У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Перекресток миров

Объявление

Уважаемые форумчане!

В данный момент на форуме наблюдаются проблемы с прослушиванием аудиокниг через аудиоплеер. Ищем решение.

Пока можете воспользоваться нашими облачными архивами на mail.ru и google. Ссылка на архивы есть в каждой аудиокниге



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перекресток миров » Академия пана Кляксы » Занятие №2. Художественная деталь


Занятие №2. Художественная деталь

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Несмотря на то, что большинство участников не выполнили домашнее задание по художественному образу, мы не можем срывать сроки обучения в Академии. Это может поставить под угрозу срыва международный прозаический конкурс, запланированный на апрель 2013 года. поэтому я объявляю тему следующего занятия - "Художественная деталь".

Художественная деталь - одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изображаемое автором явление в неповторимой индивидуальности, запоминающаяся черта внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка.
"Художественные детали не следует путать с реалиями — теми чертами и фактами действительности, которые присущи окружающей писателя жизни и потому отражаются в произведении, накладывая на него отпечаток определенной эпохи" (С.В. Калачева).
Популярность художественной  детали  у  авторов,   следовательно,   проистекает   из   ее
потенциальной силы, способной активизировать восприятие  читателя,  побудить
его к сотворчеству,  дать  простор  его  ассоциативному  воображению.  Иными
словами, деталь актуализирует  прежде  всего  прагматическую  направленность
текста и его модальность.
      Деталь, как правило, выражает незначительный, сугубо  внешний  признак
многостороннего  и  сложного  явления,   в   большинстве   своем   выступает
материальным  репрезентантом  фактов  и   процессов,   не   ограничивающихся
упомянутым   поверхностным   признаком.    Само    существование    феномена
художественной детали связано с невозможностью охватить явление во всей  его
полноте и вытекающей из  этого  необходимостью  передать  воспринятую  часть
адресату так, чтобы последний получил представление о явлении в целом.
      Индивидуальность   внешних   проявлений    чувств,    индивидуальность
избирательного  подхода  автора  к  этим  наблюдаемым  внешним   проявлениям
рождает  бесконечное  разнообразие  деталей,  репрезентирующих  человеческие
переживания. Например, сильное душевное волнение своей героини  А.  Ахматова
передает строчками, которые стали классическими:
«Я на правую руку надела /
Перчатку с левой руки».
Художественная деталь находится в родстве с художественным образом. Образ обычно и создаётся посредством деталей.
Художественная деталь – один из самых лаконичных способов передать суть явления через внешние признаки. Вспомним, как работает деталь в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»
Шёлковое белье Жени Камельковой появляется в сюжете три раза. В первый раз девушки замечают его в бане, и там это шёлковое бельё резко выделяет её из круга сослуживиц, носящих обычное, хлопчатобумажное. В этой сцене шёлковое бельё вырастает до символа – презрения к войне, нежелания подчиняться её законам, женской красоты.
Второй раз эта деталь выступает в роли боевого оружия, когда Женька выскакивает в нём к озеру, отвлекая немцев и заставляя их уйти.
И в последний раз мы видим это бельё в сцене, когда старшина Васков требует бельё, чтобы сделать перевязку и в отчаянии отбрасывает шёлковое бельё, которое не может впитывать кровь. И здесь эта деталь работает на ощущение бессилия жизни, женской хрупкости, беззащитности. Именно на ту идею, что встали защищать родину девушки – существа, не предназначенные для войны изначально. Встали и защитили. И всё это подано красиво, исподволь, без пафосных заявлений – через хорошо работающую художественную деталь.
Более подробно с особенностями введения детали в текст можно познакомиться в нашей «Творческой мастерской» - статья «Рояль в кустах, или ружьё в первом акте».

0

2

Упражнение №1: привести примеры работающих деталей из любого поэтического и прозаического текста, объяснить, каким образом эта деталь работает на общий замысел произведения.

0

3

Сегодня появились веские основания ускорить работу нашей Академии. По материалов наших литературных конкурсов будет формироваться сборник. Но войти туда смогут только зрелые тексты. Потому пора активизировать работу.

Итак, упражнение №2. Написать прозаический текст любого объёма, в любом жанре, где будет работать художественная деталь. На написание текста - 10 дней. После этого будет дано новое задание.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Перекресток миров » Академия пана Кляксы » Занятие №2. Художественная деталь