоими, вмени ему во искупление дерзких его слов, что таланты, Тобою данные, он приумножил, исполняя Твою заповедь людям на пользу.
И поднял глаза на барышню Миронову, улыбнулся с добром. Встал на ноги со своего чурбана и поспешно поднявшуюся паломницу перекрестил.
— Ступайте, Анна Викторовна, храни вас Господь. Дара же вашего не стыдитесь, читайте житие святых Киприана и Иустины и трезвитесь примером их. А как случится быть в Париже, — и снова короткий вздох, но уже не печальный, — так не сочтите за труд, посетите могилку Паскаля Блэза, в церкви святого Стефана, в Латинском квартале. И передайте, что слова любимого ученика Спасителя «имею против тебя, что забыл ты первую любовь свою» — не про нас. Чтобы за брата своего, многогрешного раба Божия Артемия, у ног Всевышнего помолился. Обсчитать слабое взаимодействие невозможно, если его слабым почитать, а в нём-то вся сила… в этой самой первой любви. На ней вся Вселенная и стоит, Бог есть любовь. У меня вот — к математике, у вас… тоже есть к кому. Ступайте, ступайте, дитя, с Богом. Но в церковь ту непременно зайдите, и праведника помяните. Душеспасительно это будет и для деток ваших.
С этими словами отец келарь повернулся и быстрым размашистым шагом двинулся к монастырским службам, оставив Анну Викторовну в чувствах гораздо более светлых, чем те, с которыми она вошла в обитель.
[indent]

Отредактировано Старый дипломат (30.10.2019 22:06)

+11

2

А непростой у нас отец Артемий оказался. Тоже с пророческим даром? Вот только как он с таким угрюмым нравом в учителя попал? Или тоже послушание? Или через годы открылась потребность нести Слово Божие отрокам?
Хотя, пардон, забыла, что его учительство - это фанон.

+2

3

А ежели по канону, то ведь не помогло Анне Викторовна мудрое вразумление. Особливо после того, как на неё напустился отец Фёдор. Так и считала себя ошибкой мироздания. До такой степени, что едва не попала в лапы сатанистов. Не только физически, а душевно. А все потому, что её сомнение Словом Божьим не лечится. А токмо благоволением Якова Платоныча.

+12

4

Отец Артемий- любопытный персонаж. Был математиком, стал священником. В фильме ему не чужда ирония. Интересна его встреча с Анной. Хорошо, что не все священники такие, как отец Федор. Конечно, сомнения у нее остались, но, надеюсь, что ей стало полегче.

Отредактировано АленаК (31.10.2019 08:29)

+1

5

Atenae, Яков Платоныч и был для Анны Викторовны заветным даром от Бога :), словом Слова и делом Творца.
Что касается характера о. Артемия, то болтливому послушнику, который вводит читателя в драббл, сдержанность в словах кажется одновременно и угрюмством, и прямо-таки афонским достижением :)
Сам же герой — человек страстный и со страстями своими борющийся довольно успешно. Через энное количество лет будет прекрасный учитель!

АленаК написал(а):

Отец Артемий- любопытный персонаж. Был математиком, стал священником.

В то время общество было сословным, и священником становился, как правило, сын священника. О. Артемий начал путь к священству с монашества, это чуть ли не единственная тогда возможность попасть в сословие духовенства "с улицы".
Сейчас в этом отношении всё намного проще, чем в РИ, так что известный священник о. Димитрий Смирнов (кстати, его прадед, причисленный к лику новомучеников, окончил свои дни в Усть-Каменогорске) был раньше скульптором, о. Андрей Ткачёв — военным переводчиком, о. Артемий Владимиров — учителем русского языка и литературы, о. Георгий Митрофанов — библиотекарем.
К слову, наиболее известным дореволюционным священником-математиком был о. Иван Первушин, крупный учёный, сделавший несколько открытий в теории простых чисел, член-корреспондент АН СПб и Парижской АН. Но он был из духовного сословия и стал заниматься математикой уже в семинарии.

+6

6

Ууууу, как заумно! Философ отец Артемий, так завуалировано-обтекаемо объяснил  и волки сыты и овцы целы. Вот осуждает церковь общение с духами, нельзя, но ежели очень надо. то -можно.  Мудрец, мыслитель. Как жаль что среди церковников очень и очень мало встречалось таких духовников. Если б не упорное мракобесие, то и Джордано Бруно был бы жив и Галилею не пришлось бы мучиться и Коперник не скрывал бы своих трудов. И наука двигалась бы гораздо быстрее. Но, увы...

+1

7

марина259, Вы приводите примеры католических проблем, они Православия не коснулись, у нас другие проблемы.
Вообще, церковь не в брёвнах, а в рёбрах. Церковь — это люди. Вот такие люди есть, с такими и работает Бог. "Других пысателей у мэня для вас нэт" (с) :)
Предосудительно ли, к примеру, Вам отправиться куда-нибудь в "горячую точку" и проводить зачистку боевиков, которые нарушают все законы, божеские и человеческие? Очень предосудительно. А подготовленных именно для этой задачи военных туда отправить? Очень уместно.
Никакой зауми, то есть непостижимого уму, в этом нет :)
[indent]

Отредактировано Старый дипломат (31.10.2019 16:55)

+1

8

И всё же, откуда отец Артемий знает, что АВ будет в Париже? Про деток предположить естественно. А для такого всё же откровение требуется. По Формуле прочёл?

+3

9

Atenae, предположить, что барышня из первейшей семьи г. Затонска побывает в Париже — чего уж проще в 1888 году! :):):) Это ж не в 1948-м и не в 1978-м!

0

10

Хорошо, что отец Артемий поддержал Анну, а то «куда не кинь всюду Клин»: Разумовский со сватовством, Яков обиделся и не может по настоящему поговорить, родители решили выдать замуж за старика, слухи нехорошие ходят в городе. Ужас! Человеколюбие украшает и «гражданских» и священников. Спасибо, читать интересно!

0

11

Alya написал(а):

Человеколюбие украшает и «гражданских» и священников. Спасибо, читать интересно!

Ещё как украшает!))) Это, может  единственное, что нас по-настоящему украшает-то, правда?
Спасибо, что заглядываете к нам на "Перекрёсток"! Присоединяйтесь, ещё есть время до 7-го написать драбблик  :flag:
Да и после тоже можно ))

+1

12

Старый дипломат написал(а):

А случай, Анна Викторовна, — это всего лишь второе имя Бога. По дороге, ведущей в Рим, можно идти прочь из города и удаляться от него всё более и более, но этим движением вспять Рима не отменить.

Если позволите, утащу это себе в блокнот. Это тот случай, когда краткость совершенно не умаляет глубины. Это, впрочем, касается как выделенной цитаты, так и рассказа в целом.
Сама вещь же, кмк, из тех, которые, перечитывая, каждый раз видишь под немного другим углом. И отец Артемий замечательный, уже сейчас в нем видны задатки хорошего учителя.
И я все-таки хочу думать, что фраза о Париже и, сразу после, о детях - это не столько логика, сколько интуиция. Тоже отблеск Откровения.
Старый дипломат, спасибо!

+4

13

Irina G., я рад, что Вам понравился рассказик, написанный специально для Вас )))
Если будет желание и время почитать книгу Паскаля "Мысли" (или послушать, она есть на Ютьюбе), не пожалеете - такой чудесный человек, умнейший и глубочайший. Как Моцарт гений в музыке, так он в точных науках, вся гидравлика до сих пор жива его открытиями. Он в детстве основные теоремы геометрии заново открыл, просто скучая без математики (его отец, сам видный математик, считал, что сыну с таким слабым здоровьем вредно много заниматься и закрыл книги в шкафу; шкаф мальчик открыть не смог и придумал развлечение с треугольниками, для себя; когда отец увидел, он был потрясён и отдал сыну ключ от шкафа). При всём блеске своего гения Паскаль был скромнейшим человеком, до конца своих дней, тратил все свои доходы на помощь бедным. Подал королю проект устройства в столице общественного транспорта именно из сострадания к людям труда, которые добираются на работу пешком, так в Париже появился первый омнибус. Прожил всего 39 лет, последние два года - в тяжёлой мучительной болезни, и вот тогда-то он писал, а потом надиктовывал те самые "Мысли" - о Боге и человеке.

+5

14

Помню, на теологии наш преподаватель истории философии на первом занятии заявил: Братья и сёстры мои по вере, если кто из вас не соизволит прочитать  до конца семестра "Мысли" Паскаля, на экзамен может не являться.  :yep: Мысли у моих однокурсников по поводу "Мыслей" потом были разные, но все прочитали. Некоторые до сих пор периодически читают.
Старый дипломат, спасибо за отца Артемия! Он мне одного из наших профессоров напомнил. :cool:

+2

15

Jelizawieta, недаром Паскалю явился Христос! "Мысли" - наше сокровише. Такими людьми, как Паскаль, и стоит Земля ))

+1

16

С одной стороны,образ о. Артемия здесь совершенно не расходится с тем, что увидела на экране. С другой стороны,кмк, в этом рассказе очень много Вы вложили в него своей собственной личности, своих размышлений, убеждений, своей веры. Буду снова перечитывать, пока для меня здесь основное: "Бог есть любовь."

+1

17

Наталья_О, спасибо! Мне это было бы лестно, но личность скорее о. Павла Флоренского (я о нём думал, когда писал), гениального учёного. Тон его. Правда, о. Павел был не только математик, а разносторонний учёный уровня Леонардо. Погиб на Соловках.

+2

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»