Несмотря на то, что большинство участников не выполнили домашнее задание по художественному образу, мы не можем срывать сроки обучения в Академии. Это может поставить под угрозу срыва международный прозаический конкурс, запланированный на апрель 2013 года. поэтому я объявляю тему следующего занятия - "Художественная деталь".
Художественная деталь - одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изображаемое автором явление в неповторимой индивидуальности, запоминающаяся черта внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка.
"Художественные детали не следует путать с реалиями — теми чертами и фактами действительности, которые присущи окружающей писателя жизни и потому отражаются в произведении, накладывая на него отпечаток определенной эпохи" (С.В. Калачева).
Популярность художественной детали у авторов, следовательно, проистекает из ее
потенциальной силы, способной активизировать восприятие читателя, побудить
его к сотворчеству, дать простор его ассоциативному воображению. Иными
словами, деталь актуализирует прежде всего прагматическую направленность
текста и его модальность.
Деталь, как правило, выражает незначительный, сугубо внешний признак
многостороннего и сложного явления, в большинстве своем выступает
материальным репрезентантом фактов и процессов, не ограничивающихся
упомянутым поверхностным признаком. Само существование феномена
художественной детали связано с невозможностью охватить явление во всей его
полноте и вытекающей из этого необходимостью передать воспринятую часть
адресату так, чтобы последний получил представление о явлении в целом.
Индивидуальность внешних проявлений чувств, индивидуальность
избирательного подхода автора к этим наблюдаемым внешним проявлениям
рождает бесконечное разнообразие деталей, репрезентирующих человеческие
переживания. Например, сильное душевное волнение своей героини А. Ахматова
передает строчками, которые стали классическими:
«Я на правую руку надела /
Перчатку с левой руки».
Художественная деталь находится в родстве с художественным образом. Образ обычно и создаётся посредством деталей.
Художественная деталь – один из самых лаконичных способов передать суть явления через внешние признаки. Вспомним, как работает деталь в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»
Шёлковое белье Жени Камельковой появляется в сюжете три раза. В первый раз девушки замечают его в бане, и там это шёлковое бельё резко выделяет её из круга сослуживиц, носящих обычное, хлопчатобумажное. В этой сцене шёлковое бельё вырастает до символа – презрения к войне, нежелания подчиняться её законам, женской красоты.
Второй раз эта деталь выступает в роли боевого оружия, когда Женька выскакивает в нём к озеру, отвлекая немцев и заставляя их уйти.
И в последний раз мы видим это бельё в сцене, когда старшина Васков требует бельё, чтобы сделать перевязку и в отчаянии отбрасывает шёлковое бельё, которое не может впитывать кровь. И здесь эта деталь работает на ощущение бессилия жизни, женской хрупкости, беззащитности. Именно на ту идею, что встали защищать родину девушки – существа, не предназначенные для войны изначально. Встали и защитили. И всё это подано красиво, исподволь, без пафосных заявлений – через хорошо работающую художественную деталь.
Более подробно с особенностями введения детали в текст можно познакомиться в нашей «Творческой мастерской» - статья «Рояль в кустах, или ружьё в первом акте».